Научная статья на тему 'Профессор-анатом И. И. Косицын в воспоминаниях современников (к 110-летию со дня рождения)'

Профессор-анатом И. И. Косицын в воспоминаниях современников (к 110-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор-анатом И. И. Косицын в воспоминаниях современников (к 110-летию со дня рождения)»

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УДК 61(09) Л. М. ЖЕЛЕЗНОВ

ПРОФЕССОР-АНАТОМ И. И. КОСИЦЫН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Оренбургский государственный медицинский университет L. M. ZHELEZNOV

PROFESSOR-ANATOMIST I.I. KOSITSYN IN THE MEMORIS OF CONTEMPORARIES (THE 110th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

Orenburg State Medical University

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения профессора Ивана Ивановича Косицына (1906-1978). Имя этого замечательного человека, наверное, не столь широко известно современному студенчеству и молодым сотрудникам университета. И это не должно давать нам права подвергать историческому забвению заслуги этой личности перед нашим вузом.

Приступая к написанию данной статьи, автором было принято решение отойти от традиционных в этом случае перечислений заслуг, с которыми можно подробно познакомиться в соответствующих публикациях и список которых приводится в конце данного сообщения. Представилось возможным обратить внимание на воспоминания лиц из окружения И. И. Косицына, поскольку память человека избирательно отметает за ненадобностью какие-то бюрократические факты, но сохраняет квинтэссенцию общего отношения к человеку, его делам и поступкам.

И. И. Косицын заведовал кафедрой анатомии человека с 1948 по 1954 годы, одновременно являясь директором Оренбургского (тогда Чкаловского) медицинского института. О деятельности Ивана Ивановича, как директора института, свидетельствует его ученик, ныне Заслуженный деятель науки РФ, д. м. н., профессор кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии И. И. Каган: «Чкаловский медицинский институт к моменту приезда нового директора начал свой 5-й учебный год. К этому времени институт имел сформированные кафедры,

Железнов Лев Михайлович — з. р. в. ш. РФ, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека; тел. 89068303404; е-mail: k_anatomy@orgma/ш

необходимые клинические базы, большую группу авторитетных профессоров — теоретиков и клиницистов: гистолога член-корр. АМН СССР Ф. М. Лаза-ренко, физиолога В. П. Петропавловского, хирургов А. С. Альтшуля, С. П. Вилесова, терапевтов Р. Г. Меже-бовского, В. А. Симагину, невропатолога Э. И. Еселе-вича, оториноларинголога А. О. Шульгу и ряд других. Институт произвел уже два выпуска врачей.

Вместе с тем институту еще многого не хватало: учебного и научного оборудования, эффективности работы аппарата управления, научно-педагоче-ского состава и многого другого, тем более что для института и для всей страны это были нелегкие послевоенные годы. Поэтому для нового директора в институте была непростая работа.

Если характеризовать И. И. Косицына как директора медицинского вуза в самом общем виде, то сразу следует отметить, что для него был характерен спокойный, солидный стиль руководства институтом.

Нет прямых свидетельств и невозможно вспомнить о том, что И. И. Косицын кого-нибудь публично распекал, на кого-то кричал, применяя меры наказания. Но нет примеров и того, чтобы отданное им распоряжение, сделанное в вежливой форме, иногда, в общем, в виде просьбы не было выполнено. Деятельность И. И. Косицына была убедительным примером того, что оказывается можно эффективно руководить большим количеством без ругани, дергания людей, отрицательных эмоций, унижений и оскорблений.

Именно поэтому И. И. Косицын очень быстро приобрел залуженный авторитет в коллективе института и за его пределами.

Внешняя сдержанность, вежливость в обращении не мешали ему принимать эффективные меры по наведению порядка там, где это нужно было для развития института и совершенствования его деятельности. Именно И. И. Косицын ввел еженедельные совместные аппаратные совещания, на которых решались коллективно разные вопросы жизни института. В приказах по институту того времени

Проф. И. И. Косицын (1906-1978)

нашли отражения вопросы упорядочения учета рабочего времени сотрудников кафедр и служб института, введения табелей учета.

И. И. Косицыным была введена в жизнь института система регулярного ознакомления с работой разных кафедр авторитетными комиссиями профессоров и сотрудников института с последующим обсуждением на заседаниях Ученого совета.

