Научная статья УДК 159.9; 616.8
Б01: 10.20323/1813-145Х-2024-2-137-203 ББ№ 8ЬРКИЛ
Профессиональное выгорание как фактор нарушения профессиональной адаптации
социальных работников
Константин Иванович Засядько1, Лилия Михайловна Тафинцева2, Светлана Александровна Маскалянова3, Александр Васильевич Шакула4, Леонид Давидович Сыркин5, Александра Николаевна Васина6
1 Доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы, Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. 398020, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42 2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. 398020, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42 3Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. 398020, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42 4Доктор медицинских наук, профессор, врач-методист, ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс "Подмосковье" Минобороны России. 141052, Московская область, городской округ Мытищи, с. Марфино, ул. Санаторная, строение 2А/17
5Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии, Первый
Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Министерства Здравоохранения
Российской Федерации (Сеченовский университет). 119048, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
6Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии, Первый Московский
государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства Здравоохранения Российской
Федерации (Сеченовский университет). 119048, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
1ау1а7а8@гашЫег.гц, https://orcid.org/0000-0002-0872-7357
2ИИаЛайй2еуа@уаМех.ги, https://orcid.org/0000-0001-7729-7656
3sveta.feya@gшail.coш, https://orcid.org/0000-0002-2744-7190
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9952-9630
5syrkinld@шail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8279-7911
'[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3378-3286
Аннотация. Исследование процессов нарушения профессиональной адаптации лиц социономических профессий, прежде всего работников учреждений социальной защиты, постоянно сталкивающихся с проблемами людей, нуждающихся в их помощи, в настоящее время, вне всяких сомнений, является весьма актуальным. В работе рассмотрена проблема развития профессиональной дезадаптации социальных работников на нескольких уровнях, а именно: с позиций формирования профессионального психоэмоционального выгорания, социально-психологических и психологических аспектов профессиональной дезадаптации. Показано, что у 32,1 % обследованных социальных работников выявлены симптомы психоэмоционального выгорания, что сопоставимо с долей специалистов, имеющих психологические симптомы нарушения профессиональной адаптации (от 27,4 до 34,6 %). При этом установлено, что проявления социально-психологических показателей дезадаптации присущи более половины обследованных социальных работников (от 54,1 до 63,5 % соответственно). Проведенный корреляционный анализ показал существенные корреляционные связи между проявлениями психоэмоционального выгорания и психологическими признаками дезадапционных нарушений. Менее значимые зависимости выявлены между психоэмоциональным выгоранием и социально-психологическими показателями. Полученные в исследовании данные позволили сделать вывод о том, что, во-первых, психоэмоциональное выгорание определяется в основном психологическими проявлениями профессиональной деформации специалистов, и, во-вторых, изучение полной картины нарушения профессиональной дезадаптации с последующей разработкой системы коррекционных мероприятий в обязательном порядке должно включать в себя исследование проявления всех её аспектов.
