ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Н.В. Вязовова
Всероссийский фестиваль инновационных проектов «Психология и современное российское образование» прошел в период с 4 по 8 октября 2007 года в ВДЦ «Орленок» (г. Туапсе, Краснодарский край). Итогом участия в Фестивале стало награждение Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина - дипломанта Всероссийского фестиваля инновационных психологопедагогических проектов «Психология и современное образование» в номинации «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов для системы образования» и присуждение Диплома III степени Министерства образования и науки Российской Федерации за проект «Инвайрон-ментальная технология подготовки будущего специалиста (на примере волонтерской деятельности)» (научный руководитель доц. Н.В. Вязовова).
Ключевые слова: волонтерская деятельность, инвайронментальная технология, профессиональная деятельность, компетентность психолога.
Одним из аспектов внедрения в высшей школе инновационных технологий является создание условий для личностного, интеллектуального и профессионального развития студентов. В большей мере готовность к инновационной деятельности обусловливается не уровнем теоретической и методологической готовности студента, а определенными характеристиками его личности: специфической мотивацией и толерантностью к неопределенной деятельности.
Личностный аспект инновационного обучения связан с проблемой развития практического интеллекта будущего специалиста, требующего не только преобразования учебной деятельности, но и практической реализации профессионального знания в практике деятельности с самостоятельным обоснованием принимаемых ответственных решений.
В настоящее время значительную актуальность приобретают исследования, направленные на изучение особенностей становления профессионала и формирования профессионального сознания. Экономическая и социальная нестабильность общества привели к тому, что в молодежной среде произошло смещение акцентов профессиональной самореализации в сторону снижения
1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
значимости традиционно социально значимых профессий и росту на их фоне интереса к профессиям редким, новым, престижным. В результате наметившейся деформации социальных, нравственных и иных традиционных ценностей российского общества произошли негативные изменения в менталитете русской нации. Утрата ментальных традиций в процессе социализации, в т. ч. и профессиональной оптации, приводит к нарушению старых каналов трансляции профессионального опыта и потере взаимодействия в сообществе.
Ориентация процесса профессиональной подготовки будущего специалиста по преимуществу на активизацию мыслительной деятельности в процессе обучения студента приводит к накоплению теоретических знаний и совершенно игнорирует процесс психологического присоединения специалиста к профессиональной среде, путем усвоения профессионального менталитета. Поиск путей совершенствования оптации студента к профессии, формирования профессионального сознания - одна из актуальных проблем современной педагогической психологии. Оптимизация учебной деятельности будущего специалиста должна быть направлена в русло создания эффективных образовательных систем, нацеленных на преодоление барьера между профессиональным образованием и становлением, между знанием теории и реализацией на практике профессиональных ролей.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
инновационных психолого-педагогических проектов
“ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ”
Всероссийский Детский Центр "Орленок" 3-9 октября 2007 годз
Особое место в этих условиях отводится профессиональной ментальности будущего специалиста, обеспечивающей реализацию его индивидуальных качеств как субъекта деятельности и гарантирующей бесконфликтный переход от учебной деятельности к профессиональной. В этой связи решение проблемы профессиональной ментализации будущего специалиста еще в период его обучения в вузе является актуальной и имеет большое значение в рамках построения парадигмы образовательного и оптирующего процессов высшего образования.
Процесс формирования профессионального менталитета диалектически противоречив и сложно организуем, ибо наиболее полно менталитет проявляет себя в деятельности человека, взаимодействии с другими людьми, в мотивации деятельности, ее направленности и предвосхищении, как возможном определении перспектив.
Анализ современных научных исследований показал, что практически остаются не исследованы вопросы о путях, психологопедагогических условиях и технологии формирования мотивационных предпосылок профессиональной ментальности будущего специалиста в период оптации в вузе.
С учетом указанных выше критериев оценки инновации образовательного процесса вуза творческим коллективом Института психологии под руководством доцента Вязо-
вовой Н.В. был разработан и реализован проект «Инвайронментальная технология подготовки будущего специалиста (на примере волонтерской деятельности)».
