Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
профессиональные предпочтения / профессиональная ориентация / становление самосознания / факторы профессионального самоопределения.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилипенко Елена Валерьевна

Профессиональные предпочтения представляют собой избирательность и направленность по отношению к объектам выбора относительно сферы профессиональной деятельности. Предпочтения проявляются в рамках жизненного опыта в совокупности с содержательными характеристиками личности и ее жизненных перспектив с одной стороны, а с другой – в аспекте имеющихся представлений об объектах выбора. В статье раскрываются основные характеристики профессиональной ориентации, а также рассмотрены психологический, педагогический, социологический, медико-биологический, управленческо-организационный, системно-структурный, личностно-ориентирлованный, социально-ориентированный и комплексный подходы к определению данного понятия. В статье приведены результаты исследования различий между выборами профессионально личностных предпочтений по методике Холланда среди обучающихся в старшей школе и в университете. В процессе исследования были выявлены различия по профессиональным личностным типам, а именно: реалистическому, интеллектуальному, социальному, предприимчивому и конвенциональному. Для установления различий выраженности показателей по 6-и профессиональным личностным типам был использован критерий МаннаУитни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пилипенко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 316.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПИЛИПЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Доцент кафедры ЭСиППД, Белорусский государственный экономический университет,

Минск, Беларусь

Аннотация. Профессиональные предпочтения представляют собой избирательность и направленность по отношению к объектам выбора относительно сферы профессиональной деятельности. Предпочтения проявляются в рамках жизненного опыта в совокупности с содержательными характеристиками личности и ее жизненных перспектив с одной стороны, а с другой - в аспекте имеющихся представлений об объектах выбора. В статье раскрываются основные характеристики профессиональной ориентации, а также рассмотрены психологический, педагогический, социологический, медико-биологический, управленческо-организационный, системно-структурный, личностно-ориентирлованный, социально-ориентированный и комплексный подходы к определению данного понятия. В статье приведены результаты исследования различий между выборами профессионально личностных предпочтений по методике Холланда среди обучающихся в старшей школе и в университете. В процессе исследования были выявлены различия по профессиональным личностным типам, а именно: реалистическому, интеллектуальному, социальному, предприимчивому и конвенциональному. Для установления различий выраженности показателей по 6-и профессиональным личностным типам был использован критерий Манна-Уитни.

Ключевые слова: профессиональные предпочтения, профессиональная ориентация, становление самосознания, факторы профессионального самоопределения.

Выбор будущей профессии очень важен для каждого человека. Из-за недостаточной развитости и знаний в области профессиональной ориентации, множество людей сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Исследования данной проблемы способствуют организации различных центров и программ, которые могут помочь с подбором области профессиональной деятельности. На выбор влияют различные факторы: интерес, материальная обеспеченность специалистов, предпочтение (склонность) к профессии и др.

В психологии предпочтения изучаются в рамках различных направлений и отраслей, но рассматриваются они в виде приоритетных выборов, обусловленных различными свойствами психики, свойствами личности, содержанием сознания (ценностями, установками, смыслами) и пр. Предпочтение - это некий приоритет одного над другим, влияющий на избирательность, отношение, моральные оценки и другие множественные формы и виды активности личности. Анализ такого множества явлений позволяет исследователям утвердить универсальную значимость функций предпочтений, т.е., необходимость и возможность упорядочить жизнь. Предпочтения определяют направленность личности на те или иные аспекты жизни, ее активность и преферентность тех или иных ее сторон, особенностей и пр.

Исследователи П. Словик и С. Лихтенштейн при изучении детерминант предпочтений выделили с одной стороны «содержание сознания человека на момент выбора (знания, память, чувства), с другой, - саму ситуацию принятия решений, ее характеристики» [4, с. 463].

Многие исследования дают возможность делать вывод о том, что нет какой-то одной функции или свойства, определяющего выбор человека, а также его предпочтения. По мнению Б.С. Алишева, можно сказать, что «избирательность человека, выраженные им предпочтения

сами по себе атрибутивны и носят характеристики постоянного присутствия в психике человека» [1, с.7].

Профессиональные предпочтения представляют собой некоторую избирательность и направленность по отношению к объектам выбора относительно сферы профессий и профессиональной деятельности. Проблема профессиональных предпочтений имеет в большей степени практическое значение и часто в науке изучаются мотивы выбора профессии, как основания неких предпочтений.

Предпочтения проявляются в рамках жизненного опыта в совокупности с содержательными характеристиками личности и ее жизненных перспектив с одной стороны, а с другой - в аспекте имеющихся представлений об объектах выбора.