Ключевые слова: социальные работники; адаптация; профессиональное выгорание; социально-психологические и психологические показатели; профессиональная дезадаптация; профессиональный стресс; корреляция
© Засядько К. И., Тафинцева Л. М., Маскалянова С. А., Шакула А. В., Сыркин Л. Д., Васина А. Н., 2024
Для цитирования: Засядько К. И., Тафинцева Л. М., Маскалянова С. А., Шакула А. В., Сыркин Л. Д., Васина А. Н. Профессиональное выгорание как фактор нарушения профессиональной адаптации социальных работников // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 203-211. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-203. https://elibrary.ru/SLPRHA
Original article
Professional burnout as a factor in the impairment of professional adaptation of social workers
Konstantin I. Zasyadko1, Lilia M. Tafintseva2, Svetlana A. Maskalyanova3, Aleksandr V. Shakula4, Leonid D. Syrkin5, Aleksandra N. Vasina6
1Doctor of medical sciences, professor at department of social pedagogy and social work, Lipetsk state pedagogical university named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky. 398020, Lipetsk, Lenina st., 42
2Candidate of pedagogical sciences, associate professor at department of social pedagogy and social work, Lipetsk state
pedagogical university named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky. 398020, Lipetsk, Lenina st., 42
3Candidate of pedagogical sciences, associate professor at department of social pedagogy and social work, Lipetsk state
pedagogical university named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky. 398020, Lipetsk, Lenina st., 42
4Doctor of medical sciences, professor, methodologist, FSBI «Sanatorium-resort complex Moscow region» of the
ministry of defense of Russia. 141052, Moscow region, Mytishchi urban district, Marfino, Sanatornaya st., building
2A/17
5Doctor of psychological sciences, professor at department of pedagogy and medical psychology, First Moscow state medical university named after Sechenov Ministry of health of the Russian Federation (Sechenov university). 119048, Moscow, Trubetskaya st., bld. 2,8
6Candidate of psychological sciences, associate professor at department of pedagogy and medical psychology, First
Moscow state medical university named after Sechenov Ministry of health of the Russian Federation (Sechenov
university). 119048, Moscow, Trubetskaya st., bld. 2,8
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-0872-7357
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-7729-7656
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2744-7190
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9952-9630
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-8279-7911
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3378-3286
Abstract. The study of the processes of impaired professional adaptation of persons of socionomic professions, primarily employees of social protection institutions, who are constantly faced with the problems of people in need of their help, is currently undoubtedly very relevant. The paper considers the problem of the development of professional maladjustment of social workers at several levels, namely: from the standpoint of the formation of professional psycho-emotional burnout, socio-psychological and psychological aspects of professional maladjustment. It is shown that 32.1% of the surveyed social workers showed symptoms of psychoemotional burnout, which is comparable to the proportion of specialists with psychological symptoms of impaired professional adaptation (from 27.4 to 34.6 %). At the same time, it was found that manifestations of socio-psychological indicators of maladjustment are inherent in more than half of the surveyed social workers (from 54.1 to 63.5 %, respectively).
The conducted correlation analysis showed significant correlations between manifestations of psychoemotional burnout and psychological signs of maladaptive disorders. Less significant dependencies were found between psychoemotional burnout and socio -psychological indicators. The data obtained in the study allowed us to conclude that, firstly, psychoemotional burnout is determined mainly by psychological manifestations of professional deformation of specialists, and, secondly, the study of the full picture of the violation of professional maladjustment with the subsequent development of a system of corrective measures must necessarily include a study of the manifestation of all its aspects.
Key words: social workers; adaptation; professional burnout; socio-psychological and psychological indicators; professional maladjustment; professional stress; correlation
For citation: Zasyadko K. I., Tafintseva L. M., Maskalyanova S. A., Shakula A. V., Syrkin L. D., Vasina A. N. Professional burnout as a factor in the impairment of professional adaptation of social workers. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 203-211. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-203. https://elibrary.ru/SLPRHA
Введение
Социальная работа изобилует постоянными стрессовыми ситуациями, связанными с процессом сложного социального взаимодействия социального работника с клиентом, с вынужденным участием в его социальных проблемах и переживаниях. При этом личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на профессиональное здоровье работников социальных учреждений [Кокорева, 2020; Куличенко, 2011]. У многих специалистов всё чаще наблюдаются психические и психофизиологические реакции на практически повседневные ситуации в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. Как показывает статистика, социальные работники в силу организационной специфики выполнения трудовых функций, наиболее предрасположены к воздействию профессиональных стрессоров. Одна из форм проявления хронического профессионального стресса (ПС) и в дальнейшем развития профессиональной дезадаптации у лиц «помогающих профессий», в том числе и у социальных работников, получила наименование «синдрома профессионального выгорания» (ПВ), при котором полноценная деятельность и активная жизненная позиция специалиста подменяется апатией и безразличным отношением не только к своей деятельности, но и другим жизненным ценностям, влияя на его психическое и соматическое здоровье [Китаев-Смык, 2008; Леонова, 2013; Лукьянов, 2008; Скрипкина 2023].
