Научная статья на тему 'Профессиональный имидж преподавателя вуза'

Профессиональный имидж преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
685
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ИМИДЖ / ОБРАЗ / ВОСПРЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Осипова Елена Борисовна

Обосновывается комплексная модель формирования имиджа преподавателя вуза на основе изучения существующих концепций, теории и способов формирования имиджа в разных научных школах, в том числе в психологии, социологии, политологии, имиджелогии, менеджмента. В концептуализации междисциплинарного подхода к формированию профессионального имиджа автор выделил в качестве основных элементов индивидуальный имидж, профессиональный имидж и имидж организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a conceptual approach to the development of a professional image based on an example a university professor. The purpose of is to develop an integrated model of a professional image. The novelty of this approach is to consider a model of image formation from the perspective of an interdisciplinary approach, whose elements are the individual image, professional image and reputation of the organization. The model is developed based on a study of existing concepts, theories and methods of image formation in the different academic schools, including psychology, sociology, political science, imageology, management and others.

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж преподавателя вуза»

развития детей, модели альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, их особенности и преимущества;

• овладеют приемами ведения тренинга, инновационным способом составления урока

с использованием технологической карты, способами ведения совместных уроков с коллегами и специалистами службы сопровождения;

• повысят уровень профессиональной и коммуникативной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахонская,Ю.В. В мир новых впечатлений [Текст] / Ю.В. Бахонская // Психолог. обеспечение пед. процесса в образоват. учреждении: проблемы, ресурсы, инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 сентября 2011 г.). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 344 с. - С. 54-62.

2. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.

3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: прил. к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16.

УДК 159.923.2:159.9.005.322:159.9.005.321

Е.Б. Осипова

профессиональный имидж преподавателя вуза

В настоящее время заканчивается переход российского образования на болонскую систему. В рамках данного процесса возникает потребность в новом образе — преподавателя высшей школы XXI века. Рассмотрим концептуальный подход к формированию имиджа преподавателя вуза с точки зрения соответствия западным стандартам, с одной стороны, и традициям российской культуры как источника для развития гармоничного человека, с другой.

В рамках социально-психологического подхода имидж — это символический образ субъекта, осознаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия [4, с. 23]. Имидж формируется только в процессе коммуникаций между двумя (и более) субъектами. Классификацию составляют три вида имиджа: индивидуальный, групповой (образ социальной группы) и предметный (товар, услуга, проект и т. п.). Для рассмотрения предметного имиджа в теории имиджелогии используют принцип персонификации. Тогда можно говорить не только об индивидуальном имидже, но и об имидже товаров/услуг, имидже проектов, имидже территории и т. п.

К отдельной категории можно отнести имидж организации, который объединяет в

себе концепции и технологии формирования индивидуального, группового и предметного имиджа. Под термином «организация» мы понимаем юридическую организацию любой формы собственности, как коммерческую, так и государственную, в том числе и высшее учебное заведение.

Профессиональная деятельность является одним из основных направлений реализации человека в обществе. Любая деятельность происходит в социальной среде, а следовательно, может быть одобрена или не одобрена социальным окружением. В этом случае имидж профессионала становится одним из наиболее важных конкурентных преимуществ как отдельных людей, так и групп людей, в том числе организаций, для достижения поставленных целей.

Рассмотрим имидж профессионала на примере имиджа преподавателя вуза. Имидж преподавателя будет влиять не только на его индивидуальную эффективность как профессионала, но и на имидж вуза в целом, отдельного факультета, кафедры. С другой стороны, имидж преподавателя как профессионала будет включать в себя характеристики не только субъекта — носителя имиджа, но и окружающей среды, в том числе аудиторий имиджа. Поэтому предлагаем

комплексный подход к формированию имиджа преподавателя. Рассмотрим профессиональный имидж преподавателя как совокупность символических структур, куда входят:

1) индивидуальный имидж преподавателя, отражающий личностные особенности;

2) профессиональный имидж преподавателя — субъекта деятельности;

3) имидж вуза, в котором работает преподаватель — носитель имиджа.

Для того чтобы наиболее полно и системно рассмотреть вопрос создания и коррекции профессионального имиджа преподавателя, воспользуемся моделями стратегического менеджмента. В этом случае профессиональный имидж можно рассматривать как инструмент для достижения целей вуза, индивидуальных профессиональных целей самого преподавателя, в целом для реализации социальной политики государства в области образования.

Сформулируем основные способы формирования имиджа преподавателя. Для этого рассмотрим имидж как объект управления, структуру профессионального имиджа преподавателя как объекта управления (см. рисунок).