Иван Иванович Косицын отличался высокой грамотностью, прекрасным литературным стилем изложения, внимательным и требовательным отношением к машинописным документам. Показателем в этом отношении его приказ от 12 февраля 1952 года по необходимости исключения ошибок в тексте, тщательной его проверке составителями. От внимания директора не ускользали и, казалось бы, мелкие разделы и направления работы. При И. И. Косицыне стали впервые составляться месячные планы работы. Так, план на июль 1949 года предусматривал мероприятие по учебной части, по приемной комиссии, по хозяйственной части, по заготовке топлива, по приобретению и ремонту хозяйственного оборудования.

В 1952 году был составлен первый специальный план подготовки докторских и кандидатских диссертаций. В приказе по этому поводу наряду с утверждением плана и указанием заслушивать отчеты диссертантов на Ученом совете и специальных совещаниях, предусматривались меры по обеспечению творческих отпусков, научных командировок, снабжение кафедр оборудованием, реактивами, подопытными животными. Следует отметить, что И. И. Косицын, как директор, широко представлял научные командировки сотрудникам института. Так, например, в 1950 году таких командировок было 42, в 1951 году — 38. В 1951 году 8 сотрудникам предоставлялись творческие отпуска для завершения работы над диссертациями.

В плане совершенствования учебного процесса с 1950 года назначались представители дирекции на курсовых экзаменах, как говорилось в приказе, «с целью обмена опытом и проведения контроля за курсовыми экзаменами».

При И. И. Косицыне стали практиковаться посещение школ г. Оренбурга и городов области профессорами и преподавателями института «в целях широкого осведомления оканчивающих среднюю школу о медицинском образовании».

И. И. Косицын широко использовал меры морального поощрения сотрудников за достижения в тех или иных разделах работы. Помимо приказов об объявлении благодарности к праздничным дням, издавались приказы с благодарностями за конкретные достижения. Так, главному бухгалтеру и сотруд-

никам бухгалтерии была объявлена благодарность за досрочное представление годового бухгалтерского отчета, объявлялись благодарности 10 заведующим и преподавателям кафедр за активное проведение бесед со студентами, 7 заведующим кафедрами и 15 студентам за большую работу в связи с сессией научного студенческого общества.

Тем самым И. И. Косицын стремился к активизации коллектива института, создания творческой атмосферы, положительных эмоций. И во многом это ему удалось.

В шестилетний период работы И. И. Косицына в институте были изданы первый выпуск научных трудов института и первый сборник научных работ студентов, защищены первые десиртации, подготовленные в институте, институт перешел на шестилетнее обучение с введением субординатуры, при институте была открыта фельдшерская школа. А главное — институт стал престижным вузом в Оренбургской области, и в этом большая заслуга профессора И. И. Косицына.

Другой стороной деятельности И. И. Косицына была работа в качестве заведующего кафедрой анатомии человека. Сохранились воспоминания выпускницы института 1952 года Валентины Ивановны Ерёменко, которая всю свою жизнь посвятила кафедре анатомии человека.

Валентина Ивановна рассказывает: «Все, что связано с личностью профессора Иван Ивановича Косицына, с его деятельностью как руководителя кафедры нормальной анатомии человека несет на себе печать тех послевоенных лет с их материальной и духовной спецификой и особенностями становления кафедры как учебно-методического и научно-исследовательского подразделения молодого вуза. Мне, как очевидцу и участнику работы кафедры в период руководства ее профессором И. И. Косицыным, еще многое помнится, хотя прошло почти 60 лет с того времени.

Я помню профессора И. И. Косицына еще со своих студенческих лет, когда он только появился на кафедре, а потом и как сотрудник кафедры — ее ассистент, тем более что ассистентом кафедры я стала по его инициативе во время распределения выпускников института на работу.

На нас, студентов, Иван Иванович произвел большое впечатление — и не только как глубокий и яркий лектор, но и как человек со своими личными качествами. Он был натурой, запоминающейся на всю жизнь. Он являл собой пример глубоко интеллигентного человека именно вузовского склада и уровня. Его мягкая и участливая манера говорить, постоянная доброжелательность и улыбчивость, его заинтересованное стремление объяснить студенту

и товарищу по работе сложный предмет выгодно отличали его от некоторых других наших наставников. Эти качества характера Ивана Ивановича были органической и естественной чертой его личности, были особенно симпатичными всем, кто с ним общался.