Исследования механизмов, инициирующих формирование профессиональной дезадаптации, ПС и ПВ, проводились на различной методологической основе, и полученные результаты достаточно неоднозначны [Комплексное исследование ..., 2019; Леонова, 2013; Проничева, 2018; Форманюк, 1994]. Многие исследования направлены на изучение различных аспектов эмоциональной сферы как факторов, которые могли бы способствовать профессиональному выгоранию у специалистов помогающих профессий [Особенности эмоционального интеллекта ..., 2019; Эмоциональный интеллект ..., 2019; Особенности эмоциональной сферы ..., 2023 ].
Некоторые авторы при анализе процессов, происходящих с человеком при профессиональной деятельности, связанной с взаимодействием
с другими людьми - клиентами, пациентами, учащимися и т.д., стали рассматривать проявления профессионального выгорания как основного явления, объясняющего весь комплекс изменений, рассматриваемых как профессиональная дезадаптация под воздействием факторов профессионального стресса [Китаев-Смык, 2008; Форманюк, 1994; Kondo, 1991].
В этих исследованиях не раскрываются многие другие особенности формирования профессиональной дезадаптации у социальных работников.
Поэтому в большинстве работ, посвященных профессиональному стрессу и профессиональной дезадаптации специалистов, основное внимание уделяется психологическим аспектам коррекции и профилактики профессионального выгорания -рекомендовано проведение обучения навыкам саморегуляции, даются рекомендации по нормализации труда и отдыха, проведению тренингов (коммуникативных, уверенности в себе, тренингов личностного роста). Разрабатываются варианты психологической поддержки, прежде всего, в виде индивидуального психологического консультирования. Между тем, являясь многоуровневым динамическим процессом, адаптация связана с изменением деятельности различных органов и систем организма и определяет как уровень психофизиологического и психического здоровья человека, так и степень общей эффективности деятельности на биологическом, психическом психофизиологическом и социально-психологическом уровнях [Физиологические аспекты ..., 2019; The psychological and psychophysiological issues ..., 2019].
Какова роль и взаимосвязь каждого из этих уровней профессиональной дезадаптации социальных работников с развитием у них симптомов профессионального выгорания - эта проблема до настоящего времени не нашла должного отражения в литературных источниках.
В связи с этим изучение многомерного процесса адаптации и дезадаптации социальных работников необходимо выполнять методически на основе определения выраженности его психосоматического функционирования на нескольких функциональных уровнях:
- медико-психологическом, оценивающим психологические аспекты - диапазон психической адаптивности с помощью психодиагностической оценки выраженности проявления психического выгорания у обследуемых;
- социально-психологическом, оценивающем компоненты социально-психологической адаптации;
- личностно-психологическом, определение особенностей психологических аспектов адаптации испытуемых с применением психологических методик [Дикая, 2007; Проничева, 2018; Physiological and psychophysiological ..., 2021].
Цель исследования: выявить особенности и специфику развития профессиональной дезадаптации и профессионального выгорания у специалистов по социальной работе путем анализа корреляционных взаимосвязей ее структурных компонентов: психологических и социальных.
Материалы и методы исследования
Обследовали 96 работников учреждений системы социальной защиты Липецка в возрастном диапазоне 26 - 62 лет. Все участники обследования подтвердили добровольное согласие на участие в эксперименте.
Уровень профессионального выгорания социальных работников исследовали с использованием теста Maslach Burnout Inventor (русифицированный вариант в адаптации Н. Е. Водопьяновой - далее «тест MBI»). Измерялись три основных компонента выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, а также интегральный показатель эмоционального выгорания [Maslach, 1998; Maslach, 1996].
Оценка уровня ситуативной (реактивной) и личностной тревожности производилась с использованием теста Спилбергера-Ханина [Психодиагностические методы ..., 2009].
Для оценки степени развития хронического утомления с учетом структурных изменений в целостном синдроме его проявлений применялась методика «Степень хронического утомления» (А. Б. Леонова и И. В. Шишкина; модификация 2003 г.) [Психодиагностические методы ., 2009; The psychological and psychophysio-logical ..., 2019].
