Научная статья на тему 'Профессия как часть социального статуса и ее отражение в просодических характеристиках речи'

Профессия как часть социального статуса и ее отражение в просодических характеристиках речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2187
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ПРОФЕССИИ С ПОВЫШЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АУДИТОРСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIAL STATUS / PROFESSION / OCCUPATION / HIGHLY VERBAL PROFESSIONS / PROSODIC FEATURES / AUDITORY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савинова Марина Сергеевна

Статья посвящена влиянию профессионального статуса говорящего на интонационное оформление речи. Подчеркивается важность профессионального статуса человека в современном обществе. Особое внимание уделяется необходимости изучения отражения профессионального статуса в просодических характеристиках речи, в особенности, вне сферы профессионального общения. В статье представлены результаты аудиторского анализа речи представителей профессий с повышенной речевой ответственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with the correlation between the occupational status of speakers and their characteristic intonation. The essential role of occupation in modern society is stressed. The focus of the article is the importance of investigating the influence of the speakers occupational status on the prosody of speech, especially out of the sphere of professional communication. The results of the auditory analysis of the speech of highly verbal professionals are presented.

Текст научной работы на тему «Профессия как часть социального статуса и ее отражение в просодических характеристиках речи»

мантической трансформации во многом объясняется уникальной особенностью человеческого мышления - способностью усматривать сходство или смежность между элементами.

Библиографический список

1. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: Учеб. 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2004. - 239 с.

2. Блох М.Я. Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка // Преподаватель XXI. - 2007. - №>1. - С. 101-105.

3. Будагов Р.А. Человек и его язык. - М.: изд-во МГУ 1976. - 428 с.

4. Будагов Р.А. История слов в истории общества. - М., 1972.

5. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981.

6. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1939. - 493 с.

7. Володина М.Н. Научно-техническая терминология и общеупотребительная лексика. - М., 2000.

8. ЗиминВ.И., Модебадзе Э.А. Метафора и метонимия // Русский язык в национальной школе. - 1977. - №>2. - С. 83.

9. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.

10. КубряковаЕ.С. Неология: проблемы и перспективы // Проблемы английской неологии: материалы науч. конф. - М., 2002. - С. 5-11.

11. Кубрякова Е.С. Роль словообразования и производного слова в обработке знания // Язык и знание. - М..: Языки славянской культуры, 2004. - С. 390-458.

12. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры / Ред.

Н.Д. Арутюнова. - М., 1990. - С. 387-415.

УДК 811.111 '34

М.С. Савинова

ПРОФЕССИЯ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ РЕЧИ

Статья посвящена влиянию профессионального статуса говорящего на интонационное оформление речи. Подчеркивается важность профессионального статуса человека в современном обществе. Особое внимание уделяется необходимости изучения отражения профессионального статуса в просодических характеристиках речи, в особенности, вне сферы профессионального общения. В статье представлены результаты аудиторского анализа речи представителей профессий с повышенной речевой ответственностью.

Ключевые слова: социальный статус, профессиональная принадлежность, профессии с повышенной речевой ответственностью, просодические характеристики, аудиторский анализ.

Современные социолингвистические исследования показывают, что социальный статус человека находит свое отражение в его речевом поведении.

Социальный статус - это комплексное понятие, и для того, чтобы определить социальный статус человека, необходимо принять во внимание множество различных факторов, одним из которых традиционно считается профессиональная принадлежность человека. Род занятий, безусловно, влияет на положение человека в обществе; он связан с такими категориями, как «престиж» и «уважение», и зачастую рассматривается как показатель успешности личности. Российские социологи В.В. Радаев и О.И. Шкаратан отмечают, что профессиональная дифференциация может влиять на доход и престиж, ограничивать возможности как самого индивида, так и его детей [3, с. 217].

По мнению В.И. Карасика, жизненный стиль людей среднего класса в большей степени определяется профессиональной доминантой. При этом статусная кульминация для мужчины - это достижение определенной ступени на служебной лестнице [2, с. 11]. Современные социологи определяют профессионально-должностной статус личности как базисный, т.к. для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. Профессиональная деятельность человека находит отражение как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и других признаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в направленности личности, установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.) [4, с. 261].

Необходимо отметить, что понятие «профессия» по-разному трактуется в отечественной и за-

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© М.С. Савинова, 2009

рубежной социологических традициях. В понимании российских социологов «профессия» представляет собой основной род деятельности человека, служащий источником дохода. При этом термины «профессия», «род занятий», «род деятельности», «сфера деятельности» часто выступают как синонимичные.

Западные ученые разграничивают понятия “profession” и “occupation”. С их точки зрения, «профессия» является более узким понятием, чем «род деятельности», обладающим рядом отличительных черт-индикаторов. При этом следует подчеркнуть, что, хотя среди западных социологов не существует полного единодушия в выделении индикаторов профессии, подавляющее большинство ученых сходятся во мнении, что профессия традиционно обладает большей престижностью по сравнению с другими родами деятельности.