Интересно, что эта симпатия сохранялась даже в случаях особенного напряжения отношений, например на экзаменах. У студента не было страха перед экзаменатором, напротив, было принято с ним беседовать, показывать результаты своих учебных трудов. Эта черта личности Ивана Ивановича Ко-сицына была благотворной и в общении его с коллективом кафедры, где он был добр и авторитетен, начиная от препаратора и до доцента кафедры. Это хорошо помогало в работе. А забот на кафедре в то время было много, и все они были трудными, требовали самоотдачи. Несколько слов о заботах и делах кафедры того времени. До приезда профессора И. И. Косицына кафедрой руководил доцент Владимир Петрович Голев. Под его руководством коллектив кафедры работал много и напряженно. Однако еще много не было сделано из того, что делает кафедру мощным учебно-методическим и учебно-слело-вательским механизмом.

Еще прошло мало времени с момента организации кафедры. Кафедра не имела методических разработок ни для студентов, ни для преподавателей, не были определены междисциплинарные связи с ближайшими дисциплинами (гистологией, физиологией, латинским языком), была очень слабой материальная база обучения (препараты, муляжи, учебные таблицы). Но самое главное, что сдерживало развитие кафедры, — заключалось в отсутствии устойчивых подготовленных кадров, по сути, с этого создания коллектива и следовало начинать работу.

Поэтому явилось большим благом для кафедры приезд профессора И. И. Косицына. Он был не только прекрасным человеком, но и хорошим методистом и ученым, имеющим собственную научную проблему, которую он мог предложить сотрудникам и увлечь их ею. С его приездом на кафедре появились молодые ассистенты из числа выпускников института: В. М. Клебанов, И. И. Каган, В. И. Ерёменко, З. П. Янович, Л. И. Красильникова.

Вместе с бывшими сотрудниками — доцентом Н. И. Царёвым, ассистентом С. А. Александровым (приехал вместе с И. И. Косицыным), ассистентом Х. Я. Маханик — сложился достаточный по количеству, а главное — заинтересованный коллектив преподавателей, с которым можно было начать и методическую, и научно-исследовательскую работу. И такая работа началась, она, конечно, не была завершена при И. И. Косицыне, но это был хороший задел на многие последующие годы работы кафедры.

Началось обучение педагогическому мастерству и молодых, и зрелых по возрасту преподавателей, создание методически обоснованной системы обучения студентов функциональной анатомии, причем как в учебное (лекции, практические занятия, семинары), так и во внеучебное время (вечерняя самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, первые элементы научно-исследовательской работы студентов, изготовление учебных препаратов, таблиц и т. п.).

Важно отметить, что в этот период стало уделяться больше внимания медицинской направленности в обучении, анатомия начала преподаваться не ради анатомии, а применительно для будущей врачебной деятельности. Это подчеркивалось на лекционном курсе, это положение закреплялось на практических занятиях, этому аспекту уделялось внимание во время зачетов и экзаменов по предметам.

Особенно следует сказать о создании учебных наглядных пособий, без которых преподавание анатомии просто невозможно. А их было катастрофически мало. К их созданию были привлечены буквально все — от профессора до препаратора. Сам профессор И. И. Косицын был большим мастером по препарированию, изготавливал удивительно тонкие и наглядные препараты. Он мастерски конструировал схему, включал в нее рисунки, и все это совершалось в ходе той или иной лекции. Иногда не хватало доски, и представлялась дополнительная для таких изображений. При отсутствии таблиц и подобных схем в учебниках его рисунки помогали студентам освоить предмет и оставались на память в лекционных тетрадях. Я долго хранила их в своих архивах как учебное пособие и как память об учителе.

В то время на кафедре работали препараторы-студенты (М. Ф. Подольский, других не помню). Они быстро освоили изготовление препаратов, таблиц, других необходимых поделок, хорошо и увлеченно (в основном по вечерам) тянули на себе этот груз кафедры.

Вот, пожалуй, основные моменты из жизни кафедры в период руководства ею профессором И. И. Косицыным».

Подробные сведения о биографии И. И. Косицына можно узнать из следующих источников: Алаев А. Н., Сперанский В. С. Зарубежные и отечественные анатомы. — Издательство Саратовского университета, 1977. — С. 131; Железнов Л. М. Кафедра анатомии человека // Оренбургская государственная медицинская академия: история кафедр и подразделений / Редактор-составитель И. И. Каган. — Оренбург, 2005. — С. 14-15; Летопись Оренбургского государственного медицинского университета / составители: И. И. Каган, Т. В. Асабина; под ред.

