Научная статья на тему 'Профессор Геннадий Леонтьевич Соболев и его научная школа'

Профессор Геннадий Леонтьевич Соболев и его научная школа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Геннадий Леонтьевич Соболев и его научная школа»

2010____ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА________Сер. 2 Вып. 2

ХРОНИКА

ПРОФЕССОР ГЕННАДИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ СОБОЛЕВ И ЕГО НАУЧНАЯ ШКОЛА

Петербургский историк С.Ф.Платонов в одном из писем, адресованных зимой 1891 г. московскому коллеге П. Н. Милюкову, отмечал, что его «ужасно занимает» вопрос о «школе» специалистов по русской истории, которой в Петербурге к тому времени «собственно не было». С. Ф. Платонов размышлял о шаге, на который решился и которого, по собственному утверждению, «страшился». Речь шла об оставлении «при университете» подающего «несомненные надежды» молодого человека. Еще не достигнув вершин профессиональной лестницы, С. Ф. Платонов отдавал себе отчет в необходимости подготовки единомышленников и преемников. Профессор Геннадий Леонтьевич Соболев, встречающий свой 75-летний юбилей, с полным основанием может сказать, что за время работы на историческом поприще, сначала в системе Академии наук, а затем на историческом факультете Ленинградского — Санкт-Петербургского государственного университета подготовил большую группу специалистов-ис-ториков.

Г.Л.Соболев родился 6 июля 1935 г. в Ленинграде в рабочей семье. В 1941 г. он оказался в блокированном городе и не покидал его ни на один день до конца войны. Закончив в 1954 г. с золотой медалью среднюю школу, Г. Л. Соболев поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, где занимался в семинаре профессора С. Н. Валка, специализируясь по экономической истории России первой половины XIX в. По окончании университета Г. Л. Соболев в 1959 г. был принят на работу в Ленинградское отделение Института истории (ЛОИИ) Академии наук СССР, где активно занялся исследованием проблем истории советского общества. В 1966 г. им была защищена диссертация, которая увидела свет в виде монографии, став первым исследованием в нашей стране, посвященным ученым Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Вскоре Геннадий Леонтьевич выступил одним из редакторов и основных авторов при подготовке 5-го тома очерков по истории Ленинграда. В опубликованной в 1967 г. книге им были написаны главы, посвященные первым месяцам блокады, ликвидации последствий голодной зимы 1941 г., укреплению обороны в 1942 г., народному образованию, высшей школе, научно-исследовательской и культурно-просветительной работе. В коллективной работе «Непокоренный Ленинград», вышедшей в свет несколькими годами позже и раскрывающей героическую историю города в период Великой Отечественной войны, Геннадий Леонтьевич также стал автором ряда глав.

В последующие годы научные интересы Г. Л. Соболева сместились к революционной эпохе 1917 г. Он стал одним из первых исследователей, обратившихся к изучению многоаспектной проблемы революционного сознания рабочих и солдатских масс. Опубликованная в 1973 г. монография Г. Л. Соболева «Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 году» стала важной вехой, определившей направление работ многих отечественных историков, продолжавших впоследствии изучение этой темы. До этого времени специальных исследований по данной проблеме в СССР не существовало. Годом позже монография Геннадия Леонтьевича была защищена им в качестве докторской диссертации.

В течение ряда лет Г. Л. Соболев был председателем Ленинградского отделения Научного Совета АН СССР по комплексной программе «Великая Октябрьская социалистическая революция», заместителем председателя Головного Совета Минвуза «История и исторические науки», членом Международной комиссии по истории русских революций. Сегодня он является членом исполкома Международной ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, членом Президиума Академии гуманитарных наук, действительным членом Академии военно-исторических знаний.

С 1986 г. профессор Г. Л. Соболев работает в университете. Здесь, на историческом факультете, он на протяжении ряда лет возглавлял кафедру истории советского общества, созданную одним из его учителей В. А. Овсянкиным еще в 1968 г. (с 1991 г. она именуется кафедрой новейшей истории России). Под руководством Г. Л. Соболева коллектив кафедры за короткое время достиг впечатляющих успехов. Уже в 1987 г. кафедра была признана лучшей среди всех гуманитарных подразделений университета.

За 10 лет, до середины 1990-х годов, коллектив кафедры под руководством Г. Л. Соболева подготовил около 500 специалистов, обучавшихся на дневном, вечернем и заочном отделениях факультета.

