Научная статья на тему 'Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД'

Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2289
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник / выпускник / Адаптация / профессиональная подготовка / становление / officer / graduate / adaptation / Professional training / Development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караваев Александр Федорович, Скиданов Евгений Анатольевич

Статья посвящена вопросам профессионального становления молодых специалистов выпускников образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Караваев Александр Федорович, Скиданов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of professional development of young specialists graduates of educational institutions of the MIA of Russia

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД»

веческой деятельности лежат социальные явления, которые образуют так называемый человеческий фактор -это мотивация, целеполагание, ответственность, творчество. На примере спортивной деятельности раскрывается значимость социальных свойств личности в достижении высоких результатов в многолетней деятельности, будь то профессионализм или даже продолжительность жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова В. С. Опыт комплексного лабораторного изучения основных свойств нервной системы // Тезисы докладов Омской областной конференции по физической культуре и спорту. Омск, 1969.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: учебное пособие. Л., 1979.

3. Лакин Г Ф. Биометрия: учебное пособие. 2-е изд. М., 1973.

4. Психология: учебник для студентов физической культуры / под ред. П. А. Рудика. М., 1974.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОВД

А. Ф. Караваев, Е. А. Скиданов

Статья посвящена вопросам профессионального становления молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД России.

Ключевые слова: сотрудник, выпускник, адаптация, профессиональная подготовка, становление.

Проведенные нами в последние годы исследования показали, что важным условием достижения высоких результатов в борьбе с преступностью и охране правопорядка является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса милиции. Результативность оперативно-служебной деятельности напрямую зависит от своевременного и полноценного обеспечения органов внутренних дел квалифицированным и компетентным персоналом.

Нами было проведено исследование адаптации выпускников Омской академии 2005-2007 гг. к условиям службы. Изучение поставленной проблемы показало следующее. Из числа респондентов (600 человек) большинство опрошенных - 97,9% в возрасте от 20 до 25 лет, 2,1% - от 26 до 30 лет. Стаж их службы в ОВД после образовательного учреждения МВД России на период опроса составил: до 1 года - 6,4%, от 1 до 3 лет - 36,3%, от 3 до 5 лет - 57,3% сотрудников.

После окончания академии выпускники были направлены в службы криминальной милиции (49,38%), следствия (9,50%), ОБЭП (7,32%), дознания (6,25%), ОЛРР МОБ (3,74%), ПВО (1,72%), ПДН (1,56%), ОВО при УВД, УНП (по 0,62%), УБОП (0,48%), УФСИН, ОК и ЭКЦ (по 0,31%), ЛОВД, ОСБ, НОН и ГИБДД (по 0,16%).

Наблюдается отток выпускников из уголовного розыска - с 61,22% на начало трудовой деятельности до 49,69% на момент обследования. Однако увеличивается удельный вес следователей (от 17,45 до 23,99%) и дознавателей (от 1,40 до 3,27%). Это можно объяснить, по-

видимому, тем фактом, что следственная служба выделилась в отдельное управление и была увеличена заработная плата этой категории сотрудников, неизменной осталась структура инспекторских должностей и специалистов узких служб. Отмечается служебный рост выпускников: увеличилась доля старших оперуполномоченных, следователей, дознавателей, указаны также должности заместителей начальников отделений и начальников отделений.

Специальное звание, которое имеют выпускники академии, отражает характер их распределения в структуре правоохранительных органов: младший лейтенант милиции (3,74%); лейтенант милиции (47,20%); старший лейтенант милиции (36,14%); лейтенант юстиции (0,93%); лейтенант внутренней службы (0,16%); старший лейтенант юстиции (8,10%); старший лейтенант внутренней службы (2,34%).

Представления о практической деятельности, сформированные в академии, совпали частично у 69,31% опрошенных, с теми задачами, которые приходится решать на практике, полностью совпали у 19,47% респондентов и у 10,28% их не имеют ничего общего. Следовательно, выпускникам академии не хватает практической направленности во время прохождения обучения.

Как и в предыдущих исследованиях, по-прежнему остро стоит проблема наставничества. Лишь у 58,1% выпускников был наставник и ощущалась его помощь, у 16,04% их наставника не было, а у 20,25% опрошенных он закреплялся формально, помощи не оказывал. Слабая организация института наставничества приводит к отсутствию преемственности поколений, невозможности передачи практического опыта и знаний, снижению воспитательных функций профессиональной среды. Поэтому логическим продолжением указанной проблемы является тот факт, что своей работой вполне довольны только 47,66% выпускников, 35,36% - скорее довольны, чем недовольны, для 0,31% работа безразлична, скорее, недовольны работой и совершенно недовольны 8,41% респондентов, 7,79% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос, что также косвенно указывает на низкую удовлетворенность работой.

