Научная статья на тему 'Профессиональные ориентации студенческой молодежи в современном обществе'

Профессиональные ориентации студенческой молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
906
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ / LABOUR MARKET / UNEMPLOYMENT / YOUTH CAREER ASPIRATIONS / CAREER PLANNING / STUDENT'S OPINIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Кожуховская Анна Алексеевна

В статье на основе материалов эмпирического исследования анализируются представления студентов о профессиональных ориентациях молодежи в России. Большинство опрошенных студентов планируют связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со специальностью, полученной в вузе. Часть студентов озвучила желание применять полученные профессиональные навыки за границей. Сделан вывод о необходимости системного изучения мотивации и ожиданий молодежи в процессе выбора и получения профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гончарова Светлана Владимировна, Кожуховская Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career aspirations of students in the modern society

On the basis of the empirical research data, the article analyses students' ideas about career aspirations in our country. Most of the students plan to connect their future career with their university major. Some respondents stated willingness to apply their professional skills abroad. It is concluded that there is a need for system study of young people's motivation and expectations in the process of selection and learning a profession.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ориентации студенческой молодежи в современном обществе»

УДК 316.346.32-057.87:37.047

Гончарова Светлана Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

Кожуховская Анна Алексеевна

магистрант кафедры социальных наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Goncharova Svetlana Vladimirovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University

Kozhukhovskaya Anna Alekseyevna

Applicant for Master's Degree, Social Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University

CAREER ASPIRATIONS OF STUDENTS IN THE MODERN SOCIETY

Аннотация:

В статье на основе материалов эмпирического исследования анализируются представления студентов о профессиональных ориентациях молодежи в России. Большинство опрошенных студентов планируют связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со специальностью, полученной в вузе. Часть студентов озвучила желание применять полученные профессиональные навыки за границей. Сделан вывод о необходимости системного изучения мотивации и ожиданий молодежи в процессе выбора и получения профессии.

Ключевые слова:

рынок труда, безработица, профессиональные ориентации молодежи, планирование карьеры, мнения студентов.

Summary:

On the basis of the empirical research data, the article analyses students' ideas about career aspirations in our country. Most of the students plan to connect their future career with their university major. Some respondents stated willingness to apply their professional skills abroad. It is concluded that there is a need for system study of young people's motivation and expectations in the process of selection and learning a profession.

Keywords:

labour market, unemployment, youth career aspirations, career planning, student's opinions.

Социально-экономические трансформации общества нашли отражение в ситуации на рынке труда, характеризующейся требованиями непрерывного образования и самообразования, частой смены места работы, готовности к самозанятости. Недостаток квалифицированных кадров в одних областях и их избыток в других привели к дисбалансу на рынке труда как регионов, так и страны в целом. Этот дисбаланс обусловлен расхождением между реальными запросами рынка труда и ориентациями и ожиданиями потенциальных работников [1].

Высокий уровень безработицы среди молодежи сегодня является неоспоримым фактом. Молодым часто не удается найти работу, они вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, получая низкую заработную плату, в условиях недостаточной социальной защиты. В России увеличивается разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения [2].

Мотивация профессионального самоопределения и система ценностных ориентаций студенческой молодежи служит основой функционирования высшего образования. Таким образом, необходимо продолжать изучение профессиональных ориентаций молодежи в условиях современного рынка, поскольку общество заинтересовано в снижении численности безработных граждан и профилактике безработицы, особенно среди молодого поколения.

Для исследования были использованы: методы опроса (анкетирование), статистики, аналогия, абстрагирование, метод от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, структурно-функциональный анализ, анализ документов. В социологическом исследовании, посвященном изучению профессиональных ориентаций молодежи в условиях современного рынка труда, приняли участие 100 молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет (38 юношей и 62 девушки), проживающих на территории Приморского края.

Пилотажное фокус-групповое исследование со школьниками показало, на что опираются учащиеся, когда выбирают профессию [3]. Но чтобы узнать, какие именно факторы играют ключевую роль при выборе профессии, было решено провести исследование среди студенческой молодежи.

