Научная статья на тему 'Кафедра теории функций Кубанского государственного университета и университеты Африки'

Кафедра теории функций Кубанского государственного университета и университеты Африки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАФЕДР / РАБОТА В УНИВЕРСИТЕТАХ АФРИКИ / УНИВЕРСИТЕТЫ АЛЖИРА / УНИВЕРСИТЕТЫ АНГОЛЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ КОНГО / УНИВЕРСИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ МОЗАМБИК / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАСШИРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ / ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / INTERNATIONAL COOPERATION OF DEPARTMENTS / WORK AT UNIVERSITIES OF AFRICA / UNIVERSITIES OF ALGERIA / UNIVERSITIES OF ANGOLA / UNIVERSITIES OF CONGO / UNIVERSITIES OF REPUBLIC OF MOZAMBIQUE / STRATEGIC TASKS OF EXPANDING INFLUENCE / ATTITUDES OF POPULATION AND STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Михаил Николаевич, Лазарев Виктор Андреевич, Щербаков Евгений Александрович

Одной из малоизученных сфер деятельности Кубанского государственного университета в 70-90-е годы является развитие международного сотрудничества кафедр с зарубежными университетами. Государством ставились стратегические задачи расширения и укрепления своего влияния в том или ином регионе планеты. Опыт СССР показал, что можно достигать геополитических целей, имея на разных континентах дружественные государства. В статье рассматривается участие сотрудников кафедры теории функций Кубанского университета в становлении образовательных процессов в университете города Константины (Алжир), университете им. Мариана Нгуаби (Браззавиль, Народная Республика Конго), университете Эдуарду Мондлане (Мапуту, Народная Республика Мозамбик), университете Агостиньо Нето (Луанда, Ангола), Педагогическом университете (Мапуту, Народная Республика Мозамбик). Эта страница истории кафедры связана с именем заведующего кафедрой, профессором И.П. Митюком. Сотрудникам кафедра пришлось пройти строгую систему отбора кандидатов. Государство рассматривало претендентов с трех позиций: профессионализма, общественной активности, морального облика и физического состояния. Чаще на работу за рубеж направлялись члены КПСС. В странах, получивших независимость, начала развиваться наука и научные исследования в электронике, физике твердого тела, по проблемам использования солнечной энергии, в области разведки, добычи и переработки нефти. Во всех центрах работали советские специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF FUNCTIONS DEPARTMENT OF THE KUBAN STATE UNIVERSITY AND THE UNIVERSITIES OF AFRICA

One of the poorly researched spheres of activity of the Kuban State University in the 70-90s is the development of international cooperation of the departments with foreign universities. The authorities set strategic tasks to expand and strengthen its influence in this or that region of the planet. The experience of the USSR has shown that it is possible to achieve geopolitical goals by having friendly states on different continents. The article deals with the participation of the staff of the Theory of Functions Department of the Kuban University in the formation of educational processes at the University of Constantine (Algeria), the Mariam Nguabu University (Brazzaville, People's Republic of Congo), the Eduardo Mondlane University (Maputo, People's Republic of Mozambique), the Augustine Netu University (Luanda, Angola), Pedagogical University (Maputo, People's Republic of Mozambique). This page of the history of the department is associated with the name of the head of the department, professor I.P. Mityuk. The staff of the department had to undergo a strict system of selection of candidates. The officials considered applicants from three positions: professionalism, social activity, moral character and physical condition. More often members of the CPSU were sent abroad for work. In countries that have gained independence, science and research have begun to develop in electronics, solid-state physics, and the problems of using solar energy, in the exploration, production and processing of oil. In all the centers there were Soviet specialists.