Тем не менее, большинство социологов, как российских, так и зарубежных, сходятся во мнении, что профессия:

- представляет собой определенный род деятельности;

- как правило, служит основным источником дохода;

- подразумевает наличие теоретических и практических знаний, приобретенных как в результате специальной подготовки, так и в процессе работы.

Как уже было отмечено, профессиональный статус человека влияет на его стиль жизни, ценностные установки, внешний облик и т.п. Кроме того, по мнению многих современных социологов и лингвистов, профессиональная принадлежность находит непосредственное отражение в речи человека. С точки зрения С.В. Чечель, «тот факт, что говорящий включен в определенный социо-профессиональный коллектив, отражается в его сознании и сказывается на эволюции его речевой системы, модифицируя ее в соответствии с языковыми нормами, принятыми в данном коллективе» [7, с. 26].

По оценкам многих лингвистов, влияние профессии на речь человека прослеживается на всех языковых уровнях, причем на фонетическом уровне показательными являются как сегментные, так и сверхсегментные единицы.

Представляется закономерным, что степень влияния профессиональной деятельности зависит от степени вовлеченности профессионала в ре-

чевое общение. И.А. Анашкина говорит о существовании так называемых «профессий с повышенной речевой ответственностью». Представителями таких профессий, по мнению И.А. Анашкиной, являются, например, учителя, преподаватели, ораторы - профессионалы, использующие голос в качестве своего основного «орудия производства» [1, с. 47]. Очевидно, что список профессий с повышенной речевой ответственностью можно значительно расширить: кроме упомянутых выше профессий, в него можно включить и журналистов, адвокатов, дикторов радио и телевидения, экскурсоводов, актеров, политиков и многих других.

Следует отметить, что традиция изучения речи представителей профессий с повышенной речевой ответственностью восходит к классической риторике. Владение основами публичной речи составляло важную часть образования в Древней Греции, и философы античности задавались вопросами о том, как воздействовать на аудиторию словом и сделать речь максимально убедительной.

В последние годы было проведено множество исследований, посвященных описанию фонетических характеристик публичной речи профессионалов с повышенной речевой ответственностью: юристов, политиков, педагогов и т.п. (см., например, работы Е.Л. Фрейдиной, Л.В. Постниковой, М.Ю. Сейранян, А.В. Морова, О.Г. Ермаковой, О.И. Голошумовой и др.). Примечательно, что в качестве материала для таких исследований обычно выступают различные образцы публичной речи (выступления в суде, политические речи, лекции и т.п.), то есть непосредственно профессиональная деятельность говорящих. Авторы подобных исследований сходятся во мнении, что, хотя упомянутые выше виды публичных выступлений во многом схожи, в каждом из них можно обнаружить особенности построения, оформления и исполнения, зависящие, прежде всего, от целей публичного выступления, которые, в свою очередь, часто обусловлены спецификой профессиональной деятельности оратора.

Многие специалисты в области риторики сходятся во мнении, что качество исполнения публичной речи - необходимое условие ее эффективности. Очевидно, что успешность исполнения публичной речи во многом зависит от качества фонетического поведения оратора, причем важную роль здесь играют как особенности реализа-

ции сегментных единиц (четкость артикуляции, соблюдение норм фоностилистического варьирования), так и просодическое оформление речи. Просодические характеристики публичной речи (такие, как особенности паузации, диапазон голоса, мелодический рисунок и др.) оказывают непосредственное влияние на успешность реализации замысла оратора. В связи с этим Е.Л. Фрейдина выделяет особую функцию просодии - риторическую, состоящую в том, что просодия «способствует окончательному воплощению замысла оратора в непосредственном взаимодействии со слушателями в условиях, определяемых этосом» [6, с. 179].

Очевидно, что публичное выступление - это лишь один из примеров активного использования речи в профессиональной деятельности. Как мы уже отмечали, профессий, относящихся к области повышенной речевой ответственности, намного больше, и все они обладают определенными особенностями оформления на всех уровнях языка.

Британский лингвист Д. Кристал отмечает, что все носители английского языка способны различать «тоны» (tone of voice), присущие людям, выступающим в определенной профессиональной роли. Так, например, британцы традиционно соотносят речь священника с такими просодическими характеристиками, как узкий диапазон голоса, частое использование ровного тона, размеренный ритм, достаточно медленный темп и др. По мнению Д. Кристала, профессионально маркированной на сверхсегментном уровне является также речь диск-жокеев, адвокатов, уличных торговцев, спортивных комментаторов и представителей других профессий, связанных с выступлением на радио и телевидении [9, с. 193].

