Научная статья на тему 'Профессиональное становление личности в процессе обучения'

Профессиональное становление личности в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / TECHNIQUES OF ACTIVE TRAINING / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

В статье представлено описание внутренних факторов, связанных с профессиональным становлением личности: креативности, мотивов, ценностных установок, стилей межличностного взаимодействия, общих и специальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Professional Formation of Personality in Educative Process

The article describes the internal factors related to the professional development of personality: creativity, motivation, value system, the styles of interpersonal interaction, general and special abilities.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление личности в процессе обучения»

Профессиональное становление личности в процессе обучения

Е. Н. ГУСАРОВА

(Краснодарский государственный университет культуры и искусств)*

В статье представлено описание внутренних факторов, связанных с профессиональным становлением личности: креативности, мотивов, ценностных установок, стилей межличностного взаимодействия, общих и специальных способностей.

Ключевые слова: технологии активного обучения, творческая активность, креативность, мотивация.

В настоящее время в России осуществляется модернизация образования. Поставлены цели, которые определяют направления и механизмы реформирования образовательной сферы: доступность, качество и эффективность образования. Последнее определяется творческим потенциалом личности, умением специалиста ориентироваться в динамичной, меняющейся, нестандартной социальной ситуации.

На современном этапе изучение педагогикой и психологией проблем становления творческой личности не ограничивается анализом только тех характеристик, которые непосредственно связаны с креативностью отдельного индивида. Это отражает смену этапов в развитии самой науки, ее готовность перейти от абстрактного уровня исследования к более полному описанию конкретного. Намечается тенденция к исследованию целостной личности. Данная задача на практике не может быть решена в рамках одной научной дисциплины и предполагает комплексные междисциплинарные исследования, с привлечением специалистов в области психологии, педагогики, социологии, культурологии.

Помимо указанных аспектов, существует целый ряд проблем включения личности в профессиональную деятельность. Особенно актуальны исследования в данном направлении при изучении специалистов со-

циономической сферы деятельности — менеджеров, педагогов, психологов, консультантов и др.

Нами выявлено, что профессиональное становление связано с формированием творческого стиля общения личности, которое является интегральной многоуровневой и динамической системой и позволяет наиболее полно описать особенности становления будущего специалиста. Это дает возможность на начальных этапах профессионализации наметить наиболее адаптивную модель вхождения в профессию и определить перспективы развития себя как профессионала и творческой личности. В процессе профессионального становления, связанного с решением сложной творческой задачи, большое значение приобретает детерминация интеллектуального процесса личностной составляющей субъекта (внутренняя мотивация, установочно-мировоззренческая составляющая, волевые качества). Наличие внутренней мотивации, собственно познавательного интереса к задаче является необходимым условием творчества.

Нами проведен анализ внутренних факторов, связанных с профессиональным становлением личности специалистов соционо-мической сферы деятельности — студентов бюджетных и коммерческих отделений вузов на начальном этапе обучения. Исследование проводилось среди студентов 1-го

* Гусарова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой педагогики и психологии творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Тел.: +7 (861) 257-76-32. Эл. адрес: gusarova.en@inbox.ru

и 2-го курсов факультета управления Кубанского государственного университета (Куб-ГУ) и студентов 1-го и 2-го курсов специальности «педагогика и психология» Краснодарского университета культуры и искусств (КГУКИ). Было опрошено 65 человек (средний возраст — 18 лет), среди них 18 мужчин и 47 женщин.

При профессиональном обучении студентов на основе теоретических данных и проведенного диагностического исследования нами разработана и экспериментально проверена технология активного обучения, включающая в себя коммуникативные тренинги, тренинг мотивации и тренинг креативности, основанный на развитии воображения и дивергентного мышления. Технология содержит следующие этапы: 1) изучение личностных характеристик и предпочитаемых направлений работы будущего специалиста, влияющих на формирование его творческого стиля; 2) моделирование реальной профессиональной ситуации; 3) тренинги, повышающие коммуникативные навыки и мотивацию; 4) тренинг креативности; 5) творческие отчеты, научная работа, анализ результатов.

В данной статье представлены результаты первого этапа технологии активного обучения педагогов и психологов, предназначенного для студентов 1-2-го курсов. Студенты — педагоги и психологи как профессиональные испытуемые имеют ряд особенностей. Во-первых, они как будущие специалисты мотивированы ознакомиться с наибольшим числом методов и прочих знаний, имеющих отношение к основному предмету их обучения. Более того, уже программа подготовки педагогов и психологов предполагает обязательное участие в системе диагностики и коррекции в течение всего периода обучения. Во-вторых, студенты-психологи — специфическая выборка студентов, ориентированных на познание психологических проблем жизни, уже имеющих вполне определенные психологические знания.