Мы предположили, что в процессе профессиональной оптации в вузе имплицитные ментальные представления по мере инвай-ронментального воздействия будут иметь тенденцию к изменению, и на их основе произойдет переструктурализация системы мотивов профессиональной деятельности, если оптант овладеет широким диапазоном профессиональных ролей, изменяющих картину самооценочной адекватности профессиональной деятельности.
Основная идея проекта - формирование профессиональной ментальности психолога в процессе волонтерской профессиональной деятельности.
Проект был осуществлен в несколько этапов:
• Первый этап (1998-1999 гг.) был связан с наблюдением особенностей оптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в период теоретической и практической подготовки в вузе и разработкой концептуальных подходов инвайронмен-тальной технологии.
Авторами проекта было введено новое понятие инвайронментальный метод профессиональной оптации, обозначающее особый подход к организации практики
взаимодействия студента с профессионалом с целью передачи оптируемому профессиональных ментальных структур, посредством проигрывания репертуара профессиональных ролей. Выявленная в ходе реализации проекта тенденция к изменению системы мотивов оптантов в сторону возрастания значимости профблока позволила разработать технологический подход к управлению процессом профессиональной ментализации.
Инвайронментальная технология формирования ПМ как идеальная конструкция реального процесса психического, интерактивного взаимодействия оптанта и профессионала в рамках учебно-профессионального процесса вуза направлена на формирование мотивационно-смыслового отношения к будущей деятельности и развитие психологических оснований единения человека с профессиональной деятельностью через систему сознательной и бессознательной переработки профессионально значимой информации (ПМ).
Реализация технологии осуществляется в рамках ведущего вида деятельности, в частности трудовой, выражаемой в профессиональной принадлежности субъекта и соответствующем статусно-ролевом положении, введенном в систему смыслового ПОЛЯ личности.
Только в ментальном профессиональном поле становится возможным ощущение собственного призвания и его социальной значимости и, чем раньше будущий специалист будет помещен в такое поле, тем скорее он подготовит себя к деятельности на ментальном уровне. Формирование ментально ориентирующего пространства следует начинать еще в период учебно-профессионализи-рующей деятельности вуза (УПД).
Отношение к УПД является важнейшей категорией педагогики и психологии. Чтобы управлять им, повышать его эффективность, важно знать мотивационно-потребностную структуру отношения к деятельности, ее систему и динамику. Управление последней -есть условие формирования ПМ. Стоит отметить, что отсутствие контроля над процессом формирования ментально-мотивационных
структур личности будущего профессионала приводит к снижению возможности реализации молодого специалиста. Наиболее типичным следствием является:
а) малая заинтересованность будущего специалиста в дальнейшем квалификационном совершенствовании;
б) поверхностные представления о профессиональных обязанностях и своей индивидуальной роли в рамках профессионального сообщества;
в) творческая безынициативность или полное отсутствие интереса к деятельности;
г) низкая интенсивность профессиональной деятельности при высоком уровне притязаний на профессиональную карьеру;
д) низкая мотивация к сотрудничеству в профессиональной группе и многое другое.
Отмечая это, современная система профессионального образования ставит проблему мотивации деятельности и профессиональной ментализации будущего специалиста особенно остро. Ее решение в рамках УПД осуществляется с трех позиций: когнитивной, эмоционально-мотивационной и ментально-действенной, системно увязанных в методическом подходе.
На первом этапе реализации нашего проекта мы обосновывали целесообразность применения метода профессиональной ментализации в рамках УПД. Формирующий эксперимент проводился на психологическом факультете ТГУ им. Г.Р. Державина (52 студента).
• Второй этап (1999-2001 гг.) предполагал разработку содержания технологии и организацию экспериментальной работы по апробированию инвайронментального подхода в технологии профессиональной оптации будущих специалистов.
