Научная статья на тему 'Профессор И. П. Митюк и математическое образование на Кубани'

Профессор И. П. Митюк и математическое образование на Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ / СИММЕТРИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ХАРАКТЕР / ЛИЧНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / GEOMETRIC THEORY OF FUNCTIONS / SYMMETRIZATION METHODS / CHARACTER / PERSONALITY / ORGANIZATIONAL ABILITIES / LEADERSHIP STYLE / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников Виктор Владиславович, Лазарев Виктор Андреевич, Щербаков Евгений Александрович

В статье предпринята попытка анализа особенностей личности и психологических черт известного кубанского математика И.П. Митюка, тех черт и особенностей характера этого выдающегося ученого и человека, которые способствовали образованию Кубанской математической школы по теории функций, а также распространению ее плодотворного влияния на отечественную и мировую математику в целом. К этим особенностям мы относим психологическую устойчивость, включающую такие качества личности, как целеустремленность, уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Именно эти качества профессора И.П. Митюка определяли его яркую личность, знаковую в 70-90-е годы для Кубанского университета. Под его руководством в новом университете была быстро создана хорошая научная база для естественно-научных факультетов, открывались научные и учебные лаборатории на биологическом, физическом, химическом факультетах, предметом его интересов были и гуманитарные факультеты и кафедры, определился научный профиль вуза, университет начал подготовку собственных научных кадров по многим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевников Виктор Владиславович, Лазарев Виктор Андреевич, Щербаков Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR I.P. MITYUK AND MATHEMATICAL EDUCATION IN KUBAN

An attempt is made in the article to analyze the personality traits and psychological traits of the well-known Kuban mathematician I.P. Mityuk, those traits and features of the nature of this outstanding scientist and man who contributed to the formation of the Kuban mathematical school on the theory of functions, as well as the spread of its fruitful influence on domestic and world mathematics in general. To these features, we refer psychological stability, which includes such personality traits as purposefulness, poise, stability and resilience. These are the qualities of Professor I.P. Mityuk was defined as a bright personality, a sign in the 70's and 90's for Kuban State University. Under his leadership, the new university quickly established a good scientific base for natural science faculties, opened scientific and educational laboratories at the biological, physical and chemical faculties, the subject of his interests were humanitarian faculties and departments, the scientific profile of the university was determined, the university began to prepare its own scientific personnel in many areas.

Текст научной работы на тему «Профессор И. П. Митюк и математическое образование на Кубани»

УДК37

КОЖЕВНИКОВ Виктор Владиславович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ЛАЗАРЕВ Виктор Андреевич Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия victor_lazarev@mail.ru

ЩЕРБАКОВ Евгений Александрович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ПРОФЕССОР И.П. МИТЮК И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА КУБАНИ

В статье предпринята попытка анализа особенностей личности и психологических черт известного кубанского математика И.П. Митюка, тех черт и особенностей характера этого выдающегося ученого и человека, которые способствовали образованию Кубанской математической школы по теории функций, а также распространению ее плодотворного влияния на отечественную и мировую математику в целом. К этим особенностям мы относим психологическую устойчивость, включающую такие качества личности, как целеустремленность, уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Именно эти качества профессора И.П. Митюка определяли его яркую личность, знаковую в 70-90-е годы для Кубанского университета. Под его руководством в новом университете была быстро создана хорошая научная база для естественно-научных факультетов, открывались научные и учебные лаборатории на биологическом, физическом, химическом факультетах, предметом его интересов были и гуманитарные факультеты и кафедры, определился научный профиль вуза, университет начал подготовку собственных научных кадров по многим направлениям.

