Научная статья на тему 'Профессор Николай Никанорович Глубоковский - великий русский богослов в Болгарии'

Профессор Николай Никанорович Глубоковский - великий русский богослов в Болгарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Николай Никанорович Глубоковский - великий русский богослов в Болгарии»

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

ПРОФЕССОР НИКОЛАЙ НМКАНОРОВМЧ ГЛУБОКОВСКИй — ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ БОГОСЛОВ В БОЛГАРИИ

Рецензия на: Сборник в памет на проф. д-р Николай Никанорович Глубоковски. Международен научен семинар (София, 17 декември 2013 г.), посветен на 150-годиш-нината от рождението на проф. д-р Николай Н. Глубоковски. София: Университет-ско издателство «Св. Климент Охридски», 2016. 356 с. [Forum Theologicum Sardicense pruis. Богословска Мисъл, № 2/2014, an. XIX].

[Сборник в память профессора доктора Николая Никаноровича Глубоковского. Международный научный семинар (София, 17 декабря 2013 г.), посвященный 150-летию со дня рождения проф. д-ра Н. Н. Глубоковского].

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»

(Пс 113. 9)

Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) по праву признан во всем мире одним из наиболее авторитетных ученых-богословов первой половины XX века. Но когда он уже получил заслуженное признание и почет в России и за рубежом, над его священной родиной нависли темные силы. Исполнилось зловещее откровение Иоанна Богослова, и «дух антихриста <...> уже в мире» (1 Ин 4. 3-9). Все это показано в гениальной фреске Луки Синьорелли «Антихрист и диавол» капеллы Сан-Брицио итальянского города Орвието. Как предвидел святитель Игнатий (Брянчанинов), антихрист все-таки объявился на Руси. По прямому наущению сатаны часть народа-богоносца обезумела и, подобно полчищам Гога и Магога, набросилась на Святую Русь. Бог правду увидел, да не скоро сказал.

© Никола Р. Казански, 2017

369

В это страшное лихолетье был мученически убиен (как верный и мужественный свидетель Христов) старший брат профессора Н. Н. Глубоковского Александр, а любимый родной племянник пропал без вести. Скоро опасность расправы начинает угрожать и ему самому, и он чудом успел вовремя покинуть пределы «очумевшей Совдепии» вместе со своей супругой Анастасией. После недолгого житья в Финляндии, Чехии, Германии и года, проведенного в Сербии в качестве профессора богословского факультета Белградского университета, Николай Никанорович принимает приглашение занять должность ординарного профессора богословского факультета университета в Софии.

Н. Н. Глубоковский прибывает в столицу Болгарского Царства 11 июля 1923 года и остается здесь до самой своей кончины (18 марта 1937 г.), получив тем самым возможность вернуться к делу всей своей жизни и продолжить свою научную историческую и богословскую работу. Вместе с ним в Софии работали и многие его бывшие ученики-болгары, в том числе — четыре митрополита. Жизнь Н. Н. Глубоковского в эмиграции была, как и прежде, насыщенной и плодотворной — преподавательская, научная, издательская, церковно-общественная работа делают его не только выдающейся фигурой ученого мира русской диаспоры, но и патриархом православной богословской науки в Болгарии.

В 1924 г. он был избран действительном членом Славянского Дружества в Болгарии, а в 1929 г. стал членом-корреспондентом Болгарской академии наук. Как ученый и мыслитель, профессор Николай Никанорович Глубоковский справедливо считался в Европе и в Америке самым крупным и авторитетным православным богословом не только по своей специальности — Священному Писанию Нового Завета, — но и в теологии в целом. Его незаурядные способности, высокое и всестороннее образование, блестящее владение языками — как классическими (иврит, греческий, латинский и церковнославянский), так и новыми (немецкий и английский), его изумительная эрудиция и феноменальное трудолюбие могут объяснить тот исключительный авторитет, которым он пользовался в церковных, научных и общественных кругах. Стоит особо отметить, что Николай Никанорович давно интересовался вопросами, касающимися Болгарии. Достаточно лишь перечислить заголовки некоторых статей, которые он счел необходимым заказать известным русским историкам для редактируемой им «Православной богословской энциклопедии»: «Иоанн, экзарх Болгарский»1, «Иоанн Рыльский»2, «Иосиф Первый, экзарх Болгарский»3, «Кириллица и глаголица. О древне-болгарской письменности»4, «Св. Кирилл Философ»5, «Климент Словенский»6, «Климент, митрополит Тырновский»7.