Текст научной работы на тему «Кафедра теории функций Кубанского государственного университета и университеты Африки»

УДК 316.7 +378.4

ГАВРИЛЮК Михаил Николаевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ЛАЗАРЕВ Виктор Андреевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия victor_lazarev@mail.ru

ЩЕРБАКОВ Евгений Александрович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

КАФЕДРА ТЕОРИИ ФУНКЦИЙ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И УНИВЕРСИТЕТЫ АФРИКИ

Одной из малоизученных сфер деятельности Кубанского государственного университета в 70-90-е годы является развитие международного сотрудничества кафедр с зарубежными университетами. Государством ставились стратегические задачи расширения и укрепления своего влияния в том или ином регионе планеты. Опыт СССР показал, что можно достигать геополитических целей, имея на разных континентах дружественные государства. В статье рассматривается участие сотрудников кафедры теории функций Кубанского университета в становлении образовательных процессов в университете города Константины (Алжир), университете им. Мариана Нгуаби (Браззавиль, Народная Республика Конго), университете Эдуарду Мондлане (Мапуту, Народная Республика Мозамбик), университете Агостиньо Нето (Луанда, Ангола), Педагогическом университете (Мапуту, Народная Республика Мозамбик). Эта страница истории кафедры связана с именем заведующего кафедрой, профессором И.П. Митюком. Сотрудникам кафедра пришлось пройти строгую систему отбора кандидатов. Государство рассматривало претендентов с трех позиций: профессионализма, общественной активности, морального облика и физического состояния. Чаще на работу за рубеж направлялись члены КПСС. В странах, получивших независимость, начала развиваться наука и научные исследования в электронике, физике твердого тела, по проблемам использования солнечной энергии, в области разведки, добычи и переработки нефти. Во всех центрах работали советские специалисты.

Ключевые слова: международное сотрудничество кафедр, работа в университетах Африки, университеты Алжира, университеты Анголы, университеты Конго, университеты республики Мозамбик, стратегические задачи расширения влияния, отношения населения и студенческой молодежи

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-92-99

Mikhail N. GAVRILYUK

Kuban State University Krasnodar, Russia

Victor A. LAZAREV

Kuban State University Krasnodar, Russia victor_lazarev@mail.ru

Evgeny A. SHCHERBAKOV

Kuban State University Krasnodar, Russia

THEORY OF FUNCTIONS DEPARTMENT OF THE KUBAN STATE UNIVERSITY AND THE UNIVERSITIES OF AFRICA

One of the poorly researched spheres of activity of the Kuban State University in the 70-90s is the development of international cooperation of the departments with foreign universities. The authorities set strategic tasks to expand and strengthen its influence in this or that region of the planet. The experience of the USSR has shown that it is possible to achieve geopolitical goals by having friendly states on different continents. The article deals with the participation of the staff of the Theory of Functions Department of the Kuban University in the formation of educational processes at the University of Constantine (Algeria), the Mariam Nguabu University (Brazzaville, People's Republic of Congo), the Eduardo Mondlane University (Maputo, People's Republic of Mozambique), the Augustine Netu University (Luanda, Angola), Pedagogical University (Maputo, People's Republic of Mozambique). This page of the history of the department is associated with the name of the head of the department, professor I.P. Mityuk. The staff of the department had to undergo a strict system of selection of candidates. The officials considered applicants from three positions: professionalism, social activity, moral character and physical condition. More often members of the CPSU were sent abroad for work. In countries that have gained independence, science and research have begun to develop in electronics, solid-state physics, and the problems of using solar energy, in the exploration, production and processing of oil. In all the centers there were Soviet specialists.

Keywords: international cooperation of departments, work at universities of Africa, universities of Algeria, universities of Angola, universities of Congo, universities of Republic of Mozambique, strategic tasks of expanding influence, attitudes of population and student youth

Математика похожа на мельницу: если вы засыпете в нее зерна пшеницы, то получите муку, если же засыпете отруби, отруби и получите.

