веческой деятельности лежат социальные явления, которые образуют так называемый человеческий фактор -это мотивация, целеполагание, ответственность, творчество. На примере спортивной деятельности раскрывается значимость социальных свойств личности в достижении высоких результатов в многолетней деятельности, будь то профессионализм или даже продолжительность жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова В. С. Опыт комплексного лабораторного изучения основных свойств нервной системы // Тезисы докладов Омской областной конференции по физической культуре и спорту. Омск, 1969.
2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: учебное пособие. Л., 1979.
3. Лакин Г Ф. Биометрия: учебное пособие. 2-е изд. М., 1973.
4. Психология: учебник для студентов физической культуры / под ред. П. А. Рудика. М., 1974.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОВД
А. Ф. Караваев, Е. А. Скиданов
Статья посвящена вопросам профессионального становления молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: сотрудник, выпускник, адаптация, профессиональная подготовка, становление.
Проведенные нами в последние годы исследования показали, что важным условием достижения высоких результатов в борьбе с преступностью и охране правопорядка является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса милиции. Результативность оперативно-служебной деятельности напрямую зависит от своевременного и полноценного обеспечения органов внутренних дел квалифицированным и компетентным персоналом.
Нами было проведено исследование адаптации выпускников Омской академии 2005-2007 гг. к условиям службы. Изучение поставленной проблемы показало следующее. Из числа респондентов (600 человек) большинство опрошенных - 97,9% в возрасте от 20 до 25 лет, 2,1% - от 26 до 30 лет. Стаж их службы в ОВД после образовательного учреждения МВД России на период опроса составил: до 1 года - 6,4%, от 1 до 3 лет - 36,3%, от 3 до 5 лет - 57,3% сотрудников.
После окончания академии выпускники были направлены в службы криминальной милиции (49,38%), следствия (9,50%), ОБЭП (7,32%), дознания (6,25%), ОЛРР МОБ (3,74%), ПВО (1,72%), ПДН (1,56%), ОВО при УВД, УНП (по 0,62%), УБОП (0,48%), УФСИН, ОК и ЭКЦ (по 0,31%), ЛОВД, ОСБ, НОН и ГИБДД (по 0,16%).
Наблюдается отток выпускников из уголовного розыска - с 61,22% на начало трудовой деятельности до 49,69% на момент обследования. Однако увеличивается удельный вес следователей (от 17,45 до 23,99%) и дознавателей (от 1,40 до 3,27%). Это можно объяснить, по-
видимому, тем фактом, что следственная служба выделилась в отдельное управление и была увеличена заработная плата этой категории сотрудников, неизменной осталась структура инспекторских должностей и специалистов узких служб. Отмечается служебный рост выпускников: увеличилась доля старших оперуполномоченных, следователей, дознавателей, указаны также должности заместителей начальников отделений и начальников отделений.
Специальное звание, которое имеют выпускники академии, отражает характер их распределения в структуре правоохранительных органов: младший лейтенант милиции (3,74%); лейтенант милиции (47,20%); старший лейтенант милиции (36,14%); лейтенант юстиции (0,93%); лейтенант внутренней службы (0,16%); старший лейтенант юстиции (8,10%); старший лейтенант внутренней службы (2,34%).
Представления о практической деятельности, сформированные в академии, совпали частично у 69,31% опрошенных, с теми задачами, которые приходится решать на практике, полностью совпали у 19,47% респондентов и у 10,28% их не имеют ничего общего. Следовательно, выпускникам академии не хватает практической направленности во время прохождения обучения.
Как и в предыдущих исследованиях, по-прежнему остро стоит проблема наставничества. Лишь у 58,1% выпускников был наставник и ощущалась его помощь, у 16,04% их наставника не было, а у 20,25% опрошенных он закреплялся формально, помощи не оказывал. Слабая организация института наставничества приводит к отсутствию преемственности поколений, невозможности передачи практического опыта и знаний, снижению воспитательных функций профессиональной среды. Поэтому логическим продолжением указанной проблемы является тот факт, что своей работой вполне довольны только 47,66% выпускников, 35,36% - скорее довольны, чем недовольны, для 0,31% работа безразлична, скорее, недовольны работой и совершенно недовольны 8,41% респондентов, 7,79% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос, что также косвенно указывает на низкую удовлетворенность работой.