Ключевые слова: геометрическая теория функций, симметризационные методы, характер, личность, организационные способности, стиль руководства, корпоративная культура

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-202-208

Viktor V. KOZHEVNIKOV Kuban State University Krasnodar, Russia

Victor A. LAZAREV Kuban State University Krasnodar, Russia victor_lazarev@mail.ru

Evgeny A. SHCHERBAKOV Kuban State University Krasnodar, Russia

PROFESSOR I.P. MITYUK AND MATHEMATICAL

EDUCATION IN KUBAN

An attempt is made in the article to analyze the personality traits and psychological traits of the well-known Kuban mathematician I.P. Mityuk, those traits and features of the nature of this outstanding scientist and man who contributed to the formation of the Kuban mathematical school on the theory of functions, as well as the spread of its fruitful influence on domestic and world mathematics in general. To these features, we refer psychological stability, which includes such personality traits as purposefulness, poise, stability and resilience. These are the qualities of Professor I.P. Mityuk was defined as a bright personality, a sign in the 70's and 90's for Kuban State University. Under his leadership, the new university quickly established a good scientific base for natural science faculties, opened scientific and educational laboratories at the biological, physical and chemical faculties, the subject of his interests were humanitarian faculties and departments, the scientific profile of the university was determined, the university began to prepare its own scientific personnel in many areas.

Keywords: geometric theory of functions, symmetriza-tion methods, character, personality, organizational abilities, leadership style, corporate culture

Главный признак таланта - это когда человек знает, чего он хочет.

П.Л. Капица

Как известно, ключевую роль в реализации всего комплекса корпоративной культуры играет высшее руководство организации и руководители ее подразделений. И.П. Митюк многие годы относился к высшему руководству университета, определял цели университета, содействовал успешному взаимодействию и согласованным действиям работников всех уровней управления университета и факультета для достижения этих целей. Именно в те годы была заложена традиция организации международных и всесоюз-

ных конференций на базе Кубанского университета с участием крупнейших ученых современности и студенческой молодежи.

Одной из важнейших задач мотивации к изучению математики учащихся в образовательных учреждениях является популяризация математических знаний и математического образования на примерах научных биографий и социальных качеств известных российских математиков.

Для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным, - мы часто используем такие понятия, как «темперамент», «характер», «личность».

Описательные определения этих понятий можно найти в любом энциклопедическом или толковом словаре.

Темперамент - «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».

Известно, что в темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп (рисунок) в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову.[3]

Рисунок. X. Бидструп. Figure. Herluf Bidstrup

Источник\ Source:: http://www.bidstrup.ru/content/0305.html.

Кем был Митюк? Как бы он поступил в ситуации со шляпой? «Игорь Петрович Ми-тюк - известный математик, крупный специалист в области геометрической теории функций, доктор физико-математических наук, профессор. И.П. Митюк был первым проректором по науке во вновь открывшемся в 1969 году Кубанском государственном университете». Рискнем предположить, что Игорь Петрович, осмотрев шляпу, удивился бы ее странной форме и, приведя в соответствующий вид, спокойно надел бы шляпу себе на голову и не стал бы искать шляпу, на которую можно было бы случайно сесть.

Что можно сказать о характере Игоря Петровича?

Как говорит психология, характер - это «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, "нрав" человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения ...».

Характеры выявляются в действии - активном, целеустремленном, решительном, покорно-подражательном и т.д. Здесь же подчеркнем одну интересную черту характера: Игорь Петрович за все годы работы в университете на постах проректора, декана, заведующего кафедрой не был связан со вступительными экзаменами, с этой тонкой и коварной процедурой. Как объяснял он нам в минуты откровения, это было одно из условий его работы в Кубанском университете.

Почему Митюк выдвинул это условие? Можно только предполагать. Выскажем наше предположение - возможно, чтобы быть вне подозрений.

Но интересно то, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят о социальных качествах конкретного человека, тогда как именно последние являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека и определяют личность, определяют в человеке пути его развития и обусловливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека, тем более авторитетного, на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования коллектива в целом.

Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, поскольку личность - «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности».

Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность - «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

В свою очередь, психологическая устойчивость включает такие качества личности, как целеустремленность, уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. С нашей точки зрения, именно эти качества И.П. Митюка определяли его как яркую личность, знаковую в те годы для Кубанского университета. Благодаря его усилиям в новом университете была быстро создана хорошая научная база для естественно-научных факультетов, укрепились биологический, физический, химический факультеты, предметом его интересов были и гуманитарные факультеты и кафедры, определился научный профиль вуза, университет начал подготовку собственных научных кадров по многим направлениям.