Индивидуальный имидж преподавателя — основа для построения профессионального имиджа (подход № 1). В рамках подхода Б.Г. Ананьева индивидуальность человека представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и как личности. В рамках

Структура профессионального имиджа преподавателя

данной терминологии индивидуальность состоит из трех подструктур: индивида, личности, субъекта деятельности [1].

Индивид — это биологический вид.

Субъект деятельности — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к активной деятельности. Понятие «субъект деятельности» занимает промежуточное положение между «индивидом» и «личностью» и объединяет в единое целое человека как биологическое животное и человека как сознательное существо.

Личность — это субъект социальных отношений и сознательной деятельности; характеризуется темпераментом, способностями, мотивацией, характером, волей, чувствами.

В общем случае можно говорить, что в индивидуальности как в системе, состоящей из психических, физиологических и социальных характеристик человека, можно увидеть уникальность и неповторимость каждого человека. С позиций индивидуальности каждый человек как личность имеет свои сильные и слабые стороны. В обществе существуют определенные установки, формирующие идеальный образ субъекта (человека, организации), который оно оценивает положительно. Существуют и самоустановки субъекта — носителя имиджа относительно самого себя: каким бы он хотел быть. Очевидно, что несовпадение между реальным образом человека и желаемым образом, который человек хотел бы иметь для достижения определенных целей, является зоной для построения имиджа. Несовпадение существующего образа самого себя с самоустановками «каким я хочу быть» — источник для создания имиджа.

Поэтому для формирования профессионального имиджа преподавателя можно использовать концепции и методы, применяемые для разработки индивидуального имиджа, основанного на психологическом подходе в рамках концепции «Человек как объект познания» [Там же]. Тогда, применяя концепцию Б.Г. Ананьева, можно говорить о трехуровневой модели индивидуального имиджа преподавателя вуза:

1. Имидж человека как биологического вида — внешность, особенности психофизиологии и генетики. Элементами первого уровня имиджа в том числе будут: внешний вид, характеристики голоса, включая тембр, темп речи, жестикуляция и др. Данный уровень имиджа меньше

всего поддается управлению, так как его элементы отражают врожденные генетические особенности человека. К изменяемым элементам имиджа можно отнести, например, характеристики голоса.

2. Поведенческий уровень, отражающий имидж преподавателя как субъекта деятельности, а также субъекта социальных отношений. К элементам второго уровня имиджа преподавателя можно отнести параметры, задающие социальные роли профессионала — преподавателя, например его профессиональные педагогические компетенции, коммуникативные компетенции, управленческие компетенции.

3. Субъективно-личностный уровень, отражающий индивидуальность человека. В число элементов третьего уровня имиджа включают морально-этические ценности человека, элементы внешнего имиджа, отражающие его духовный уровень.

Дополним подход к рассмотрению имиджа преподавателя с точки зрения Б.Г. Ананьева концепцией Е.Б. Перелыгиной, рассматривающей индивидуальный имидж в рамках семиотического подхода с использованием классификации знаков Пирса [4, с. 33—39].

С точки зрения семиотики имидж — это символьный образ субъекта, создаваемый с помощью некоторого языка на нескольких уровнях, в том числе на синтаксическом, включающем вербальные знаки, и семантическом, включающем содержательный аспект и оценочные значения [Там же. С. 28]. С этой позиции модель имиджа рассматривается как знаковая система, состоящая из совокупности знаков трех уровней [Там же. С. 33].

1. Базовый уровень — знаки-индексы, отражающие психофизиологические характеристики, свойства личности человека. Имидж всегда является продолжением естественных знаков, отражающих психические свойства личности человека.

2. Образный уровень — знаки-образы, через которые происходит выражение половых (образ мужчины/женщины) и социальных ролей (например, школьник, учитель, ученый, мать, муж).

3. Символьный уровень — знаки-символы, через которые происходит вербальное отражение действительности. К этому уровню имиджа преподавателя будем относить и вербальные

параметры, т. е. язык. По одной из классификаций, язык как средство коммуникаций можно разделить на три вида: бытовой (т. е. пользовательский), профессиональный и посреднический. С точки зрения формирования имиджа преподавателя нам представляется очень важным именно профессиональный язык, одним из подвидов которого является научный язык.

