Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста'

Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
1593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ / ИННОВАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ / ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧАЩЕГОСЯ С УЧИТЕЛЕМ / COMPETENCE / EDUCATION MODERNIZATION / TEACHER / INNOVATION IN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PUPIL AND TEACHER INTERRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Татьяна Михайловна

В работе рассмотрены процессы формирования компетенций при изучении физики школьниками и студентами младших курсов, а также формирование и развитие компетенций при изучении модуля «Работа по проектам» в курсе инженерной педагогики. Показана роль учителя для формирования необходимых выпускнику школы или вуза компетенций для дальнейшей успешной работы по выбранной области учебы или работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competences of Engineer: from School Graduate to Specialist

School and university graduate competences dependence on the level of teachers competences is considered. The methods of these competences enlarging and strengthening are shown. Physics learning was chosen as an example to follow the competences formation and development

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста»

гражданско-правовое воспитание, экологическое воспитание (студент и экология), патриотическое воспитание (студенты ветеранам).

В Российском государственном аграрном университете (РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева) разработана, внедрена и развивается концепция системы воспитательной работы, при которой одной из основных форм воспитания в университете является вовлечение студентов в творческую деятельность, органически связанную с их профессиональным становлением. На основе исторических традиций в университете эффективно работают: студенческое научное общество, туристический клуб, центр досуга и творчества, совет общежития, пресс-служба университета, отдел по содействию в трудоустройстве и связям с выпускниками. Создан и успешно функционирует институт кураторов. Ведется работа по развитию студенческого самоуправления, патриотическому воспитанию, развитию студенческого спорта.

Общий анализ ситуации в вузах позволяет констатировать, что приведенные примеры не отражают в целом современной картины в воспитании студенческой молодежи. В большинстве вузов на практике возникает много объективных причин, не позволяющих должным образом решать возложенные задачи. В их числе: кадровые проблемы (отсутствие специалистов и возможности стажировки), недостаточная материально-техническая поддержка (проблема

финансирования программ, мероприятий, текущей работы; отсутствие помещений, оборудования), отсутствие научно-методической поддержки (необходима трансляция передового педагогического опыта), недостаточная организационная поддержка этого направления работы в вузах и др.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно констатировать, что одной из актуальных задач в области воспитания является разработка адаптированных программ и моделей воспитания студентов, информационно и методически обеспеченных, учитывающих традиции и профессиональную направленность конкретного вуза.

Список литературы

1. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с посл. изм. от 27.12.2009).

2. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. № 574).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).

4. Письмо Минобразования РФ от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16 «О направлении рекомендаций по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования».

5. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197).

УДК 37.011.33

Т.М. Ткачёва, канд. физ.-мат. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРА: ОТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ ДО СПЕЦИАЛИСТА

Переход к компетентностно-ориентированному образованию представляет собой одно из направлений модернизации образования. Высшие учебные заведения участвуют в создании Госстандарта нового поколения, который ориентирован на внедрение компетентностного подхода [1]. Он наиболее глубоко отражает процесс модернизации:

• компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалёва);

• компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин);

• компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно

действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов);

• компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д. Эльконин);

• компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В. Башев);

• компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» (А.М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий).

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс ориентирует участников на создание и использование новых инновацион-

53

Выпускник

школы

Школьный

учитель

Инженер

Студент

вуза

Выпускник вуза

Преподаватель вуза

Рис. 1. Схема взаимосвязи участников процесса обучения

ных педагогических технологий. В этой связи роль учителя (школьного учителя, преподавателя вуза, наставника на производстве, преподавателя курсов повышения квалификации и т. д.) приобретает новые черты, продолжая оставаться важной и необходимой в цепочке подготовки компетентного специалиста.

Взаимосвязь учителя и обучающегося хорошо известна (рис. 1). Автор это хорошо знает, имея опыт работы и с абитуриентами (подготовительные курсы МАДИ), и (будучи доцентом кафедры физики) со студентами младших курсов, а также работая в системе повышения квалификации. Формирование компетенций как ключевых, так и профессиональных происходит во многом благодаря влиянию учителя и его взаимосвязи с учащимися.

Школа должна формировать у выпускников ключевые (базовые) компетенции, без которых невозможно жить в обществе, а также должна подготовить их к усвоению, развитию и формированию профессиональных компетенций в последующем.

Ключевыми компетенциями считаются когнитивные, информационные, коммуникативные, которые включают способность учиться, понимать

предмет изучения и знать его, применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, действовать самостоятельно.

Выпускник школы, обладая ключевыми компетенциями, может приобрести в школе и некоторые задатки профессиональных компетенций, так как именно на это и должна быть направлена деятельность профильных школ.

