Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.16
Профессиональное здоровье социальных работников: соотношение исследовательских подходов
Евгения Анатольевна Дмитриева
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Профессиональное здоровье человека является одним из ключевых факторов, обеспечивающих успешность, качество, результативность выполняемого им труда. Социальные работники в процессе реализации разноплановых должностных функций могут сталкиваться с различными стрессами и трудностями, что может сказываться на их профессиональном здоровье в виде развития процессов личностной деформации и возникновения симптомов психологического выгорания. В статье рассмотрены подходы к изучению подобного рода проблем в профессиональной деятельности социальных работников. Проведенный анализ закладывает основу для дальнейших перспективных эмпирических исследований профессионального здоровья социальных работников с целью расширения и дополнения научных представлений об особенностях социального труда и разработки программ психологического сопровождения работников данной сферы деятельности в контексте сохранения их профессионального здоровья в динамике трудовой жизни.
Ключевые слова: социальный работник, профессиональное здоровье, профессиональное выгорание, профессиональная деформация, профессионально-личностная компетентность, совладающее поведение, психологическое сопровождение профессиональной деятельности
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Дмитриева Е.А. Профессиональное здоровье социальных работников: соотношение исследовательских подходов // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 111-116. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.16.
Original article
Occupational Health of Social Workers: Correlation of Research Approaches
Evgenia A. Dmitrieva
Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses modern approaches to research on the professional health of social workers. As part of the performance of work, professional health is one of the key factors that ensure the success, quality, and effectiveness of work. Social workers, in the process of performing diverse work functions, may face various professional stresses and difficulties, which, in turn, may affect their occupational health, the development of professional deformation and the occurrence of symptoms of professional burnout. The approaches to the professional health of social workers related to the research of professional deformation of personality, professional and personal competence, professional (emotional) burnout, coping behavior in professional activity are considered. Approaches to the study of such problems in professional activity of social workers are considered in the article. The conducted analysis lays the foundation for further prospective empirical research of social workers' occupational health in order to expand and supplement the scientific understanding of the peculiarities of social work and develop programs of psychological support of the employees of this activity area in the context of maintaining their occupational health in the dynamics of working life.
Keywords: social worker, occupational health, professional burnout, professional deformation, professional and personal competence, coping behavior, psychological support of professional activity
Funding: Independent work.
For citation: Dmitrieva, E.A. (2023) Occupational Health of Social Workers: Correlation of Research Approaches. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 111-116. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.16 (In Russian).
Вопросы изучения профессионального здоровья специалистов в настоящее время приобретают особую значимость. В современной научной психологической литературе можно обнаружить терминологическое разнообразие в отношении обозначения интересующего нас феномена: «профессиональное здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровье профессионала», «социальное здоровье» и др. Данное обстоятельство обусловлено междисциплинар-ностью указанного понятия. Изначально исследования профессионального здоровья проводились
© Дмитриева Е.А., 2023
в медицине и были связаны с анализом психических состояний личности. В настоящее время они предпринимаются и в других сферах и отраслях научного знания: философии, медицине труда, экономике труда, акмеологии, психологии и педагогики, менеджменте и др. (Шувалов, 2004).
В самом широком смысле здоровье трактуется как системный феномен и подразумевает под собой состояние физического, психологического и социального благополучия, которое включает в себя отсутствие различных психических расстройств, возможность не быть отчужденным, изолированным от социальной жизни, что позволяет человеку в течение жизни реализовывать себя в различных видах деятельности - игровой, учебной, трудовой - а также противостоять жизненным трудностям и стрессовым воздействиям, достигать результатов в обучении и в труде, вносить вклад в жизнь общества в целом1.
В рамках выполнения трудовой деятельности профессиональное здоровье является одним из ключевых факторов, обеспечивающих успешность, качество, результативность усилий индивида. Оно становится основой для реализации межличностных взаимодействий работника в рамках профессиональной среды, компонентом, поддерживающим работоспособность человека в труде, качество его жизни, возможность раскрывать своей потенциал в профессиональной деятельности.
