Научная статья на тему 'Профессор В. Залеский видный ученый и политик'

Профессор В. Залеский видный ученый и политик Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
60
26
Поделиться
Ключевые слова
В.Ф. ЗАЛЕСКИЙ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / ИСТОРИЯ НАУКИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ / КОНСЕРВАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАЗАНИ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Лопатин Андрей Алексеевич

В статье предпринята попытка раскрыть феномен личности Владислава Францевича Залеского (1861-1922). Лидер и один из главных идеологов монархистского движения Волго-Уральского региона на рубеже XIX XX вв., действительный статский советник и дворянин, профессор Казанского университета оставил богатое научное наследие в различных областях общественных наук. Изучение деятельности В.Ф. Залеского по материалам его работ и архивных источников позволило с новой позиции оценить его вклад в развитие научной и общественно-политической сферы Поволжья.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Лопатин Андрей Алексеевич,

The article represents an attempt to reveal the phenomenon of Vladislav F. Zalesky (1861-1922). He was a leader and one of the main ideologists of the Russian monarchist movement in the Volga-Ural Region at the turn of the 19th and 20th centuries, a Valid Councilor of State, a nobleman, and a professor of Kazan University. V. Zalesky left a rich scientific heritage in various areas of social studies. Study of V. Zalesky's activity on the basis of his scientific works and archival sources made it possible to evaluate his contribution to the development of scientific and political spheres of the Volga Region from a new point of view.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессор В. Залеский видный ученый и политик»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 3, ч. 2 Гуманитарные науки 2010

УДК 94(47)(092)

ПРОФЕССОР В. ЗАЛЕСКИЙ - ВИДНЫЙ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК

А.А. Лопатин

Аннотация

В статье предпринята попытка раскрыть феномен личности Владислава Францевича Залеского (1861-1922). Лидер и один из главных идеологов монархистского движения Волго-Уральского региона на рубеже XIX - XX вв., действительный статский советник и дворянин, профессор Казанского университета оставил богатое научное наследие в различных областях общественных наук. Изучение деятельности В.Ф. Залеского по материалам его работ и архивных источников позволило с новой позиции оценить его вклад в развитие научной и общественно-политической сферы Поволжья.

Ключевые слова: В.Ф. Залеский, история России, история государства и права, политическая экономия, история науки в Казанском университете, консервативное движение в России, общественные и политические организации Казани.

На рубеже XIX - XX вв. Российская империя переживала сложный период своего развития. Перед российским обществом и властью встали актуальные вопросы политико-правового и социально-экономического переустройства. Оформилось три идеологических концепта и, соответственно, три основных общественно-политических движения: консервативное охранительство, эволюционизм и революционизм. Настоящая статья посвящена анализу научной и общественно-политической деятельности одного из признанных теоретиков и лидеров поволжского консервативного правомонархического движения Владислава Францевича Залеского. Необходимо отметить, что в литературе, посвященной консервативному движению в России и Поволжье, многогранной и весьма противоречивой личности В.Ф. Залеского уделено необоснованно мало внимания. В немногих существующих работах рассматривается главным образом его общественно-политическая деятельность. Между тем Владислав Францевич был видным ученым-правоведом, заметно проявил себя и в других сферах науки. В этой связи небезынтересными представляются его взгляды на социально-экономические и политико-правовые проблемы российского общества рубежа веков. Цель настоящей работы состоит в раскрытии особенностей личности профессора Казанского университета В.Ф. Залеского через изучение его научного наследия и политических воззрений.

Родился Владислав Францевич 30 января 1861 г. в семье небогатого польского шляхтича Франца Залеского, приват-доцента Казанского университета, и казанской дворянки Варвары Денисовой. Отметим, что сам В.Ф. Залеский в сословие потомственных дворян был принят после 1908 г. по цензу городской недвижимости, когда Николай II пожаловал его вне правил, ко дню Святой Пасхи

чином действительного статского советника. Рано оставшись без родителей, он воспитывался у тетки, получил хорошее образование. Имея широкий кругозор, свободно владел польским, немецким, французским и английским языками, увлекался музыкой, фотографией, писал стихи.