Оценивая, в какой степени выполняемая работа дает возможность удовлетворить разнообразные потребности, выпускники указали, что в первую очередь, наряду с важностью и необходимостью для людей, работа позволяет удовлетворять потребность в общении с коллегами, затем следуют возможность интеллектуального роста, удовлетворение потребности в новом и интересном, а также то, что работа пользуется уважением со стороны коллег, достаточно объективно оценивается руководством; устраивает также организация деятельности в РУВД. В меньшей степени работа удовлетворяет потребность в разнообразии, недостаточно дает возможности продвижения по службе. И в наименьшей степени работа удовлетворяет потребность выпускника в заработке и возможности проявлять творчество. Таким образом, мы имеем иерархию потребностей выпускников и степень их удовлетворения в работе, где наряду с материальными потребностями большое значение имеют потребности самоактуализации и творчества - это
тот ресурс, которым может управлять государство, и через создание адекватной системы материально-морального стимулирования сохранять профессиональные кадры в ОВД.
Опрос показал высокую потенциальную текучесть молодых кадров: не хотят менять работу 49,53% респондентов, не знают ответа 29,13% их и готовы перейти на другую работу 19,47%. По-видимому, условия и характер работы не отвечают основным потребностям выпускников.
Среди должностей, на которых выпускники хотели бы работать в милиции, на первом месте стоит работа оперуполномоченного (22,74%) и старшего оперуполномоченного (6,24%), на втором месте - работа следователя (12,6%), на третьем месте - должности начальствующего состава, начиная от министра внутренних дел (1,25%), включая должность начальника УВД (7,94%), начальника отделения и отдела (7,45%), командира взвода БППСМ (4,98%). Интересен тот факт, что начальником СУ никто не хочет работать, по-видимому, есть смысл подумать, какие нагрузки и какую степень ответственности несет в себе эта должность, на которую выпускники не претендуют. На четвертом месте по степени привлекательности стоит инспекторская должность (4,05%), чаще всего упоминается должность старшего государственного инспектора ГИБДД (2,34%). Замыкают шкалу предпочтений должности в узких службах -ПВС, тыл, штаб, лицензионно-разрешительная служба.
По сравнению с данными предыдущих исследований, снизилась степень привлекательности таких должностей, как юрист, оперуполномоченный БЭП, эксперт-криминалист, повысилась степень привлекательности должности инспектора ГИБДД и следователя. При ответе выпускников на вопрос о должности, на которую их могут назначить без предварительной подготовки, прослеживаются непоследовательность и личностная незрелость в оценке своей профессиональной подготовленности. Так, выпускники специализированного вуза МВД России, с одной стороны, считают, что их могут назначить милиционером ППС (0,62%), милиционером-води-телем (1,25%), командиром взвода (2,96%), инспектором ГИБДД (14,9%), на любую должность (1,87%), а с другой стороны, считают, что могли бы без предварительной подготовки и соответствующей практики работать оперуполномоченным Интерпола (11,68%), дознавателем (11,06%) и старшим следователем (7,17%). Около половины опрошенных - 42,83% вообще не смогли оценить свою подготовленность, не ответили на этот вопрос. Вместе с тем возможность повышать свой профессиональный уровень есть у 87,23% выпускников.
Деятельность своей службы за последний год лишь 19,31% респондентов оценили отрицательно, 38,47% их считают, что она осталась без изменений и 40,5% выпускников указали улучшение.
Оптимальная степень загруженности служебными обязанностями у 52,02% опрошенных, высокая степень загруженности у 45,79% их и лишь у 1,09% сотрудников - низкая. И это с учетом того, что служебные поручения, выходящие за пределы функциональных обязанностей, как правило, занимают незначительную часть
рабочего времени у 55,3% выпускников, нет таких поручений у 28,82% их. Значительную часть времени такие поручения занимают только у 14,49% респондентов, но и эти данные могут настораживать. Возникает вопрос: куда уходит рабочее время почти 1/3 выпускников? Ответ нужно искать в организационных и психологических составляющих профессиональной культуры.
Удовлетворенность морально-психологической атмосферой является важной составляющей профессиональной деятельности в целом. Вполне удовлетворены морально-психологической атмосферой в подразделении 53,12% опрошенных, частично удовлетворены -39,56 их и не удовлетворены - 6,07% респондентов. Следовательно, можно констатировать, что только половина выпускников удовлетворены морально-психологической атмосферой на службе. Характер взаимоотношений выпускников на работе находится в обратной пропорциональности от иерархичности служебных отношений: чем выше находится руководитель, тем больше дистанция в отношениях с ним, и чем ближе сотрудник по социальному статусу, тем лучше с ним взаимоотношения.
