Хахонова Н.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях реформирования аудиторской деятельности в России, обсуждения проекта закона об аудиторской деятельности, ориентации на международ-
ные стандарты аудита нельзя не отметить все возрастающую роль профессиональных аудиторских организаций. Действующей редакцией Закона «Об аудитор -
163
ской деятельности» было предусмотрено создание в РФ института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые должны играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — это объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.
Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее вышеуказанным требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудитор -ских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.
Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
В настоящее время аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений. В их состав вошли: Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Национальная Федерация консультантов и аудиторов, Институт профессиональных аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества, Московская аудиторская палата. Все эти объединения в настоящее время находятся в стадии реорганизации. В печати достаточно широко освещается деятельность в основном
Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, в то время как о деятельности иных объединений известно очень мало. Именно по этой причине хотелось бы более подробно рассмотреть принципы образования и функционирования отдельных из них.
Аудиторская палата России
В декабре 1995 г. состоялось учредительное собрание ассоциации Аудиторская палата России (ААПР). Ее учредителями выступило 21 профессиональное аудиторское объединение, 8 высших учебных заведений. Среди них региональные аудиторские палаты (в том числе Южно-Российская аудиторская палата), ассоциация бухгалтеров и аудиторов, крупнейшие экономические вузы страны.
Согласно уставу, ААПР является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на добровольных началах некоммерческие аудиторские объединения аудиторов и (или) аудитор -ские организации, ведущие образовательные учреждения, на базе которых созданы учебно-методические центры подготовки и аттестации аудиторов, а также иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеющие отношение к аудиторской и связанной с ней деятельности.
Целью создания Палаты было содействие развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в Российской Федерации, совершенствованию профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно, и прежде всего членов Палаты в законодательных и исполнительных органах власти.
Основными задачами Палаты являются:
- содействие развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в России;
- обеспечение соблюдения требований законодательства об аудиторской деятельности РФ;
- координация взаимодействия между аудиторскими организациями, их объединениями и учебными заведениями, занимающихся подготовкой аудиторских кадров.
К основным функциям Палаты можно отнести:
- участие в разработке стратегии развития аудита в России;
- разработку предложений по развитию бухгалтерского, налогового законодательства и нормативных актов, их регулирующих;
- осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов, их регулирующих, и т.д.
В 2000 г. Аудиторская палата России была преобразована в некоммерческое партнерство (НП АПР).
С момента создания Палаты ее численность выросла более чем на три четверти. Члены Палаты зарегистрированы в 54 субъектах Российской Федерации, оказывают аудиторские услуги предприятиям и организациям практически на всей территории России. В составе Палаты — 19 региональных профессиональных аудиторских объединений; 14 крупных вузов, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фирмы и аудиторы, работающие без образования юридического лица; консультационные и оценочные фирмы.
Исполнительные органы Палаты — Информационно-консультационный центр, а также профессиональные комитеты — оказывают своим членам организационную, консультационную и методическую помощь. Сейчас действуют семь профильных комитетов: Комитет по законодательству; Комитет по стандартизации и методологии аудита и контроля за качеством работы аудиторов; Комитет по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности; Комитет по стандартизации и методологии оценочной деятельности в аудите; Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию; Комитет по работе с представительства-
ми и членами НП АПР в регионах и Комитет по профессиональной этике.
Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Основными направлениями деятельности Аудиторской палаты России на 2001 г., утвержденными Советом Палаты 21 декабря 2000 г.
Российская Коллегия аудиторов (РКА)
Общественная организация «Российская коллегия аудиторов» (РКА) является общественной, профессиональной, добровольной организацией граждан, занимающихся аудиторской и (или) иной связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов.
Коллегия призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в Российской Федерации, укреплению международных связей российских аудито -ров, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии. РКА была создана в июне 1992 г. как некоммерческая организация. Сейчас в ее составе более 900 аттестованных аудиторов из 54 регионов России.
Основными целями и задачами Коллегии являются:
- защита и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки членами Коллегии;
- содействие разработке основных принципов организации аудита на территории Российской Федерации, рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;
- координация деятельности членов Коллегии.