В подробной характеристике, данной Залескому в журнале «Мирный труд», говорится, что в основных чертах своего характера и убеждений Владислав Францевич определился с юности как консерватор, монархист, русский националист [1, с. 2]. Положительными сторонами его характера, как отмечено в характеристике, являлись правдивость, откровенность, верность слову, педантичная честность в денежных делах; отрицательными - высокомерное признание себя «умнее всех», резкость, гордость, неспособность переносить обиды. Появление указанных черт характера и убеждений у Владислава Францевича связывали с двумя основными причинами. Во-первых, наследственность - он являлся потомком польских шляхтичей (с отцовской стороны) и русских казаков (со стороны матери). Во-вторых, это семейная обстановка и воспитание - отец познакомил его с польским языком и культурой, но ни разу при сыне не высказывался негативно о России, при том что отрицательно относился к революционной идеологии [1, с. 2].

Владислав Залеский получил среднее образование во 2-й и 3-й гимназиях Казани, после окончания последней в 1880 г. с золотой медалью поступил на физико-математический факультет Императорского Казанского университета и через пять лет закончил его со званием «действительного студента естественных наук». Женившись в 1885 г. на оперной певице Н.И. Панафутиной, он некоторое время занимался хозяйством в своем имении, а с сентября 1887 г. по январь 1888 г. отбывал по жребию воинскую повинность в качестве канонира. В 1889 г., решив избрать юридическую карьеру, Владислав Залеский подготовился самостоятельно за весь курс обучения и сдал экстерном экзамен государственной испытательной юридической комиссии при Казанском университете, получив диплом первой степени. В 1891-1892 гг. он сдал экзамены на степень магистра политической экономии, а в 1894 г. защитил магистерскую диссертацию в Петербургском университете на тему «Учение о ценности». С 1893 г. Владислав Францевич - приват-доцент Казанского императорского университета по кафедре политической экономии и статистики. Находясь в этой должности, он читает лекции по политической экономии. В 1899 г. В. Залеский защитил докторскую диссертацию на тему «Учение о капитале» в Новороссийском университете. С июня 1900 г. Залеский - экстраординарный, с июня 1901 г. -ординарный профессор кафедры энциклопедии и истории философии права (НА РТ. Ф. 977. Оп. Л.д. Д. 11. Л. 150-158).

Владислав Францевич Залеский был широко известен в России прежде всего благодаря своей научно-педагогической деятельности. Круг его научных и интеллектуальных интересов был весьма широк: это вопросы права, философии юридической и политической науки, государственного устройства и общественной жизни, политической мысли, экономики, российской и всеобщей истории, краеведения, сельского хозяйства. Он являлся автором многих научных работ, статей, курсов лекций, учебных пособий. Научному сообществу были известны такие его работы, как «Власть и право: Философия объективного права», «Учение

о происхождении прибыли на капитал», «К вопросу о реформе средней школы», «Лекции истории философии права», «Лекции энциклопедии права», «История преподавания философии права в Императорском Казанском университете в связи с важнейшими данными внешней истории юридического факультета», «Critique de la theorie du degre final de l' utilite» («Критика теории конечной степени полезности»), «Das problem der Profit-Entstehung vom Standtpunkte der psychologischen Werth-Theorie» («Проблема возникновения прибыли с точки зрения психологической теории ценности»), «Грюнвальдский бой - прообраз единения славян (К тысячелетию борьбы славян с немцами)» и др.

Основные научные интересы профессора Залеского концентрировались в круге экономико-правовых проблем общества. В своих концептуально-методологических подходах к исследованию тех или иных вопросов Залеский исходил из тезиса, что «всякая правильно поставленная наука неуклонно стремится расширить поле своих наблюдений. Этому стремлению не осталась чужда и наука права» [2, с. 394]. Углубляясь в исследование развития правовой науки рубежа XIX - начала XX вв., Залеский отмечает, что в результате указанного расширения сферы наблюдений появились два новых направления в правовой мысли, опирающиеся на индуктивные приемы исследования: «так называемая сравнительно-этнографическая метода и криминально-антропологическая школа» [2, с. 396]. Активный методологический поиск приводит ученого к новым выводам и обобщениям.

Залеский считал, что одни «исторические данные слишком недостаточны для того, чтобы, пользуясь ими, можно было выработать правильный взгляд на происхождение и сущность права» [2, с. 396]. Он утверждал, обосновывая принципы сравнительно-этнографического подхода, что нужно изучить право у всех народов земного шара, по возможности во все времена, для того чтобы исходя из состояния права у низших рас сделать выводы о доисторическом характере права у цивилизованных народов. Залеский подчеркивал, что последующее сравнение поможет вывести общие законы развития отдельных институтов и построить теорию права вообще (см. подробнее [2]).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

