СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.354.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
© Добрынина Марина Ивановна, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии
и социологии Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: mid16@mail.ru
Статья посвящена профессиональному потенциалу, как наиболее существенной характеристике социально-профессиональной группы муниципальных служащих. Управленческий характер деятельности, социальная значимость решаемых задач предъявляют высокие требования к профессиональным качествам муниципальных служащих. В статье рассматриваются понятия «потенциал», «человеческий потенциал», «профессиональный потенциал», «структура», а также некоторые характеристики профессиональных ресурсов муниципальных кадров. В структуре и динамике профессиональных ресурсов присутствуют как позитивные (повышение образовательного уровня служащих, удовлетворенность работой, относительная стабильность кадрового состава и др.), так и негативные тенденции (низкий квалификационный уровень, неудовлетворенность материальным положением). Это подтверждают данные социологического исследования профессионального потенциала муниципальных чиновников, проведенного в Бурятии в 2015 г. В качестве факторов повышения профессионального потенциала отмечаются развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации, соблюдение морально-этических норм, самодисциплина и ответственность за результаты деятельности.
Ключевые слова: потенциал, ресурсы, профессиональный потенциал, профессионализм, муниципальные служащие, управленческая деятельность.
PROFESSIONAL CAPACITY OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Dobrynina Marina I., Doctor of Sociology, Professor, Department of political sciences and sociology, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: mid16@mail.ru
The article is devoted to professional capacity, as the most essential characteristic of the socio-professional group of municipal employees. The administrative nature of activity, the social importance of problems for solution demand high requirements for professional skills of municipal employees. The article discusses the concepts «potential», «human potential», «professional capacity», «structure» and also some of the characteristics of professional resources of municipal personnel. The structure and dynamics of professional resources are both as positive (increase in the educational level of employees, job satisfaction, relative stability of staff etc.) and negative trends (low qualification level, dissatisfaction with material situation). This is confirmed by the data of sociological research in the professional capacity of municipal officials carried out in Buryatia in 2015. The development of a system for additional education and training, compliance with moral and ethical standards, self-discipline and responsibility for results of activities are observed as the factors to increase the professional capacity.
Keywords: potential, resources, professional capacity, professionalism, municipal employees, management activity.
Реализация достижений научно-технического прогресса, масштабные экономические, политические и социальные преобразования неизменно отражаются на профессиональном потенциале общества, что вызывает необходимость в современном фундаментальном образовании, мобильности и творческой активности его носителей.
М. И. Добрынина. Профессиональный потенциал муниципальных служащих в Республике Бурятия
Проводником социально-экономических преобразований в стране, связующим звеном между государством и гражданским обществом является муниципальная служба. Именно здесь решаются практические вопросы жизнеобеспечения людей, реализуется потенциал самоорганизации и самоуправления населения.
Управленческую деятельность в области местного самоуправления выполняют муниципальные служащие. Их работа связана с разработкой и организацией социально-экономических программ развития территории, руководством муниципальным здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, управлением и распоряжением муниципальной собственностью и др. Социальная значимость работы муниципальных служащих, их место в системе разделения труда позволяют выделить этих работников в особую социально-профессиональную группу. Деятельность муниципальных служащих «носит осознанный, активный, коллективный характер, требует воли и планирования действий. В связи с этим муниципальные служащие должны обладать определенными способностями, иметь профессионально-управленческие знания, умения и навыки, которые формируют их профессиональный потенциал... Подобная работа связана с большими психологическими перегрузками, поэтому данные специалисты должны обладать стрессоустойчивостью» [1].
Понятие «потенциал» многозначно. Потенциал связывается со степенью возможного проявления какого-либо действия или функции, с наличием у кого-либо скрытых возможностей или способностей. Так, Большая советская энциклопедия определяет потенциал как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [2]. В разных областях научного знания используются понятия «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «научный потенциал», «экономический потенциал» «творческий потенциал» и т.п. Акцентируя внимание на квалификационных характеристиках либо трудовых знаниях и умениях, психофизиологических свойствах, эти понятия зачастую не охватывают всю совокупность ресурсов и возможностей субъекта профессиональной деятельности. Более широким представляется «человеческий потенциал». По мнению О. В. Фаллер, «человеческий потенциал неразрывно связан с деятельностью, которая, с одной стороны, лежит в основе его формирования, а с другой - служит формой его реализации, готовность и способность к саморазвитию, к активному ответу на многочисленные вызовы современности» [3]. Он включает параметры физического, социально-профессионального, духовно-нравственного развития людей и его состояние является фундаментальной основой для характеристики профессионального потенциала. Профессионализм и компетентность, это те категории, которые являются определяющими в структуре статуса служащего и приобретают в настоящее время все большую значимость.
Под профессиональным потенциалом понимается совокупность профессиональных, нравственно-личностных, психофизиологических возможностей человека, необходимых и достаточных для эффективной работы. Однозначного подхода к составным компонентам профессионального потенциала нет. Он обычно оценивается на основе статистических показателей численности, социально -демографического состава, должностной структуры, уровня и специализации профессионального образования, стажа. Вместе с тем важно учитывать субъективную предрасположенность муниципальных служащих к исполнению управленческих функций. Речь идет об отношении муниципальных чиновников к своему социально-профессиональному статусу, обязанностям, о мотивах, правовых и нравственно-этических регуляторах их служебного поведения, которые могут быть выявлены с помощью социологических исследований.