В программу УПД вводилась:
- пропедевтика профессиональной деятельности, знакомство с основными ее видами, закладывающими обобщенное представление о ней (1 курс обучения);
- формирование представления о профессионале, методом наблюдения и отражения его деятельности (2 курс);
- формирование профессионально-ценностных представлений в период деятельностного взаимодействия оптанта и специалиста (3 курс);
- закладывание образа себя как профессионала, методом интроспекции усваиваемых ролей (4-5 курсы).
На третьем курсе все участники проекта принимали участие в ролевом тренинге, носящем комплексный характер.
Кроме того, для производственной практики подбирались учебно-воспитательные учреждения в соответствии с кругом изучаемых студентами проблем и обучающих задач вуза (интернаты, детские дома, общеобразовательные школы и др.).
В основу процесса ментализации через ролевое опосредствование мы положили ряд принципов:
1. Принцип социальной детерминации объясняет протекание процесса профессиональной ментализации, исходя из условий социального развития общества, которые непосредственно отражаются в деятельности, культуре, системе отношений профессионального сообщества.
2. Принцип деятельностного опосредствования связывает индивида с профессиональным сообществом, обеспечивает усвоение профессионального опыта в процессе совместной деятельности, посредством инте-риоризации ПМ.
3. Принцип самодетерминации раскрывает активную целенаправленную позицию индивида в ходе ментального усвоения профессионально значимых качеств, с последующим введением их в систему ценностей и самоформированием личности.
4. Принцип ролевого опосредствова-
ния основан на рассмотрении профессионально-ментального становления через
призму множественного ролевого поведения, учитывающего одновременно требования к исполнению профессиональных функций и индивидуальные возможности реализации с учетом общей ментальности и множества других факторов, обусловливающих профессиональное развитие.
5. Принцип ментального детерминирования позволяет рассматривать профессиональные роли, знания, культуру как ценности, усваиваемые на малоосознаваемом уровне, посредством ментального заражения, подражания, вхождения личности в систему профессиональных отношений и одновременного воспроизводства их в системе иных связей.
Тот факт, что самостоятельная профессиональная практика будущего психолога в период обучения подконтрольна руководителям практики и ограничена определенными рамками компетентности, приводит к диспропорции в процессе подготовки психологов:
а) теоретическая подготовка опережает по времени, а иногда и подменяет собой иные формы профессиональной подготовки;
б) доля практики в учебном процессе занимает не более 15%;
в) разрыв между теорией и практикой проявляется в том, что полученные в лекционно-семинарском курсе знания мало закреплены в работе с клиентом;
г) осуществление практики затруднено отсутствием конкретных образцов профессиональной деятельности и, как следствие, деятельность молодых специалистов начинается с проб и ошибок.
Учитывая потребность студентов в профессиональном росте и активизации профессиональной деятельности, нами был разработан альтернативный традиционной форме передачи профессионального знания технологический подход организации процесса подготовки психологов.
Нам представляется целесообразным строить технологию подготовки специалиста с учетом как можно более раннего включения его в практическую деятельность с целью формирования ролевых позиций и ментальных структур. Уровень их сформированное™ будет свидетельствовать о психологической готовности к профессиональной деятельности. Кроме того, данная технология позволяет устранить демотивирующие факторы УПД:
1. Ограничение возможности увидеть себя в роли профессионала.
2. Стандартизация подхода к становлению будущего специалиста.
3. Малое знакомство оптанта со спецификой ПМ профессии.
С учетом вышесказанного, эффективность технологии определяется рядом требований:
- учетом особенностей допрофессио-нальных ментальных представлений, антиципирующих профессиональный выбор;
- учетом динамики мотивационно-потреб-ностной сферы по мере оптирования;
- созданием условий для удовлетворения профессионально значимых потребностей, посредством включения их в профессиональную среду;
- демонстрацией максимально большего количества возможностей профессиональной реализации, путем проигрывания профессиональных ролей;
- созданием профессионализирующей атмосферы, обеспечивающей бескризисный переход к профессиональной адаптации.