Среди мер индивидуально-воспитательного воздействия, которые использует непосредственный руководитель, указаны: беседа (83,02%); меры дисциплинарного воздействия (32,87%); организация совместного досуга (21,65%); внеслужебное общение (18,38%); посещение по месту жительства (7,48%); воспитанием подчиненных не занимается (1,56%).
Анализируя причины, по которым выпускники не удовлетворены, работая в милиции, можно выделить ряд групп по степени выраженности этих обстоятельств: маленькая зарплата (69,78%); частая работа в праздники (50,93%); напряженный режим работы (49,84%); недоброжелательное отношение населения к сотрудникам (46,57%). На втором месте стоят такие факторы, как: график отпусков (20,87%); жена (муж) не одобряет эту работу (14,95%); нет возможности для профессиональной карьеры (11,99%); неправильно распределены обязанности между членами коллектива (11,37%). Третье место занимают факторы социально-психологического характера: слишком много наказаний даже за мелкие проступки (8,41%); родители не одобряют работу в милиции (7,63%); низкая социальная защищенность (7,17%); поддержка руководством отдельных сотрудников-«лю-бимчиков» (6,85%); нет возможности повысить квалификацию (6,7%); принятие руководством важных решений без согласия с коллективом (6,39%). Далее следуют факторы социально-психологического и организационного характера: «не хочу носить форму», плохой коллектив, нет возможности получить высшее образование, низкая культура и некомпетентность коллег (по 3,43%); не сложились отношения с руководством (2,8%); недостаточная квалификация руководства (2,49%); нарушения дисциплины коллегами (1,87%); недо статочная роль профсоюзов в милиции (0,47%); неприязненное отношение непосредственного руководителя, задержка звания без оснований, плохое техническое и тыловое обеспечение (по 0,31%); нехватка канцелярских принадлежностей, оргтехники, ненормированный рабочий день, нет модернизации техники (по 0,16%). Таким образом,
ведущее место среди негативных причин, вызывающих неудовлетворенность работой, занимают причины организационного и социально-психологического характера.
Среди мер, которые могли бы, по мнению выпускников, повысить эффективность деятельности их подразделения, были названы: увеличение денежного содержания (75,55%); укрепление материально-технической базы (71,34%); улучшение организации работы (32,55%); улучшение отбора (15,11%); подготовки кадров (11,84%); усиление дисциплины (6,7%); смена руководства (4,52%); увеличение количества сотрудников по штатной ведомости (0,16%); строгое следование букве закона всеми правоохранительными структурами (0,16%).
Особо отмечен напряженный режим работы выпускников, которые имеют: один выходной в неделю (44,24%); практически без выходных (24,61%); два выходных в неделю (14,49% респондентов). Существуют также перегрузки в работе по времени, сверх положенного времени приходится работать: довольно часто (50,47% опрошенных); постоянно (25,86%); иногда (21,81% опрошенных). В целом степень тяжести и напряженности труда в настоящее время выпускники оценивают как: тяжелый труд (54,67%); обычный труд (36,14%); очень тяжелый труд (7,01%); легкий труд (0,31%).
Важнейшим показателем состояния сотрудника являются такие психофизиологические параметры, как работоспособность, самочувствие, сон, настроение. Как высокую, свою работоспособность в настоящее время оценивают лишь 27,73% опрошенных, в основном работоспособность оценивается как средняя - 66,98%, у 3,89% работоспособность низкая.
Чувствуют себя прекрасно на момент опроса 17,6% выпускников, чувствуют себя хорошо 57,01% опрошенных, устали - 19,94% их и предельно устали 3,74% респондентов. В целом около 1/4 выпускников испытывают усталость.
Спят спокойно, хорошо отдыхают 33,33% опрошенных; 51,87% их спят достаточно, но не высыпаются; сон тревожный, часто просыпаются 4,52% респондентов; подолгу не могут уснуть, страдают бессонницей 2,18% их; спят хорошо, но плохо встают - 1,56% их; другие проблемы - 1,25%. Таким образом, только чуть больше 1/3 выпускников высыпаются, хорошо отдыхают, остальные имеют проблемы со сном.
Настроение, преобладающее на момент опроса: большую часть времени хорошее (42,21% выпускников); в основном хорошее (11,68% их), ощущают усталость (14,95%); иногда ощущают подавленность (11,53% респондентов); бывают раздражительными (8,41% их); большую часть времени испытывают плохое, подавленное настроение (2,34%); стали невыносимо раздражительными и вспыльчивыми (0,62% респондентов). Следовательно, положительное настроение испытывают только половина выпускников, остальные имеют проблемы, что связано с подавленностью либо раздражительностью.