Для исследования использовались тесты: «Социально-коммуникативная компетент-

ность» (СКК), модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса, экспресс-диагностика эмпатии (И. М. Юсупов), «Ориентационная анкета» Б. Басса, опросник Т. Лири. Была разработана анкета для изучения ведущих мотивов и ценностей в период обучения. Данные обрабатывались методами математической статистики, был проведен корреляционный анализ. Согласно таблице достоверных значений коэффициентов Браве — Пирсона г (р = 0,05) данные по выборке позволяют говорить о наличии взаимосвязей между следующими параметрами:

— креативностью, включающей такие показатели, как гибкость, оригинальность, разработанность мышления, вербальный интеллект, способность решать логические задачи;

— социально-коммуникативной компетентностью — коммуникативная ловкость, общение в ситуациях неопределенности, конформности, стремление к статусному росту, ориентация на стремление к успеху (избегание неудач), фрустрационная нетоле-рантность;

— стилями взаимодействия (по Лири) — авторитарный, настойчивый, реалистичный, скромный, нуждающийся в доверии, сотрудничающий, бескорыстный;

— направленностью личности (по Бассу) — направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение;

— эмпатией;

— самооценкой творческого потенциала — способность пойти на риск, любознательность, воображение, сложность (комплексности) решаемых задач.

Выявлено, что показатели креативности в целом по группам не различаются и являются средними. Очевидные различия наблюдаются в структуре внутренних детерминант креативности, что можно обозначить как «творческий стиль» личности. Характерным оказалось то, что все группы студентов независимо от возраста, от получаемой квалификации (управленцы, педагоги, лингвисты, психологи, юристы), от бюджетного или коммерческого обучения можно объединить

в один «студенческий» творческий стиль. Данный стиль можно охарактеризовать как сложный и многокомпонентный (см. рис.). На рисунке приведена схема профессиональной структуры личности на начальном этапе обучения, где линиями обозначены значимые корреляционные связи: сплошная линия означает прямо пропорциональную корреляционную зависимость, прерывистая — обратно пропорциональную. Обращает на себя внимание, что в профессиональной структуре личности у студентов на начальных этапах обучения показатели самооценки творческого потенциала высокие и образуют значимые связи с коммуникативной ловкостью, стремлением к статусному росту, стремлением к независимости, лидерскими качествами, реалистической базой суждений, искренностью и непосредственностью, а также с ориентацией личности на себя. Отсутствуют значимые связи между самооценкой творческих качеств личности и реальными креативными способностями. Данные характеристики связаны между собой косвенно, через блок базовых профессио-

нальных качеств личности. Показатели креативного мышления средне-низкие и образуют значимые связи с реалистической базой суждений, со стремлением сотрудничать с группой и эмпатией. Отсутствуют значимые связи с социально-коммуникативной компетентностью, а связь с ориентацией личности на общение носит обратно пропорциональный характер. Креативность здесь прямо пропорционально связана с мотивацией (мотив состязательности и мотив избегания) и имеет обратную зависимость от агрессивности, недоверчивости, скептицизма, неприятия индивидуальности, стремления переделать партнера, неумения приспосабливаться, общей низкой толерантности. Данные указывают на то, что у обучаемых идет активный процесс профессионального становления, для них актуальным на текущем этапе является формирование адекватного образа «Я-профессионал».

Следует отметить, что формирование творческого стиля общения повышает сопротивляемость развитию «синдрома эмоционального выгорания». Пресыщение в про-

Структура личности педагога-психолога на начальном этапе обучения (1-2 курс)

цессе общения может выступать промежуточной переменной, опосредующей влияние природных предпосылок на формирование эффективных коммуникативных возможностей педагога. Поскольку индивидуальные различия в сопротивляемости к развитию синдрома «выгорания» обнаруживаются только при превышении порога переносимости частоты и длительности контактов в процессе ролевого (профессионального) общения, то умение противодействовать эмоциональной усталости при работе с обучаемыми и выдерживать нагрузки в учебно-воспитательном процессе у студентов трудно диагностировать заранее. В данном случае необходимо формировать адаптивные стили межличностного взаимодействия еще в процессе профессионального обучения.

Желание работать в данной области и готовность к деятельности педагога, психолога, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий специалист овладевает приемами и способами деятельности, является ли его труд повторением готовых шаблонов или это творческий процесс.

Как основу формирования образа «Я-про-фессионал» и становление своего творческого стиля можно рассматривать предпочитаемые направления будущей профессиональной деятельности, ее методологию, выбираемые школы и направления, методики и технические приемы работы.

Рассматривая предпочитаемые виды психологической работы, можно отметить, что большинство респондентов выбирают: консультирование (55%); психокоррекционную работу (29%); диагностическую работу (27%); терапию (26%).

