Научная статья на тему 'Профессор Семён Гершевич Резников: учитель и ученики'

Профессор Семён Гершевич Резников: учитель и ученики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ХИРУРГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА / HISTORY / SURGERY / SOCIAL HYGIENE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Г. В.

На основании воспоминаний учеников, а также имеющихся публикаций представлен материал о жизни и творческой деятельности профессора С. Г. Резникова, заведующего кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением в 1969-2000 гг., приуроченный к 80-летию со дня его рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor Semen Gershevich Reznikov: teacher and pupils

On the grounds of recollection of pupils, as well as available publications it is presented material about life and creative activity of professor S. G. Reznikov managing social hygiene, economy and public health chair in 1969-2000, to the time of 80th anniversary.

Текст научной работы на тему «Профессор Семён Гершевич Резников: учитель и ученики»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 617 089(092] р. В. ФЕДОРОВА

Омская государственная медицинская академия

ПРОФЕССОР

СЕМЁН ГЕРШЕВИЧ РЕЗНИКОВ: УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

На основании воспоминаний учеников, а также имеющихся публикаций представлен материал о жизни и творческой деятельности профессора С. Г. Резникова, заведующего кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением в 1969—2000 гг., приуроченный к 80-летию со дня его рождения. Ключевые слова: история, хирургия, социальная гигиена.

Значительная роль в развитии специализированной медико-социальной помощи онкологическим больным в Омске и за его пределами принадлежит Семёну Гершевичу Резникову, чл.-корр. РАЕН, профессору, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой социальной медицины, экономики и управления здравоохранением Омской государственной медицинской академии, первому президенту Омской медицинской ассоциации. В 2010 г. С. Г. Резникову исполнилось бы 80 лет.

Родился С. Г. Резников в Херсонской области в 1930 г. В 1948 г. окончил омскую среднюю школу с золотой медалью и поступил на лечебный факультет Омского медицинского института. После его окончания, с отличием, в 1954 г. возглавил Усть-Ишимскую ЦРБ Омской области [1].

В 1959 г. он становится главным врачом Омского онкологического диспансера и остается им в тече-

ние 10 лет. За годы работы в этой должности С. Г. Резников создал стационар областного онкологического диспансера на 100 коек с хирургическим и радиологическим отделениями, подготовил кадры онкохирур-гов, онкогинекологов и радиологов, открыл в сельских районах онкологические кабинеты. Однако позже стало очевидно, что принятых мер явно недостаточно и что онкологическая служба в Омской области не отвечает необходимым требованиям того времени. В 1966 г. С.Г. Резников посылает телеграмму в адрес XXII съезда КПСС делегату — министру здравоохранения академику АМН СССР Б. В. Петровскому с просьбой решить вопрос о строительстве нового типового здания Омского областного онкологического диспансера.

Через два месяца из Москвы в Омский областной исполком пришло сообщение о включении строительства диспансера в план министерства. И в 1968 г.

в принятом правительством плане строительства (пост. 577) 22-х онкологических диспансеров значился и Омский областной онкологический диспансер.

Вкладом в развитие онкологии и не только регионального уровня стало исследование трудоспособности больных раком молочной железы, желудка и прямой кишки после радикальных операций, выполненное главным врачом С. Г. Резниковым без отрыва от основной работы. В 1967 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию, после чего был избран на должность доцента кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Целиноградского мединститута. Однако вскоре, в 1969 г., С. Г. Резников возвращается в Омск и становится доцентом кафедры социальной гигиены Омского мединститута и заведует этой кафедрой.

Знаменательным для С. Г. Резникова стал 1982 г. — в этом году им была защищена докторская диссертация на тему: «Социально-гигиенические аспекты реабилитации онкологических больных», которая была органичным продолжением его первого научного исследования. С 1984 г. он — профессор, а в 1991 г. С. Г. Резников избран членом-корреспондентом РАЕН. Много внимания проф. С.Г. Резников уделял учебно-методической работе. Выпущенное при его участии и под его редакцией учебно-методическое пособие «Вопросы медицинской статистики» выдержало два издания и стало основным учебным пособием при подготовке студентов по курсу статистики — медицинской информатики.

В течение более 40 лет на кафедре работает цикл факультета усовершенствования для врачей — организаторов здравоохранения города и области. И, как правило, основную нагрузку по лекционному курсу ФУВ нес заведующий кафедрой. При этом, его лекции, как и для студентов, отличались научной глубиной, четкостью, ясностью, иллюстративностью и простотой изложения. Профессор своевременно вносил необходимые коррективы в лекционный материал в соответствии с современными требованиями. Его лекционный курс постоянно пополнялся новыми темами.