Когда речь идет о профессиональных предпочтениях, то в науке выделяют собственно не их непосредственно, а то, что определяет эти предпочтения - черты личности и ее характерологические особенности, интересы, склонности, ценности и потребности, установки и доминирующие мотивы, и т.д.

Термин «профессиональная ориентация» рассматривается в профориентологии как совокупность педагогических и психологических мер, а также комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой. В этих целях в рамках профессиональной ориентации проводится ряд мероприятий по установлению профессиональной пригодности обучающегося [5, с. 58].

Педагог С.Н. Чистякова определяют профориентацию как «...научно-практическую систему подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии», исследователь С.Я. Батышев как «.целенаправленную деятельность, связанную с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии».

В психологии профориентация объясняется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений (П.А. Шавир).

Можно выделить следующие основные характеристики профессиональной ориентации:

1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:

а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлении, ценностных ориентации, установок и т.д.),

б) способностей и других личностных характеристик человека;

в) потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

вся система профориентациоиной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня развития его способностей с уровнем развития этих же способностей у профессионалов. В конечном итоге такой подход сведет всю профориентационную работу к профотбору, что уже имело место в конце 20-х - начале 30-х годов XX века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.

5. Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности [3, с. 6].

Профессиональная ориентация - система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Профессиональная ориентация - комплекс научно обоснованных медико-физиологических, психолого-педагогических, социально-экономических, организационных мероприятий, направленных на формирование профессиональной пригодности, профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества и рынка труда.

Профессиональная ориентация проводится с целью определения способности индивида к профессиональному обучению с учетом состояния его здоровья, психофизиологических возможностей, психологических особенностей, способностей, интересов и склонностей, оказания содействия в профессиональном самоопределении, практической помощи в подборе доступной профессии для профессионального обучения и трудоустройства.

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом Европейского союза и Всемирным банком в 2004 г. была одобрена новая трактовка цели профориентации: «Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой» [7, с. 3].

В работе «Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью» Т.Э. Дусь предложила классификацию научных подходов к изучению профориентации.

Педагогический подход является наиболее ранним по времени возникновения. В рамках этого подхода изучаются различные формы и методы учебной и воспитательной работы профориентационной направленности. Рассматриваются вопросы политехнического обучения, привлечения учащихся к общественно полезному труду, к работе в учебно-производственных комбинатах, ознакомления учащихся с основными группами профессий в учебной и внеучебной работе. Большое значение имеет воспитание трудолюбия, уважительного отношения к профессиональному труду, а также профессиональное становление личности.

Педагогический подход к изучению профориентации тесно связан с психологическим. Объектом исследователей психологического аспекта профориентации служат внутренние и внешние психологические факторы, влияющие на выбор профессии, вопросы психологической подготовки к трудовой деятельности, психологические особенности личности (интересы, склонности, способности, потребности, запросы и т.д.), ценностные установки и мотивации, способствующие формированию профессиональной направленности [6, с. 143].

В рамках социологического подхода исследуются социальные факторы, влияющие на выбор профессии, общественные потребности в кадрах, рынок труда.

К социологическому подходу достаточно близок экономический аспект изучения профориентационной деятельности. Задачи данного подхода заключаются в решении проблем подготовки квалифицированных кадров для различных профессиональных отраслей. Особое внимание уделяется специфике и требованиям различных сфер производства. Важное место в профориентационной деятельности в социально-экономическом подходе занимает профадаптация, относительно новое направление в профориентации, заключающееся в моделировании реальных условий труда или жизненных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Последователи медико-биологического подхода подчеркивают значимость учета медицинских противопоказаний при выборе той или иной профессии и физиологических предпосылках успешности профессионального труда. Также считается, что врачебная профконсультация должна предшествовать всем другим видам консультирования.

Управленческо-организационный подход должен решать проблему организации административного управления профориентацией. В рамках данного подхода рассматриваются основные правила, цели, требования и порядок проведения профориентационной работы. Научное управление профориентацией предполагает сбор и обработку информации, выработку программы действий, контроль, рекомендации. К управленческо-организационному подходу близко примыкает аспект правового регулирования профориентации, рассматривающий юридические вопросы организации профориентационной работы и направленный на правовое упорядочение социально-экономических отношений, определяющих современные направления в профориентации [2, с. 57].

Сущность междисциплинарного подхода сводится к сочетанию и взаимодействию всех подходов, которые были описаны ранее. Постулатом данного подхода можно считать следующее утверждение: «Упорядоченное и полноценное исследование профориентации невозможно без учета форм и методов педагогического и психологического воздействия профориентационной направленности, социально-экономической ситуации, форм организации научного управления профориентационным процессом, нормативно-правового обеспечения профориентации».