По мере исследования отдельных проблем в этом направлении Владислав Залеский пришел к выводу, что право есть понятие относительное и оно подвержено преобразованиям с изменением структуры социальных организаций [2, с. 398]. Он указывал, что «естественный закон регулирует поведение человека, живущего вне государственного общения, в естественном состоянии, где нет между людьми неравенства, нет власти и подчинения, нет зла... Но благодаря несовершенству своей природы люди не могут исполнять названных требований естественного закона и далеко от них уклоняются» [2, с. 177]. Как верующий человек, Залеский считал, что греховность затемняет наш разум, отвлекает нас от добра и склоняет к злу. Таким образом, «веления естественного закона» перестали исполняться людьми по внутреннему побуждению и для того, чтобы принудить их к соблюдению этого закона, потребовался внешний стимул, каковым, по мнению В. Залесского, явились государство и государственные законы. Методы криминально-антропологической школы были применены В. Залеским в историко-юридических исследованиях о преступниках, похитивших знаменитую икону Казанской Божьей Матери.

Среди проблем, которые постоянно привлекали внимание Залеского, были ключевые вопросы о сущности и происхождении права, о соотношении права и нравственности [3, с. 3]. В этот период в правовой мысли получила широкое распространение концепция, сформулированная Рудольфом фон Иерингом, которая пришла на смену долго существовавшей исторической школе права. В основу теории Р. Иеринга, которую он сам назвал реалистической, было положено понимание права как юридически закрепленного интереса: в интересе, цели, практической пользе ученый видел существенный элемент понятия права. Согласно этой концепции право возникает из борьбы личностей и их групп и в форме принуждения обеспечивает условия существования общества. Таким образом, здесь мы наблюдаем индуктивный подход к пониманию генезиса права и власти. Именно применение такого подхода, как считал Залеский, позволяет объяснять более общие вопросы посредством анализа частностей.

В.Ф. Залеский полагал, что лишь когда утилитарные воззрения соединились с теорией развития, когда на помощь идеям утилитаризма пришли эволюционные идеи, влияние этих двух направлений на развитие общества привело к наиболее благоприятным последствиям [3, с. 9]. Ученый высоко оценивал значение эволюции в процессе преобразования общества.

В работе «Власть и право» профессор Залеский дал собственное определение права. «Право есть общественный порядок, представляющий собой охрану, со стороны общества, интересов как отдельных лиц и групп индивидуумов, так и всего общества в целом» [3, с. 231]. По мнению Владислава Францевича, «право, как общественный порядок, представляет изучающему его две стороны: с одной стороны, оно является совокупностью норм, регулирующих взаимоотношения людей в обществе - это право в объективном смысле, объективное право; с другой стороны, оно является властью или господством известных лиц над объектами внешнего мира и человеческими действиями - это право субъективное» [3, с. 231].

Таким образом, очевидно, что профессор Залеский был убежденным сторонником правового государства. Он считал, что право должно создаваться исключительно государственной властью. В этом отношении Залеский выступал крайним консерватором.

В.Ф. Залеский активно и плодотворно занимался изучением теоретических и практических проблем экономической науки. Можно выделить различные направления его научных интересов в этой сфере: экономическая теория, финансы и кредит, валютное регулирование и т. д. Будучи исследователем экономической сферы общественной жизни, Залеский еще в магистерской диссертации обратился к изучению вопроса о ценности. Он утверждал, что исследователь этого вопроса должен попытаться построить такую теорию ценности, которая была бы свободна от недостатков, присущих другим теориям. Залеский полагал, что в большинстве теорий ценности того времени не рассматривались все факторы, влияющие на ее формирование. В числе таких факторов Владислав Францевич называл полезность, редкость, издержки производства и др. «Закон спроса и предложения есть лишь внешнее выражение явления ценности. Элементы, обусловливающие ее возникновение, - суть потребительской ценности и сравнительная редкость. Высота ценности стоит в зависимости от взаимодействия этих

моментов и от третьего момента - издержек производства», - указывал казанский профессор [4, с. 296]. Высота ценности и количество приобретаемых и отчуждаемых благ, по заключению В.Ф. Залеского, определяются посредством уравнения спроса и предложения, а его можно осуществить только в результате установления всех элементов, формирующих ценность, и характера зависимости между ними.

Анализируя экономические процессы второй половины XIX в., Владислав Залеский пытался выстроить прогнозы общего развития мировой экономики. «Настанет день, не сомневаюсь, хотя и не скоро, когда природа будет побеждена человеком, когда все нужное человек будет в состоянии доставить себе в любом количестве трудом и когда, следовательно, момент сравнительной редкости совершенно парализуется, как и теперь он парализован в некоторых, весьма еще редких случаях полного насыщения людской потребности изготовляемым количеством данного рода благ» [4, с. 300]. В своих прогнозах Залеский придерживался концепции поступательного прогрессивного развития общества.