1 Соболевский А. Иоанн пресвитер, экзарх Болгарский // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1906. Т. 7. Стб. 25-27.

2 Верюжский В. Иоанн Рыльский // Там же. Стб. 27-31.

3 Верюжский В. Иосиф I, болгарский экзарх // Там же. Стб. 389-395.

4 Соболевский А. Кириллица и глаголица // Там же. СПб., 1909. Т. 10. Стб. 213-228.

5 Воскресенский Г. Св. Кирилл Философ // Там же. Стб. 285-325.

6 Туницкий Н. Св. Климент, еп. Словенский или Величский // Там же. СПб., 1910. Т. 11. Стб. 140-155.

7 Верюжский В., свящ. Климент, митрополит Терновский // Там же. Стб. 193-197.

Об особом уважении к выдающемуся ученому свидетельствуют, в частности, торжества, устроенные 14 июня 1925 г. по случаю 35-летия его научной деятельности8. Их организатором выступила Русская академическая группа в Болгарии, в которую входили протопресвитер Георгий Шавельский (1871-1951), профессор М. Г. Попру-женко (1866-1944) и многие другие. Чествование поддержал «русский воспитанник» — ректор Софийского университета академик В. Н. Златарский (1866-1935). На страницах официального органа Архиерейского Синода РПЦЗ отмечалось, что празднование «превратилось во всеславянское торжество, нашедшее отзвук во всех концах мира». Глубоковский получил более двухсот приветствий от различных учреждений и организаций — русских и зарубежных, церковных и светских, научных и общественных, а также от иерархов, священнослужителей, ученых и учеников.

Научная, творческая и общественная деятельность профессора Николая Ника-норовича Глубоковского в Болгарии не только повысила уровень православного богословия, но и выдвинула православную христианскую теорию и практику на мировую сцену, проложив тем самым путь Болгарии в Европу после долгой изоляции, наложенной многовековым османским игом. По словам Софийского митрополита Стефана, ученый стал «могучим столпом Православия» в Болгарии.

К большому сожалению, дела с наследием великого богослова не всегда обстояли хорошо. Так, например, доставленная со многими приключениями из советской России собственная библиотека Н. Н. Глубоковского (более чем две тысячи томов) была передана вдовой покойного Св. Синоду Болгарской Церкви. Не раз говорилось, что во время бомбежки Софии американцами в конце II мировой войны эти книги были уничтожены пожаром (возникшим в здании Синода)... Но, по свидетельствам очевидцев, его книги просто-напросто валялись раскиданными на земле вокруг изрядно поврежденного бомбами здания богословского факультета в самом центре Софии, никто ими тогда не заинтересовался, и они погибли (более всего пострадали чердачные помещения здания, а квартира Глубоковского и его супруги помещалась в верхнем этаже). Антихрист снова настиг его. Однако его архив, хоть и "разбросанным", все же сохранился по частям благодаря усилиям христолюбивых тружеников в Болгарии.

Профессора Н. Н. Глубоковского никогда не забывали и в послевоенной Болгарии. Однако лишь в 2007 году, по инициативе Александра Клементьева и доктора церковной истории Татьяны Богдановой и при поддержке тогдашних директора Библиотеки Академии наук в Софии доктора Динчо Крастева (t) и декана богословского факультета университета доцента Диляна Николчева, в Софии состоялась Международная научная конференция в память профессора Николая Никаноровича Глубоковского. Ее материалы тогда же были изданы отдельной книгой9, ставшей первым послевоенным изданием в Болгарии, специально посвященным этому ученому.

Еще одним знаменательным событием в Болгарии стал Международный научный семинар, посвещенный 150-летию со дня рождения профессора Николая Никаноровича Глубоковского (17 декабря 2013 г.). Он был организован кафедрой практи-

8 Тридцатипятилетие ученой деятельности профессора Николая Никаноровича Глубоковского. София: Типография газеты «Русь», 1925. 75 с.

9 В памет на проф. Николай Никонарович (sic!) Глубоковски (1863-1937). Доклади от международна научна конференция (София, 20 март 2007 г.). София: Издателство на Съюза на учените в България, 2008. 120 с.

ческого богословия богословского факультета Софийского университета им. св. Климента Охридского и Секцией богословских наук Союза ученых в Болгарии. В начале февраля 2017 г. вышел сборник с докладами под редакцией доцентов Диляна Николче-ва и Екатерины Дамяновой10, издание которого было запланировано еще на 2014 г., но печатание задержалось по не зависящим от составителей причинам11. Все материалы в сборнике нацелены на дальнейшее описание и углубленный анализ исследовательской деятельности профессора Глубоковского в Болгарии.