Профессор С. Г. Резников — автор и соавтор более 150 научных публикаций, в том числе трех монографий. Научные труды профессора С. Г. Резникова публиковались за границей, в частности в Японии и Турции. Он был консультантом трех докторских и руководителем 15 кандидатских диссертаций. Поскольку весьма значительную часть своей деятельности С. Г. Резников посвятил онкологии, неудивительно, что своим учителем в профессиональном плане, прежде всего хирурга-онколога, называл В. Н. Демина — заведующего кафедрой онкологии Ленинградского ГИДУВа.

Вместе с тем профессор С. Г. Резников относил себя к школе академика Ю. П. Лисицына, известного в России и за рубежом специалиста в области социальной медицины, с которым более двух десятилетий поддерживал научные и профессиональные связи. Академик Ю. П. Лисицын и его сотрудники нередко оппонировали законченные научно-исследовательские работы учеников профессора С. Г. Резникова, оказывали организационно-методическую помощь кафедре, выступали в качестве рецензентов новых научных разработок Омской школы социал-гигиенистов. В настоящее время его ученики, а точнее три его ученицы, стали руководителями научно-исследовательских работ уже своих учеников. Таким образом, мы можем говорить уже о целой школе, во главе которой стоял профессор С. Г. Резников.

Научная школа — это, в первую очередь, социальный феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др., позволяющий решать комплекс задач научной деятельности по определенному направлению в их единстве и взаимообусловленности. Научная школа должна организовывать тесное, постоянное и, что важно, неформальное общения ученых, обмен идеями и обсуждение результатов, что присутствовало и присутствует в настоящее время на кафедре.

Каждая научная школа, по определению, способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным, научно-практическим школам в целом свойственны инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым. Все эти черты также свойственны школе, основанной профессором С. Г. Резниковым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего. Для школы профессора С. Г. Резникова это тоже весьма характерно.

В научном и практическом плане представляет интерес дальнейший анализ общих закономерностей развития научных школ, механизмов распространения их влияния в научном сообществе, их воспроизводства, управления их развитием. В настоящее время существует немало определений словосочетания «научная школа», споры о том, что представляет, чем является «научная школа» не прекращаются, и до сих пор нет единого мнения по этому поводу [2].

Основными направлениями научных исследований, выполненных под руководством профессора С. Г. Резникова, стали медико-социальные аспекты демографических процессов и важнейших неэпидемических заболеваний населения, а также совершенствование организации здравоохранения, что стало особенно актуальным в трудное перестроечное время и при переходе к системе обязательного медицинского страхования. Доктора наук, профессора Голева О. П., Фёдорова Г. В., Равдугина Т. Г. продолжают и развивают научные направления профессора С. Г. Резникова.

Доктор медицинских наук, профессор О. П. Го-лева приняла заведование кафедрой, и теперь стаж ее на этом посту составляет 10 лет. Кафедра по активности в публикации научных и учебно-методических работ занимает первые места по факультету, несмотря на все трудности, которые встречаются на нашей полидисциплинарной кафедре и которые приходится преодолевать. В 2009 г. профессор О. П. Го-лева награждена значком «Отличнику здравоохранения».

За 10 лет под руководством профессора О. П. Голевой и при ее консультации защищены три докторских (Шаляпин В. Г., Ляпин В. А., Закоркина Н. А.) и 12 кандидатских диссертаций. В числе ее учеников можно назвать руководителей учреждений здравоохранения и ведущих специалистов: Артемову И. Г. — заместителя министра просвещения по Омской области, Сабаева А. В. — главного токсиколога города, Долгушина В. В. — заместителя министра здравоохранения Омской области, Е. В. Вахрамееву — заместителя главного врача БСМП № 1, Е. О. Щукину —

заместителя главного врача Областной детской клинической больницы, и других; в числе молодых — это А. В. Вильгельм, З. Б. Тасова. Большинство научно-исследовательских работ посвящены совершенствованию существующей системы здравоохранения и улучшению демографиических показателей на территории Западно-Сибирского региона.

Ученики профессора Г. В. Фёдоровой — это в основном молодежь, и выполняют они диссертационные исследования по двум специальностям: общественное здоровье и здравоохранение и история медицины, в частности в области становления и развития медицины в Сибири (Л. А. Ахтулова, Е. В. Титова, В. В. Леонтьев, И. А. Банюшевич, А. В. Редькин). Среди них особо следует отметить и.о. ассистента кафедры Щербакова Д. В., который выполнил исследование по теме: «Становление и развитие сердечно-сосудистой хирургии в Западной Сибири» будучи еще студентом лечебного факультета и успешно защитил кандидатскую диссертацию в головном НИИ (Москва). По теме диссертации опубликована монография, которая получила определенный резонанс в кругах медицинской общественности. Дважды Д. В. Щербаков выступал на научных конференциях молодых ученых в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева (Москва). Его выступления отмечены благодарственными письмами ректору ОмГМА. В настоящее время заканчивается работа над одной кандидатской диссертацией, руководителем которой является Г. В. Фёдорова, в перспективе — консультации по докторской диссертации сотрудника кафедры.