Такими задатками могут быть, например, способности к поисковой или исследовательской работе. Будучи студентом технического вуза, бывший выпускник школы сможет использовать эти компетенции и развить их. Выпускник технического вуза может выбрать для себя не только профессию инженера, но и профессию преподавателя высшего учебного заведения или даже школьного учителя при условии получения дополнительного образования по педагогике. Инженер, имеющий опыт практической работы по профессии, также может стать преподавателем вуза после прохождения соответствующего повышения квалификации в области педагогики.

Следует рассмотреть, как развиваются и формируются и ключевые, и профессиональные компетенции школьников и студентов младших курсов [2] в процессе изучения физики, а также студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих модуль «Работа по проектам», входящий в состав комплексного учебного курса «Инженерная педагогика» [3].

Виды учебной деятельности, навыки и компетенции представлены в табл. 1.

Лабораторные работы играют существенную роль в подготовке технических специалистов. Лабораторный практикум в школе и в вузе можно

Таблица 1

Навыки и компетенции

Виды учебной деятельности Навыки, которые развиваются в процессе обучения физике Компетенции, развиваемые в процессе обучения физике

Устный ответ, изложение содержания законов физики, описания явления Умение связно излагать текст, аргументированно отвечать на вопросы Когнитивно-познавательная, аналитическая и коммуникативная

Внимательное слушание объяснений учителя, чужого устного ответа, формулирование вопросов Умение слушать и адекватно воспринимать чужую информацию, грамотно формулировать вопросы Когнитивно-познавательная, аналитическая, информационно-организующая

Решение задач Знание законов физики и их практическое применение, навыки логического мышления Когнитивно-познавательная, предметная, поисковая, аналитическая, эвристическая и коммуникативная

Выполнение лабораторных работ как индивидуально, так и в группе из двух-трех человек Умение заранее представить себе (спланировать) цепочку необходимых действий — навыки логического мышления, практические навыки. Умение работать в группе (в команде) Поисковая для выделения задачи и хода ее решения, аналитическая для анализа проблемной ситуации, исследовательская, проективная и прогностическая, когнитивная и личностноориентированная, коммуникативная

представить как один из этапов такой подготовки. Работа в лаборатории способствует формированию и развитию таких компетенций, которые являются жизненно необходимыми для людей любой профессии. В лаборатории учащиеся получают опыт по исследованию свойств материалов, изучают, как включаются и работают приборы, как нужно обрабатывать и интерпретировать полученные результаты.

Работая в лаборатории, учащиеся убеждаются, что без глубокого знания предмета невозможно не только выполнить и защитить лабораторную работу, но даже приступить к ней. Предварительно необходимо ознакомиться с теоретическим обоснованием работы, с описанием необходимых приборов и установок, понять процедуру выполнения работы. Все это требует от учащегося умения концентрировать внимание и умения находить необходимую информацию. Информация содержится в тетради для лабораторных работ, методических указаниях, учебных пособиях и учебниках. Можно воспользоваться популярным сайтом «Википедия». Работа в лаборатории позволяет учащимся научиться выбирать только главную и необходимую информацию.

Во время выполнения лабораторной работы реализуется деятельность в группе, что позволяет получить навыки труда в команде. Практическая работа с реальными приборами усиливает интерес к предмету изучения (в данном случае речь идет о физике) и позволяет развить новые компетенции учащихся: исследовательскую, поисковую, информационно-организующую, оценочно-аналитическую. Выполняя лабораторный практикум, развивается коммуникативная компетенция, которая связана с работой в команде, — важнейший этап подготовки любого специалиста [4]. В последние годы она является частью педагогической технологии «Работа по проектам», развиваемой в соответствии с рекомендациями Международного общества по инженерной педагогике (Ю1Р) [5]. Изучение модуля «Работа по проектам» способствует формированию и развитию ключевых и социально-профессиональных компетенций будущих специалистов. В процессе ра-

боты над проектом формируются и развиваются мировоззренческая и коммуникативная компетенции. Кроме того, становятся востребованными проективная, конструктивная, исследовательская, поисковая, эвристическая, информационно-организующая, оценочно-аналитическая и другие компетенции, необходимые для успешной работы выпускника вуза независимо от того, какую конкретную профессиональную роль он выбрал для себя в области современной инженерии. Работа с проектами требует использования междисциплинарных знаний, создает оптимальные условия для развития личности и представляет одну из форм активной учебной деятельности (табл. 2).

При определении компетентности выпускника вуза как будущего специалиста следует учитывать его личные качества, которые проявляются в его подходе к выполнению профессиональных обязанностей. Личные качества выпускника, востребованного на рынке современного интеллектуального труда, — это не только добросовестное выполнение регламентированных обязанностей специалиста, но и инновационное мышление, творческие наклонности, проявление коммуникативных, организаторских, проективных, прогностических и других профессиональных и личностных компетенций.