За эти годы было выпущено с защитой диссертаций свыше 20 аспирантов, многими из которых кафедра сегодня гордится. Во второй половине 1980-х —первой половине 1990-х годов на кафедре обучалось несколько десятков иностранных аспирантов и студентов из США, Германии, Великобритании, Франции, Южной Кореи, Китая, Японии и других стран. За эти годы сотрудниками кафедры было опубликовано свыше 400 научных работ, в том числе 5 монографий и 10 коллективных трудов.

Под руководством Г. Л. Соболева его коллегами и учениками в середине 1990-х годов была проведена большая исследовательская работа и подготовлен к изданию первый выпуск «Книги Памяти Ленинградского — Санкт-Петербургского университета». В него вошли биографические очерки о более 600 универсантах, погибших на фронтах Великой Отечественной или скончавшихся в блокированном Ленинграде.

Требуя от своих подчиненных активной научной деятельности, Г. Л. Соболев всегда оставался в этом отношении лучшим примером. Сегодня он — автор свыше 300 научных работ, в том числе более полутора десятков монографий и учебных пособий. Г. Л. Соболев по-прежнему оперативно откликается на острые проблемы исторической науки, имеющие важное социальное значение. Так, в течение последних лет им были опубликованы книги, получившие большое количество положительных отзывов в исторических кругах—«Тайна “немецкого золота”» (СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002») и «Тайный союзник. Русская революция и Германия. 1914—1918» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009), посвященные, возможно, одной из самых обсуждаемых в российской истории проблем, — роли так называемых «немецких денег» в революции 1917 г. В 2009 г. за цикл работ по истории Русской революции 1917 г. заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор СПбГУ Г. Л. Соболев был удостоен премии «За научные труды», ежегодно вручаемой Ученым Советом Санкт-Петербургского государственного университета.

За годы научной и педагогической деятельности Г. Л. Соболева вокруг него сложилась группа историков, занимающихся изучением истории российских революций и войн ХХ в. Сегодня его ученики, многие из которых сами стали профессорами и докторами наук, трудятся в различных исследовательских центрах и университетах. Так, в Санкт-Петербургском Институте истории РАН, где Г. Л. Соболев сформировался как ученый, работают его ученики — докт. ист. наук Б. И. Колоницкий и докт. ист. наук Е. Ю. Дубровская, продолжающие изучение революционных процессов в России. Б. И. Колоницкий исследовал проблемы политизации массовой культуры и религиозной жизни, а также многочисленные конфликты эпохи революции 1917 г. вокруг «старых» и «новых» политических и государственных символов, военных знамен и военно-морских флагов, государственных наград и форм одежды, названий улиц и кораблей, песен и форм обращения. Е. Ю. Дубровской рассмотрены проблемы взаимоотношений российских военнослужащих и населения Великого княжества Финляндского в заключительный период финляндской автономии и во время российской революции 1917 г. Она исследовала также политические процессы, развивавшиеся в годы Первой мировой войны в российских войсках, размещенных в Финляндии.

Немало учеников Г. Л. Соболева работают в российских регионах, некоторые из них стали крупными учеными. Например, студенты Башкирского государственного университета считают профессора Р. А. Хазиева одной из наиболее заметных фигур на историческом факультете БашГУ. Р. А. Хази-ев исследовал проблемы централизованного администрирования экономики на Урале в 1917—1921 гг. Профессор А. В. Воронин, который в течение ряда лет занимал должность проректора по научной работе и информатизации в Мурманском государственном педагогическом университете, сферой своих научных интересов избрал кооперативную политику советской власти на Европейском Севере в 1917 — начале 1930-х годов. Профессор С. В. Стариков стал признанным специалистом по истории революционного движения и политическим партиям периода Гражданской войны в Поволжье. Сегодня он — проректор по научной работе Марийского государственного университета.

Многие ученики Г. Л. Соболева, посвятив себя преподавательской деятельности, работают в вузах нашего города. Профессор А. А. Смирнова — в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, на протяжении ряда лет она занимается изучением социалистических партий в Петрограде в 1917 г., анализируя историю их соперничества и сотрудничества в органах власти.

