развития детей, модели альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, их особенности и преимущества;
• овладеют приемами ведения тренинга, инновационным способом составления урока
с использованием технологической карты, способами ведения совместных уроков с коллегами и специалистами службы сопровождения;
• повысят уровень профессиональной и коммуникативной компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахонская,Ю.В. В мир новых впечатлений [Текст] / Ю.В. Бахонская // Психолог. обеспечение пед. процесса в образоват. учреждении: проблемы, ресурсы, инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 сентября 2011 г.). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 344 с. - С. 54-62.
2. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.
3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: прил. к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16.
УДК 159.923.2:159.9.005.322:159.9.005.321
Е.Б. Осипова
профессиональный имидж преподавателя вуза
В настоящее время заканчивается переход российского образования на болонскую систему. В рамках данного процесса возникает потребность в новом образе — преподавателя высшей школы XXI века. Рассмотрим концептуальный подход к формированию имиджа преподавателя вуза с точки зрения соответствия западным стандартам, с одной стороны, и традициям российской культуры как источника для развития гармоничного человека, с другой.
В рамках социально-психологического подхода имидж — это символический образ субъекта, осознаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия [4, с. 23]. Имидж формируется только в процессе коммуникаций между двумя (и более) субъектами. Классификацию составляют три вида имиджа: индивидуальный, групповой (образ социальной группы) и предметный (товар, услуга, проект и т. п.). Для рассмотрения предметного имиджа в теории имиджелогии используют принцип персонификации. Тогда можно говорить не только об индивидуальном имидже, но и об имидже товаров/услуг, имидже проектов, имидже территории и т. п.
К отдельной категории можно отнести имидж организации, который объединяет в
себе концепции и технологии формирования индивидуального, группового и предметного имиджа. Под термином «организация» мы понимаем юридическую организацию любой формы собственности, как коммерческую, так и государственную, в том числе и высшее учебное заведение.
Профессиональная деятельность является одним из основных направлений реализации человека в обществе. Любая деятельность происходит в социальной среде, а следовательно, может быть одобрена или не одобрена социальным окружением. В этом случае имидж профессионала становится одним из наиболее важных конкурентных преимуществ как отдельных людей, так и групп людей, в том числе организаций, для достижения поставленных целей.
Рассмотрим имидж профессионала на примере имиджа преподавателя вуза. Имидж преподавателя будет влиять не только на его индивидуальную эффективность как профессионала, но и на имидж вуза в целом, отдельного факультета, кафедры. С другой стороны, имидж преподавателя как профессионала будет включать в себя характеристики не только субъекта — носителя имиджа, но и окружающей среды, в том числе аудиторий имиджа. Поэтому предлагаем
комплексный подход к формированию имиджа преподавателя. Рассмотрим профессиональный имидж преподавателя как совокупность символических структур, куда входят:
1) индивидуальный имидж преподавателя, отражающий личностные особенности;
2) профессиональный имидж преподавателя — субъекта деятельности;
3) имидж вуза, в котором работает преподаватель — носитель имиджа.
Для того чтобы наиболее полно и системно рассмотреть вопрос создания и коррекции профессионального имиджа преподавателя, воспользуемся моделями стратегического менеджмента. В этом случае профессиональный имидж можно рассматривать как инструмент для достижения целей вуза, индивидуальных профессиональных целей самого преподавателя, в целом для реализации социальной политики государства в области образования.
Сформулируем основные способы формирования имиджа преподавателя. Для этого рассмотрим имидж как объект управления, структуру профессионального имиджа преподавателя как объекта управления (см. рисунок).
Индивидуальный имидж преподавателя — основа для построения профессионального имиджа (подход № 1). В рамках подхода Б.Г. Ананьева индивидуальность человека представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и как личности. В рамках
Структура профессионального имиджа преподавателя
данной терминологии индивидуальность состоит из трех подструктур: индивида, личности, субъекта деятельности [1].
Индивид — это биологический вид.
Субъект деятельности — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к активной деятельности. Понятие «субъект деятельности» занимает промежуточное положение между «индивидом» и «личностью» и объединяет в единое целое человека как биологическое животное и человека как сознательное существо.
Личность — это субъект социальных отношений и сознательной деятельности; характеризуется темпераментом, способностями, мотивацией, характером, волей, чувствами.
