Научная статья на тему 'Профессор Московской духовной академии Алексей Петрович лебедев как церковный историограф'

Профессор Московской духовной академии Алексей Петрович лебедев как церковный историограф Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. ЛЕБЕДЕВ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / A.LEBEDEV / CHURCH HISTORIOGRAPHY / THE HISTORY OF THEOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дьяков Алексей Владимирович

Предпринята попытка рассмотреть профессора Московской духовной академии А.П. Лебедева как церковного историографа. Внимание направлено на формирование научного мировоззрения А.П. Лебедева и его научные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professor of Moscow theology academy Alexey Lebedev as a church historiographer

The article is devoted to the professor of Moscow theology academy Alexey Lebedev. The author makes an attempt to treat the professor as a church historiographer. Dyakov puts emphasize on the formation of scientific world outlook of Lebedev and on his scientific methods.

Текст научной работы на тему «Профессор Московской духовной академии Алексей Петрович лебедев как церковный историограф»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 137-138.

УДК 111 А.В. Дьяков

ПРОФЕССОР МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ КАК ЦЕРКОВНЫЙ ИСТОРИОГРАФ

Предпринята попытка рассмотреть профессора Московской духовной академии А.П. Лебедева как церковного историографа. Внимание направлено на формирование научного мировоззрения А.П. Лебедева и его научные подходы.

Ключевые слова: А.П. Лебедев, церковная историография, история духовного образования в России.

В последнее время в исторической науке современной России активизировался интерес к изучению творчества историков церковноакадемической среды. Но далеко не все персоналии церковных историков еще получили должное освещение в исторической науке. Остановимся на личности профессора Московской духовной академии (МДА) Алексея Петровича Лебедева. Сфера его научных интересов - история Церкви, церковная историография, развитие церковно-исторической науки в России. Особо выделим его исследования по церковной историографии, в которых он проследил развитие церковного историописания от IV до начала ХХ вв. [1]. Даже сегодня эти работы остаются единственными в своем роде, а книге «Церковная историография в главных ее представителях...» вообще нет аналога.

Надо отметить, что в отечественной церковной историографии мало работ, посвященных изучению церковно-историографических взглядов А.П. Лебедева. В основном это работы биографического характера, но не особо информативные в плане прояснения исторических взглядов ученого. Отдельно можно отметить статью профессора А.А. Спасского «Профессор А.П. Лебедев» [2]. В ней не только освещается личность и деятельность ученого, но и дается краткий анализ его трудов, а также статьи И.В. Кривушина «Церковник историк и церковно-историческая наука: момент осмысления» [3], в которой намечены основные подходы А.П. Лебедева к изучению церковной историографии. Такая историографическая ситуация актуализирует изучение А.П. Лебедева как церковного историографа.

Необходимым этапом историографического анализа творчества любого историка является изучение личности и формирование научного мировоззрения ученого. В своих главных чертах научное мировоззрение А.П. Лебедева сформировалось в период его учебы и работы в МДА. Здесь же он окончательно определился со своими научными интересами и с 1870 г. занял место на кафедре истории древней Церкви, начал вести исследования по церковной истории. Свою магистерскую работу он писал по философии но, не связал с ней свою дальнейшую деятельность, а сосредоточился на вопросах церковной истории. Впоследствии А.П. Лебедев защищает докторскую диссертацию по Вселенским соборам IV и V вв. Некоторое его подходы к изучению сформировались у него еще за время учебы в МДА: выявление причинно-следственных связей, широкая постановка проблем в исследовании, доскональное изучение литературы по вопросу.

Если посмотреть на работы А.П. Лебедева в области церковной историографии, то здесь выделяются три направления исследований: греческие церковные историки ^—У1 вв., немецкие церковные историки XVI -начала ХХ вв., русская церковная историография. Латинские и римско-

© А.В. Дьяков, 2013

138

А.В. Дьяков

католические историки, а также византийские хронисты практически не попали в поле обзора автора, что, конечно, является пробелом в исследовании. Причина такого выбора лежит в том, что А.П. Лебедев рассматривает только наиболее развитые, наиболее характерные для того или иного времени формы церковного историописания. Соответственно, греческая церковная историография - начальный этап формирования церковной историографии вообще. Немецкая (протестантская) - потому что в XIX в. была самой передовой по своим достижениям, здесь свое применение получил критический метод при изложении истории.

Охват временного периода и авторов показывает наиболее характерный подход автора к изучению материала - широту поставленных проблем, что делается не многими историками. Такие объемные исследования неизбежно ведут к освоению большого корпуса источников и исследовательской литературы автором. Все работы А.П. Лебедева по церковной историографии построены на использовании источников как греческих, так и немецких церковных историков. Практически везде у него встречаются отсылки к изданиям на языке авторов. По характеру исследовательской литературы, которую использует историк для анализа работ других церковных историков, можно сказать, что он познакомил нас с достижениями зарубежной исторической и богословской мысли. Его работы отличаются обилием документов.

При исследовании концепций церковных историков А.П. Лебедев пользуется критическим методом, который так успешно получил свое распространение в протестантской Германии. Под критикой у автора понимается выявление сущности исследуемого явления, а не критиканство с узкоконфессиональной позиции, все его замечания аргументированы и подкреплены соответствующими фактами и ссылками на литературу. А.П. Лебедев «никогда не остается в поле отрицательных оценок, но всегда ищет и находит рациональное зерно» [4]. Анализ концепций церковных историков А.П. Лебедев делает по следующей схеме: 1) биографические сведения; 2) принадлежность церковного историка к направлению или школе; 3) источники автора и работа с ними; 4) сходства и различия с историче-

ской традицией; 5) методы исследования, соответствие содержания заявленной позиции; 6) достоинства и недостатки труда; 7) вклад историка в общую историю церковной историографии.

Также в своих исследованиях ученый использует методы классической историографии: историко-генетический и историкосистемный при изложении развития церковной историографии от возникновения до своих современников; сравнительный - когда сопоставляет между собой достижения церковных авторов, особенно это касается греческих историков.

Внимание заслуживает у автора характеристика русской церковной историографии. Эти работы, может, не такие объемные, как по зарубежной церковной историографии, но имеют немаловажное значение. Русская церковная историография оценивается автором так же критически, как и любая другая, можно сказать, что она подвержена замечанием больше всех за свою отсталость. Профессор А.П. Лебедев выделяет несколько причин отсталости: 1) позднее включение церковной истории в систему обязательных дисциплин для изучения; 2) отсутствие исследовательской церковно-исторической литературы; 3) пренебрежительное отношение и цензура по отношению к церковной истории со стороны церковных властей. По мнению автора, церковно-историческая наука в России «стоит на незначительной высоте» [5]. Эти слова автора остаются актуальными и сейчас.

ЛИТЕРАТУРА

[1] См., напр.: Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. СПб. : Алетейя, 2001 ; Его же. «Великий и в малом...»: Исследования по истории Русской Церкви и развития русской церковноисторической науки. СПб. : Абышко, 2008.

[2] Богословский вестник. 1908. № 9-11.

[3] Кривушин И. В. Церковный историк и церковно-историческая наука: момент осмысления // Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в.

[4] Там же. С. 7.

[5] Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. С. 397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.