Оценивая, в какой степени выполняемая работа дает возможность удовлетворить разнообразные потребности, выпускники указали, что в первую очередь, наряду с важностью и необходимостью для людей, работа позволяет удовлетворять потребность в общении с коллегами, затем следуют возможность интеллектуального роста, удовлетворение потребности в новом и интересном, а также то, что работа пользуется уважением со стороны коллег, достаточно объективно оценивается руководством; устраивает также организация деятельности в РУВД. В меньшей степени работа удовлетворяет потребность в разнообразии, недостаточно дает возможности продвижения по службе. И в наименьшей степени работа удовлетворяет потребность выпускника в заработке и возможности проявлять творчество. Таким образом, мы имеем иерархию потребностей выпускников и степень их удовлетворения в работе, где наряду с материальными потребностями большое значение имеют потребности самоактуализации и творчества - это

тот ресурс, которым может управлять государство, и через создание адекватной системы материально-морального стимулирования сохранять профессиональные кадры в ОВД.

Опрос показал высокую потенциальную текучесть молодых кадров: не хотят менять работу 49,53% респондентов, не знают ответа 29,13% их и готовы перейти на другую работу 19,47%. По-видимому, условия и характер работы не отвечают основным потребностям выпускников.

Среди должностей, на которых выпускники хотели бы работать в милиции, на первом месте стоит работа оперуполномоченного (22,74%) и старшего оперуполномоченного (6,24%), на втором месте - работа следователя (12,6%), на третьем месте - должности начальствующего состава, начиная от министра внутренних дел (1,25%), включая должность начальника УВД (7,94%), начальника отделения и отдела (7,45%), командира взвода БППСМ (4,98%). Интересен тот факт, что начальником СУ никто не хочет работать, по-видимому, есть смысл подумать, какие нагрузки и какую степень ответственности несет в себе эта должность, на которую выпускники не претендуют. На четвертом месте по степени привлекательности стоит инспекторская должность (4,05%), чаще всего упоминается должность старшего государственного инспектора ГИБДД (2,34%). Замыкают шкалу предпочтений должности в узких службах -ПВС, тыл, штаб, лицензионно-разрешительная служба.

По сравнению с данными предыдущих исследований, снизилась степень привлекательности таких должностей, как юрист, оперуполномоченный БЭП, эксперт-криминалист, повысилась степень привлекательности должности инспектора ГИБДД и следователя. При ответе выпускников на вопрос о должности, на которую их могут назначить без предварительной подготовки, прослеживаются непоследовательность и личностная незрелость в оценке своей профессиональной подготовленности. Так, выпускники специализированного вуза МВД России, с одной стороны, считают, что их могут назначить милиционером ППС (0,62%), милиционером-води-телем (1,25%), командиром взвода (2,96%), инспектором ГИБДД (14,9%), на любую должность (1,87%), а с другой стороны, считают, что могли бы без предварительной подготовки и соответствующей практики работать оперуполномоченным Интерпола (11,68%), дознавателем (11,06%) и старшим следователем (7,17%). Около половины опрошенных - 42,83% вообще не смогли оценить свою подготовленность, не ответили на этот вопрос. Вместе с тем возможность повышать свой профессиональный уровень есть у 87,23% выпускников.

Деятельность своей службы за последний год лишь 19,31% респондентов оценили отрицательно, 38,47% их считают, что она осталась без изменений и 40,5% выпускников указали улучшение.

Оптимальная степень загруженности служебными обязанностями у 52,02% опрошенных, высокая степень загруженности у 45,79% их и лишь у 1,09% сотрудников - низкая. И это с учетом того, что служебные поручения, выходящие за пределы функциональных обязанностей, как правило, занимают незначительную часть

рабочего времени у 55,3% выпускников, нет таких поручений у 28,82% их. Значительную часть времени такие поручения занимают только у 14,49% респондентов, но и эти данные могут настораживать. Возникает вопрос: куда уходит рабочее время почти 1/3 выпускников? Ответ нужно искать в организационных и психологических составляющих профессиональной культуры.