Итак, своими исследованиями в области экономики В.Ф. Залеский пытался решить ряд основополагающих проблем этой науки. Он указывал на сложность структуры экономических процессов, на их тесную связь с общественными процессами, которые невозможно было адекватно оценить только с позиции юридических наук. Профессор Залеский подтвердил, что даже такое экономическое явление, как ценность, необходимо рассматривать учитывая весь комплекс факторов, обусловливающих ее формирование в условиях прогрессивного развития общества.

Интерес В. Залеского к социально-политическим вопросам выводил его на новые темы. Своими историко-политическими работами, такими, как «Отечественная война 1812 года» и «Грюнвальдский бой - прообраз единения славян ...», он откликнулся на юбилейные даты начала ХХ века. Новой актуальной темой для исследования, к которой профессор Залеский обратился в годы Первой мировой войны, когда резко усилились социальные проблемы общества, стала детская беспризорность. В своих работах Владислав Францевич, применяя сопоставительный метод исследования, анализировал заграничный опыт преодоления социальных проблем, предлагал способы их решения в России [5].

В. Залескому было свойственно стремление активно участвовать в общественной жизни. В 1886-1893 гг. он избирался гласным Лаишевского уездного и Казанского губернского земств, в 1889-1897 гг. был почетным мировым судьей Лаишевского уезда, а с 1890 г. по 1900 г. состоял помощником присяжного поверенного судебной палаты Казанского судебного округа. Кроме того, он являлся членом нескольких научных обществ (Казанского отдела Императорского Русского военно-исторического общества, Славянского вспомогательного общества и др.).

С началом революционных событий 1905 г. Залеский включился в политическую деятельность, продолжая заниматься наукой и преподаванием. Свои общественно-политические взгляды В. Залеский выразил в публицистических работах: «Наставление лицам, открывающим новые отделы Союза русского народа», «Политические партии (общедоступные заметки)», «Что такое СРН и для чего он нужен?», «Как прибавить земли крестьянам?», «Парламентаризм и его оценка

на Западе», «В чем спасение России? Проект полного искоренения пьянства» и др. Владислав Францевич активно участвовал в формировании местного правоконсервативного политического движения. С декабря 1905 г. он стал одним из учредителей и председателем казанских отделений Царско-народного русского союза и Союза русского народа. Залеский приобрел известность и как яркий оратор, и как редактор-издатель и автор местных газет «Черносотенец», «Сошники», «Предвыборной газеты», носивших националистический и антисемитский характер. Как один из видных деятелей проправительственного движения,

В. Залеский в 1906 г. был представлен императору Николаю II, а в 1910 г. встречался в Казани с П.А. Столыпиным. Владислав Францевич выступал с критикой парламентаризма и либерализма, доказывал невозможность их применения в России. На его политическую концептуалистику большое влияние оказали идеи московских славянофилов и главным образом их учение о русской «конституции», сочетающей в себе неограниченное царское самодержавие и наличие народного представительства: «Царю полнота власти, народу сила мнения» [1, с. 29].

В период возникновения первого российского парламента - Государственной думы - Залеский активно занимался исследованиями проблем истории и теории парламентаризма и изучением тех политических объединений, которые существовали в тот момент. С консервативных позиций он анализирует программы и деятельность девяти общероссийских политических партий. Партии социал-революционеров и социал-демократов, требовавших «крутого, резкого, даже насильственного переворота в государственной и общественной жизни» [6, с. 4], Залеский назвал «крайними». Весьма интересно его мнение о программных требованиях либеральных партий того времени (Партии 17 октября, Конституционно-демократической партии и Торгово-промышленной партии) [6, с. 8]. Так, программу Партии 17 октября он назвал «хитроумной» и объяснил это тем, что многие ее пункты и главы могут быть истолкованы двояко в зависимости от складывающейся в государстве политической обстановки. Такими были, например, пункты об ответственности министров перед представителями, а не перед судом и царем, и извечный для России «крестьянский вопрос».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Необходимо заметить, что Залеского весьма интересовала проблема будущего крестьянской общины. Его мнение по этому вопросу можно найти в анализе программы Конституционно-демократической партии. Он писал по поводу уничтожения крестьянской общины: «Если обезземелить хотя бы 20 процентов крестьянского населения, то при общей численности крестьян в 90 млн. человек, будет создано около 18 млн. неимущих или, как их называют, пролетариев» [6, с. 14]. Упоминая о дарованных населению в 1905 г. гражданских правах, Владислав Залеский подчеркивал, что крестьяне и раньше пользовались, например, таким правом, как свобода собраний: «Свобода слова и свобода сходок дана горожанам. Вы, крестьяне, издревле пользуетесь свободой собираться на сельские сходы для решения мирских дел и всегда могли на сходах рассуждать совершенно свободно» [7, с. 8]. В этом заявлении проявилась характерная для консерваторов идеализация крестьянской общины и «свободы», которой она пользовалась.

