социологические Ю.А. Афонин, Л.В. Орлова
науки ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА-УПРАВЛЕНЦА...
УДК 316
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА-УПРАВЛЕНЦА:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
© 2015
Ю.А. Афонин, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент»
Самарский государственный экономический университет, Самара (Россия) Л.В. Орлова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление персоналом и социология»
Самарская академия государственного и муниципального управления, Самара (Россия)
Аннотация: В статье представлен дискурс, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке этой научной проблемы. Рассматриваются современные требования к лидеру, а также история развития представлений о лидерстве, эффективные принципы управления. Описываются цели, задачи и методы работы эффективных управленцев на основе истории их жизни, а также основные подходы к формированию личностных качеств топ-менеджеров российских кампаний.
Ключевые слова: управляющий, управленец, менеджер, когнитивные способности, эмоциональный интеллект, технические навыки, профессиональные компетенции, экзистенциональная тревога.
Основные требования к современному лидеру уходит в прошлое. В большинстве стран поняли, что характеризуются следующими положениями. далеко не каждый человек способен управлять, даже
Лидеры XXI в. должны обладать большим числом если он квалифицированный инженер, врач, учитель,
навыков и умений, чем их предшественники из XX столетия. Знание языков, культур и широкого спектра специальных предметов станут и уже становятся жизненно важным условием для достижения успеха.
Лидеры XXI в. поставят перед собой новые цели, на реализацию которых направят все свои усилия. Отпраздновав очередной успех, они незамедлительно начнут работать во имя новых достижений. Лидер XXI в. - менеджер с четко сформулированной системой ценностей, он обладает способностью смотреть вперед [1].
Лидер XXI в. - командный игрок, потому что превосходных результатов можно добиться за счет кооперации, а не упорной конкуренции и индивидуальных достижений. Это корреспондируется с концепцией синергетики, под которой понимают эффект, который могут произвести комбинированные поступления от ресурсов компании, используемых вместе, по сравнению с суммой поступлений от их отдельных частей. Сущность данного подхода Ансоффа можно выразить простым уравнением 2+2=5.
Таким образом, выделим три ключевые переменные успеха лидеров XXI в.: отношения с подчиненными, открытость и любовь, участие в процессе.
Лидер XXI в. - инновационный менеджер.
Лидер XXI в. - системно мыслящий менеджер.
Лидер XXI в. - антрепренер собственной судьбы, реализующий принцип «Я-концепция».
Наконец, чтобы быть успешным менеджером, следует развить понимание сложного разнообразия сообществ и приобрести умение воспринимать управленческие процессы системно [2].
Но даже выдающий человек - лидер не может конкурировать с несколькими традиционными менеджерами, обыкновенными людьми, которые будут действовать на основе принципов организационной культуры, начинающей занимать важное место в управленческой культуре в целом. Поэтому каждый управляющий, входящий в организацию, должен хорошо освоить принципы ее функционирования и развития, иначе никакие природные данные и высокие личностные качества менеджеру не помогут. Особенно они должны быть готовы к действиям в различных кризисных ситуациях: выявлять области действия организации, наименее устойчивые в условиях кризиса; осуществлять обучение персонала действиям в условиях кризиса и регулярно проверять его готовность к эффективным действиям, моделированию кризисных ситуаций; наконец, обращать кризис на пользу организации.
Современные парадигмы управления XXI в. - это соединение науки, искусства и опыта.
Современный управленческий опыт состоит в том, что возрастает профессионализм управленцев. Время дилетантов и специалистов «на все руки»
ученый и т.д., для управления требуется еще что-то: дополнительные личные дарования, специальная профессиональная подготовка, накопленный личный опыт управленческой деятельности. Получила юридическое закрепление специальность «управляющий» («управленец», «менеджер»). Такие люди стали рассматриваться в качестве «золотого фонда» нации.
Важно сделать практические выводы из осознания того факта, что с переходом к инновационному типу развития производства повышается востребованность персонала с высшим образованием, происходят изменения в структуре источников финансирования высшей школы. Речь идет, в частности, о снижении доли государственных ассигнований и увеличении корпоративных расходов на финансирование деятельности вузов. Образовательные структуры и корпорации имеют все возможности формировать специализированные структуры (технопарки, бизнесцентры, научно-производственные объединения), цель которых - ускорение внедрения в производство результатов научных исследований и разработок[3].
Для российского сообщества не подходят американские традиции прагматизма в управлении на уровне менеджмента, которые соответствуют чертам национального характера, философско-мировоззренческим принципам достижения успеха не всем обществом, а его отдельными представителями, реализация в управлении принципа «Хорошо мне -хорошо фирме, обществу в целом».