Удовлетворенность морально-психологической атмосферой является важной составляющей профессиональной деятельности в целом. Вполне удовлетворены морально-психологической атмосферой в подразделении 53,12% опрошенных, частично удовлетворены -39,56 их и не удовлетворены - 6,07% респондентов. Следовательно, можно констатировать, что только половина выпускников удовлетворены морально-психологической атмосферой на службе. Характер взаимоотношений выпускников на работе находится в обратной пропорциональности от иерархичности служебных отношений: чем выше находится руководитель, тем больше дистанция в отношениях с ним, и чем ближе сотрудник по социальному статусу, тем лучше с ним взаимоотношения.

Среди мер индивидуально-воспитательного воздействия, которые использует непосредственный руководитель, указаны: беседа (83,02%); меры дисциплинарного воздействия (32,87%); организация совместного досуга (21,65%); внеслужебное общение (18,38%); посещение по месту жительства (7,48%); воспитанием подчиненных не занимается (1,56%).

Анализируя причины, по которым выпускники не удовлетворены, работая в милиции, можно выделить ряд групп по степени выраженности этих обстоятельств: маленькая зарплата (69,78%); частая работа в праздники (50,93%); напряженный режим работы (49,84%); недоброжелательное отношение населения к сотрудникам (46,57%). На втором месте стоят такие факторы, как: график отпусков (20,87%); жена (муж) не одобряет эту работу (14,95%); нет возможности для профессиональной карьеры (11,99%); неправильно распределены обязанности между членами коллектива (11,37%). Третье место занимают факторы социально-психологического характера: слишком много наказаний даже за мелкие проступки (8,41%); родители не одобряют работу в милиции (7,63%); низкая социальная защищенность (7,17%); поддержка руководством отдельных сотрудников-«лю-бимчиков» (6,85%); нет возможности повысить квалификацию (6,7%); принятие руководством важных решений без согласия с коллективом (6,39%). Далее следуют факторы социально-психологического и организационного характера: «не хочу носить форму», плохой коллектив, нет возможности получить высшее образование, низкая культура и некомпетентность коллег (по 3,43%); не сложились отношения с руководством (2,8%); недостаточная квалификация руководства (2,49%); нарушения дисциплины коллегами (1,87%); недо статочная роль профсоюзов в милиции (0,47%); неприязненное отношение непосредственного руководителя, задержка звания без оснований, плохое техническое и тыловое обеспечение (по 0,31%); нехватка канцелярских принадлежностей, оргтехники, ненормированный рабочий день, нет модернизации техники (по 0,16%). Таким образом,

ведущее место среди негативных причин, вызывающих неудовлетворенность работой, занимают причины организационного и социально-психологического характера.

Среди мер, которые могли бы, по мнению выпускников, повысить эффективность деятельности их подразделения, были названы: увеличение денежного содержания (75,55%); укрепление материально-технической базы (71,34%); улучшение организации работы (32,55%); улучшение отбора (15,11%); подготовки кадров (11,84%); усиление дисциплины (6,7%); смена руководства (4,52%); увеличение количества сотрудников по штатной ведомости (0,16%); строгое следование букве закона всеми правоохранительными структурами (0,16%).

Особо отмечен напряженный режим работы выпускников, которые имеют: один выходной в неделю (44,24%); практически без выходных (24,61%); два выходных в неделю (14,49% респондентов). Существуют также перегрузки в работе по времени, сверх положенного времени приходится работать: довольно часто (50,47% опрошенных); постоянно (25,86%); иногда (21,81% опрошенных). В целом степень тяжести и напряженности труда в настоящее время выпускники оценивают как: тяжелый труд (54,67%); обычный труд (36,14%); очень тяжелый труд (7,01%); легкий труд (0,31%).

Важнейшим показателем состояния сотрудника являются такие психофизиологические параметры, как работоспособность, самочувствие, сон, настроение. Как высокую, свою работоспособность в настоящее время оценивают лишь 27,73% опрошенных, в основном работоспособность оценивается как средняя - 66,98%, у 3,89% работоспособность низкая.

Чувствуют себя прекрасно на момент опроса 17,6% выпускников, чувствуют себя хорошо 57,01% опрошенных, устали - 19,94% их и предельно устали 3,74% респондентов. В целом около 1/4 выпускников испытывают усталость.

Спят спокойно, хорошо отдыхают 33,33% опрошенных; 51,87% их спят достаточно, но не высыпаются; сон тревожный, часто просыпаются 4,52% респондентов; подолгу не могут уснуть, страдают бессонницей 2,18% их; спят хорошо, но плохо встают - 1,56% их; другие проблемы - 1,25%. Таким образом, только чуть больше 1/3 выпускников высыпаются, хорошо отдыхают, остальные имеют проблемы со сном.