Являясь основой жизнедеятельности в социальной и в профессиональной жизни, профессиональное здоровье обеспечивает адекватную адаптацию и социализацию человека в обществе, формирует его социальные взаимоотношения во внешней среде, благодаря чему происходит развитие человека как личности и как специалиста в профессиональной деятельности. В существующих социально-экономических условиях глобализации, информатизации, цифровой трансформации различных сторон общественной жизни, напряженности различных видов труда здоровье является необходимой субъективной ценностью в системе ценностно-смысловых ориентаций личности и профессионала (Введенский, 2021; Зудин, Введенский, 2021).
Деятельность специалистов помогающих профессий, к которым относятся и социальные работники, носит достаточно стрессогенный характер: в процессе выполнения разноплановых трудовых функций они могут сталкиваться с различными ситуациями напряжения и трудностями, которые провоцируют развитие процессов профессиональной деформации и эмоционального выгорания у лиц, осуществляющих данный вид деятельности (Авчинникова, 2021; Асмаковец, 2013, 2014).
При этом важно отметить, что в настоящее время вопросам социальной работы уделяется достаточно большое внимание, что связано с активным обновлением и развитием социальных институтов, изменением ситуации развития общества в целом2 (Оте!^ et а1., 2018). На сегодняшний день задачи и направления социального обслуживания задаются теми изменениями и запросами, которые происходят в нашем обществе и государстве. Основная цель социальной работы - предоставить различным категориям граждан услуги, адекватные, своевременные и надлежащие по качеству, что в свою очередь будет способствовать развитию личности, положительному изменению ее социального положения и т.п.3
В 2023 г. федеральные органы исполнительной власти начали реализовывать проект «Государство для людей»4, одной из целей которого является повышение качества жизни каждого человека и уровня доверия граждан к государству через трансформацию подходов к работе с людьми для улучшения их жизненных ситуаций, простого и быстрого решения проблем, проак-тивного информирования о новых возможностях, возникающих в стране. Реализация данного федерального проекта проходит на принципах клиентоцентричности5, и в этом смысле можно полагать, что профессиональная деятельность социальных работников приобретает еще более расширенный функционал: дополнительные сеансы консультирования, готовность обеспечивать социальную поддержку по новым видам сервиса, взаимодействие с различными группами лиц по вопросам социального обслуживания граждан различной категории, увеличение и дубляж бумажного и электронного документооборота и т.п.
В современных условиях существует достаточное количество исследований, посвященных изучению профессионального здоровья социальных работников, успешности их трудовой деятельности, профессиональной адаптации к изменяющимся условиям реализации должностных обязанностей. Нами был проведен сравнительный сопоставительный обзорный анализ научной
1 Психология здоровья : учебник для студентов высших учебных заведений / Г.С. Никифоров [и др.]. СПб., 2003. 607 с.
2 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы : учебник и практикум. М., 2020. 386 с.
3 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России : учебное пособие. М., 2020. 230 с.
4 Государство для людей [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/34dTcA (дата обращения: 04.06.2023).
5 Процедуры оказания госуслуг и подготовки нормативных актов будут приводиться в соответствии с принципами клиентоцентричности от 18.01.2023 [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/news/47566/ (дата обращения: 11.04.2023).
психологической литературы, изданной за последние годы (с опорой на ресурсы российского индекса научного цитирования, профильных психолого-педагогических ресурсов и образовательных порталов) и посвященной интересующей нас проблеме, реализован контент-анализ содержания подходящих текстовых массивов. Рассмотрим результаты наших научных изысканий.
Профессиональное здоровье Е.С. Асмаковец рассматривает с позиций деформации личности специалистов, социальных работников в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей. Профессиональная деформация личности специалиста понимается ею как процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформировавшихся в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, на свойства целостной личности профессионала. Это влияние приводит также к переносу профессиональных норм в другие сферы жизни человека (общение, мировоззрение, быт, поведение). Также подобного рода деформация личности интерпретируется исследователем как изменение поведения работника под влиянием различных социальных (внешних) и/или индивидуальных (внутренних) факторов. По мнению Е.С. Асмаковец, одним из основных профессионально-личностных ресурсов, обеспечивающих сохранность профессионального здоровья личности социального работника, является эмоциональная гибкость, которая проявляется во взаимодействии с различными людьми при выполнении социальной деятельности, при этом в рамках эмоциональной гибкости выделяются психоэмоциональная устойчивость и положительно окрашенная эмоциональная экспрессивность как отдельные подструктуры. Рассматривая психодиагностическую составляющую в профессиональной деятельности социальных работников, исследователь делает акцент на необходимости контроля показателей таких составляющих профессионального здоровья, как устойчивость к стрессу, совладающее ко-пинг-поведение, качество жизни и др. (Асмаковец, 2014).