Уровень нервно-психической адаптации соцра-ботников определяли по результатам тестирования испытуемых с помощью разработанной в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М Бехтерева методики «Тест нервно-психической адаптации» [Психодиагностические методы ..., 2009].
Определение показателей социально-психологической адаптации производилось путем изучения личностного адаптационного потенциала испытуемых с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ), разработанного А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным. Исследовали личностный адаптационный потенциал (ЛАП), уровни поведенческой регуляции (ПР), коммуникативного потенциала (КП), моральной нормативности (МН); уровни астенических реакций и состояний (АС), психотических реакций (ПС) и выраженность дезадаптационных нарушений (ДАН) [Проничева, 2018].
Результаты и обсуждение
Анализ результатов обследования показал, что проявления синдрома профессионального выгорания по опроснику MBI определены почти у трети участвующих в исследовании работников сферы социальной защиты - 32,1 %
Уровень профессионального выгорания
Рис.1 Проявление синдрома профессионального выгорания у работников социальных служб (в %)
Как видно на рисунке 1, синдром профессионального выгорания выявлен почти у трети специалистов, но был сформирован лишь у 5,1 % работников сферы социальной защиты и находился в стадии формирования еще у 27,0 % обследуемых. У остальных обследуемых определен низкий (66,3 %) и очень низкий уровень (1,5 %) профессионального выгорания.
Эти данные были сопоставлены с другими показателями профессиональной дезадаптации, полученными в исследованиях.
В ходе исследования уровня социально-психологических показателей и наличия деза-даптационных нарушений (согласно данным анализа результатов обработки трех уровней опросника МЛО-АМ) установлено, что практически половина - 50,4 % социальных работников имеют низкие значения уровней астенических реакций и состояний (АС), психотических реакций (ПС) и проявления общих дезадаптационных нарушений (ДАН), а 49,6 % обследуемого контингента - средние значения по этим параметрам. Низкие значения личностного адаптационного потенциала выявлены у 54,1 % специалистов, что, прежде всего связано с тем, что 46,247,4 % из них имеют низкие уровни поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности. Показатели социально-психологической адаптации, таким образом, в сопоставлении с уровнем выраженности профессионального выгорания, свидетельствуют о большей доле испытуемых, подверженных профессиональной дезадаптации в данном аспекте.
В исследовании были установлены более приближенные к уровню выявленных значений профессионального выгорания социальных работников результаты ряда показателей психологической составляющей их профессиональной дезадаптации.
Так анализ результатов теста НПА выявил, что 45,2 % и 20,2 % обследованных специалистов соответственно были отнесены к I и II группам психического здоровья, то есть здоровые и практически здоровые с благоприятными прогностически-
ми признаками соответственно. Признаки нарушения нервно-психической адаптации выявлены у 34,6 % респондентов, из них 18,6 % были отнесены к III группе - практически здоровых с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология), 9,7 % - к IV группе - лица с легкой степенью патологии, а 6,3 % соцработников составили V группу - лица с проявлениями выраженной психопатологии соответственно.
Высокий уровень личностной тревожности как конституциональной черты личности при умеренных средних величинах в группе, достигающих близких к пороговым значениям, имеют свыше трети обследуемых (36,2 %), а её умеренный уровень - еще почти половина испытуемых (47,4 %), низкий уровень - соответственно, лишь у 16,4 % из общего числа респондентов. Ситуативная тревожность умеренного уровня определена у 61,5 % соц-работников, а у 11,1 % - её низкий уровень, однако у 27,4% респондентов установлен высокий уровень ситуативной тревожности.
При изучении проявлений хронического утомления (по ИХРУ) у специалистов социальной защиты различная степень хронического утомления зафиксирована у 38,7 % принявших участие в исследованиях, из них у 11,7 %, - начальная степень, у 18,1 %, - выраженная, у 5,8 % - сильная и астенический синдром, указывающий на возможный переход в область патологических состояний, был отмечен у 3,4 % из обследованных работников соответственно. Необходимо отметить, то у 61,3 % респондентов не было выявлено признаков хронического утомления.