Можно констатировать, что молодые специалисты испытывают перегрузки по времени и напряженности труда, и это приводит к снижению их психофизического состояния. Чтобы отдохнуть и набраться сил, 58,88%
выпускников проводят время с друзьями; 46,73% - дома, в семье; спят 23,05% их; слушают музыку 13,08%; читают книги 9,08%; ходят в театр и на концерты 8,26%; отдыхают на природе 1,71%; занимаются спортом 1,4%; ходят в кино 0,31%; редко отдыхают 0,62%; отдыха, свободного времени нет у 0,31% опрошенных. Таким образом, отдых для выпускников означает в основном общение с друзьями или в семье. К сожалению, незначительная часть их занимаются спортом или отдают предпочтение культурным формам отдыха.
Восстановиться во время отдыха успевают меньше половины опрошенных - 42,52%, не совсем успевают -29,13%, не восстанавливаются - 26,95% их. Выпускники не умеют правильно использовать свободное время, свои собственные ресурсы и те возможности отдыха, которые есть в окружающем мире.
Важным фактором в закреплении выпускников на рабочем месте является семейный статус человека. Доказано, что женатый человек больше стремится к стабильности и дорожит своей работой, чем холостой. Значительная часть выпускников холосты - 68,38%, женаты - 23,21% их, разведены - 1,40%, имеют семью, но брак не зарегистрирован у 4,52%. Дети есть у 29,9% опрошенных: одного ребенка имеют 19,93% респондентов, двоих - 9,98%, троих - 2,02% выпускников.
Доброжелательные отношения дома, в семье у 88,16% респондентов, напряженные - у 9,35%, имеют конфликты 1,4% опрошенных.
Основным источником доходов семьи выпускника является денежное содержание, получаемое им на службе (43,77%), помощь родителей (9,03%), заработная плата жены (0,78%). Кроме того, 42,68% опрошенных указали на иные источники дохода.
Наиболее значимыми в профессиональной и личной сфере для выпускников являются: материальное благополучие (57,32%); интересный круг общения, хорошие друзья - (по 53,12%); душевное равновесие, спокойствие (52,65%); крепкая семья, успехи близких (49,84%); интересная, нестандартная работа (48,13%); профессиональные достижения, профессиональный рост (46,88%); возможность проявить свои способности (45,33%); уважение и признание граждан (27,75%); самостоятельность, независимость в принятии решений (26,17%); уверенность в собственной безопасности (10,44%) и возможность проявить власть над людьми (3,12%). Таким образом, профессиональные интересы и профессиональный рост ставятся выпускниками на второе место после материального благополучия, интересного круга общения и душевного спокойствия. Кроме того, в значительной части выпускник стремится реализоваться как независимая, самостоятельная личность. Такая структура ценностей указывает на недостаточную внутреннюю профессиональную направленность выпускников именно в сфере правоохранительной деятельности. Современная действительность предоставляет широкие возможности для реализации тех потребностей, которые респонденты поставили на первое место. Следовательно, в системе МВД необходимо выработать такие механизмы мотивации профессиональной направленности, которые позволяли бы удовлетворять важней-
шие потребности сотрудников именно через службу в ОВД.
В целом уровень личной профессиональной подготовки, полученной в академии, выпускники оценивают на 7,28 баллов (по 10-балльной шкале), что является достаточно высоким показателем и указывает на хороший уровень подготовки специалистов в ОмА МВД России.
Наибольший интерес в процессе обучения у выпускников вызывали: ОРД (39,41%); уголовное право (34,89%); теория государства и права (16,51%); психология (11,99%); гражданский процесс (11,69%); тактика предварительного расследования (9,66%); криминология (7,48%); физическая подготовка (6,07%); информатика (4,98%); криминалистика (4,83%); ТСП (4,05%); иностранный язык и административное право (по 2,80%); семейное право (2,34%); логика и философия (по 1,87%); административная деятельность (1,40%); огневая подготовка (1,09%); экономика (0,62%); топография (0,47%); история (0,32%); судебная медицина (0,16%). По сравнению с предыдущими исследованиями повысился интерес к информатике, психологии, гражданско-правовым дисциплинам, снизился интерес к уголовному процессу (по-видимому, связано с изменениями в уголовнопроцессуальном законодательстве), на среднем уровне предпочтений держатся практические дисциплины, например, криминалистика. К сожалению, к дисциплинам, позволяющим быть защищенным и профессионально подготовленным именно в сфере правоохранительной деятельности (физическая и огневая подготовка) выпускники испытывали слабый интерес. Не было интереса у опрошенных к дисциплинам, развивающим общую культуру (русский язык, этика, религиоведение). Эти тенденции указывают, с одной стороны, на отсутствие у выпускников направленности на службу в органах внутренних дел, стремление получить общеюридическое образование, а с другой стороны, - на невысокий уровень общей культуры.
