Научная статья на тему 'Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций'

Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА / ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИДЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL POSITION OF PEDAGOG / PROFESSIONAL AND PERSONAL ORIENTATION OF PEDAGOG / PEDAGOGS' ATTITUDE TO INNOVATIONS IN EDUCATION / PEDAGOGIC DESIGN / IDEALIZATION IN PEDAGOGIC ACTIVITY / SYSTEMATIC-ACTIVITY APPROACH / TYPES OF PROFESSIONAL POSITIONS OF PEDAGOGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна

Инновационность, как черта современной образовательной практики, определяет высокий уровень требований к педагогам. В условиях инновационных преобразований актуализируется значимость профессиональной позиции педагога как результата в той или иной степени осознанного профессионального выбора в ситуации многовариантности проектирования образовательной деятельности. Цель статьи состоит в уточнении содержания понятия «профессиональная позиция педагога», которая рассматривается как компонент профессионально-личностной направленности, интегрирующей жизненные ценности и цели педагога, его отношение к воспитанию детей в семье и профессионально-педагогические взгляды, убеждения, идеалы. Основываясь на понимании профессионально-личностной направленности педагога как системы диспозиций (Г.А. Репринцева, 2012) и принимая во внимание концептуальные положения психологии профессиональной деятельности педагогов Л.М. Митиной о стратегиях функционирования и профессионального развития, в статье описываются типы профессиональных позиций педагогов в контексте инновационного развития образования и проблемы внедрения системнодеятельностного подхода в массовую практику школ. В качестве одного из оснований для дифференциации типов профессиональных позиций педагогов выбрана идеализация и ее функции: в педагогической деятельности при разных стратегиях профессиональной жизнедеятельности педагогов идеализация может проявляться в разных формах и использоваться как профессионально-педагогический инструмент моделирования (стратегия профессионального развития) или как инструмент защиты (при профессиональной стагнации или при профессиональных деформациях). Данное исследование вносит вклад психологию образования, развивая социально-психологический подход к исследованию профессиональноличностных особенностей педагогов и уточняя понятие «профессиональная позиция педагога». Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional positions of pedagogs in the context of educational technologies

Innovativeness as a characteristic of the modern educational practice defines a high level of requirements to the pedagogs. In conditions of innovative conversions updates the significance of the professional position of the pedagog as a result in on or another degree of the conscious professional choice in the situation of a multivariance of the design of the educational activity. The goal of the article consists of the clarification of the content of the term “professional position of the pedagog which is being considered as a component of professional and personal orientation integrating life’s values and pedagog’s goals his attitude to children’s upbringing in the family and theirs professional and personal views, beliefs, ideals. Based on the understanding of professional and personal orientation as a system of dispositions (G.A. Reprintseva 2012) and considering conceptual provisions of psychology of the professional activity of pedagogs of L.M. Mitina about strategies of the functioning and professional development, there are described types of professional positions of pedagogs in the context of innovative development and the problem of the inception of the systematic-activity approach to the schools’ mass practice. As one of the bases of the differentiation of professional positions of pedagogs idealization and it’s functions were chosen: in the pedagogic activity with different strategies of professional resilience of pedagogs idealization might manifest in different forms and be used as a professional and pedagogical instrument of modeling (strategy of professional development) or as a instrument of protection ( under professional stagnation or under professional deformations). This research makes contribution in educational psychology developing social and psychological approach to the study of professional and personal features of pedagogs and and clarifying the term “professional position of pedagog. The results of the research can be used in the qualification improvement system.