На следующем этапе исследования было проведено выявление уровня корреляционных зависимостей между показателями ПВ работников учреждений соцзащиты и социально-психологическими и психологическими показателями их дезадаптации.
В исследованиях установлены низкие корреляционные связи между показателями ПВ и показателями шкал 2-го уровня опросника МЛО-АМ. (Таблица 1).
Таблица 1.
Корреляционные зависимости показателей опросника МВ1
и социально-психологических показателей дезадаптации социальных работников
Показатели адаптационного потенциала МЛО-АМ Адаптивность Показатели эмоционального выгорания опросника MBI
истощение деперсонализация редукция выгорание
Социально - психологическая адаптация АС 0,26 0,27 0,07 0,22
ПС 0,07 0,11 -0,14 0,12
ДАН 0,21 0,24 -0,05 0,20
ПР 0,61* 0,42 -0,46 0,66
Показатели адаптационного потенциала Показатели эмоционального выгорания опросника МВ1
МЛО-АМ Адаптивность истощение деперсонализация редукция выгорание
КП 0,25 0,31 -0,22 0,33
МН -0,13 0,24 -0,15 0,08
ЛАП 0,51 0,47 -0,44 0,62
* Здесь и в табл. 3. *Полужирным шрифтом выделены достоверные коэффициенты (р < 0,05)
Как следует из приведенных в Таблице 1 данных, между уровнем профессионального выгорания социальных работников и общей выраженностью у них дезадаптационных нарушений (ДАН), астенических (АС) и психотических проявлений (ПС) нарушения адаптации отсутствует выраженная зависимость.
Данные Таблицы 1 указывают на наличие умеренных корреляционных связей показателей всех шкал опросника МВ1 со шкалами поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала (ЛАП) опросника МЛО-АМ. ЛАП, являясь интегральной характеристикой социально-психологической адаптации, считается результатом определенного баланса между психологическими особенностями личности и требованиями социального окружения, определяет успешность профессиональной адаптации. Поэтому, как следует из полученных в работе дан-
ных, чем ниже уровень ЛАП, а также значений поведенческой регуляции (ПР), тем выше вероятность проявления у специалиста явлений профессионального выгорания. Отсутствие корреляционных связей между показателями всех шкал опросника МВ1 и шкалами моральной нормативности (МН) и коммуникативного потенциала (КП) обследуемых свидетельствует об отсутствии зависимости между уровнем их ПВ и умением достигать взаимопонимания с окружающими, а также уровнем социализации социальных работников.
Иная картина предстает при рассмотрении корреляционных связей между психологическими показателями профессиональной адаптации и результатами анализа уровня профессионального выгорания работников социальных учреждений (Таблица 2.).
Таблица 2.
Корреляционные связи показателей профессионального выгорания с психологическими показателями дезадаптации социальных работников
Показатель Показатели профессионального выгорания опросника МВ1
истощение деперсонализация редукция выгорание
Нервно-психическая адаптация балл 0,59 0,54 -0,57 0,74
группа 0,57 0,51 -0,52 0,71
Показатели тревожности СТ 0,46 0,33 -0,48 0,56
ЛТ 0,56 0,27 -0,44 0,58
Уровень хронического утомления дискомфорт 0,71 0,57 -0,34 0,72
самочувствие 0,71 0,45 -0,44 0,73
эмоциональная аф-фективность 0,70 0,44 -0,24 0,64
мотивация 0,44 0,23 -0,63 0,54
ИХРУ 0,79 0,55 -0,46 0,78
Как следует из приведенных в Таблице 2 данных, определены выраженные функциональные взаимосвязи всех показателей ПВ практически со всеми результатами оценок нервно-психической адаптации со значениями показателей уровня тревожности, как ситуационной, так и личностной, с большинством показателей проявления хронического утомления. Такие результаты свидетельствуют о том, что чем выше у соцработни-ка уровень ПВ, тем выше для него вероятность развития психологической дезадаптации под негативным воздействием профессиональных фру-стрирующих факторов. Развитие у такого со-
208
трудника высокой степени ПВ служит угрозой проявления патологических изменений в психическом здоровье и повышает вероятность развития процессов психологической профессиональной дезадаптации.
