Научная статья на тему 'Профессиональные интересы студентов-социологов (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)'

Профессиональные интересы студентов-социологов (на примере выпускников Брянского государственного технического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ / GRAPH OF INTER-BRANCH RELATIONS / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / DIPLOMA WORK / ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / TEACHING SOCIOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PROFESSIONAL INTERESTS / СОЦИОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / BRANCH OF SOCIOLOGY / SOCIAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошлаков Дмитрий Михайлович, Ноздрина Наталья Александровна

Исследуются профессиональные интересы студентов-социологов. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие студентами решения о теме своей дипломной работы. Предлагается социологический подход к анализу межотраслевых связей в тематике дипломных работ студентов. Отмечается, что в современном социально-гуманитарном знании наблюдается «сетевой поворот», который представляет собой существенное повышение исследовательского интереса к сетевой проблематике и сетевым эффектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошлаков Дмитрий Михайлович, Ноздрина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional interests of students of the sociological department (on the example of graduates of Bryansk State Technical University)

We investigate the professional interests of graduates of State Educational Institution of higher professional education “Bryansk State Technical University” graduates of the specialty “Sociology”. We provide a sociological approach to the analysis of intersectoral linkages in the topics of graduation works of students. It is noted that in modern socio-humanitarian knowledge, there is a “network turn”, which is a significant increase in research interest in network effects.

Текст научной работы на тему «Профессиональные интересы студентов-социологов (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)»

- рекомендуемая оценка, указанная в характеристике с места практики;

- деятельность студента в течение практики (самостоятельность, инициативность, активность и др.);

- участие в «Фестивале лета», где студенты демонстрируют полученный опыт, знания, умения и сформированные компетенции (участие в конкурсной программе для студентов-практикантов, подготовка площадки о деятельности лагеря, участие в мастер-классах для студентов младших курсов).

По результатам работы студентов можно отметить, что у большинства студентов в результате уже сформированы умения взаимодействовать с детьми и организовывать коллективную деятельность временного коллектива, умение строить работу временного коллектива с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей, педагогической системы ЗДОЦ.

Библиографический список

1. Карпова Е.М. Роль учебной практики в процессе профессионального становления студента-бакалавра по направлению психолого-педагогического направления // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. статей / отв. ред. И.В. Фролов. -Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - 869 с.

2. Петрова М.С., Сомкина М.А. Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. -С. 155-157.

УДК 316 ; 378

Кошлаков Дмитрий Михайлович Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный технический университет dmkosh2012@yandex.ru, nozdrina.natalye@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)

Исследуются профессиональные интересы студентов-социологов. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие студентами решения о теме своей дипломной работы. Предлагается социологический подход к анализу межотраслевых связей в тематике дипломных работ студентов. Отмечается, что в современном социально-гуманитарном знании наблюдается «сетевой поворот», который представляет собой существенное повышение исследовательского интереса к сетевой проблематике и сетевым эффектам.

Ключевые слова: граф межотраслевых связей; дипломная работа; преподавание социологии; профессиональные интересы; социология; студенты.

В Брянском государственном техническом университете (БГТУ) с 2008 г. накопился определенный опыт подготовки социологов, сложились некоторые традиции. Появилась определенная информация, которая нуждается в анализе и обобщении. Представляет актуальность проблема профессиональных интересов студентов-социологов, проявляемых ими в процессе подготовки дипломных (выпускных квалификационных) работ.

Мы исходим из достаточно общего предположения о том, что у каждого студента есть свои интересы в той профессиональной области, к деятельности в которой его готовят. Исходя из этих интересов, студент определяет тему своей дипломной работы. Естественно, что студент может руководствоваться и иными мотивами при выборе темы дипломной работы, например, представлениями о простоте той или иной отрасли социологии. Кроме того, на выбор темы диплома существенное влияние оказывают избранный научный руководитель, преподаватели, одногруппники, наличие доступа или возможность получения доступа к той

или иной социальной информации, место работы дипломанта (при наличии). Количество этих факторов можно увеличить. Однако исходим и будем исходить из того, что в теме дипломной разработки, так или иначе, находят свое отражение профессиональные интересы дипломантов. Практика и анализ показывают, что в какой-то части случаев подобное предположение согласуется с действительностью.

В любом случае дипломная работа (тем более по социологии, т.е. науке, находящейся в поле сильного притяжения естественного, социального и гуманитарного знания одновременно) принадлежит к так называемой учебно-исследовательской (учебно-научной) деятельности студента. Как следствие, это предполагает проявление дипломантом творческих наклонностей, склонностей к научно-исследовательской и аналитической деятельности, его профессиональных интересов. Важность изучения последних обусловлена тем, что профессиональные интересы студентов оказывают непосредственное влияние на качество учебного процесса, его глубину и плодотворность [1, с. 11, 13, 17].