Под руководством начальника организационно-аналитического отдела МЗ ОО Т. Г. Равдугиной, заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора, выполнено и защищено пять диссертаций, в числе которых работы С. П. Запарий и Г. В. Третьякова — докторские, К. Л. Полежаева, С. Н. Мальцева и О. В. Мосалевой — кандидатские, близятся к завершению еще две кандидатские диссертации.

Таким образом, мы можем говорить уже о школе профессора С. Г. Резникова. Его ученики стараются не уронить честь одной из старейших кафедр Омской медицинской академии, основанной в 1924 г.

В трудах его учеников и учеников его учениц продолжается активная научно-исследовательская деятельность, направленная на совершенствование здравоохранения не только территории Омской области, но и за ее пределами.

Семён Гершевич Резников был участником VIII и IX Международных противораковых конгрессов, Всесоюзных и Всероссийских съездов онкологов и гигиенистов, Всероссийских Пироговских съездов врачей. С. Г. Резников стал первым президентом Омской медицинской ассоциации, в 1998 г. он избирался на второй срок. Профессор С. Г. Резников был членом коллегии Главного управления здравоохранением Омской области, председателем подкомиссии по аттестации организаторов здравоохранения, членом правления территориального Фонда обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о его авторитете специалиста и ученого. Награжден значком «Отличнику здравоохранения», медалью «Ветеран труда».

Более 1000 врачей — организаторов здравоохранения слушали лекции профессора С. Г. Резникова, а многие — уже неоднократно. При его содействии и мнепосредственном участии открыты Усть-Ишим-ская поликлиника (северный район Омской области) и Областной онкологический диспансер.

В бытность оперирующим хирургом С. Г. Резников внедрял разработанные сшивающие аппараты, что позволило значительно снизить послеоперационную летальность, занимался внедрением торакальных хирургических операций, чем положил начало хирургическому лечению рака легкого в Омске. Возглавляемый им коллектив онкологического диспансера и онкологи поликлиник широко использовали методы реабилитации онкологических больных.

Как известно, онкология — одна из самых трудных проблем современной медицины, не только клинической, но и социальной. Именно поэтому в 1985 г. профессор С. Г. Резников своей аспирантке Г. В. Фёдоровой предложил исследовать проблему оказания медико-социальной помощи больным с неблагоприятным прогнозом заболевания, среди которых значительный удельный вес составляют больные со злокачественными новообразованиями. Часть этих больных, не имея возможности госпитализироваться, умирали на дому. Проблема организации симптоматического лечения и ухода за ними в домашних условиях ложится тяжелым бременем на семью. В ходе комплексного медико-социального исследования смертности на дому от тяжелых, прогностически неблагоприятных, заболеваний были определены ведущие социально-бытовые, медицинские и психологические факторы в организации лечения таких больных и ухода за ними. В работе указаны критерии выбора формы ведения тяжелобольного в каждом конкретном случае. Результатом этого исследования стала монография «Смертность на дому» (1995 г.), в которой авторы попытались показать состояние проблемы и предложить некоторые пути ее решения.

Как человека и как специалиста в области социальной медицины С. Г. Резникова интересовала проблема одиночества лиц старшего возраста. Семейное положение, как считал профессор С. Г. Резников, является одним из важных факторов, определяющих здоровье населения. Итогом исследований, предпринятых в этом направлении, стала еще одна монография с оригинальным названием для научно-исследовательской медицинской работы — «Одиночество» (1995г.)

Основным выводом, который был сделан ее авторами, пожалуй, является тот, что «необходимо разработать на государственном уровне программу помощи лицам, которые ухаживают за пожилыми и инвалидами на дому, в частности речь шла о предоставлении опекунам отпуска в удобное для них время, о помещении престарелых лиц, нуждающихся в посторонней помощи, на время болезни или отъезда опекуна в пансионаты временного пребывания и о ряде других мероприятий». Исследование позволило выявить наиболее часто встречающиеся заболевания, характерные для пожилого возраста: болезни глаз, ИБС, гипертоническая болезнь, цереброваскулярная патология, остеопатии, гастродуодениты, колиты, хронический бронхит, а также предложить меры помощи пациентам.

В 1998 году вышла из печати еще одна монография — «Хронические неспецифические заболевания легких», которая посвящена проблеме хронических неспецифических заболеваний легких, рассмотренной с медико-социальных позиций. Как известно, четвертое место в структуре причин смерти занимают именно болезни дыхательной системы. Этой проблеме посвящены и кандидатская, и докторская диссертации профессора О. П. Голевой. Ею была предложена система профилактики и лечения пациентов с подобной патологией.

