Научная статья на тему 'ПРОФЕССИЯ "КОМПОЗИТОР" В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПРОФЕССИЯ "КОМПОЗИТОР" В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИЯ "КОМПОЗИТОР" В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

<s

Проблемы музыковедения: история и современность

i>

аккорды, колоритное звучание которых особенно ярко предстает в оркестровой версии, где почерк Стравинского узнается в большей степени. Таким образом, несмотря на сочетание элементов танго, джаза и блюза, в обоих произведениях отчетливо проявляет себя стиль композитора.

Литература

1. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1990. 320 с.

2. Мошонкина Т. Гротеск в «Истории солдата» И. Стравинского // О музыке. Статьи молодых музыковедов. М.: Советский композитор, 1980. С. 40-64.

3. Пичугин П. Аргентинское танго. М.: Музыка, 2010. 262 с.

4. Саввина Л. Полифония в «Истории солдата» И. Стравинского: дипломная работа. Горький, 1971. 43 с.

5. Савенко С. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.

6. Савенко С. Мир Стравинского: авто-реф. дис. ... докт. иск. М., 2002. 34 с.

7. Сиднева Т. Легенда о дьяволе в музыкальном театре ХХ века (к проблеме нравственной оценки инфернальных образов): дипломная работа. Горь-кий,1983. 87 с.

8. Стравинский И. Ф. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова, ред. Б. М. Яру-стовский. М.: Советский композитор, 1973. 527 с.

9. Стравинский И. Ф. Хроника моей музыкальной жизни. Л.: Композитор, 1963. 276 с.

10.Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии / сост. Р Крафт. Л.: Музыка, 1971. 448 с.

11. Стравинский И. Публицист и собеседник / сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1988. 513 с.

12.Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Советский композитор, 1969. 320 с.

Примечания

1 Сам Стравинский писал в «Диалогах» (с. 131) об этой попевке следующее: «Один из главных мотивов несомненно очень близок к Dies Irae, но я не замечал сходства во время сочинения (не исключено, однако, что этот мрачный "мотивчик" терзал меня где-то "в подсознании")».

2 Подобные шестнадцатые длительности можно наблюдать в известном танго Х. Э. Матоса Родригеса «Кумпарсита».

3 См. Пичугин П. Аргентинское танго. С. 85. На протяжении своего развития танго меняет свой инструментальный состав. В эпоху расцвета жанра в его аутентичной форме (первые два десятилетия ХХ века), после включения в состав в 1905 году бандонеона, появляется квартет или «типовой креольский оркестр» (orquesta tipica criolla). В процессе развития жанра включаются такие инструменты, как фортепиано, контрабас, а в период с 30-х по 40-е годы — арфа, вибрафон, ударные инструменты, медные и деревянные-духовые.

© Гаркуша М. М, 2015

Ферран Я. А.

Профессия «композитор» в советский период отечественной истории. Авторское право в советской музыкальной культуре

Взаимодействие правовых и художественных аспектов, зависимость социального статуса композитора от изменений в государственной политике, влияние институтов авторского права и музыкальной цензуры на репертуарную стратегию и

жанровую составляющую композиторского творчества — все эти явления нашли яркое воплощение в советскую эпоху.

Социальное положение композитора в послереволюционной России существенно изменилось. На смену закрепленному

<3

за композитором статусу «свободного художника»1 пришло определение его как участника процессов индустриализации, культурной революции, формирования наднациональной общности («советского народа»). На первый план вышла проблема социальной организации композиторской деятельности: упорядочение гонорарных ставок, жилищных условий, вопросов «госзаказа» и исполнения как централизованного «выхода» заданного образца в «широкие массы».