Текст научной работы на тему «Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Репринцева Г.А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Reprintseva G.A. (2019). Professional positions of pedagogs in the context of educational technologies. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.81.21

Репринцева Галина Анатольевна

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», Белгород, Россия

Доцент кафедры «Психологии и дефектологии» Кандидат психологических наук E-mail: reprinceva_ga@beliro.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=651155

Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций

Аннотация. Инновационность, как черта современной образовательной практики, определяет высокий уровень требований к педагогам. В условиях инновационных преобразований актуализируется значимость профессиональной позиции педагога как результата в той или иной степени осознанного профессионального выбора в ситуации многовариантности проектирования образовательной деятельности. Цель статьи состоит в уточнении содержания понятия «профессиональная позиция педагога», которая рассматривается как компонент профессионально-личностной направленности, интегрирующей жизненные ценности и цели педагога, его отношение к воспитанию детей в семье и профессионально-педагогические взгляды, убеждения, идеалы. Основываясь на понимании профессионально-личностной направленности педагога как системы диспозиций (Г.А. Репринцева, 2012) и принимая во внимание концептуальные положения психологии профессиональной деятельности педагогов Л.М. Митиной о стратегиях функционирования и профессионального развития, в статье описываются типы профессиональных позиций педагогов в контексте инновационного развития образования и проблемы внедрения системно-деятельностного подхода в массовую практику школ. В качестве одного из оснований для дифференциации типов профессиональных позиций педагогов выбрана идеализация и ее функции: в педагогической деятельности при разных стратегиях профессиональной жизнедеятельности педагогов идеализация может проявляться в разных формах и использоваться как профессионально-педагогический инструмент моделирования (стратегия профессионального развития) или как инструмент защиты (при профессиональной стагнации или при профессиональных деформациях). Данное исследование вносит вклад психологию образования, развивая социально-психологический подход к исследованию профессионально-личностных особенностей педагогов и уточняя понятие «профессиональная позиция педагога». Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: профессиональная позиция педагога; профессионально-личностная направленность педагога; отношение педагогов к инновациям в образовании; педагогическое проектирование; идеализация в педагогической деятельности; системно-деятельностный подход; типы профессиональных позиций педагогов

Отличительной чертой образовательной практики XXI века стала инновационность, от современных педагогов ожидают умения быстро осваивать и внедрять образовательные новшества [1; 2]. Педагог выступает в качестве «синергетического ядра педагогической инновации». От характера профессиональной позиции педагога зависит содержание его деятельности и, в определенной степени, качество образовательной среды; при этом, если мы рассматриваем педагогический коллектив как коллективный субъект образовательной деятельности, то такая зависимость приобретает детерминирующую роль. Соотношение инноваций и традиций, результирующая согласованность используемых педагогических технологий и гармоничность образовательной среды определяются профессионализмом педагогов в целом и профессиональными позициями в частности [3].

Кроме креативности и открытости новому опыту педагогу сегодня необходимо обладать системным мышлением, владеть не только дидактикой, но и психологией образования, понимать методологию системно-деятельностного подхода (лежащего в основе ФГОС общего образования) и уметь проектировать образовательную деятельность [1; 3]. Свобода, предоставленная образовательным организациям и педагогическим работникам, требует высокого уровня профессионализма и ответственности при самостоятельном проектировании и реализации образовательных программ. В связи с тем, что образовательные стандарты «задают рамки» образовательной деятельности, а содержательное наполнение образовательных программ и определение конкретных педагогических задач осуществляется в каждой школе самостоятельно, проблема профессиональной позиции педагогов стоит особенно остро. Ввиду вышесказанного возрастает актуальность изучения профессиональной позиции педагога в условиях инновационного развития образования.

Разработка проблемы профессиональной позиции педагога традиционна для педагогической психологии (А.К. Маркова [4], Л.М. Митина [5], В.Г. Маралов, В.А. Ситаров [6], В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман [7] и др.).

Можно выделить два подхода к исследованию профессиональных позиций педагогов: научно-проектировочный, ориентированный в первую очередь на анализ отвечающих требованиям времени профессиональных задач педагогов и построение модели профессиональной позиции педагога, и психолого-педагогический, нацеленный на изучение особенностей личности и деятельности педагогов.