Скорее, даже беглое сопоставление российской коллективистской (общинной) ментальности с японской (азиатской) корпоративной мотивацией экономического поведения показывает их глубокое органическое родство. Поэтому для мотивационной модели менеджмента в России ближе принцип, наполненный высоким нравственным содержанием: «В условиях свободного рынка прибыль - награда, которую общество вручает тем, кто служит его интересам». Исходя из этого посыла, российские программы экономических преобразований должны всесторонне учитывать как особенности национальной ментальности, так и сложившиеся мотивационные стратегии деятельности
[4].
Кроме того, работа менеджера не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от руководителя обладания широким кругом навыков. Их можно объединить в три категории: концептуальные, человеческие и технические, - степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице: неруководящие работники (персонал), менеджеры низшего звена, менеджеры среднего звена, высшие менеджеры.
Ю.А. Афонин, Л.В. Орлова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА-УПРАВЛЕНЦА..
Но независимо от нее эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основными видами навыков.
Уровень управления
Рассмотрим взаимосвязь концептуальных, человеческих и технических навыков управления и уровней менеджмента
Концептуальные навыки - это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей.
Как отмечал Скотт Оки, старший вице-президент по продажам и маркетингу «Microsoft» в США: «Каждая часть компании живет своей собственной жизнью, а Билл Гейтс - выполняет функции объединяющего их клея».
По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков. В противном случае его путь на вершину «пирамиды» может закончиться на дальних подступах к ее вершине
[5].
Например, старший инженер, который с головой погружен в технические проблемы, не задумываясь о стратегии развития организации, вряд ли добьется успеха, если ему будет поручено руководство компанией, ибо такие обязанности высших менеджеров, как принятие решений, распределение ресурсов и проведение изменений, требуют более широких взглядов [6].
Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющееся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации [7].
Технические навыки - это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых для выполнения производственных функций, таких как исследования и разработки, производство и финансы. Владение менеджером техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области. Особенно важны технические навыки на низших организационных уровнях [7,8].
Многие работники получают свою первую управленческую должность (т.е. становятся менеджерами) благодаря прежде всего своим навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребность в них уменьшается, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает [7, 9].
Для современного лидера-управленца планирование карьеры не должно быть жестким, суженным до одного из возможных вариантов или представляющим собой некую карту единственного пути. Никто не в силах заглянуть в будущее на десять лет. Стержнем плана должна быть самооценка и примерное направление движения, согласующееся с вашими сильными сторонами («Делайте что должно, а там как получится».) Жизнь - это последовательность случайностей. Люди должны быть готовы к появлению благоприятных возможностей. (Важно оказаться в нужном месте в нужное время.) Львиная доля успеха в карьере определяется вашим умением в момент появления
автобуса уже стоять на остановке, если организация настолько статична, а наемные работники точно знают, где окажутся через пять лет, это свидетельствует лишь о том, что их работа стоит немного. Планирование карьеры является для вас средством рассмотрения широкого диапазона вариантов выбора, которые вас удовлетворяют, и выбора пути к цели, который представляется наилучшим в данный момент. Оно дает возможность заглянуть в себя, помогает своевременно корректировать ваши жизненные планы [10].
На современном этапе актуализировался вопрос о выяснении степени зависимости успешности трудового коллектива от личностных и деловых качеств руководителя.
Современные данные позволили составить перечень качеств руководителя и проранжировать их по значимости влияния на социально-психологическую атмосферу в коллективах:
1) профессионализм, включающий знание современных технологий, высокую способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям деятельности (85% респондентов);
2) постоянный профессиональный рост и развитие профессиональной предметности мышления (отметили около 71% опрошенных);
3) высокая ответственность за принятие решения (способность преодолевать трудности на пути их реализации подчеркнул каждый 5-й респондент);
4) деловитость и предприимчивость (63% участников опроса);
5) умение умно рисковать, уверенность в своих силах, настойчивость в достижении поставленной цели, способность самоуправления в сложных обстоятельствах профессиональной деятельности (58%);
6) умение взаимодействовать с людьми (около 50% респондентов);
7) умение создавать психологический комфорт для подчиненных, умение предотвращать конфликты и решать их, способность к сопереживанию (эмпатия) (47%);
8) моральные качества. Под ними респонденты понимают порядочность, честность, гуманность (41%);
9) властный, волевой характер, способность игнорировать авторитеты, если это связано с достижением поставленной цели (27%);
10) физические качества (выносливость, сила, умение расслабляться и концентрироваться в решающий момент) (13%) [10].
Все вышеприведенное свидетельствует о том, что представления о модели личности современного руководителя достаточно целостны и соответствуют требованиям времени. Руководитель, который стремится работать максимально эффективно и рассчитывает использовать все возможности своих подчиненных, должен быть разносторонней личностью. Современного руководителя отличают глубокие знания действительности, понимание целей фирмы или организации, умение видеть проблемы, выделять из них наиболее существенные, восприимчивость к новизне и изменениям, предвидение результатов, которых необходимо достичь. Он должен обладать умственными способностями выше среднего уровня, уметь логически мыслить, творчески решать проблемы и с минимальными затратами идти на риск, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение. Руководитель должен обладать и крепким здоровьем, устойчивой психикой, быть энергичным, решительным, терпимым
[9,11].
