Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ "НОВОЙ ЭТИКИ" И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ "НОВОЙ ЭТИКИ" И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / "НОВАЯ ЭТИКА" / "ЦИФРОВОЙ ОБЩЕСТВО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азарова Людмила Всеволодовна, Кудрявцева Мария Евгеньевна, Шашкова Наталия Вячеславовна

В статье с позиций ценностного и коммуникативного подходов исследуется и обобщается практической опыт специалистов по рекламе и связям с общественностью на предмет выявления рисков и возможностей, связанных с использованием проблематики «новой этики» в условиях цифровой трансформации общества. Теоретической базой статьи являются труды Н. Лумана, А. А. Гусейнова, И. Г. Шестакова, И.А. Тульпе, М.Ю. Смирнова, А.А. Мишчукова и др. Ожидаемые результаты: определение основных рисков и возможностей коммуникационного продвижения организаций в проблемном поле «новой этики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATIONS IN THE PROBLEM AREA OF “NEW ETHICS” AND DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article examines and summarizes the experience of communication practitioners from the standpoint of value and communicative approaches in order to identify the risks associated with the use of the “new ethics” in the context of the society digital transformation. The theoretical basis of the article is the works of V.P. Rudnev, C.G. Christians, I.A. Tulpe, V. Yu. Smirnova, A.A. Mishchukov and others. Expected results: the main risks and opportunities of the communication promotion identification in the problem area of the "new ethics".

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ "НОВОЙ ЭТИКИ" И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК: 174.4, ББК: 60.84, ГРНТИ: 02.51.25, ВАК: 09.00.05

Азарова Л. В., Кудрявцева М. Е., Шашкова Н. В.

Санкт-Петербург, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ «НОВОЙ ЭТИКИ» И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ОБЩЕСТВА

Аннотация. Встатье с позиций ценностного и коммуникативного подходов исследуется и обобщается практической опыт специалистов по рекламе и связям с общественностью на предмет выявления рисков и возможностей, связанных с использованием проблематики «новой этики» в условиях цифровой трансформации общества. Теоретической базой статьи являются труды Н. Лумана, А. А. Гусейнова, И. Г. Шестакова, И.А. Тульпе, М.Ю. Смирнова, А.А. Мишчукова и др. Ожидаемые результаты: определение основных рисков и возможностей коммуникационного продвижения организаций в проблемном поле «новой этики».

Ключевые слова: профессиональные коммуникации, «новая этика», «цифровой общество».

Azarova Liudmila V., Shashkova Natalia V., Kudryavtseva Maria E.

St. Petersburg, Russia

PROFESSIONAL COMMUNICATIONS IN THE PROBLEM AREA OF "NEW ETHICS" AND DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

Abstract. The article examines and summarizes the experience of communication practitioners from the standpoint of value and communicative

approaches in order to identify the risks associated with the use of the "new ethics" in the context of the society digital transformation. The theoretical basis of the article is the works of V.P. Rudnev, C.G. Christians, I.A. Tulpe, V. Yu. Smirnova, A.A. Mishchukov and others.

Expected results: the main risks and opportunities of the communication promotion identification in the problem area of the "new ethics".

Keywords: professional communications, "new ethics", digital society.

Постановка проблемы

Глобальные социальные изменения обусловлены целым комплексом причин, находящихся в различных сферах общественной жизни. Одна из них соотносится с процессами цифровизации основных направлений социальной практики. Ее значимость трудно переоценить. Особенно когда процесс цифровизации социума рассматривается в коммуникативном контексте. Согласно Н. Луману, социальные системы определяются системами смысловой коммуникации, и общество, таким образом, представляет систему, которая описывает саму себя [Луман, 2004].

В таком случае цифровое пространство Интернета и социальных сетей представляется как особенная система подобного описания. Важнейшим свойством цифровой коммуникации, как известно, является скорость и быстрота распространения сообщений. Этот количественный показатель уже давно рассматривается как качественное свойство новой возникающей реальности. Исследуя вопрос о наступлении «нового мира» и «новой темпоральной эпохи», И.Г. Шестаков отмечает, что «соотнесение скорости развития технологий и, как следствие, социально-экономических и инфраструктурных трансформаций с человеческой жизнью позволяет констатировать качественный скачок скорости развития...» [Шестаков, 2019: 20]. Следует также иметь в виду и определённые риски, связанные с развитием цифровых технологий и ростом сложности медиа. Так, например, Бернхард Дебатин ссылается на вызванный цифровыми технологиями

парадокс сложности медиа: «Каждое увеличение сложности приводит к потере прозрачности [Debatin, 2008: 259]. С другой стороны, развитие технологий делает возможным почти неограниченный контроль практически за всеми сферами человеческой жизни, что влечёт за собой очевидные проблемы этического характера. Так, учёные отмечают, что частная жизнь и конфиденциальная информация людей «всё чаще становятся производственными показателями - цифровым топливом для максимизации прибыли и эффективности» [Пашкин, Мозеров, Мозерова, Саркисова, 2019].