Так, в соавторской работе «"Род ученых" не погибнет на свете (переписка из двух столиц профессора Н. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) 1917-1921 гг.)» (с. 9-116) русские историки Т. А. Богданова и А. К. Клементьев говорят о страшной катастрофе русской церковно-общественной и научной жизни в условиях нового «уголовного государства», по точному определению самого Глубоковского. В письмах профессора Петроградской и ректора Киевской духовных академий есть яркие и, что весьма важно, свидетельские описания практического геноцида советской государственной системы по отношению к церковным и светским научным работникам и другим интеллигентам уже в самые первые месяцы ее существования. Отметим, что Т. А. Богданова является автором представительной монографии12, посвященной жизни и научной деятельности профессора Н. Н. Глубоковского, что позволило снабдить публикуемую переписку исчерпывающим комментарием.

Апокалиптическим последствиям агрессивного безбожного большевизма посвящены четыре малоизвестные и прежде не перепечатывавшиеся статьи Н. Н. Глу-боковского, написанные в Финляндии вскоре после пересечения новой границы и тогда же опубликованные в представляющем собою изрядную библиографическую редкость русском берлинском журнале «Двуглавый орел» (1921-1922), комплект которого отыскался в Брюсселе. Статьи эти подписаны псевдонимом (родовой фамилией, как уточнял его происхождение сам Глубоковский) Николай Проворов и их заголовки более чем красноречивы: «Советская власть и голод в России» (с. 119-125), «Чем же все это кончится?» (с. 126-138), «Кому теперь живется весело, счастливо на Руси» (с. 139-149), «Уголовное государство» (с. 150-166). Составленная редакторами сборника вводная заметка «Четири статии на Н. Н. Глубоковски за съветска Русия в списание "Двуглавый орел" (1921-1922)» (с. 117-118) посвящена обстоятельствам, в которых

10 Сборник в памет на проф. д-р Николай Никанорович Глубоковски: Международен научен семинар (София, 17 декември 2013 г.), посветен на 150-годишнината от рождението на проф. д-р Николай Никанорович Глубоковски. София, 2016. 356 с.

11 В силу этой задержки подготовленная Т. А. Богдановой и А. К. Клементьевым переписка Н. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) первоначально была опубликована в журнале «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» («"Род ученых" не погибнет на свете» (переписка из двух столиц профессора Н. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) 1917-1921 гг.) / вступ. ст., публ. и прим. Т. А. Богдановой и А. К. Клементьева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 3(11). С. 100-199), а теперь напечатана и в Болгарии. Нельзя не сказать с большой печалью о том, что ни одна из бесчисленных теперь в России церковно-научных институций, в том числе и многим обязанная проф. Глубоковскому Санкт-Петербургская духовная академия, преподавания в которой он не оставил до последнего дня ее существования даже с очевидным риском для собственной жизни, не сочла нужным как-либо отметить 150-летие величайшего русского ученого-богослова.

12 Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. 1006 с.

были написаны эти работы. Статьи повествуют о страшном и безнадежном положении просвещенной части русского народа с первых недель существования власти большевиков. Примечательно, что в силу обстоятельств статьи эти перепечатываются в год столетия того трагического события, о котором проф. Глубоковский 95 лет назад замечал: «Если самый большевистский переворот, как не оправдываемый объективно, был делом преступным, то способ его коварного осуществления оказывается уголовно обманным, а в результате вся большевистская власть является несомненно уголовною по самому своему происхождению. Вот почему она является символизациею всего дикого, грубого, зверского, лишенного простой человечности во всех своих проявлениях и олицетворениях. <...> Итак, весь большевистский государственный символ — целиком преступно уголовный, как выражающий уголовное попрание провозглашаемых норм. А такое положение, что уголовно нарушаются собственные государственные догмы, возможно только в уголовном государстве, каким и является большевистская "Совдепия" по происхождению и функционированию»13. По пророческим и поныне актуальным словам автора, «в темном царстве уголовных обманщиков гибнет не только грешная Россия, но и сама святая Правда.»

В новом сборнике впервые перепечатаны в переводе на болгарский язык эмблематические работы Н. Н. Глубоковского «Памяти покойного проф. А. П. Лебедева (под первым впечатлением тяжелой утраты)» (с. 167-202) и «Бог Слово. Экзегетический эскиз пролога Иоаннова Евангелия (1: 1-18)» (с. 203-237). В них ярко отразилась не только исключительная эрудиция автора в области библеистики, но и его примерная христианская этика.