Результаты проводимых исследований свидетельствуют о наличии как позитивных, так и негативных тенденций в структуре и динамике профессиональных ресурсов этой категории служащих, что является отражением состояния муниципальной службы в России и развития человеческого потенциала общества в целом.
Деятельность муниципальных служащих связана преимущественно с решением управленческих вопросов, поэтому вполне закономерной является необходимость управленческого образования. Как свидетельствуют результаты анкетного опроса, проведенного среди муниципальных служащих г. Улан-Удэ и Республики Бурятия в январе 2015 г., значительная часть - 45% - имеет образование по специальности государственное и муниципальное управление; 10,6% имеют диплом по экономике и управлению, 8% - юриспруденции, в меньшей степени представлены технические специальности, психология, педагогика, культура и искусство, сервис и сельское хозяйство. У трети опрошенных выполняемая ими работа частично соответствует указанной в дипломе. 15% ответили, что работают не по специальности, среди причин были отмечены: отсутствие работы по специальности (34,7%),
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14/2015
неудовлетворенность заработной платой (26,6%), приглашение на более престижную работу и выдвижение на руководящую должность (26,6% и 13,1% соответственно). Положительным фактором можно считать высокую удовлетворенность выполняемой работой. Довольны своей работой 64,6%, скорее довольны, чем не довольны - 35,3%. Привлекательность работы видится, главным образом, в полезности и нужности обществу, возможности проявления управленческих качеств, возможности заниматься любимым делом, творчеством и реальной перспективой продвижения по службе.
Примечательно, что в столь нестабильное время 69,3% муниципальных служащих вполне уверены в своих профессиональных позициях и не опасаются потерять работу. Видимо, поэтому 75% не задумываются о смене профессиональной деятельности или переходе в частный сектор. Доля тех, кто намерен сменить профессиональную деятельность, весьма незначительна - 2%. Кроме того, 17,3% задумываются о такой возможности время от времени. Неудовлетворенность работой связана в основном с невысоким уровнем зарплаты (по данным Минэкономики РБ, в 2014 г. средняя заработная плата муниципальных служащих Бурятии равнялась 28 294 руб., что составило 91,4% от среднереспубликанского, в то время как у госслужащих - 131,7%). Разница в размерах оплаты труда между государственными и муниципальными служащими, а также работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку муниципальных служащих, особенно наиболее востребованных профессий и возрастных групп, в негосударственный сектор экономики, что отрицательно сказывается на профессиональном потенциале муниципальных служащих.
Составной частью процесса повышения профессионального потенциала и настоятельной необходимостью развития института муниципальной службы является профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Они направлены на последовательное обновление, совершенствование теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к социально-экономическому развитию муниципальных образований. Большинство работников осознают это - среди факторов, влияющих на достижение успеха в профессиональной деятельности, 55% отметили профессиональную компетентность. Однако на практике ситуация складывается иначе. Доля лиц, получивших дополнительное профессиональное образование, среди муниципальных служащих Бурятии остается низкой. Это подтверждают и наши данные: всего 38% повышали квалификацию за последние 5 лет. Между тем, 57% нуждаются в новых знаниях: по экономике, информационным технологиям, работе с персоналом, законодательству.
Эффективность работы муниципальных служащих определяется также соблюдением этических норм (честность, порядочность, независимость, искренняя заинтересованность в решении общественных проблем и др.), которые находят свое выражение как в отдельных нормативных документах, так и в морально-этической кодификации. Не случайно, «почет и уважение людей», «желание приносить пользу», «самореализация» на шкале профессиональных ценностей занимают самые высокие позиции. Только высокие профессиональные качества наряду с неукоснительным соблюдением морально-этических норм смогут сохранить престиж профессиональной деятельности и общественную репутацию профессии муниципального служащего.
Таким образом, благоприятными условиями для профессионального развития муниципальных служащих могут служить отлаженная система получения дополнительного профессионального образования, формирование нравственно-этических установок на конечный результат, демократический контроль со стороны населения и персональная ответственность за результаты работы.
Литература
1. Калаченко Л. Требуются профессионалы. Муниципальная служба: состояние, пути развития кадрового потенциала // Муниципальная власть. - 2002. - № 2. - С.40.
2. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на 3-х CD.
3. Фаллер О. В. Потенциал карьерного роста государственного служащего / под ред. Ю. В. Синягина. -М.: РАГАС, 2010. - С.93.
References
1. Kalachenko L. Trebuyutsya professionaly. Munitsipal'naya sluzhba: sostoyanie, puti razvitiya kadrovogo po-tentsiala [Requiring Professionals. Municipal service: Condition, Ways of Human Capacity Development]. Munitsipal'naya vlast' - Municipal Authority. 2002. No. 2. P. 40.
2. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya (BSE) [Great Soviet Encyclopedia (BSE)]. 30 v. on 3 CD.
3. Faller O. V. Potentsial kar'ernogo rosta gosudarstvennogo sluzhashchego [Career Potential of Civil Servant]. Moscow, 2010. P. 93.