Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЫТ РАБОТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / САМООЦЕНКА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EMOTIONAL BURNOUT / HIGHER EDUCATION / WORK EXPERIENCE / TEACHERS / EMOTIONAL EXHAUSTION / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / DEPERSONALIZATION / PERSONAL ACHIEVEMENTS / SELF-ESTEEM / PERFORMANCE / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Профессиональное выгорание в педагогической психологии включает самоуважение, стрессоустойчивость и работоспособность преподавателя, а так же неотъемлемое желание к достижению результатов образовательной деятельности. Эти факторы являются основными предикторами, которые прогнозируют профессиональное выгорание сотрудников. Цель исследования - изучение психолого-профессионального статуса профессионального выгорания среди преподавателей. В ходе исследование было проведен социологический опрос 30 сотрудников, каждый из которых заполнил специальный бланк, в котором отражался возраст, пол и стаж преподавательской деятельности, а так же должность, наличие степени и научного звания. В результате нам удалось построить модель, включающую три компонента выгорания: эмоциональное напряжение, резистенции и фаза истощения, то есть снижение личных достижений, которые выявляются с помощью моделирования структурных уравнений. Нами были определены прогнозирующие факторы выгорания, которые могут непосредственно влиять на компоненты профессионального выгорания, а так же изучали вероятность того, что предрасполагающие факторы станут посредниками корреляции между процентов профессионального выгорания среди преподавателей. После анализа данных прослеживалась взаимосвязь между полом, возрастом и стажем работе, а так же наличием той или иной фазе эмоционального выгорания. Таким образом, полученные данные в ходе исследования указывают на наличие первой стадии профессионального выгорания у 33% преподавателей, у 17% из них прослеживалась фаза второй фазы выгорания, у 9% третья фаза превалировала над первыми двумя, снижения личностных достижений было выявлено у 3% всех опрошенных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS: CONTENT ANALYSIS

Professional burnout in educational psychology includes self-esteem, stress tolerance and performance of the teacher, as well as an inherent desire to achieve educational results. These factors are the main predictors that predict professional burnout of employees. The purpose of the research is to study the psychological and professional status of professional burnout among teachers. During the research, a sociological survey was conducted of 30 employees, each of whom filled out a special form that reflected the age, gender and experience of teaching, as well as the position, degree and scientific title. As a result, we were able to build a model that includes three components of burnout: emotional exhaustion, resistance, and the exhaustion phase, that is, a decrease in personal achievements, which are identified by modeling structural equations. We identified predictive burnout factors that can directly affect the components of professional burnout, and also studied the probability that predisposing factors will mediate the correlation between the percentages of professional burnout among teachers. As a result, there was a correlation between gender, age and work experience, as well as the presence of a particular phase of emotional burnout. Thus, the data obtained in the course of the study indicate the presence of the first stage of professional burnout in 33% of teachers, 17% of them had a phase of the second phase of burnout, 9% of them had the third phase prevailed over the first two, and 3% of all surveyed teachers had a decrease in personal achievements.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ»

Serikov Vadim Sergeevich PROFESSIONAL BURNOUT AMONG ..

pedagogical sciences

УДК 378:159.944

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0046

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

© 2020

SPIN: 8707-9340

AuthorlD: 776180

Сериков Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. Профессиональное выгорание в педагогической психологии включает самоуважение, стрессоустой-чивость и работоспособность преподавателя, а так же неотъемлемое желание к достижению результатов образовательной деятельности. Эти факторы являются основными предикторами, которые прогнозируют профессиональное выгорание сотрудников. Цель исследования - изучение психолого-профессионального статуса профессионального выгорания среди преподавателей. В ходе исследование было проведен социологический опрос 30 сотрудников, каждый из которых заполнил специальный бланк, в котором отражался возраст, пол и стаж преподавательской деятельности, а так же должность, наличие степени и научного звания. В результате нам удалось построить модель, включающую три компонента выгорания: эмоциональное напряжение, резистенции и фаза истощения, то есть снижение личных достижений, которые выявляются с помощью моделирования структурных уравнений. Нами были определены прогнозирующие факторы выгорания, которые могут непосредственно влиять на компоненты профессионального выгорания, а так же изучали вероятность того, что предрасполагающие факторы станут посредниками корреляции между процентов профессионального выгорания среди преподавателей. После анализа данных прослеживалась взаимосвязь между полом, возрастом и стажем работе, а так же наличием той или иной фазе эмоционального выгорания. Таким образом, полученные данные в ходе исследования указывают на наличие первой стадии профессионального выгорания у 33% преподавателей, у 17% из них прослеживалась фаза второй фазы выгорания, у 9% третья фаза превалировала над первыми двумя, снижения личностных достижений было выявлено у 3% всех опрошенных преподавателей.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, высшее образование, опыт работы, преподаватели, эмоциональное истощение, психология, педагогика, деперсонализация, личностные достижения, самооценка, работоспособность, образовательные программы.

PROFESSIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS: CONTENT ANALYSIS

© 2020

Serikov Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department "Stomatology of children's age» Kursk State Medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: [email protected])

Abstract. Professional burnout in educational psychology includes self-esteem, stress tolerance and performance of the teacher, as well as an inherent desire to achieve educational results. These factors are the main predictors that predict professional burnout of employees. The purpose of the research is to study the psychological and professional status of professional burnout among teachers. During the research, a sociological survey was conducted of 30 employees, each of whom filled out a special form that reflected the age, gender and experience of teaching, as well as the position, degree and scientific title. As a result, we were able to build a model that includes three components of burnout: emotional exhaustion, resistance, and the exhaustion phase, that is, a decrease in personal achievements, which are identified by modeling structural equations. We identified predictive burnout factors that can directly affect the components of professional burnout, and also studied the probability that predisposing factors will mediate the correlation between the percentages of professional burnout among teachers. As a result, there was a correlation between gender, age and work experience, as well as the presence of a particular phase of emotional burnout. Thus, the data obtained in the course of the study indicate the presence of the first stage of professional burnout in 33% of teachers, 17% of them had a phase of the second phase of burnout, 9% of them had the third phase prevailed over the first two, and 3% of all surveyed teachers had a decrease in personal achievements.

Keywords: emotional burnout, higher education, work experience, teachers, emotional exhaustion, psychology, pedagogy, depersonalization, personal achievements, self-esteem, performance, educational programs.

ВВЕДЕНИЕ.

Профессия педагога считается стрессовой работой с множественными стрессорами, приводящими к высокому риску выгорания. Трудности, связанные с работой, такие как уклонение от сроков подачи заявок, адаптация к нездоровым условиям труда и работа с проблемными учениками, были среди проблем, с которыми сталкиваются учителя. Постоянное воздействие учителей на эти ситуации, если они не обрабатываются должным образом, может превратить их в возможности испытать неправильно функционирующую реакцию, называемую «выгорание» [1-3].

Теоретически, есть три компонента выгорания, которые были введены и концептуализированы под названием «Перечень выгорания Маслаха» (МВ1).Части выгорания получили международное признание и были подтверждены во многих исследованиях, в то время как изучение конкретных предикторов для компонентов выгорания является захватывающей темой исследования.

Самовосприятие преподавателя в настоящее время значительно и все чаще исследуется как существенные факторы, влияющие на выгорание [4].

Маслах определил «выгорание» для неправильно функционирующей реакции на серьезные психологические и реляционные стрессоры, особенно на рабочем месте. Более того, это происходит даже в межличностных занятиях, в том числе в педагогических профессиях. Работники с синдромом сильного выгорания влияют как на свою перегрузку, так и на собственный опыт. Конкретно, ЭЭ показывает истощение эмоциональных источников. Вторая фаза - это отдельное поведение по отношению к получателям. Третья фаза относится к чувству некомпетентности при выполнении работы. Эти три компонента были согласованы многими учеными в области образования как отдельно исследуемые конструкции, поскольку на них влияют различные виды циклов, которые также применяются в этом исследовательском контексте. Модель выгорания, найденная Маслахом и

педагогические науки

Сериков Вадим Сергеевич ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ...

