ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Суржик А.С.
Суржик Анастасия Сергеевна - магистрант, факультет социальных наук, Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Аннотация: в статье представлен анализ понятия «профессиональное выгорание» преподавателей, рассматривается причины профессионального выгорания в преподавательской среде, а также обозначены меры профилактики.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, преподавание, синдром выгорания, стресс, профилактика.
Проблема профессионального выгорания преподавателей в последние годы становится все более обсуждаемой. Постоянные, а зачастую, стремительные и непоследовательные изменения в системе образования приводят к проблемам кадрового состава. Преподаватели сталкиваются с такими проблемами, как хаотичный переход на дистанционное обучение, изменения стандартов и программ образовательной деятельности, быстрое изменение технических аспектов преподавания и т.д. Преподаватели, будучи лицами, заинтересованными во всех аспектах функционирования системы образования, естественно реагируют на происходящие изменения, зачастую эмоционально, что в конечном итоге приводит к появлению синдрома профессионального выгорания. Все подтверждает актуальность темы настоящей статьи.
Педагог в своей деятельности должен суметь и найти подход к каждому ученику, и суметь донести информацию родителям, и взаимодействовать с администрацией, а также вести документацию, в некоторых организациях предоставлять методические материалы. Количество требований постоянно увеличивается, порой превышая физические и психологические возможности специалиста. Подобные тенденции делают риск возникновения профессионального выгорания педагогов очень высоким.
Прежде всего, необходимо рассмотреть понятий аппарат анализируемой проблемы. Так, И.П. Коунтесс Д'са под профессиональным выгоранием понимает психологическую защиту организма в ответ на психотравмирующую ситуацию, сопровождаемую выключением эмоциональных реакций [1]. Аналогичного мнения придерживается и Е. М. Мессинева, которая отмечает, что синдром выгорания является один из механизмов психологической защиты, который заключается в том, что человек в ответ на психотравмирующее воздействие постепенно снижает эмоциональные переживания. В ряде случаев со временем они могут быть исключены полностью [3].
Исследователи выделяют целый комплекс причин, влияющих на профессиональное выгорание преподавателей. Так, Е. В. Кряжева причины эмоционального выгорания у преподавателей разделяется на внешние (например, к ним может относиться неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, стресс) и внутренние, связанные с особенностями личности преподавателя [2].
Поскольку профессиональное выгорание преподавателей является существенной проблемой, то специалисты рекомендует осуществлять не только решение вопросов последствий профессионального выгорания, но и осуществления мер профилактики. К числу таких мер можно отнести: осуществление мероприятий, направленных на формирование комфортных рабочих условий (создание комнат для отдыха, групп здоровья и т.д.); развитие навыков противостояния стрессовых ситуаций (занятия йогой, прогулки, изучение психологической литературы, тренинги); формирование благоприятного психологического климата в коллективе (создание атмосферы доверительных отношений,
психологической защищенности). Необходимо отметить, что меры профилактики должны осуществляться как самим преподавателем, так и образовательной организацией.
Подводя итог, отметим, что проблема профессионального выгорания преподавателей оказывает существенное влияние не только на самого педагога, но и на весь образовательный процесс, и на субъектов, в нем задействованных, что требует более пристального внимания к проблеме и более серьезного отношения к мерам профилактики.
Список литературы
1. Коунтесс Д'са И.П. Профессиональное выгорание преподавателей // Современная наука: новые подходы и актуальные исследования, 2020. С. 288-291.
2. Кряжева Е.В. Особенности профессионального выгорания преподавателей профессиональных учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования, 2016. № 53-3. С. 235-243.
3. Мессинева Е.М. Проблема профессионального выгорания у преподавателей Вузов // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т. 9. № 2.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1972.
5. Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2016. №4. С. 39-46.
6. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Экономические науки», 2019. № 1 (7).
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ И
ИППОВЕНЦИИ Матиозова А.Н.
Матиозова Анастасия Николаевна - студент, специальность: клиническая психология, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье анализируется психоэмоциональное состояние воспитанников школ-интернатов с ОВЗ в процессе иппотерапии и ипповенции. Ключевые слова: иппотерапия, ипповенция, интернат, дети.
Современное научное сообщество в полной мере уже изучило эффективность методов иппотерапии и ипповенции. Многие страны пользуются этим нетрадиционным методом воздействия. Чаще всего его применение изучается на детях с различными нарушениями, особой категории, которая называется «категория с ограниченными возможностями здоровья». Также, во многих исследованиях принимали участие дети с ОВЗ, находящиеся в учреждениях интернатного типа.
Однако, в городе Владивостоке, в силу слабой развитости конного спорта данный метод слабо востребован, несмотря на его доказанную эффективность, которая не вызывает сомнений согласно отечественным и зарубежным исследованиям. Во Владивостоке более 10 коррекционных школ, в которых находятся дети с различными нарушениями, которые нуждаются в дополнительной помощи, направленной на социализацию, реабилитацию и коррекцию имеющихся нарушений. Программа иппотерапии и ипповенции, как