Научная статья на тему 'Профессиональное «Выгорание» педагога'

Профессиональное «Выгорание» педагога Текст научной статьи по специальности «Психология»

1113
156
Поделиться
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональное «Выгорание» педагога»

нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3. Караборчева М.А., Тетусь О.В. Как избежать утомления и стресса в профессиональной деятельности учителя // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9. С. 263-264.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, профессиональные болезни, программа сохранения здоровья.

Key words: healthy way of life, work related illnesses, a program of keeping healthy. УДК 159.923.2

ГречищеваЛ.С., Хорошева О.А., Игнатова С.П.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА2

ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, grechishevals@mail. ru, horosheva@inbox. ru, ignatovas_p@mail.ru

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания[1], поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой.

Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения,

2 Grechischeva L.S., Horosheva O.A., Ignatova S.P. Professional burning out teacher

проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [5, 6]. Это реакция на стрессовые воздействия [4]. В.В. Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2, 3]. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.

Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию педагогов, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий. Также существует точка зрения, согласно которой у педагогов с высокими творческими потенциалами реже наблюдается ухудшение психологического и физического здоровья.

Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевание сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Невротические расстройства выявились в 60-70% случаев. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми и физиологическими факторами: большое количество социальных контактов за рабочий день, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, предельно высокая ответственность, недооценка

среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме».

Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать себя.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

^ Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.

^ Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов.

^ Редуцирование личных (персональных) достижений - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.

С учетом этого и была выбрана тема нашего практического исследования.

Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, позволяющая оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

Объектом данного исследования стали 30 педагогов, а предметом его послужила степень профессионального выгорания педагогов.

4 из них имеет стаж работы до 10 лет, 11- от 10 до 20 лет,

10 - от 21 до 30 лет

5 - от 31 до 40.

27 участников исследования - женщины и 3 мужчин.

Возрастной диапазон обследуемых находился в пределах от 23 до 65 лет. Средний возраст составил 43,5 года, а средний стаж - 18,5 лет.

Целью исследования являлось определение уровня эмоционального выгорания учителей и факторов, его вызывающих.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Изучить синдром эмоционального выгорания в теоретических источниках;

• Провести диагностику эмоционального выгорания среди педагогов, работающих в школе;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• Провести исследование личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;

• Проанализировать и описать результаты исследования.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

^ синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;

^ на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности. В ходе исследования изучались фазы развития стресса:

1. Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

2. Фаза резистенция - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств.

3. Фаза истощения - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъем-лимым атрибутом личности.

Каждая из этих фаз имеет отдельно взятые симптомы. Фаза «напряжение» включает в себя:

1) переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) неудовлетворённость собой;

3) «Загнанность в клетку»;

4) тревога и депрессия.

Фаза «резистенция» состоит из симптомов:

1) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2) эмоционально-нравственная дезориентация;

3) расширение сферы экономии эмоций;

4) редукция профессиональных обязанностей.

Симптомы фазы «истощение» таковы:

1) эмоциональный дефицит;

2) эмоциональная отстранённость;

3) личностная отстранённость (деперсонализация);

4) психосоматические и психовегетативные нарушения.

В целом результаты исследования можно представить в виде таблицы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что 100% обследованных педагогов имеют складывающиеся и сложившиеся симптомы эмоционального выгорания. 47% учителей обнаруживают доминирующие симптомы в фазе «напряжение», 78% - в сфере «резистенция» и 17% - «истощение».

Таблица

№ Название синдрома эмоционального выгорания не сложившийся складывающийся сложившийся доминирующий

1. «Напряжение»:

а) переживание психотравми- 47% 20% 13% 20%

рующих

обстоятельств;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

б) неудовлетворенность собой; 60% 33% 3% 3%

в) «Загнанность в клетку»; 67% 17% 1% 7%

2. 2. г) тревога и депрессия 53% 30% 3% 17%

«Резистенция»:

а) неадекватное эмоциональное 17% 43% 17% 23%

избирательное реагирование;

б) эмоционально-нравственная 57% 13% 20% 1%

дезориентация;

в) расширение сферы экономии 70% 17% 7% 7%

эмоций;

г) редукция профессиональных 30% 10% 17% 47%

а 3. обязанностей

«Истощение»:

а) эмоциональный дефицит; 57% 30% 7% 7%

б) эмоциональная отстранён- 60% 30% 7% 3%

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ность;

в) личностная отстранённость; 70% 13% 7% 7%

г) психосоматические и психо- 73% 13% 7% -

вегетативные нарушения

Анализ количественных показателей фаз эмоционального выгорания показывает, что 40% педагогов имеют несформированную фазу «напряжение», 30% - фазу «резистенция» и 83% - фазу «истощение».

В стадии формирования находятся: фаза «напряжение» - у 37%, фаза «резистенция» - 47% и фаза «истощение» - 10%.

Фаза «напряжение» сформировалась у 13% и фаза «резистенция» - у 20%, фаза «истощение» - 7%.

Фаза «напряжение» сформирована у 4 женщин (13%) и у 11 женщин (37%) она в стадии формирования. Стаж работы у них от 13 до 21 года. У всех высшее образование, большая нагрузка и классное руководство. Стадия «резистенция» в данной группе в стадии формирования, только у одной учительницы она сформировалась (суммарный балл 99). Фаза «истощение» в этой группе не сформирована у 9, а у двоих в стадии формирования.

Результаты 10 человек (33%) в группе исследуемых показали, что у них не сформировались все три фазы (у одного только фаза «резистенция» в стадии формирования). В этой группе находятся педагоги с разным стажем и в разных возрастных категориях. Двое из них мужчины со средней часовой нагрузкой и не имеющие классное руководство. В данной группе стаж работы от 2 до 33 лет.

11 человек (37%) - фазы «напряжение» и «резистенция» находятся в стадии формирования, а фаза «истощение» - не сформирована. Стаж работы от 2 до 33 лет.

Педагоги со стажем 2-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Двое из четырех (7%) имеют очень высокие показатели по всем трем фазам. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий - это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что одним из основных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание педагогов, является большая часовая нагрузка и одновременное ведение классного руководства. Кроме того, можно предположить, что имеет значение, какой учебный предмет ведет учитель. В нашем исследовании большие показатели были у педагогов, чьи предметы входят в перечень предметов ЕГЭ и ОГЭ. Стаж педагогической работы не оказывает такого влияния, ибо данные исследования показывают, что выгорание при большой часовой нагрузке возникает и у молодых специалистов, а у учителей с 25-летним стажем его может не быть вовсе или оно проявляет себя в виде отдельного симптома.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессио-

нальной деятельности, не подтвердилась. Формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием у педагогов таких личностных характеристик, как невротичность, депрессивность, замкнутость и застенчивость, феминность, эмоциональная лабильность.

На формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние и другие факторы, например, такие, как организационные. Таким образом, внутренний фактор сам по себе, становится таковым, усиливаясь организационным фактором.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Из этого, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания влияют, как личностные факторы, так и организационные подтверждается.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома. Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания могут быть предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье:

1. Привычки правильного питания;

2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю.

3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.

4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности.

5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни. Находить время для заботы о себе.

6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие.

7. Сказать «нет» вредным привычкам.

8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой, домашними любимцами.

Литература

1. Игнатова С.П., Гречищева Л.С. Проектно-исследовательская деятельность как технология здоровьесберегающей педагогики. // Санкт-Петербург, 2014, тезисы в сборнике «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» Т.9, часть 1.451 с., //

2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Инфор-мац. Изд. Дом Филин, 1996. - 256 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3.Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - 672 с.

4.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы-составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.

5.Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.

б.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.