Лейтером, была применена для разработки предикторов выгорания учителей для азиатского контекста, особенно в Индонезии [5-8].

Корреляционные исследования между самооценкой учителя и выгоранием были ранее изучены. Например, эмоциональное выгорание свидетельствовало о кризисе эффективности. С другой стороны, сообщалось, что эмоциональное выгорание является положительным фактором защиты человека от выгорания или личного ресурса для снижения уровня выгорания. Кроме того, многовариантный анализ для 16 литературных работ показал слабую корреляцию между эффективностью управления в классе и выгоранием. Между тем, самая сильная корреляция обнаружилась между личными достижениями и эффективностью управления в классе.

У учителей с отрицательной самооценкой могут возникнуть эмоциональные проблемы или стресс, которые могут вызвать выгорание. Некоторые эмпирические исследователи определили корреляцию между работоспособностью и выгоранием [9-12].

В этом исследовании эмоциональное выгорание определяется как убежденность в обучении, которая отличается в нескольких терминах, использованных в предыдущих исследованиях. В частности, эмоциональное выгорание представляет собой общую перспективу, которая использует полные меры. Это оказывает существенное влияние на оценку, которая сильно зависит от того, насколько социальные сравнения отражаются в воспринимаемой компетенции. С другой стороны, эмоциональное выгорание в этом исследовании изучается с помощью контекстной оценки, которая фокусируется на достижении способности объективных целей или стандартов [13-18].

Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания, подчеркивают значительную роль когнитивного процесса. Преподавателям предлагается оценить ресурсы эффективности в создании своей программы, анализируя свои ежедневные навыки и способности преподавания, а также учебные задачи. Поэтому формированию эффективности предшествует оценка педагогической компетентности. Результаты показали, что самовосприятие учебной компетентности и личных признаков, а также положительно повлияло на высказывание мнения о более широкой концепции, состоящей из общих аспектов компетенции, которые могут внести существенный вклад в эмоциональное выгорание. Исходя из этого, было проведено исследование, чтобы подтвердить, имеют ли данные факторы вклад в выгорание [1922].

Далее исследователи выяснили, появляется ли посредничество постоянно среди демографической информации о поле и опыте преподавания. Сообщалось, что пол имеет значительную разницу в прогнозировании синдрома эмоционального выгорания. В некоторых исследованиях сообщалось, что у женщин больше ЭЭ, в то время как у мужчин больше фаза резистентности. В то же время, что касается опыта преподавания, у молодых учителей было больше выгорания, чем у тех, чей стаж преподавательской деятельности выше, а у более опытных учителей была более высокая самоэффективность, чем у молодых преподавателей [23-27].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель исследования - изучение психолого-профессионального статуса профессионального выгорания среди преподавателей. В ходе исследование было проведен социологический опрос 30 сотрудников, каждый из которых заполнил специальный бланк, в котором отражался возраст, пол и стаж преподавательской деятельности, а так же должность, наличие степени и научного звания. Некоторые процедуры были проведены для достижения цели этого исследования, а именно: индекс содержания контента и ^критерий. Пять пунктов были построены по оценочной шкале, измеряя общую самооценку учителей. Высокие оценки указывают на более высокие зна-

