Научная статья на тему 'Профессиональное сообщество как фактор формирования профессиональной идентичности студентов на этапе профессиональной вузовской подготовки'

Профессиональное сообщество как фактор формирования профессиональной идентичности студентов на этапе профессиональной вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руднева Е. Н., Костянов В. В.

В статье авторами проанализированы возможности формирования профессиональной идентичности посредством включения студентов в процессе обучения в профессиональное сообщество; рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на становление профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное сообщество как фактор формирования профессиональной идентичности студентов на этапе профессиональной вузовской подготовки»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Е.Н. Руднева, В.В. Костяное1 Самарский государственный технический университет 4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

В статье авторами проанализированы возможности формирования профессиональной идентичности посредством включения студентов в процессе обучения в профессиональное сообщество; рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на становление профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, профессиональная идентичность, воспитание, профессионально важные качества.

Современному обществу нужен человек, способный изменять основу своей собственной деятельности. Происходящие в стране политические и экономические перемены характерны нестыковкой старых профессиональных установок с новыми требованиями к профессиональным функциям, что, в свою очередь, приводит к противоречию между устойчивой профессиональной идентичностью как атрибутом истинного профессионализма и необходимостью профессиональной динамики. Самореализация человека в любой сфере жизнедеятельности невозможна без осознания им самого себя, своих способностей, возможностей, потребностей, своей ролевой и статусной принадлежности, своих психологических (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) характеристик, без принятия себя, своего «образа Я». Вузовская среда - это профессиональное пространство, обеспечивающее возможность проявления и укрепления субъективной позиции студента, т. е. способствующее формированию идентичности.

Существует ряд факторов, формирующих профессиональную идентичность. К ним можно отнести: воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности и ее переработку; получение информации об особенностях различных профессий и её оценивание. Основой данных факторов будет являться информационно насыщенная окружающая среда, которая дает представление об объекте и субъекте труда, его целях и задачах, способах получения образования или приобретения необходимых навыков, требованиях профессии к человеку, знание определенной терминологии, профессионального лексикона, ценностей и норм, профессиональных мифов, представление о профессиональных приметах, профессиональных предшественниках, профессионально важных качествах специалиста, профессиональных навыках и умениях и пр. [1].

К иной группе факторов можно отнести роль других: значимых людей, занимающих самое главное место в жизни каждого человека - в достижении идентичности. Человече-

1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики Валерий Викторович Костянов, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики

ский поступок, как собственный, так и чужой, оценивается с позиции значимых людей, и действие осознается как поступок по меркам и эталонам ценного и должного [2].

Особое значение в формировании профессиональной идентичности отводится социокультурной среде, которая становится реальной во внутренней деятельности через психические орудия: слово, символ, значение, смысл. Образ, условия жизни также способствуют выбору трудового пути, формируют форму и динамику профессионализации. Процесс формирования профессиональной идентичности осуществляется путем стимулирования или воспитания. Стимулирование может приобретать самые различные формы: от жесткого навязывания, включая и использование физического насилия (асоциальная среда и т.д.), до нормального поощрения принятых в данной социальной среде форм профессионализации. Воспитательные воздействия связаны с формированием у человека мотивационной сферы, системы отношений к профессионализации, характерной для данной микро- и макросреды жизнедеятельности личности.

Известно, что пик становления профессиональной идентичности приходится на период обучения в вузе. Образовательная среда является фактором, детерминирующим процесс становления профессиональной идентичности студента, будущего молодого специалиста. Профессиональная идентификация (как процесс), приводящая к профессиональной идентичности (как к результату) индивида с выполняемой им общественно значимой функцией, неизбежно приводит к отождествлению индивидом себя с той профессиональной группой, которая выполняет соответствующие функции. В современном лексиконе в связи с этим возникает понятие профессиональной корпоративности. Данное явление имеет объективно-субъективную природу и выражается в стремлении члена группы, подчиняясь групповым нормам, приспосабливать свои поступки к принятым в данной профессиональной группе «эталонам поведения» [5].