Одним из проявлений такого «качественного» воздействия цифры на общественные коммуникации и, как следствие, определенной социальной трансформации современной жизни являются изменения в сфере этики, а точнее, возникновение феномена «новой этики». Американский учёный Клиффорд Г. Кристианс считает, что в наступающую цифровую эру электронных сетей и огромных баз данных первоочередной задачей этики общения является установление для этой новой медиасистемы соответствующей повестки дня [Christians, 2019].

Как само понятие, так и термин «новая этика» принадлежит пока еще к неустойчивой и до конца не отрефлексированной категории. Родившись в российском медиапространстве, она пытается аккумулировать огромный спектр проблем, возникших и получивших распространение преимущественно в западных обществах Европы и США. К таким проблемам относится толерантность (в том числе и по отношению ко всевозможным меньшинствам), ненасилие, забота об окружающей природе, отсутствие любой дискриминации по полу, национальности, возрасту, физическому и психическому здоровью и т.д.

Эта проблематика не может не отражаться в сфере интересов профессиональных коммуникаторов, поскольку именно продвижение ценностей представляет собой своеобразную платформу их деятельности. На основе исследования практического опыта компаний мы проанализируем и систематизируем основные риски, связанные с обращением к проблематике

новой этики. Они соотносятся с тем, что в среде профессиональных коммуникаторов нет единого отношения к этому понятию и термину; проблематика «новой этики» вызывает серьезные трудности в работе с ЦА; обращение к новой этике генерирует конфликты внутри сообществ (молодежь и возрастные); «культуре отмены» как социальной реакции «новой этики» на этические изъяны общества в российском сегменте противостоит «культура ограничения».

Цель исследования - проанализировать и обобщить эмпирический опыт специалистов в рекламе и СО, осуществляющих свою практическую деятельность с учетом влияния на коммуникационные процессы «новой этики».

Объект исследования - профессиональные коммуникации в условиях «новой этики».

Предмет исследования - риски и возможности профессиональных коммуникаций, связанные с использованием проблематики «новой этики» в условиях цифровой трансформации общества.

История вопроса

Феномен «новой этики» в общественном сознании пока ещё только на стадии артикуляции, однако уже получил некоторый ответ в научной рефлексии некоторых учёных. Академик А.А. Гусейнов, в частности, анализируя указанный феномен, приветствует его как переход от этики господства всеобщих форм к этике индивидуальной нравственной ответственности [Гусейнов, 2021:3]. Как пишут И.А. Тульпе и М.Ю. Смирнов, «основным требованием «новой этики» является не борьба добра и зла внутри индивида, не «добро-победность» индивида, подавившего в себе зло или вытеснившего его, а его психологическая независимость и защищенность от психологических воздействий» [Тульпе, Смирнов, 2022: 34].

Вместе с тем, как отмечает А. А. Мишучков, для преобразования социокультурных кодов цивилизации важно подчеркнуть «роль процессов и средств коммуникации в трансляции ценностей» [Мишчуков, 2017:7].

Некоторые авторы обращают внимание на взаимозависимость и взаимовлияние новой этики и цифрового пространства; так, Р.М. Абакарова считает, что моральные нормы киберпространства должны формироваться, с одной стороны, с учетом ценностных установок гибридных ментальностей, формируемых в социальном пространстве, с другой - создания собственного проекта ментальной системы с четким набором ценностей, способных привлечь молодое поколение» [Абакарова, 2020:156-157]. Ю.В. Назарова и О.С. Анищенко в качестве возможного варианта решения предполагают, что со временем будут разработаны цифровые этические программы, «при помощи которых будет проводится этическая оценка и этический контроль в цифровом пространстве» [Назарова, Анищенко, 2019: 29]. Немалую роль, вероятно, в этом этическом контроле сможет играть искусственный интеллект. В качестве его очередного этапа влияния на социальную коммуникацию учёные называют цифровые алгоритмы, которые в некотором смысле начинают «выступать как «этикополитические существа», поскольку отдают предпочтение одним свойствам перед другими и переопределяют границы добра и зла, хорошего и плохого» [Вершинина, Мартыненко, 2021:5].

Однако ряд исследователей указывает на весьма рискованные последствия такого «доверия» между искусственным интеллектом и человеком, ибо этическая трасформация цифрового общества обусловлена не эволюцией человека, а внешними по отношению к нему обстоятельствами, а значит, способна подтолкнуть к катастрофическим последствиям. А.Ю. Сагомонов в качестве такого рискованного последствия отмечает, что цифровая этика не дает рекомендаций, не навязывает императивов, полагаясь на «зрелость» морального сознания современного человека, а также его «способность к самоцензуре и готовность примерять на себе разные

этические роли» [Сагомонов, 2020:84]. Особенно наглядно все эти процессы протекают в «новой этике».