В связи с этим важно определить, какие цели ставит перед собой поступающий в вуз. Чтобы различить смысловые оттенки целевой мотивации студентов, в вопросе был предусмотрен выбор нескольких ответов. Согласно полученным данным, основными целями поступления в вуз являлись желание респондентов иметь в будущем интересную (27,5 %) и высокооплачиваемую (19,4) работу, получить диплом (22,5), знания (18,2). Кроме того, для респондентов важны возможность не служить в армии (5), не портить отношения с родителями (4,7), общение со сверстниками (2,7 %).

В качестве приоритетных отраслей профессиональной реализации были выбраны информационные технологии (19 %), культура и искусство (12), экономика и финансы (10), СМИ и смежные области (10), образование (7), управление (7), право, юриспруденция (6). Наименее привлекательными оказались связь (5), здравоохранение, медицина (4), торговля (4), строительство (3), жилищно-коммунальное хозяйство (2), коммерческая деятельность (2), фундаментальная наука (2), общественное питание (1), транспорт (1), промышленное производство (1 %).

Большинство опрошенных после окончания обучения планируют связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со специальностью, полученной в вузе (52 %). Кроме того, значительная часть опрошенных высказала желание применять полученные профессиональные навыки за границей (21), намерена получить новую специальность (13). Также у многих есть планы по продолжению своего обучения в магистратуре (11), аспирантуре (3 %).

Успешное трудоустройство зависит от многих факторов, различия в востребованности той или иной профессии на рынке труда являются достаточно значительными. В связи с этим важно выяснить, насколько осведомлены о востребованных профессиях респонденты. Результаты опроса показывают, что лишь 36 % точно знают, какие профессии востребованны, 34 и 30 % респондентов не знакомы с ситуацией и затруднились ответить соответственно. Такое распределение ответов подтверждает тенденцию, описанную в публикациях российских ученых.

В рамках изучаемой проблемы было выяснено, что у большинства опрошенных (53 %) в школах проводилась профориентация, чаще всего в виде тестирования (19,5), консультаций по выбору профиля обучения (19,5), встреч с представителями учреждений профобразования (13,8) и экскурсий в вузы и колледжи (12,6). Кроме того, в школах проводились такие мероприятия, как занятия и тренинги по планированию карьеры (5,7), экскурсии на предприятия (1,7). 25,3 % опрошенных утверждают, что подобная работа в их школе не проводилась. Ожидаемо одним из самых часто проводимых мероприятий по профориентации выступило тестирование. В настоящее время в большинстве стран стараются переносить акцент на индивидуальные профконсульта-ции, поскольку тестирование не всегда дает корректный результат, если используется как единственный метод или проводится с нарушением процедуры проведения. Учитывая сказанное, большинство экспертов поддерживают мнение Н.С. Пряжникова о необходимости комплексной профориентационной работы [4].

Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что в школах большинства опрошенных (53 %) профконсультантами чаще всего выступали классные руководители (8) и школьные психологи (9). За консультационной помощью к специалистам обращались только 30 % респондентов, всего 3 % опрошенных это помогло выбрать профессию.

Факторами, влияющими на выбор профессии, выступили внутренние и социально значимые мотивы. Приоритет был отдан профессиям, соответствующим особенностям характера оптанта (23,4 %), с благоприятными условиями работы (11,7), обеспечивающим возможность профессионального роста, успешной карьеры (11,7). Немаловажными оказались престижность профессии (11,3), достойный уровень оплаты труда (10,5) и рекомендации родителей (7,7 %).

Многое в воспитании, формировании активной жизненной позиции человека и жизненных ориентиров зависит от ближайшего окружения. Именно пример родителей, родственников может служить моделью поведения для молодого человека. В связи с этим неудивительно, что мнение семьи, родителей (18,1 %) и наследственные задатки (14,5) весьма значимы при выборе профессии. Оптанты, имеющие родителей с высшим образованием (70 %), обладают большей установкой на получение высшего образования и формирование карьерных перспектив.