Нарушения профессионального здоровья у социальных работников могут проявляться как избыточный консерватизм при выполнении работы, медлительность, ригидные проявления определенных трудовых функций, высокомерное отношение к клиентам при оказании услуг. Для сохранности профессионального тонуса, долголетия и здоровья, осознания значимости выполняемой социальной деятельности социальным работникам необходимо поддерживать определенный уровень развития профессионально-личностной компетентности, которая включает в себя мотивацию, ценностные ориентации, самопринятие, стремление развиваться в профессиональной деятельности и др. (Психология эффективного труда в социальной сфере ..., 2019; Бессонова, 2010).
Исследования показывают, что противовесом, психологической противоположностью профессионального здоровья является наличие определенного симптомокомплекса эмоционального выгорания в трудовой деятельности. Так, для поддержания профессионального здоровья и успешного выполнения социальной деятельности важно, чтобы человек и профессия соответствовали друг другу. Работники, которые нашли себя в социальной сфере и которым нравится их профессиональная деятельность, являются более гибкими, адаптированными как в плане профессионально-личностной реализации, так и в социально-психологических аспектах взаимодействия с клиентами и другими группами лиц, они способны продуцировать творческие решения профессиональных ситуаций. В то же время для работников, которые либо нейтрально, либо негативно относятся к социальной работе и соответствующему обслуживанию населения, характерны проявления отдельных симптомов профессионального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение продуктивности деятельности). Само по себе это явление подразумевает под собой механизм психологической защиты, который срабатывает как выключение эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Выгорание позволяет социальному работнику дозировать эмоциональную энергию, сохраняя ее в тех ситуациях, которые требуют значительного напряжения. При значительном развитии данного симптомоком-плекса специалист может становиться профессионально непригодным, перестает отдавать отчет своим действиям и реакциям в ситуациях общения с коллегами, подчиненными, клиентами, администрацией социального учреждения (Куприянова, Шульгина, 2022).
Практика показывает, что для сохранения профессионального здоровья и предотвращения проявления симптомов эмоционального выгорания целесообразно реализовывать мероприятия-семинары по освоению навыков самопомощи при профилактике негативных последствий стрессового влияния как для обучающихся во время получения ими высшего образования (для будущих социальных работников), так и для уже работающих специалистов социальной службы, что формирует необходимую основу для совершенствования их профессиональной компетентности и создает возможность для повышения качества реализации ими социальной деятельности в динамике трудовой жизни (Юдина, Люткене, 2022).
В контексте повышения профессионализма социальных работников и сохранности их специального здоровья в течение трудовой жизни уже на этапе получения образования целесообразно
реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего социального работника в образовательных организациях. Важно, что при этом организуются психолого-педагогические условия образовательных отношений, которые позволяют задействовать раскрытие профессионально-личностного потенциала, механизмы самоопределения индивида в социальной сфере, активируют понимание ответственности и значимости профессиональной деятельности социального работника (Бетанова, 2021; Караванова, 2017, 2022).
Одним из факторов, обеспечивающих профессиональное здоровье специалистов субъект-субъектных отношений, является защитное и совладающее поведение. Данные личностные конструкты обеспечивают успешное и эффективное выполнение индивидами их профессиональной социальной деятельности (Голубева, 2011). Проведенные исследования показывают, что использование адаптационных механизмов психологических защит и стратегий совладающего поведения у специалистов социальной сферы позволяет снизить напряженность постоянного взаимодействия в социальной среде, упредить проявления симптомов профессионального выгорания и деформации, повысить качество трудовой жизни (Леньков и др., 2011; Караванова, Качаев, 2021).
