УДК 159.9
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Жолудева С.В.
Кандидат психологических наук Доцент кафедры организационной и прикладной психологии Академии психологии и
педагогики ЮФУ
Панкратова И.А.
Кандидат психологических наук Доцент кафедры организационной и прикладной психологии Академии психологии и
педагогики ЮФУ
Яковлева Я.С.
Студент 4 курса, Академия психологии и педагогики ЮФУ
В статье обращается внимание на важность ресоциализационного процесса в отношении осуждённых. Анализируются некоторые аспекты понятия "профессиональные представления", исследуемого отечественными специалистами. Раскрываются особенности профессиональных представлений людей, осуждённых к лишению свободы по различным категориям преступлений. Выявляются различия между представлениями о предпочитаемой и вынужденной деятельности. Формулируются соответствующие выводы об особенностях представлений об объекте и работе в пространстве вынужденной деятельности по типам совершённых осуждёнными преступлений.
Ключевые слова: ресоциализация, представления, профессия, объект деятельности, осуждённые, предпочитаемая деятельность, вынужденная деятельность, преступления.
В современном российском обществе наряду с экономическими социальными и политическими трудностями отмечается значительный рост преступности, который в свою очередь ведет к увеличению числа осужденных за различные виды преступлений.
После того как осужденные попадают в учреждения для отбывания наказания, они оказываются в особенных условиях жизни, в связи с чем данное учреждение становится одним из тех факторов, который оказывает влияние на их последующую жизнь во всех ее проявлениях. Соответственно важным моментом, на который в настоящее время уделяется всё больше внимания, является наличие ресоциализирующей функции, которая, при превращении её в жизнь даёт осуждённым возможность совершать социально значимую деятельность.
Ресоциализация же в свою очередь, может произойти с помощью привлечения осуждённых к труду, профессиональной деятельности. А для того, чтобы ресоциализация произошла успешно, следует знать и учитывать особенности профессиональных представлений осуждённых.
Изучение профессиональных представлений в настоящее время ведется в различных направлениях: профессиональные представления на этапах профессионализации, этапах профессионального мастерства (Д.В. Воронцов, Е.И. Рогов, А.А. Деркач, Ю.М. Жуков, А.В. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. и др.); особенности профессиональных представлений специалистов, занятых в различных отраслях деятельности (И.А. Панкратова, С.В. Жолудева, А.М. Шевелёва, Е.И. Рогов, Е.Е. Рогова, С.В. Матвеева, Л.В. Андреева, Л.А. Верещагина и др.); социальных групп: сироты, подростки с компенсированной затруднённостью психического развития, студенты ВУЗов, учащиеся профтехучилищ (Т.И. Филипиди, И.А. Комарова, Ю.А.
шшшЛауг.Баепсе № 1 (сентябрь), 2015
Полещук, Е.И. Ерошенкова и др.) и т.д. Вместе с тем профессиональные представления осуждённых, в частности по типам совершённых ими преступлений, изучены недостаточно.
Профессиональное представление - это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию.
Е.А. Семенова определяет профессиональные представления как «совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности» [3, с. 5].
Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд... не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда» [1, с. 10].
Несмотря на вышесказанное, в рамках данной работы мы будем рассматривать профессиональную деятельность в исправительном учреждении именно как «вынужденную» форму деятельности и сравнивать её с профессиональной деятельностью до попадания в ИУ, то есть с так называемой «предпочитаемой» профессиональной деятельностью.
Базой исследования выступает ФКУ ИК - 15 ГУФСИН по Ростовской области в г. Батайске, в качестве респондентов выступили осуждённые к лишению свободы:
- совершившие убийство (группа №1);
- преступления сексуального (группа №2);
- корыстного (группа №3) типов (N=75).
В качестве метода исследования был использован опросник "Представления об объекте деятельности" Е. И. Рогова [2, с. 7].
Для каждой из групп был проведён подсчёт средних значений по факторам, определяющим отношение к объекту деятельности в пространстве предпочитаемой и вынужденной деятельности (рисунок 1 и 2).
6 4,9 4,6 44
4 2 0
3,5 3,4 3,3 2,7 3,2 3,1 2,9 3,7 3,1
Группа №1 Группа №2
Фактор оценки Фактор силы Фактор Фактор чёткости Группа №3
активности
Рис. 1.
Выраженность представлений об объекте предпочитаемой деятельности (в ср. б.).
