Научная статья на тему 'Профессиональные социальные сети LinkedIn и академия Google'

Профессиональные социальные сети LinkedIn и академия Google Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
451
54
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORK / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / RESEARCH NETWORKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тронин Вадим Георгиевич

Рассмотрена возможность применения в научных исследованиях профессиональных социальных сетей LinkedIn и Академия Google

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тронин Вадим Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The professional social network Linked In and Google scholar

Possibility of application in scientific researches of the professional social networks LinkedIn and Google Academy is considered

Текст научной работы на тему «Профессиональные социальные сети LinkedIn и академия Google»

УДК 004.738.5 В. Г. ТРОНИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Linkedln и Академия Google

Рассмотрена возможность применения в научных исследованиях профессиональных социальных сетей LinkedIn и Академия Google.

Ключевые слова: социальные сети, научно-исследовательские сети

Социальная сеть поиска и установления деловых контактов LinkedIn (www. linkedin.com)

Среди социальных профессиональных сетей следует выделить LinkedIn, основанную Ридом Хоффманом в декабре 2002 г. В ней зарегистрировано свыше 225 млн пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Сайт доступен для профессионалов, общающихся на 20 языках мира.

Около половины пользователей сети LinkedIn являются жителями США, и приблизительно 25 млн пользователей зарегистрированы в Европе. Большой прогресс наблюдается в Индии (около 9 млн пользователей). LinkedIn предоставляет возможность зарегистрированным пользователям создавать и поддерживать список деловых контактов. Контакты могут быть приглашены как из сайта, так и извне, однако LinkedIn требует предварительного знакомства с контактами. Если пользователь не имеет прямой связи с контактом, он может быть представленным через другой контакт.

Пользователи сети LinkedIn могут использовать список контактов в различных целях: быть представленными через существующие контакты и расширять связи; осуществлять поиск компаний, людей, групп по интересам; публиковать профессиональные резюме и осуществлять поиск работы; рекомендовать и быть рекомендованными; публиковать вакансии; создавать группы по интересам [2].

В данной сети зарегистрировано значительное число исследователей УлГТУ: учёные с большим научным багажом и молодые исследователи, многие выпускники, работающие в сфере ИТ и коммуникаций.

Благодаря ведению профессионального профиля, пользователям удобно поддерживать кон-

© Тронин В. Г., 2015

такты с теми, кто находится в других странах, и есть возможность продолжить сотрудничество в дальнейшем. Сайт предоставляет большое количество вакансий для трудоустройства по профилю пользователя, и можно отметить присутствие на ресурсе значительного числа сотрудников, занимающихся подбором кадров. Такая функция ресурса полезна для студента, который может осознанно формировать свой профессиональный профиль и расширить круг знакомств. К положительным моментам ресурса следует отнести то, что он требует минимум времени на просмотр информации с актуальной возможностью воспользоваться полезными данными для развития научного сотрудничества, получения новостей о коллегах.

Научная социальная сеть Академия Google (scholar.google.ru)

Ранее рассмотрены возможности научной социальной сети Research Gate [6], Российского индекса научного цитирования [5]. Компания Google создала специализированный сервис Академия Google, который предназначен для поиска научной литературы. Используя единую форму запроса, можно выполнять поиск в различных дисциплинах и по разным источникам, включая прошедшие рецензирование статьи, диссертации, книги, рефераты и отчёты, опубликованные издательствами научной литературы, профессиональными ассоциациями, высшими учебными заведениями и другими научными организациями. Академия Google позволяет найти исследование, наиболее точно соответствующее запросу, среди огромного количества научных трудов.

Для полного использования функций желательно зайти через аккаунт Google. Сразу следует отметить как крупный плюс Академии - интеграцию с другими сервисами Google (почта, хранилище файлов, планировщик и т. д.).

Академия Google классифицирует статьи так же, как и учёные, оценивая весь текст каждой

статьи, её автора, издание, в котором статья появилась, и частоту цитирования данной работы в научной литературе. Наиболее релевантные результаты всегда отображаются на первой странице.

Для автора Академия составляет по результатам поиска в Интернет-библиотеках список работ. В частности, сразу после загрузки через аккаунт Академия обработала публикации из Research Gate с сайта УлГТУ, neicon.ru, psuti.ru. Всего система составила 19 публикаций, в отличие от других социальных научных сетей (например, Research Gate) не требуется загружать публикации вручную. Сразу доступны ссылки на полнотекстовые версии собственных публикаций.

Для сравнения, в системе РИНЦ у автора 21 полнотекстовая публикация. Академия Google обнаружила 2 полнотекстовые публикации, не загруженные в РИНЦ, но не обнаружила текст диссертации и автореферата.

Особенность выборки публикаций в том, что она составляется произвольно с различных сайтов, т. е. часть публикаций подгрузилась с сайта РИНЦ, с сайта УлГТУ, с сайтов различных научных библиотек.

Академия разбирает пристатейные списки цитирований и обеспечивает автору доступ к электронным версиям публикаций, на которые были ссылки в его публикациях. В настоящее время поддерживаются форматы RefWorks, RefMan, EndNote и BibTeX.

Система составляет рейтинг по цитированиям публикаций автора, индексу Хирша и i 10. Индекс i 10 определяется числом публикаций, процитированных 10 и более раз.