Методика исследования

Методы исследования - теоретический анализ научной литературы, посвященной феномену «новой этики»; контент-анализ вербальных, визуальных и видеотекстов в социальных сетях.

Методология исследования: анализ материала будет осуществляться в русле ценностного и коммуникативного подходов.

Эмпирическая база исследования - 28 экспертных интервью, 34 аккаунта и свыше 20 сайтов профессионального сообщества бизнес-коммуникаторов за период с 2018 по 2022 гг.

Результаты исследования

В среде профессиональных коммуникаторов мы видим абсолютно противоположные мнения, поляризацию точек зрения относительного того, существует ли вообще «новая этика», какие новые коммуникационные возможности она открывает и какие коммуникационные риски содержит. В этом смысле показательна дискуссия, развернувшаяся среди специалистов [Блог texterra.ru].

Отметим, что основное поле возможностей «новой этики» соотносится со смысловым посылом ее проблематики: обращение к принципу толерантности, экоцентризма, уважения прав меньшинств, газлайтинга, эйджизма, инклюзии, харассмента, абьюза и других важных тем. Это и определяет специфику коммуникативного потенциала сообщений. Однако подобные возможности, одновременно, обусловливают и основные риски. Проанализируем это более подробно, обратившись к анализу собранного нами информационного массива экспертных интервью, аккаунтов и сайтов профессионального сообщества бизнес-коммуникаторов за период с 2018 по 2022 гг.

Часть сообщества рассматривает новую этику как реальный феномен коммуникационной практики, с которой постоянно сталкиваются

специалисты. Образы рекламы в определенной мере отражают основные социальные идеалы. И если в нулевые годы эти представления соотносились с культом потребления, богатства и преуспевания, то их в равной степени и конструировала реклама. В настоящее время идеальный мир соотносится с идеей справедливости, которая основана на представлениях о равенстве, толерантности, свободе и т.д. Креативный директор digital-агентства Артем Кудрявцев считает, что для рекламы вообще не было и нет запретных тем. Поэтому нужно работать со всей проблематикой новой этики: феминизм, бодипозитив, ЛГБТ, расизм и т.д. [Блог texterra.ru]

Другая часть специалистов, наоборот, считает, что сам термин и понятие «новая этика» вызывает несогласие. Это связано с тем, что многие ценности, «присваиваемые» ею, достаточно традиционны для общества. Так, Екатерина Приходько, директор по маркетингу в Apelsin Games, автор сайта ggmarketing.io, подчеркивает, что правила не унижать других людей, не пользоваться своим социальным положением для получения выгоды существуют давно [Блог texterra.ru].

Таким образом, само отношение к феномену новой этики и даже его признание находится еще в состоянии формирования, вызывая далеко неоднозначные оценки в профессиональном сообществе. В этом смысле говорить о новой этике как термине, имеющем этимологическую обусловленность преждевременно. Поскольку остается вопрос о том, до конца ли использован этический потенциал традиционно существующих социальных коммуникаций в обществе.

Однако даже в той его части, для которой новая этика является неоспоримой сферой непосредственного внимания в коммуникационной деятельности, существует целый ряд проблем, требующих глубокого осмысления и поиска эффективных решений.

Важнейшей из них является работа с целевыми аудиториями. Прежде всего, следует отметить, что общество развивается неравномерно. Одна его часть проявляет особенную чувствительность к проблематике «новой этики»,

другая показывает нейтральное отношение, третья - абсолютно неприемлемое. Клиенты компании могут представлять одновременно все эти спектры мнений. В этом случае возможность осуществить эффективную коммуникацию становится намного сложнее. Вот как об этом говорит креативный директор SMM-агентства: «Сложность для рекламщика в том, что по каким-то вопросам все более-менее договорились, а где-то приходится идти наугад» [Блог texterra.ru // URL: https://texterra.ru/blog/vse-slozhno-kak-novaya-etika-vliyaet-na-reklamu.html]. Таким образом, отсутствие критериев и характеристик, соотносящихся с проблемами «новой этики» в параметрах сегментирования целевой аудитории, и сама возможность их использования представляют на сегодняшний день серьезную проблему. А ее решение в виде включения таких параметров в сегментацию не является очевидно эффективным. В этом случае приобретение одних клиентов, вызывает риск потери другой их части, у которой темы новой этики не вызывают лояльного отношения.

Кроме того, важно отметить, что не только со стороны реципиента коммуникационного сообщения отмечается неоднозначное восприятие проблематики новой этики. Нередко и сами компании, рекламодатели демонстрируют весьма двойственную позицию по отношению к новой этике.

