Научная статья на тему 'Профессору поможет банкир главное в эндаументе поиск надежных партнеров фонда'

Профессору поможет банкир главное в эндаументе поиск надежных партнеров фонда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессору поможет банкир главное в эндаументе поиск надежных партнеров фонда»

М. А. Эскиндаров

ПРОФЕССОРУ ПОМОЖЕТ БАНКИР ГЛАВНОЕ В ЭНДАУМЕНТЕ -ПОИСК НАДЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ ФОНДА

Еще в одном российском вузе появился фонд накопления целевого капитала (эндаумент-фонд). Новшество пробует освоить Финансовая академия при правительстве РФ. Соответствующий документ был подписан пару дней назад. Что ожидается в результате, рассказал ректор академии.

- Михаил Абдурахманович, об эндаументе помышляют многие ректоры, но механизм его формирования и работы понимают не все. Что это такое?

- Для России это новое понятие. Закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» действует с начала 2007 года. Он позволил таким учреждениям, как наше, формировать целевой капитал, передавать его в доверительное управление и использовать полученный доход для целей, определенных уставом и договорами с жертвователями. Эти доходы налогами не облагаются. По закону государственные или муниципальные организации могут быть получателями средств целевых фондов, но не могут быть их учредителями. В этом случае формируется некоммерческий фонд, который становится собственником целевого капитала в пользу государственного учебного заведения.

Учредителями Фонда целевого капитала Финансовой академии выступили: председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент-председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин, президент банка «Возрождение» Дмитрий Орлов, бизнесмен Михаил Прохоров и ваш покорный слуга. Первоначальный сбор составил 7 миллионов долларов. До конца года мы планируем набрать около 10-17 миллионов. Думаю, что наш фонд - самый крупный из имеющихся сегодня. Высший орган фонда - попечительский совет. В него согласились войти министр финансов Алексей Кудрин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, президент Российской академии наук Юрий Осипов, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, режиссер Никита Михалков. Будут еще представители бизнеса. Попечительский совет разработает стратегию деятельности фонда. Исполнительная дирекция займется воплощением ее в жизнь, размещением средств в

ценные бумаги. Общими усилиями мы не дадим средствам фонда сгореть.

- Именно поэтому в ваш фонд вошел министр финансов. Кому лучше подсказывать стратегию фонду, как не финансовому стратегу целой страны?

- Разумеется. Если вы заметили, и президент фонда - человек, имеющий огромный опыт в банковской сфере. Он вывел свой банк в ряд крупнейших банков России.

- Чтобы его фонд заработал в полную силу, Гарварду потребовалось не менее 10 лет. Когда начнет работать эндаумент-фонд Финансовой академии?

- Все будет зависеть от того, насколько активно фонд развернет работу с выпускниками. Впрочем, мы рассчитываем не только на бывших студентов академии, мы апеллируем и к нашим друзьям. А их много. Уже в июле мы разместили капитал в ценных бумагах, а через год будем вовсю использовать проценты от вклада.

- За рубежом деятельность фонда всегда открыта для проверок. Что будете делать вы, чтобы не потерять доверие жертвователей?

- Мы не намерены скрывать результаты работы фонда. Сайт, на котором фонд разместит доклады об отчетной деятельности, будет в открытом доступе для всех желающих.

- На что, например, пойдут первые деньги? Есть какие-то ограничения в тратах?

- Средства пойдут на повышение качества образования в вузе. Мы будем поднимать зарплату. Нищий преподаватель не может дать знаний. Профессора должны чувствовать себя комфортно. А для этого им нужно зарабатывать никак не меньше 2-3 тысяч долларов в месяц. Мы уже сегодня почти вдвое увеличили зарплату наших преподавателей. Размышляем и о том, чтобы заработная плата ассистента была поднята до приличного уровня. Кадры стареют, надо подумать о смене. Надеемся сформировать фонд научных исследований и приступить к созданию новых учебников. Страна переходит на двухуровневую систему. Мы объявили конкурс на подготовку учебников по новым программам и на гранты на издание монографий, которые, кстати, могут раз-

74

© М. А. Эскиндаров, 2007

рабатывать не только наши преподаватели, но и ученые из других вузов. Мы не прочь пригласить к себе для чтения лекций нашим студентам зарубежных лауреатов Нобелевской премии. Четыре из семнадцати, которым мы уже разослали приглашения, согласились приехать к нам.