Создание Государственной Думы Залеский не приветствовал, но доказывал, следуя логике идеализации традиционного государственного устройства

самодержавной России, что в прошлые столетия царь приглашал народ к управлению посредством Земских Соборов в особо трудные для страны годы. Когда же опасность оказывалась в прошлом, такие представительские органы ликвидировались за ненадобностью. По его мнению, к началу XX века в России действительно настали тяжелые времена и царь просто вынужден был попросить народ о помощи в управлении, так как сам он не может решить такое большое количество вопросов государственного управления. Поэтому, указывал Залеский в своей брошюре, разъясняющей суть Манифестов о создании Думы, не стоит верить «бунтовщикам», которые говорят, что они вырвали из рук правительства свободу, наоборот - «государи издревле правили по общему совету и согласию с выбранными из народа» [7, с. 5]. Обозначив свои политические взгляды как консервативные и являясь идеологическим лидером монархистской партии в Казани, профессор Казанского университета Владислав Францевич Залеский встал на защиту существующего государственного строя.

Вплоть до 1917 г. В.Ф. Залеский играл заметную роль в политической жизни Казани и поволжского региона, а во время гражданской войны в 1918 г. выехал в Сибирь, где до декабря 1919 года исполнял обязанности профессора Томского университета. В 1922 г. В.Ф. Залеский скончался.

Владислав Францевич Залеский, известный казанский ученый-юрист и политический деятель, оставил весьма богатое научное и публицистическое наследие (на данный момент насчитывается около 130 работ его авторства). Итогом общественно-политической деятельности Залеского являются созданные при его активном участии консервативные, монархистские партии Поволжья, реализация на практике проектов общественной значимости, таких, как устройство заведений общественного призрения, пропаганда здорового образа жизни, работа в земских и судебных учреждениях. Его политические взгляды убежденного консерватора и монархиста нашли свое отражение и в научных трудах, требующих дальнейшего исследования.

Summary

A.A. Lopatin. Professor V. Zalesky: an Outstanding Scientist and Politician.

The article represents an attempt to reveal the phenomenon of Vladislav F. Zalesky (1861-1922). He was a leader and one of the main ideologists of the Russian monarchist movement in the Volga-Ural Region at the turn of the 19th and 20th centuries, a Valid Councilor of State, a nobleman, and a professor of Kazan University. V. Zalesky left a rich scientific heritage in various areas of social studies. Study of V. Zalesky’s activity on the basis of his scientific works and archival sources made it possible to evaluate his contribution to the development of scientific and political spheres of the Volga Region from a new point of view.

Key words: Vladislav Zalesky, Russian history, history of state and law, political economy, history of science in Kazan University, conservative movement in Russia, public and political organizations in Kazan.

Источники

НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан ). Ф. 977 (Опись личных дел).

Литература

1. Залеский Владислав Францевич. Из опыта характеристики // Мирный труд. - Харьков, 1913. - 76 с.

2. Залеский В. Ф. Лекции истории философии права. - Казань, 1902. - 412 с.

3. Залеский В.Ф. Власть и право: Философия объективного права. - Казань: Тип. Б.Л. Домбровского, 1897. - 298 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Залеский В.Ф. Учение о происхождении прибыли на капитал. Отд. I. Учение о ценности. Вып. II. Часть критическая. - Казань, 1893. - 311 с.

5. Залеский В.Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. - Казань, 1916. - 714 с.

6. Залеский В.Ф. Политические партии (общедоступные заметки). - Казань, 1906. - 20 с.

7. Залеский В.Ф. Объяснение Высочайших Манифестов 6 августа и 17 октября 1905 г. -Казань, 1906. - 20 с.

Поступила в редакцию 20.11.09

Лопатин Андрей Алексеевич - аспирант кафедры политической истории Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: Andrew_kazan@rambler.ru