Аккуратность бизнеса в отношении использования подобной проблематики в своих коммуникациях обусловлена не только самим этическим контентом, но и не менее существенным и болезненным феноменом «потребительского терроризма». Потребитель услуг или товаров активно использует (не всегда добросовестно) проблематику новой этики в спорах с компанией, нередко нанося ей репутационный урон. Вспомним нашумевшую историю с такси GETT. Когда управляющий директор MDK обвинила таксиста компании GETT в попытки изнасилования, воровства денег и избиения. Все свои «доказательства» с феминистическим подтекстом молодая женщина выложила в посте у себя на странице в одной из социальных сетей [Medialeaks // URL: https://medialeaks.ru/news/2802vzn-mdk-

taxi/]. После изучения всех обстоятельств оказалось, что самым неподобающим образом вела себя именно пассажирка такси. Обстоятельства выяснились, но так или иначе репутационная тень на определенное время все же упала на компанию.

Помимо этого крупные бренды стремятся сами себя тематически ограничивать. Тем, вызывающих неоднозначную реакцию в обществе, компании стараются избегать. Например, сексизм или религия вряд ли станут основой коммуникативных сообщений между компанией и ее общественными группами. Более того, компания скорее откажется от сотрудничества с медиа, проявляющими неосмотрительность в выборе тем для коммуникации, как произошло это, например, с рядом крупных российских компаний, таких, как « Unilever Россия», «Яндекс.Лавка».

Вместе с тем нельзя не отметить, что проблематика новой этики (сексизм, права меньшинств, ограничений по различным признакам и т.п.) может стать источником привлечения внимания. В этом смысле можно отметить рискованный опыт компании «Aviasales» [Дзен // URL: https://zen.yandex.ru/media/travelmaniac/reklama-aviasales-na-grani-v-aeroportu-kalinigrada-615dfb2d01e1103b26efD17a]. Однако этот пример, представляет, скорее, исключение, чем правило.

В самом профессиональном сообществе признают, что заигрывание с подобными темами приводит к негативному эффекту. Так, например, Андрей Паршенин, креативный директор агентства Panda Digital, рассуждает о том, стоит ли использовать, как он их называет, «скользкие» темы в коммуникациях: «И нет, и да. Нет - потому что есть вероятность, что, даже аккуратно используя тему, можно наломать дров. Да - потому что это возможность выделиться на фоне всех и привлечь к себе внимание. Т. е. при правильном подходе можно выиграть, но важно учитывать, что риск заработать негатив слишком велик, и понимать, насколько компания к этому готова» [URL: https://devsday.ru/blog/details/24414].

Отдельного внимания в контексте новой этики заслуживает проблема коммуникаций и «этической чувствительности» молодежи. Традиционно считается, что молодое поколение представляет ту часть общества, которая наиболее активно проявляет свою позицию по отношению к социально значимым вопросам. Газлайтинг, мезогиния, харассмент, эйджизм, сексизм, гомофобия, инклюзия, политкорректность - сегодня все эти и другие явления приобретают для молодого поколения особую значимость. Через короткое время эта часть общества станет основными потребителями брендов, и профессиональные коммуникаторы не могут не учитывать этот факт. И компании, работающие со скользкими темами, уже почувствовали на себе новую этическую чувствительность молодого поколения.

О том, как меняется настроение в среде молодежной аудитории в нашей стране, можно проследить на истории разных брендов. Например, те методы, с помощью которых привлекалось внимание и приобреталась лояльность к бренду Евросети, сегодня стали уже неприемлемы (нецензурная лексика или акции типа «разденься за телефон»). «Численность молодежи в России в возрасте от 14 до 35 лет выросла на 12,6 миллиона и достигла в 2020 году 39,1 миллиона человек. При этом в стране заметно сокращается число молодых людей, которые не учатся, не работают и не приобретают профессиональных навыков». [Российская газета // URL: https://rg.ru/2021/11/21/reg-sibfo/na-altae-16-letnego-geroia-publikacii-v-rg-nakazali-za-trebovanie-chistoj

vody.html? openstat=cmcucnU7QWNjZW50czvQkNC60YbQtdC90YLRiyDQsi DRiNCw0L/QutC 1 OzI=].

Профессиональные коммуникаторы не могут не брать подобную тенденцию в расчет: «Компаниям и частным предпринимателям волей-неволей приходится прислушиваться к той части молодежи, которая вдруг сделалась щепетильна, требовательна к моральному облику бизнеса, к этичности его предложений и способов заявлять о них публично» [Блог

texterra.ru // URL: https://texterra.ru/blog/novaya-etika-zavoevyvaet-rossiyan-no-ot-nee-u-vsekh-kipyat-mozgi.html].