Андру Филлинг Хаксли

Одной из малоизученных сфер деятельности Кубанского государственного университета в 70-90-е годы является развитие международного сотрудничества факультетов, кафедр и отдельных преподавателей с зарубежными университетами. Тогда как, обращаясь к истории (исторической памяти), можно привести значащие результаты, привнесенные нашими специалистами, командированными на работу в африканские страны. Государством в те годы ставились стратегические задачи расширения и укрепления своего влияния в том или ином регионе планеты. И опыт СССР показал на протяжении многих лет, что, не преследуя никаких колонизаторских целей и особых экономических выгод, можно заботится о геополитических и стратегических целях, имея на разных континентах дружественные государства и добрые отношения населения и, прежде всего, студенческой молодежи.

Можно много критиковать действия различных и государственных, и общественных структур, которые отбирали преподавательские кадры на работу в развивающиеся страны Африки и Азии, но в результате выезжали за рубеж те, кто на данный момент лучше отвечал параметрам, необходимым для конкретного африканского университета. Что же требовалось? Прежде всего - языковая подготовка, знание предмета, знание станы, наличие педагогического опыта, методические навыки и умения, включая разработку учебного материала, организацию научных и научно-методических семинаров, то есть реальная помощь в развитии национального образования и науки, в создании национальной государственной системы общего и профессионально-технического образования, научно-исследовательских учреждений развивающихся стран.

В связи с этим интересно остановиться на участии сотрудников кафедры теории функций Кубанского университета, в данном случае авторов настоящей статьи, в становлении образовательных процессов некоторых африканских университетов, таких как университет города Константины (Алжир), университет им. Мариана Нгуаби (Браззавиль, Народная Республика Конго), университет Эдуарду Мондлане (Мапуту, Народная Республика Мозамбик), университет Агостиньо Нето (Луанда, Ангола), Педагогический университет (Мапуту, Народная Республика Мозамбик). Эта страница истории кафедры безусловно связана с именем заведующего кафедрой, профессором И.П. Митюком, на тот момент бывшего проректором по науке КубГУ [1]. В те годы командировка за рубеж считалась, с одной стороны, миссией страны Советов, с другой - своеобразным поощрением, и кому это доверить, определялось «свыше».

Сотрудникам кафедра пришлось пройти строгую систему отбора кандидатов. Государство рассматривало претендентов с трех позиций: профессионализма, общественной активности, морального облика и физического состояния. Нередко случалось так, что из тех, кто были позваны, не все бывали призваны. Причиной тому были изолированность и самоизолированность СССР, острая необходимость качественного развития международного сотрудничества. В связи с этим на работу за рубеж направлялись, как правило, члены КПСС. Среди математиков таковых было мало, поэтому и беспартийные члены кафедры прошли систему отбора. Однако предварительно важно пояснить специфику того периода: важность для расширения международного сотрудничества, ограничение выезда за рубеж, тщательный подбор высоко квалифицированных специалистов, учет партийности. Авторы статьи не были членами КПСС, поэтому для них были доступны только развивающиеся страны.

В 1973 г. кандидатура В.А. Лазарева, одного из претендентов, который на тот момент был доцентом кафедры теории функций, рассматривалась на трех комиссиях и была в конце концов одобрена. Отпустить или нет на несколько лет с кафедры действующего

преподавателя - зависело от решения заведующего. Это первое. Второе - нужна или нет университету эта командировка. Конечно, для вновь организованного и развивающегося вуза международные контакты были необходимы. И здесь И.П. Митюк, как один из руководителей университета, принял ответственное решение - командировать В.А. Лазарева в Алжирскую Народную Демократическую Республику (г. Константина). По сути, это было решение, открывшее серию командировок краснодарским математикам в африканские университеты. В 1979 г. доцент Е.А. Щербаков был направлен в Народную Республику Мозамбик (г. Мапуту) в свою первую командировку, в 1981-1983 гг. состоялась командировка В.А. Лазарева в Народную Республику Конго (Браззавиль), 1987-1988 гг. - командировка Е.А. Щербакова в Республику Ангола, затем в 1987 г. доцент М.Н. Гаврилюк был направлен в Мозамбик, в 1993 г. - вторая командировка Е.А. Щербакова в Мозамбик. Все трое - с кафедры теории функций.