Ю.А. Афонин, Л.В. Орлова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА-УПРАВЛЕНЦА...
Можно представить следующую модель лидера-управленца (Табл.1):
Таблица 1 - Модель лидера-управленца
№ п/п Личностная характеристика, качество Индикаторы качеств
1 Поиск возможностей и инициативность Видит и использует новые деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому событию
2 Упорство и настойчивость Готов встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели
3 Готовность к уменьшению риска Предпочитает ситуации умеренного риска; взвешивает его, предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты
4 Ориентация на эффективность и качество Находит пути делать продукцию качественнее и дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить стандарты эффективности
5 Вовлеченность в рабочие контакты Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы
6 Целеустремленность Ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; ставит и корректирует краткосрочные задачи
7 Стремление быть информированным Лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности
8 Систематическое планирование и наблюдение Планирует, разбивая задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями; разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работы
9 Способность убеждать и устанавливать связи Использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей
10 Независимость и самоуверенность Стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается на себя; верит в свою способность выполнять трудные задачи
Опубликованы различные исследования, которые демонстрировали эмоциональный интеллект как главный фактор, определяющий различие между успешными лидерами и посредственными управленцами [12].
Гольман установил, что в основе эмоционального интеллекта лежит уверенность в себе, знание своих собственных способностей и ограничений, а также твердое понимание причин и ситуаций, вызывающих ту или иную эмоцию в себе и других. Оснащенный такого рода навыком, менеджер может лучше управлять своими собственными эмоциями и поведением и лучше понимать и строить отношения с другими людьми.
Наиболее успешные руководители являлись обладателями самого высокого уровня самосознания, самоуправления, социальных навыков, словом, всего того, что входит и в понятие эмоциональной компетенции.
Таким образом, черта, отличавшая выдающихся менеджеров, была найдена. Исследование также показало, что эмоциональный интеллект как технический навык можно развивать. Тем не менее, в отличие от технических навыков, связи в нашем мозге, отвечающие за социальную и эмоциональную компетенцию отличаются от тех, которые управляют познанием и умственным обучением. Так как истоки социальной и эмоциональной компетенции зачастую
идут из раннего детства и подкрепляются в последующие годы, эти навыки имеют тенденцию сливаться с нашей «Я-концепцией» [13].
Из приведенных в модели качеств личности видно, что одни из них - результат обучения и опыта, другие представляют собой врожденные свойства и остальные -продукт развития природной предрасположенности.
Предпринимательство выступает как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Во - первых, обязательным условием и признаком предпринимательской деятельности является свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений. Во - вторых, предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. В - третьих, признаком предпринимательской деятельности является ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли, что связано с рыночной структурой экономики. Функция, выполняемая предпринимателями в экономике, состоит в обеспечении и совершенствовании экономической системы, в ее постоянном обновлении. Предприниматели являются движущей силой экономики. В этом смысле они представляют собой «золотой фонд» нации, ее редкий ресурс (6-8% населения страны), обладающий определенным стилем и типом поведения, образом мыслей. Поэтому «предприниматель» - явление штучное. Помимо всех социальных, экономических и прочих условий [14], предпринимателем надо еще и родиться. Именно с таким типом поведения связана особая функция созидательного разрушения, выполняемая предпринимателями в экономике. Она состоит в обеспечении развития и совершенствования экономической системы, ее постоянном обновлении, создании инновационной среды, ломающей традиции.
Современный лидер-управленец - собственник. Поэтому он должен ориентироваться на себя, должен быть свободен от общественного мнения, должен обладать сильной интуицией и энергетикой, у него должно быть целостное видение ситуации [15-19]. Реализуя социальную модель «Я - концепция», он должен обладать способностью проникнуть в ее суть даже при наличии дефицита информации. Одновременно с этим он является наемным менеджером, у него должна быть гибкость в общении, умение просчитать стратегические и тактические цели, создавать коллективное мнение, быть адаптивным сотрудником, принимая ценности социума, но не растворяясь в них, иначе потеряется как личность [15, 20].
Современные лидеры-управленцы должны обладать здоровым конформизмом, чтобы не тратить время на борьбу с ветряными мельницами. Они должны быть обучаемы. После получения диплома они недостаточно образованны с точки зрения конкретно-практических знаний, они должны научиться управлять своими эмоциями, своим интеллектом, своей физиологией, уметь добиваться поставленных целей, доводить начатое до конца, обладать необходимыми морально-волевыми качествами, целеустремленностью. Они должны быть уверены в себе и уметь доказать «Я -это Я, остальное не имеет значения», должны знать секреты управленческих технологий успеха, быть борцами - борцами за свои интересы, подавлять в себе гипертрофированный эгоцентризм и быть готовым к непрерывному образованию.