Несмотря на актуальность изучения профессиональных позиций педагогов, число теоретических и эмпирических исследований в этой области невелико, при этом большая часть работ по данной проблематике описывает психолого-педагогические условия формирования профессионально-педагогической позиции у студентов - будущих педагогов (17 из 19 диссертаций, представленных в научной электронной библиотеке eLibrary.ru за период 19992017 гг.). В тоже время инновационные преобразования в системе образования актуализируют проблему формализма и декларативности педагогических ценностей [3; 8], что стимулирует

Введение

Краткий обзор состояния проблемы

социально-психологические исследования отношения педагогов-практиков к инновациям [911].

Профессиональная позиция педагога разными авторами трактуется по-разному.

Наиболее общую трактовку профессиональной позиции педагога можно найти в классических работах А.К. Марковой, в которых она понимается как «устойчивая система отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющая его поведение» [4, с. 9].

Позиция (по В.И. Слободчикову и Г.А. Цукерман) внеситуативна, целостна, является интегративной характеристикой всего образа жизни человека (определяет мировоззрение, и принципы, и поступки человека), при этом воссоздаваема, достраиваема («Свободный и ответственный выбор места, образа действий и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора») [7, с. 29-30].

Рассматривая профессиональную позицию педагога как интегративную характеристику специалиста, Т.В. Лучкина предлагает модель профессионально-личностной позиции молодого учителя, которая включает в себя: отношение к целям и ценностям педагогической деятельности, к субъектам образовательного процесса и к самому себе; мотивацию к педагогической деятельности и потребность в достижении успехов в ней, стремление к реализации личностного потенциала; осмысление, принятие и реализацию идеи обучения в течение всей жизни; самоопределение в инновационном пространстве современной школы; принятие себя как субъекта профессионального и личностного развития; «выстраивание линии поведения, действий и поступков, способов взаимодействия (общения); самооценку и рефлексию собственного уровня профессионально-личностного становления; принятие на себя ответственности за свои действия перед другим и самим собой; оценивание занимаемой позиции» [13]. Данная модель акцентирует внимание на рефлексивных способностях как обязательном условии достижения уровня профессионализма молодым педагогом. В тоже время психологические исследования рефлексивного мышления педагогов-практиков свидетельствуют о том, что у большинства педагогов рефлексивное мышление развито на среднем уровне, недостаточном для системного обновления деятельности в условиях инноваций [14].

Ряд авторов (В.Г. Маралов и В.А. Ситаров [6], С.В. Алехина и С.М. Дмитриева [15]) педагогическую позицию соотносят прежде всего с такой центральной составляющей педагогической деятельности как взаимодействие с ребенком (воспитанником, учеником). По С.В. Алехиной и С.М. Дмитриевой профессиональная позиция учителя - это «устойчивый феномен сознания, который определяет тип взаимодействия с учеником», подразумевающий содействие «становлению и развитию личности учащегося за счет проблематизации, проектирования, понимания, признания и принятия другого» [15, с. 33].

О.В. Ванновская и О.И. Иванова трактуют профессиональную позицию педагога «как систему отношений субъекта труда к целям, предмету, этическим нормам своей профессиональной деятельности и границам собственной компетентности, реализуемую в профессиональном мировоззрении (когнитивный компонент), профессиональной саморегуляции (регулятивный компонент) и ведущем типе реагирования в профессионально значимых ситуациях (поведенческий компонент)» [16, с. 280-281].

Итак, с психологической точки зрения, профессиональная позиция педагога понимается как система отношений, как осознанный выбор, как базовая ценностная установка педагога, определяющая его бытие в профессиональной сфере [4-7], сформированная профессиональная позиция традиционно соотносится с готовностью к самосовершенствованию в профессиональной сфере [17]. Анализ результатов системного исследования подходов к изучению понятия «профессиональная позиция» в психологии, проведенного Е.М. Кочнева с