В рамках данного подхода с учетом вышеупомянутого предлагается следующее определение профориентации: «профориентация - это целенаправленная, организуемая и регулируемая государством деятельность, включающая изучение рынка труда и общественных потребностей в кадрах, а также изучение психологических и физиологических показателей и 6 особенностей лиц, выбирающих профессию и оказание им педагогической и психологической помощи в профессиональном выборе».

Системно-структурный подход предполагает изучение состава, компонентов и отношений между компонентами объекта. Структуру образуют устойчивые, существенные, необходимые связи, форма расположения и характер взаимодействия компонентов. Компонентами системы профориентации считаются цели, задачи, принципы, ценности, формы, методы, средства. В зависимости от содержания целей профориентации ставятся задачи и выделяются ценности профориентации. Поставленные задачи определяют формы, методы и средства профориентационной работы, а на основе ценностей разрабатываются принципы, на которых строится вся концепция профориентации. В свою очередь, формы и методы профориентации не расходятся с ее принципами.

Использование системно-структурного подхода является обязательным условием эффективности профориентации, так как профориентация, как любая другая научная дисциплина, должна быть упорядочена и систематизирована.

Личностно-ориентированный, социально ориентированный и комплексный подходы к содержанию профориентации предполагают рассмотрение классической триады профориентации Е.А. Климова «хочу» - «могу» - «надо», где «хочу» - это склонности,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

интересы, запросы оптанта, «могу» - его способности, навыки, медицинские показатели, «надо» - потребности общества в кадрах.

Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Дж. Холланда. В исследовании участвовали две группы: школьники и студенты. В каждой группе было по 40 человек.

В результате проведенного исследования были получены количественные показатели, описывающие профессиональные предпочтения школьников. В таблице 1 наглядно представлены количественные показатели распределения школьников по профессиональным личностным типам.

Таблица 1 - Количественные показатели распределения школьников по профессиональным личностным типам (человек, %)__

Тип Количество человек %

Реалистический 1 2.5

Интеллектуальный 4 10

Социальный 9 22.5

Конвенциональный 3 7.5

Предприимчивый 1 2.5

Артистический 22 55

При анализе полученных результатов школьников было отмечено, что большая часть опрошенных, а именно 55 % (22 человека) относится к артистическому типу, который опирается на эмоции, воображение, интуицию, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью.

22,5 % (9 человек) относится к социальному типу, основными чертами характера которого являются гуманность, активность, умением общаться, стремлением к лидерству, потребностям в многочисленных социальных контактах многочисленных социальных контактах.

10 % (4 человека) - к интеллектуальному типу. Данному типу характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, хорошо развиты вербальные и невербальные способности, характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен.

7,5 % (3 человека) относятся к конвенциональному типу. Здесь выражены способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость.

2,5 % (1 человек) характеризуют реалистический тип, который обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее.

2,5 % (1 человек) выбирают предприимчивый тип. Данный тип характеризуется импульсивностью, энтузиазмом, стремлением к лидерству, потребностью в признании, предприимчивостью, некоторая агрессивность.

Далее, в Таблице.2, наглядно представлены количественные показатели, описывающие профессиональные предпочтения студентов.

Таблица 2 - Количественные показатели распределения студентов по профессиональным личностным типам (человек, %)__

Тип Количество человек %

Реалистический 4 10

Интеллектуальный 3 7,5

Социальный 11 27,5

Конвенциональный 8 20

Предприимчивый 3 7,5

Артистический 11 27,5

Посредством анализа полученных данных среди студентов можно сделать следующие выводы. Большая часть опрошенных предпочла артистический и социальный тип. Ниже приведены результаты.

27,5 % (11 человек) выбрали артистический тип. Для него характерно стремление к самовыражению, яркое проявление эмоций и чувств. Людям свойственно нетрадиционное мышление, своего рода экстравагантность и независимость.

27,5 % (11 человек) относятся к социальному типу. Данному типу свойственна гуманность, толерантность, дружелюбие, тесное общение с людьми, помощь другим.

20 % (8 человек) предпочли конвенциональный тип. Этот тип личности практичен, исполнителен, в некой степени консервативен, настойчив.

10 % (4 человека) относятся к реалистическому типу, основными чертами которого являются эмоциональная стабильность, ориентирование на настоящее время.

7,5 % (3 человека) входят в интеллектуальный тип, который характеризует рациональных, независимых и довольно оригинальных личностей. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, новшествам, их привлекают теории, задачи, в некотором роде абстрактное мышление и решение поставленных целей.