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22

© Кошлаков Д.М., Ноздрина Н.А., 2016

134

Эмпирическую основу анализа составили данные о выпускниках БГТУ по направлению подготовки (специальности) «Социология», окончивших вуз в 2013-2015 гг. Эти данные сосредоточены в их дипломных работах и университетских приказах об утверждении тематики этих работ. В ходе анализа теме каждой из дипломных работ сопоставлялось одно или при необходимости два наименования отраслей социологии, к которым тема может быть отнесена. В некоторых случаях с целью уточнения этого вопроса пришлось обратиться к тексту самих дипломных работ. В итоге 22 из 62 тем дипломных работ (т.е. 35,5%) оказались «двойными», т.е. относящимися одновременно к двум отраслям социологии.

Результаты обработки тем распределились следующим образом (табл. 1, рис. 1). (В скобках отметим, что объем выборки составлял 62 работы, причем выборочная и генеральная совокупности совпадали).

Обратим внимание, что по причине того, что ряд тем были отнесены сразу к двум отраслям, выраженная в абсолютных значениях итоговая сумма

Распределение тем по

в приведенной выше таблице (табл. 1) больше количества выпускников и соответственно проанализированных тем (84 вместо 62). При этом можем заключить, что наибольшей популярностью (25%) у студентов пользуется социология управления, что совпадает со специализацией (профилем), реализуемой в БГТУ в рамках специальности (направления подготовки). Вместе с тем весьма популярны социология молодежи (15,5%), образования (15,5%), конфликта (7,1%).

Характерно, что социология материнства и детства интересует именно студенток. Косвенно это отчасти подтверждает то предположение, согласно которому студент при выборе темы дипломной работы в определенной степени руководствуется своими интересами.

Показательна картина «двойного» выбора, т.е. ситуации, когда тема дипломной работы выбирается на стыке двух отраслей социологии. Граф подобного рода «двойного» выбора представлен на рисунке 2. Каждой дуге графа сопоставлено некое целое положительное число, соответствующее силе конкретной связи - количеству «двойных» выборов.

Таблица 1

отраслям социологии

Отрасль социологии Количество тем, отнесенных к отрасли Доля тем, отнесенных к отрасли, %

Социология управления, 21 25,0

в т.ч.

социология управления персоналом 16 19,0

Социология молодежи 13 15,5

Социология образования 13 15,5

Социология конфликта 6 7,1

Социология материнства и детства, 5 6,0

в т.ч.:

- социология детства 4 4,8

- социология материнства 1 1,2

Экономическая социология 4 4,8

Геронтосоциология 3 3,6

Социология коммуникации 3 3,6

Социология досуга 2 2,4

Социология региона и города, 2 2,4

в т.ч.:

- социология региона 1 1,2

- социология города 1 1,2

Социология тендера 2 2,4

Социология девиантного поведения 2 2,4

Военная социология 1 1,2

Демография 1 1,2

Политическая социология 1 1,2

Социология здравоохранения 1 1,2

Социология культуры 1 1,2

Социология права 1 1,2

Социология физической культуры и спорта 1 1,2

Этносоциология 1 1,2

Итого 84 100

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

135

Этносоциология Социология физкультуры и спорта Социология права Социология культуры Социология здравоохранения Политическая социология Демография Военная социология Социология девиантного поведения Социология тендера Социология региона и города Социология досуга Социология коммуникации Геронтосоциология Экономическая социология Социология материнства и детства Социология конфликта Социология образования Социология молодежи Социология управления

1.2 1:2 1.2 1.2 1.2 1.2 1.2 1.2

□ 2,4

□ 2,4

□ 2,4

□ 2,4

□ 3,6

□ 3,6

] 1,8

□ 7,1

□ 15,5

□ 15,5

О 5 10 15 20

Рисунок 1. Доля тем, отнесенных к отрасли социологии (в %)

[Социология ] культуры

Этно-I социология

Социология молодежи

Социология уобразования!

Социология [материнства ) и детства

Социология труда

Социология досуга

Социология

здраво-.охранения ,

Рисунок 2. Граф межотраслевых связей

Представленный на рисунке 2 граф образует сеть межотраслевых связей совокупности анализируемых дипломных работ. Отметим, что интерес социологов к подобного рода сетям весьма существенен. Более того, один из выдающихся представителей теории интеллектуальных сетей и культурного капитала Р. Коллинз настаивает на том, что интеллектуальное творчество является результатом сетевых взаимодействий субъекта творчества [2, с. 88]. В достаточно широкой трактовке подобного рода взаимодействие происходит в рамках сетей различного вида: меж-

субъектных (между отдельными субъектами научного творчества), межпоколенческих, межотраслевых и т.д.

