мере относятся педагогические работники. Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса: он обладает знаниями, является образцом поведения и здорового образа
жизни, к нему предъявляются требования обладать чуткостью, отзывчивостью и умением сопереживать. Постоянная самоотдача для многих педагогов не проходит бесследно. К тому же стремительно развиваются технологии, усиливаются требования к работникам, повышается интенсивность нагрузок. Это приводит к росту эмоционального напряжения, повышает вероятность конфликтов и приводит к профессиональным стрессам. Последствия стрессов отражаются как на психологическом, так и на физическом здоровье, что повышает вероятность развития синдрома профессионального выгорания.
По результатам исследования 2020 года направления «Яндекса» «я.Учитель» на сайте государственного информационного агентства «РИА Новости» была опубликована информация о профессиональном выгорании учителей. «У 75 % опрошенных присутствуют ярко выраженные симптомы выгорания, а 38 % находятся в его острой фазе - то есть выгорание ощутимо влияет на качество жизни и способность работать. Выгоранию одинаково подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: 74 % учителей, которые проработали в школе менее трёх лет, уже испытывают это состояние», - говорится в документе, основанном на данных опроса 38 тысяч учителей России1 [5, 6].
Это подтверждает необходимость заботы о профессиональном здоровье педагогов, ведь от них зависит уровень обучения и воспитания детей. Возникает вопрос, каким образом педагог может на высоком уровне реализовывать возложенные на него обязанности обучения, воспитания и здоро-вьесбережения детей в условиях постоянно присутствующего профессионального стресса. В этой связи изучение эмоциональных нагрузок, влияющих на профессиональное здоровье педагогов, является необходимым. С целью изучения профессионального вы-
ü
92
https://tb.istu.edu/jour/index
Исследование: около 75 % учителей в России выгорают на работе. [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20201222/ uchitelya-1590351789.html (01.12.2022).
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2023;8(1):91-101 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
горания педагогических работников нами было проведено исследование в образовательных организациях. Объект исследования - педагогические работники, предмет - психосоциальные факторы, оказывающие влияние на их профессиональное здоровье.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в конце 2022 учебного года (в мае) путем анкетирования педагогических работников с последующим анализом материалов анкет и интерпретацией полученных результатов. В опросе участвовали педагоги образовательных организаций разных типов: общеобразовательная организация (ОО), профессиональная образовательная организация (ПОО) и образовательная организация высшего образования (ООВО). Педагогические работники этих образовательных организаций уже участвовали в нашем предыдущем исследовании явления моббинга. На этот раз мы опрашивали педагогических работников с использованием небольшого разведывательного исследования, связанного с проблемой профессионального выгорания. После предварительного изучения индивидуальных психических состояний, диагностики мотивации, оценки психологической атмосферы и моббинг-про-цессов в коллективе мы посчитали важным дополнить картину, изучив профессиональное выгорание в этих же организациях.
В опросе участвовало 78 человек. Использовался опросник «Профессиональное выгорание», созданный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, а также методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко [7, 8, 9].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В опроснике «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон рассматривают выгорание как профессиональный упадок, связанный с межличностными взаимоотношениями в процессе трудовой деятельности,
и выделяют три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Первая составляющая модели выражается в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Деперсонализация может проявляться в усилении негативизма по отношению как к обучающимся, так и к труду в целом. И последний фактор, редукция личных достижений, отражает тенденции негативной оценки себя, принижения своих профессиональных достижений и успехов.
Нами был выявлен высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации у педагогов ОО и ПОО и средний уровень у педагогов ООВО. Оценка успешности собственной деятельности у всех педагогических работников имеет средний уровень. Эти результаты представлены на трехфактор-ной модели профессионального выгорания (рис. 1).
40 -
30
i I .■■ Ill
Эмоциональное Деперсонализация Редукция
истощение персональных
достижений
ООВО ПОО ОО Рис. 1. Трехфакторная модель профессионального выгорания
Fig. 1. Three-factor model of professional burnout
Разработчики опросника рекомендуют при а налит едонамики выгорания брать в расчет как конкретные значения по субшкалам, так и их азаимоавязь, иапользуя фазовую модель иыгорадии (хуефложеннию Р.Т.ГолембиеизкимиР.Ф. Минзен-идером). Этаязодфль выделявт три степени и лвоею ь фаз вабораизя:дизаую(о порвоУпо трелью
https://tb.istu.edu/Mour/iadeo
-#эзыа
93
з^
Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов Chernykh S.S. Reducing stress as a path to professional health of the teaching staff
фазы), среднюю (с четвертой по пятую) и высокую степень выгорания (с шестой по восьмую). Авторы утверждают, что при низкой степени выгорания люди имеют достаточно эмоциональных ресурсов для преодоления большинства стрессоров. Высокая степень выгорания характеризуется переходом к энергетическому истощению. Согласно модели (рис. 2) педагоги ООВО находятся в пятой фазе, что относится к средней степени выгорания, педагоги ОО и ПОО - в шестой фазе, что является нижним порогом высо га й степени выгорания.