- Какие вообще есть риски для тех, кто попытается создать эндаумент?

- Во-первых, риск не собрать денег. Создавать фонд на миллион рублей не имеет смысла. На какие проценты он будет существовать? Во-вторых, есть риск не оправдать доверие жертвователей. Любой из них вправе чего-то ожидать от своих пожертвований. В нашем случае он ожидает, что с помощью его средств будет улучшено качество подготовки студентов. Я уверен, что эти деньги повлияют на учебный процесс. Иначе нас спросят: «А зачем я вам дал свой капитал?» Я думаю,

многие пойдут на то, чтобы вкладывать средства в эндаумент-фонд, нежели просто передавать средства в фонд школы. В конце концов в случае нецелевого расходования средств жертвователь может забрать свой капитал.

- А в регионах скоро появятся эндаумент-фонды?

- Они появятся. Эндаумент можно создавать в любых организациях. В Казани есть Финансовый институт. Многие руководители из правительства Татарстана оканчивали его. Почему бы там не быть эндаументу? Тут надо понять еще одну важную вещь. Пожертвования могут быть любыми. Наш выпускник прочел в газете о создаваемом фонде и пришел к нам, «Я не богатый и не бедный, - сказал он, - 5 тысяч долларов я готов внести». Так будет, я уверен, и во многих других вузах.

ВЫШЛИ В СВЕТ: ^

Рогозин Н. К., Рогозин К. И., Стриженко А. А. Экономика знания и образование. Мировая и российская экономика: основные экономические проблемы и пути их решения : сборник докладов на Межвузовской научно-практической конференции аспирантов, преподавателей и студентов, Барнаул, 20-21 янв., 2005. Барнаул : Изд-во АлтГТУ 2005. - С. 43-45.

В докладе рассматриваются проблемы, связанные с особенностями перехода к использованию интеллектуальных знаний в современном постиндустриальном обществе, а также проблемы информатизации образования. В конце XX века работа стала носить преимущественно не физический, а интеллектуальный характер, для обозначения которой появились новые термины, которым всего около 40 лет. Это - «работа знания», «работник знания», «отрасли промышленного знания» и т. д., а современную экономику называют «информационной», «знаниеемкой», «новой» или экономикой знания. В этой экономике информация используется в качестве дополнительного экономического ресурса, становясь сама по себе информационным продуктом. Происходит информатизация всех сфер деятельности общества. Работники знания имеют две основные потребности: в образовании, дающем им возможность работать в области знания, и в непрерывном образовании в течение их рабочей жизни, чтобы поддерживать знания на современном уровне. Продолжающееся или непрерывное образование необходимо работникам знания, так как в обществе, технологиях, знаниях происходят колоссальные, убыстряющиеся изменения. Задача высшей школы и образования в целом - подготовить выпускников не только к этим изменениям, но и к способности находиться всегда впереди потока информации, уметь отбирать нужные для организации сведения, достижения результата, т. е. в итоге производить эти изменения. Четыре фактора считаются необходимыми условиями полноценного участия страны в экономике знания: непрерывное образование; информационная инфраструктура, обработка и распределение информации; системная инновационность; экономическое стимулирование и институциональный режим, способствующие свободному потоку информации и знанию; предпринимательство и поток инвестиций в разработку информационных технологий и информационных систем. Основная предпосылка развития экономики знания состоит в том, что знания являются одним из основных факторов производства наряду с трудом, землей и капиталом, становясь на современном этапе одним из самых важных компонентов в экономике. Информатизация создает новые рабочие места, чаще всего в сфере услуг. ,

Экономика образования ♦ № 4, 2007

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.