7,5 % (3 человека) отдали предпочтение предприимчивому типу. Люди с данным типом избирательны, энергичны, доминантны и довольно импульсивны.

Сравним количественные показатели среди школьников и студентов по первичным эмпирическим данным (Таблица 3).

Таблица 3 - Количественные показатели среди школьников и студентов по первичным эмпирическим данным (человек, %) ^___

Тип Школьники % Студенты %

Реалистический 1 2.5 4 10

Интеллектуальный 4 10 3 7.5

Социальный 9 22.5 11 27.5

Конвенциональный 3 7.5 8 20

Предприимчивый 1 2.5 3 7.5

Артистический 22 55 11 27.5

При проведенном анализе были получены следующие данные. Большая часть опрошенных школьников 55 % (22 человека) относятся к артистическому типу, в то время как студенты отдают свое предпочтение как артистическому, так и социальному типу, что составляет 27,5 % (11 человек).

На следующей ступени предпочтения находятся социальный тип 22,5 % (9 человек) у школьников и конвенциональный 20 % (8 человек) у студентов.

Далее располагается интеллектуальный тип 10 % (4 человека) у школьников и реалистический тип 10 % (4 человека) у студентов.

Конвенциональный тип у школьников составляет 7,5 % (3 человека), в то время как у студентов данные значения относятся к интеллектуальному и предприимчивому типу.

На последней ступени располагаются предприимчивый 2,5 % (1 человек) и реалистический 2,5 % (1 человек) типы у школьников.

Для установления различий выраженности показателей по 6-и профессиональным личностным типам нами был использован критерий Манна-Уитни (Приложение В).

Критерий Манна-Уитни предполагает, что рассматриваемые переменные измерены, по крайней мере, в порядковой шкале/ранжированы. Интерпретация теста по существу похожа на интерпретацию результатов t-критерия для независимых выборок, за исключением того, что U критерий вычисляется, как сумма индикаторов попарного сравнения элементов первой

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

выборки с элементами второй выборки. и критерий - наиболее мощная (чувствительная) непараметрическая альтернатива ^критерия для независимых выборок; фактически, в некоторых случаях он имеет даже большую мощность, чем ^критерий. Полученные данные отражены в таблице (Таблица 4).

Таблица 4 - Результаты подсчета критерия Манна-Уитни

Среднее Среднее

Названия шкал значение значение Эмпирическо Уровень

в группе в группе е значение критерия значимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"школьники" "студенты"

Реалистический 0,100 0,025 860 0,169

Интеллектуальный 0,150 0,200 780 0,694

Социальный 0,825 0.675 840 0,608

Конвенциональны й 0,800 0.425 876 0,238

Предприимчивый 0,375 0,300 817 0,697

Артистический 1,650 3,000 820 0,04

Таким образом, при выявлении различий между выборами профессионально личностных предпочтений школьников и студентов было установлено, что у школьников большая часть опрошенных, а именно 55 % (22 человека) относится к артистическому типу. 22,5 % (9 человек) относится к социальному типу. Следующую ступень занимают 10 % (4 человека), которые относятся к интеллектуальному типу. 7,5 % (3 человека) - к конвенциональному типу. Последнюю ступень занимают реалистический и предприимчивый тип, которые составляют по 2,5 % (1 человек) каждый. А среди студентов, большая часть выборки предпочла артистический и социальный типы по 27,5 % (11 человек) каждый. 20 % (8 человек) предпочли конвенциональный тип. От общего количества испытуемых10 % (4 человека) относятся к реалистическому типу. На последнем месте оказались интеллектуальный и предприимчивый типы, которые имеют одинаковые показатели по количеству человек, а именно 7,5 % (3 человека).

ЛИТЕРАТУРА

1.Алишев, Б.С. Предпочтение как функция психики // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки, 2011. - 11 с.

2.Дусь, Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью / Т.Э. Дусь. - Омск, 2004. - 255 с.

З.Зеер, Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ. для высшей школы.М.:Академический проект;Екатеринбург:Деловая книга,2004.- 8 с.

4.Лихтенштейн, С., Слович, П. Конструирование предпочтений /С. Лихтенштейн, П. Слович. - N.Y.: Кембридж Univ.-Press, 2006. - 808 с.

5.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях: Практическое пособие / Е.И. Рогов. 4-е изд., пер. и доп. - М.: изд-во: Юрайт, 2016. - 412 с.

6.Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация молодежи / Сазонов А.Д., Симоненко Н.И., Менщиков А.П.- М.: Высшая школа, 1989. - 271 с.

7.OECD and European Commission, Career guidance: A handbook for policy makers, Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris, 2004. - 10 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.