В дополнение ко всем вышеуказанным требованиям можно выделить еще одно -наличие личностного образца профессионала, который служит оптанту не образцом для подражания, а эталоном для творческой интерпретации, когда подражание уступает место отражению с преображением.
Для устранения демотивириующих факторов необходимо идти по двум направлениям воздействия одновременно: от внутреннего к внешнему и от внешнего к внутреннему. Но, если первый путь длителен и мало доступен целенаправленному воздействию, то второй технологически реализуем.
• Третий этап (2001-2003 гг.) позволил завершить апробацию технологии в рамках учебно-профессионализирующей деятельности вуза; выявить достоинства и перспективы управления процессом профессиональной ментализации в период обучения в вузе; разработать рекомендации по управлению процессом ментализации; результаты исследования проанализированы, обобщены и рекомендованы к использованию на курсах подготовки и переподготовки специалистов системы образования в ТО ИПКРО.
• Четвертый этап (2003 г. - по настоящее время) дает возможность широкого применения технологии в образовательном процессе региона; определения социального заказа региона на психологические услуги волонтеров-психологов; реализации совместных психологических программ посредством технологии практики ментального взаимодействия оптанта и профессионального сообщества; обобщения результатов в научных и методических разработках.
Реализация проекта на данном этапе была направлена на решение ряда образовательных задач высшего профессионального образования, а также социальных задач региона:
1) научно-методические задачи:
- сбор и анализ диагностических данных о развитии детей группы риска, находящихся на попечении государства;
- обобщение психолого-педагогической информации и ее представление в виде научных и методических разработок;
- проведение совместно с коллективами образовательных учреждений методических семинаров, круглых столов, дискуссий, пси-холого-педагогических консилиумов.
2) задачи практической деятельности:
- развитие у детей-сирот необходимых навыков стратегии психологической защиты;
- создание в учреждениях для детей-сирот атмосферы, способствующей сохранению физического, психического и психологического здоровья воспитанников;
- привитие детям навыков самопознания и саморазвития;
- формирование позитивного образа Я воспитанника за счет снижения тревожности и враждебности;
- пропаганда здорового образа жизни, привитие психогигиенических навыков;
- коррекция дезадаптивного поведения и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних ;
- организация полезного и социально значимого досуга детей-сирот.
3) прикладные задачи:
- психологическое просвещение и консультирование сотрудников специализированных образовательных учреждений по вопросам воспитания, обучения и взаимодействия с воспитанниками;
- организация процесса формирования средовых условий для полноценного развития воспитанников СДУ.
4) образовательные задачи:
- создание в условиях вуза предпосылок для организации особого образовательного пространства, позволяющего оптанту апробировать множество профессиональных ролей;
- предоставление оптанту широких возможностей для обмена профессиональным опытом;
- актуализация профессионально значимых мотивов за счет наращивания профессиональной и личностной компетентности.
Вовлекая студентов, начиная с третьего курса, в волонтерскую профессиональную деятельность, мы увеличили объем производственной практики на 50 %. Волонтеры еженедельно работают непосредственно в учреждениях с детьми не менее одного часа (4 часа в месяц, 40 часов в год). Кроме того, они получают дополнительную профессиональную поддержку в виде консультаций руководителя отряда, консультаций практи-
ческого психолога учреждения, участия в семинарах, круглых столах, совещаниях.
К волонтерской работе привлекаются только те студенты, которые на первом и втором курсах обучения в ходе курсовых исследований определили сферу своих профессиональных интересов. На третьем курсе проблема определяется окончательно и сужается до рамок возможного исследования, исходя из компетентности студента и социального запроса учреждения. На четвертом курсе проблема исследуется углублено, идет подготовка и реализация какой-либо программы (профилактической, коррекционной, развивающей и т. д.). Выпускники реализуют себя в роли консультанта, терапевта, методиста, учителя психологии.
Таким образом, к окончанию вуза будущие психологи апробируют себя в различных видах деятельности, хорошо ориентируются в научных и методических подходах к деятельности, обладают хорошими профессиональными навыками и ролевыми предпочтениями.