https://mir-nauki.com

соавторами [18], показал, что большая часть современных работ в этой области посвящена решению задач подготовки будущих специалистов. В тоже время многолетние глубокие исследования психологических особенностей педагогов-практиков, проводимые Л.М. Митиной, свидетельствуют, что существует значительный разрыв между модельными характеристиками педагога-профессионала и реальной ситуацией в образовании [5; 19; 20]. Л.М. Митина предлагает дифференцировать два типа профессионального пути педагога: один ведет к развитию в профессиональной сфере, осознанности и авторству, другой - к стагнации и профессиональным деформациям [20]. Эти положения мы рассматриваем как «базис» для определения типов профессиональных позиций педагогов в рамках решения задачи данного теоретического исследования - описать содержание понятия «профессиональная позиция педагога», как компонента профессионально-личностной направленности специалиста, осуществляющего свою педагогическую деятельность в современных условиях внедрения образовательных инноваций, требующих владения методологией системно-деятельностного подхода при проектировании образовательной деятельности.

Педагогические ценности и идеалы - это «продукт» личностного опыта и профессионального становления. С нашей точки зрения, профессиональная позиция педагога -это компонент профессионально-личностной направленности, один из уровней этой диспозиционной системы [21].

Профессиональные позиции педагогов в структуре профессионально-личностной направленности «размещаются» между установками, детерминирующими простейшие поведенческие акты, связанными с импульсивным поведением (проявление раздражительности, гневливости, других вариантов эмоциональной несдержанности в общении педагогов с участниками образовательной деятельности), и уровнем ценностных ориентаций педагога, включая высшие педагогические ценности, определяющие место профессиональной сферы в общей жизнедеятельности личности.

Педагогические позиции, с одной стороны, как установки личности (по С.Л. Рубинштейну [22]) образуют фон профессиональной деятельности педагога, с другой стороны, соотносятся с инструментальными ценностями (ценностями-средствами) и отражают сущностные основания профессиональной деятельности педагога.

Педагогические взгляды, ценности и идеалы «встроены» в более широкую систему личностных предпочтений, ожиданий, убеждений. Освоение тех или иных педагогических приемов и технологий происходит не «с чистого листа», а в логике развития личности и накопления опыта. Педагогические установки (позиции) у работников образования могут быть реализованы в семейной, общественной и профессиональной сферах, т. к. взаимодействие взрослого с детьми возникает не только в стенах школы или детского сада. Не тождество, но согласованность позиций в отношении воспитания детей рассматривается нами как признак педагогического убеждения, противопоставляемого формальному требованию или декларируемой ценности. Как справедливо указывает Г.В. Резапкина, «мало разработать эффективную технологию - надо найти специалистов, которым созвучны авторские идеи» [3,

Итак, профессиональная педагогическая позиция - определенная социальная установка, включающая в себя аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты. Профессиональная позиция педагога выстраивается во взаимосвязи с более ранними в

Профессиональная позиция как компонент профессионально-личностной направленности педагога

с. 109].

https://mir-nauki.com

онтогенетическом плане установками в отношении воспитания детей в семье (родительскими установками) и актуальными жизненными целями и ценностями.

В опубликованных ранее работах автора отмечалось, что установки в отношении воспитания детей у педагогов имеют свою специфику и оказывают влияние на отношение педагогов к детям [21; 23 и др.]. Для изучения родительских установок педагогов использовался опросник «Измерения родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера и Р. Белла, адаптированный Т.В. Архиреевой (выборка составляла 400 человек в возрасте от 20 до 68 лет) Факторный анализ показал, что структура родительских установок педагогов отличается качественным своеобразием. У педагогов установка поощрения активности ребенка встраивается не в фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -демократичность», как это наблюдается на выборках родителей младших школьников (по данным Т.В. Архиреевой) и подростков (по данным Е.И. Рогова), а в фактор «Диктата в воспитании - отказа от авторитарности» [23].

Дисгармония родительских установок в сочетании с преобладанием у педагогов ценности высокого материального положения в структуре жизненных ценностей, характерная для большей части педагогических работников, становится препятствие для полноценного освоения инновационных гуманистических технологий и сотрудничества в педагогическом коллективе. Так, «ключевыми идеями системно-деятельностного подхода как методологической основы современных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования выступают: приоритет воспитательных целей образования, управление образовательными системами различного уровня на основе проектирования развивающей образовательной среды, развитие субъектности обучающихся в учебно-познавательной деятельности (включая учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся). Эти идеи далеко не всегда принимаются педагогами-практиками» [24].