Интерес к перечисленным дисциплинам вызывался важностью предмета для будущей профессии (62,62%), содержанием предмета (58,10%), методикой преподавания (33,8%), успешностью освоения (24,92%), личностью преподавателя (24,14% респондентов).
Подтверждением того, что часть выпускников не была мотивирована на службу в ОВД еще во время обучения в вузе, является тот факт, что среди дисциплин, к которым выпускники испытывали наименьший интерес, были указаны наряду с общегуманитарными дисциплинами специальные предметы: административное право (10,44%); философия (5,76%); психология (4,36%); культура речи (4,21%); ОРД (4,05%); логика (3,43%); уголовный процесс (3,27%); ТСП (3,12%); высшая математика (3,58%); иностранный язык (2,80%); КСЕ (2,96%); конституционное право (2,34%); религиоведение (2,80%); информатика (1,40%); ИППУ и экологическое право (по 1,25%); ТГиП (1,87%).
Такое отношение к изучаемым дисциплинам было, по мнению выпускников, связано с: их «бесполезностью» (16,20%); отсутствием применения на практике (14,33%); невозможностью решения жизненных проблем
с их помощью (6,70%); личностью преподавателя (5,30%); отсутствием интереса (3,43%) и познавательности (1,09%); несовершенством законодательной базы (1,40%).
Наиболее способствовали получению и усвоению знаний, по мнению респондентов, практические занятия и семинары, а также занятия в практических органах, ситуационно-ролевые игры, упражнения, учения, лекции, индивидуальные занятия под руководством преподавателя, занятия с использованием компьютера, НИР и конференции. Как следует из полученных данных, большое значение выпускники придают практике в любом виде и сочетании: практические занятия (76,79%); семинары (55,30%); занятия в практических органах (53,89%); ситуационно-ролевые игры, упражнения (42,99%); учения (36,60%); лекции (30,22%); индивидуальные занятия под руководством преподавателя (14,95%); занятия с использованием компьютера (13,55%); НИР, конференции (7,79%).
Наиболее важные для практической деятельности знания, как считают выпускники, они получили по следующим дисциплинам: уголовный процесс (52,49%); уголовное право (51,09%), оперативно-розыскная деятельность (46,11%). Как видим, несмотря на неоднозначность интереса к указанным дисциплинам, их ценность в практической деятельности оказалась максимальной. Далее следуют такие предметы, как психология (10,59%), криминалистика (6,39%), гражданское право (4,52%), административная деятельность (3,27%), огневая подготовка (2,65%), ТСП (1,87%), ТГП (1,25%), экономика (1,09%), трудовое право (0,62% респондентов).
В своих наставлениях первокурсникам выпускники:
- советуют: учиться (24,3%), изучать дополнительную литературу (12,15%), относиться серьезно ко всем дисциплинам (6,7%), определиться с выбором профессии (2,81%), быть ответственным и добросовестным (0,93%), иметь желание служить (0,73%);
- желают: удачи (21,34%), терпения (16,04%), отличных отметок и проявления по службе (0,16%), окончить ОмА (0,32%), уволиться (0,16%). Пожелания разные, но в основном они призывают к ответственности и целеустремленности.
По мнению выпускников, успешная адаптация первокурсников к условиям специализированного вуза МВД зависит прежде всего от самого курсанта, много значат преподаватели, коллектив учебной группы и курсовые офицеры. Мало значения придается обслуживающему персоналу, учебному отделу и отделу воспитательной работы.
Наибольшее влияние на выбор выпускниками профессии оказали: причины материального характера (46,58%); традиции семьи (30,37%); стремление получить юридическое образование (28,98%); образы сотрудников милиции из книг и кинофильмов (15,26%); желание помочь людям (7,48%); выступления, лекции сотрудников милиции (4,21%); стремление улучшить жилищные условия (2,34%); по собственному желанию (0,47%); стремление избежать службы в Вооруженных силах (0,31%). Таким образом, среди мотивов выбора профессии преобладают материальные факторы, традиции семьи и пропаганда. Нужно отметить также наличие маргинальных мотивов при выборе профессии.