Признавая профессиональную оптацию периодом «коррекции ценностных представлений», мы часто наблюдаем своеобразное «перегорание» оптанта, перегруженного текущими проблемами учебного процесса. Нами отмечаются стороны данного кризиса и предлагаются пути преодоления:
1. С переходом от общеобразовательной учебной деятельности к профессионально ориентированной у будущего специалиста должна произойти смена ведущего мотива таким образом, чтобы открылась перспектива для усвоения новой социальной роли. Перестройка системы мотивов от реальной к желаемой возможна только при «деятельностном опосредовании» и должна быть нацелена на гармонизацию индивидуальной мо-тивационно-потребностной сферы с групповой профессионально-ценностной структурой менталитета.
2. Ролевое формирование призвано устранить противоречие между потребностью субъекта, с одной стороны, следовать традиционно важным для российского менталитета ценностям: профессионализму, отдаче, новаторству, инициативе, а с другой - вновь формирующимся в молодежной среде и культуре: жажде легкой и быстрой наживы, индивидуализму, эгоцентризму и др.
3. Третьей стороной выступает конфликт соотношения личностно значимого и социально потребностного. Стремясь сохранить свою индивидуальность и добиваясь в то же время социального признания, будущие специалисты стремятся добиться определенной индивидуально значимой цели, сохранения внутреннего равновесия, реализуемого за счет социальной адаптации. Сменив значимую группу, личность может вступить в конфликт с самой собой в иной системе ценностей.
Можно утверждать, что формирование личности профессионала является традиционной проблемой психологической науки, практический аспект которой, по нашему убеждению, заключается в решении задачи формирования ПМ, как условия реализации в профессиональной деятельности.
Мастерство преподавателей, руководителей учебно-производственной практики позволило нам внедрить инвайронменталь-ную технологию и обеспечить активное и эффективное вхождение оптанта в мир профессиональной группы.
Проблема управления учебной деятельностью - это проблема преподавания, связанная с сообщением знания и влиянием на индивидуальный процесс его усвоения, применения. Но, к сожалению, слишком часто мы констатировали, что уровни преподавания и усвоения различны и причина этого кроется не в исходном компоненте - преподавании, а в итоговом - принятии знания. Потому главным компонентом технологии ментально ориентированного образования (инвайронментальный метод) выступает процесс ментального взаимодействия педагога и оптанта, практикующего специалиста и оптанта, т. е., психолого-педагоги-чески воздействующая среда, которая может способствовать усвоению ПМ.
Предлагаемая нами технология соответствует тенденции развития современной высшей школы, согласуется с критериями оценки мастерства профессионала. Она позволяет оценить уровень подготовки специалиста в соответствии с тактическими целями обучения и обеспечить такое развитие его личности, которое станет залогом успешной профессионализации.
Мы понимаем, что транслирование ментального опыта является, прежде всего, актом коммуникативным, а затем уже творче-
ским. Коммуникативный и интерактивный обмен менталитетами, их прямой и обратный диалог имеют прямую связь с интенцией человека, что позволяет рассматривать процесс ментального взаимодействия как диалог феноменальных социальных образований, проявляющихся в способах социального мышления, оценках, чувствах, отношениях, действиях, обусловленных как самой личностью, так и профессиональной социальной средой, процессом их творческой интерпретации и актуализации, а главное, процессом интенции.
Таким образом, посредством инвайрон-ментальной технологии решаются следующие задачи:
а) структурирования мотивов;
б) актуализации профессионально значимых мотивов;
в) генезиса интенции;
г) смены или усиления мотивации профессиональной деятельности и преодоления воздействий, разрушающих ее.
Раннее знакомство будущего специалиста с репертуаром профессиональных ролей - это реализованная возможность опробовать себя, позволяющая оптанту определить оптимальный путь гармонизации себя и профессии. Обновляемая ментальная модель профессионала в ходе ролевого проигрывания и идентификации расширяет поиск образа Я-про-фессионала и позволяет его многократно корректировать. Таким образом, достигается совместимость будущего специалиста с его профессиональной ролью.