Имидж профессии как составная часть общего имиджа профессионала (подход № 2). В любой профессии существуют стандарты деятельности, основанные на этических и моральных принципах. Уровень достижений в профессии можно измерять как качественными, так и количественными показателями. На практике используются две группы параметров для оценки профессионала:

• показатели деятельности (оцениваем профессионала как субъекта деятельности). В данную группу параметров включают как оценку профессиональных компетенций, так и результаты деятельности;

• ценностные критерии, в том числе соблюдение профессиональных этических норм (оцениваем профессионала как личность на предмет соблюдения норм общества). Часто в рамках профессиональной деятельности существуют профессиональные ассоциации, членство и активная работа в которых будут служить подтверждением соблюдения этических норм.

Переход на болонскую систему образования требует от преподавателя высшей школы новых компетенций. К ним относятся:

1. Организационные компетенции, включая умение:

• организовать эффективный процесс научения взрослых;

• разрабатывать гибкие модульные программы обучения для студентов разных специализаций;

• организовывать процесс обучения и оценки студентов, развитие их компетенций.

2. Коммуникативные компетенции, в том числе умение:

• устанавливать эффективные коммуникации со студентами, административным и профессорско-преподавательским составом вузов;

• предотвращать и разрешать конфликты;

• проводить лекционные и практические занятия.

3. Лидерские компетенции.

Современные мировые тенденции показывают, что все более значимыми для профессионального имиджа преподавателя становятся такие параметры, как лидерские навыки и эмоциональный интеллект, высокий уровень которого помогает преподавателю эффективнее строить процесс научения профессиональным и общекультурным компетенциям студентов базового образования и слушателей послевузовского образования.

Имидж организации как часть имиджа руководителя (подход № 3). Используя феномен «фигуры и фона», один из самых фундаментальных в психологии восприятия, рассмотрим имидж организации, где работает профессионал, как «фон», образ (имидж) которого будет влиять на образ «фигуры», т. е. на имидж работающего в организации сотрудника.

Рассмотрим имидж преподавателя через призму концепций и методов формирования имиджа вуза. Имидж вуза как любой организации — это символический образ организации как субъекта, возникающий у разных социальных групп, которые в стратегическом маркетинге называются целевыми аудиториями, а в рамках имиджелогии — аудиториями имиджа. Используя одну из метафор анализа организации Г. Морган [2] — организация как живой организм, рассмотрим организацию через метафору «организационная культура».

Организационная культура — это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах (определение Дила и Кеннеди). Э. Шейн [5] предложил трехуровневую модель организационной культуры, символически представляемую в виде «айсберга».

Первыйуровень, поверхностный, виден стороннему наблюдателю через артефакты (конкретные продукты культуры, например сайт учебного заведения; понятность и доступность размещенных на сайте учебных материалов преподавателей; оборудование и интерьер научных лабораторий; техническое и функциональное оснащение аудиторий; образ территории организации; внутрифирменная газета и т. д.).

Второй уровень показывает нормы, ценности и правила поведения, как видимые со стороны, так и скрытые от стороннего наблюдателя. Например, какого стиля коммуникаций, стиля управления придерживается преподаватель при

взаимодействии с разными аудиториями имиджа: студентами, коллегами и др. Использует ли он различные методы активного обучения, повышающие восприятие и понимание студентами учебного материала.

Третий уровень, глубинный, отражает наши установки и ценности, возникающие из нашего бессознательного, которое, согласно концепции К.-Г. Юнга [6], находит выражение в базовых верованиях, отражающихся в архетипах. Данный уровень не подлежит прямому наблюдению и доступен только опосредованному наблюдению через косвенные параметры первого и второго уровней.

Организационная культура является одним из основных элементов, обеспечивающих эффективный имидж организации [3, с. 39]. Важно, чтобы ценности организации, выражаемые через ее организационную культуру, не противоречили, а в оптимальном случае и совпадали с ценностями всех ключевых руководителей ее подразделений (факультетов, кафедр).

Имидж вуза можно рассмотреть с двух позиций — как структурный и функциональный.

При структурном подходе к имиджу вуза можно выделить:

• имидж факультета,

• имидж кафедры,

• имидж должности,

• имидж сотрудника.

В число элементов имиджа преподавателя можно включить возможность научного и профессионального повышения квалификации по его специализации, стажировок в партнерских университетах других стран.

В рамках функционального подхода к имиджу вуза можно выделить:

• научный имидж,

• учебный имидж,

• социальный имидж.

Элементами имиджа преподавателя вуза будут:

• научная деятельность преподавателя: участие и достижения в исследовательских проектах, участие и выступления на различных научных, профессиональных отраслевых конференциях, публикации в научных и профессиональных изданиях;

• учебная деятельность, в том числе чтение лекций и проведение практических занятий (понятность, доступность изложения и т. п.), руководство курсовыми дипломными проекта-

ми, диссертациями, студенческими исследовательскими проектами.