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение советской эпохи в истории музыки с точки зрения авторского права как одного из ключевых факторов композиторской деятельности. Этот период ознаменовался введением Декретов РСФСР: от 26 ноября 1918 г (установившего автору гонорар за всякое издание произведения, объявленного государственным достоянием, по ставкам, определяемым НКП2 и НКТ3; после смерти автора его гонорар становился государственным достоянием, а наследники получали содержание в порядке социального обеспечения), от 19 декабря 1918 г. (согласно которому были национализированы все частные нотоиздательства и нотопечатни), от 16 августа 1919 г. (признавшего достоянием РСФСР все — как опубликованные, так и не опубликованные — произведения ряда авторов, умерших до издания упомянутого декрета4), от 10 октября 1919 г. (провозгласившего аннулированными те договоры издательств с авторами, в силу которых литературные, музыкальные и художественные работы авторов перешли в полную собственность издателей; кроме того, была установлена обязательность письменного договора между издателем и автором с указанием числа экземпляров печатаемого произведения, размера оплаты и срока, на который приобретается право). Самостоятельная, новая разработка основ авторского права появилась впервые в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. В нем сформулированы важнейшие новшества: авторское право на произведение, как появившееся в свет на территории СССР, так и находящееся

на ней в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от их гражданства; максимальный срок пользования авторским правом составляет 25 лет5 со времени появления произведения в свет [см. об этом: 4, 80-81].

Большую роль сыграло издание Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. — программного документа, ставшего ярким свидетельством «огосударствления» процесса творчества: «создания оптимальной системы контроля, наблюдения за замыслом, его воплощением в жизнь вплоть до тиражирования конечного продукта» [3, 24]. Именно с этого времени, как справедливо отмечает Е. С. Власова, «государство впервые вступило с композитором в плановые, впредь не отменяемые до конца советского времени товарно-денежные отношения». Процесс «агитационной» концепции, проанализированный Е. С. Власовой, непосредственно апеллирует к авторскому праву, распространяясь и на область музыкального языка («единой идеологии — единый музыкальный язык»), и на композиторский процесс в целом (ориентированный на юбилейную дату, годовщину и т. п.), и на принцип материального стимулирования авторов (определяющий тематику и стиль создаваемых произведений) [1, 29]. Иными словами, в 1930-1950-е годы. происходит легитимация социального статуса композитора.

Проблема авторства как такового в сталинский период выходит на первый план. Вторжение в авторский текст, либретто («подгонка» под него музыкального материала), коллективное переписывание позволяют говорить о номинальном авторстве музыки в это время. Об этом, в частности, свидетельствует публичное выступление Д. Шостаковича в начале 1930-х годов. («Декларация обязанностей композитора») в защиту главенства авторской воли, незыблемости творческой кон-цепции6. Как известно, после скандала с «Леди Макбет» Д. Шостаковича было принято решение об ужесточении и законодательном закреплении цензуры оперных либретто. Председатель Комитета по делам

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

искусств (КДИ) при СНК СССР7 П. М. Керженцев заявил, что «к оперному произведению будут предъявляться более строгие требования, чем это было до сих пор» [цит. по: 3, 123]. Тексты опер, ораторий, кантат, песен «начали восприниматься как тексты партийных резолюций, нуждавшиеся в официальном утверждении после соответствующей доработки» [3, 235].

Для улучшения материально-бытового положения композиторов постановлением СНК СССР от 20 сентября 1939 г. был образован Музыкальный фонд СССР и утвержден его устав. Тогда же возникла идея создания организаций, аналогичных писательскому союзу. 3 мая 1939 г. Политбюро приняло постановление «Об организации Союза советских композиторов СССР».

Если в 1936-1941 гг. сохраняется законодательство об авторском праве предшествующего периода8, то в период Великой Отечественной войны продолжают издаваться нормативные акты по отдельным вопросам, дополнявшим или вносившим частичные изменения в ранее действовавшее законодательство. Так, 17 марта 1944 г. был установлен порядок уплаты отчислений в Музыкальный фонд СССР9. Постановлением СНК СССР от 25 июля

1944 г. был повышен предельный размер основного вознаграждения композитору за оригинальную музыку к художественным фильмам до 25 тыс. рублей, а по музыкальным фильмам — до 35 тыс. рублей. Приказом КДИ при СНК СССР от 13 марта

1945 г. были повышены ставки авторского гонорара за музыку к опере, приказами КДИ от 3 января 1945 г. и от 10 апреля 1945 г. установлены дополнительно ставки авторского гонорара за либретто для опер, оперетт, балета. Важную роль сыграло создание Всесоюзного управления по охране авторских прав (ВУОАП) при КДИ в 1945 г., впоследствии переданного Союзу Советских писателей.