Учиться успешнее выпускникам мешали: большое количество нарядов (22,12%); отвлечение на хозяйственные работы (17,45%); частое привлечение к несению ППС (10,9%); сложность некоторых дисциплин (7,32%); недостаток учебной литературы (3,43%); чрезмерный объем изучаемого материала (10,73%), а также собственное нежелание учиться (7,25%).
Среди своих знакомых и близких выпускники чаще всего встречают людей, одобряющих выбранную ими профессию - 42,37% или относящихся нейтрально -26,01%, затруднились ответить - 19,16% и 5,30% респондентов отметили, что знакомые и близкие не одобряют их выбор. Следовательно, меньше половины социального окружения выпускников не одобряют выбранный выпускниками профессиональный путь.
О том, что службу в ОВД следует начинать с рядового и младшего начальствующего состава, считают 51,56% опрошенных, 32,09% так не считают и 15,73% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Представления о практической деятельности, сформированные в то время, когда выпускники собирались идти на службу в ОВД, полностью совпали лишь у 15,73%, частично - у 67,13%, не совпали у 15,26% респондентов с той работой, которую им приходится выполнять сейчас. Получив практический опыт, значительная часть опрошенных (85,98%) считают, что работа в ОВД дает им возможность лучше ориентироваться в жизни, 6,39% их затрудняются ответить и только 6,7% респондентов придерживаются противоположного мнения.
Для успешного выполнения возложенных на них задач достаточным уровень собственных знаний считают только 31,46% выпускников, 45,95% опрошенных надеются приобрести опыт в ходе деятельности и 21,03% респондентов считают необходимым повышать этот уровень, т. е. выпускники понимают, что теоретической подготовки недостаточно, нужны практический опыт и стремление к профессиональному развитию.
Для повышения своего профессионального уровня более половины выпускников (57,32%) надеются приобрести практический опыт, 47,82% их рассчитывают повысить теоретическую подготовку и 6,23% их не испытывают такой необходимости. В основном выпускники нуждаются в практическом опыте.
В ближайшее время сменить место службы в ОВД хотят около 1/3 опрошенных: 7,63% рассчитывают перейти в другую службу в этом же ОВД, 8,72% их намерены перейти в другой орган без изменения службы, 8,57% - перейти в другой орган с изменением службы, 38,63% изменений не хотят и затруднились ответить 31,15% выпускников.
Наиболее трудными в первый год работы для выпускников стали график работы и нехватка опыта (42,37%), высокий уровень ответственности (6,7%), плохая материальная обеспеченность (2,34%), отсутствие практических знаний (0,93%), вливание в коллектив (0,47%).
Если бы предоставилась такая возможность, то своему другу выпускники рекомендовали бы выбрать в первую очередь службу криминальной милиции (40,03%) (как видим, учеба в академии закладывает ин-
терес к профильному направлению). Далее с большим отрывом следуют иные подразделения: прокуратура (34,74%); следствие (18,225); суд (17,765); ФСБ (17,65); МОБ (15,735); адвокатура (11,215); налоговые органы (5,765); РУОП (5,455); таможня (4,525); ОМОН (3,275); СОБР (2,655); ГИБДД (0,315); УБЭП (0,165). Нужно отметить, что резко упал престиж таких служб, как ГИБДД и УБЭП. Причины этого кроются, по-видимому, в организационных проблемах данных подразделений.
Продолжить службу в ОВД до достижения предельного возраста собираются 57,17% опрошенных, затруднились ответить 28,5%, уволиться сразу, и если представится возможность, перейти на более престижную работу намерены 7,79% респондентов, прослужить минимальный срок, оговоренный условиями контракта, намерены 3,74% выпускников. Таким образом, потенциальная текучесть молодых кадров в ОВД составляет около 50%.
При определении роли академии в организации связи с выпускниками со стороны опрошенных нет четких и конкретных пожеланий: консультации преподавателей - 15,89%; «активная» - 9,81; «прямая», «огромная» -9,19; встреча с друзьями, обмен опытом - 7,79; «заранее устраивать на постоянное место работы» - 6,07; «любую, но чтобы помнила нас» - 1,71; не видят никакой роли 5,92% выпускников и затруднились ответить 6,54% их.
Связь с академией респонденты хотели бы поддерживать через: проведение встреч выпускников (63,40%); повышение квалификации на базе академии (56,70%); консультации преподавателей (30,37%); материальную поддержку выпускников, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, их родственников и близких (23,52%); систематическое взаимоинформиро-вание выпускников о результатах практической деятельности (21,34%); организацию социально-правовой защиты выпускников (18,69%); участие выпускников в укреплении материально-технической базы академии.
