Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЛНР'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЛНР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕБЕНОК-СИРОТА / ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цыган Нина Валентиновна

Освещаются практические аспекты постинтернатоного сопровождения выпускников интернатных учреждений социальными учреждениями Луганской Народной Республики с позиции профессиональных проблем. Рассмотрен алгоритм взаимодействия государственных структур и социальных учреждений по адаптации и реинтеграции детей-сирот в социум. Описаны технологии социальной работы с молодежью данной категории, направленные на успешную социализацию в постинтернатный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цыган Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DESTRUCTIONS OF THE SOCIAL WORKERS PROVIDING THE ASSISTANCE OF THE GRADUATES OF THE ORPHANAGES IN THE LUGANSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article deals with the practical aspects of the post-orphanage support of the graduates of the residential care facilities by the social institutions of the Lugansk People’s Republic from the perspective of the professional issues. There is considered the algorithm of the interaction of the government institutions and the social institutions directed to the adaptation and reintegration of the orphan children in the society. The author describes the technologies of the social work with the youth of this category focused on the successful socialization in the post-orphanage period.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЛНР»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н.В. ЦЫГАН (Луганск)

профессиональные деструкции

социальных работников, осуществляющих оказание помощи выпускникам интернатных учреждений в лнр*

Освещаются практические аспекты постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений социальными учреждениями Луганской Народной Республики с позиции профессиональных проблем. Рассмотрен алгоритм взаимодействия государственных структур и социальных учреждений по адаптации детей-сирот и их реинтеграции в социум. Описаны технологии социальной работы с молодежью данной категории, направленные на успешную социализацию в постинтернатный период.

Ключевые слова: социализация, ребенок-сирота, выпускник интернатного учреждения, социальная адаптация, социальная мобильность, модель постинтернатного сопровождения, социальное общежитие, социальное сопровождение, социальная интеграция.

Работа социальных учреждений по оказанию поддержки выпускникам интернатных учреждений требует от социальных работников постоянного развития профессионализма и повышения профессиональной компетентности, использования инновационных подходов в деятельности и постоянного поиска новых, более эффективных форм работы. Вместе с тем работа с данной категорией клиентов способствует формированию и развитию определенных профессиональных деструкций, которые негативно влияют на личность и деятельность специалистов социальной сферы.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений остается актуальной проблемой для современного общества. Выходя из интернатного учреждения, они не имеют адекватного представления о том, что ждет их в большом мире, не могут адаптироваться к новым условиям жизни. Обычно выпускники

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

интернатных учреждений испытывают трудности в общении с другими людьми [3, с. 19].

Чтобы сделать процесс социализации выпускников интернатных учреждений менее травматичным и более успешным, создана система постинтернатного сопровождения, направленная на успешную социализацию и адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. она подразумевает под собой процесс приспособления к условиям социальной среды после выпуска из учреждения, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов вступает в самостоятельную жизнь, осуществляя полезную деятельность и переживая процессы самоутверждения [4, с. 41].

В Луганской Народной Республике вопрос постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений возложен на Республиканский центр социальной поддержки семей, детей и молодежи, который имеет 15 филиалов во всех городах и районах. Именно данное социальное учреждение, в соответствии с положением, осуществляет мероприятия по социальной и психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из их числа. Целью деятельности центра является подготовка их к самостоятельной жизни, содействие в обеспечении социально-бытовых условий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, а также с 16 лет в случае приобретения лицом дееспособности. Специалисты центра осуществляют социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений после их возвращения по месту постоянной регистрации.

В основе социального сопровождения лежит механизм взаимодействия разных социальных структур республики, которые занимаются защитой прав и интересов детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. И действует он на протяжении всего времени, пока ребенок находится в интернатном учреждении или воспитывается в семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

С момента изъятия ребенка из семьи и помещения его в интернатное учреждение отдел по делам семьи и детей территории, где проживал ребенок с биологическими родителями, осуществляет мероприятия по сохранению жилья и имущества несовершеннолетнего. Со-

О Цыган Н.В., 2022

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

гласно нормативным документам, действующим в республике, квартира, дом или имущество не могут быть проданы без согласия отдела, если в нем прописан или зарегистрирован ребенок.

Кроме того, отдел по делам семьи и детей осуществляет постоянный мониторинг условий проживания и воспитания ребенка в государственных формах устройства. Эта работа проводится отделом совместно с сотрудниками республиканского центра социальной поддержки семей, детей и молодежи, администрацией интернатного учреждения, в котором воспитывается ребенок. Таким образом, связь ребенка с территорией, на которую он вернется через несколько лет после окончания интернатного учреждения, не прерывается и постоянно поддерживается через государственные органы.