Несомненно, внедрение инноваций требует грамотного управления образовательной организацией, обеспечения организационно-методического сопровождения инновационной деятельности, поддержки атмосферы взаимопомощи и сотрудничества в коллективе педагогов [3; 12; 25 и др.]. В тоже время в условиях внедрения системно-деятельностного подхода актуализируется субъектная позиция педагога. Авторство педагога-практика при проектировании и реализации образовательной деятельности приобретает первостепенное значение, но субъектность и авторство подразумевают ответственность и зрелость личности, включая сформированный внутренний локус контроля и развитые рефлексивные способности

Таким образом, идеальная модель как ориентир саморазвития [26] противопоставлена реальным условиям труда и возможностям конкретного педагога. Профессиональная позиция как осознанное отношение к профессиональной деятельности, как система взглядов и убеждений, базирующаяся на профессиональном мировоззрении, складывается и преобразуется под влиянием социально-экономических, социально-психологических и субъективных (личностных) факторов в пространстве профессиональной деятельности и общения.

Стратегии функционирования и профессионального развития (по Л.М. Митиной, 2012) соотносятся с профессиональными позициями педагога-функционера и педагога-профессионала, различаясь отношением к профессиональному труду, характером преобладающей профессиональной мотивацией и степенью реалистичности гуманистических педагогических ценностей, спецификой педагогических (профессионально-педагогических) взглядов и сформированностью профессионально-педагогического мышления.

[8].

Ценностно-смысловой аспект профессиональных позиций педагогов, реализующих разные стратегии профессиональной жизнедеятельности, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Профессиональные позиции педагогов (ценностно-смысловой аспект)

Характеристики профессиональной позиции Педагог-функционер Педагог-профессионал

«Картина» профессии выполнение профессиональных обязанностей как поручений выполнение профессиональных обязанностей как профессиональный выбор

Преобладающая профессиональная мотивация внешняя: ориентация на внешнюю оценку (требования администрации и контролирующих структур) внутренняя: сформированная профессиональная позиция как ориентир успешности деятельности

Гуманистические педагогические ценности... декларативны, не подкреплены лично стно -ориентиро ванным взаимодействием с детьми реалистичны, подкреплены личностно-ориентированным взаимодействием с детьми

Интерпретация педагогических целей, ситуаций и их причин и т. п. основывается на житейском мировоззрении основывается на научно-педагогическом мировоззрении

Анализ проблем в про фессио нально -педагогической деятельности. преимущественно обыденный, частноконкретный, опирающийся на индивидуальный опыт профессиональный, системный, опирающийся на индивидуальный и коллективный опыт

Составлено автором

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме развития инновационности педагогов и отношения педагогов к внедрению инноваций [1-3; 8-10; 12; 1920; 24-26] позволил выявить основания для дифференциации профессиональных позиций педагогов в деятельностном аспекте:

• функции идеализации в профессиональной деятельности педагога;

• целостность и непротиворечивость профессиональных взглядов;

• психолого-педагогическая компетентность и готовность к сотрудничеству в педагогическом коллективе (педагогическом сообществе).

Сопоставление деятельностного аспекта профессиональных позиций педагога-функционера и педагога-профессионала приведено в таблице 2.