В течение трех лет (1973-1976) В.А. Лазарев был профессором университета в городе Константине в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР). Перед отъездом было достаточно основательно изучено все, что относилось к социально-экономической сфере в АНДР в этот период. Особенно полезна при этом была монография профессора Кубанского университета Н.И. Кирея «Алжир и Франция», изданная накануне [2]. Нужно отметить, что по этой книге изучали положение в АНДР в последующие годы многие специалисты СССР, командированные в эту страну.

Первая зарубежная поездка. Первые впечатления. Восхищение вызывают современные великолепные здания университета в Константине, построенные по проекту великого бразильского архитектора Оскара Нимейера (1907-2012), который в 1988 г. получил Притцкеровскую премию - престижный аналог Нобелевской премии в области архитектуры.

Конечно же, информация об этом архитекторе была в нашей прессе. Но увидев его творения наяву, нельзя удержаться от стремления узнать об этом гениальном человеке как можно больше. Срабатывает познавательный интерес. Отметим также профессиональный интерес к явлению гениальности, природе таланта и одаренности О. Нимейера. Его творчеству посвящены книги и сотни статей - хвалебных и критических - на многих языках. Выставки работ Нимейера были организованы во многих странах, в том числе в 1956 и 1977 гг. в Москве, в 1979 г. в Культурном центре им. Ж. Помпиду в Париже, в 1983 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Обучение в университетах как в Константине (1973-1976 гг.), так и в Браззавиле (1981-1983 гг.) велось по французской системе образования, которая, естественно, внедрилась в этих странах, как бывших французских колониях.

После получения независимости начались изменения, правительство Алжира объявило образование обязательным. Внесены изменения в содержание обучения на основе потребностей страны и национальной культуры. В 1966 г. принят перспективный план развития и реорганизации системы народного образования Алжира на 10 лет. Учителей для начальных школ и коллежей начали готовить в нормальных школах с четырех- или двухгодичным курсом, преподавателей лицеев - университеты, которые открыты в столице АНДР - Алжире, в Константине, Оране и других городах. Профессионально-техническое образование в основном осуществляли спецколледжи или технические отделения лицеев. С помощью СССР были созданы институт и техникум по подготовке специалистов горнорудной промышленности, отраслей тяжелой индустрии в г. Аннаба, институт и техникум нефти и газа, текстильный техникум в Бумердесе.

Начала развиваться наука и научные исследования и, конечно же, как университетские работники, мы должны были быть в курсе того, как развиваются естественно-математические дисциплины в стране, где предстояло работать три года. С помощью приглашенных специалистов в исследовательских центрах начались исследования в области ядерной физики (разделение изотопов), электроники, твердого тела, по проблемам использования солнечной энергии, прибрежных течений, продуктов моря. Начались ис-

следования в области разведки, добычи и переработки нефти в Алжирском институте нефти, а также в центре нефти и текстиля в г. Бумердесе. Во всех центрах были советские специалисты. Основной упор делается на поисковые работы, а также исследования в таких областях, как океанография, геология, метеорология, социология и экономика. В развитии научных исследований и подготовке кадров ведущая роль принадлежит Алжирскому университету и университетам в Константине и Оране.

С началом учебных занятий мы были удивлены небольшим количеством аудиторной нагрузки, которая предусмотрена французской программой: три часа в неделю для профессоров и доцентов и шесть часов для ассистентов. Но в ближайшее же время убедились, что эта нагрузка вполне достаточна, так как требуется большая предварительная подготовка по подбору материала и его правильному методическому расположению. Кроме того, чтобы учить студентов, нужно и самому постоянно повышать свою квалификацию в профессиональном плане. В противном случае подход к делу рискует быть формальным и поверхностным.

Алжирские студенты, да и вообще все студенты из африканских стран, с которыми пришлось работать в алжирском университете, будь то из Туниса, Марокко, Конго, очень требовательны к преподавателю. Пока не поймет каждый студент объясняемый материал, дальше продвинуться в изучении вопроса невозможно. По-видимому, это и правильно: студент работает на лекции, и она проходит в диалоговом режиме. Приходится изыскивать разные пути объяснения, и здесь без языка не обойтись.