6,2 -
6 5,8 5,6 5,4 5,2 5 4,8 4,6 4,4
Фаза выгорания ■ ООВО иПСО иОО
Рис.2.Фазовая модель во1горания Рр.2. ООа5е1одггюиа твс^е!
Далее анализ проводим по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, в которой профессиональное выгорание, как и стресс, имеет три фазы: нервное напряжение, резистенция и истощение. Нервное напряжение создают психоэмоциональная атмосфера, высокая ответственность и трудность работы с обучающимися. Фаза резистенции (сопротивления) проявляется в желании человека оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения наступает вследствие неэффективности проявленного сопротивления. Помимо этого фазы характеризуются отдельными признаками или симптомами.
Первая фаза «Тревожное напряжение» состоит из нескольких симптомов: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии (рис. 3). В результате опроса было выявлено, что у педагогов ОО есть один складывающийся симптом -тревоги и депрессии, и один сложившийся - переживания психотравмирующих обстоятельств. У педагогических работников ПОО выоФазнеолеке кдзосмодльааьщийся сим-ьвом - переживониеплилодракмироющих лЛьекотллолов.Пзрежевание лиилкозвими-рующих обстоятельств выражается ростом
18 16 14 12 10
■■I ..I III
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств
Симптом неудовлетворенности собой
Симптом "загнанности в клетку"
Симптом тревоги и депрессии
оово поо иоо
Рис.3. Фаза «Тревожноенапряжение» Fig. 3. Alarmingstress phase
94
ЭОФц/П
https://tb.istu.edu/jour/index
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2023;8(1):91-101 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
раздражения, негодования, что ведет к развитию прочих явлений выгорания. Это хорошо демонстрирует пример работников ОО, у которых при сложившемся симптоме переживания психотравмирующих обстоятельств уже складывается симптом тревоги и депрессии. Для каждого из симптомов есть доказательный признак. Для симптома переживания психотравмирующих обстоятельств таким признаком являются физические и психологические перегрузки. Его отметили 67 % педагогических работников ОО и 29 % работников ПОО. Для симптома тревоги и депрессии доказательным признаком является потеря покоя из-за работы. Этот признак отметили 17 % учителей.
Вторая фаза «Резистенция» включает симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования; эмо-ци ооэлььэ-нранственной оезориентации; расширлтвясфетыэкрномло ымццио; редукции профеьэиональныо обязаноьлена (рис. 4).Вьаойфа зоупедаго гьипелльили сь всеаотыфе симатемн.
алмптлм ыеаеекватэосо иыНирательноны эмоциолальньго геацирывантеч педагогов ООВО и ПОО является складывающимся, у
педагогов ОО - уже сложившимся. Симптом эмоционально-нравственной дезориентации является складывающимся в организациях всех трех типов. Симптом расширения сферы экономии эмоций складывается у работников ПОО и уже сложился в ОО. Симптом редукции профессиональных обязанностей является складывающимся в ПОО и ООВО и сложившимся в ОО.
Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в случае стирания границ между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Экономичное проявление эмоций может быть и полезным навыком для профессионального режима общения, предполагающего легкую улыбку и прив ет-ливыЫ взгляд,спокойлыйтов р евил ныко-оэчныефлфмы аырвжелпы леь огвэтвы;фру-тлы делт; когда происходит неадекватная «эыосомлы» тк эмыциях, н. е. огылнвчение аквциональноо отдачиыл наловыеврочно-^оя^,ыняиловаытя влыовоавтнова. Нлаболее доыоз апетыньны прознаком длц дынночочим-птома является желание ограничить время общения или уделять меньшее внимание
Неадекватное избирательное Эмоционально-нравственная Расширение сферы экономии Редукция профессиональных эмоциональное реагирование дезориентация эмоций обязанностей
ООВО ПОО ■ ОО
Рис. 4. Фаза «Резистенция» (сопротивление) Fig. 4. Resistance phase
https://tb.istu.edu/jour/index
95
Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов Chernykh S.S. Reducing stress as a path to professional health of the teaching staff
некоторым обучающимся. Этот признак отметили 90 % педагогических работников ОО, 80 % - ООВО, 68 % - ПОО.
