Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий'

Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3783
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / PRACTICAL EXPERIENCE / TRAINING MODEL / INDUSTRY OF INFORMATION TECHNOLOGIES / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгарина Елена Викторовна

Решение задачи качественной подготовки специалистов для IТ-индустрии актуально в современных условиях и предполагает творческое объединение специалистов высшей школы, бизнеса и работодателей. Динамичность ИТ-сферы требует оптимального сочетания теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competences of specialist of information technologies

The solution of a problem of high-quality training of specialists for the IT-industry actually in modern conditions and assumes creative association of specialists of the higher school, business and employers. Dynamism of the IT sphere demands an optimum combination of the theory and practice.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий»

УДК 721.03 ББК 61.7

Болгарина Елена Викторовна

преподаватель

кафедра информационных систем, автоматизации и компьютерных технологий

обучения

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Bolgarina Elena Victorovna Lecture

Chair of Information systems, automation and computer technologies of training Russian state professional and pedagogical university

Ekaterinburg gd-buharova@yandex.ru Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий Professional competences of specialist of information technologies

Решение задачи качественной подготовки специалистов для ^-индустрии актуально в современных условиях и предполагает творческое объединение специалистов высшей школы, бизнеса и работодателей. Динамичность ИТ-сферы требует оптимального сочетания теории и практики.

The solution of a problem of high-quality training of specialists for the IT-industry actually in modern conditions and assumes creative association of specialists of the higher school, business and employers. Dynamism of the IT sphere demands an optimum combination of the theory and practice.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, практический опыт, модель обучения, индустрия информационных технологий, квалификация.

Key words: competences, professional competences, practical experience, training model, industry of information technologies, qualification.

Во всем мире сохраняется высокая потребность в квалифицированных

специалистах в области ИТ. Согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром REAL-IT по инициативе Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ), в ближайшее время сохранится устойчивый рост потребности в подготовленных и профессионально грамотных специалистах.

Прогноз показывает, что демографическая ситуация в России в ближайшие годы приведет к снижению численности студентов на 20-50% в ближайшие 3-4 лет. При численности студентов, подготовка которых осуществляется по ИТ-ориентированным специальностям, составляющей около 4% от общего

числа студентов, без принятия специальных мер по существенному изменению их доли в общей численности обучающихся, ситуация по удовлетворению потребности в ИТ-кадрах станет неудовлетворительной [1].

Не менее остро стоит проблема отбора содержания образования. Этому вопросу следует посвятить ряд исследований. Вопрос обучения специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных технологий (ИТ-специалистов), дискутируется на протяжении ряда лет [2].

Представители бизнеса считают, что в области обеспечения индустрии ИТ (информационных технологий) высококвалифицированными кадрами накопился целый пласт проблем [3]. Для начала их необходимо сформулировать и классифицировать.

Во-первых, обучение должно быть поставлено таким образом, чтобы ИТ-специалисты обладали фундаментальными знаниями в области computer science, которые позволяли бы постоянно повышать свою квалификацию, т.к. ситуация в сфере информационных технологий постоянно развивается.

Во-вторых, специалисты должны иметь практические навыки по созданию программных продуктов с широкими функциональными возможностями, удовлетворяющими многообразным потребностям пользователей.

Сфера образования должна готовить специалистов, которые могли бы приступать к производственной деятельности сразу после получения диплома для удовлетворения этой потребности.

В настоящий момент в России действует двухступенчатая модель образования, принятая за основу в болонской декларации. На первой ступени осуществляется подготовка на квалификацию бакалавра (как правило, 4 года обучения) и, на второй - на квалификацию магистра (еще не менее 2 лет).

По мнению представителя классического подхода к образованию, заведующего лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова, профессора, доктора технических наук, академика Академии информатизации образования В.А. Сухомлина «для об-

V> W V> v>

ласти знаний, важнейшей тенденцией развития которой является быстрое расширение ее научных и прикладных горизонтов, двухступенчатая модель более логична» [4]

На первой стадии обучения осуществляется подготовка не по конкретной специальности (каких может быть в этой области сотни), а по образовательному направлению (крупной самостоятельной дисциплине, такой, как математика, ИТ, физика, философия и пр.).