В общем случае можно говорить, что в индивидуальности как в системе, состоящей из психических, физиологических и социальных характеристик человека, можно увидеть уникальность и неповторимость каждого человека. С позиций индивидуальности каждый человек как личность имеет свои сильные и слабые стороны. В обществе существуют определенные установки, формирующие идеальный образ субъекта (человека, организации), который оно оценивает положительно. Существуют и самоустановки субъекта — носителя имиджа относительно самого себя: каким бы он хотел быть. Очевидно, что несовпадение между реальным образом человека и желаемым образом, который человек хотел бы иметь для достижения определенных целей, является зоной для построения имиджа. Несовпадение существующего образа самого себя с самоустановками «каким я хочу быть» — источник для создания имиджа.
Поэтому для формирования профессионального имиджа преподавателя можно использовать концепции и методы, применяемые для разработки индивидуального имиджа, основанного на психологическом подходе в рамках концепции «Человек как объект познания» [Там же]. Тогда, применяя концепцию Б.Г. Ананьева, можно говорить о трехуровневой модели индивидуального имиджа преподавателя вуза:
1. Имидж человека как биологического вида — внешность, особенности психофизиологии и генетики. Элементами первого уровня имиджа в том числе будут: внешний вид, характеристики голоса, включая тембр, темп речи, жестикуляция и др. Данный уровень имиджа меньше
всего поддается управлению, так как его элементы отражают врожденные генетические особенности человека. К изменяемым элементам имиджа можно отнести, например, характеристики голоса.
2. Поведенческий уровень, отражающий имидж преподавателя как субъекта деятельности, а также субъекта социальных отношений. К элементам второго уровня имиджа преподавателя можно отнести параметры, задающие социальные роли профессионала — преподавателя, например его профессиональные педагогические компетенции, коммуникативные компетенции, управленческие компетенции.
3. Субъективно-личностный уровень, отражающий индивидуальность человека. В число элементов третьего уровня имиджа включают морально-этические ценности человека, элементы внешнего имиджа, отражающие его духовный уровень.
Дополним подход к рассмотрению имиджа преподавателя с точки зрения Б.Г. Ананьева концепцией Е.Б. Перелыгиной, рассматривающей индивидуальный имидж в рамках семиотического подхода с использованием классификации знаков Пирса [4, с. 33—39].
С точки зрения семиотики имидж — это символьный образ субъекта, создаваемый с помощью некоторого языка на нескольких уровнях, в том числе на синтаксическом, включающем вербальные знаки, и семантическом, включающем содержательный аспект и оценочные значения [Там же. С. 28]. С этой позиции модель имиджа рассматривается как знаковая система, состоящая из совокупности знаков трех уровней [Там же. С. 33].
1. Базовый уровень — знаки-индексы, отражающие психофизиологические характеристики, свойства личности человека. Имидж всегда является продолжением естественных знаков, отражающих психические свойства личности человека.
2. Образный уровень — знаки-образы, через которые происходит выражение половых (образ мужчины/женщины) и социальных ролей (например, школьник, учитель, ученый, мать, муж).
3. Символьный уровень — знаки-символы, через которые происходит вербальное отражение действительности. К этому уровню имиджа преподавателя будем относить и вербальные
параметры, т. е. язык. По одной из классификаций, язык как средство коммуникаций можно разделить на три вида: бытовой (т. е. пользовательский), профессиональный и посреднический. С точки зрения формирования имиджа преподавателя нам представляется очень важным именно профессиональный язык, одним из подвидов которого является научный язык.
Имидж профессии как составная часть общего имиджа профессионала (подход № 2). В любой профессии существуют стандарты деятельности, основанные на этических и моральных принципах. Уровень достижений в профессии можно измерять как качественными, так и количественными показателями. На практике используются две группы параметров для оценки профессионала:
• показатели деятельности (оцениваем профессионала как субъекта деятельности). В данную группу параметров включают как оценку профессиональных компетенций, так и результаты деятельности;
• ценностные критерии, в том числе соблюдение профессиональных этических норм (оцениваем профессионала как личность на предмет соблюдения норм общества). Часто в рамках профессиональной деятельности существуют профессиональные ассоциации, членство и активная работа в которых будут служить подтверждением соблюдения этических норм.
