DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.012 УДК 343.8
Романова Надежда Владимировна
кандидат исторических наук,
начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела,
Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Nadezhda V. Romanova
Сandidate of History,
Head of the organizational, scientific, editorial and publishing Department,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
Кияйкин Дмитрий Викторович
кандидат юридических наук, доцент,
врио начальника кафедры уголовного процесса
и криминалистики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Dmitriy V. Kiyaykin
Candidate of Law, Associate Professor,
Acting Head of the Department of criminal procedure and criminalistics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация. В статье раскрываются особенности профилактики коррупции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Акцентируется внимание на необходимости усиления профилактической работы в процессе формирования среды предупреждения коррупционных правонарушений в УИС. Авторами предпринята попытка конкретизации и систематизации состояния профилактической работы на различных уровнях служебной деятельности и предложена система принципов профилактики коррупционных правонарушений. Антикоррупционная среда рассматривается в качестве основы профилактической работы.
Делается вывод о том, что по параметрам своего развития пенитенциарное общество в России уже пришло к потребности ключевой и системной работы по предупреждению и профилактике коррупции в УИС. В указанном направлении очень важно использование всех имеющихся возможностей как социальных, так и технических наук. Профилактика должна базироваться на специальных знаниях в области государственной службы и управления, социального развития и психологии.
В результате исследования предложены эффективные меры оперативно-организационной работы по профилактике рассматриваемых правонарушений, такие как: регулярный анализ практики применения судами антикоррупционного законодательства (в рамках служебной подготовки); ознакомление личного состава с обзорами; духовно-нравственное воспитание сотрудников, основанное на преемственности добропорядочных основ и традиций; повышение уровня профессионального правосознания.
Ключевые слова: профилактика, коррупционные правонарушения, антикоррупционная среда, служебная деятельность.
PREVENTIVE ENVIRONMENT OF CORRUPTION-RELATED OFFENCES
IN THE PENAL SYSTEM
Summary. The article reveals the features of corruption prevention in institutions and bodies of the Penal system (hereinafter referred to as the PS). Attention is focused on the need to strengthen preventive work in the process of creating an environment for preventing corruption-related offenses in the Penal system. The authors attempt to specify and systematize the state of preventive work at various levels of official activity and propose a system ofprinciples for the prevention of corruption-related offenses. The anti-corruption environment is considered as the basis of preventive work.
It is concluded that according to the parameters of its development, the penitentiary society in Russia has already come to the need for key and systematic work on the prevention and precaution of corruption in the penitentiary system. In this direction, it is very important to use all the available opportunities of both social and technical sciences. Prevention should be based on specialized knowledge in public service and management, social development, and psychology.
The study suggested effective measures operational and organizational work for prevention of considered offences, such as regular analysis of practice of application by courts of anti-corruption legislation (within
© 2020 Романова Н. В., Кияйкин Д. В.
the framework of service training); introduction of personnel reviews; spiritual and moral education, based on continuity, the good foundations and traditions; raising the level of professional sense of justice.
Keywords: prevention, corruption-related offenses, anti-corruption environment, service activities.
Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений государственной политики в современной России. Мировой опыт свидетельствует о том, что полностью искоренить коррупцию не удалось еще ни в одной стране, поэтому основной акцент делается преимущественно на борьбе с ней и снижении ее уровня.
Рассуждая о коррупционных проявлениях, необходимо четко представлять себе наполнение профилактической среды в рассматриваемом направлении. О коррупции можно говорить в социальном, экономическом, политическом и психологическом аспектах. Некоторые авторы выделяют бытовые корни коррупции исходя из опыта жизнедеятельности населения на определенной территории. Такой вид коррупции назван Президентом Российской Федерации самым опасным [1]. Известно, что коррупция является основой криминальной среды, в связи с этим профилактика коррупционных правонарушений в системе исполнения наказаний является первоочередной задачей.
По данным сайта Генпрокуратуры РФ в России за 2019 г. совершено 11,6 тыс. преступлений коррупционной направленности, среди которых преобладающими были: дача взятки и ее получение, различные виды мошенничества, присвоение и растрата. Перед судом в 2019 г. за коррупционные преступления предстало 6,9 тыс. обвиняемых лиц, из которых 181 сотрудник ФСИН России.