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации возникает как защита своей стратегии, если не проявляется должное эмоциональное отношение к обучающемуся. Наиболее доказательный признак данного симптома - обесценивание педагогами своего вклада в благополучие обучающихся. Этот признак отметили 42 % педагогов ООВО, 33 % педагогов ОО, 29 % педагогов ПОО.
Симптом расширения сферы экономии эмоций проявляется в общении с родными и близкими. Уставая от общения с людьми, педагоги начинают отдаляться от своих близких. Поэтому чаще всего именно домашние первыми ощущают на себе эмоциональное выгорание педагогов. Наиболее доказательным признаком для данного симптома является сведение общения с близкими к минимуму. Этот признак отметили 50 % педагогических работников ОО и 36 % преподавателей ПОО.
Симптом редукции профессиональных обязанностей проявляется в попытках упростить или сократить обязанности, требую-
щие больших эмоциональных затрат. Наиболее доказательный признак - попытка педагога при возможности уделить меньше внимания обучающимся. Половина педагогических работников ОО и ООВО отметили этот признак; в ПОО его указали 43 %.
В третью фазу «Истощение» входят симптомы эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личной отстраненности (или деперсонализации), психосоматических и психовегетативных нарушений (рис. 5). Все четыре симптома были выявлены у педагогов ОО. Симптом эмоционального дефицита является сложившимся. Симптомы эмоциональной отстраненности, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений - складывающимися.
Симптом эмоционального дефицита проявляется ощущением невозможности помогать людям эмоционально. Симптом эмоциональной отстраненности как приобретенная защита проявляется в почти полном отключении эмоций. Наиболее доказательный признак для этих симптомов - отсутствие искреннего волнения за обучающихся. Симптом личной отстраненности (деперсонализации) проявляется в полной
L8
L6
L4
L2
L0
Эмоциональный дефицит
Эмоциональная отстраненность
Личная отстраненность, или деперсонализация
Психосоматические и психовегетативные нарушения
ООВО ПОО ОО
Рис. 5. Фаза «Истощение» Fig. 5. Exhaustion phase
96
https:fflb.istu.edu/jour/index
8
6
4
2
0
2023;8(1):91-101
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
70
60
50
40
30
20
10
Напряжение
Резистенция ООВО ПОО ОО
Истощение
Рис. 6. Фазысиндромапрофессионального выгорания Fig. 6. Professionalburnout phases
иличастичной утрате интереса к работе. Наиболее доказательным признаком является утратаинтереса еевсему ина еочти консему, ане проссзедит нк роботе. Этее п-изнак (^"^мели/^ые^НЗсЛпе^егрссн 00. Пси-хосолетические илно^хыеогкие^1^^нь^1енас/^-шерея прсявлнются уженауровне фарале-наогосамочувнаенш. есогнадажемысльо работепровоцирует отсы/дснее в соыагет ческноилу состояниях:псоаук
с^^с^троензе, муаные сгсуанкцсв, Лсгсли-hhloe чувства сесвха, сепрвятсые о-щщс ния е гблаанс ка/эу/уо. Скя^сио/дгесс^тернС о -ров- я эмсиууйна уровеня т^^т^(^(^(^омараки о те с. что вмоциоткльнв я защита уже нр с сагрузкахи.
Доеонотельны м признтуммглмптомкявля-етнкпрнвм еаяарств. Эиуапризнак отмета-ан17%певагоговО0.