Переход на болонскую систему образования требует от преподавателя высшей школы новых компетенций. К ним относятся:
1. Организационные компетенции, включая умение:
• организовать эффективный процесс научения взрослых;
• разрабатывать гибкие модульные программы обучения для студентов разных специализаций;
• организовывать процесс обучения и оценки студентов, развитие их компетенций.
2. Коммуникативные компетенции, в том числе умение:
• устанавливать эффективные коммуникации со студентами, административным и профессорско-преподавательским составом вузов;
• предотвращать и разрешать конфликты;
• проводить лекционные и практические занятия.
3. Лидерские компетенции.
Современные мировые тенденции показывают, что все более значимыми для профессионального имиджа преподавателя становятся такие параметры, как лидерские навыки и эмоциональный интеллект, высокий уровень которого помогает преподавателю эффективнее строить процесс научения профессиональным и общекультурным компетенциям студентов базового образования и слушателей послевузовского образования.
Имидж организации как часть имиджа руководителя (подход № 3). Используя феномен «фигуры и фона», один из самых фундаментальных в психологии восприятия, рассмотрим имидж организации, где работает профессионал, как «фон», образ (имидж) которого будет влиять на образ «фигуры», т. е. на имидж работающего в организации сотрудника.
Рассмотрим имидж преподавателя через призму концепций и методов формирования имиджа вуза. Имидж вуза как любой организации — это символический образ организации как субъекта, возникающий у разных социальных групп, которые в стратегическом маркетинге называются целевыми аудиториями, а в рамках имиджелогии — аудиториями имиджа. Используя одну из метафор анализа организации Г. Морган [2] — организация как живой организм, рассмотрим организацию через метафору «организационная культура».
Организационная культура — это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов и историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах (определение Дила и Кеннеди). Э. Шейн [5] предложил трехуровневую модель организационной культуры, символически представляемую в виде «айсберга».
Первыйуровень, поверхностный, виден стороннему наблюдателю через артефакты (конкретные продукты культуры, например сайт учебного заведения; понятность и доступность размещенных на сайте учебных материалов преподавателей; оборудование и интерьер научных лабораторий; техническое и функциональное оснащение аудиторий; образ территории организации; внутрифирменная газета и т. д.).
Второй уровень показывает нормы, ценности и правила поведения, как видимые со стороны, так и скрытые от стороннего наблюдателя. Например, какого стиля коммуникаций, стиля управления придерживается преподаватель при
взаимодействии с разными аудиториями имиджа: студентами, коллегами и др. Использует ли он различные методы активного обучения, повышающие восприятие и понимание студентами учебного материала.
Третий уровень, глубинный, отражает наши установки и ценности, возникающие из нашего бессознательного, которое, согласно концепции К.-Г. Юнга [6], находит выражение в базовых верованиях, отражающихся в архетипах. Данный уровень не подлежит прямому наблюдению и доступен только опосредованному наблюдению через косвенные параметры первого и второго уровней.
Организационная культура является одним из основных элементов, обеспечивающих эффективный имидж организации [3, с. 39]. Важно, чтобы ценности организации, выражаемые через ее организационную культуру, не противоречили, а в оптимальном случае и совпадали с ценностями всех ключевых руководителей ее подразделений (факультетов, кафедр).
Имидж вуза можно рассмотреть с двух позиций — как структурный и функциональный.
При структурном подходе к имиджу вуза можно выделить:
• имидж факультета,
• имидж кафедры,
• имидж должности,
• имидж сотрудника.
В число элементов имиджа преподавателя можно включить возможность научного и профессионального повышения квалификации по его специализации, стажировок в партнерских университетах других стран.
В рамках функционального подхода к имиджу вуза можно выделить:
• научный имидж,
• учебный имидж,
• социальный имидж.
Элементами имиджа преподавателя вуза будут:
• научная деятельность преподавателя: участие и достижения в исследовательских проектах, участие и выступления на различных научных, профессиональных отраслевых конференциях, публикации в научных и профессиональных изданиях;
• учебная деятельность, в том числе чтение лекций и проведение практических занятий (понятность, доступность изложения и т. п.), руководство курсовыми дипломными проекта-
ми, диссертациями, студенческими исследовательскими проектами.
