ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ
О.Ю. Арсентьева
Кафедра менеджмента Институт подготовки и повышения квалификации кадров лесного комплекса ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» ул. Студенческая, 19, Екатеринбург, Россия, 620049
В статье раскрыт профилактический функционал организации социально-педагогической поддержки семьи как системы социальной защиты. Обоснована необходимость социальной защиты отдельных социально-уязвимых групп населения. Рассмотрены общественные функции социального обеспечения разных категорий граждан.
Ключевые слова: профилактический функционал, социально-педагогическая поддержка, социальная помощь, социальная защита, функции социального обеспечения.
Отсутствие последовательно осуществляемой социально-педагогической поддержки семьи профилактического характера на различных стадиях ее становления является одной из проблем современного российского общества. Мы рассматриваем в этой связи проблему более эффективной организации социально-педагогической поддержки семьи как проблему построения структуры, объединяющей различных специалистов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных работников, юристов, экономистов и др., которые в совокупности решали бы проблемы профилактики затруднений и проблем в жизнедеятельности семьи. При этом в зоне нашего интереса оказалась семья, желающая получить подобную поддержку со стороны специалистов, семья, осознающая недостаточность своих знаний о путях и условиях создания, укрепления и дальнейшего функционирования семьи.
Масштабы и новизна современных проблем семьи обусловливают необходимость поиска новых, нетрадиционных подходов, определяют многовариантность их решения. В этом поиске не последняя роль принадлежит теоретическому осмыслению предпосылок формирования социально-педагогической поддержки семьи, тенденций ее развития, проблем и противоречий этого процесса.
Потребность в выверенной тактически и стратегически государственной программе социальной поддержки граждан, направленной на обеспечение минимальных, нормативно закрепленных гарантий, мер сдерживания, блокирования негативных социальных тенденций, возникших в последние годы, определяют содержание современной государственной социальной политики.
В современных социокультурных условиях актуализируются вопросы социальной защиты отдельных социально-уязвимых групп населения: детей, молодежи, инвалидов, пожилых людей, безработных, беженцев и др. Появляются исследования, посвященные раскрытию механизма социальной защиты в форме социаль-
ной работы, что во многом связано с созданием государственных целевых программ помощи конкретным группам населения.
Научный интерес часто перемещается с описания социальной защищенности на организационно-технологические формы и модели социальной защиты. Исследуются вопросы организации социальной защиты на региональном уровне и в связи с развитием местного самоуправления.
Большой интерес представляют попытки исследования вопросов социальной защиты в рамках коммерческого и так называемого «третьего», некоммерческого и негосударственного сектора [1]. При исследовании проблемы социальной защиты преобладает социально-демографический, нормативно-правовой и организационно-управленческий подходы.
Социальная защита как определенная система отношений в обществе существовала всегда. В отечественной литературе высказывается точка зрения, согласно которой защита человека становится социальной не потому, что его защищает общество, а потому, что защищается социальность человека, его социальные права и свободы, гарантируется удовлетворение его базовых жизненных потребностей. В силу этого человек может существовать в обществе именно как человек [3].
Исследователи этой проблемы подчеркивают, что общественные системы вырабатывают защитные механизмы, точно так же как биологические организмы вырабатывают защитные механизмы против болезней. Социозащитная форма деятельности в обществе присутствовала в той или иной форме в соответствии с определенным этапом его развития. На начальных этапах формирования общества защита носила просто характер включенности в общество, защищенность индивида возникала от самого факта включенности в социум.
Институализация социальной защиты начинается с момента становления рыночного общества, потребовавшего создания государственных систем социального обеспечения и социального страхования в связи с увеличением объективных социальных рисков в таких масштабах, которые не были присущи прежним этапам развития общества. В противном случае в обществе могла возникнуть угроза серьезных социальных потрясений. Поэтому в ряде стран данные социальные институты инициировало государство, рассматривая их как условие национальной безопасности. Создаются такие институты социальной защиты, как пенсионные системы, страхование на случай потери работы, медицинское страхование.
Наибольшее развитие системы социальной защиты получают в период, когда в ряде развитых стран распространяется концепция государства всеобщего благоденствия.
Осуществление социальной поддержки в России в виде вспомоществования и элементов социального призрения имеет длительную историю.
В целом, социальная защита трактуется как общественные отношения, связанные с поддержкой отдельного человека или группы людей в трудной жизненной ситуации, с которой они в силу объективных причин или обстоятельств субъективного характера не могут справиться самостоятельно. Эти отношения возникают также в связи с устранением подобных ситуаций, их причин или следствий.
Представление о социальной защите как системе общественных отношений позволяет дать более развернутое определение. Она рассматривается как система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.
В современных условиях в России формируется новая модель социальной защиты населения, соответствующая рыночным отношениям. Во многом она основана на системе социальной защиты советского периода.