Задача успешного лидера - поддерживать правильный баланс между сознательными и бессознательными составляющими нашей личности, перекосы в любую из сторон вредны и опасны. Этот недостаток равняется недостатку жизненной силы, а его избыток порождает натуру диктатора [21, 22].
Успешный лидер-управленец умеет правильно воспринимать критику от значимых для него людей и делать конструктивные выводы.
Ю.А. Афонин, Л.В. Орлова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРА-УПРАВЛЕНЦА..
Очень важно, что современный лидер-управленец формирует в себе компетенции обновления компетенций, что включает в себя поиск и отбор информации, умение анализировать, выдвигать и оценивать гипотезы. Тогда человек из винтика производственной машины и ведомого в политической и социальной сфере превращается в человека, принимающего решения, ведущего собственные проекты. Не соответствующие этим требованиям не могут добиться успеха, выталкиваются в нижние социальные страты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент [Текст]: учебник / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин, А.С. Панкратов. М.: Изд-во МГУ, 2004. С.134-145.
2. Афонин, Ю.А. Менеджмент организации [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин. М.: Экономика, 2004. С.357-364.
3. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) //Иванова Т.Н. диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011
4. Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли [Текст] / Б. Гейтс. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2015. С.278-295.
5. Грин, Р. Искусство обольщения для достижения власти [Текст] / Р. Грин; пер. с англ. Е. Я. Мигуновой. М.: РИПОЛклассик, 2015. С.54-67.
6. Добреньков, В.И. Социология: В 3 т. Т. 1. Методология и история [Текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2013. С.15-24.
7. Желнина Е. В. Социальная технология подготовка персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина. Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.
8. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности [Текст] / С.Р. Кови. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. С.178-184.
9. Орлова, Л.В. Медиативная компетенция руководителя как инструмент эффективного управления персоналом. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М.: ИНФРА-М, 2014. № 2 (11). С. 25-29. Doi: 10.12737/3529
10. Трамп, Д. Дж. Как стать богатым [Текст] / Д.Дж. Трамп; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. С.130-143.
11. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества [Текст] / П. Штомпка; пер. с пол. С. М. Червонной. М.: Логос, 2015. С.387-398.
12. Terry E. McSween. John Wiley & Sons The Values-Based Safety Process: Improving Your Safety Culture with Behavior-Based Safety, Review of European Studies ,Vol.7,№.9 2014. - P. 87-96 .
13. Dale Brethower & Karolyn Smalley. Pfeiffer Performance-based Instruction: Linking Training to Business Results,Harvard Journal of Fundamental and Applied Studies ,№1(7). 2015. P. 251-258 .
14. Горбачева Н.Б. Сравнительный анализ экономизации молодежи на примере г.о. Тольятти // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S10. С. 21-25.
15. John Austin & James E. Carr Handbook of Applied Behavior Analysis, Pub Press. 2012. P. 159-165 .
16. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Постиндустриальный переход и его лидеры // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 30-33.
17. Ковальчук Е.С. Кадровые стандарты педагогических лидеров в школах стран Западной Европы // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 3944.
18. Тайкова Л.В. Лидерство у студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 193-195.
19. Вострокнутов Е.В., Прошин И.А., Устино С.С. Развитие лидерских качеств бакалавров направления подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)» средствами учебных дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 71-74.
20. Orlova L.V., Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models. Review of European Studies; Vol. 7, No. 9; 2015. P.75-82. Doi:10.5539/res.v7n9p75
21. Alasdair A. K. White Managing for Performance, Piatkus Books, 2014. P. 74-81 .
22. Afonin Y.A., Orlova L.V. Analyzing the Modern and Soviet Culture of Management. Вестник Самарского муниципального института управления. - Самара: САГМУ, 2015. № 1. С. 91-9.
PROFESSIONAL QUALITY MODERN LEADER-MANAGERS: THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS
© 2015
Y.A. Afonin, Doctor of economic sciences, professor of "Management" Samara State University of Economics L.V. Orlova, Doctor of Social Sciences, Professor, Head of "Personnel Management and Sociology" Samara Academy of State and Municipal Management Annotation-. The article describes the course of the discourse, based on the latest achievements of theoretical and applied results in the development of this scientific problem. We consider the current requirements for the leader, as well as the
history of the development of ideas about leadership, effective management principles. It describes the goals, objectives and methods of effective managers on the basis of the history of their lives, as well as the main approaches to the formation of personal qualities of top managers of Russian campaigns.
Keywords: manager, manager, manager, cognitive ability, emotional intelligence, technical skills, professional competence, existential anxiety.