На значимость происходящего ныне «сетевого поворота» социально-гуманитарного знания, т.е. его разворота к сетевой проблематике и переинтерпретации многих явлений жизни именно как сетевых, обращает внимание Н.С. Розов [3], справедливо подмечая, что в литературоведении внимание уже давно и активно перераспределяется в сторону увеличения интереса к так называемым интертекстуальным связям [2, с. 89].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

136

Таблица 2

Количество межотраслевых связей отраслей социологии

Отрасль социологии Количество связей в ситуации «двойного» выбора Доля «двойных» тем, приходящаяся на отрасль, %

Социология управления 9 18,8

Социология образования 8 16,7

Социология молодежи 8 16,7

Социология конфликта 5 10,4

Социология материнства и детства 3 6,3

Социология коммуникации 3 6,3

Социология региона и города 2 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социология досуга 2 4,2

Этносоциология 1 2,1

Социология труда 1 2,1

Социология науки 1 2,1

Социология культуры 1 2,1

Социология здравоохранения 1 2,1

Социология девиантного поведения 1 2,1

Социология гендера 1 2,1

Геронтосоциология 1 2,1

Итого 48 100

123456789 Число отраслей с соответствующим количеством связей Рисунок 3. Распределение количества межотраслевых связей

Отметим, что граф межотраслевых связей (рис. 2) распадается на два графа. При этом более чем показательно, что у каждого из этих несвязанных графов есть некое ядро - узловая отрасль «двойного выбора». В частности, ситуация такова, что у основной массы вершин графов связей мало, но у некоторого небольшого количества вершин связей значительно больше. Именно эти - обладающие наибольшим коммуникативным потенциалом - вершины выступают в роли «хабов». Соответствующие математические образы (и именно как образы, образы, позволяющие вскрыть некий смысл) мы заимствуем из работы [4, с. 7].

Наличие «двойных выборов» указывает на то, что между отраслями существуют определенные межотраслевые связи, и студенты совершают выбор темы для дипломной работы именно в поле действия этих связей. Косвенно все это указывает

на развитость у них интереса именно к межотраслевой тематике.

Так, количество связей каждой из отрасли социологии, представленной на рисунке 2, сведем в таблицу 2.

Наиболее сильными отраслями-коммуникаторами для студентов-дипломников оказываются социология молодежи, социология управления и социология образования.

По данным таблицы 2 построим распределение количества связей отраслей (рис. 3). Благодаря соответствующей гистограмме (рис. 3) видим, что 50% возникших в условиях «двойного выбора» межотраслевых связей возникли по одному разу, т.е. характерны только для одной работы.

Анализ эмпирических данных, в принципе, можно продолжать и дальше, применив, например, специальные методы обработки информации.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

137

Однако, не в этом цель этой небольшой по своему объему аналитической заметки. Ее цель состоит в том, чтобы выявить профессиональные интересы выпускников отделения социологии БГТУ 2013-2015 гг. и наметить некий прием выявления указанных интересов.

Эти интересы охарактеризовать можно примерно так:

1. Наибольшей популярностью пользуются при выборе тем для дипломной разработки такие отрасли социологии, как

- социология управления,

- социология молодежи,

- социология образования,

- социология материнства и детства,

- социология конфликта.

2. Эти же отрасли выступают наиболее значимыми и в плане «двойного» выбора.

3. Естественно, что связь, скажем, социологии образования и социологии молодежи, выбор тем на пересечении этих отраслей вполне естественен, т.к. основная масса получающих образование -люди молодые. Не менее сильной оказывается в подобном контексте и связь («пересечение») социологии управления и социологии конфликта.

4. Помимо подобных очевидных «пересечений» оказывается, что в поле дипломантов находятся и далеко не очевидные «пересечения» отраслей со-

циологии. Например, можно говорить о «пересечении» социологии образования и геронтосоциоло-гии (речь идет о дипломной работе, тема которой была посвящена исследованию образования пожилых людей).

Естественно, что проведенный нами анализ носит в большей мере «пристрелочный» характер, ибо позволяет, как говорят в военном деле, «пристреляться». Однако и подобная «пристрелка» позволяет получить кое-какую интересную в социологическом смысле информацию.

Библиографический список

1. Потемкин А.Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. -№ 1.

2. Розов Н.С. Социологическая теория и мировая интеллектуальная история: «Социология философий» Рэндалла Коллинза // Социологический журнал. - 2001. - № 4.

3. Розов Н.С. Возможны ли «быстрые открытия» и накопление знаний в социальных науках? // Философия науки. - 2012. - № 3 (14).

4. Грищенко В.С. Метрики репутации: Модели и алгоритмы построения открытых информационных сред: автореф. ... канд. физ.-мат. наук. - Екатеринбург, 2007.

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.