На рис. 2 представлен пример сравнительного количественного анализа владения важными для жизнедеятельности компетенциями выпускниками школ, студентами, школьными учителями, преподавателями вуза, инженерами. Из этого рисунка видно, что и школьный учитель, и преподаватель вуза, и инженер владеют необходимыми ключевыми компетенциями. Количественные данные, приведенные на рисунке, являются результатом тестирования, проведенного автором настоящей статьи (совместно с коллегами по кафедре инженерной педагогики МАДИ) при выполнении проекта «Разработка и апробация дополнительных образовательных программ и педагогических технологий их реализации, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся старшей школы» (Код ГРНТИ 14.27.00, 2007), а также при под-

Таблица 2

Работа с проектами

Виды учебной деятельности Навыки, которые развиваются в процессе обучения Компетенции, развиваемые в процессе обучения

Разработка проекта Самостоятельная работа над новой темой, подбор необходимого материала, написание необходимых документов, разработка текста доклада и слайдов Проективная, поисковая, конструктивная, исследовательская, информационно-организующая, мировоззренческая компетенции для разработки проекта, прогностическая и оценочно-аналитическая компетенции для предвидения результатов выполнения проекта

Защита проекта Навыки публичного выступления, обоснования своего мнения, умения понимать чужие вопросы и отвечать на них Коммуникативная, когнитивная, ориентировочнорегулятивная, информационная

Компетенции

120

100 80

I

С

20

0

■ Выпускник школы ■ Преподаватель вуза

ш Студент ■ Инженер

■ Школьный учитель

Рис. 2. Сравнительный анализ владения некоторыми важными компетенциями

готовке к выполнению проекта «Разработка и апробация инновационной образовательной программы повышения квалификации научно-педагогических кадров СПО и ВПО технического профиля» (2008), подготовленного в рамках задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Мировоззренческая компетенция школьного учителя и преподавателя вуза дает каждому из них возможность сформировать представление о мире у своих учеников (школьников или студентов). Формирование и развитие этой компетенции осуществляется уже в школе, затем продолжается в вузе. Особую роль в этом процессе играют физика и другие предметы естественно-научного блока, формирующие представление об окружающей человечество Вселенной и ее законах. Мировоззренческая компетенция школьников и студентов усиливает их мотивацию к дальнейшему обучению, способствует восприятию окружающей среды не только как места их обитания, но и как места их творческой деятельности. Мировоззренческая компетенция выпускника вуза позволяет ему сориентироваться в выборе профессиональной деятельности. Мировоззренческая компетенция инженера — это системная компетенция, в структуру которой входит не только знание об окружающей среде, но и осознание экологических и социальных последствий личностной дея-

1111

г ■

г Г II

г 1 г Н

тельности и осознание высокой значимости выбранной профессии для общества в целом.

Анализ формирования и динамики рассмотренных компетенций показывает, что у выпускников школы могут и должны быть сформированы в процессе обучения в школе ключевые и некоторые профессиональные компетенции. Для этого сами школьные учителя, владея всеми необходимыми компетенциями, должны их постоянно развивать, мобильно реагировать на непрерывно изменяющиеся требования к выпускникам школы. Учителям школы, особенно работающим со старшеклассниками, необходимо следить за изменяющимися требованиями работодателей, необходимо учитывать динамику рынка труда и востребованность тех или иных профессий.

Анализ проблемы формирования компетенций приводит к выводу о том, что по-прежнему очень важной фигурой в любом учебном процессе является учитель, он должен обладать не только ключевыми компетенциями, но и иметь творческие способности, непрерывно повышать свой уровень, быть в курсе современных тенденций в образовании не только в нашей стране, но и за рубежом. Основной ценностной компетенцией учителя является внутренняя потребность и постоянное одухотворенное стремление создать зависящие от него организационно-психологические условия для того, чтобы его ученики или студенты, приобретя все необходимые для успешной работы компетенции, стали творческими личностями и настоящими патриотами.

Список литературы

1. Организация работ по проектированию нового поколения основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО: Рекомендации для проректоров по учебной работе вузов, входящих в состав УМО по образованию в области металлургии / Н.А. Селезнева [и др.]. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. Ткачева, Т.М. Компетенции инженера и ЕГЭ по физике / Т.М. Ткачева, Н.Е. Кургаева // Материалы Х Международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-09). — СПб., 2009. — Т. 2. — С. 347-350.

3. Ткачева, Т.М. Работа по проектам — элемент инженерной педагогики» // VIII Международная научнопрактическая конференция «Молодые ученые — промышленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения»: сб. научных докладов. — 2009. — Ч. 1. — С. 359-364.

4. Сазонова, З.С. Работа «в команде» как педагогический принцип / З.С. Сазонова, В.М. Жураковский // Высшее образование в России. — 2005. — № 8.

5. Рекомендации Международного общества по инженерной педагогике (JGJP). — Режим доступа: Шр://'^^«'. igip.org/pages/membership/curriculum.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.