В. М. Боева. — Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2014. — 158 с.; Максимук Ю. А., Яланский А. В., Гон-чаренко М. И. Иван Иванович Косицын (к 70-летию со дня рождения) // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. — 1977. — Т. 22, в. 1. — С. 120-122; Каган И. И., Железнов Л. М. Анатом профессор

И. И. Косицын / под ред. проф. И. И. Кагана. — Информационный вестник Музея истории ОрГМА. — Оренбург, 2006. — Вып. 5-й. Серия «Ученые ОрГМА». — 36 с. : ил. ; Железнов Л. М. Профессор-анатом Иван Иванович Косицын / В кн. Медицинская профессура СССР. — М., 2011. — С. 97-98.

УДК 617-089.5(091)(470.56)ТАФИНЦЕВ В. В. ПРИХОДЬКО

ВКЛАД ДОЦЕНТА БРОНИСЛАВА ФЕДОРОВИЧА ТАФИНЦЕВА В РАЗВИТИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ ОРЕНБУРЖЬЯ

Оренбургский государственный медицинский университет V. V. PRIKHODKO

THE CONTRIBUTION OF THE ASSOCIATE PROFESSOR BRONISLAW FEDOROVICH TAFINTSEV TO THE DEVELOPMENT OF ANESTHESIOLOGY AND EMERGENCY MEDICINE OF THE ORENBURG REGION

Orenburg State Medical University

Вспоминая Бронислава Федоровича Тафинцева, в первую очередь представляется светлый человек, который своей жизнью был примером врача, учителя, радеющего о благе человека, будь то пациент или начинающий свой путь молодой врач. Он родился 9 августа 1926 года в селе Новоникольском Шарлыкского района Чкаловской области в семье учителей, получив прекрасное воспитание. С 1943 года, после окончания средней школы № 33 в Оренбурге, он сражался с фашистскими оккупантами в составе 201 танковой и 29 гвардейской танковой бригад. Получив тяжелую контузию в 1945 году, инвалид Великой Отечественной войны первой группы, он только в 1947 году поступает в Чка-ловский государственный медицинский институт.

Молодой врач по распределению работает до 1957 года в Сажинской ЦРБ Свердловской области, получив опыт хирурга и главного врача. Более трех лет он практикует хирургом в Оренбургской клинической областной больнице, осваивает эндотрахеаль-ный наркоз в ЦОЛИУВ (1958). Профессор В. Г. Митрофанов приглашает его на кафедру факультетской хирургии ОГМИ в качестве ассистента.

Приходько Виктор Васильевич — з. вр. РФ, к. м. н., доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии; тел. 8 (3532) 31-46-33; e-mail: k anestoziolog@orgma.ru

В апреле 1968 года ему присвоена ученая степень кандидата медицинских наук за исследование «Обмен витаминов В1 и В2 при лечении больных зобом». С 1970 г. он работает доцентом этой кафедры.

В сентябре 1975 года, во исполнение приказа МЗ СССР № 969 от 6.06.73 г. «Об организации кафедр анестезиологии и реаниматологии в медвузах страны», приказом ректора доцента Л. Ф. Еременко в ОГМИ был создан курс анестезиологии-реаниматологии. Возглавил курс Б. Ф. Тафинцев.

Ученое звание «доцент» он получил в сентябре 1977 года. В плане научной, организационной и методической работы многие начинания им выполнялись впервые. Он стоял у истоков создания областного научно-практического общества анестезиологов-реаниматологов и был избран первым председателем, возглавляя его до 1986 года. Бронислав Федорович был одним из организаторов в Оренбурге выездного заседания Республиканской проблемной комиссии «Шок и коллапс» и проведения научно-практической конференции «Тяжелая механическая травма, сопровождающаяся шоком» (1981). Огромный жизненный, врачебный опыт он с человеческой любовью и добротой передавал коллегам и своим ученикам. Под руководством Бронислава Федоровича для практического здравоохранения было подготовлено 11 клинических ординаторов. Многие из них сегодня возглавляют профильные анестезиоло-го-реанимационные отделения в ЛПУ, а А. П. Жуков организовал первую специальную бригаду в службе скорой медицинской помощи г. Оренбурга.

Свою жизненную позицию он доказал не только на полях Великой Отечественной войны. В 1955-

ч?

Доцент Б. Ф. Тафинцев (1926-2003)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.