«В результате завершения первой стадии обучения студент получает базовые знания по фундаментальным и специальным предметам, необходимые для профессиональной деятельности и для дальнейшего профессионального совершенствования» [5]. Получение степени бакалавра завершает первую стадию обучения.

Другой точки зрения придерживаются представители бизнеса. По мнению директора профильной Ассоциации «ИТ Украины» Виктора Валеева, озвученному на заседании рабочей группы по подготовке ИТ-специалистов при Министерстве образования и науки, программы подготовки ИТ-специалистов должны унифицироваться, ориентируясь на наиболее типичные для отрасли специальности. «В большом объеме (не менее 50%) студенту продолжают давать не всегда востребованные фундаментальные и очень быстро устаревающие технологические знания. В тоже время, в недостаточном объеме формируют необходимые практические навыки» [1]. Различные специализированные курсы, которые студенты проходят, осваивая специальности, по которым не будет работать, в лучшем случае, десятая доля из них - это совершенно не рационально с точки зрения затрат времени и финансов. Эти знания заинтересованные студенты могли бы получать факультативно, если они заинтересованы в получении определенной узкой специализации.

Председатель правления компании «SoftServe Business Systems» И.Б. Мендзебровский считает, что «значительное количество должностей (до 50% персонала в ИТ-индустрии) не требует высшего образования, достаточно

/*• W r~> /— w w

базовых знаний. Здесь могли бы подойти выпускники техникумов, колледжей». Развивая эту концепцию, топ-менеджер приводит аргументы. Далее он отмечает, что «информационные технологии претерпевают сильные изменения или устаревают примерно каждые 10 месяцев. Базовые основы функционирования этих технологий, т.е. средства, среда разработки, кардинально изменяются раз в три года. Ещё более фундаментальные основы - средства передачи и хранения, операционные системы, процессорно-аппаратные платформы, - меняются примерно еще реже - где-то раз в пять лет. Вот мы и имеем такой цикл - год, три, пять. Считаю, что необходимо планировать образование, исходя из специфики индустрии» [6].

Выбирая место обучения, советуют профессионалы, следует четко представлять, где и кем будете работать после окончания вуза. Это справедливо относительно любой специальности, но особенно актуально для сферы ИТ. При получении базовых, фундаментальных знаний или совершенствовании навыков необходимо учитывать длительность циклов и прогнозы развития отрасли. Такого же мнения придерживается и генеральный директор «Microsoft Украина» В. Лановенко, который считает, что «уровень подготовки сегодняшних специалистов - выпускников вузов не вполне соответствует ожиданиям индустрии. Программы высших учебных заведений на сегодняшний день предусматривают, как правило, получение студентами только теоретических и фундаментальных знаний. Выпускник же, приходя на работу, оказывается в ситуации, когда он хорошо знает теорию, но едва знаком с практикой» [7].

Результаты исследования показывают, что одним из важнейших критериев при приеме на работу является наличие практического опыта. Чтобы поставлять на рынок труда программистов, отвечающих запросам работодателей, система их подготовки должна быть не просто модульной, но и многоступенчатой, дающей как специализированные знания, так и практический опыт. Вместе ступени этой системы составляют единый цикл. После прохождения которой каждой человек должен иметь возможность стать полноценным специалистом,

найти работу и, в то же время (при желании) продолжить образование: При этом градация образовательных уровней -стажер, младший специалист, бакалавр, магистр - соответствует разным должностным уровням в компании:

• кодировщик / тестировщик;

• разработчик, системный аналитик, аналитик баз данных, аналитик / контроллер качества;

• менеджер проекта, координатор, бизнес-аналитик, менеджер по управлению качеством.