В качестве проректора по научной работе, а затем в качестве декана (1981-1989) И.П. Митюк много сделал для становления математического факультета и математики на Кубани. Его высокий авторитет математика, талант и уникальные человеческие качества способствовали созданию на факультете творческой и доброжелательной обстановки, обстановки свободы творчества.

Какими человеческими и профессиональными качествами объяснить то, что с кафедры теории функций, возглавляемой профессором И.П. Митюком, вышли в разные годы четыре декана математического факультета, выросли в научном плане пять докторов наук, один член-корреспондент РАН, более 15 кандидатов наук.

Или почему все лаборанты кафедры через несколько лет работы идут в аспирантуру и становятся кандидатами наук и преподавателями вузов?

Конечно, здесь следует пояснить, что во времена строительства социализма работа в вузе считалась престижной. Лучших студентов и выпускников почти всегда ориентировали закрепиться в университете. Но количество мест в аспирантуру всегда было ограниченным, или их совсем не было, и поэтому искали способы как-то оставить способную молодежь на факультете.

Как увидеть в молодом человеке будущего исследователя и просто сотрудника, способного вписаться в коллектив кафедры или факультета?

Безусловно, здесь играет роль интуиция - психологическая способность к быстрому и адекватному познанию людей, складывающихся между ними отношений в определенной ситуации, к прогнозированию будущих отношений и возможного общения.

О свободе творчества хочется сказать отдельно. Именно в годы работы И.П. Митюка на посту декана и при его согласии (иногда молчаливом, но красноречивом) были реализованы многие инициативные проекты сотрудников матфака: открыты специализированные математические классы в СШ № 4 (1984 г.), начали работу летние (1985 г.) и зимние (1986 г.) физико-математические школы.

Его научные интересы и культура общения начали формироваться в МГУ им. М.В. Ломоносова и развивались в Институте математики АН УССР (г. Киев) под влиянием профессора В.А. Зморовича, который много лет плодотворно руководил научным семинаром на кафедре высшей математики Киевского политехнического института. Этот семинар был хорошо известен в стране и за рубежом, имел научные связи с европейскими и американскими учеными. На этом семинаре неоднократно выступали ученики В.А. Зморовича, известные математики Л.А. Дундученко, П.М. Тамразов и впоследствии участники кубанских школ-конференций, организуемых уже И.П. Митюком. В 1964-1965 гг. одному из авторов несколько раз приходилось быть участником этого семинара в качестве практиканта института гидромеханики АН УССР.

Как уже говорилось [1], научные исследования И.П. Митюка посвящены изучению экстремальных свойств различных классов отображений. Он первым в стране начал разработку новых приложений симметризационных методов, обогатив теорию симметризации идеями, которые позволили обобщить на случай регулярных отображений многосвязных областей фундаментальные результаты теории однолистных функций.

Много внимания И. П. Митюк уделял педагогической деятельности. Читавшиеся им лекционные курсы привлекали внимание лучших студентов математического факультета. Написанное И.П. Митюком учебное пособие по симметризационным методам является уникальным учебником по теории симметризации и ее приложениям, аналога которому нет в современной математической литературе. Полученные И.П. Митюком результаты нашли отражение в другом пособии по квазиконформным отображениям, написанным им совместно с сотрудниками кафедры В.Г. Шеретовым и Е.А. Щербаковым.

Мы уже упоминали о научном и организационном талантах И.П. Митюка [1], которые были залогом успеха проводившихся под его руководством школ-конференций на Черноморском побережье по геометрической теории функций (10 школ-конференций), участниками которых были ведущие специалисты со всех уголков страны. Многие считали за честь быть приглашенным на эти конференции.

Если информацию о Митюке как о математике, о его математических интересах еще можно найти, то мало кто знает его удивительные бойцовские качества в ситуациях, где есть соревновательность. Это могли быть интеллектуальные соревнования, решение олимпиадных математических задач, шахматные турниры, игра в шашки, в карты или домино. Что касается других видов спорта, то его коллеги знали его спортивный азарт при игре в бадминтон, выносливость в длительных заплывах в море, упорство в стрельбе в любом тире, где была возможность выявить чемпиона любого масштаба.

