УДК 7.036
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АУТСАЙДЕР: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА КОРЕТНИКОВА
А. С. Кобелев, А.А. Суворова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В контекст аутсайдерского искусства сегодня входит творчество людей, оказавшихся «на периферии» художественного процесса, исключенных из профессионального художественного сообщества. Иван Коретников, художник получивший профессиональное образование, но в силу ряда причин оказавшийся за пределами легитимного художественного языка и тематики. Работы художника являются рефлексией социально-политической ситуации России, проблем национальной идентичности, острых экономических вопросов.
Ключевые слова: искусство аутсайдеров, современное искусство, социальная критика, политическая сатира, гротеск.
Согласно дефинициям классических работ об аутсайдерском искусстве (Жана Дебюффе, Мишеля Тевоза, Роджера Кардинала), к этому полю можно отнести произведения созданные людьми, имеющими психиатрический опыт (это как раз является наиболее частой характеристикой аутсайдер-арта и смыслово близкого (и пересекающего с ним) ар брюта)) [3, 4, 7]. Но тот же Жан Дебюффе и более поздние исследователи причисляют к кругу художников-аутсайдеров и тех, кто оказался в социальной изоляции. Художник Иван Коретников, который живет в Перми на протяжении последних тридцати лет, не является самоучкой; он получил академическое художественное образование, окончив в 1980 г. Московский государственный художественный институт им. Сурикова (МГХИ). Этот аспект творческой биографии не препятствует определению нами Ивана Коретникова как художника аутсайдера; в ставшем уже классическим тексте
© Кобелев А.С., Суворова А.А., 2017 227
Джона Макгрегора об аутсайдер-арте такие примеры неоднократно приводятся [6]. В круг аутсайдерского искусства мы включаем творчество Ивана Коретниковав в связи со спецификой его личного опыта; неприятием искусства этого мастера Союзом художников, с которым Коренников был связан многие годы, и другими художественными сообществами.
Художник описывает свои взгляды на политическую и социальную ситуацию современной России, излагает отношение к истории и культуре, художественные воззрения на своей личной странице в фейсбуке и в нескольких книгах, которые были изданы им на собственные средства [1, 2, 5]. Также художник ведет активную общественную деятельность, участвуя в политических протестных акциях и организуя одиночные пикеты, документация которых неизбежно появляется на его странице в фейсбуке. С точки зрения как традиционного художественного сообщества (представленного в Перми членами Союза художников России), так и круга актуальных художников, такое акцентуированное поведение является странным, если не девиантным, что формирует эту ситуацию исключенности. Специфичным и «неформатным» кажется и творчество Ивана Коретникова. В художественном отношении Коретников считает себя продолжателем идей Адольфа Гильдебрандта: «Идеи немецкого искусствоведа и скульптора Адольфа Гильдебрандта превратило мои взгляды на произведения изобразительного искусства, как на строго логические построения. Мысль - "иконы Андрея Рублева пронизаны логикой Аристотеля" - стала основой в рисунках и живописи институтской поры» [5].
Все графические работы Ивана Коретникова отображают острые социально-политические конфликты. Сам Коретников по этому поводу пишет, что «еще в молодости, тревогой измененных генов страшным голодом, пришел к черте, которая зрелыми годами окрепла: все беды, войны, отсталость России вылезают из ее диктаторской утробы. Претворению этой мысли в искусстве посвящен цикл моих последних графических работ "Русская душа". Сейчас самовластьем, накрывшим запретами свободу мысли, вольности моей графики поставлен заслон - запрет на допуск к выставочным залам моей Родины» [5].
На сегодняшний день в публичном доступе опубликовано 43 графических работы художника, которые объединены в два основных цикла: «Русская душа» и «Мертвые души», а также ряд работ вне серий.
Обратимся к анализу работ первого цикла «Русская душа». Тематически мы выделили несколько линий. Одной из наиболее важных для Ивана Коретникова становится проблема защиты демократии в современной России, взаимоотношений власти и народа. Сюда можно отнести такие работы как «Стать России четырьмя властями», «Зомбирование электората», «Государственность телевидения вырезает глаза у России», «Крысы у Конституции», «Кто опасней. Террористы или своя власть?», «Одноутробие вождей», «Снова по дорогам самовластья», «Уицраор Великодержавия, пожирающий Россию» и другие. Большинство работ изобилуют образами-символами, которые чаще всего стереотипны. Например, если в названии работы указано «Россия», то она непременно изображается в образе женщины с косами и кокошником; власть, негативный характер которой задан уже в названии работ, изображается в образе мифических чудовищ или сатирически интерпретированных животных - спрута, дракона, змея, крысы. Автор постоянно прибегает к гиперболам и острому сарказму.