Кодировщиков и тестировщиков требуется много, а для их подготовки достаточно 1,5-2 года. «Индустрия информационных технологий развивается слишком стремительно, и тратить на начальную подготовку специалиста более

2 лет непозволительно. Мы, действительно, очень ограничены в сроках. Нужно выбросить из программ все лишнее и давать базовое образование в объеме, достаточном для того, чтобы по окончании обучения выпускники реально умели программировать или тестировать», - отмечает И.Б. Мендзебровский [8].

Первая ступень - это техникум или колледж при вузе. Младшего специалиста нужно обучать тем же дисциплинам и на том же уровне, что и бакалавра, просто в меньшем объеме. Должно быть больше практики, развитие навыков программирования; теория может составлять не более половины объема часов на обучение. 1акой ступени подготовки у нас сейчас практически нет, хотя в хорошо построенном бизнесе требуется до 50% ИТ-специалистов именно такой квалификации и такого уровня образования.

После того, как младший специалист приобретет практический опыт в программировании (от 2 до 5 лет), он получает возможность продолжить обучение на следующей ступени. Все это время предполагается, что будущий программист включен в проекты, проходит различные тренинги, курсы, углубляется в конкретную технологию. В дальнейшем он принимает решение: продолжить ли обучение и стать проектным менеджером или дальше совершенство-

ваться в своей области. В случае изменения технологий такого специалиста можно достаточно быстро переучить.

Вторая ступень - это бакалавриат, специальный уровень. На курс обучения отводится уже 4 года. Специалист с дипломом бакалавра должен уметь выполнять работу более сложного, чем младший специалист, уровня, требующую основательной теоретической подготовки. Он должен понимать разные технологии, сценарии взаимодействия систем и работы пользователей, уметь разрабатывать архитектуру решений, модели баз данных, интерфейсы и т. п.

Третья ступень - это магистратура, управленческая подготовка для специалистов, которые смогут самостоятельно вести сложные проекты, понимать организационные моменты бизнеса, работу смежных отделов и подразделений, основы бюджетной практики и управления людьми. Обучение на этом уровне включает такие курсы, как управление проектами, управление ресурсами и управление знаниями, т. е. к имеющимся специальным знаниям добавляется бизнес-образование. На подготовку магистра отводится еще 1,5 - 2 года. Руководитель отдела ведет проекты, управляет ресурсами (технологическими, организационными, человеческими) и знаниями. Как отмечает И.Б. Мендзебров-ский «управление знаниями - самое сложное направление в менеджменте, по сложности оно ближе всего к развитию бизнеса. Направления и перспективы применения технологий должны отслеживаться, знания должны аккумулироваться, собираться в систему и быть доступными для различных подразделений компании» [8]

На наш взгляд, между ступенями обучения необходимы временные перерывы для того, чтобы человек мог накопить практический опыт и уже на базе этого опыта проходить следующий этап обучения в очно-заочной форме обучения. Такая система помогла бы многим людям совершить меньше ошибок в выборе профессии, реализовать, в случае возникновения необходимости, изменение профессиональной траектории. Нет никаких гарантий, что всем, кто сегодня получил образование по конкретным узким направлениям, завтра найдется

рабочее место. Встает задача подготовки, студентов так, чтобы они быстро могли переучиваться и получать востребованную профессию.

Для этого необходимо построить такую модель обучения специалистов для ИТ-индустрии, при которой они «растут», получают знания и формируют навыки, проходя все этапы реализации проекта, осваивая все проектные роли. По мнению профессионалов, не менее 20% учебного времени студенты должны заниматься выполнением реальных проектов (2-3 проекта на протяжении каждого семестра).

В отсутствии идеальной схемы для подготовки ИТ-специалистов поиск и обучение кадров на практике ведется несколькими способами.

Рекрутинговые компании, специализирующиеся на подборе кадров для ИТ-сферы считают, что «крайне низок уровень кандидатов», претендующих на рабочее место [9]. Проведенный анализ вакансий показывает, что привычные атрибуты оценки качества подготовки специалиста - диплом или сертификат -сегодня потеряли свое значение, поскольку документ об образовании часто не отражает реального уровня квалификации, знаний или навыков. В этой ситуации работодатели ориентируются на «послужной список» специалиста, на имена компаний, в которых он работал продолжительное время: хорошая репутация компании - гарантия принятых в ней высоких стандартов работы, качества применяемых методик и подходов. Вторым критерием оценки профессиональных навыков является выполнение кандидатом тестового задания или представление портфолио работ (для творческих специальностей).