Заключение
Таким образом, в проведенных исследованиях установлено что в развитии профессионального выгорания, причем всех его аспектов, основную роль играют психологические составляющие профессиональной дезадаптации социальных работников. В меньшей степени ПВ связано
с социально-психологическими показателями профессиональной деформации.
Комплексный подход к исследованию психологических и социально-психологических феноменов в проведенном нами исследовании позволил путем многокомпонентного психометрического изучения определить наличие и уровень синдрома профессионального выгорания у обследуемого контингента лишь как одну из особенностей нарушения профессиональной адаптации под воздействием факторов профессионального стресса.
Очевидно, что профессиональная деятельность персонала учреждений социальной защиты приводит к формированию у них не только такого компонента профессиональной дезадаптации как синдром профессионального выгорания, но и служит причиной снижения психологических резервов организма работников этой сферы, о чем можно судить по психологическим показателям профессиональной адаптации. Поэтому комплексные социально-психологические диагностические обследования специалистов социальной защиты необходимо дополнять исследованиями собственно психологической и социально-психологической адаптации, что позволит точнее диагностировать все многообразие проявления признаков профессиональной дезадаптации, а также более адресно формировать программы коррекции и реабилитации их функционального состояния.
Библиографический список
1. Ветлужская М. В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская, А. А. Абрамова, К. Г. Сердакова, Е. Е. Быкова, Р. С. Хамматова, Р. В. Шурупова // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 3. С. 404-422. Б01: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
2. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы : сб. ст. / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. Москва : Ин-т психологии РАН, 2007. С. 17-41.
3. Засядько К. И. Комплексное исследование роли эмоционального выгорания в профессиональной дезадаптации врачей онкологического стационара / К. И. Засядько, С. А. Шинкарев, Е. В. Шинкарева, Л. М. Тафинцева // Вестник психотерапии. 2019. № 70 (75). С. 69-86.
4. Засядько К. И. Физиологические аспекты личностных особенностей профессиональной адаптации врачей онкологического стационара / К. И. Засядько,
Д. Л. Опрощенко, М. Н. Язлюк, Е. В. Шинкарева // Академическая публицистика. 2019. № 3. С. 191-194.
5. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 41-50.
6. Кокорева Ю. В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супер-визия как метод его профилактики // Молодой ученый. 2020. № 41 (331). С. 165-166.
7. Куличенко Р. М. Синдром эмоционального «Выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник ТГУ 2011. № 12-2. С. 547-550.
8. Леонова А. Б. Детерминанты развития профессионально-личностных деформаций медицинских работников и педагогов, работающих в зоне техногенной катастрофы / А. Б. Леонова, Т. А. Злоказова,
A. А. Качина // Выгорание и профессионализация : сб. науч. тр. Курск : НИУ БелГУ, 2013. С. 87-114.
9. Лукьянов В. В. К истории термина «выгорание» / В. В. Лукьянов, И. Е. Сороколетова // Выгорание и профессионализация : сб. науч. тр. Курск : НИУ БелГУ, 2013. С. 114-123.
10. Лукьянов В. В. Предисловие / В. В. Лукьянов, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий : коллективная монография. Курск : КГУ, 2008. С. 6-12.
11. Психодиагностические методы выявления деза-даптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. В. Ю. Рыбникова, С. В. Чермянина. Санкт-Петербург : Айсинг, 2009. 216 с.
12. Проничева М. М. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы / М. М. Проничева,
B. Г. Булыгина, М. С. Московская // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. 28 (4). С. 100-105.
13. Решетников В. А. Эмоциональный интеллект и уровень профессиональной подготовки обучающихся, ориентированных на подготовку по профилю «Общественное здоровье и здравоохранение» / В. А. Решетников, Н. Д. Творогова, В. В Козлов, Н. А. Соколов, И. И. Херсонский, Д. А. Дробышев // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2019. Т. 11. № 3. С.121-144. DOI: 10.12731/2658-6649-201911-3-121-144
14. Сердакова К. Г. Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса / К. Г. Сердакова, В. И. Шелест, Н. А. Крылова, О. В. Смирникова, И. И. Херсонский, В. Ф. Шубина // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 2. С. 245-261. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261
15. Скрипкина Т. П. Особенности эмоционального выгорания у медицинского персонала / Т. П. Скрипкина, И. И. Херсонский // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. №1. С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-11
16. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54-67.
17. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical. J. 1991. Vol. 34. № 11. P. 49-57.
18. Maslach С., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. V 7. P. 63-74.
19. Maslach C., Jakson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third edition) / Cetrin Maslach with an. - Palo Alto, California, Inc., 1996. 52 p.
20. Zasyadko K. I., Shinkarev S. A., Tafintseva L. M., Dankovcev O. A., Maskalyanova S. A., & Poloskina O. V The psychological and psychophysiologi-cal issues of professional maladaptation of oncologists. J Hum Sport and Exerc. 2019. 14(5proc):2339-2348.
21. Zasyadko K., Shinkarev S., Dankovtsev O., Tafintseva L., & Maskalyanova S. Physiological and psy-chophysiological indicators in the diagnosis of occupational maladaptation of doctors from oncology hospital. Amazonia Investiga, 2021. 10(38). p. 59-69.
Reference list
1. Vetluzhskaja M. V Osobennosti jemocional'nogo intellekta i jempaticheskih sposobnostej u studentov medicinskogo vuza = Features of emotional intelligence and empathic abilities among students in medical university / M. V Vetluzhskaja, A. A. Abramova, K. G. Serdakova, E. E. Bykova, R. S. Hammatova, R. V. Shurupova // Integracija obrazovanija. 2019. T. 23. № 3. S. 404-422. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
2. Dikaja L. G. Adaptacija: metodologicheskie problemy i osnovnye napravlenija issledovanij = Adaptation: methodological problems and main research directions // Psihologija adaptacii i social'naja sreda: sovremennye podhody, problemy, perspektivy : sb. st. / otv. red. L. G. Dikaja, A. L. Zhuravlev. Moskva : In-t psihologii RAN, 2007. S. 17-41.
3. Zasjad'ko K. I. Kompleksnoe issledovanie roli jemocional'nogo vygoranija v professional'noj dezadaptacii vrachej onkologicheskogo stacionara = Comprehensive study of the role of emotional burnout in the professional maladjustment of oncological hospital doctors / K. I. Zasjad'ko, S. A. Shinkarev, E. V Shinkareva, L. M. Tafinceva // Vestnik psihoterapii. 2019. № 70 (75). S. 69-86.
4. Zasjad'ko K. I. Fiziologicheskie aspekty lichnostnyh osobennostej professional'noj adaptacii vrachej onkologicheskogo stacionara = Physiological aspects of personal characteristics of oncological doctors' professional adaptation / K. I. Zasjad'ko, D. L. Oproshhenko, M. N. Jazljuk, E. V Shinkareva // Akademicheskaja publicistika». 2019. № 3. S. 191-194.
5. Kitaev-Smyk L. A. Vygoranie personala. Vygoranie lichnosti. Vygoranie dushi = Staff burnout. Personality burnout. Soul burnout // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2008. № 2 (33). S. 41-50.
6. Kokoreva Ju. V Osnovnye prichiny professional'nogo vygoranija social'nyh rabotnikov i supervizija kak metod ego profilaktiki = The main causes of professional burnout of social workers and supervision as a method to prevent it // Molodoj uchenyj. 2020. № 41 (331). S. 165-166.
7. Kulichenko R. M. Sindrom jemocional'nogo «Vygoranija» kak professional'naja problema social'nogo rabotnika = Burnout syndrome as a social worker's occupational problem // Vestnik TGU. 2011. № 12-2. S. 547-550.