Поразителен факт мощной официальной поддержки советских композиторов в годы войны. Подтверждением этому служат материалы о повседневной жизни композиторов, система привилегий, обеспечивающая членам ССК высокий обще-

ственный и материальный статус. Регулярно проводились совещания по вопросам репертуара, устраивались всесоюзные конкурсы на создание опер и балетов. Ставки гонораров за создание оперных и балетных произведений постоянно рос-ли10. Особое место в создании отечественной музыкальной культуры XX столетия занимали Дома творчества композиторов «Руза», «Иваново», где подолгу жили и работали Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, Р. Глиэр, А. Хачатурян и др. В это время реализуется особый вид перехода авторского права — его принудительный выкуп Правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме. Размер подлежащего в этих случаях уплате автору или его правопреемникам вознаграждения определялся НКП РСФСР или иной союзной республики по соглашению с НКФ той же республики. Публичное исполнение выкупленных правительством произведений допускалось лишь с особого разрешения НКП РСФСР или иной соответствующей республики, независимо от того были ли такие произведения ранее изданы или публично исполнены и с уплатой установленного авторского гонорара за их публичное исполнение в пределах срока действия авторского права.

Как известно, Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., подвергшее критике оперу В. Мурадели «Великая дружба» и ряд других музыкальных произведений, указало Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР и Оргкомитету Союза советских композиторов СССР на необходимость устранить формалистические тенденции в оперной и симфонической музыке и направить творческие усилия советских композиторов по «реалистическому пути». В это время «в документах предпринимались попытки нормировать даже хронометраж частей симфонических произведений» [3, 129].

Рассмотрение композиторской профессии в комплексных взаимоотношениях с

Проблемы музыковедения: история и современность

<3

Музыкальное образование и наука № 2 (3) 2015

государством и социумом позволяет наиболее полно осмыслить ее функционирование в различные исторические периоды. В этом смысле советская эпоха, несомненно, стала переломным этапом в функционировании композиторской профессии в отечественной музыкальной культуре.

Литература

1. Власова Е. С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций: автореф. дис. ... д-ра искусств. М., 2010. 32 с.

2. Кривцун О. А. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса // Человек. 1995. № 1. С. 119-138.

3. Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936-1938. М.: Юридическая книга, 1997. 320 с.

4. Юргенсон Б. П. Авторское право на музыкальные произведения. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2012. 96 с.

Примечания

1 С 1832 года, когда был издан Указ Николая I об учреждении нового привилегированного класса личных и потомственных почетных граждан, до 1902 года выпускники консерватории могли, как и другие свободные художники, получать звание почетных граждан и право сокращения воинской повинности. В 1902 году им впервые предоставлялось право государственной службы и, следовательно, потенциального получения дворянства. Тем самым композиторы были поставлены на один уровень с прочей дипломированной интеллигенцией [см.: 2].

2 Народный комиссариат просвещения.

3 Народный комиссариат труда.

4 А. Бородин, П. Чайковский, М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Рим-ский-Корсаков, С. Танеев, А. Лядов, А. Аренский, А. Скрябин, Г. Ларош, А. Рубинштейн, А. Серов, В. Стасов, С. Смоленский, Л. Саккетти, В. Калинников [Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 675, оп. 1, ед. хр. 19, 57 л.].

5 В случае смерти автора до истечения этого срока авторское право не переходит к его наследникам дольше, чем на 15 лет.

6 Композитор настаивал на том, чтобы опера или балет создавались вне стен театра.

7 Положение о Комитете по делам искусств при СНК СССР было утверждено 25 сентября 1939 г. В числе полномочий КДИ — утверждение репертуара театров и концертных учреждений союзного подчинения, установление порядка применения норм авторского права, уплаты гонорара за публичное исполнение и показ произведений искусства.

8 Новые нормативные акты были направлены на регулирование авторских отношений в области кинематографии.

9 Издательства и другие организации, выпускающие музыкальные произведения и музыковедческие работы, должны были производить отчисления с сумм уплачиваемого ими авторского гонорара, а театры — с полученного валового сбора или поспектакльной платы.

10 См., например: Приказ Комитета по делам искусств № 40 от 23 января 1947 г. «О повышении ставок оплаты авторов и композиторов за создание новых произведений по договорам с ведущими театрами оперы и балета».

© Ферран Я. А, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.