В такой ситуации работодатели готовы самостоятельно проводить обучение сотрудников, инвестировать средства во вновь пришедшего кандидата. Большинство серьезных компаний имеет собственные учебные центры или отделы, разрабатывает учебные программы с учетом своих требований. Начинающему специалисту обеспечивают зарплату, хорошее рабочее место, наставника, который отвечает за его подготовку согласно утвержденному плану. Развивается возможность долговременных стажировок для студентов с выплатой

стипендий, гибкие и удобные графики работы. Этот путь подготовки кадров «на рабочем месте» используют такие известные в сфере ИТ-бизнеса компании, как украинская «8ой8егуе», нижегородская «Мера», екатеринбургские компании «СКБ-Контур», АСП (франчайзи 1С) и многие другие.

Но и при таком подходе существуют «подводные камни», характерные для многих высокотехнологичных областей. В частности, возврат инвестиций, вложенных работодателем в повышение квалификации работников. У ИТ-сферы есть свои особенности. Основной капитал компании состоит из знаний, опыта и квалификации сотрудников. Вкладывая деньги в обучение, бизнес должен быть уверен в том, что эти средства в будущем будут работать на него, а не на конкурента. Поэтому прежде чем инвестировать в человека деньги (часто значительные для компании), с ним подписывается дополнительное соглашение, предусматривающее, что он не уволится в течение определенного времени. Если в ИТ-индустрии цикл становления специалиста составляет 1,5 года, то работодатели не заинтересованы брать человека на работу менее, чем на 2,5-

3 года. Это просто экономически не выгодно.

Специалисты по подбору ИТ-кадров отмечают, что «в сфере ИТ-бизнеса этап, когда работников можно было подбирать, переманивать с неинтересной работы, закончился. Сегодня отрасль начинает очень сильно зависеть от притока молодых специалистов. Несовершенство системы высшего образования в стране (впрочем, как и отсутствие системы профессиональной переподготовки) создает серьезные проблемы для многих компаний, тормозит развитие бизнеса» [10]

Отечественная система высшего образования работала достаточно эффективно и была оправдана тогда, когда специалиста и «заказывало», и «потребляло» государство, оплачивавшее процесс подготовки. Сейчас специалистов «заказывает» государство в лице Министерства образования и науки, а «потребляет», в основном, бизнес. На наш взгляд, расплывчатые формулировки профес-

сиональных компетенций, прописанные в образовательных стандартах, должны быть основаны на реальных потребностях индустрии.

В области информационных технологий востребована система обучения, которая позволяла бы:

• выдерживать стандарты подготовки, достигать взаимозаменяемости специалистов. Компетенции выпускников, прописываемые в образовательных программах, должны соответствовать квалификационным стандартам, складывающимся на практике, а также отраслевым стандартам на предметные знания. «Для того чтобы снова утвердить определяющую роль Диплома, вузы обязаны всех своих выпускников выводить на уровень требований, зафиксированных в стандарте, то есть давать определенный набор знаний и умений - не минимум, а некий оптимум» [3];

• оперативно готовить необходимое количество специалистов разного уровня квалификации, умеющих быстро обучаться новым технологиям.

Решение таких важных задач в области подготовки специалистов для IT-индустрии не только актуально и важно в современных условиях, а предполагает творческое объединение вуза, бизнеса и работодателя в этом важном и значимом вопросе.

Библиографический список

1. ИТ-кадры 2010. [Электронный ресурс] // Ассоциация предприятий компьютерных

и информационных технологий. М., 2008-2013. URL:

http://www.apkit.ru/files/personal2009 final.pdf (дата обращения 28.09.2013).