Говорят, что если человек одарен, то, как правило, одарен во многих областях, проявляет свои способности в разных сферах человеческой деятельности. Способности же,

как учит психология, обусловливаются задатками, но, подчеркнем, ни в коем случае ими не предопределяются. Мы не знаем, что в нас заложено, на что мы способны. О задатках и способностях нам часто приходилось говорить c Игорем Петровичем Митюком. Дело в том, что матфак, в силу необходимости, давно занимается одаренными детьми и прежде всего старшеклассниками. В связи с этим нам часто приходилось искать, находить и решать нестандартные математические задачи. Соревновательность здесь заложена изначально. А это то, что привлекало Митюка, втягивало в состязательность, включался азарт, эмоции, связанные с предвосхищением успеха (не обязательно адекватного реальности) в чем-либо, часто порожденного случаем, игрой, риском, опасностью. Таким образом, часто дискуссии с математических семинаров переносились на решение нестандартных школьных задач, выяснение отношений за шахматной доской или на площадку по бадминтону.

Вспоминаются два случая. Первый. В Майкопе был тир, где, как выяснилось, в годы работы в пединституте Игорь Петрович неоднократно упражнялся и, естественно, не представлял, что может уступить молодым партнерам. Борьба шла бескомпромиссная, затяжная, до тех пор, пока не удалось убедить И.П., что пора возвращаться в Краснодар. Второй. И.П. Митюк был приглашен в летнюю физико-математическую школу для старшеклассников в Тамань. После занятий вышли на берег и, естественно, начались купания под присмотром плаврука, который дежурил на двухвесельной лодке. Никто не предполагал, что Митюк поплывет не вдоль берега, а от берега. Первыми удаляющегося в открытое море человека, как и положено, заметили дети. Началась погоня на лодке. Все завершилось благополучно. Оказывается, И.П. должен был сделать кролем определенное количество гребков в одну сторону и только после этого повернуть обратно. Буйки он не видел и не оглядывался.

Впоследствии мы неоднократно шутили на эту тему. Но тогда в местах, где происходили когда-то жуткие события, описанные М.Ю. Лермонтовым, было не до шуток. За многолетнее общение с И.П. была возможность убедиться в некоторых особенностях его поведения в неординарных ситуациях, в его азартности, но всегда в пределах нормы.

Нам пришлось с Игорем Петровичем общаться в рабочей и не рабочей обстановке на протяжении более 25 лет. Обстановка была разной: кафедра и деканат, море и горы, семинары и школы-конференции, дни рождения и разнообразные праздники, были обсуждения, дискуссии, споры. Очень часто, когда намечалась тупиковая ситуация, он переводил разговор на другие темы.

Напряженная работа в качестве проректора по науке в период становления университета и заведующего кафедрой, связанная с решением им организационных проблем, требовала от И.П. Митюка как административного и научного руководителя не только постоянного внимания и научной осведомленности, но и большого организаторского таланта. В кратчайший срок он сумел создать свой стиль работы, свободный от общепринятых условностей, стиль уважения, дружбы, свободы слова и мысли, доброжелательства, остроумия и оптимизма. Он часто упоминал слова великого физика Н. Бора: «Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя», и, надо сказать, многие, казалось бы, неразрешимые задачи кафедры, факультета или университета решались им в доброжелательной атмосфере, с элементами юмора. При возникновении напряженно-стей, связанных с решением всяческих противоречивых проблем, он говорил словами известного персонажа: «Ребята, давайте жить дружно!»

Еще и еще хочется говорить о демократичности стиля руководства И.П. Митюка Припоминается давняя история. По распоряжению ректората возникла необходимость уволить преподавателя по сокращению штатов. Обсуждались две кандидатуры: на - предложенная Игорем Петровичем, другая - кафедрой. Несмотря на все аргументы Митюка, за предложенную им кандидатуру проголосовал он один. В сердцах хватив пачкой тетрадей об пол, Игорь Петрович бросился вон из комнаты. Через некоторое время, поостыв, вернулся и с помощью дополнительных аргументов сумел убедить кафедру

принять его решение. При этом кафедра попросила дать слово трудоустроить уволенного преподавателя. Слово было дано. И Игорь Петрович его сдержал.