Причины совершения коррупционных преступлений сотрудниками УИС в основном связаны с недостаточной материальной и социальной защищенностью сотрудников; низким уровнем отбора кадров для службы в УИС, квалификации; нездоровым климатом в коллективе; профессиональной деформацией; отсутствием профилактической деятельности и т. д.
Среди основных принципов эффективной профилактики и «борьбы» с коррупционными проявлениями в УИС следует назвать:
- информационную открытость деятельности, за исключением информации для служебного пользования, сведений, составляющих государственную тайну (ограниченного распространения), определяющих необходимость обеспечения безопасности общества и государства;
- подотчетность и разумную подконтрольность специализированным общественным и государственным органам, учреждениям и организациям (Прокуратуры, Общественной наблюдательной комиссии, Уполномоченному по правам человека, общественным палатам и формированиям органов представительной власти и т. п.);
- обеспечение и защиту прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также сотрудников и работников УИС;
- неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения;
- презумпцию невиновности сотрудников и работников УИС (особенно актуально для преодоления коллизий, юридических ошибок и уменьшения личностных последствий от них);
- защиту очевидцев и других свидетелей в разбирательствах по коррупционным преступлениям;
- и, наконец, создание антикоррупционной среды в качестве основы профилактики коррупции в служебных коллективах.
Следует констатировать и тот факт, что в УИС имеет место многоуровневая коррупция. Только за последнее время произошло достаточно большое количество случаев коррупционных правонарушений в органах власти [2].
На данном фоне противодействие коррупции путем предоставления справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера выглядит малоэффективным. Общая доля предупредительного воздействия данного процесса составляет не более 32 %. Кроме того, Минтруд уже делит ошибки госслужащих при заполнении деклараций на значимые и не очень [3].
Система деклараций существует во многих странах мира, основная их цель заключается в предотвращении незаконного обогащения или содействии урегулированию конфликта интересов. Только, исходя из описанного выше, существенное место в этом занимает высокий уровень правовой культуры и правосознания сотрудников УИС наряду со знанием и уверенностью, что в коррупционной сфере неустанно работают «оперативники» и другие должностные лица органов исполнительной власти, так или иначе призванные к борьбе с рассматриваемым явлением.
По параметрам своего развития пенитенциарное общество в России уже пришло к потребности ключевой и системной работы по предупреждению и в целом профилактике коррупции в УИС. Дело в том, что среда, в которой служат и работают люди в системе исполнения наказаний, отличается от других, ее нельзя ни с чем сравнивать, она уникальна. Так вот, чтобы определить маркеры, влияющие на поведение и сдерживающие сотрудников от коррупционных правонарушений, нужно выявить составляющие элементы. В основе проявлений личности в службе и семье лежит общий социально-психологический климат. Развивающие направления благоприятной социально-психологической среды не позволят проявиться профессиональной деформации или уклонить личность в сферу преступного поведения. Данный компонент профилактики является темой отдельного исследования, мы не будем здесь на нем акцентировать внимание.
Отдельным направлением профилактической деятельности является среда образовательных организаций ФСИН России. Данная среда отличается достаточно высоким уровнем правовой культуры сотрудников, имеющие место коррупционные происшествия по большей части имеют небольшую общественную опасность. Важным в работе данных подразделений является поддержание творческой атмосферы, развитие личностных свойств, создание возможности к самореализации и актуализации уже достигнутых сотрудниками успехов. Отслеживание коррупционной составляющей в образовательных организациях свидетельствует о низком уровне коррупционных правонарушений по сравнению с другими органами и учреждениями УИС: 0,23 % от 100 случаев [4].
Вернемся к рассмотрению основных элементов профилактики. Так, во исполнение п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» в учреждениях и органах УИС определены подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных п. 3 названного Указа Президента Российской Федерации, в том числе и функции по осуществлению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Конечно же, порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях/предприятиях) УИС, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», определен Положением об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги/супруга и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом ФСИН России от 05.07.2013 № 387 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги/супруга и несовершеннолетних детей». В связи с этим полагаем важным развитие невербальных методов профилактической работы, о которых было сказано выше.