Дкеес .ыли определены общие показатели фас атсвитие нирюсес: а^п рг^я^ееа я, резистенцен а ветощесгя -(гес^. бв-Дор-ью значенвяпозооляют осиные, уукан /аза преакседсаеа в боелшай, аклкаявмснь-шсв ссадине. нкза «сапряжение»
ркужст предвестнкаум и -зсаасиеющи1» меассизоем ерюфряоимнольнуго геггыра-ипа^та С азaнocитдоеaсичeякийнеpак-тер, что обусловливает ее изматывающее
постоянство или усиление психотравмиру-ющихфакторов. /\анная фазанаходится в соаоив фороироавхияв ОО.Вторая фаза /Реофааонциа» еооазыаает сопротивление наваснающем/ его воз-
ча^кноа^ним них яеонотся (зсннннвенным до я челха е ке, потому нсв ооозюох но или бeccoзнетeлннн иыстземимсе касихоло-гиоеен^л^^^н^с^гусуфрпа. Дансао нахо-
CРаcи ихфнрдии Рорминовонио и ООВО и ПОЗ, о яроиртся сMиpдиpoввишepcя в ОО. Тритеф Озза «ИснхщнаФO» оараитеризуется пенeнисмобщeге и нeрLXнекecннaн тонуса нoа/\аОлониeм веривойсистемы. Омоцио-юaлoваихнщcтp х форме выгорания стано-ситза аcoнъeмнрмыд онриОвхвм лечности. Даннаяфазе находится в иоадие <ор рмиро-ване я и ОО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аналюзрез°оьтатов ило|^ос^ праазал, что инaвгоиичecкср нооотрири ужо арошли начальную отадию Все иедагоги oмoеиовaлpcoe ннтощение, симетомы донopcoнанрзaцзи о редукции аечвыи дрcквжepвй. Дeйотсихарннc, сред-нюкси ^аlиооо^и ооепена выхи^нвявыявило есслефнеавв е иа есн о ар 0нзeоаймодели; детальная картина эмоционального выгора-
https://tb.istu.edu/jour/index
97
0
ш
Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов Chernykh S.S. Reducing stress as a path to professional health of the teaching staff
CD
0
1 1 §
о £ -л 5 ^ CO
CK
X
и
CO CO m
X о
< <
CO <
1С со
о ю
о а CD о ■Н
с
ф
<
/ N
ф
\
т
аэ Е? Ш О
о <
ь- <
и го
х Ю
го СО
го CN
-а
ч
о;
X
J
со -—)
со m
X о
< <
со <
1С со
о Ю
о ■Н
а CD -Н
с
CD
<
Рис. 7. Динамика развития профессионального выгорания Fig. 7. Thedynamics of professional burnout
98
К04Л
https://tb.istu.edu/jour/index
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2023;8(1):91-101 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
ния личности получена методом диагностики В.В. Бойко. Предыдущий опрос педагогов, проведенный в начале учебного года, выявил положительное отношение педагогов к работе, обучающимся и окружающим, а также оптимальный уровень мотивационных состояний. При этом к концу учебного года многие педагогические работники отмечают физические, психологические перегрузки и потерю покоя из-за работы. Для сопротивления нарастающему стрессу педагоги стараются думать, что от них мало зависит благополучие обучающихся, ограничивают время общения не только с учениками, но и с домочадцами. Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы ведет к снижению интереса к работе, возникает необходимость приема лекарственных средств для восстановления сил.
У преподавателей ООВО и ПОО фаза истощения еще не сформировалась, у педагогов ОО фаза истощения формируется. Нужно отметить, что отсутствие сформированной фазы истощения все же говорит о высокой сопротивляемости опрошенных к стрессу. На рис. 7 представлена динамика развития профессионального выгорания.
Отметим, что возраст и стаж уже не являются ключевыми факторами процесса эмоционального выгорания, что подтверждается опросами, проведенными среди учителей России в 2020 году. Результаты исследований опубликованы на сайте государственного информационного агентства «РИА Новости»2. Труд педагогов характеризуется высоким психоэмоциональным напряжением, так как подразумевает интенсивное общение с другими людьми, требует значительного количества времени и сил для выполнения интеллектуальных задач. Важно упомянуть также гиподинамию, вы-
сокие нагрузки на речевой и опорно-двигательный аппарат. Труд учителя требует непрерывного сопереживания, частого переключения на разнообразные виды деятельности, предъявляющие повышенные требования к вниманию и памяти. Все это на фоне низкого социального статуса и престижа профессии часто приводит к неудовлетворенности своей работой. Достаточно низкая заработная плата не соответствует тому спектру задач, которые выполняют педагогические работники. Несмотря на все вышесказанное, педагоги выполняют поставленные перед ними задачи в меру ресурсных возможностей организма, в результате испытывая нервное перенапряжение и проблемы со здоровьем. При этом специальная оценка зачастую устанавливает педагогам 2 класс условий труда.
Трудовая деятельность любого человека является одной из важнейших сторон его жизни. Здоровый человек - это трудоспособный, гармонично развивающийся и деятельный член общества. Плодотворная работа педагогов зависит не только от умений координировать свои действия, управлять эмоциями, но и от состояния физического и психологического здоровья. Сохранение профессионального здоровья педагогов является особо важным для общества, т. к. существует прямая взаимосвязь с благополучием населения, а следовательно, и государства в целом. Профессиональное здоровье как физическое, психическое, духовное и социальное благополучие обеспечивает высокую эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога. В связи с этим необходим комплексный подход к сохранению здоровья педагогов: решение организационных проблем, повышение социального статуса педагогов и оптимизация условий труда3 [11, 12].
Исследование: около 75 % учителей в России выгорают на работе. [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/ 20201222/uchitelya-1590351789.html (01.12.2022).