Отличается от нашего и контроль знаний студентов. Двадцатибалльная система оценок, текущие и итоговые письменные контрольные работы с коэффициентом трудности, активное участие в учебном процессе самих студентов - все это является довольно прогрессивным в образовании. Приятнее всего удивляло в работе малое количество заседаний, отсутствие бумажных отчетов, доверие со стороны администрации факультета и университета. Многое об образовании во франкоязычных странах мы знали по литературным источникам, когда готовились к отъезду и изучали язык.

На что еще пришлось экстренно обратить внимание в образовательном процессе Алжира - это «высокая степень централизации, демократизм, рационализм, объективность и крайняя формализация процесса обучения, достаточно хороший и ровный уровень подготовки» студентов.

Все это очень важно при преподавании математики. Централизация заключается в единой программе по математике для всех школ и учащихся «метрополии и заморских территорий», едином выпускном экзамене по математике для всех учащихся. Вот как об этом пишет известный педагог - математик А.Б. Сосинский, который работал как во французских, так и российских школах и вузах, в статье «Как учатся математике во Франции».

«В один и тот же день, час и минуту во всех школах Франции преподаватель, проводящий экзамен, разбивает сургучную печать присланного из Парижа конверта и раздает выпускникам единый вариант письменного экзамена, утвержденный министерством национального просвещения. Несколько сот тысяч учащихся по всей метрополии и в бывших колониях одновременно пишут на специальном зашифрованном бланке свой ответ на один и тот же вопрос по теории и решают один и тот же цикл задач возрастающей сложности. Формализм и объективность - как в характере изложения самого курса математики (значительно более абстрактного и формализованного, чем в России), так и во взаимоотношениях между учителями и школьниками, в частности при проверке знаний (где все тоже очень регламентировано, притом достаточно четко). Демократизм и рационализм - во вседоступности и бесплатности не только школьного, но и вузовского образования, в единообразии подготовки учителей. Если говорить о школах, а нам приходилось тесно общаться с нашими преподавателями в лицеях, то обстановка на уроке, особенно в старших классах, как правило, достаточно жесткая и сводится либо к опросу, либо

к монологу учителя (во время которого большинство учеников ведет аккуратные записи), либо к письменной контрольной».

Преподаватель вуза в Алжире да и в большинстве стран - это достаточно престижная профессия, как и у учителя в школе, особенно в сельской местности и в малых городах. Эмоциональные, человеческие контакты между учениками и учителем практически исключены: соблюдается дистанция, и работа с учащимися, как правило, ведется строго в рамках учебного расписания и утвержденной министерством программы. Всевозможные дополнительные занятия или консультации вне расписания не приветствуются.

Нельзя не остановиться еще на одной замеченной особенности образовательного процесса в 70-80-е годы прошлого столетия в университетах Алжира, Конго и других франко-язычных странах Африки на естественно-математических специальностях. Это громадная мотивация молодежи к получению знаний, к познавательной деятельности. Именно познавательный интерес определял атмосферу в университетских аудиториях. Это, к сожалению, отсутствует в настоящее время во многих российских вузах.

Как известно, одной из задач преподавателя является достижение максимальной активизации познавательной деятельности студентов, развитие их активного творческого мышления соответствующими методами. И здесь нужно отметить, что особых усилий преподавателя для развития познавательного интереса студентов естественно-математических специальностей университетов Африки к математическим дисциплинам в те годы и в конкретных университетах не требовалось. Очень многие студенты учились с большим интересом. Студенты были мотивированы овладевать знаниями, изучать математику, заниматься проблемами приложений математики, и задача преподавателя состояла в содействии этим устремлениям.