Как мы уже отмечали, в большинстве социолингвистических исследований, устанавливающих зависимость просодического оформления речи от профессиональной принадлежности говорящего, описываются особенности речи человека, выступающего в своей профессиональной роли. Однако, по мнению многих социологов, речь нередко остается профессионально маркированной и вне сферы профессионального общения. Например, Питирим Сорокин отмечает, что «по речи человека почти каждый внимательный наблюдатель легко определит: представителем “мускульной” профессии или “интеллектуальной” является он, “интеллигентен” он или

нет». «Терминология же человека, - добавляет социолог, - в течение довольно недлинного разговора “выдает с головой” его профессию». Так как «каждая профессия имеет свою терминологию, эта терминология прививается к ее членам и бессознательно применяется ими в нужных и ненужных случаях» [5, с. 339]. Необходимо подчеркнуть, что применение профессионально обусловленных речевых навыков вне сферы профессионального общения не ограничивается использованием специфической лексики (профессиональной терминологии, жаргона и т.п.). Более того, по оценкам некоторых исследователей, наиболее яркие проявления профессиональной маркированности речи можно обнаружить на фонетическом уровне. Так, С.В. Чечель, ссылаясь на мнение Л.П. Крысина, отмечает, что автоматизированные произносительные навыки в первую очередь подвергаются социальному варьированию, а интонация в большей степени, чем другие языковые подсистемы, «подвержена нивелирующему влиянию фонетического стереотипа, сложившегося в профессиональном социуме» [7, с. 33].

Следует отметить, что, хотя наличие «остаточных» проявлений профессиональных речевых навыков как на сегментном, так и на сверхсег-ментном уровнях, признается большинством специалистов в области социолингвистики, эта проблема еще только начинает разрабатываться на материале разных языков (см., например, работы С.В. Чечель, А.В. Ленец и др.).

Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление просодических характеристик речи, типичных для представителей профессий с повышенной речевой ответственностью, проявляющихся в их речи вне сферы профессионального общения. В качестве материала для исследования были отобраны отрывки интервью с британскими политиками, актерами и преподавателями общей продолжительностью звучания 90 минут. Анализ, проведенный профессиональными аудиторами, позволил нам прийти к выводу, что в речи представителей всех профессий обнаруживается большая вариативность практически во всех основных показателях просодии (прежде всего, в мелодическом репертуаре и темповых характеристиках). Очевидно, такое просодическое разнообразие свидетельствует о высокой степени развития у информантов речевых навыков вследствие их привычки к публич-

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

ному говорению в рамках профессиональной деятельности.

Так, к просодическим особенностям, характеризующим информантов как представителей профессий с повышенной речевой ответственностью, можно отнести четкое выделение коммуникативных центров, наличие эмфатических пауз, членение речевого потока на относительно короткие синтагмы. Также аудиторами было отмечено, что в целом речь информантов очень выразительна, она отражает высокую степень личной вовлеченности и заинтересованности (особенно речь политиков и актеров). Кроме того, в голосе представителей всех трех профессий, как отмечают аудиторы, чувствуется уверенность, очевидно, свойственная людям, привыкшим выступать публично. Также, по оценке аудиторов, показательным являются и артикуляционные особенности - речь всех информантов отличается четкой артикуляцией.

При этом следует отметить, что в речи информантов, наряду с просодическими чертами, характерными для их профессионального общения, также можно выявить черты спонтанной речи, типичные для жанра интервью, такие как, например, паузы хезитации и использование ровного тона. К тому же, в речи многих информантов аудиторами было отмечено сужение тонального диапазона синтагмы, характерное для оформления так называемой “Low Key information” - информации второстепенного характера, адресованной не столько собеседнику, сколько самому говорящему [8, с. 35]. Данный факт, очевидно, свидетельствует о том, что, хотя речь информантов и является профессионально маркированной, она в то же время соответствует ситуации общения, что свидетельствует о способности информантов осуществлять выбор просодических средств, уме-

стных в определенном экстралингвистическом контексте.

Проведенный аудиторский анализ позволил прийти к выводу о том, что речь представителей профессий с повышенной речевой ответственностью остается профессионально маркированной даже в том случае, если экстралингвистичес-кая ситуация не предполагает исполнения ими профессиональной роли. Нам представляется, что дальнейшее, более глубокое изучение профессиональной маркированности речи, проявляющейся вне сферы профессионального общения, является актуальным направлением современной социолингвистики.

Библиографический список

1. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998. - 264 с.

2. Карасик В.И. Язык социального статуса. -М.: Гнозис, 2002. - 333 с.

3. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Наука, 1995. - 237 с.

4. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 608 с.

5. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - 560 с.

6. Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодия. - М.: «Прометей» МИГУ, 2005. - 192 с.

7. Чечель С.В. Просодический аспект социальной вариативности языка: Дис. ... канд. фи-лол. наук. - Пятигорск, 1999. - 150 с.

8. Bradford B. Intonation in Context. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - 72 p.

9. Crystal D. Prosodic and paralinguistic correlates of social categories // E. Ardener (ed.) Social anthropology and language. - London: Tavistock Publications, 1971. - Pp. 185-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.