В своем исследовании «Проф. Н. Н. Глубоковский и его влияние на библейскую мысль в Болгарии» (с. 238-248) профессор Емил Трайчев выявляет широту и глубину богословских, филологических и исторических достижений профессора Глубо-ковского, который ставит изучение Священного Писания во главе всего богословия, считая его «творческим источником и объединяющим центром» всех богословских дисциплин.

Ассистент Невяна Ризова в своей статье «К проблеме о толковательном методе в "Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова" Н. Н. Глубоковского» (с. 249-252) анализирует богооткровенное промышление последнего при его толковании Апокалипсиса как венца Нового Завета.

Румынский богослов о. Ион-Сорин Бора в своей публикации «Слова Нового Завета на румынском языке в европейском пространстве от первой проповеди апостолов до наших дней» (с. 253-265) рассматривает значение новозаветных румынских текстов в контексте европейской культуры.

Доцент Павел Павлов в статье «Богословский аскетизм и научное смирение: академические заветы проф. Николая Никаноровича Глубоковского» (с. 266-281) рисует образ русского богослова как истинно православного ученого, чьи достижения признаны всем христианским сообществом. В том же самом русле рассмотрения международной значимости Н. Н. Глубоковского находится и статья «Православные перс-

13 Проворов Николай [Глубоковский Н. Н.] Уголовное государство // Сборник в памет на проф. д-р Николай Никанорович Глубоковски... С. 153, 155.

пективы богословского диалога и христианского единства у проф. д-ра Николая Глу-боковского» (с. 282-295) доцента Костадина Нушева.

Взгляды Н. Н. Глубоковского на проблемы духовного образования в России изложены главным ассистентом Иво Яневым в публикации «Проф. Н. Н. Глубоковский и реформа духовного образования в России конца XIX и начала XX века (к вопросу о подготовке и образовании священства)» (с. 296-302).

Мнение Н. Н. Глубоковского о ставропигии в Церкви излагает доктор Иван Йов-чев в своей работе «Точка зрения проф. Н. Н. Глубоковского по вопросу о каноническом институте "ставропигии" в Церкви (заметки из "Софийского архива")» (с. 303-315).

Вниманию читателей предложены и разъяснения по поводу распространения злонамеренных слухов против Н. Н. Глубоковского, имевшие место в 20-х годах прошлого века — очерк (с. 316-329) доцентов Диляна Николчева и Екатерины Дамя-новой на основе новонайденных архивных документов.

В конце сборника (с. 330-355) доцент Екатерина Дамянова представляет большую библиографию трудов профессора Н. Н. Глубоковского (монографии, исследования, статьи, энциклопедические и словарные статьи, рецзензии и пр.), которые не только обогатили болгарское богословие, но и поистине снискали славу болгарскому православию.

* * *

Вот о чем посчитал необходимым напомнить всем нам грешным смиренный Дедушка (как нежно называли его болгарские студенты-богословы) и возлюбленный ученик Христа Николай Глубоковский: «Я вовсе не святой ни в каком смысле, а самый последний из грешников... Если что-нибудь и сделано по связи с моим именем, то не мною, но лишь через меня и только по благости Божией и при помощи добрых людей, без чего я — по условиям моего горького детства — был бы ныне просто деревенским пастухом, хотя и в этом случае никогда не сделался бы современным «пролетарием», бунтующим против всего мира, вместо себя самого.»14

И не был ли он сам действительно ниспослан свыше от Бога, дивного во святых Своих во всяком народе под небесами, по Его великой милости?

14 Тридцатипятилетие ученой деятельности. С. 52-53.

Список литературы

1. Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. 1006 с.

2. В памет на проф. Николай Никонарович (sic!) Глубоковски (1863-1937). Доклади от международна научна конференция (София, 20 март 2007 г.). София: Издателство на Съюза на учените в България, 2008. 120 с.

3. Верюжский В. Иоанн Рыльский // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1906. Т. 7. Стб. 27-31.

4. Верюжский В. Иосиф I, болгарский экзарх // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1906. Т. 7. Стб. 389-395.

5. Верюжский В., свящ. Климент, митрополит Терновский // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1910. Т. 11. Стб. 193-197.

6. Воскресенский Г. Св. Кирилл Философ // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1909. Т. 10. Стб. 285-325.

7. «"Род ученых" не погибнет на свете» (переписка из двух столиц профессора

H. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) 1917-1921 гг.) / вступ. ст., публ. и прим. Т. А. Богдановой и А. К. Клементьева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 3 (11). С. 100-199.