Иной была обстановка в Мозамбике 80-х годов. Страна сбросила колониальное иго за четыре года до нашего приезда. Она с надеждой смотрела на наш великий СССР, оказавший ей помощь в борьбе за независимость. Повсюду чувствовалось теплое отношение к нам отечественных и иностранных коллег, молодой поросли руководителей и интеллектуалов освободившейся страны. Все дышало радостью освобождения. Создавались прекрасные произведения с непередаваемым выражением ликования и в музыке, и в искусстве.

Страна настроилась на созидательный лад, на быстрое развитие во всех областях ее жизни. Но в ней накопилось к тому времени громадное число проблем. Одна из наиболее серьезных и определенных партией FRELIMO (фронт освобождения Мозамбика) была безграмотность населения и отсутствия преподавателей. С нашим приездом была организована первая национальная конференция школьных преподавателей, на которой выяснились многочисленные проблемы в школьном преподавании.

Необходимо отдать должное руководству страны за ее последовательный и системный подход в решении многочисленных задач, стоявших перед страной, в том числе и сфере образования. Граса Машел (супруга президента страны Саморы Мойзеш Машела, впоследствии супруга Манделы), тогдашний министр культуры, уделяла большое внимание подготовке математиков. При министерстве, в частности, был создан кабинет по школьному образованию, в работе которого принял участие один из группы советских преподавателей (Е. Щербаков). Под руководством директора департамента Анны Марии Пиреш де Карвалью была создана группа советских математиков, занявшихся разработкой учебных пособий для студентов и преподавателей, остро нуждавшихся в повышении их профессионального уровня. Были написаны и изданы пособия по логике, алгебре, геометрии и тригонометрии, математическому анализу.

В этой работе приняли участие математики из Казани (Р. Александров, И. Терегулов), Новосибирска (С. Водопьянов), Краснодара (Е. Щербаков), Самары (М. Евдокимов), Минска (И. Мозолевский), Алма-Аты (Е. Беркембаев), Голландии (П. Жердеш), Мозамбика (проф. Бейрон, Анна Мария Пиреш де Карвалью). Работа находилась под контролем министерства культуры и лично Грасы Машел. Эти дидактические материалы ис-

пользовались на факультете пропедевтики, организованном благодаря усилиям П. Жер-деша, ставшего затем видным ученым Мозамбика, создавшим школу этноматематики и ставшим одним из первых вице-президентов Академии наук Африки.

Советские преподаватели, работавшие в то время в Мозамбике, также приняли участие в решении задачи развития научных исследований и внедрения их экономику страны. Одним из руководителей группы А. Евтушенко, ныне работающим в Алтайском университете, в рамках решения проблемы были установлены контакты с одним из наиболее крупных предприятий Мозамбика, заводом по производству шин. Вячеслав Сапожников (доцент Краснодарского политехнического института) оказывал консультационную поддержку специалистам крупнейшей электростанции Мозамбика Кагора Басса.

Математики группы советских специалистов также приняли участие в этой программе, организовав впервые в стране научные работы студентов. Одна из таких работ, посвященная существованию почти периодических решений нелинейного уравнения с запаздыванием, описывающих процесс распространения заболевания малярией, получила премию на первой научной конференции студентов (руководитель Е. Щербаков). В помощь реализации программы руководством университета был учрежден научный журнал под названием «Наука и технологии». От советских преподавателей в состав редколлегии вошли В. Сапожников и Е. Щербаков. Ими осуществлялась редакционная деятельность. Кроме того, они участвовали и как авторы в работе этого журнала.

Хочется здесь отметить особые заслуги математика из Казани Р. Александрова, коллегу Е. Щербакова по работе в Мозамбикском университете и в прошлом однокурсника В. Лазарева по Казанскому университету. В течение почти пяти лет он был заместителем директора математического департамента. На своем не очень заметном посту он мягко и деликатно проводил политику нашего государства, укрепляя позиции советских математиков на факультете.

Три года промелькнули словно один миг. Но за это время было столько пережито, увидено, познано! Одно из самых сильных впечатлений и осознаний заключалось в том, что все мы - кубинцы, итальянцы, советские (для всего мира мы были единым народом), вьетнамцы, китайцы, немцы, голландцы, латиноамериканцы - участвовали в общем и очень важном процессе, имя которому было пробуждение духа и созидание.