Таким образом, проведенный анализ подходов к профессиональному здоровью социальных работников позволяет нам говорить о том, что в настоящее время в науке совершенствуются подходы, связанные с исследованиями профессиональной деформации личности, изучением возможностей совершенствования компетентности работников, исключения развития у них признаков профессионального (эмоционального) выгорания, распространения навыков совладающего поведения среди специалистов социальной сферы. Одни исследователи делают акцент на анализе адаптивных стратегий совладающего со стрессом поведения и механизмов психологической защиты, которые действуют в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса и основной целью которых является снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики при выполнении профессиональной деятельности. Другие рассматривают профессиональное здоровье в разрезе исследования специальной компетентности, психоэмоциональной устойчивости, эмоциональной гибкости в рамках выполнения социальной деятельности.
Профессиональное здоровье представляется в науке как определенный перечень специальных характеристик социального работника, отвечающий требованиям внешней общественной среды и обеспечивающий успешность ее выполнения; как свойство организма реализовывать адаптационные механизмы, обеспечивающие надежность выполнения социальной деятельности, профессиональное развитие, работоспособность, профессиональное долголетие, раскрытие личностного потенциала.
Представляется перспективным проведение эмпирических исследований профессионального здоровья социальных работников и его критериев, что позволит расширить и дополнить научные представления об особенностях социального труда и выступит катализатором разработок программ психологического сопровождения профессиональной деятельности социальных работников, направленных на предупреждение снижения успешности и эффективности их труда.
Список источников
Авчинникова С.О. Профессиональное здоровье специалистов социальной сферы на разных этапах построения карьеры // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3 (113). С. 7-10. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.076.
Асмаковец Е.С. Профессиональные деформации личности специалистов в области социальной работы // Вестник интегративной психологии. 2014. № 12. С. 41-43.
Асмаковец Е.С. Стрессоры специалистов в области социальной работы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 3. С. 6-14.
Бессонова Л.А. Факторы профессиональной деформации личности в деятельности специалиста по социальной работе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 132-140.
Бетанова С.С. Психологические аспекты сопровождения трудовой деятельности специалистов со слабо выраженными профессионально ценными свойствами // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1-1. С. 227-234. https://doi.org/10.34670/AR.2021.47.31.030.
Введенский А.И. Аксиология здоровья в системе ценностей работников социальной сферы // Общественное здоровье и здравоохранение. 2021. № 1 (69). С. 9-13.
Голубева Н.А. Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 4. С. 244-248.
Зудин А.Б., Введенский А.И. Здоровье в самооценках работников промышленного производства и социальной сферы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 2. С. 232-237. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021 -29-2-232-237.
Караванова Л.Ж. Здоровьесберегающие технологии как основа формирования культуры здоровья // Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития. М., 2022. С. 22-27.
Караванова Л.Ж. Развитие профессионализма социального работника: психолого-педагогические особенности сопровождения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 1. С. 191-219.
Караванова Л.Ж., Качаев Р.И. Личностные факторы профессиональной успешности специалистов по социальной работе // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6, № 2. С. 125-140. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-2-125-140.
Куприянова Э.Р., Шульгина Т.А. Супервизия как инструмент профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 2 (31). С. 45-50. https://doi.org/10.21626/j-chr/2022-2(31 )/6.
Леньков С.Л., Зиньковский А.К., Антоновский А.В. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности работы учителя // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 1. С. 23-36. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2011-1-23-36.
Психология эффективного труда в социальной сфере / А.Я. Анцупов [и др.]. М., 2019. 621 с.
Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.
Юдина Е.И., Люткене Г.В. Психолого-педагогическая готовность будущих педагогов и социальных работников к самопомощи при эмоциональном выгорании как фактор профессиональной компетенции // Высшее образование сегодня. 2022. № 8. С. 61-68. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.22.0eP.061.
Ornellas A., Spolander G., Engelbrecht L.K. The Global Social Work Definition: Ontology, Implications and Challenges // Journal of Social Work. 2018. Vol. 18, iss. 2. P. 222-240. https://doi.org/10.1177/1468017316654606.
References:
Antsupov, A. Ya., Berezina, T. N., Bokareva, V. B., Volodarskaya, E. A., Gaidamashko, I. V., Glushko, A. N. & ... et al. (2019) Psikhologiya effektivnogo truda v sotsial'noi sfere [Psychology of Effective Work in the Social Sphere]. Moscow. 621 р. (In Russian).