8. Сборник в памет на проф. д-р Николай Никанорович Глубоковски. Международен научен семинар (София, 17 декември 2013 г.), посветен на 150-годишнината от рож-дението на проф. д-р Николай Н. Глубоковски. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2016. 356 с. (Forum Theologicum Sardicense pruis Богословска Мисъл, № 2/2014, an. XIX].

9. Соболевский А. Иоанн пресвитер, экзарх Болгарский // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1906. Т. 7. Стб. 25-27.

10. Соболевский А. Кириллица и глаголица // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1909. Т. 10. Стб. 213-228.

11. Тридцатипятилетие ученой деятельности профессора Николая Никаноровича Глу-боковского. София: Типография газеты «Русь», 1925. 75 с.

12. Туницкий Н. Св. Климент, еп. Словенский или Величский // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1910. Т. 11. Стб. 140-155.

References

I. Bogdanova T. A. N. N. Glubokovskij. Sud'ba khristianskogo uchenogo [N. N. Glubokov-sky. Destiny of a Christian scientist]. Moscow, Saint-Petersburg, 2010, 1006 pp.

2. У pamet na prof. Nikolaj Nikonarovich Glubokovski (1863-1937). Dokladi ot mezhdun-arodna nauchna konferencija (Sofija, 20 mart 2007 g.) [In memory of professor Nikolai Ni-kanorovich Glubokovskij (1863-1937). Lectures in the International scientific conference (Sofiia, 20th March 2007)]. Sofija: Izdatelstvo na S'juza na uchenite v B'lgarija, 2008, 120 pp.

3. Verjuzhskij V. Ioann Ryl'skij [John Rylsky]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1906, t. 7, col. 27-31.

4. Verjuzhskij V. Iosif I, bolgarskij ekzarkh [Josef I, Exarch of Bulgaria]. Pravoslavnaia bo-goslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1906, t. 7, col. 389-395.

5. Verjuzhskij V., svjashh. Kliment, mitropolit Ternovskij [Clement, Metropolitan of Trno-vo]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1910, t. 11, col. 193-197.

6. Voskresenskij G. Sv. Kirill Filosof [St. Cyril the Philosopher]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1909, t. 10, col. 285-325.

7. Bogdanova T. A., Klement'ev A. K. (eds.). «"Rod uchenykh" ne pogibnet na svete» (perepiska iz dvukh stolits professora N. N. Glubokovskogo i episkopa Vasiliia (Bogda-shevskogo) 1917-1921 gg.) [«"Clan of scientists" would not vanish from this world» (correspondence from the two capitals between professor N. N. Glubokovsky and bishop Vasiliy (Bogdashevsky) in 1917-1921]. Vestnik Ekaterinburgskoj dukhovnoj seminarii — Bulletin of Ekaterinburg Theological Seminary, 2015, № 3 (11), pp. 100-199.

8. Sbornik v pamet na prof. d-r Nikolaj Nikanorovich Glubokovski. Mezhdunaroden nauchen seminar (Sofija, 17 dekemvri 2013 g.), posveten na 150-godishninata ot rozhdenieto na prof. d-r Nikolaj N. Glubokovski [Digest in memory of professor Nikolai Nikanorovich Glubokovskij. International scientific seminar (Sofiia, 17th December 2013), on the 150-th Anniversary of birth of professor Dr. Nikolai N. Glubokovsky]. Sofija: Universitetsko izdatelstvo «Sv. Kliment Ohridski», 2016, 356 pp. (Forum Theologicum Sardicense pruis Bogoslovska Misl, № 2/2014, an. XIX].

9. Sobolevskij A. Ioann presviter, ekzarkh Bolgarskij [John the presbyter, Exarch of Bulgaria]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1906, t. 7, col. 25-27.

10. Sobolevskij A. Kirillitsa i glagolitsa [Cyrillic and Glagolitic alphabets]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1909, t. 10, col. 213-228.

11. Tridtsatipiatiletie uchenoj deiatel'nosti professora Nikolaia Nikanorovicha Glubokovskogo [The Thirty-fifth Anniversary of scientific activity of professor Nikolai Nikanorovich Glubokovsky]. Sofija: Tipografija gazety «Rus'», 1925, 75 pp.

12. Tunitskij N. Sv. Kliment, ep. Slovenskij ili Velichskij [St. Clement, Bishop of Slovenia or Velich]. Pravoslavnaia bogoslovskaia entsiklopediia [The Orthodox Theological encyclopedia]. Saint-Petersburg, 1910, t. 11, col. 140-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.