За год до окончания интернатного учреждения в процесс социальной поддержки будущего выпускника включаются социальные работники филиала республиканского центра социальной поддержки семей, детей и молодежи той территории, на которую будет возвращаться данный ребенок. Совместно с отделом по делам семьи и детей сотрудники центра изучают жилищные условия и социальное окружение по месту возвращения выпускника, а также осуществляют мероприятия по налаживанию социальных связей с близкими родственниками.

По возвращении выпускника интернатного учреждения на место постоянного проживания социальные работники центра осуществляют мероприятия по социальному сопровождению с целью его успешной адаптации в социум. В процессе социального сопровождения специалисты оказывают помощь в оформлении необходимых документов, решении жилищных вопросов, поиске работы, а в случае необходимости помогают продолжить обучение или пройти переподготовку.

Центры проводят целенаправленную деятельность по восстановлению социальных связей выпускников интернатных учреждений. Созданы программы развития жизненных навыков, психологической поддержки, направленной на формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, умения ставить цели и разрабатывать стратегии их достижения. Проводятся занятия по формированию навыков поиска работы, самопрезентации, написания резюме и прохождения собеседования с работодателем.

Для выпускников интернатных учреждений, которые по каким-либо причинам остались без жилья на момент окончания учебного учреждения и возвращения по месту постоянной регистрации, в республике функционирует социальное общежитие для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также лиц из их числа.

Социальное общежитие - это учреждение для временного проживания детей-сирот в возрасте от 15 до 18 лет, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Целью деятельности социального общежития является создание условий для социальной адаптации лиц, которые в нем проживают, и подготовка их к самостоятельной жизни [2, с. 67].

Основными задачами общежития являются обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки временным жильем, а также оказание им психологических, социально-педагогических, юридических, социально-экономических и информационных услуг. Общежитие обеспечивает создание социально-бытовых условий для проживания и защиту прав и интересов лиц, проживающих в них. Срок проживания в социальном общежитии составляет 3 года.

С жильцами общежития работают психологи, деятельность которых направлена на развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации и самореализации, постановки целей и составления плана их достижения. Юридическую помощь жильцы общежития получают по вопросам вступления в наследство, получения документов, решения жилищных вопросов, а также других юридических вопросов. Социальные работники помогают в решении вопросов трудоустройства, получения материальных выплат, налаживания контактов с родственниками. С жильцами социальных общежитий работают и социальные педагоги, деятельность которых направлена на обучение выпускников интернатных учреждений бытовым навыкам, в том числе навыкам приготовления пищи, пользования деньгами, общения и установления позитивных контактов.

В случае трудной жизненной ситуации в связи с потерей жилья в результате стихийных бедствий, пожара, военного конфликта молодежь из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в частности одинокие матери и беременные женщины, могут обратиться и в Центр социально-психологической поддержки. Центр рассчитан на 16 мест кругло-

суточного пребывания клиентов. Срок пребывания в Центре - 120 суток с бесплатным проживанием и питанием. Центр оказывает социально-психологическую, социально-педагогическую, медицинскую, юридическую помощь, а также помощь по трудоустройству и поиску жилья лицам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Специалисты центра помогают клиентам выйти из кризисного состояния и возвращают их к нормальной жизни.

Учреждение имеет право регистрации клиентов по своему адресу, что дает возможность оказывать помощь в оформлении документов, удостоверяющих личность, а также в оформлении государственной денежной помощи. Кроме того, клиентам центра помогают овладеть социально-бытовыми навыками, оказывают помощь в оформлении пенсии, государственной помощи по рождению ребенка, выплатам одиноким матерям.

Работа социальных работников по адаптации выпускников интернатных учреждений зачастую имеет сложности в реализации из-за отсутствия материальных средств, взаимопонимания со стороны партнерских организаций, а также сложности в решении вопросов, связанных с трудоустройством и предоставлением жилья для выпускников интернатных учреждений. Кроме того, эта работа зачастую сопряжена с эмоциональными перегрузками, ненормированным рабочим временем, отсутствием мотивации и справедливой оценки результатов деятельности. Это ведет к накоплению негативных проявлений у специалистов как в личностном плане, так и в осуществлении профессиональной деятельности, что способствует формированию профессиональных деструкций.

Причиной возникновения профессиональной деструкции, по мнению В.Г. Самохвал, являются возрастные изменения, нервное и физическое истощение, различные заболевания [5, с. 20]. Причинами профессиональной деструкции социальных работников, осуществляющих поддержку выпускников интернатных учреждений, являются проблемы клиентов, которые, как правило, острые и трудно решаемые, глубокий контакт с клиентом из-за сопереживания и сочувствия к его проблемам. Сюда же нужно отнести специфику данной категории клиентов, связанную с определенной пассивностью в решении собственных проблем, сформированными в условиях интернатных учреждений потребительскими установ-

КИЕ НАУКИ -

ками, отсутствием навыков ставить цели и разрабатывать планы по их достижению.