Настроение, преобладающее на момент опроса: большую часть времени хорошее (42,21% выпускников); в основном хорошее (11,68% их), ощущают усталость (14,95%); иногда ощущают подавленность (11,53% респондентов); бывают раздражительными (8,41% их); большую часть времени испытывают плохое, подавленное настроение (2,34%); стали невыносимо раздражительными и вспыльчивыми (0,62% респондентов). Следовательно, положительное настроение испытывают только половина выпускников, остальные имеют проблемы, что связано с подавленностью либо раздражительностью.

Можно констатировать, что молодые специалисты испытывают перегрузки по времени и напряженности труда, и это приводит к снижению их психофизического состояния. Чтобы отдохнуть и набраться сил, 58,88%

выпускников проводят время с друзьями; 46,73% - дома, в семье; спят 23,05% их; слушают музыку 13,08%; читают книги 9,08%; ходят в театр и на концерты 8,26%; отдыхают на природе 1,71%; занимаются спортом 1,4%; ходят в кино 0,31%; редко отдыхают 0,62%; отдыха, свободного времени нет у 0,31% опрошенных. Таким образом, отдых для выпускников означает в основном общение с друзьями или в семье. К сожалению, незначительная часть их занимаются спортом или отдают предпочтение культурным формам отдыха.

Восстановиться во время отдыха успевают меньше половины опрошенных - 42,52%, не совсем успевают -29,13%, не восстанавливаются - 26,95% их. Выпускники не умеют правильно использовать свободное время, свои собственные ресурсы и те возможности отдыха, которые есть в окружающем мире.

Важным фактором в закреплении выпускников на рабочем месте является семейный статус человека. Доказано, что женатый человек больше стремится к стабильности и дорожит своей работой, чем холостой. Значительная часть выпускников холосты - 68,38%, женаты - 23,21% их, разведены - 1,40%, имеют семью, но брак не зарегистрирован у 4,52%. Дети есть у 29,9% опрошенных: одного ребенка имеют 19,93% респондентов, двоих - 9,98%, троих - 2,02% выпускников.

Доброжелательные отношения дома, в семье у 88,16% респондентов, напряженные - у 9,35%, имеют конфликты 1,4% опрошенных.

Основным источником доходов семьи выпускника является денежное содержание, получаемое им на службе (43,77%), помощь родителей (9,03%), заработная плата жены (0,78%). Кроме того, 42,68% опрошенных указали на иные источники дохода.

Наиболее значимыми в профессиональной и личной сфере для выпускников являются: материальное благополучие (57,32%); интересный круг общения, хорошие друзья - (по 53,12%); душевное равновесие, спокойствие (52,65%); крепкая семья, успехи близких (49,84%); интересная, нестандартная работа (48,13%); профессиональные достижения, профессиональный рост (46,88%); возможность проявить свои способности (45,33%); уважение и признание граждан (27,75%); самостоятельность, независимость в принятии решений (26,17%); уверенность в собственной безопасности (10,44%) и возможность проявить власть над людьми (3,12%). Таким образом, профессиональные интересы и профессиональный рост ставятся выпускниками на второе место после материального благополучия, интересного круга общения и душевного спокойствия. Кроме того, в значительной части выпускник стремится реализоваться как независимая, самостоятельная личность. Такая структура ценностей указывает на недостаточную внутреннюю профессиональную направленность выпускников именно в сфере правоохранительной деятельности. Современная действительность предоставляет широкие возможности для реализации тех потребностей, которые респонденты поставили на первое место. Следовательно, в системе МВД необходимо выработать такие механизмы мотивации профессиональной направленности, которые позволяли бы удовлетворять важней-

шие потребности сотрудников именно через службу в ОВД.

В целом уровень личной профессиональной подготовки, полученной в академии, выпускники оценивают на 7,28 баллов (по 10-балльной шкале), что является достаточно высоким показателем и указывает на хороший уровень подготовки специалистов в ОмА МВД России.

Наибольший интерес в процессе обучения у выпускников вызывали: ОРД (39,41%); уголовное право (34,89%); теория государства и права (16,51%); психология (11,99%); гражданский процесс (11,69%); тактика предварительного расследования (9,66%); криминология (7,48%); физическая подготовка (6,07%); информатика (4,98%); криминалистика (4,83%); ТСП (4,05%); иностранный язык и административное право (по 2,80%); семейное право (2,34%); логика и философия (по 1,87%); административная деятельность (1,40%); огневая подготовка (1,09%); экономика (0,62%); топография (0,47%); история (0,32%); судебная медицина (0,16%). По сравнению с предыдущими исследованиями повысился интерес к информатике, психологии, гражданско-правовым дисциплинам, снизился интерес к уголовному процессу (по-видимому, связано с изменениями в уголовнопроцессуальном законодательстве), на среднем уровне предпочтений держатся практические дисциплины, например, криминалистика. К сожалению, к дисциплинам, позволяющим быть защищенным и профессионально подготовленным именно в сфере правоохранительной деятельности (физическая и огневая подготовка) выпускники испытывали слабый интерес. Не было интереса у опрошенных к дисциплинам, развивающим общую культуру (русский язык, этика, религиоведение). Эти тенденции указывают, с одной стороны, на отсутствие у выпускников направленности на службу в органах внутренних дел, стремление получить общеюридическое образование, а с другой стороны, - на невысокий уровень общей культуры.