Вместе с тем нельзя сказать, что новая этика абсолютно органична для ее восприятия в молодежной среде. Отношение к ней вовсе неоднородно. И это связано с гибридностью самого понятия новой этики, которое включает в себя слишком разноплановые вопросы (инвалидность, сексуальные меньшинства, феминизм, бодипозитив, мизогиния, гомофобия, эйджизм и т.д.). Скажем, проблема инклюзивности инвалидов (а в РФ их составляет около 9,6 % всего населения) вызывает нравственно-этический отклик у достаточно большой части молодежи, в то время как проблема мизогинии, например, не обнаруживает свою популярность. Более того, по данным некоторых исследований, посвященных устойчивым представлениям о гендерных стереотипах в женской среде (проводилось среди миллениалов), именно девушки выступают «против» девушек, поддерживая патриархат [Forbes// URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/347051-zhenshchmy-protiv-zhenshchin-kak-molodye-devushki-vklyuchayutsya-v-podderzhanie].

В этом смысле профессиональный коммуникатор поставлен весьма затруднительное положение, поскольку работа в тематическом пространстве новой этики в молодежной среде может вызвать поляризацию мнений целевой аудитории и, как следствие, создать ситуацию репутационных рисков для компании.

Еще одной важнейшей проблемой для профессиональных коммуникаторов в области новой этики является инструментарий ее воздействия на общество. Отметим, что и этот процесс находится еще в состоянии своего формирования.

Стремление к инклюзивности (репрезентации многообразия) и открытое обсуждение многих вопросов, которые традиционно принадлежат к сфере интимных, глубоко личностных переживаний человека, далеко не всегда вызывают позитивное отношение и активную поддержку в обществе. Например, проблема харассмента. В США флэшмоб #MeToo,

объединяющего истории мужского и женского насилия и домогательств, привел к большому количеству возбужденных уголовных дел, и дальнейшей ответственности независимо от срока давности этих преступлений. И многие публичные персоны оказались в центре подобных скандалов. В России обвинения в харассменте не носили столь массовый характер и глубокие последствия. Многие обвиняемые отделались отстранением от должностей и увольнением.

Кроме того, подобная проблема отягощена и тем, что не все обвинения были обоснованными и имели доказательства. В этих условиях риск оказаться жертвой оговоров достаточно велик. Именно как реакция на подобный изъян в Госдуме РФ был принят закон об уголовной ответственности за клевету о сексуальном насилии. Многие активисты новой этики видят в принятии этого закона проявление культуры замалчивания. Итак, новая социокультурная оппозиция «открытости - замалчивания» генерирует и новую ситуацию коммуникационных рисков.

В этом отношении показателен опыт креативного рекламного и брендингового агенства Jekyll&Hyde с проектом «Ты не Одна», посвященного проблеме харассмента в России [Ты не одна. Сеть взаимопомощи женщин // URL: https://tineodna.ru/]. Неординарный формат трека «Ночной звонок» основан на истории реального события -домогательства, в котором жертва (молодая женщина) послушно принимает продиктованные социумом правила игры. Благодаря неординарности формата, который не воспринимается как прямая реклама, трек «Ночной звонок» появился на большинстве крупнейших стриминговых музыкальных сервисов — от Vk Music и Яндекс.Музыки до YouTube Music и Amazon Music. В рамках проекта «Ты не одна» проведено исследование, результат которого свидетельствуют о значительном расхождении в этических оценках респондентов. Так, «большинство опрошенных (75,5%) хотя бы раз сталкивались с проявлениями харассмента, а 15% из них сталкиваются с ними регулярно. При этом более половины респондентов никак не реагируют

на домогательства (52.1%), что говорит о высокой степени толерантности к проблеме, восприятии сложившейся ситуации как нормы. Кроме того, большинство респондентов (77.3%) ответили отрицательно на вопрос о наличии инструментов, которые могли бы предотвратить домогательства и другие виды ущемления прав сотрудника на рабочем месте» [Курьерист // URL: https://oborot.ru/articles/tresh-ugar-i-marketing-kak-ne-perejti-gran-v-provokacionnoj-reklame-i92243.html]. Как можно видеть, само общество не имеет однозначной позиции в этическом отношении к данной проблеме.

И здесь возникает еще один важный аспект для профессиональных коммуникаторов. Социальная аморфность новой этики обусловливает коммуникационную неопределенность, приводящую нередко к конфликтным ситуациям. Так, еще не окончательно сформированное отношение к харассменту именно как коммуникационной (а не только социальной!) проблеме генерирует конфликтные ситуации, порождающие репутационные риски для компании.