Профессиональная деструкция у социальных работников сопровождается наличием психической напряженности, психоэмоциональным дискомфортом, частыми конфликтами и кризисными явлениями [1, с. 64]. Это ведет как к проблемам самого сотрудника социальной службы, так и к возникновению сложного микроклимата внутри коллектива, в котором он осуществляет деятельность.

Задача руководителя социального учреждения состоит в создании комфортных условий для работы сотрудников, мотивировании их на оказание качественных социальных услуг. Вместе с тем необходимо способствовать профессиональному развитию и совершенствованию социальных работников. Важнейшей задачей является профилактика профессиональных деструкций и выгорания социальных работников.

Таким образом, с целью предупреждения профессиональных деструкций социальных работников, оказывающих услуги по адаптации выпускников интернатных учреждений, возникает необходимость в разработке специальной программы, направленной на профессиональную поддержку социальных работников, а также профилактику профессиональных рисков, связанных с их деятельностью. Сегодня в Луганской Народной Республике ведется работа по разработке и внедрению в практику программы профилактики профессионального выгорания социальных работников. К разработке программы привлечены:

- научные кадры высших учебных заведений;

- специалисты профильного министерства,

- специалисты-практики, сотрудники социальных служб.

Список литературы

1. Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Территория науки. 2015. № 5. С. 63-67.

2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учеб. пособие. 10-е изд., испр. и доп. М., 2010.

3. Пантелеева Н.А. Развитие личностных качеств в структуре адаптационного потенциала воспитанников детского дома: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2008.

4. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников детских домов: вопросы социальной адаптации / под ред. И.А. Подольской. Калуга, 2008.

известия ВГПУ

5. Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20-23.

* * *

1. Klevcova N.A. Sindrom emocional'nogo vy-goraniya v professional'noj deyatel'nosti specialista // Territoriya nauki. 2015. № 5. S. 63-67.

2. Pavlenok P.D. Teoriya, istoriya i metodika social'noj raboty. Izbrannye raboty: ucheb. posobie. 10-e izd., ispr. i dop. M., 2010.

3. Panteleeva N.A. Razvitie lichnostnyh kachestv v strukture adaptacionnogo potenciala vospitannikov detskogo doma: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kazan', 2008.

4. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vy-pusknikov detskih domov: voprosy social'noj adapta-cii / pod red. I.A. Podol'skoj. Kaluga, 2008.

5. Samohval V.G. Problemy vozniknoveniya professional'noj destrukcii i professional'nogo vygora-niya // Territoriya nauki. 2016. № 4. S. 20-23.

Professional destructions of the social workers providing the assistance of the graduates of the orphanages in the Lugansk People's Republic

The article deals with the practical aspects of the post-orphanage support of the graduates of the residential care facilities by the social institutions of the Lugansk People's Republic from the perspective of the professional issues. There is considered the algorithm of the interaction of the government institutions and the social institutions directed to the adaptation and reintegration of the orphan children in the society. The author describes the technologies of the social work with the youth of this category focused on the successful socialization in the post-orphanage period.

Key words: socialization, orphan children, graduate of residential care facility, social adaptation, social mobility, model of post-orphanage support, social boarding house, social support, social integration.

т.в. гончарова

(луганск)

профессиональные дефициты специалистов социальной сферы, занимающихся проблемами семейного насилия*

Уточняется понятие «насилие в семье». Раскрывается актуальность профессиональной подготовки социальных работников, в которых современное общество испытывает дефицит, к осуществлению профилактики насилия в семье. Описаны виды насилия, которые могут применяться к детям в семье, и их негативные последствия, сказывающиеся на развитии ребенка.

Ключевые слова: семья, насилие в семье, дети, профилактика.

Семья была, есть и останется единственным социальным институтом, способным удовлетворить все потребности человека. Согласно общеизвестной пирамиде потребностей А. Маслоу, в семье могут быть удовлетворены все личностные потребности - от низших (физиологические, потребность в безопасности, причастности к группе) до высших (принятие и уважение, самоактуализация). Современной науке не известен ни один другой социальный институт, способный в такой мере удовлетворить все потребности личности. Возможно, это и есть основной секрет прочности института семьи. Меняются эпохи, социально-экономические, политические условия жизни, виды семей, но основные личностные потребности и потребность в продолжении рода, остаются неизменными. тип семьи, условия ее создания, семейный уклад, безусловно, изменяются с течением времени, но сама по себе семья как уникальный социальный институт сохраняется.

Положительное развитие института семьи зависит от его восприятия младшим поколением как ценности. Ведь именно сегодняшние дети являются потенциальными родителями, супругами и «строителями» будущего общества. Насилие в семье в любом его проявлении нарушает естественную социализацию де-

* Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональные дефициты специалистов социальных служб» (9 ноября 2021 г.).

О Гончарова Т.В., 2022

(Статья поступила в редакцию 17.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.