В соответствии со своими целями и задачами Коллегия осуществляет следующие виды деятельности:
- организует и осуществляет изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности; содействует распространению знаний членов Коллегии;
- содействует организации научно-исследовательских работ, привлекая к участию в них специалистов в области аудита;
- создает различные комиссии и группы из числа Коллегии для разработки отдельных вопросов аудиторской деятельности;
- осуществляет информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в создании учебно-методических пособий по вопросам аудита;
- участвует в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в Российской Федерации на основе обязательных квалификационных требований и программ обучения;
- осуществляет консультирование членов Коллегии по вопросам повышения уровня исполнения профессиональных обязанностей;
- осуществляет консультирование по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов — членов Коллегии;
- участвует в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности на территории Российской Федерации;
- организует стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;
- создает и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;
- разрабатывает аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует работу по их актуализации и применению членами Коллегии;
- организует проведение конференций и семинаров по проблемам аудита и аудиторской деятельности;
- устанавливает и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе международных организаций;
- содействует внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;
- разрабатывает и утверждает нормы профессиональной этики аудиторов — членов Коллегии;
- осуществляет контроль за соблюдением Кодекса профессиональной этики аудиторами — членами Коллегии и клиентами, если для этого не установлен иной порядок.
Коллегия имеет собственные стандарты профессиональной деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами аудита и прошедшие экспертную оценку в Институте аудиторов Германии. Стандарты аудита РКА рекомендованы Рабочей группой по аудиту СНГ в своих странах.
Высшим руководящим органом Коллегии является Съезд, который созывается не реже одного раза в три года. Члены Коллегии письменно извещаются о созыве Съезда и необходимости выдвижения делегатов не позднее чем за один месяц до дня его проведения. Для общего руководства деятельностью Коллегии, а также наблюдения и контроля за работой исполнительной дирекцией в период между Съездами избирается Совет. Совет избирается из числа членов Коллегии. Совет избирается Съездом сроком на три года.
Исполнительная дирекция является исполнительным и распорядительным органом Коллегии, осуществляющим всю оперативную деятельность, включая организационную, договорно-правовую и рекламную, направленную на выполнение главных задач Коллегии, решений Съездов Совета.
Контрольным органом Коллегии является ревизионная комиссия.
Российская Коллегия аудиторов принимает участие в органах государственного регулирования аудиторской деятельности — Департаменте организации аудиторской деятельности при Минфине РФ, Совете по аудиторской деятельности и т. д. РКА является членом Международной Региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (СНГ), а также членом Европейской Федерации бух -галтеров и аудиторов с июня 1999 г. и ас-
социированным членом Международной Федерации бухгалтеров с июня 2000 г.
В марте 2000 г. на Конференции российских аудиторов, посвященной обсуждению принятого в первом чтении Проекта ФЗ «Об аудиторской деятельности», было принято решение о создании Национальной Федерации Консультантов и Аудиторов в форме Некоммерческого Партнерства для решения следующих целей:
- консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской деятельности в России путем ведения конструктивного диалога с органами государственного управления по поводу содержательной части Проекта рассматриваемого Закона, содержащего отдельные положения, противоречащие Конституции, действующему российскому законодательству и мировой практике регулирования аудита;
- внедрение Международных стандартов Аудита в профессиональную деятельность;
- создание методологических основ систем внутреннего контроля качества;
- представление и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной деятельности;
- организация взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.
Предметом деятельности Федерации являются:
- проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по актуальным вопросам развития аудиторско-консульта-ционной деятельности;
- участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую и консультационную деятельность;
- организация взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся профессиональной деятельности Федерации;
- содействие внедрению в организациях-членах Федерации профессиональ-
ных стандартов, включая нормы профессиональной этики;
- взаимодействие с организациями, представляющими деловое сообщество, нацеленное на развитие рыночных отношений;
- содействие развитию международного профессионального сотрудничества, установлению деловых связей в области аудита и консультирования, обмену профессиональной информацией;
- участие в разработке и осуществлении проектов, направленных на достижение целей Федерации;
- осуществление благотворительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- осуществление иных мероприятий, если они направлены на реализацию целей Федерации.