В практике профессиональных коммуникаторов присутствуют темы мужского насилия по отношению к женщине, в том числе, домашнего. Например, реклама ритейлера DNS [Shopolog // URL: https://www.shopolog.ru/news/dns-pokazal-chto-mozhet-proizoyti-s-zhenschinami-za-nepravil-nye-podarki/]. В вирусном видео женщина бежала за подарком мужу в DNS, опасаясь жестокого наказания. Наказание - вывезти в лес в багажнике и заставить копать могилу для неугодных мужу носков. Интернет захлестнуло возмущение. Одни пользователи считали этот ролик неприемлемым, другие удивлялись: «А что такого?». Директор по PR в LED Agency Мария Комендантова, комментируя этот ролик, считает его большой ошибкой: «В нашей стране пока нет практически никакого отторжения к теме сексуальной объективизации женщин, но тема насилия, а тем более семейного насилия - тема больная и поводом для шуток в принципе не является. В данном случае реклама еще и приурочена к 23 февраля, то есть целевая аудитория - женщины, что вообще не укладывается

в голове» [Курьерист // URL: https://oborot.ru/articles/tresh-ugar-i-marketing-kak-ne-perejti-gran-v-provokacionnoj -reklame-i92243 .html].

Перспективы дальнейшей исследовательской работы

Усложняющийся современный мир, становится всё более многообразным: обрастает новыми социальными феноменами, дробится на новые социальные группы. В исследовании их этических предпочтений и их влияний на современную коммуникационную деятельность видятся перспективы дальнейшей исследовательской работы. Особый интерес представляет в этом смысле молодёжь, как наиболее восприимчивая и активная социальная группа, наиболее чувствительная к этическим оценкам всего нового со стороны общества в целом.

Выводы

Подводя итоги, можем отметить, что новая этика, как следствие качественного воздействия цифровых технологий на социум, является как фактором расширения коммуникационных возможностей, так и проблемным пространством репутационных рисков для профессиональных коммуникаторов. Эти риски обусловлены неоднозначным отношением и к самому термину «новая этика», не несущего в себе четкой этимологической обусловленности. Кроме того, новая этика как понятие также обнаруживает весьма разнородный характер, представляющий гибрид целого спектра социокультурных проблем. Подчеркнем, что понятие новой этики существует именно в российском медиапространстве. В западном - каждая проблема (будь это тот же харассмент, или права ЛГБТ, или эйджизм и другие) представляет отдельный вектор своего осмысления. В сфере коммуникационной практики проблематика новой этики обусловливает кризис профессионального инструментария (например, сегментирования целевой аудитории). Проблематика новой этики, как мы могли убедиться, демонстрирует свой конфликтогенный характер в пространстве профессиональных коммуникаций. Так называемые «скользкие темы» часто вводят репутацию компании в зону риска. Мы видим, как вырабатываются

новые механизмы защиты традиционных социальных и коммуникационных практик в ответ на возникающие механики влияния «новой этики» (например, противостояние «культуры отмены» и «культуры ограничения»). В связи со всем вышесказанным использовать коммуникационный потенциал новой этики следует на основе глубокого изучения ценностей и интересов целевых аудиторий. Это обусловлено тем, что «новая этика» на данный момент обнаруживает проблемное поле в достижении социальной гармонии российского общества и формирует усугубляющиеся в условиях цифровой трансформации общества репутационные риски, как в среде профессиональных коммуникаторов, так и в сфере коммуникационной деятельности компаний.

Библиография

Абакарова Р.М. Этические проблемы в цифровом пространстве XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы - 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла - 1919- 2019)». Санкт-Петербургский государственный университет, 21-23 ноября 2019 г.: Материалы конференции / Отв. ред. В.Ю. Перов. СПб.: ООО «Сборка», 2019. 188 с.

Блог texterra.ru // URL: кйр8://ёеу8ёау.гц/Ыо§/ёе1а118/24414(дата обращения 16.02.2022).

Блог texterra.ru // URL: https://texterra.m/b1og/novaya-etika-zavoevyvaet-rossiyan-no-ot-nee-u-vsekh-kipyat-mozgi.html (дата обращения 16.02.2022).

Блог texterra.ru // URL: https://texterra.ru/b1og/vse-s1ozhno-kak-novaya-etika-v1iyaet-na-rek1amu.html (дата обращения 16.02.2022).

Вершинина И.А. AMOORE L. C1oud Ethics: A1gorithms and the Attributes of Ourse1ves and Others. АМУР Л. Облачная этика: алгоритмы и атрибуты, наши и других / И.А. Вершинина, Т.С. Мартыненко //Вопросы философии. - 2021. - № 8. - С. 219-222..

Гусейнов А.А. Что нового в «новой этике»? // Ведомости прикладной этики. 2021. Выпуск 58. // URL: https:www.tyuiu.ru/wp-content/up1oads/2021/08/58-s.91-106-A.A.Gusejnov.pdf (дата обращения 16.02.2022).