Интерес к перечисленным дисциплинам вызывался важностью предмета для будущей профессии (62,62%), содержанием предмета (58,10%), методикой преподавания (33,8%), успешностью освоения (24,92%), личностью преподавателя (24,14% респондентов).

Подтверждением того, что часть выпускников не была мотивирована на службу в ОВД еще во время обучения в вузе, является тот факт, что среди дисциплин, к которым выпускники испытывали наименьший интерес, были указаны наряду с общегуманитарными дисциплинами специальные предметы: административное право (10,44%); философия (5,76%); психология (4,36%); культура речи (4,21%); ОРД (4,05%); логика (3,43%); уголовный процесс (3,27%); ТСП (3,12%); высшая математика (3,58%); иностранный язык (2,80%); КСЕ (2,96%); конституционное право (2,34%); религиоведение (2,80%); информатика (1,40%); ИППУ и экологическое право (по 1,25%); ТГиП (1,87%).

Такое отношение к изучаемым дисциплинам было, по мнению выпускников, связано с: их «бесполезностью» (16,20%); отсутствием применения на практике (14,33%); невозможностью решения жизненных проблем

с их помощью (6,70%); личностью преподавателя (5,30%); отсутствием интереса (3,43%) и познавательности (1,09%); несовершенством законодательной базы (1,40%).

Наиболее способствовали получению и усвоению знаний, по мнению респондентов, практические занятия и семинары, а также занятия в практических органах, ситуационно-ролевые игры, упражнения, учения, лекции, индивидуальные занятия под руководством преподавателя, занятия с использованием компьютера, НИР и конференции. Как следует из полученных данных, большое значение выпускники придают практике в любом виде и сочетании: практические занятия (76,79%); семинары (55,30%); занятия в практических органах (53,89%); ситуационно-ролевые игры, упражнения (42,99%); учения (36,60%); лекции (30,22%); индивидуальные занятия под руководством преподавателя (14,95%); занятия с использованием компьютера (13,55%); НИР, конференции (7,79%).

Наиболее важные для практической деятельности знания, как считают выпускники, они получили по следующим дисциплинам: уголовный процесс (52,49%); уголовное право (51,09%), оперативно-розыскная деятельность (46,11%). Как видим, несмотря на неоднозначность интереса к указанным дисциплинам, их ценность в практической деятельности оказалась максимальной. Далее следуют такие предметы, как психология (10,59%), криминалистика (6,39%), гражданское право (4,52%), административная деятельность (3,27%), огневая подготовка (2,65%), ТСП (1,87%), ТГП (1,25%), экономика (1,09%), трудовое право (0,62% респондентов).

В своих наставлениях первокурсникам выпускники:

- советуют: учиться (24,3%), изучать дополнительную литературу (12,15%), относиться серьезно ко всем дисциплинам (6,7%), определиться с выбором профессии (2,81%), быть ответственным и добросовестным (0,93%), иметь желание служить (0,73%);

- желают: удачи (21,34%), терпения (16,04%), отличных отметок и проявления по службе (0,16%), окончить ОмА (0,32%), уволиться (0,16%). Пожелания разные, но в основном они призывают к ответственности и целеустремленности.

По мнению выпускников, успешная адаптация первокурсников к условиям специализированного вуза МВД зависит прежде всего от самого курсанта, много значат преподаватели, коллектив учебной группы и курсовые офицеры. Мало значения придается обслуживающему персоналу, учебному отделу и отделу воспитательной работы.

Наибольшее влияние на выбор выпускниками профессии оказали: причины материального характера (46,58%); традиции семьи (30,37%); стремление получить юридическое образование (28,98%); образы сотрудников милиции из книг и кинофильмов (15,26%); желание помочь людям (7,48%); выступления, лекции сотрудников милиции (4,21%); стремление улучшить жилищные условия (2,34%); по собственному желанию (0,47%); стремление избежать службы в Вооруженных силах (0,31%). Таким образом, среди мотивов выбора профессии преобладают материальные факторы, традиции семьи и пропаганда. Нужно отметить также наличие маргинальных мотивов при выборе профессии.