Стоит отметить, что случайные обстоятельства также выступили формирующими факторами при выборе профессии - их назвали 26,7 % опрошенных. Воздействие СМИ отметили 14,9 %, художественной литературы - 11,8, школы и учителей - 5,9, друзей и сверстников - 3,6, материального положения семьи - 1,4 % респондентов.

Планирование и реализация профессиональных перспектив требуют больших затрат времени и сил. Респонденты, для того чтобы их профессиональная карьера была успешной, планируют завести полезные знакомства (36,0 %), внимательно следить за тем, какие профессии больше всего ценятся в современном обществе (24), определить место своего дальнейшего профессионального обучения (20,0), составить детальный план своего профессионального роста (20,0 %).

В качестве основных факторов, способных помешать осуществлению карьерных планов, были отмечены сложности с поиском работы по специальности, резкие изменения рынка труда (22,3 %), неполнота знаний об особенностях выбранной профессии (15,2), неправильный выбор места продолжения образования (13,4), недостаточное знание своих качеств и способностей (12,1), недостаточная подготовленность к профессиональному образованию (8,9). Помимо вышеперечисленных были отмечены проблемы со здоровьем (6,7) и семейные обстоятельства (6,7), материальное положение семьи (2,7 %). 5,4 % респондентов отметили, что им ничто не может помешать в устройстве карьеры. Респонденты отметили, что для осознанного профессионального выбора им было недостаточно информации о состоянии рынка труда (29,1 %), условиях труда по различным профессиям (24,2), востребованных профессиях (23,6), о том, где можно получить ту или иную профессию (22,4 %).

Итак, неполное использование трудового потенциала молодежи замедляет процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей непривлекательна. Несбалансированность рынка труда и трудности в профессиональном самоопределении молодежи являются одними из острейших проблем современного российского общества. В связи с этим процесс выбора профессии и профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов отдельного человека, но и с точки зрения понимания перспектив развития общества в целом.

Выбор профессии является задачей, в которой много неизвестных, и от правильного ее решения зависит будущее молодого человека. Поэтому для успешного профессионального развития и эффективного использования трудового потенциала страны и региона в частности важно отслеживать проведение профориентационных мероприятий, направленных на стимулирование внимания к востребованным профессиям, определение тенденций на рынке труда.

Все это определяет необходимость системного изучения мотивации и ожиданий молодежи в процессе выбора и получения профессии. Такая информация будет способствовать выявлению существующих диспропорций, их социально-экономической оценке и планированию шагов в рамках профориентационной деятельности и адаптации молодых специалистов.

Ссылки:

1. Гневашева В.А. Молодежь России: особенности профессионального становления [Электронный ресурс]. М., 2012. 331 с. URL: http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2012/monographs/Gnevasheva_The-Youth-of-Russia.pdf (дата обращения: 20.10.2016).

2. Там же.

3. Гончарова С.В., Кожуховская А.А. Молодежь на рынке труда и мотивы выбора профессии (на материалах социологического исследования среди школьников г. Владивостока) // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. И.Г. Кузина. Владивосток, 2015. С. 161-165.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62-71.

References:

Gnevasheva, VA 2012, Youth of Russia: features of professional development, Moscow, 331 p., viewed 20 October 2016, <http://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2012/monographs/Gnevasheva_The-Youth-of-Russia.pdf>,

Goncharova, SV & Kozhuhovskaya, AA 2015, 'Young people in the labor market and the motives of choice of profession (on materials of sociological research among schoolchildren of Vladivostok)', Problemy modelirovaniya sotsial'nykh protsessov: Ros-siya i strany ATR: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem, Vladivostok, pp. 161-165,

Pryazhnikov, NS 1996, 'Professional self-determination in the cultural and historical perspective', Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 62-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.