В качестве примера из этой серии можно рассмотреть работу «Зомбирование электората». Для композиции этой работы, как и для многих работ Коретникова, характерно зонирование полотна на две четкие части. Левая часть - это изображение «зомбированной толпы»; здесь изображение четко упорядочено, изображения человеческих фигур выстроено в ровные ряды, у всех фигур бессмысленно-одинаковое выражение лица, правые руки подняты в жесте согласия, в нижнем левом углу - изображение телевизионных экранов, отсветы которых ложатся на лица толпы. Правая часть изображения - это реальная жизнь, в которой царят хаос и беспорядок, что передается через хаотическое изображение человеческих фигур, разбросанных взрывом, где центральную часть занимает фигура женщины с ребенком. Смысловое послание работы можно прочитать как зомбирование зрителей, которые перестают замечать реальные беды и преступления.
Важной для художника является и тема современной экономика, которая представлена в графических листах «Ограбление акционеров», «Передел собственности», «Бюджет России держится на нефтедолларах». Тематика и содержание работ отражены в их названиях, а гротесковый, наивно-сатирический характер образов воплощает символический ряд. Например, как объясняет художник, работа «Ограбление акционеров» посвящена конкретной организации - Пермской финансовой производственной группе и ее председателю Андрею Кузяеву, который изображен верхом на рогатом и крылатом драконе, который держит в лапах офис «Мориона».
Также часто художник размышляет о проблемах власти в ее исторической перспективе. В графическом листе «Силуэты шатров татаро-монгольских ханств» собор Василия Блаженного трансформируется в татарские шатры, превращаясь в символ несамостоятельности власти и ее отсталости на уровне средневековой Орды.
В рассматриваемой серии Иван Коретников касается и других вопросов: проблемы национальной идентичности, зачастую в акцентуированных, на грани с экстремистскими дефинициях («Кодла. Россия - для русских!», «Субординация - единство для русских», «Русский пролетел»). Ряд работ анализируемой серии представляет собой политическую сатиру на сложившиеся в стране порядки. Названия работ очерчивают смысловой и символический ряд: «Крысы у Конституции», «Укреплять Россию автоматом - разрушать страну», «Профилактические мероприятия башкирского ОМОНа по умиротворению жителей города Благовещенска» и другие.
На рисунке «Крысы у Конституции» центральную часть композиции занимает изображение толстой книги с надписью «Конституция». Она окружена толпой крыс, которые аллегорично олицетворяют «врагов» свободы и демократии: крысы в костюмах - это политики, крысы в кителях с медалями - это представители силовых структур, крысы в костюмах и долларами - бизнесмены. Предводитель крыс - это крыса-политик, а крыса во фраке со свитком - вероятно «продажный» представитель культуры или СМИ. Все они пытаются урвать себе кусочек Конституции, чтобы
ею отобедать. Аллегория более чем прозрачная, при этом, карикатура выполнена в профессиональной технике, отсылающей нас к образцам сатирической графики ХХ в.
Другой значительный и цельный цикл работ Ивана Коретни-кова - «Мертвые души» - переосмысливает знаменитые гоголевские образы, имплицируя их на политические реалии современной России: «Чичиков - в управляемой демократии», «Ноздрев - член парламента», «Коробочка - губернатор Санкт-Петербурга», «Плюшкин - министр финансов», «Собакевич -глава партии», «Манилов - президент державы Россия».
Анализ графических серий Ивана Коретникова с апелляцией к текстам и биографическим аспектам, показывает трансформацию границ аутсайдерского искусства. Деятельность этого художника, меняет классический образ аутсайдера, абстрагированного от социальных реалий и не имеющего профессиональных художественных навыков. Иван Коретников прибегает к черно-белой графике для сатирического изображения социальных и политических проблем, использует известные аллегории.
Библиографический список
1. Коретников И.И. Искусство не быть собой: о выставкомах, художественных советах и влиянии их на единство художественного мировоззрения автора картин. Пермь, 2013. 28 с.
2. Коретников И.И. Русская душа: цикл работ: (серия графических листов на тему: «метастазы центризма») / худ. И. Коретников. Пермь, 2006. 46 с.
3. CardinalR. Outsider art. N.Y.: Praeger Publishers, 1972. 192 р.
4. Dubuffet J. Asphyxiating Culture and other Writings. N.Y.: Four Walls Eight Windows, 1986. 128 р.
5. Facebook: Личный аккаут Ивана Коретникова. URL. https://www.facebook.com/ivankoretnikov (дата обращения: 20.05.2017).
6. MacGregor J.M. The discovery of the art of the insane. Princeton: Princeton University Press, 1989. 416 р.
7. ThevozM. Art brut. N.Y.: Rizzoli, 1976. 121 р.
PROFESSIONAL OUTSIDER: THE PROBLEM OF SOCIAL AND POLITICAL CRITICISM IN IVAN KORETNIKOV' ART
A.S. Kobelev, A.A. Suvorova
Perm State University
The context of outsider art today includes the creativity of people who are out of the artistic process, excluded from the professional art community. Ivan Korennikov, an artist who received a professional education, but for a number of reasons rendered outside the legitimate artistic language and subjects. The artist's work is a reflection of the socio-political situation in Russia, the problems of national identity and economy.
Keywords: art of outsiders, contemporary art, social criticism, political satire, grotesque.