Профессиональная корпоративность может проявляться в макроформе. Этот процесс предполагает отождествление индивидом себя с целой профессией. При таком отождествлении невозможен межличностный контакт, а заменой ему выступают некоторые атрибуты принадлежности к корпорации: общее название, униформа, служебное удостоверение и т. д. Профессиональная корпоративность может проявляться и в микроформах, когда происходит отождествление индивидом себя с теми малыми группами, с членами которых индивид находится в постоянном межличностном контакте.

В настоящее время для обозначения профессиональной группы, объединения используется понятие «профессиональное сообщество». Под профессиональным сообществом мы понимаем официально организованную, а также неофициально функционирующую структуру профессионального взаимодействия представителей одной профессии, которые, в свою очередь, являются носителями ценностей и норм данной профессии. Функционирование профессионального сообщества проявляется через следующие формы организации профессиональной ментальности:

1) внешние атрибуты профессии. Принадлежность человека к какой-либо профессиональной группе так или иначе прослеживается в его внешнем облике -одежде, типе прически и т. д. Особенно хорошо эта ситуация прослеживается относительно тех профессий, которые имеют «броский» антураж (униформа у военных). Также внешними атрибутами профессии является символика, название, служебное удостоверение, профессиональный инструментарий и т. д.;

2) профессиональный язык. Внутри каждого социального мира вырабатывается особый согласованный мир. Представители групп испытывают специфические переживания, и они вырабатывают специальные термины, чтобы выразить эти переживания. Тем самым создается барьер, отделяющий свою груп-

пу от посторонних. В языке многих профессий есть крылатые выражения. Особенностью профессиональной лексики является наличие особой терминологии. Язык, узнаваемый в профессиональном сообществе, идентифицирует представителя сообщества среди коллег;

3) профессиональные знания, умения и навыки. Речь идет о профессиональной компетентности. Существует определенный объем знаний, умений и навыков, присущий данной профессии, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения, тренировки и постоянного обновления знаний через взаимодействие с представителями профессионального сообщества;

4) профессиональные привычки, стереотипы. Под стереотипом здесь понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственные представителям той или иной профессиональной группы. Представители разных профессиональных сообществ вырабатывают устойчивые объяснения определенных фактов, привычные для них интерпретации вещей [4];

5) профессиональные традиции, приметы. Практически каждая профессия имеет исторически сложившиеся определенные традиции (профессиональный праздник) и особые приметы;

6) профессиональная мораль. Субъекты профессиональной деятельности являются носителями некоторых профессиональных норм, ценностей, убеждений. Представители многих профессий являются носителями норм профессиональной этики, профессионального поведения, регулирующих поведение субъектов деятельности. Набор этических норм, который применяют и разделяют члены определенной профессии, определяет, какое поведение при оказании профессиональных услуг является правильным, а какое - нет;

7) профессионально важные качества. Среди качеств, связанных с принадлежностью к определенной профессии, можно выделить качества, наличие или формирование которых требует та или иная профессиональная деятельность. В настоящее время число специальностей в вузах стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельной специальности. При анализе психологического содержания различных видов профессиональной деятельности, могут быть выделены несколько компонентов, разделяющих специальности на те, где критическими являются следующие профессионально важные качества:

- личностный компонент деятельности, то есть характеристики эмоциональной, мотнвацнонной, волевой сфер и организаторские способности;

- сенсорно-перцептивный компонент деятельности, то есть характеристики восприятия и внимания;

- гностический или интеллектуальный компонент деятельности; характеристики процесса обработки информации, принятия решений и т.п.;

- моторный компонент деятельности; характеристики психомоторных качеств и речи.

В современных условиях отдельные виды профессиональной деятельности содержат все вышеперечисленные компоненты либо их комбинации.