Таблица 2

Профессиональные позиции педагогов (деятельностный аспект)

Характеристики профессиональной позиции Педагог-функционер Педагог-профессионал

Идеализация - ... источник «педагогического перфекционизма» и, как следствие, формализма способ познания, инструмент теоретического мышления, учитывающий границы применения

Управление с учетом реальной ситуации... ситуативное (ориентация на внешние/случайные/ поверхностные параметры) стратегическое (ориентация на внутренние/значащие/ детерминирующие параметры)

Педагогическую практику характеризует. «мозаичность» приемов, непоследовательность действий целостность, событийность

Характеристики профессиональной позиции Педагог-функционер Педагог-профессионал

Гуманистические педагогические ценности... декларативны, не подкреплены лично стно -ориентиро ванным взаимодействием с детьми реалистичны, подкреплены личностно-ориентированным взаимодействием с детьми

Проектирование образовательной среды подменяется организацией мероприятий и составлением документации, ориентированной на внешний контроль осуществляется как коллегиальное, диагностичное, практико-ориентированное

Про фессионально -педагогический язык и ко ммуникацию характеризует ограниченный словарный запас, отражающий невысокий уровень психолого-педагогической компетентности, обилие клише и лозунгов; монологичность речи, трудности в определении и аргументации собственной позиции при ведении диалога в контексте профессиональной деятельности достаточный словарный запас, отражающий необходимый уровень психолого-педагогической компетентности, способность вести диалог на профессиональные темы, определять и аргументировать собственную точку зрения

Составлено автором

Заключение

Проблема профессиональной позиции педагога актуальна для современной педагогической психологии в связи с изменениями в системе образования, обновляющимися требованиями к педагогу и его профессиональной деятельности. В психолого-педагогической литературе обсуждается отношение педагогов к инновациям, анализируются условия становления профессиональной позиция педагогов, выявляются барьеры и стимулы совершенствования профессиональной деятельности педагогов. Сформированная профессиональная позиция традиционно рассматривается как характеристика профессионала, при этом трактовка понятия различна. Раскрывая содержание понятия «профессиональная позиция педагога», авторы подчеркивают наиболее значимые с их точки зрения аспекты педагогической деятельности. Описанная в данной статье типология профессиональных позиций педагогов выполнена в рамках авторской модели профессионально-личностной направленности педагога, в связи с чем, имеет свои ограничения. Проведенное теоретическое исследование не коснулось разработки вопроса соотношения статуса и профессиональных ролей педагога, их места в структуре профессиональной позиции педагога; эти вопросы требуют изучения в качестве отдельной исследовательской задачи. Материалы статьи могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Suleimanova S. Innovative Activity of the Teacher: In the Course of his Professional Formation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 81. P. 395-399. -URL: https://doi.Org/10.1016/j.sbspro.2013.06.449 (дата обращения: 30.04.2019).

2. Подымова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационности педагогов [Текст] / Л.С. Подымова, М.М. Карикина // Научный результат. Педагогика и психология. - 2018. - Том 4. - № 2. - С. 42-51.

3. Резапкина Г.В. К вопросу о некритичном заимствовании зарубежных подходов [Текст] / Г.В. Резапкина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 1. - С. 107-112.

https://mir-nauki.com

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психол. наука - школе).

Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал [Текст] / Л.М. Митина. -М.: Дело, 1994. - 216 с.

Маралов В.Г. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 1. - С. 131-146. - DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9.

Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. - № 3. - С. 25-36.

Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования [Текст] / В.С. Собкин [и др.] // Человек и образование. - 2014. № 3 (40). - С. 2633.

Хагуров Т.А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей [Текст] / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко // Социологические исследования. - 2014. - № 11 (367). - С. 103-107.

Ильин В.А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона [Текст] / В.А. Ильин, Г.В. Леонидова, М.А. Головчин // Социологические исследования. - 2017. - № 3 (395). - С. 51-57.

Avidov O. Understanding teachers' attitude toward educational reforms through metaphors // International Journal of Educational Research. 2016. V. 77. P. 117-127. -URL: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2016.03.008 (дата обращения: 30.04.2019).

Haruthaithanasan T. Effects of educational reforms in the 2nd decade (2009-2018) on teacher motivation and student achievement among schools in Southern Thailand // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. V 39. P. 222-229. - URL: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.06.008 (дата обращения: 30.04.2019).

Лучкина Т.В. Теоретические аспекты становления профессионально-личностной позиции молодого учителя [Текст] / Т.В. Лучкина // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009. - № 1 (58). - С. 21-29.