Членами Федерации могут быть юридические лица, осуществляющие в качестве одного из видов деятельности аудиторскую и (или) консультационную деятельность, признающие Устав Федерации, принятые в члены Федерации в порядке, определенном в Уставе, и подчиняющиеся правилам Устава.
На данный момент численность Федерации составляет 350 аудиторских и консультационных компаний из 60 регионов России.
Основной источник финансирования деятельности НФКА составляют членские взносы, что является одним из важных критериев оценки деятельности профессионального объединения.
В соответствии со ст. 6.2 Устава, высшим органом управления НФКА является Общее собрание членов Федерации, собираемое не реже одного раза в год. Для участия в Общем Собрании каждая организация-член Федерации направляет своего полномочного представителя. Существует также Совет НФКА, в который входят избранные Общим собранием Управляющие Территориальными округами, Председатели профессиональных Комитетов, Заместители Председателя Совета, Председатель Совета.
Главные направления деятельности НФКА были определены Общими Собраниями НФКА 21.04.2000 и 07.06.2001:
- Работа над проектом ФЗ «Об ауди -торской деятельности» (была организована созданной совместной Рабочей Группой НФКА и РКА).
- Единство целей и задач НФКА и РКА обусловило создание объединенных комитетов по налогам, профессиональной этике, спорам и апелляциям, по профессиональным стандартам и образованию, таких как: Объединенный Комитет по методологии бухгалтерского учета, Объединенный Комитет НФКА и РКА по налогам, Комитет по правовым вопросам, Объединенный Комитет НФКА и РКА по профессиональной этике, спорам и апелляциям, Объединенный Комитет НФКА и РКА по аудиторским стандартам профессиональной деятельности и другие.
Деятельность НФКА организуется в рамках указанных Комитетов. Деятельность Комитетов организуют назначенные Советом Председатели Комитетов. Учитывая масштабы территории России, различную «плотность» представительства аудиторов, а также возможную региональную специфику аудиторских и консультационных фирм, организованы соответствующие направления деятельности в Комиссиях Территориальных округов.
Институт профессиональных аудиторов
Институт является саморегулируемой организацией и учрежден для содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а также достижения следующих основных целей Института:
- осуществление саморегулирования и контроля профессиональной деятельности членов института;
- представление и защита прав и законных интересов членов Института;
- оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.
Институт действует на основе следующих принципов:
- добровольное участие в Институте и выход из Института его членов;
- равенство всех членов Института;
- принятие решений органами Института с учетом интересов всех членов Института;
- саморегулирование;
- внутренний контроль;
- осуществление членами Института профессиональной деятельности в соответствии с принятыми Институтом правилами (стандартами) и иными формами регулирования профессиональной деятельности членов Института;
- соблюдение членами Института установленных Институтом этических норм;
- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности членов Института.
Предметом деятельности Института являются:
- разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, иных форм (норм) регулирования профессиональной деятельности членов Института, контрольных процедур, осуществление контроля за их соблюдением;
- применение мер воздействия к членам Института — нарушителям правил (стандартов) и иных норм регулирования профессиональной деятельности членов Института, а также к членам Института, отказавшимся или препятствовавшим осуществлению Институтом контрольных процедур в соответствии с внутренними документами Института;
- консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;
- представление позиции и защита интересов членов Института в законодательных и исполнительных органах власти;
- развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг в Российской Федерации;
- проведение мероприятий по связи с общественностью, направленных на повышение престижа бухгалтерской профессии и аудиторской деятельности как вида бизнеса;
- предоставление информации о членах института всем заинтересованным лицам, за исключением сведений, являющихся коммерческой тайной, в случаях и порядке, предусмотренном внутренними документами Института;
- установление контактов и делового партнерства в отношениях между членами Института, руководителями и специалистами входящих в Институт организаций;
- содействие развитию международного сотрудничества, установлению де-
ловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами, их профессиональными объединениями;
- участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся вопросов аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Приведенная информация, на наш взгляд, может помочь аудиторам определиться с выбором аккредитованного объединения, т.к. с принятием новой редакции Закона членство в каком-либо профессиональном объединении будет являться обязательным условием для внесения в реестр аудиторов России.