Потом была Ангола... Разруха, вызванная гражданской войной между сепаратистами и правительственными войсками, символизированная образами президента страны Эдуарду душ Сантуша и руководителя сепаратистов Джонатоша Савимби (Галу Негру). Десятиметровые горы мусора, рассеиваемые ветром, потрескавшиеся стены недостроенных высоток (в них жгли костры бежавшие от войны племена беженцев), ночевавшие на мраморных полах выстроенного в колониальном стиле здания университета беженцы, молоденькие солдаты с оторванными минными взрывами ступнями (принцесса Диана, на ту пору здравствовавшая, организовывала помощь этим несчастным) и нищие, нищие повсюду, голодные, страдающие люди.

Всем специалистам, работавшим в то время в Анголе, приходилось нелегко. Воды неделями не бывало. Ее приходилось заготавливать в ваннах и потом бережно расходовать. Квартиры, с потолков которых сочилась, скажем так, техническая вода. Родион и Ибрагим спасались от ее потоков, организуя ее течение с помощью листов полиэтиленовой пленки. Постоянные перестрелки, заканчивавшиеся порой солидной работой тяжелого станкового пулемета, бросавшиеся при свисте пуль на пол специалисты, инструктажи. Руководством университета была организована комиссия AD-HOC (возглавил ее Е. Щербаков), занявшаяся разработкой учебных планов и рабочих программ дисциплин. Комиссия состояла в основном из кубинских (выпускников МГУ) и советских специалистов. Были разработаны и прочтены новые лекционные курсы, организована подготовка выпускников для поступления в аспирантуру, организована консультационная работа.

Руководство факультета (инженер Обилью), судя по подчеркнуто уважительному отношению, высоко ценило работу советских преподавателей. Здесь необходимо сказать,

что посольство страны в лице его первого секретаря В.В. Тимошека оказывало всестороннюю помощь своим специалистам. При этом между членами группы и куратором были установлены товарищеские отношения, возникавшие всякий раз, когда приходилось совместно разделять тяготы непростой жизни.

И снова Мозамбик. Мозамбик тринадцать лет спустя после первого знакомства. Год 1993. Закончилась гражданская война. Открылись границы. Оживилась торговля с ЮАР. Появилось много разнообразных и качественных товаров и продуктов. В стране открыто много новых университетов, в которых работают уже в основном молодые специалисты, подготовленные в советских университетах и на Западе. Во главу угла теперь ставится вопрос о качестве работы преподавателей, о подготовке научных кадров высшей квалификации. Решение этой задачи теперь координируется на панафриканском уровне. Усилия государств австралийской Африки в этом направлении координируется SAMSA, ассоциацией математических обществ Южно-Африканских государств, а также созданной в недавнее время Академией наук Африки. Большую роль в этом процессе играет Институт математики, открытый поначалу в пригороде Кейптауна, а затем обросший филиалами по всему африканскому континенту.

Подытоживая сказанное, с гордостью отметим, что на наших глазах происходили судьбоносные для человечества процессы и в них нам, советским преподавателям, довелось принять непосредственное участие.

Вернемся еще раз к университету в городе Мапуту (Мозамбик). Профессор И.П. Ми-тюк, продолжая линию по укреплению научно-образовательных отношений кафедры с университетами Африки, предложил командировать в Африку в 1987 г. молодого кандидата физ.-мат. наук М.Н. Гаврилюка.