Кузьмина А.А. Исследование рефлексивного мышления и свойства рефлексивности у педагогов общеобразовательных школ г. Москвы [Текст] / А.А. Кузьмина // Вестник Московского государственного университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 116-122.

Алехина С.В. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения [Текст] / С.В. Алехина, С.М. Дмитриева // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 32-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ванновская О.В. Формирование профессиональной позиции как психолого-педагогическая проблема [Текст] / О.В. Ванновская, О.И. Иванова // Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - №2. - С. 279-285.

Мешко А.И. Способность к саморазвитию как критерий становления профессиональной позиции педагога [Текст] / А.И. Мешко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 4. - С. 80-84.

https://mir-nauki.com

18.

19.

20. 21.

22.

23.

24.

25.

26.

Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии [Текст] / Е.М. Кочнева [и др.] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 2 (19). - Том 6. - С. 255-259.

Митина Л.М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагогов [Текст] / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 28-34.

Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход [Текст] / Л.М. Митина // Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2012. - № 3. - С. 48-64.

Репринцева Г.А. Профессионально-личностная направленность педагога как система диспозиций [Электронный ресурс] / Г.А. Репринцева // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2012. - № 12. - С. 1928. -URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1928.htm (дата обращения: 30.04.2019).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с. - (Мастера психологии).

Репринцева Г.А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов [Электронный ресурс] / Г.А. Репринцева // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п.л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm (дата обращения: 30.04.2019).

Репринцева Г.А. Целевые ориентиры ФГОС и педагогическое целеполагание в контексте особенностей профессионально-личностной направленности педагогов [Текст] / Г.А. Репринцева // Развитие личности в контексте стандартизации образования: обновление смыслов: сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола, 19 апреля 2017 г. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 17-24.

Ибатуллина Е.Ю. Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения [Текст] / Е.Ю. Ибатуллина, Т.В. Воронцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2011. - № 5. - С. 182-187.

Николаева И.А. Идеализация: ресурсы и риски личностного развития [Текст] / И.А. Николаева // Вестник Курганского государственного университета. Серия: физиология, психофизиология, психология и медицина. - 2013. - №1. - С. 85-91.

97PSMN219

Reprintseva Galina Anatolyevna

Belgorod institute of education development, Belgorod, Russia

E-mail: reprinceva_ga@beliro.ru

Professional positions of pedagogs in the context of educational technologies

Abstract. Innovativeness as a characteristic of the modern educational practice defines a high level of requirements to the pedagogs. In conditions of innovative conversions updates the significance of the professional position of the pedagog as a result in on or another degree of the conscious professional choice in the situation of a multivariance of the design of the educational activity. The goal of the article consists of the clarification of the content of the term "professional position of the pedagog which is being considered as a component of professional and personal orientation integrating life's values and pedagog's goals his attitude to children's upbringing in the family and theirs professional and personal views, beliefs, ideals. Based on the understanding of professional and personal orientation as a system of dispositions (G.A. Reprintseva 2012) and considering conceptual provisions of psychology of the professional activity of pedagogs of L.M. Mitina about strategies of the functioning and professional development, there are described types of professional positions of pedagogs in the context of innovative development and the problem of the inception of the systematic-activity approach to the schools' mass practice. As one of the bases of the differentiation of professional positions of pedagogs idealization and it's functions were chosen: in the pedagogic activity with different strategies of professional resilience of pedagogs idealization might manifest in different forms and be used as a professional and pedagogical instrument of modeling (strategy of professional development) or as a instrument of protection ( under professional stagnation or under professional deformations). This research makes contribution in educational psychology developing social and psychological approach to the study of professional and personal features of pedagogs and and clarifying the term "professional position of pedagog. The results of the research can be used in the qualification improvement system.

Keywords: professional position of pedagog; professional and personal orientation of pedagog; pedagogs' attitude to innovations in education; pedagogic design; idealization in pedagogic activity; systematic-activity approach; types of professional positions of pedagogs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.