Вместе с тем ядро школы Г. Л. Соболева находится на историческом факультете СПбГУ. Именно здесь с середины 1980-х годов начала формироваться группа его последователей. Разумеется, не все, на кого в разные времена Г.Л. Соболев возлагал большие надежды в плане продолжения научной деятельности, сумели их оправдать. «Дикий капитализм» 1990-х годов «увел» часть способных аспирантов в бизнес. Некоторые предпочли научной карьере политику. Но те, кто сумел сохранить интерес к истории, оказались рядом с Г.Л. Соболевым. Основными направлениями научных изысканий на кафедре новейшей истории России, где работает Г. Л. Соболев и многие представители его школы, остается Русская революция 1917 г., Гражданская война, политические репрессии, Великая Отечественная война и социальная политика России. К активным представителям научной школы «Россия в войнах и революциях ХХ века» относятся М.В.Ходяков, В.А.Иванов, В.А.Рачковский, И.С.Ратьковский,

Е. Д. Твердюкова, К. Б. Назаренко, О. А. Гаврилова, Е. А. Тарасова. Каждый из них внес свой вклад в формирование научных направлений, разрабатываемых на факультете. Так, преемник Г. Л. Соболева в должности заведующего кафедрой М. В. Ходяков несколько своих монографий посвятил анализу социально-экономической политики первых лет советской власти, в том числе изучению сепаратистских настроений в регионах России и характеристике денежного обращения, претерпевшего существенные изменения в связи с сильными центробежными тенденциями и действиями белогвардейских властей. Крупнейший специалист по истории спецслужб и уголовного мира, криминологии социального контроля, истории войн и военного искусства В. А. Иванов посвятил ряд работ механизму массовых репрессий в Советской России 1920—1940-х годов, а также международному сотрудничеству в борьбе с преступностью. На протяжении ряда лет сохраняет устойчивый интерес к изучению многоаспектной деятельности Петроградского Совета, различных политических сил, его составлявших, В. А. Рач-ковский, исследуя взаимодействие Советов всех уровней и Временного правительства в 1917 г. На более детальном анализе чрезвычайных органов власти периода Гражданской войны, в том числе деятельности Петроградской ЧК и политики красного террора в Советской России, сосредоточил свои усилия И. С. Ратьковский. Активно разрабатывает «пограничную» историко-правовую проблематику Е. Д. Твердюкова, рассматривая вопросы правового развития советского государства в межвоенный период через призму повседневной жизни населения страны. Хозяйственную и общественно-политическую деятельность земских учреждений Петроградской губернии в 1917 г. исследует О. А. Гаврилова, анализируя ход земских выборных кампаний, попытки сохранения земского хозяйства на стадии замены органов местного самоуправления, возникших в результате реформы Временного правительства. Сегодня в сфере ее научных интересов — политическая, экономическая и культурная жизнь русского зарубежья. В изучении революционных преобразований современной политической истории страны, в частности, эволюции системы Советов в конце 1980-х и политического кризиса в России начала 1990-х годов, специализируется Е. А. Тарасова. Роль российских армии и флота в политических событиях России конца Х1Х—ХХ в. активно исследует К. Б. Назаренко, показавший, что сценарий превращения вооруженных сил империи, которые принадлежали к «традиционному типу», в вооруженные силы «политического» типа в нашей стране не был реализован.

Об эффективности работы представителей научной школы Г. Л. Соболева говорят некоторые цифры: только за три последних года (2007—2009) ими было опубликовано 8 монографий, 3 сборника документов, 11 учебников и учебных пособий, 157 статей (25 из них опубликованы в реферируемых журналах) и свыше 20 тезисов докладов, прочитанных на научных конференциях различного уровня. За те же годы подготовлено 18 кандидатов и 6 докторов исторических наук. Около 40 аспирантов и докторантов сегодня продолжают работу над своими диссертациями.

С. Ф. Платонов, размышляя о предназначении историка-наставника, писал: «. . . раз не чувствуешь силы вышколить человека, страшно толкать его на науку, будить надежды и плодить работников “без руля и без ветрила”». Этим принципом Геннадий Леонтьевич Соболев всегда руководствуется в процессе общения с многочисленными студентами и аспирантами, окружающими своего профессора. Разумеется, далеко не каждому из них суждено оставить свой след в исторической науке. Однако умение побуждать начинающих исследователей думать, искать, творить всегда оставалось неизменным качеством Г. Л. Соболева — основателя ленинградской — петербургской школы историков российских революций и войн ХХ в.

М. В. Ходяков, докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой новейшей истории России СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.