Профессиональная идентичность означает осознание человеком того, что он является частью профессиональной структуры и занимает в ней определенное положение. Профессиональная идентичность является результатом включенности человека в профессиональное сообщество и означает частичный отказ от собственной инди-

видуальности в пользу принятых в данном сообществе стандартов через отождествление себя с идеями, ценностями, нормами сообщества. На первый план в самосознании личности выходит профессиональная идентичность, личность начинает воспринимать себя и других членов сообщества как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют профессиональную группу как единое целое.

Непосредственное включение человека в профессиональное сообщество и процесс профессиональной идентификации часто совершается в процессе эмоционального профессионального общения с представителями профессионального сообщества. В ходе профессионального общения реализуется информационная функция профессионального сообщества (узнать, овладеть, понять необходимую информацию), желание повысить или подтвердить свой профессиональный статус, а также желание показать оригинальность, своеобразие и непохожесть собственной личности в профессиональном плане. В ходе взаимодействия с другими специалистами одного профессионального сообщества осуществляется «заимствование» элементов основных типов профессионального мышления и опыта. Успешность этого процесса во многом определяется степенью включенности человека в такую структуру профессионально-деятельностных связей и отношений, взаимодействие с субъектами которой способствует формированию у него способностей к самостоятельному целеполаганию и регулированию профессиональной деятельности. Наличие ментально родственной профессиональной среды и постоянное общение с ее представителями необходимы для постоянного саморазвития человека. Осуществляемые в рамках профессионального взаимодействия, основные формы сотрудничества реализуют не только функции обмена опытом и повышения квалификации, но и функции квалификационной оценки профессиональной компетенции. Можно предположить, что уровень сформированности профессиональной идентичности человека может быть связан со степенью действенного включения его в профессиональное сообщество. Человек при непосредственном включении в профессиональное сообщество должен занимать активную позицию в процессе ознакомления с требованиями, нормами и традициями профессии [3].

Внешние факторы формирования профессиональной идентичности можно считать необходимыми, но недостаточными. К внутренним факторам становления профессиональной идентичности можно отнести:

- эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии, положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;

- эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

- усвоение профессиональных стереотипов.

Инициирование становления профессиональной идентичности зависит:

- от меры ответственности, которую специалист готов на себя принять, соотношения процессуальной и целевой активности;

- уровня личностного и «технологического» развития;

- характера выраженности и самопринятия экзистенциального и функционального «Я»;

- мотивационной готовности к реализации себя на избранном профессиональном поприще, к вхождению в профессиональное сообщество, к постоянному самоисследованию и развитию своей личности, образа «Я» [6].

Профессиональная идентичность имеет разные условия формирования. Одним из условий являются объективные границы профессиональной идентичности, которые определены нормативными государственными документами об образовании. Так, обучавшийся на определенном факультете и получивший диплом специалист воспринимается как профессионально идентичный своей профессии. Тогда основными составляющими профессиональной идентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомленность [3].

Таким образом, профессиональная идентичность в современных условиях является наиболее востребованным видом социальной идентичности, а так как качественный скачок в профессиональном развитии человека происходит в ходе профессионального обучения, то именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. - М., 1998. - №2.

2. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

3. КумыринаЮ.А. Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кумырина Юлия Александровна. -Ярославль, 2005. - 27 с.

4. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988. - 207 с.

5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 288 с.

6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: Изд-во МОСУ, 2000.

Поступила в редакцию - 1/X/2010 В окончательном варианте - 5/X/2010

UDC 378

PROFESSIONAL COMMUNITY AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THE STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT THE LEVEL OF THE HIGH EDUCATED PROFESSIONAL PREPARATION

E.N. Rudneva, V.V. Kostyanov Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100 E-mail: [email protected]

In the article the authors have analyzed the possibilities of the formation of the students 'professional identity through involving the students in the process of learning in the professional community; considered outward and inner factors, which influence the formation of the professional identity.

Key words: professional community, professional identity, important professional qualities.

Original article submitted - 1/X/2010 Revision submitted - 5/X/2010

Elena N. Rudneva Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy Valeri V. Kostyanov Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.