Технология позволяет репродуцировать множество профессиональных ролей. Демонстрация ролевого репертуара возможна только при правильной организации практики студента, для которой подбираются лучшие творческие коллективы, стимулирующие достижение профессионального успеха. Таким образом, в УПД закладывается образ эффективной модели профессиональной реализации.
Второй этап оптации связан с выбором специализации в рамках профессии, когда вся УПД выстраивается по иным законам. Ее оптимальной структурой является соединение теоретического и практического блоков под общим руководством. В Институте психологии ТГУ им. Г.Р. Державина изучение каждого предмета специализации сопровождается обязательным апробированием теоре-
тических знаний в ходе практической деятельности непосредственно в учреждениях и организациях, для чего выбираются сильные коллективы специалистов или психологи-практики высокого уровня квалификации.
Образец преуспевающего специалиста, демонстрируемый оптанту, побуждает его к принятию элементов демонстрируемой модели, их творческой интерпретации. Оптимальной, но трудно реализуемой, является технология множественного отражения ролей. К сожалению, на данный период не хватает специалистов, способных продемонстрировать лучшие образцы профессиональноролевой деятельности психолога. Поэтому в рамках нашей технологии предусмотрен обмен ролевыми моделями между оптантами в виде демонстрации усвоенных в учебных ситуациях элементов профессиональной деятельности.
Итак:
в процессе профессиональной оптации основной акцент делается на организацию УПД с максимальным учетом имплицитной модели ПМ;
весь процесс УПД строится как процесс ментального взаимодействия педагога или профессионала со студентом, направленный на обмен ментальной сущностью в интерактивном процессе;
способом передачи ментального опыта от профессионала к будущему специалисту является ролевое взаимодействие;
основными каналами передачи ПМ становятся коммуникативно-интерактивные, как наиболее естественные и приемлемые для ментального взаимодействия.
Завершая описание проекта и инновационной технологии, лежащей в его основе, мы утверждаем, что:
- технология актуализирует готовность
будущего специалиста к взаимодействию с профессиональным сообществом, которая представляет собой качественную характеристику ментальности, обусловленную взаимодействием мотивационно-потребност-ных,
смысловых и перцептивных компонентов, специфично спроецированных в сферу профессионального ментального взаимодействия;
- технология преобразует имплицитную модель профессионала, отраженную в предвосхищающей оценке деятельности (ПОД), которая выступает в виде специфической инициационной модели системы мотивов и факторов, определяющих профессиональный выбор и отношение к профессиональной деятельности;
- технология позволяет усваивать профессиональную ментальность (ПМ), способствует выбору традиционно значимых ориентиров, изначально имеющих в обществе высокий рейтинг на уровне статус-кво, что и обеспечивает гармонизацию профессионально-личностного становления; обеспечивает развитие смысловой системы, мотива-ционно-потребностной сферы, ролевой идентификации, системы оценок, антиципируемых сообразно ментально принятому;
- технология приводит в соответствие индивидуальную ментальность групповой профессиональный менталитет, характеризующийся выраженным смещением мотива-ционно-потребностной системы в направлении профессионально и социально значимых блоков, в соответствии с ментальными групповыми экспектациями.
Три важные цифры, характеризующие проект:
• 7 лет существует проект;
• более 50 студентов-волонтеров приняли участие в реализации проекта;
• 14 программ коррекционного, реабилитационного и социального характера разработано, апробировано и реализовано в проекте.
Три важные цифры о результатах проекта:
• Наши студенты (21 человек) повысили свою профессиональную компетентность (ими были получены сертификаты в области арттерапии, гештальттерапии, профилактики аддиктивного поведения).