К тому времени для организации работы советских преподавателей за границей была создана организация Союзвнешобразование. После полугодовой языковой подготовки и 17-часового перелета М.Н. Гаврилюк прибыл в город Мапуту. Тогда никто не мог предположить, что, уехав в командировку из Советского Союза, вернуться в него он не сможет, так как исчезла не только командировка, Союзвнешобразование, работа в Кубанском госуниверситете, но и сам Советский Союз. Вернуться оказалось возможным только через долгих семь лет и уже в другую страну. В марте 1988 г., поселившись на вилле университетского кампуса, мы знакомились с системой образования и уровнем подготовки местной молодежи. Занятия в университете начинались очень рано из-за температурного режима. Проходя мимо школы, можно было наблюдать уроки математики и русского языка, которые вели советские преподаватели. Часто этими преподавателями были жены советских специалистов, изначально прибывшие в эту страну в качестве членов семьи (так было принято в СССР), а затем сильно востребованные в школьном образовании. В школах повсюду просматривалась бедность. Все дети сидели на полу и послушно повторяли за учителем. Была заметна слабая подготовка школьников. Приходилось делать очевидные выводы.

Преподавая в университете высшую математику - математический анализ, дифференциальные уравнения, теорию функций, мы, конечно же, учитывали степень готовности школьников и пытались поднять общий уровень математической культуры студентов. В качестве пособий издавали свои лекции, методические пособия по решению задач, переводили на португальский язык советские учебники и задачники. При этом старались донести и современные математические результаты. Работал научный семинар, на котором, в частности, изучали научную тематику кафедры теории функций - конформные и квзиконформные отображения, метод симметризации и др. Таким образом, книги И.П. Митюка изучались и в далекой Африке.

Уже в наше время путешествуя по Португалии, мы встречали иногда выходцев из Африки, которые с восторгом вспоминали рассказы своих родителей и знакомых о работе советских специалистов. Однажды в Лиссабоне мы зашли в старинный собор, где смотрителем был пожилой негр. В соборе была запрещена фотосъемка. Мы разговорились с ним,

рассказали о своей работе в Мозамбике. Он неожиданно встал и громко, чтобы все слышали, сказал: «Вам можно здесь фотографировать все, что нужно». Видимо, добрые дела остаются надолго в памяти людей. И здесь нужно отдать должное руководителям, понимающим приоритеты общечеловеческих ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кожевников В.В., Лазарев В.А. Преемственность и развитие в математических науках: на примере жизни и деятельности И.П. Митюка / / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 4(1). - С. 180-187.

2. Кирей Н.И. Алжир и Франция. 1962-1971. Проблемы экономических и политических отношений. - М.: Наука, 1973. - 238 с.

REFERENCES

1. Kozhevnikov V.V., Lazarev V.A. Preemstvennost' i razvitie v matematicheskih naukah: na primere zhizni i dejatel'nosti I.P. Mitjuka. [Continuity and development in mathematical sciences: on the example of life and activity of I.P. Mityuk]. Historical and Social-Educational Idea. 2017; 9(4/1): 180-187. (In Russ.) DOI:10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-180-187.

2. Kirei N.I. Alzhir i Francija. 1962-1971. Problemy jekonomicheskih i politicheskih otnoshenij. [Algeria and France. 1962-1971. Problems of Economic and Political Relations]. Moscow: Publishing House "Science". 1973. 238 p. (In Russ.).

Информация об авторах:

Гаврилюк Михаил Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Лазарев Виктор Андреевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия victor_lazarev@mail.ru

Щербаков Евгений Александрович, доктор физико-математических наук, профессор, кафедра теории функций, факультет математики и компьютерных наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Получена: 19.01.2018

Для цитирования: Гаврилюк М.Н., Лазарев В. А., Щербаков Е.А. Кафедра теории функций Кубанского Государственного Университета и университеты Африки. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1. с. 92-99.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-92-99.

Information about the authorw:

Mikhail N. Gavrilyuk, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Theory of Functions Department, Faculty of Mathematics and Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Victor A. Lazarev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Theory of Functions Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia victor_lazarev@mail.ru

Evgeny A. Shcherbakov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Theory of Functions Department, Faculty of Mathematics and Computer Science, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Received: 19.01.2018

For citation: Gavrilyuk M.N., Lazarev V.A., Shcherbakov E.A. Theory of functions department of the Kuban State University and the universities of Africa. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.1. Pp. 92-99.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-92-99. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.