Asmakovets, E. S. (2013) Stressory spetsialistov v oblasti sotsial'noi raboty [Stressors of Specialists in the Field of Social Work]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya. 6 (3), 6-14. (In Russian).
Asmakovets, E. S. (2014) Professional'nye deformatsii lichnosti spetsialistov v oblasti sotsial'noi raboty [Professional Deformations of the Personality of Specialists in the Field of Social Work]. Vestnik integrativnoipsikhologii. (12), 41-43. (In Russian).
Avchinnikova, S. O. (2021) Professional Health of Social Sphere Specialists at Different Stages of Career Advancement. International Research Journal. (11-3 (113)), 7-10. Available from: doi:10.23670/IRJ.2021.113.11.076. (In Russian).
Bessonova, L. A. (2010) Factors of Professional Deformation in Practice of a Social Worker. Vestnik Tverskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsikhologiya. (2), 132-140. (In Russian).
Betanova, S. S. (2021) Psychological Aspects of Supporting the Work of Specialists with Weakly Expressed Professionally Valuable Properties. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 10 (1-1), 227-234. Available from: doi:10.34670/AR.2021.47.31.030. (In Russian).
Golubeva, N. A. (2011) Success of Professional Activities and Contentment of Job of Social Worker. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 17 (4), 244-248. (In Russian).
Karavanova, L. Zh. & Kachaev, R. I. (2021) Personal Factors of Professional Success of Social Work Specialists. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. 6 (2), 125-140. Available from: doi:10.12737/2500-0543-2021-6-2-125-140. (In Russian).
Karavanova, L. Zh. (2017) The Development of the Professionalism of the Social Worker: Psychological and Pedagogical Features Support. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2 (1), 191-219. (In Russian).
Karavanova, L. Zh. (2022) Zdorov'esberegayushchie tekhnologii kak osnova formirovaniya kul'tury zdorov'ya [Health-Saving Technologies as the Basis for the Formation of a Health Culture]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie: optimizatsiya, modernizatsiya i prognoz razvitiya. Moscow, рр. 22-27. (In Russian).
Kuprianova, E. R. & Shulgina, T. A. (2022) Supervision as a Tool for Preventing Professional Burnout of Social Work Specialists. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanii. (2 (31)), 45-50. Available from: doi:10.21626/j-chr/2022-2(31)/6. (In Russian).
Lenkov, S. L., Zinkovsky, A. K. & Antonovsky, A. V. (2011) Protective-Coping Behavior as the Factor of Professional Health and Efficiency of Professional Activity of the Teacher. Vestnik moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. (1), 23-36. (In Russian).
Ornellas, A., Spolander, G. & Engelbrecht, L. K. (2018) The Global Social Work Definition: Ontology, Implications and Challenges. Journal of Social Work. 18 (2), 222-240. Available from: doi:10.1177/1468017316654606.
Shuvalov, A. V. (2004) Gumanitarno-antropologicheskie osnovy teorii psikhologicheskogo zdorov'ya [Humanitarian and Anthropological Foundations of the Theory of Psychological Health]. Voprosy psikhologii. (6), 18-33. (In Russian).
Vvedenskiy, A. I. (2021) Axiology of Health in the Value System of the Social Sector Workers. Public Health and Health Care. (1 (69)), 9-13. (In Russian).
Yudina, E. I. & Lutkene, G. V. (2022) Psychological and Pedagogical Readiness of Future Teachers and Social Workers for Self-Help in Emotional Burnout as a Factor of Professional Competence. Vysshee obrazovanie segodnya. (8), 61-68. Available from: doi:10.18137/RNU.HET.22.08.P.061. (In Russian).
Zudin, A. B. & Vvedensky, A. I. (2021) The Health Issues in Self-Appraisal of Workers of Industrial Production and Social Sector. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine, Russian Journal. 29 (2), 232-237. Available from: doi: 10.32687/0869-866X-2021 -29-2-232-237. (In Russian).
Информация об авторе Е.А. Дмитриева - аспирант направления подготовки «Психологические науки» Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, Омск, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author E.A. Dmitrieva - PhD Student in the field of Psychological Sciences, Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.