8. Leonova A. B. Determinanty razvitija professional'no-lichnostnyh deformacij medicinskih rabotnikov i pedagogov, rabotajushhih v zone tehnogennoj katastrofy = Determinants to develop professional and personal deformations of medical workers and teachers working in the zone of man-made disaster / A. B. Leonova, T. A. Zlokazova, A. A. Kachina // Vygoranie i professionalizacija : sb. nauch. tr. Kursk : NIU BelGU, 2013. S. 87-114.
9. Lukjanov V. V. K istorii termina «vygoranie» = To the history of the term «burnout»/ V V Lukjanov, I. E. Sorokoletova // Vygoranie i professionalizacija : sb. nauch. tr. Kursk : NIU BelGU, 2013. S. 114-123.
10. Lukjanov V V Predislovie = Preface /
V V Lukjanov, N. E. Vodopjanova, V E. Orel // Sovremennye problemy issledovanija sindroma vygoranija u specialistov kommunikativnyh professij : kollektivnaja monografja. Kursk : KGU, 2008. S. 6-12.
11. Psihodiagnosticheskie metody vyjavlenija dezadaptacionnyh narushenij v praktike klinicheskih psihologov = Psychodiagnostic methods for detecting maladaptation disorders in clinical psychologists' practice / pod red. V Ju. Rybnikova, S. V Chermjanina. Sankt-Peterburg : Ajsing, 2009. 216 s.
12. Pronicheva M. M. Sovremennye issledovanija sindroma jemocional'nogo vygoranija u specialistov professij social'noj sfery = Modern research on burnout syndrome in specialists of social professions / M. M. Pronicheva,
V G Bulygina, M. S. Moskovskaja // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. 2018. 28 (4). S. 100-105.
13. Reshetnikov V. A. Jemocional'nyj intellekt i uroven' professional'noj podgotovki obuchajushhihsja, orientirovannyh na podgotovku po profilju «Obshhestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie» = Emotional intelligence and the level of professional training of students focused on training in the profile «Public Health and Health» /
V A. Reshetnikov, N. D. Tvorogova, V V Kozlov, N. A. Sokolov, I. I. Hersonskij, D. A. Drobyshev // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2019. T. 11. № 3. S. 121-144. DOI: 10.12731/2658-6649-2019-11-3-121-144
14. Serdakova K. G. Osobennosti jemocional'noj sfery lichnosti studentov-medikov v uslovijah obrazovatel'nogo processa megapolisa = Peculiarities of the emotional sphere of medical student's personality in the educational process of a metropolis / K. G. Serdakova, V I. Shelest, N. A. Krylova, O. V Smirnikova, I. I. Hersonskij, V F. Shubina // Integracija obrazovanija. 2023. T. 27. № 2. S. 245-261. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261
15. Skripkina T. P. Osobennosti jemocional'nogo vygoranija u medicinskogo personala = Features of burnout
in medical personnel / T. P. Skripkina, I. I. Hersonskij // Vestnik Mininskogo universiteta. 2023. T. 11. №1. S. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-11
16. Formanjuk T. V Sindrom «jemocional'nogo sgoranija» kak pokazatel' professional'noj dezadaptacii uchitelja = «Emotional burn» syndrome as indicator of teacher's professional maladjustment // Voprosy psihologii. 1994. № 6. S. 54-67.
17. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical. J. 1991. Vol. 34. № 11. P. 49-57.
18. Maslach S., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. V 7. P. 63-74.
19. Maslach C., Jakson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third edition) / Cetrin Maslach with an. - Palo Alto, California, Inc., 1996. 52 p.
20. Zasyadko K. I., Shinkarev S. A., Tafintseva L. M., Dankovcev O. A., Maskalyanova S. A., & Poloskina O. V The psychological and psychophysiological issues of professional maladaptation of oncologists. J Hum Sport and Exerc. 2019. 14(5proc):2339-2348.
21. Zasyadko K., Shinkarev S., Dankovtsev O., Tafintseva L., & Maskalyanova S. Physiological and psychophysiological indicators in the diagnosis of occupational maladaptation of doctors from oncology hospital. Amazonia Investiga, 2021. 10(38). p. 59-69.
Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 16.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.
The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 16.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.