На вопрос: «Если бы можно было вернуть время назад...» 87,23% выпускников ответили, что поступили бы в академию, 8,1% их затруднились ответить и 3,43% их ответили: «Нет».
Кроме анкеты выпускников в исследование был включен опросный лист руководителя, в подчинении которого работает выпускник. Данные, полученные в результате опроса руководителей, помогли полнее раскрыть вопросы адаптации молодых специалистов в ОВД. Средняя оценка руководителями уровня профессиональной подготовки выпускника на момент начала работы (в баллах от 1 до 10) составляет 5,9 балла, а на момент исследования - 7,16 балла. Таким образом, приобретая практический опыт, молодые специалисты вырастают в профессиональном плане.
Как следует из опроса руководителей, выпускники в основном работают на уровне показателей подразделения, и лишь 1,54% из них не имеют таких показателей. По оценке руководителей, хорошее отношение к исполнению своих служебных обязанностей отмечено у 57,0% выпускников, удовлетворительное - у 32,4, неудовлетворительное - у 5,8% их.
Выполнение ответственного задания руководители могут доверить 76,28% и не доверяют 18,6% выпускников.
Дисциплинированными руководители считают 59,9% выпускников, бывают случаи нарушения дисциплины у 30,38% и недисциплинированны 4,61% молодых специалистов. Уровень дисциплины находится в прямой зависимости от ответственности, и эти показатели находятся на хорошем уровне лишь у половины выпускников.
Благодарности выпускники получают чаще по итогам работы за определенный период, а премии - за раскрытие преступления. Среди других видов наград отмечены также ценный подарок, благодарственные письма, поощрительный приз, снятие взыскания, но они значительно реже встречаются в воспитательной работе с молодыми специалистами.
Наказание наиболее часто молодые сотрудники получают за нарушение служебной дисциплины, затем следуют утрата документов и имущества, допущенное на посту преступление. Самое строгое наказание - неполное служебное соответствие - выпускники получают за нарушение служебной дисциплины и за нарушения вне службы. Кроме указанных нарушений выпускников наказывают за волокиту при расследовании дел и слабую работу с подсобным аппаратом.
Нужно отметить, что арсенал мер взыскания, применяемых в ОВД, намного шире, он теснее связан с материальными стимулами, чем поощрение, гибче и чаще используется руководителями подразделений.
Редко используются меры общественного воздействия, а ведь в них заложен мощный воспитательный потенциал. Так, лишь 13,31% опрошенных указали на то, что к молодому сотруднику применялись эти меры и 79,69% их не применяли.
Оценивая практическую подготовленность выпускников академии по различным аспектам профессиональной деятельности, непосредственные руководители положительно оценили умение применять средства активной обороны и защиты, знание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ОВД, умение грамотно оформлять служебные, в том числе профессиональные документы. Низкую оценку получили такие качества, как способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, разрешать конфликты в коллективе и умение организовывать работу подчиненных. Эти данные позволяют характеризовать выпускников как достаточно хорошо подготовленных, но личностно незрелых специалистов в аспектах социального взаимодействия. Необходимо в процессе обучения в академии уделять этому фактору серьезное внимание. Без общественных формирований, без активного участия в жизни вуза полноценный специалист сформироваться не может. Социальному взаимодействию можно научиться только через собственный опыт ошибок и достижений.
На просьбу указать новое и полезное, сделанное в подразделении по инициативе выпускника, 10,75% руководителей ответили: «Ничего», 81,57% не ответили на данный вопрос. Из полученных ответов можно выделить: компьютеризацию подразделения (1,71%); участие в общественной жизни подразделения (1,37%); «заведе-
ны журналы отдельных поручений, статистика» (1,19%); введен видеоучет лиц, состоящих на оперативном учете (1,02%); собрана оперативная информация, по которой проведены мероприятия (0,68%); введена новая система учета (0,34%); разработаны предложения по упорядочению оборота пиротехнических средств (0,34%); усилилась работа с участниками дорожного движения (0,17%); выявлены новые виды составов преступлений (0,17%). Таким образом, вклад выпускников в деятельность подразделений включает в себя введение информационных технологий, систем учета, участие в общественной работе, внедрение новых форм работы.