Система социальной защиты населения в современном российском обществе еще не получила окончательного институционального оформления. Но ее формирование происходит как становление и развитие трех важнейших государственных институтов: система социального обеспечения, реализующая принцип всеобщности и унифицированности при предоставлении социальных благ; система социального страхования, предполагающая принципы солидарности и обязательности; система адресной социальной помощи и социального обслуживания малообеспеченных и социально слабых слоев населения, в основе которой лежит принцип социальной заботы государства в отношении этих слоев общества и социальной благотворительности.
В последнее время создаются основания для развития частной системы социальной защиты. Она базируется в любом обществе на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семью [4]. Гарантиями этой системы социальной защиты являются зарабатываемые собственным трудом и предпринимательской деятельностью доходы, доходы от собственности, а также личные сбережения. Она ориентирована на принцип распределения по труду, создается на добровольном принципе и предусматривает соблюдение принципа эквивалентной взаимосвязи страхового взноса и получаемого социального блага.
Социальная защита как система практических действий осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу.
Понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются относительно новыми для российской науки и практики. Социальная помощь — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими душевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления им денежных выплат, натуральных выдач и услуг сверх получаемых ими заработка, пенсий, стипендий, пособий и т.п. с целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» социальная помощь граж-
данам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ.
«Социальная поддержка» включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Законом РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» социальная поддержка входит в предмет ведения органов местного самоуправления.
Социальное обеспечение как социальный институт выполняет ряд важных общественных функций. Функции социального обеспечения — это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Выполняя свойственные ему функции, социальное обеспечение выступает активным фактором развития общества. Различают экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения [2; 5].
Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она распадается, в свою очередь, на распределительную, обеспечительную и производственную.
С помощью распределительной функции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная функция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, органов местного самоуправления, администраций организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и т.п.
Сущность обеспечительной функции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и т.п.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.
Производственная функция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышения производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и больных работников.
Социальная функция означает, что социальное обеспечение направлено на предупреждение, смягчение или устранение последствий различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной направленности она может выступать как защитная, реабилитационная или компенсационная функция.
Защитная функция означает защиту граждан от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от различных негативных следствий рыночной экономики (безработица). Данная функ-
ция реализуется за счет выплат пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг.
Реабилитационная функция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, адаптации их к трудовой деятельности. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовой процесс (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами перемещения и т.п.).
Компенсационная функция связана с возмещением утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или доходов, снижения уровня материального обеспечения в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении цен, безработице и т.п.
Политическая функция означает, что социальное обеспечение служит средством реализации политики государства, в частности, социальной политики. Оно способствует предотвращению снижения жизненного уровня населения, улучшению материального положения его различных групп и слоев, снижению роста социальной напряженности в обществе.
Духовно-идеологическая функция социального обеспечения означает, что оно влияет на общественное сознание, на идеологию, мораль, социально-психологическое состояние в обществе. Она условно может быть подразделена на идеологическую функцию, моральную, социально-психологическую.
Идеологическая функция выражается в том, что социальное обеспечение может оказывать положительное воздействие на сознание людей, укреплять доверие к государству, к власти.
Моральная функция основана на утверждении гуманизма в общественном сознании, таких ценностей, как милосердие, сострадание, помощь ближнему и т.п.
Социально-психологическая функция проявляется в формировании чувства уверенности, защищенности, собственного достоинства у людей в условиях возрастающих социальных рисков в современном обществе.
Демографическая функция проявляется во влиянии социального обеспечения на демографические процессы в обществе. В ее содержание входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости, повышения продолжительности жизни и т.п.
Таким образом, профилактический функционал социально-педагогической поддержки жизнедеятельности семьи должен составлять особый предмет внимания со стороны системы социального обеспечения и организаторов социально-педагогического консалтинга.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Арсентьева О.Ю. Семья как социально-педагогический институт: монография. —
Екатеринбург: УрГУ, 2006.
[2] Кузьмин А.И. Теоретико-методологические принципы исследования самосохранительной
функции семьи: Автореф. дисс. ... докт. социол. наук. — Екатеринбург, 1997.
[3] Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. — М.: Юрайт, 2011.
[4] Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. — М.: АПКиППРО, 2008.
[5] ХоментаускасГ.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 2009.
THE PREVENTIVE FUNCTIONAL OF A SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT TO FAMILY LIVING ABILITIES
O.Ju. Arsenteva
Ural State Forestry University Studencheskaya str., 19, Ekaterinburg, Russia, 620049
In the article the preventive functional of a socially-pedagogical family support service organization as a social protection system is opened by the author. The necessity of social protection of separate socially-vulnerable groups of the population is proved in the article. The public functions of social security of different categories of the citizens are considered by the author.
Key words: preventive functional, socially-pedagogical support, the social help, social protection, social security functions.