Конечно же, важнейшим качеством Игоря Петровича, обеспечивающим ему глубокое уважение, сплачивавшим коллектив, был его высокий профессионализм. Это позволило ему создать на кафедре атмосферу активной научной деятельности, увлеченности учебным процессом, работой со студентами.

Собранные из разных ведущих научных центров СССР преподаватели ощущали на кафедре привычную для них атмосферу академической и научной деятельности. Сами они, в свою очередь, привносили лучшие традиции из различных университетских центров СССР, где проходили их студенческие годы, - Москвы, Киева, Харькова, Казани, Томска, Новосибирска, Перми.

Об университетской культуре. Не являясь специалистами по культуре, но проведя большую часть жизни в университетах различных городов и даже стран, мы можем высказать свои суждения. Многие годы мы живем в этой культуре, в корпоративной культуре, созданной университетским коллективом, культуре, состоящей из комплекса правил поведения, традиций и ценностей, отобранных временем, правил, обязательных для всех ее работников, разделяемых и исполняемых ими.

Как известно, ключевую роль в реализации всего комплекса корпоративной культуры играет высшее руководство организации и руководители ее подразделений. И.П. Митюк многие годы относился к высшему руководству университета, определял цели университета, содействовал успешному взаимодействию и согласованным действиям работников всех уровней управления университета и факультета для достижения этих целей.

Важно, что одним из условий реализации всего комплекса корпоративной культуры является устойчивость процесса: он должен функционировать достаточно длительное время, чтобы выработалась привычка у сотрудников, которую можно передавать новым сотрудникам и молодежи как образец исполнения. Вот почему важна кадровая стабильность. «Корпоративная культура напрямую зависит от целей организации, пронизывает всю ее систему и является тем нематериальным активом, который обеспечивает успех или неуспех организации в будущем. Корпоративная культура начинает давать положительные результаты тогда, когда ее реально, а не на словах разделяет и поддерживает большинство работников предприятия» [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кожевников В.В. Лазарев В.А. Преемственность и развитие в математических науках на примере жизни и деятельности И.П. Митюка / / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том. 9. № 4. Часть 1. с.180-187. DOI: 10.17748/2075-99082017-9-4/1-180-187.

2. Шинкаренко О.Н. Корпоративная культура. Мифы и реальность / / Кадры тия. - 2011. - № 9.

3. Четыре разных темперамента.: Комиксы Херлуфа Бидструпа. http://www.bidstrup.ru/content/0305.html.

REFERENCES

1. Kozhevnikov V. V., Lazarev V.A. Con-tinuity and development in mathematical sciences: on the example of life and activity of I.P. Mityuk. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 1. Pp. 180-187. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-180-187. (in Russian)

2. Shinkarenko O.N. Korporativnaja kul'tura. Mify i real'nost'. [ Corporate culture. Myths and reality]. Kadry predprijatija = Staffing company. 2011. No. 9. (in Russian)

3. The four different temperaments.: Comics of Herluf Bidstrup. Available at: http://www. bidstrup. ru/conten t/0305. htm 1

Информация об авторах:

Кожевников Виктор Владиславович, старший преподаватель, кафедра теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Лазарев Виктор Андреевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия victor_lazarev@mail.ru

Щербаков Евгений Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, кафедра теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Получена: 12.08.2017

Для цитирования: Кожевников В.В., Лазарев В.А., Щербаков Е.А. Профессор И.П. Митюк и математическое образование на Кубани. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 1. с.202-208. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-202-208.

Information about the authors:

Viktor V. Kozhevnikov, Senior Lecturer, Theory of Functions Department, Faculty of Mathematics and Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Victor A. Lazarev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Theory of Functions Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia victor_lazarev@mail.ru

Evgeny A. Shcherbakov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Theory of Functions Department, Faculty of Mathematics and Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Received: 12.08.2017

For citation: Kozhevnikov V.V., Lazarev V.A., Shcherbakov E.A. Professor I.P. Mityuk and mathematical education in Kuban. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 1. Pp. 202-208.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-202-208. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.