Итак, синтезируя подходы Б.Г. Ананьева, Е.Б. Перелыгиной, Э. Шейна и К.-Г. Юнга, можно предложить следующую концептуальную модель профессионального имиджа преподавателя:
1. Архетипический уровень морально-этических ценностей (индивидуальных и отражающих традиции рода, нации и т. п.). Этот уровень отражает в большей степени индивидуальное и коллективное бессознательное человека и в меньшей степени осознаваемые установки. Данный уровень имиджа не доступен для непосредственного наблюдения, поэтому оценка его будет субъективной и косвенной.
Ценности человека будут проявляться в следующем: как он себя ведет, что он говорит, какие книги читает, какие нормы и правила поведения вводит для управления процессом обучения и подчиненными (если это руководитель факультета/кафедры) и т. п. В оптимальном случае ценности субъекта, занимающегося профессиональной деятельностью, совпадают с ценностями организации, в которой он работает, а также соответствуют нормам и ценностям профессионального сообщества.
2. Личностный уровень, отражающий как особенности психофизиологии человека, так и устойчивые свойства личности, а также уровень образования, профессиональной квалификации, коммуникативной компетентности.
3. Поведенческий уровень, отражающий социально-половые роли человека в обществе, в том числе и ролевую принадлежность к профессиональной среде. Этот уровень будет включать в себя профессиональные достижения на рабочем месте, результаты общественной деятельности.
4. Символьный уровень, отражающий индивидуальность человека, включает в себя как вербальные компоненты, так и символы, имеющие материальные носители: одежду, аксессуары, социальный круг общения, интересы, образ жизни и т. п. К элементам данного уровня будут относиться различные артефакты, например портфолио выполненных работ, авторские публикации, результаты участия в профессиональных конкурсах, рейтингах.
Введем понятие «целевые аудитории» или «аудитории имиджа» — это два (и более) субъекта, которые воспринимают образ субъекта —
носителя имиджа. Воспользуемся подходами из маркетинга и определим аудитории имиджа профессионала:
1) потребители услуг преподавателя (в данную категорию попадают как «конечные» потребители — студенты базового образования и слушатели программ переподготовки и МВА, так и структурные подразделения вуза, в которых работают преподаватели, — факультеты, кафедры);
2) партнеры (к данной категории можно отнести профессиональные сообщества, другие образовательные учреждения, а также организации-работодатели, на базе которых преподаватели могут выполнять исследовательские, консалтинговые проекты, а студенты — проходить стажировки);
3) другие (в эту категорию можно включить научные, деловые, общественные СМИ, государственные органы и другие организации и физические лица, которые смогут быть референтными лицами в процессе формирования имиджа преподавателя).
Технология формирования и реализации профессионального имиджа состоит в следующем. Необходимо выявить ценности и потребности социальной группы — аудитории имиджа. Затем, исходя из полученных показателей, определить «идеальный образ профессионала». Далее реализовать вышеизложенную модель профессионального имиджа через символьную структуру, включающую механизм категоризации у аудитории имиджа.
Для оценки эффективности имиджа преподавателя введем критерии эффективности. Имидж преподавателя будем называть эффективным, если он будет целостным, непротиворечивым у ключевых целевых аудиторий имиджа. Целостным будем называть имидж, который на каждом из подуровней согласован с целями профессиональной деятельности, непротиворечивым — имидж преподавателя, который будут воспринимать все основные аудитории имиджа.
В этом случае профессиональный имидж преподавателя будет:
1) способствовать реализации социальной политики государства;
2) стимулировать формирование требуемых компетенций у студентов и слушателей высших учебных заведений;
3) составлять ресурс для достижения индивидуальных жизненных целей самого преподавателя и являться источником гармоничного развития.
Кроме того, профессиональный имидж преподавателя составляет нематериальный актив вуза и формирует конкурентоспособный имидж самого высшего учебного заведения.
Предложенная концептуальная модель имиджа преподавателя предположительно позволяет формировать образ профессионала, обладающий параметрами целостности и непротиворечивости у ключевых аудиторий имиджа. По данной гипотезе предполагается провести научное исследование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.
2. Морган, Г. Имиджи организаций. Восемь моделей организационного развития [Текст] / Г. Морган. - М.; СПб.: Вершина, 2006.
3. Осипова, Е.Б. Психология и педагогика. Имиджелогия [Текст]: учеб. пособие / Е.Б. Осипова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006.
4. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспекс— Пресс, 2002.
5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Шейн. — СПб.: Питер, 2011.
6. Юнг, К.-Г. Психология бессознательного [Текст] / К.-Г. Юнг. — М.: Канон, 1994.