3Меркулова Г. Профессиональное здоровье педагогов - государственная проблема. [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/galina-merkulova-professionalnoe-zdorove-pedagogov-gosudarstvennaya-problema/ (01.12.2022).
https://tb.istu.edu/jour/index
99
Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов Chernykh S.S. Reducing stress as a path to professional health of the teaching staff
Список источников
1. Глущенко В.А., Ирклиенко Е.К. Сердечно-сосудистая заболеваемость - одна из важнейших проблем здравоохранения // Медицина и организация здравоохранения. 2018. Т. 4. № 1. С. 56-63.
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Изд-во «Просвещение», 1983. 165 с.
3. Ткачук Л.А., Малышева Л.В., Ларионова Л.Ю., Щапова М.Г. Сущность феномена профессионального выгорания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 65-69.
4. Шишкова И.М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 112-117. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/ (05.10.2022).
5. Чернышова М.Д. Профессиональное здоровье педагога // Научный лидер. 2021. № 15. [Электронный ресурс]. URL: https://scilead.ru/article/391-professionalnoe-zdorove-pedagoga (03.11.2022).
6. Бубнова М.М. Профессиональное выгорание социальных работников, обслуживающих на дому пожилых граждан и инвалидов // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. Вып. 17. СПб.: Издат. дом «Петроградский», 2019. С. 215-218.
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 336 с.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 336 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
10. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 2. С. 134-140.
11. Яковлева Н.В., Понамарева О.П., Горблян-ский Ю.Ю., Конторович Е.П. Условия труда педагогов общеобразовательных учреждений // Медицина труда и промышленная экология. 2018. № 7. С. 34-38. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-34-38.
References
1. Glushhenko V.A., Irklienko E.K. Cardiovascular morbidity - one of the most vital problems of modern health care. Medicine And Health Care Organization. 2018;4(1):56-63. (In Russ.).
2. Kitaev-Smyk L.A. Psychology of stress. Moscow: Prosveshchenie; 1983, 165 p. (In Russ.).
3. Tkachuk L.A., Malysheva L.V., Larionova L.Yu., Shchapo-va M.G. The phenomenon of professional burnout. Psik-hologiya i pedagogika: metodika i problemy praktichesk-ogo primeneniya. 2012;28:65-69. (In Russ.).
4. Shishkova I.M. Comparative study of the emotional burnout syndrome in professional activity (on the example of doctors and teachers). Lichnost v menyayushchem-sya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitiye = Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2013;3:112-117. Available from: http://humjournal.rzg-mu.ru/ [Accessed 5th October 2022]. (In Russ.).
5. Chernyshova M.D. Professional health of the teacher. Nauchnyi lider. 2021;15. Available from: https://scile-ad.ru/article/391-professionalnoe-zdorove-pedagoga [Accessed 3d November 2022]. (In Russ.).
6. Bubnova M.M. Professional burnout of social workers serving senior citizens and the disabled at home. In: Social services for families and children. Iss. 17. Saint-Petersburg: Petrogradskii; 2019, p. 215-218. (In Russ.).
7. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention. Saint-Petersburg: Piter; 2008, 336 p. (In Russ.).
8. Vodop'yanova N.E. Psychodiagnostics of stress. Saint-Petersburg: Piter; 2008, 336 p. (In Russ.).
9. Boiko V.V. Energy of emotions in communication: a look at yourself and others. Moscow: Filin; 1996, 472 p. (In Russ.).
10. Nadeina L.E. Analysis of the level of teachers' occupational morbidity. Vestnik Donetskogo pedagogichesk-ogo instituta. 2018;2:134-140. (In Russ.).
11. Yakovleva N.V., Ponamareva O.P., Gorblyansky Yu.Yu., Kontorovich E.P. Work conditions of comprehensive school teachers. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya = Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;7:34-38. (In Russ.). https:// doi.org/10.31089/1026-9428-2018-7-34-38.
Информация об авторе
Черных Светлана Сергеевна,
аспирант,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия.
Information about the author
Svetlana S. Chernykh,
Postgraduate student, Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia.
Вклад автора
Автор выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение, подготовил рукопись к печати.
Contribution of the author
The author carried out research work, based on the results obtained, she generalized, prepared the manuscript for publication.
100,
https://tb.istu.edu/jour/index
2023;8(1):91-101
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила в редакцию 03.02.2023. Одобрена после рецензирования 25.02.2023. Принята к публикации 01.03.2023.
Conflict of interests
The author declares no conflict of interests.
Author have read and approved the final manuscript.
The article was submitted 03.02.2023. Approved after reviewing 25.02.2023. Accepted for publication 01.03.2023.
https://tb.istu.edu/jour/index
101 101