В 2011 году Google удалила ссылку на Академию из главного меню, что показывает — данный проект для компании не приоритетен. При этом Академия обеспечивает лёгкий доступ к опубликованным статьям без препятствий, возникающих в некоторых коммерческих базах данных, таких как Scopus и ISI Web of Knowledge, требующих дорогой платной подписки. Ведущие зарубежные исследователи, имеющие доступ к таким базам, успевают изучить не более 10% журнальных публикаций по своему профилю в журналах с наиболее высоким Импакт фактором [4]. При поиске через Академию Google есть возможность бесплатно получить доступ к части таких материалов.

В адрес проекта высказывают следующие замечания:

1. Охват. Значительная проблема Академии Google — недостаток данных об её охвате. Некоторые издатели не позволяют ей индексировать свои журналы. Журналы Elsevier не были вклю-

чены в индекс до середины 2007 года, когда Elsevier сделал большую часть своего содержания на ScienceDirect доступным для Академии Google в веб-поиске — не всегда релевантная выдача результата и сильное отличие в качестве для разных областей знаний. Академия Google не публикует список научных журналов, которые индексируются, и частота обновления неизвестна. Поэтому невозможно знать данные текущего или исчерпывающего поиска в Академии Google, хотя исследования показали, что в сети Академии Google можно найти почти 90% (примерно 100 млн) всех научных документов, написанных на английском языке.

2. Эффект Мэтью - в верхних строчках оказываются наиболее цитируемые публикации, они собирают ещё больше цитирований, новые публикации при этом отодвигаются в результатах отбора и читаются в меньшей степени независимо от их качества. Примером такого эффекта являются публикации, которые появились в топ-10 при поиске в Академии по тематике социальных сетей, все публикации — в высокорейтинговых журналах, имеют сотни цитирований [1].

3. Некорректная обработка полей в описании публикаций и ошибочная выдача результатов. (По моим [Тронин В. Г.] публикациям не обнаружил расхождений, все автоматически сгенерированные данные оказались корректными).

4. Уязвимость для спама при расчёте цитирований и индексов.

5. Невозможность определить научный приоритет публикаций.

6. Отсутствие контроля качества. Google индексирует максимальное количество исходных данных, часть которых является ненаучными [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система удобна для того, чтобы сделать свои материалы более доступными через сеть Интернет, не требуя для этого трудоёмких процедур. Огромным плюсом является возможность автору получить быстрый доступ к научным публикациям по тематике своей статьи с оформлением корректной ссылки на первоисточник.

Можно отметить, что на данный момент в Академии нет возможности проводить аналитику по организации. В то время как в основных базах научного цитирования (РИНЦ, WoS, Scopus) и научной социальной сети Research Gate для организации можно просмотреть: состав учёных, список публикаций, различные рейтинги (число публикаций, цитирований, индексы Хирша, средневзвешенный Импакт фактор и т. д.). Некоторые из этих данных требуются для подтверждения эффективности работы вуза перед Министерством образования и науки РФ, другие являются показательными в профессиональном сообществе [7, 8].

Вывод

Применение специального ресурса LinkedIn, автоматизирующего задачу ведения сети профессиональных контактов, целесообразно как для поиска и поддержания контактов с коллегами, так и для презентации своего профессионального профиля.

В Академии Google реализованы многие удобные для исследователя инструменты по поиску тематической информации, распространению своих научных материалов, хотя сеть имеет большое количество недочётов с точки зрения строгой оценки качества информации в ней. Также в Академии Google заложена идея быстрого глобального доступа к научным результатам с их оценкой по уровню использования через Интернет, на основе интеграции всех возможных мировых научных ресурсов. В сочетании с тем обстоятельством, что обработка материалов в Академии Google практически полностью автоматизирована, исследователю целесообразно зарегистрироваться в данной сети и использовать как один из инструментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Jonathan Adams Collaborations: The rise of research networks // Nature, Volume 490, Issue 7420, pp. 335-336.

2. Сайт http://linkedin.com (дата обращения: 06.05.2015).

3. Сайт https://scholar.google.ru (дата обращения: 06.05.2015).

4. Куракова Н. Г., Зинов В. Г., Коцюбинский В. А., Сорокина А. В. Факторы повышения международной конкурентоспособности российских вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). -2014. - №6. - С. 11-22.

5. Тронин В. Г. Электронная научная библиотека в оценке эффективности научных исследований // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2013. - №2(62). - С. 6-8.

6. Тронин В. Г., Сафиуллин А. Р. Научно-исследовательские социальные сети в экономике знаний // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2014. -№3(67). - С. 8-12.

7. Тронин В. Г., Костяева Т. С. Неофициальные Интернет-рейтинги университетов // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2014. - №1(65). - С. 7-11.

8. Ярушкина Н. Г., Тронин В. Г. Рейтинги оценки деятельности инженерного вуза // Высшее образование в России. - 2014. - №5. -С. 72-79.

Тронин Вадим Георгиевич, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отдела УлГТУ, доцент кафедры «Информационные системы». Сфера научных интересов -наукометрия, моделирование вычислительных сетей на прикладном уровне, технологии эффективного управления.

Поступила 08.05.2015 г.