Учиться успешнее выпускникам мешали: большое количество нарядов (22,12%); отвлечение на хозяйственные работы (17,45%); частое привлечение к несению ППС (10,9%); сложность некоторых дисциплин (7,32%); недостаток учебной литературы (3,43%); чрезмерный объем изучаемого материала (10,73%), а также собственное нежелание учиться (7,25%).

Среди своих знакомых и близких выпускники чаще всего встречают людей, одобряющих выбранную ими профессию - 42,37% или относящихся нейтрально -26,01%, затруднились ответить - 19,16% и 5,30% респондентов отметили, что знакомые и близкие не одобряют их выбор. Следовательно, меньше половины социального окружения выпускников не одобряют выбранный выпускниками профессиональный путь.

О том, что службу в ОВД следует начинать с рядового и младшего начальствующего состава, считают 51,56% опрошенных, 32,09% так не считают и 15,73% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Представления о практической деятельности, сформированные в то время, когда выпускники собирались идти на службу в ОВД, полностью совпали лишь у 15,73%, частично - у 67,13%, не совпали у 15,26% респондентов с той работой, которую им приходится выполнять сейчас. Получив практический опыт, значительная часть опрошенных (85,98%) считают, что работа в ОВД дает им возможность лучше ориентироваться в жизни, 6,39% их затрудняются ответить и только 6,7% респондентов придерживаются противоположного мнения.

Для успешного выполнения возложенных на них задач достаточным уровень собственных знаний считают только 31,46% выпускников, 45,95% опрошенных надеются приобрести опыт в ходе деятельности и 21,03% респондентов считают необходимым повышать этот уровень, т. е. выпускники понимают, что теоретической подготовки недостаточно, нужны практический опыт и стремление к профессиональному развитию.

Для повышения своего профессионального уровня более половины выпускников (57,32%) надеются приобрести практический опыт, 47,82% их рассчитывают повысить теоретическую подготовку и 6,23% их не испытывают такой необходимости. В основном выпускники нуждаются в практическом опыте.

В ближайшее время сменить место службы в ОВД хотят около 1/3 опрошенных: 7,63% рассчитывают перейти в другую службу в этом же ОВД, 8,72% их намерены перейти в другой орган без изменения службы, 8,57% - перейти в другой орган с изменением службы, 38,63% изменений не хотят и затруднились ответить 31,15% выпускников.

Наиболее трудными в первый год работы для выпускников стали график работы и нехватка опыта (42,37%), высокий уровень ответственности (6,7%), плохая материальная обеспеченность (2,34%), отсутствие практических знаний (0,93%), вливание в коллектив (0,47%).

Если бы предоставилась такая возможность, то своему другу выпускники рекомендовали бы выбрать в первую очередь службу криминальной милиции (40,03%) (как видим, учеба в академии закладывает ин-

терес к профильному направлению). Далее с большим отрывом следуют иные подразделения: прокуратура (34,74%); следствие (18,225); суд (17,765); ФСБ (17,65); МОБ (15,735); адвокатура (11,215); налоговые органы (5,765); РУОП (5,455); таможня (4,525); ОМОН (3,275); СОБР (2,655); ГИБДД (0,315); УБЭП (0,165). Нужно отметить, что резко упал престиж таких служб, как ГИБДД и УБЭП. Причины этого кроются, по-видимому, в организационных проблемах данных подразделений.

Продолжить службу в ОВД до достижения предельного возраста собираются 57,17% опрошенных, затруднились ответить 28,5%, уволиться сразу, и если представится возможность, перейти на более престижную работу намерены 7,79% респондентов, прослужить минимальный срок, оговоренный условиями контракта, намерены 3,74% выпускников. Таким образом, потенциальная текучесть молодых кадров в ОВД составляет около 50%.

При определении роли академии в организации связи с выпускниками со стороны опрошенных нет четких и конкретных пожеланий: консультации преподавателей - 15,89%; «активная» - 9,81; «прямая», «огромная» -9,19; встреча с друзьями, обмен опытом - 7,79; «заранее устраивать на постоянное место работы» - 6,07; «любую, но чтобы помнила нас» - 1,71; не видят никакой роли 5,92% выпускников и затруднились ответить 6,54% их.