• Дипломные и курсовые исследования волонтеров (32) были выполнены на базе образовательных учреждений с учетом социального заказа и отличались ярко выраженной практической направленностью (Славина М. С. «Выраженность эффекта социальной желательности в нравственной сфере воспитанников детского дома»; Толстошеина В.М. «Креативная среда как условие развития твор-ческости воспитанника детского дома»; Баш-макова Т.А. «Особенности формирования образа семьи у детей, находящихся под опекой государства»; Малофеева С.А. «Профилактика наркозависимости подростков и юношей группы риска»; Курбатова С.П. «Специфика ролевого взаимодействия юношей, находящихся под опекой государства» и др.).
• Студенты-волонтеры являются участниками региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций (участниками проекта опубликовано более 40 научных статей в различных сборниках).
Три важных события за учебный год в Институте психологии, связанных с проектом:
• Проведен семинар волонтерских отрядов Института психологии.
• Открыт центр «Развитие», осуществляющий коррекционную работу с детьми, имеющими ограничения в развитии (логопедия, сурдо- и тифлопедагогика).
• Прошла III международная научнопрактическая конференция «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций», в рамках которой работал круглый стол для практических психологов области «Профессиональное волонтерство - образованию региона».
Наш проект дал будущему психологу
глобальный шанс стать специалистом не только по диплому, но и по призванию.
Наш проект стал для будущего психолога открытой возможностью к профессиональной и личностной самореализации с пользой для общества.
Наш проект позволил будущему психологу увидеть сотни счастливых глаз, десятки лучезарных улыбок и реализованное ощущение того, что ты действительно кому-то нужен.
Проект был заявлен к участию в программе Всероссийского фестиваля инновационных проектов «Психология и современное российское образование», прошедшем в период с 4 по 8 октября 2007 г. в ВДЦ «Орленок» (г. Туапсе, Краснодарский край).
Мы участвовали в Фестивале для того, чтобы:
- накопленный нами опыт получил широкое распространение и помог решать вопросы профессиональной самореализации будущих психологов во всей стране;
- показать, что профессиональная подготовка психолога образовательного учреждения будет неполной, если параллельно с наращиванием когнитивного компонента не
будет происходить ментального преобразования личности будущего специалиста;
- популяризировать профессиональное волонтерское движение и сделать его более массовым и востребованным;
- психологическое сопровождение детей-сирот стало не просто мифом, а реальностью;
- решение проблемы социального сиротства перешло из рук дилетантов и предприимчивых людей в руки профессионалов, способных защитить интересы данной категории детей и подготовить их к взаимодействию с социумом.
Итогом участия в Фестивале стало награждение Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина - дипломанта Всероссийского фестиваля инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное образование» в номинации «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов для системы образования» и присуждение Диплома III степени Министерства образования и науки Российской Федерации за проект «Инвайронментальная технология подготовки будущего специалиста (на примере волонтерской деятельности)» (научный
руководитель доц. Н.В. Вязовова).
В рамках Всероссийского фестиваля инновационных проектов Н.В. Вязововой вручено свидетельство государственного образца о повышении квалификации по теме: «Научно-методическое оснащение инновационных процессов организации психологопедагогического сопровождения системы образования». Мы гордимся полученным результатом и выражаем благодарность всем участникам проекта, а также лицам, проявившим заинтересованность в нашей инициативе и оказавшим нам поддержку.
Поступила в редакцию 6.12.2007 г.
Vyazovova N.V. Professional voluntary activity as a means of formation of personal component of future psychologists’ readiness for innovative activity. The All-Russian festival of innovative projects «Psychology and modern Russian education» has been held in October 4-8, 2007 in the All-Russian Children Centre «Orlyonok» (Tuapse, the Krasnodar Territory). As a result of participation in the festival Tambov State University named after G.R. Derzhavin - the diploma-winner of the All-Russian festival of innovative psychological and pedagogical projects «Psychology and modern education» has been awarded in a nomination «Training, further training and professional skill advancement of psychologists for an educational system» and received the III degree Diploma of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for the project «Environmental technology of training of a future expert (exemplified by voluntary activity)» (the supervisor - Associate Professor N.V. Vyazovova).
Key words: voluntary activity, environmental technology, professional activity, psychologist’s competence.