По дополнительной информации о сотруднике можно составить групповой портрет выпускника академии. Условно он делится на три типа личности:
1) аккуратный, корректный, выносливый, ответственный, трудолюбивый, инициативный, способный решать поставленные перед ним задачи, принимает участие в общественной жизни, зарекомендовал себя с положительной стороны;
2) честный, общительный, скромный, справедливый, порядочный, отзывчивый, работает, не считаясь со своим личным временем, безотказный, но невнимательный, слабо владеет навыками организации своей деятельности;
3) безинициативен, не желает работать, выполнять требования начальника, рассеянный, несобранный, необходимо контролировать, не всегда может применить знания на практике.
Для успешной профессиональной деятельности руководители считают, что выпускники должны иметь следующие знания, умения и навыки:
- не только обладать теоретическими знаниями в сфере законодательства, но и уметь применить их на практике (10,58%);
- изучать документы, регламентирующие деятельность ОВД (7,17%);
- знать психологию человека (5,8%);
- уметь общаться с гражданами (3,07%);
- работать в коллективе (1,7%);
- быть коммуникативным, уметь общаться с людьми, планировать рабочее время (1,54%);
- иметь высокую физическую и психологическую подготовку (1,02%);
- обладать такими качествами, как: настойчивость (6,48%), ответственность (4,25%), дисциплинированность (1,88%), целеустремленность (1,54%), выносливость (1,19%), инициативность (0,85%).
Среди предложений руководителей по профессиональной подготовке лиц, обучаемых в вузе МВД России, на первый план выходит пожелание обучению навыкам практической работы в разнообразных вариантах: увеличить часы практических занятий в ОВД (10,24%); ввести практику во всех службах, начиная с первого курса, от 1 до 3 месяцев (3,24%); увеличить срок производственной практики (2,39%); ввести практику в подразделении по предполагаемому месту назначения (0,17%); сочетать теоретические знания с практикой (3,24%); на втором месте стоит пожелание глубокого изучения АП (3,07%). Далее следуют более тщательный подбор кандидатов, способных к работе в ОВД (2,90%);
необходимость на базе академии проводить курсы повышения квалификации (1,37%); с учетом специфики работы увеличить количество учебных часов по специальности (1,37%); изучать психологию (1,02%) и методики по выявлению преступлений (0,68%), увеличить количество часов по уголовному праву и Уголовно-процессуальному кодексу (0,17%), обучать знанию нормативных правовых актов МВД, УК, КоАП (0,17%), улучшить физическую подготовку (0,17%).
При проведении исследования была проанализирована закрепляемость в ОВД выпускников 2002-2004 гг. Полученные данные показывают, что по всем УВД уже не работают по месту распределения от 30 до 45% общего количества распределившихся выпускников. Еще выше текучесть кадров среди девушек-выпускниц. Так, по УВД Омской области распределились в 2002 г. 34, в 2003 г. - 46 и в 2004 г. - 32 девушки. Всего за три года распределились 112 девушек. Из них в настоящее время работают только 67, т. е. 59,82% от общего количества распределившихся девушек.
Таким образом, профессиональное становление носит комплексный характер, и его успешность зависит как от качества полученных во время обучения знаний, так и от тех условий, в которых выпускники начинают свою трудовую деятельность. Проведенное исследование выявило объективные трудности на начальном этапе профессиональной деятельности молодых специалистов, проблемы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе, необходимость координации взаимодействия практических органов и вуза, недостат-
ки в государственно-правовом регулировании закрепления молодых выпускников в органах внутренних дел, несбалансированность систем поощрения и наказания, слабое использование социальных методов воспитания молодых специалистов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что только половина выпускников удовлетворены различными аспектами службы, остальные составляют «резерв» потенциальной текучести кадров. Можно прогнозировать, что лишь 1/2-1/3 выпускников специализированного вуза МВД России закрепятся в практических органах.
Причины такого неутешительного прогноза, с одной стороны, - личностная и социальная незрелость выпускников, их слабая профессиональная направленность на деятельность в ОВД, а с другой стороны, - организационные и социально-психологические проблемы в деятельности правоохранительных структур и специализированных образовательных учреждений. Самое главное - нет системы формирования мотивационной направленности на службу в ОВД. Существуют рычаги управления адаптацией выпускников на государственном уровне, включая материальные и моральные стимулы, которые мало используются в практической деятельности, не учитывается иерархия потребностей молодых специалистов, слабо используется воспитательный потенциал общественных формирований. Если включить государственные ресурсы, можно коренным образом изменить ситуацию в части адаптации и закрепления молодых специалистов в системе МВД России.