Связь с академией респонденты хотели бы поддерживать через: проведение встреч выпускников (63,40%); повышение квалификации на базе академии (56,70%); консультации преподавателей (30,37%); материальную поддержку выпускников, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, их родственников и близких (23,52%); систематическое взаимоинформиро-вание выпускников о результатах практической деятельности (21,34%); организацию социально-правовой защиты выпускников (18,69%); участие выпускников в укреплении материально-технической базы академии.

На вопрос: «Если бы можно было вернуть время назад...» 87,23% выпускников ответили, что поступили бы в академию, 8,1% их затруднились ответить и 3,43% их ответили: «Нет».

Кроме анкеты выпускников в исследование был включен опросный лист руководителя, в подчинении которого работает выпускник. Данные, полученные в результате опроса руководителей, помогли полнее раскрыть вопросы адаптации молодых специалистов в ОВД. Средняя оценка руководителями уровня профессиональной подготовки выпускника на момент начала работы (в баллах от 1 до 10) составляет 5,9 балла, а на момент исследования - 7,16 балла. Таким образом, приобретая практический опыт, молодые специалисты вырастают в профессиональном плане.

Как следует из опроса руководителей, выпускники в основном работают на уровне показателей подразделения, и лишь 1,54% из них не имеют таких показателей. По оценке руководителей, хорошее отношение к исполнению своих служебных обязанностей отмечено у 57,0% выпускников, удовлетворительное - у 32,4, неудовлетворительное - у 5,8% их.

Выполнение ответственного задания руководители могут доверить 76,28% и не доверяют 18,6% выпускников.

Дисциплинированными руководители считают 59,9% выпускников, бывают случаи нарушения дисциплины у 30,38% и недисциплинированны 4,61% молодых специалистов. Уровень дисциплины находится в прямой зависимости от ответственности, и эти показатели находятся на хорошем уровне лишь у половины выпускников.

Благодарности выпускники получают чаще по итогам работы за определенный период, а премии - за раскрытие преступления. Среди других видов наград отмечены также ценный подарок, благодарственные письма, поощрительный приз, снятие взыскания, но они значительно реже встречаются в воспитательной работе с молодыми специалистами.

Наказание наиболее часто молодые сотрудники получают за нарушение служебной дисциплины, затем следуют утрата документов и имущества, допущенное на посту преступление. Самое строгое наказание - неполное служебное соответствие - выпускники получают за нарушение служебной дисциплины и за нарушения вне службы. Кроме указанных нарушений выпускников наказывают за волокиту при расследовании дел и слабую работу с подсобным аппаратом.

Нужно отметить, что арсенал мер взыскания, применяемых в ОВД, намного шире, он теснее связан с материальными стимулами, чем поощрение, гибче и чаще используется руководителями подразделений.

Редко используются меры общественного воздействия, а ведь в них заложен мощный воспитательный потенциал. Так, лишь 13,31% опрошенных указали на то, что к молодому сотруднику применялись эти меры и 79,69% их не применяли.

Оценивая практическую подготовленность выпускников академии по различным аспектам профессиональной деятельности, непосредственные руководители положительно оценили умение применять средства активной обороны и защиты, знание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ОВД, умение грамотно оформлять служебные, в том числе профессиональные документы. Низкую оценку получили такие качества, как способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, разрешать конфликты в коллективе и умение организовывать работу подчиненных. Эти данные позволяют характеризовать выпускников как достаточно хорошо подготовленных, но личностно незрелых специалистов в аспектах социального взаимодействия. Необходимо в процессе обучения в академии уделять этому фактору серьезное внимание. Без общественных формирований, без активного участия в жизни вуза полноценный специалист сформироваться не может. Социальному взаимодействию можно научиться только через собственный опыт ошибок и достижений.

На просьбу указать новое и полезное, сделанное в подразделении по инициативе выпускника, 10,75% руководителей ответили: «Ничего», 81,57% не ответили на данный вопрос. Из полученных ответов можно выделить: компьютеризацию подразделения (1,71%); участие в общественной жизни подразделения (1,37%); «заведе-

ны журналы отдельных поручений, статистика» (1,19%); введен видеоучет лиц, состоящих на оперативном учете (1,02%); собрана оперативная информация, по которой проведены мероприятия (0,68%); введена новая система учета (0,34%); разработаны предложения по упорядочению оборота пиротехнических средств (0,34%); усилилась работа с участниками дорожного движения (0,17%); выявлены новые виды составов преступлений (0,17%). Таким образом, вклад выпускников в деятельность подразделений включает в себя введение информационных технологий, систем учета, участие в общественной работе, внедрение новых форм работы.