2. Жужжалов В.Е. Специфика обучения программированию при подготовке студен-тов-информатиков // Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования». -М. - 2004. - № 1 (2). - С. 56-61.

3. Проблемы подготовки специалистов для ИТ-индустрии. [Электронный ресурс]

// HR лига. ИД Медиа-ПРО, 2005-2013 URL:

http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=250 (дата обращения

28.09.2013).

4. Сухомлин В.А. Концепция нового образовательного направления [Электонный ресурс] // Открытые системы. 2003. №2. URL: http://www.osp.ru/os/2003/02/182628/ (дата обращения 28.09.2013).

5. Сухомлин В.А. Национальная система ИТ-образования и ее методические основы. [Электронный ресурс] // IT образование в России URL: http://www.edu-

it.ru/publications/doklad/ (дата обращения 28.09.2013).

6. Мендзебровский И.Б. Интервью [Электронный ресурс] // Training URL:http://www.training.com.ua/live/interview/Mendzebrovskii_Igor_Borisovich (дата обращения 28.09.2013).

7. Банзай Ю. Украина слишком большая, чтобы обучить всех желающих. [Элек-

тонный ресурс] // PC Week. 2005. №7. URL:

http://www.pcweek.ua/themes/detail.php?ID=118673/ (дата обращения 28.09.2013).

8. Мендзебровский И.Б Проблемы подготовки специалистов для ИТ-индустрии

[Электонный ресурс] // Менеджер по персоналу. 2006. №6.

URL:http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=489 (дата обращения

28.09.2013).

9. Дефицит ИТ-специалистов. [Электонный ресурс] // Центр современных технологий. 2012. URL: http://www.cst.vbg.ru/node/143 (дата обращения 28.09.2013).

10. Рынок труда ИТ-специалистов: обзор 2011 года и тенденции 2012-го [Электонный ресурс] // HR планета. 2012. URL: http://planetahr.ru/publication/4841 (дата обращения

28.09.2013).

Bibliography

1. IT shots 2010: [Electronic resource]//Association of the enterprises of computer and information technologies. M, 2008-2013. URL: http://www.apkit.ru/files/personal2009_final.pdf (date of the address 28.09.2013).

2. Zhuzhzhalov V. E. Specifics of training in programming by preparation of students information scientists//the Messenger of MGPU. It is gray. «Informatics and education informatization». - M. - 2004. - No. 1(2). - page 56-61.

3. Problems of training of specialists for the IT industry. [Electronic resource]//HR league.

Media missile defense IDES, 2005-2013 URL:

http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=250 (date of the address

28.09.2013).

4. Sukhomlin V.A. Concept of the new educational direction [Elektonny resource]//Open systems. 2003 . No. 2. URL: http://www.osp.ru/os/2003/ 02/182628/ (date of the address

28.09.2013).

5. Sukhomlin V.A. National system of IT education and its methodical bases. [An electronic resource]//IT education in Russia URL: http://www.edu-it.ru/publications/doklad/ (date of the address 28.09.2013).

6. Mendzebrovsky I.B.Intervyyu [An electronic resource]//Training URL:http://www.training.com.ua/live/interview/Mendzebrovskii_Igor_Borisovich (date of the address 28.09.2013).

7. Banzai Y.Ukraina too big to train all wishing. [Elektonny resource]//PC Week. 2005 . No. 7. URL: http://www.pcweek.ua/themes/detail.php? ID=118673/ (date of the address

28.09.2013).

8. Mendzebrovsky I.B of the Problem of training of specialists for the IT industry [Elektonny a resource]//the HR manager. 2006. No.6. URL:http://www.hrliga.com/index.php? module=profession&op=view&id=489 (date of the address 28.09.2013).

9. Deficiency of IT specialists. [Elektonny resource]//Center of modern technologies. 2012. URL: http://www.cst.vbg.ru/node/143 (date of the address 28.09.2013).

10. Labor market of IT specialists: review of 2011 and tendency of the 2012th [Elektonny resource]//HR planet. 2012 . URL: http://planetahr.ru/publication/ 4841 (date of the address

28.09.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.