Дзен // URL: https://zen.yandex.ru/media/trave1maniac/rek1ama-aviasa1es-na-grani-v-aeroportu-ka1inigrada-615dfb2d01e1103b26ef017a (дата обращения 16.02.2022).

Курьерист // URL: https://oborot.ru/articles/tresh-ugar-i-marketing-kak-ne-pereiti-gran-v-provokacionnoj-reklame-i92243.html (дата обращения 16.02.2022).

Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. - 232 с.

Мишучков А.А. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. - 520 с.

Назарова Ю.В., Анищенко О.С. «Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32). Том 1. Декабрь 2019.

Пашкин С.В., Мозеров С.А., Мозерова Е.С., Саркисова Е.А. Профессиональная этика в современном обществе: новые вопросы и ответы // Актуальные вопросы военно-технических исследований. СПб. №4. 2019.

Российская газета // URL: https://rg.ru/2021/11/21/reg-sibfo/na-altae-16-letnego-geroia-publikacii-v-rg-nakazali-za-trebovanie-chistoj

vody.html? openstat=cmcucnU7QWNiZW50czvQkNC60YbQtdC90YLRiyDQsiDRiNCw0L/Q ЩСЮ1=(дата обращения 16.02.2022).

Сагомонов А.Ю. Этическая повестка «цифрового общества» // Ведомости прикладной этики. 2020. Вып.56. С. 84.

Тульпе И.А., Смирнов М.Ю. «Новая этика» как социальный диагноз // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 1. С. 30-38. https://doi. org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-30-38.

Ты не одна. Сеть взаимопомощи женщин // URL: https://tineodna.ru/

Шестаков И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т.10. № 2.2019. С. 20.

Christians C. (2019). Media Ethics and Global Justice in the Digital Age. New York: Cambridge University Press. Available at: http://www.waccglobal.org/articles/new-digital-technology-and-global-communication-ethics (accessed 17 February 2022).

Debatin B. (2008). "The Future of New Media Ethics." An Ethics Trajectory: Visions of the Media, Past, Present and Future (pp. 257-264). Urbana: University of Illinois, Institute of Communications Research.

Forbes https://www.forbes.ru/forbes-woman/347051-zhenshchiny-protiv-zhenshchin-kak-molodye-devushki-vklyuchayutsya-v-podderzhanie (дата обращения 16.02.2022).

Medialeaks // URL: https://medialeaks.ru/news/2802vzn-mdk-taxi/(дата обращения 16.02.2022).

Shopolog // URL: https://www.shopolog.ru/news/dns-pokazal-chto-mozhet-proizoyti-s-zhenschinami -za-nepravil-nye-podarki/(дата обращения 16.02.2022).

References

Abakarova R. M. (2019). Eticheskiye problemy v tsifrovom prostranstve [Ethical issues in digital space]. XI mezhdunarodnaya konferentsiya «Teoreticheskaya i prikladnaya etika: Traditsii i perspektivy - 2019. K gryadushchemu tsifrovomu obshchestvu. Opyt eticheskogo prognozirovaniya (100 let so dnya rozhdeniya D. Bella - 1919-019)» [XI International conference "Theoretical and applied ethics: Traditions and perspectives - 2019. For future digital society. The experience of ethical forecasting (100 years anniversary of D. Bell - 1919-2019)". St. Petersburg State University, 21-23 November, 2019. Conference proceedings / Ed. by V. YU. Perov. SPb.: OOO «Sborka», 2019. 188 c.

Blog texterra.ru // URL: https://devsday.ru/blog/details/24414 (Accessed: 16.02.2022).

Blog texterra.ru // URL: https://texterra.ru/blog/novaya-etika-zavoevyvaet-rossiyan-no-ot-nee-u-vsekh-kipyat-mozgi.html (Accessed: 16.02.2022).

Blog texterra.ru // URL: https://texterra.ru/blog/vse-slozhno-kak-novaya-etika-vliyaet-na-reklamu.html (data obrashcheniya 16.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Christians, C. (2019). Media Ethics and Global Justice in the Digital Age. New York: Cambridge University Press. Available at: http://www.waccglobal.org/articles/new-digital-technology-and-global-communication-ethics (Accessed: 17 February 2022).

Debatin, B. (2008). "The Future of New Media Ethics." An Ethics Trajectory: Visions of the Media, Past, Present and Future (pp. 257-264). Urbana: University of Illinois, Institute of Communications Research.

Dzen // URL: https://zen.yandex.ru/media/travelmaniac/reklama-aviasales-na-grani-v-aeroportu-kalinigrada-615dfb2d01e1103b26ef017a (Accessed: 16.02.2022).

Forbes https://www.forbes.ru/forbes-woman/347051-zhenshchiny-protiv-zhenshchin-kak-molodye-devushki-vklyuchayutsya-v-podderzhanie (Accessed: 16.02.2022).