чения эмоционального выгорания. Предметы МВ1 были адаптированы для выгорания учителя, включающие три подшкалы: напряжение, резистентности и истощения . Элементы были измерены по 5-балльной шкале Лайкерта в диапазоне от 1 = никогда до 5 = всегда. Адаптация инструмента включала обсуждение с пятью экспертами в области образования путем проверки достоверности контента. Таким образом, окончательное решение об исключении нескольких оригинальных предметов и изменении шкал с 7-балльной до 5-балльной шкалы Лайкерта было принято на основе тщательного рассмотрения и обсуждения с экспертами в отношении инструмента, специфичного для контекста. Высокие баллы на шкалах указывали на высокую вероятность выгорания.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате нам удалось построить модель, включающую три компонента выгорания: эмоциональное напряжение, резистенции и фаза истощения, то есть снижение личных достижений, которые выявляются с помощью моделирования структурных уравнений. Нами были определены прогнозирующие факторы выгорания, которые могут непосредственно влиять на компоненты профессионального выгорания, а так же изучали вероятность того, что предрасполагающие факторы станут посредниками корреляции между процентов профессионального выгорания среди преподавателей. После анализа данных прослеживалась взаимосвязь между полом, возрастом и стажем работе, а так же наличием той или иной фазе эмоционального выгорания. Результаты по значениям асимметрии и куртоза каждой фазы были признаны удовлетворительными. Значения асимметрии были от -6,75 до 0,004, а значения куртоза находились в диапазоне от -1,518 до 0,112. Используя гистограмму, которая представляет собой график, выполняющий реальную форму распределения данных, было обнаружено, что данные распределены нормально, поскольку они выполняли более высокое распределение в середине, чем на краевых сторонах. Что касается мультиколлине-арности, взаимные корреляции между конструкциями варьировались от 0,322 до 0,656. Следовательно, дис-криминантные валидности переменных были достигнуты, потому что корреляционная матрица с корреляциями была менее 0,9. Основное исследование данных было проведено с помощью альфа Кронбаха, чтобы увидеть надежность для оценки факторного анализа и для выбора подходящей модели. Таким образом, преподаватели могут быть мотивированы, чтобы продолжать развивать свой собственный стиль и влиять на других учителей для обучения преподаванию. Работа со сверстниками также будет полезна при составлении планов уроков. С этим видом самообучения и взаимного обучения они могут накапливать опыт и устную поддержку и благодарность от опытных преподавателей, которые улучшат самоэффективность, стрессоустойчивость и работоспособность молодых преподавателей.

ВЫВОДЫ.

Все предикторы играют важную роль в прогнозировании выгорания учителей. Результаты исследования подтверждают предложенную модель. Модель может служить руководством для будущих исследователей, чтобы предсказать выгорание учителей. С другой стороны, исследование показало, что пол и опыт преподавания существенно не различаются для всех переменных, сообщается, что одна конструкция отличается от опыта преподавания для эмоционального выгорания. Таким образом, полученные данные в ходе исследования указывают на наличие первой стадии профессионального выгорания у 33% преподавателей, у 17% из них прослеживалась фаза второй фазы выгорания, у 9% третья фаза превалировала над первыми двумя, снижения личностных достижений было выявлено у 3% всех опрошенных преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

217

Serikov Vadim Sergeevich PROFESSIONAL BURNOUT AMONG ..

pedagogical sciences

и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.

2. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

3. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования//Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

4. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

5. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-8. — С. 15191521

6. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Бухарова Г. Д. Общая и профессиональная педагогика. М.: Academia, 2015. - 336 c.

9. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. М.: Альфа-М, 2018. - 448 c

10. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

11. Фирсов М.В. Социальная педагогика. М.: КноРус, 2017. - 397 с.

12. Brofi J. C. Reviving the innovative process of design thinking //In Proceedings of the sixth international conference on internet and web applications and services. 2011. pp. 142—149.

13. Choi B. C. Multidisciplinarity, interdisciplinarity and transdiscipli-narity in health research, services, education and policy: 2. Promotors, barriers, and strategies of enhancement //Clinical & Investigative Medicine. 2017. р.225-232

14. Collin A. Multidisciplinary, interdisciplinary, and transdisciplinary collaboration: Implications for vocational psychology// International Journal for Educational and Vocational Guidance.2009.р. 101—110

15. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2016. - 260 c.

16. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс,

2016. - 256 c.

17. Якимова З.В., Пушкина А.С. Динамика уровня вовлеченности персонала в зависимости от стажа работы в организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 283-286.

18. Михальчи Е.В. Применение трансактного анализа для профилактики и диагностики профессиональных стрессов у персонала организаций //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 50-53.

19. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

20. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia,

2017. - 312 c.

21. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2015. -327 c.

22. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики. Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

23. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. - 152 c.

24. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания. М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.

25. Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. М.: Инфра-М, 2017. -160 c.

26. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

27. Graham A.F. Model-supported case studies for management education //European Journal of Operational Research. 2009.151—164.

Статья поступила в редакцию 02.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.