В медицину доктор Резников пришел первым в своей семье и, как говорится, показал дорогу сыну и внучке. Пришел в медицину потому, что считал ее престижной, всегда и во все времена необходимой людям. Его увлекали и литература, и музыка, и театр, но настоящим призванием и интересом всей жизни стала именно медицина, в которой он смог реализовать свое стремление помочь людям в их не самые радостные дни. А искусству, по его мнению, есть место и в медицине. От этой профессии можно получить истинное удовольствие, как и от искусства, главное — любить ее, любить своих пациентов и знать в совершенстве, тогда и испытаешь ни с чем не сравнимое удовлетворение при виде выздоравливающего пациента — так считал доктор С. Г. Резников.

Годы, десятилетия упорного труда врача, главного врача, доцента, профессора, члена-корреспондента РАЕН Семёна Гершевича Резникова отданы на благо больных, коллег и учеников.

«Насколько плодотворнее, легче стал бы труд преподавателя высшей школы, если бы существовал тщательный отбор в медицинские вузы и было бы увеличено время обучения сугубо медицинским дисциплинам» — так рассуждал профессор С. Г. Резников. Он не раз высказывал свое мнение о том, что у профессии врача «особое положение в обществе и без нее общество не может существовать».

Умер профессор Семён Гершевич Резников в августе 2003 г. после тяжелой и продолжительной болезни, о которой многие даже не знали и с которой он мужественно боролся в течение двух десятилетий.

Память о нем живет в сердцах его учеников, в их деятельности, которая продолжает лучшие традиции, заложенные им.

Вспоминаются подготовка к защите очередного диссертанта, волнения и тревоги, советы учителя своим ученикам, некоторые из которых с успехом используют в своей деятельности его последователи, и даже редкие праздничные застолья, на которых Семён Гершевич любил вспомнить прошлое, рассказать о нем, возможно, чтобы уберечь от ошибок.

Время неумолимо, прошло уже более шести лет, как нет Семёна Гершевича, а память о нем жива, и с течением времени вспоминается только доброе и хорошее.

Библиографический список

1. Фёдорова, Г. В. Медицинские династии Западной Сибири в историко-биографических очерках (конец Х1Х — ХХ вв.) / Г. В. Фёдорова, С. Г. Резников. - Омск, 1999. - С. 382-389.

2. Фёдорова, Г. В. К истории вопроса о научных школах / Г. В. Фёдорова, Д. В. Щербаков // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - № 4. - Т8. - С. 86-91.

ФЁДОРОВА Галина Васильевна, профессор (Россия), доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и биомедицинской этики. Адрес для переписки: e-mail: alina4701@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2010 г. © Г. В. Фёдорова

УДК 616.61(091)76.01.09

В. И. ЛАРЬКИН Э. Г. МАЛЬЧИКОВА

Омская государственная медицинская академия

ВОИН - ПРОФЕССОР - УЧИТЕЛЬ

Статья посвящена 85-летию Юрия Николаевича Савченко, доктора медицинских наук, профессора, лауреата Государственной премии в области науки и техники РФ, заслуженного врача РФ, профессора кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской генетики ГОУ ВПО «ОмГМА Росздрава». Ключевые слова: неврология, профессор, Ю. Н.Савченко, премии.

В 2010 году отметит 85-летний юбилей доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Омской государственной медицинской академии (ОмГМА), лауреат Государственной премии в области науки и техники РФ, заслуженный врач РФ, почетный профессор ОмГМА Юрий Николаевич Савченко. Ю. Н. Савченко родился 2 декабря 1925 года в г. Томске. Его отец, известный советский ученый-невролог профессор Николай Иванович Савченко сыграл решающую роль в становлении мировоззрения сына.

В 1942 году в 17-летнем возрасте Ю. Н. Савченко был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После прохождения ускоренной подготовки в военном училище зенитной артиллерии Ю. Н. Савченко был направлен в качестве командира в зенит-

ную артиллерийскую батарею 286-го Гвардейского зенитного артиллерийского полка 6-го Гвардейского танкового корпуса 3-й Гвардейской танковой армии под командованием генерал-майора П. С. Рыбалко. Ю. Н. Савченко принимал участие в боях на Украине, в Польше, Германии, Австрии, штурмовал Берлин и освобождал Прагу.

Ю. Н. Савченко награжден орденами Красной Звезды (за взятие города Перемышля), Отечественной войны 1-й степени (за форсирование реки Нейсе), медалями «За освобождение Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Только после демобилизации у Юрия Николаевича появилась возможность осуществить свой план: в 1945 году он получает образование в Башкирском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.