По фактору оценки у осуждённых за убийство, в отличие от других групп выявлено уменьшение показателей по сравнению с предпочитаемой деятельностью, что говорит о меньшем принятии объекта своей деятельности и меньшей удовлетворённостью им. По фактору силы у осуждённых за корыстные преступления, в отличие от других групп выявлено повышение показателей по сравнению с предпочитаемой деятельностью, что свидетельствует о большем контроле своей деятельности и понимании того, что требуется от них в результате.
6,0 4,0 2,0 0,0
4,5 4,7 4,3 3,6 3,5 3,8 2 8 3,1 3,5 3,2 3,3 3,4
■ ■ 1 1 1 1
Фактор оценки Фактор силы
Фактор Фактор чёткости
активности
I Группа №1 Группа №2 | Группа №3
Рис. 2.
Выраженность представлений об объекте вынужденной деятельности (в ср. б.)
По фактору активности также наблюдается увеличение показателей, не смотря на общую низкую оценку данного фактора, у корыстных преступников, что говорит нам о меньшей пассивности и сдержанности, а также более ярких эмоциональных реакциях. Анализ фактора чёткости показал, что в группе осуждённых за убийство показатели увеличились, а в группах осужденных за сексуальные и корыстные преступления, показатели наоборот понизились, что говорит о более расплывчатых и неопределённых представлениях испытуемых. Далее нами были рассмотрены особенности представлений и для каждой из групп проведёны подсчёты средних значений по факторам, определяющим отношение к своей работе (рисунок 3 и 4).
6 4 2 0
. - . .
Фактор оценки Фактор силы
Фактор Фактор чёткости активности
Группа №1 Группа №2 Группа №3
Рис. 3.
Выраженность представлений о работе в предпочитаемой деятельности (в ср. б.).
В группах, осуждённых за сексуальные и корыстные преступления было выявлено сильное понижение показателей по фактору оценки, что говорит об ощущении ими малой ценности своей работы в исправительном учреждении. Фактор силы указывает нам на наличие низких показателей у убийц и корыстных преступников, что говорит нам о наличии у них зависимости от внешних обстоятельств и оценок, неспособности добиваться желаемого и контролировать ситуацию, у сексуальных преступников наоборот прослеживается увеличение показателей по данному фактору.
с 5
4 2 0 - 4,3 4,4 3,5 3 4> ■
2,4 2 2,Ь 2 1,8 Н 2, и ■ Группа №1
Группа №2
Фактор оценки Фактор силы Фактор 1 1 Фактор чёткости Группа №3
активности
Рис. 4.
Выраженность представлений о работе в вынужденной деятельности (в ср. б.)
Показатели фактора активности повысились у осуждённых за убийство и понизились у сексуальных преступников, что свидетельствует об их сдержанности и замкнутости.
Наконец, анализ фактора чёткости показал нам увеличение показателей у осуждённых за убийство и корыстные преступления, и понижение показателей у осуждённых за сексуальные преступления.
Таким образом, мы можем выделить особенности профессиональных представлений у осуждённых по различным типам совершённых ими преступлений в процессе выполнения ими вынужденной профессиональной деятельности:
- осуждённые за убийство менее принимают объект своей деятельности, неудовлетворенны им, тем не менее они яснее и ярче осознают его и свою работу в исправительном учреждении. Что касается анализа отношения к работе в целом, то у респондентов данной группы присутствует зависимость от внешних обстоятельств и оценок, неспособность добиваться желаемого и контролировать ситуацию, а также они менее пассивны и сдержаны.
-осуждённые за сексуальные преступления имеют более расплывчатые и неопределённые представления в отношении объекта, а также ощущение малой ценности своей профессиональной деятельности в ИУ. Также они более уверенны в себе и независимы, не смотря на то что, в отличие от других групп осуждённых более сдержаны и замкнуты в себе. Имеют склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Образ работы для них неясен, расплывчат и не определён.
- осуждённые за корыстные преступления имеют больший контроль над своей деятельностью и понимают, что требуется от них в результате. Также они обладают меньшей пассивностью, сдержанностью и имеют тенденцию к проявлению более ярких эмоциональных реакций.
- также существуют достоверные различия в представлениях об объекте деятельности и работе в пространстве выполнения предпочитаемой и вынужденной профессиональной деятельности осуждёнными всех групп.
Литература
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (часть 3, статья 8) Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. с. 6—27
2. Рогов Е.И., Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // [Текст] / Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов на Дону, 2012.
3. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета//Материалы международного форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире». Сочи, 2006 г.