Итак, синтезируя подходы Б.Г. Ананьева, Е.Б. Перелыгиной, Э. Шейна и К.-Г. Юнга, можно предложить следующую концептуальную модель профессионального имиджа преподавателя:

1. Архетипический уровень морально-этических ценностей (индивидуальных и отражающих традиции рода, нации и т. п.). Этот уровень отражает в большей степени индивидуальное и коллективное бессознательное человека и в меньшей степени осознаваемые установки. Данный уровень имиджа не доступен для непосредственного наблюдения, поэтому оценка его будет субъективной и косвенной.

Ценности человека будут проявляться в следующем: как он себя ведет, что он говорит, какие книги читает, какие нормы и правила поведения вводит для управления процессом обучения и подчиненными (если это руководитель факультета/кафедры) и т. п. В оптимальном случае ценности субъекта, занимающегося профессиональной деятельностью, совпадают с ценностями организации, в которой он работает, а также соответствуют нормам и ценностям профессионального сообщества.

2. Личностный уровень, отражающий как особенности психофизиологии человека, так и устойчивые свойства личности, а также уровень образования, профессиональной квалификации, коммуникативной компетентности.

3. Поведенческий уровень, отражающий социально-половые роли человека в обществе, в том числе и ролевую принадлежность к профессиональной среде. Этот уровень будет включать в себя профессиональные достижения на рабочем месте, результаты общественной деятельности.

4. Символьный уровень, отражающий индивидуальность человека, включает в себя как вербальные компоненты, так и символы, имеющие материальные носители: одежду, аксессуары, социальный круг общения, интересы, образ жизни и т. п. К элементам данного уровня будут относиться различные артефакты, например портфолио выполненных работ, авторские публикации, результаты участия в профессиональных конкурсах, рейтингах.

Введем понятие «целевые аудитории» или «аудитории имиджа» — это два (и более) субъекта, которые воспринимают образ субъекта —

носителя имиджа. Воспользуемся подходами из маркетинга и определим аудитории имиджа профессионала:

1) потребители услуг преподавателя (в данную категорию попадают как «конечные» потребители — студенты базового образования и слушатели программ переподготовки и МВА, так и структурные подразделения вуза, в которых работают преподаватели, — факультеты, кафедры);

2) партнеры (к данной категории можно отнести профессиональные сообщества, другие образовательные учреждения, а также организации-работодатели, на базе которых преподаватели могут выполнять исследовательские, консалтинговые проекты, а студенты — проходить стажировки);

3) другие (в эту категорию можно включить научные, деловые, общественные СМИ, государственные органы и другие организации и физические лица, которые смогут быть референтными лицами в процессе формирования имиджа преподавателя).

Технология формирования и реализации профессионального имиджа состоит в следующем. Необходимо выявить ценности и потребности социальной группы — аудитории имиджа. Затем, исходя из полученных показателей, определить «идеальный образ профессионала». Далее реализовать вышеизложенную модель профессионального имиджа через символьную структуру, включающую механизм категоризации у аудитории имиджа.

Для оценки эффективности имиджа преподавателя введем критерии эффективности. Имидж преподавателя будем называть эффективным, если он будет целостным, непротиворечивым у ключевых целевых аудиторий имиджа. Целостным будем называть имидж, который на каждом из подуровней согласован с целями профессиональной деятельности, непротиворечивым — имидж преподавателя, который будут воспринимать все основные аудитории имиджа.

В этом случае профессиональный имидж преподавателя будет:

1) способствовать реализации социальной политики государства;

2) стимулировать формирование требуемых компетенций у студентов и слушателей высших учебных заведений;

3) составлять ресурс для достижения индивидуальных жизненных целей самого преподавателя и являться источником гармоничного развития.

Кроме того, профессиональный имидж преподавателя составляет нематериальный актив вуза и формирует конкурентоспособный имидж самого высшего учебного заведения.

Предложенная концептуальная модель имиджа преподавателя предположительно позволяет формировать образ профессионала, обладающий параметрами целостности и непротиворечивости у ключевых аудиторий имиджа. По данной гипотезе предполагается провести научное исследование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.

2. Морган, Г. Имиджи организаций. Восемь моделей организационного развития [Текст] / Г. Морган. - М.; СПб.: Вершина, 2006.

3. Осипова, Е.Б. Психология и педагогика. Имиджелогия [Текст]: учеб. пособие / Е.Б. Осипова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспекс— Пресс, 2002.

5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн. — СПб.: Питер, 2011.

6. Юнг, К.-Г. Психология бессознательного [Текст] / К.-Г. Юнг. — М.: Канон, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.