Студенты-первокурсники, наряду с консультированием (52%) и терапией (48%), желают заниматься психологией рекламы (36%), психокоррекцией (32%) и военной психологией (28%). Студенты второго курса выбрали консультирование (59%), психологию рекламы (34%), психокоррекцию (27%),

теоретические исследования и юридическую психологию (по 24%). Особенностью группы слушателей МРЦПК является выбор, наряду с консультированием (52%) и психокоррекцией (31%), таких направлений, как диагностическая работа (36%), психологическое просвещение, педагогика (29%), психопрофилактика (25%), школьная психология (20%). Количество выбираемых методов по условиям анкетирования не ограничивалось, было предложено 12 видов психологической и педагогической работы. Среднее количество составило 2,5 выбора на человека.

Респондентам был предложен список методов, состоящий из 28 позиций. Ответы на вопрос, с какими коррекционными и психотерапевтическими методами они знакомы, можно представить в виде рейтингов:

— для 1-го курса: психоанализ, гештальт-терапия, аутотренинг, когнитивная психотерапия, телесно-ориентированная, психоаналитическая психотерапия, цветотерапия, му-зыкотерапия;

— для 2-го курса: аутотренинг, психоанализ, гештальттерапия, музыкотерапия, психотерапия, сфокусированная на решении проблем, трансперсональная психотерапия, психодрама, классическая гипнотерапия.

Интересно отметить, что среднее количество выборов для студентов 1-го курса составило 4,6, для студентов 2-го курса — 4,2.

Ответы на вопрос «Какими методами из предложенного списка Вы хотели бы работать и какие из них Вы хотели бы изучить более глубоко?» во многом совпадают. Для всей группы в целом они могут быть представлены в следующем виде: психоанализ (32%), НЛП (25%), гештальттерапия (23%), аутотренинг (23%), психотерапия, сфокусированная на решении проблем (22%), эриксоновский гипноз (20%), психодрама (17%). В данном случае важно определить, чем обусловлен такой выбор: определенного рода «модой» или реальной потребностью.

Для создания целостного образа будущего профессионала были заданы вопросы о предпочитаемых объектах работы, их социальном статусе и возрасте.

Основными объектами своей работы все группы выбрали большей частью психически здоровых людей либо, в меньшей степени, людей в стрессовом состоянии. В последнюю очередь респонденты хотели бы работать с алкоголиками и людьми, имеющими патологии, отклонения.

Предпочитаемыми социальными группами студенты 1-го и 2-го курсов назвали прежде всего руководителей, политиков, специалистов (инженеров), деятелей искусства, что, возможно, объясняется тем, что они обучаются на факультете управления и в университете культуры, в связи с чем и формируется их образ будущего профессионала.

Будущие педагоги и психологи, как выяснилось, готовы работать со всеми возрастными группами, хотя наибольший интерес для работы вызывают молодые люди, а наименьший — дети до шести лет и пожилые люди. В большинстве своем респонденты указывают, что работа педагога и психолога — это скорее индивидуальный, нежели коллективный процесс. Хотелось бы отметить, что время работы с клиентом, по общему мнению, должно составлять от нескольких дней до нескольких месяцев.

Влияние изучения специальных дисциплин педагогики и психологии на дальнейшее профессиональное и личностное становление признается положительным практически всей группой. Свою работу участники опроса считают творческим процессом: студенты 1-го курса — на 56%, студенты 2-го курса — на 64%. Работу над собой для повышения своей квалификации и мастерства респонденты предпочитают проводить в коллективе (посещать лекции, семинары, тренинги, общаться с коллегами и т. п.). На момент проведения опроса готовность к работе в области педагогики и психологии оценивалась его участниками на 39%, а желание работать — на 86%. Это указывает на высокую мотивацию будущих педагогов и пси-

хологов и достаточно верную оценку своей готовности работать по выбранной специальности.

Исследование позволило выявить основные направления дальнейшей работы со студентами в процессе профессионального становления личности:

1) формирование адекватных представлений о работе педагога и психолога;

2) развитие таких навыков общения, как коммуникативная толерантность, умение слушать (в том числе эмпатийное и рефлексивное слушание), реалистическая база суждений;

3) развитие дивергентного мышления;

4) формирование направленности личности на дело и широких познавательных и социальных мотивов.

В результате исследования было определено, что на начальных этапах обучения существуют определенные закономерности профессионального становления личности, связанные с формированием механизмов внутренней мотивации, с развитием отдельных задатков и ценностей творчества, стилей межличностного взаимодействия, общих и специальных способностей. Решать задачи профессионального становления позволяют активные технологии обучения, включающие развитие рефлексии, креативности, коммуникативных навыков, профессиональной компетентности.

PROFESSIONAL FORMATION OF PERSONALITY IN EDUCATIVE PROCESS E. N. Gusarova

(The Krasnodar State University of Culture and Arts)

The article describes the internal factors related to the professional development of personality: creativity, motivation, value system, styles of interpersonal interaction, general and special abilities.

Keywords: techniques of active training, creative activity, creativity, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.