Guseynov A. A. Chto novogo v «novoy etike»? [What's new in ethics?] In Vedomosti prikladnoy etiki [Applied Ehics Bulletin]. 2021. Vypusk 58. //URL: https:www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2021/08/58-s.91-106-A.A.Gusejnov.pdf (Accessed: 16.02.2022).

Kur'yerist // URL: https://oborot.ru/articles/tresh-ugar-i-marketing-kak-ne-perejti-gran-v-provokacionnoj -reklame-i92243.html

Luman, N. (2004) Obshchestvo kak sotsial'naya sistema [The society as a social system]. M.: Logos, 232 p.

Medialeaks // URL: https://medialeaks.ru/news/2802vzn-mdk-taxi/

Mishuchkov, A.A. (2017) Dialog tsivilizatsiy: traditsionnyye tsennosti v usloviyakh globalizatsii [Civilizations dialogue: traditional values in the era of globalization]. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 520 p.

Nazarova Yu.V., Anishchenko O. S. Novaya tsifrovaya etika v virtual'nom prostranstve: dilemmy kontrolya i eticheskoy ekspertizy [New digital ethics in digital space: dilemmas of control and ethical expertise] In Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo [L. N. Tolstoy TGPU Bulletin of Humanities] № 4 (32), Vol. 1, December, 2019.

Pashkin S.V., Mozerov S.A., Mozerova Ye.S., Sarkisova Ye.A. Professional'naya etika v sovremennom obshchestve: novyye voprosy i otvety [Professional ethics in th modern society: new questions and answers] In Aktual'nyye voprosy voyenno-tekhnicheskikh issledovaniy [Current issues in military-technical research]. SPb, №4, 2019.

Rossiyskaya gazeta // URL: https://rg.ru/2021/11/21/reg-sibfo/na-altae-16-letnego-geroia-publikacii-v-rg-nakazali-za-trebovanie-chistoj

vody.html? openstat=cmcucnU7QWNiZW50czvQkNC60YbQtdC90YLRiyDQsiDRiNCw0L/Q utC1OzI= (Accessed: 16.02.2022).

Sagomonov A.YU. Eticheskaya povestka «tsifrovogo obshchestva» [Ethical agenda of digital society] In Vedomosti prikladnoy etiki [Applied Ethics Bulletin]. 2020. Vol.56. p. 84.

Shestakov, I.G. Novaya temporal'nost' tsifrovoy tsivilizatsii: budushcheye uzhe nastupilo [New temporality of digital civilization: future has come] In Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki [Scientific and technical reports of SPbGPU. Humanities and social sciences]. V.10. № 2.2019. p. 20.

Shopolog // URL: https://www.shopolog.ru/news/dns-pokazal-chto-mozhet-proizoyti-s-zhenschinami-za-nepravil-nye-podarki/ (Accessed: 16.02.2022).

Tul'pe I.A., Smirnov M.YU. «Novaya etika» kak sotsial'nyy diagnoz ["New ethics" as a social diagnosis] In Kontsept: filosofiya, religiya, kul'tura [Concept: philosophy, religion, culture]. — 2022. — V. 6, № 1. — pp. 30-38. https://doi. org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-30-38.

Ty ne odna. Set' vzaimopomoshchi zhenshchin [You are not alone. Vutual aid network] // URL: https://tineodna.ru/ (Accessed: 16.02.2022).

Vershinina I. A. AMOORE L. Cloud Ethics: Algorithms and the Attributes of Ourselves and Others. AMUR L. Oblachnaya etika: algoritmy i atributy, nashi i drugikh / I. A. Vershinina, T. S. Martynenko In Voprosy filosofii [Philosophy bulletin]. - 2021. - № 8. - pp. 219-222. [in Russian].

Сведения об авторах

Азарова Людмила Всеволодовна - канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры «Связи с общественностью» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; e-mail azarovaludmilla@gmail. com.

Кудрявцева Мария Евгеньевна - д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры «Связи с общественностью» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; e-mail mashutka331 @yandex.ru.

Шашкова Наталия Вячеславовна - канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры «Связи с общественностью» СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; e-mail nv.shashkova@gmail.com.

Azarova Lyudmila V. - Ph.D. Sci., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Relations, St. Petersburg Electrotechnical University "LETI"; e-mail azarovalidmilla@gmail.com.

Kudryavtseva Maria E. - Dr. Ped. Sci., Associate Professor, Professor of the Department of Public Relations, St. Petersburg Electrotechnical University "LETI"; e-mail mashutka331@yandex.ru.

Shashkova Natalia V. - Ph.D. Sci., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Relations, St. Petersburg Electrotechnical University "LETI"; e-mail nv.shashkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.