нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3. Караборчева М.А., Тетусь О.В. Как избежать утомления и стресса в профессиональной деятельности учителя // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. С. 263-264.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, профессиональные болезни, программа сохранения здоровья.
Key words: healthy way of life, work related illnesses, a program of keeping healthy. УДК 159.923.2
ГречищеваЛ.С., Хорошева О.А., Игнатова С.П.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА2
ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, grechishevals@mail. ru, horosheva@inbox. ru, [email protected]
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания[1], поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой.
Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения,
2 Grechischeva L.S., Horosheva O.A., Ignatova S.P. Professional burning out teacher
проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [5, 6]. Это реакция на стрессовые воздействия [4]. В.В. Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2, 3]. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию педагогов, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий. Также существует точка зрения, согласно которой у педагогов с высокими творческими потенциалами реже наблюдается ухудшение психологического и физического здоровья.
Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевание сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Невротические расстройства выявились в 60-70% случаев. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми и физиологическими факторами: большое количество социальных контактов за рабочий день, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, предельно высокая ответственность, недооценка
среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме».
Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать себя.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:
^ Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.
^ Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов.
^ Редуцирование личных (персональных) достижений - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.
С учетом этого и была выбрана тема нашего практического исследования.
Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, позволяющая оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.
Объектом данного исследования стали 30 педагогов, а предметом его послужила степень профессионального выгорания педагогов.
4 из них имеет стаж работы до 10 лет, 11- от 10 до 20 лет,
10 - от 21 до 30 лет
5 - от 31 до 40.
27 участников исследования - женщины и 3 мужчин.
Возрастной диапазон обследуемых находился в пределах от 23 до 65 лет. Средний возраст составил 43,5 года, а средний стаж - 18,5 лет.
Целью исследования являлось определение уровня эмоционального выгорания учителей и факторов, его вызывающих.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Изучить синдром эмоционального выгорания в теоретических источниках;
• Провести диагностику эмоционального выгорания среди педагогов, работающих в школе;
• Провести исследование личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;
• Проанализировать и описать результаты исследования.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
^ синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;
^ на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности. В ходе исследования изучались фазы развития стресса:
1. Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.
2. Фаза резистенция - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств.
3. Фаза истощения - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъем-лимым атрибутом личности.
Каждая из этих фаз имеет отдельно взятые симптомы. Фаза «напряжение» включает в себя:
1) переживание психотравмирующих обстоятельств;
2) неудовлетворённость собой;
3) «Загнанность в клетку»;
4) тревога и депрессия.
Фаза «резистенция» состоит из симптомов:
1) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
2) эмоционально-нравственная дезориентация;
3) расширение сферы экономии эмоций;
4) редукция профессиональных обязанностей.
Симптомы фазы «истощение» таковы:
1) эмоциональный дефицит;
2) эмоциональная отстранённость;
3) личностная отстранённость (деперсонализация);
4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
В целом результаты исследования можно представить в виде таблицы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что 100% обследованных педагогов имеют складывающиеся и сложившиеся симптомы эмоционального выгорания. 47% учителей обнаруживают доминирующие симптомы в фазе «напряжение», 78% - в сфере «резистенция» и 17% - «истощение».
Таблица
№ Название синдрома эмоционального выгорания не сложившийся складывающийся сложившийся доминирующий
1. «Напряжение»:
а) переживание психотравми- 47% 20% 13% 20%
рующих
обстоятельств;
б) неудовлетворенность собой; 60% 33% 3% 3%
в) «Загнанность в клетку»; 67% 17% 1% 7%
2. 2. г) тревога и депрессия 53% 30% 3% 17%
«Резистенция»:
а) неадекватное эмоциональное 17% 43% 17% 23%
избирательное реагирование;
б) эмоционально-нравственная 57% 13% 20% 1%
дезориентация;
в) расширение сферы экономии 70% 17% 7% 7%
эмоций;
г) редукция профессиональных 30% 10% 17% 47%
а 3. обязанностей
«Истощение»:
а) эмоциональный дефицит; 57% 30% 7% 7%
б) эмоциональная отстранён- 60% 30% 7% 3%
ность;
в) личностная отстранённость; 70% 13% 7% 7%
г) психосоматические и психо- 73% 13% 7% -
вегетативные нарушения
Анализ количественных показателей фаз эмоционального выгорания показывает, что 40% педагогов имеют несформированную фазу «напряжение», 30% - фазу «резистенция» и 83% - фазу «истощение».
В стадии формирования находятся: фаза «напряжение» - у 37%, фаза «резистенция» - 47% и фаза «истощение» - 10%.
Фаза «напряжение» сформировалась у 13% и фаза «резистенция» - у 20%, фаза «истощение» - 7%.
Фаза «напряжение» сформирована у 4 женщин (13%) и у 11 женщин (37%) она в стадии формирования. Стаж работы у них от 13 до 21 года. У всех высшее образование, большая нагрузка и классное руководство. Стадия «резистенция» в данной группе в стадии формирования, только у одной учительницы она сформировалась (суммарный балл 99). Фаза «истощение» в этой группе не сформирована у 9, а у двоих в стадии формирования.
Результаты 10 человек (33%) в группе исследуемых показали, что у них не сформировались все три фазы (у одного только фаза «резистенция» в стадии формирования). В этой группе находятся педагоги с разным стажем и в разных возрастных категориях. Двое из них мужчины со средней часовой нагрузкой и не имеющие классное руководство. В данной группе стаж работы от 2 до 33 лет.
11 человек (37%) - фазы «напряжение» и «резистенция» находятся в стадии формирования, а фаза «истощение» - не сформирована. Стаж работы от 2 до 33 лет.
Педагоги со стажем 2-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Двое из четырех (7%) имеют очень высокие показатели по всем трем фазам. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий - это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что одним из основных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание педагогов, является большая часовая нагрузка и одновременное ведение классного руководства. Кроме того, можно предположить, что имеет значение, какой учебный предмет ведет учитель. В нашем исследовании большие показатели были у педагогов, чьи предметы входят в перечень предметов ЕГЭ и ОГЭ. Стаж педагогической работы не оказывает такого влияния, ибо данные исследования показывают, что выгорание при большой часовой нагрузке возникает и у молодых специалистов, а у учителей с 25-летним стажем его может не быть вовсе или оно проявляет себя в виде отдельного симптома.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессио-
нальной деятельности, не подтвердилась. Формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием у педагогов таких личностных характеристик, как невротичность, депрессивность, замкнутость и застенчивость, феминность, эмоциональная лабильность.
На формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние и другие факторы, например, такие, как организационные. Таким образом, внутренний фактор сам по себе, становится таковым, усиливаясь организационным фактором.
Из этого, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания влияют, как личностные факторы, так и организационные подтверждается.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома. Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания могут быть предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье:
1. Привычки правильного питания;
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю.
3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности.
5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни. Находить время для заботы о себе.
6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие.
7. Сказать «нет» вредным привычкам.
8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой, домашними любимцами.
Литература
1. Игнатова С.П., Гречищева Л.С. Проектно-исследовательская деятельность как технология здоровьесберегающей педагогики. // Санкт-Петербург, 2014, тезисы в сборнике «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» Т.9, часть 1.451 с., //
2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Инфор-мац. Изд. Дом Филин, 1996. - 256 с.
3.Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - 672 с.
4.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы-составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.
5.Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.
б.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.