Таким образом, профилактика коррупции - это многоуровневая и разнонаправленная деятельность, способствующая предотвращению использования в личных целях служебного положения сотрудниками и работниками УИС и основанная на функционировании системной служебной среды. В связи с этим следует подчеркнуть необходимость соблюдения баланса юридической ответственности и наказания, с одной стороны, и системы социально-экономической поддержки добропорядочных и законопослушных лиц - с другой. В данном направлении очень важно использовать все имеющиеся возможности как социальных, так и технических наук. Профилактика должна базироваться на специальных знаниях в области государственной службы и управления, социального развития и психологии.
Подводя итоги проведенного исследования, представим следующие рекомендации по организации профилактики/предупреждению коррупционных правонарушений среди личного состава и поддержания на должном уровне антикоррупционной среды:
1. Ежеквартальный анализ практики применения судами антикоррупционного законодательства (в рамках служебной подготовки), ознакомление личного состава с обзорами [5, с. 314-321].
2. Проведение профилактических бесед с сотрудниками, направленных на систематические разъяснения требований нормативных актов в сфере противодействия коррупции, порядка и условий служебной деятельности, разъяснение ответственности за нарушение установленных обязанностей/ограничений и запретов.
3. Прохождение стажировки сотрудниками УИС с элементами оперативно-профилактических и/или процессуально-криминалистических операций, связанных с противодействием коррупции.
4. Ежегодное подведение итогов работы в подразделениях с приглашением/участием представителя ведомственного подразделения собственной безопасности, Федеральной службы безопасности и т. п. для корректировки правопослушного поведения.
5. Привлечение сотрудников к участию в работе общественных формирований по развитию позитивного образа сотрудника УИС. Взаимодействие с общественными организациями правозащитной направленности, в том числе с юридическими клиниками на базе образовательных организаций, фондами социальной помощи, войсковым казачьим обществом, народной дружиной.
6. Привлечение сотрудников к служебным расследованиям с целью профилактики собственных правонарушений.
7. Духовно-нравственное воспитание сотрудников, основанное на преемственности добропорядочных основ и традиций.
Библиографический список
1. Красковский Я. Э. Мелкое взяточничество как проявление бытовой коррупции [Электронный ресурс] // Наука. Общество. Государство. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/melkoe-vzyatochnichestvo-kak-proyavlenie-bytovoy-korruptsii (дата обращения: 29.11.2020).
2. Борьба с коррупцией в России [Электронный ресурс]. URL: http://corrypcii.net/corrupcia_v_fsin_rossii_database (дата обращения: 29.11.2020).
3. Минтруд разрешил чиновникам ошибаться в декларациях [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/news/598278 (дата обращения: 29.11.2020).
4. Противодействие коррупции: методические материалы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/anticorrup2014/metodicheskie-materialy/ (дата обращения: 29.11.2020).
5. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы: январь - сентябрь 2020 г. // Информационно-аналитический сборник. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2020. Неопубликованный акт. 436 с.
References
1. Kraskovskii Ya. E. Melkoe vzyatochnichestvo kak proyavlenie bytovoi korruptsii [Petty bribery as a manifestation of domestic corruption]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [The science. Society. State]. 2018. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/melkoe-vzyatochnichestvo-kak-proyavlenie-bytovoy-korruptsii (Accessed: 29.11.2020) [in Russian].
2. Bor'ba s korruptsiei v Rossii [Fight against corruption in Russia]. URL: http://corrypcii.net/corrupcia_v_fsin_rossii_database (Accessed: 29.11.2020) [in Russian].
3. Mintrud razreshil chinovnikam oshibat'sya v deklaratsiyakh [The Ministry of labor allowed officials to make mistakes in declarations]. Izvestiya [News]. URL: https://iz.ru/news/598278 (Accessed: 29.11.2020) [in Russian].
4. Protivodeistvie korruptsii: metodicheskie materially [Anti-corruption]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii: ofits. sait [Federal service of execution of punishments]. URL: https://fsin.gov.ru/anticorrup2014/metodicheskie-materialy/ (Accessed: 29.11.2020) [in Russian].
5. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: yanvar' - sentyabr' 2020 g. [Main indicators of the criminal Executive system: January-September 2020]. Informatsionno-analiticheskii sbornik [Information and analytical collection], Tver, 2020. Neopublikovannyi akt. 436 p. [in Russian].