По дополнительной информации о сотруднике можно составить групповой портрет выпускника академии. Условно он делится на три типа личности:

1) аккуратный, корректный, выносливый, ответственный, трудолюбивый, инициативный, способный решать поставленные перед ним задачи, принимает участие в общественной жизни, зарекомендовал себя с положительной стороны;

2) честный, общительный, скромный, справедливый, порядочный, отзывчивый, работает, не считаясь со своим личным временем, безотказный, но невнимательный, слабо владеет навыками организации своей деятельности;

3) безинициативен, не желает работать, выполнять требования начальника, рассеянный, несобранный, необходимо контролировать, не всегда может применить знания на практике.

Для успешной профессиональной деятельности руководители считают, что выпускники должны иметь следующие знания, умения и навыки:

- не только обладать теоретическими знаниями в сфере законодательства, но и уметь применить их на практике (10,58%);

- изучать документы, регламентирующие деятельность ОВД (7,17%);

- знать психологию человека (5,8%);

- уметь общаться с гражданами (3,07%);

- работать в коллективе (1,7%);

- быть коммуникативным, уметь общаться с людьми, планировать рабочее время (1,54%);

- иметь высокую физическую и психологическую подготовку (1,02%);

- обладать такими качествами, как: настойчивость (6,48%), ответственность (4,25%), дисциплинированность (1,88%), целеустремленность (1,54%), выносливость (1,19%), инициативность (0,85%).

Среди предложений руководителей по профессиональной подготовке лиц, обучаемых в вузе МВД России, на первый план выходит пожелание обучению навыкам практической работы в разнообразных вариантах: увеличить часы практических занятий в ОВД (10,24%); ввести практику во всех службах, начиная с первого курса, от 1 до 3 месяцев (3,24%); увеличить срок производственной практики (2,39%); ввести практику в подразделении по предполагаемому месту назначения (0,17%); сочетать теоретические знания с практикой (3,24%); на втором месте стоит пожелание глубокого изучения АП (3,07%). Далее следуют более тщательный подбор кандидатов, способных к работе в ОВД (2,90%);

необходимость на базе академии проводить курсы повышения квалификации (1,37%); с учетом специфики работы увеличить количество учебных часов по специальности (1,37%); изучать психологию (1,02%) и методики по выявлению преступлений (0,68%), увеличить количество часов по уголовному праву и Уголовно-процессуальному кодексу (0,17%), обучать знанию нормативных правовых актов МВД, УК, КоАП (0,17%), улучшить физическую подготовку (0,17%).

При проведении исследования была проанализирована закрепляемость в ОВД выпускников 2002-2004 гг. Полученные данные показывают, что по всем УВД уже не работают по месту распределения от 30 до 45% общего количества распределившихся выпускников. Еще выше текучесть кадров среди девушек-выпускниц. Так, по УВД Омской области распределились в 2002 г. 34, в 2003 г. - 46 и в 2004 г. - 32 девушки. Всего за три года распределились 112 девушек. Из них в настоящее время работают только 67, т. е. 59,82% от общего количества распределившихся девушек.

Таким образом, профессиональное становление носит комплексный характер, и его успешность зависит как от качества полученных во время обучения знаний, так и от тех условий, в которых выпускники начинают свою трудовую деятельность. Проведенное исследование выявило объективные трудности на начальном этапе профессиональной деятельности молодых специалистов, проблемы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе, необходимость координации взаимодействия практических органов и вуза, недостат-

ки в государственно-правовом регулировании закрепления молодых выпускников в органах внутренних дел, несбалансированность систем поощрения и наказания, слабое использование социальных методов воспитания молодых специалистов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что только половина выпускников удовлетворены различными аспектами службы, остальные составляют «резерв» потенциальной текучести кадров. Можно прогнозировать, что лишь 1/2-1/3 выпускников специализированного вуза МВД России закрепятся в практических органах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины такого неутешительного прогноза, с одной стороны, - личностная и социальная незрелость выпускников, их слабая профессиональная направленность на деятельность в ОВД, а с другой стороны, - организационные и социально-психологические проблемы в деятельности правоохранительных структур и специализированных образовательных учреждений. Самое главное - нет системы формирования мотивационной направленности на службу в ОВД. Существуют рычаги управления адаптацией выпускников на государственном уровне, включая материальные и моральные стимулы, которые мало используются в практической деятельности, не учитывается иерархия потребностей молодых специалистов, слабо используется воспитательный потенциал общественных формирований. Если включить государственные ресурсы, можно коренным образом изменить ситуацию в части адаптации и закрепления молодых специалистов в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.