Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие студентов в процессе освоения исследовательской функции'

Профессиональное саморазвитие студентов в процессе освоения исследовательской функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуч Ольга Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие студентов в процессе освоения исследовательской функции»

По результатам исследования, преподаватели нашего факультета

• формируют у студентов:

- твердые профессиональные знания (87%);

- умения и качества по соответствующей специальности (92%);

- активную гражданскую позицию (84%);

- способность к труду в условиях современной цивилизации (89%);

• развивают у студентов:

- самостоятельность, инициативу (92%);

- творческие способности (97%);

• выбирают методы и средства обучения:

- наиболее полно отвечающие индивидуальным способностям студентов (83%);

- обеспечивающие высокую эффективность учебного процесса (89%);

- не нарушающие права студентов (95%).

В результате творческой индивидуальной деятельности студентов получены данные о качестве учебных занятий, которые могут быть использованы при оценке качества преподавания и решении различных вопросов управления образовательным учреждением.

На наш взгляд, исследование системы качества как определенного вида управленческой деятельности дает практические умения по осмыслению проблемы и формулированию цели ее решения. Это способствует раскрытию творческого потенциала студента, развитию собственных инициатив и выработке содержания инновационных процессов, конструирования авторской системы профессиональной деятельности будущего менеджера образования.

Литература

1. Бугаев, Н. И. Шаманизм как образовательная культура / Н. И. Бугаев. -СПб.: Просвещение, 2004. - 191 с.

2. Вернадский, В. И. Проблема времени в современной науке / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. - М., 1988 - С. 228-255.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1982.-Т.2.

УДК 378.147.88

О. Э. Гуч

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ

В условиях активного внедрения инновационных технологий в педагогический процесс становится все более актуальным профессиональное саморазвитие специалиста, так как сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, способный сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных си-

туаций. В Национальной доктрине образования до 2025 г. указано, что, признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство должно обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов. Модернизация общего образования невозможна без понимания роли учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность учителя становится перспективой развития ученика. В связи с этим, как отмечает Д. А. Данилов, сегодняшние образовательные парадигмы в профессионально-педагогической деятельности на первый план выдвигают исследовательскую деятельность педагога как новую его функцию. Вот почему при подготовке будущих социальных педагогов большое значение придается освоению студентами исследовательской функции.

Исследовательская функция представляет собой поиск и познание нового, ранее неизвестного в области педагогических явлений, разработку и решение научных и практических проблем воспитания и обучения подрастающих поколений. Исследовательский элемент проявляется при освоении нового содержания, новых организационных форм и методов, результатом чего становится повышение мастерства педагога, улучшение учебно-методического оснащения педагогического процесса.

Исследовательские умения и навыки студентов представляют собой необходимый компонент их квалификационной характеристики, а их формирование - составную часть системы профессионально-педагогической подготовки. Приобщение к исследовательской деятельности предполагает включение студентов в этот процесс как активных субъектов с учетом потребностей личности в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации, что составляет основу саморазвития, самосовершенствования. Способность студента к саморазвитию рассматривается нами как важный признак профессиональной культуры будущего специалиста.

Саморазвитие - это сложный, творческий процесс работы над собой, процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности как потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности, т. е. саморазвитие понимается как непрерывный процесс са-мопроектирования личности, предусматривающий три основные стадии: самоосмысление, самовзращивание, самопроявление.

Эффективность процесса формирования исследовательских умений и навыков у студентов может быть обеспечена следующими условиями: формированием ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам; организацией субъект-субъектного взаимодействия в системе «студент - преподаватель» в процессе учебно-исследовательской деятельности; созданием на факультете исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин; развитием творческой активности каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучением научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.

Работа по формированию исследовательских умений и навыков студентов осуществляется в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий, на внеаудиторных занятиях (рефераты, курсовые и дипломные работы, занятия в исследовательских кружках), во время прохождения педагогической практики. Педагогическая практика - это важный компонент формирования будущего специалиста. В соответствии с требованиями госстандарта к подготовке социального педагога студенты должны овладеть необходимыми знаниями, основными профессиональными умениями, заложенными в квалификационной характеристике специалиста, а также методологией и методикой научного исследования. Поэтому мы рассматриваем педагогическую практику не только как средство закрепления и углубления теоретических знаний, но и как средство приобретения студентами исследовательского опыта. Научно-исследовательские задания, выполняемые в период педагогической практики, позволяют интегрировать теоретическую и практическую работу будущих специалистов. Эффективность учебных научно-исследовательских заданий повышается, когда их тематика связана с этапами работы по теме будущего дипломного исследования.

Нами предпринята попытка привести цели и задачи педагогической практики в соответствие с основными этапами подготовки студентов к дипломному исследованию. По каждому из разделов программы исследования студент в период практики выполняет ряд заданий, объем которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики. В процессе прохождения четырех этапов практики у студентов формируются базисные исследовательские умения: аналитические, диагностические и проектировочные. На первом этапе у студентов формируются первичные аналитические и организаторские умения, которые совершенствуются на всех последующих курсах. На втором этапе происходит осмысление практического опыта, построенного на анализе социально-педагогической деятельности в различных службах и учреждениях, студенты овладевают средствами элементарной диагностики личности, семьи, социума. На следующем этапе студент активно включается в позицию исследователя личности клиента, ребенка, выявляет причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений, прогнозирует решение проблем. Исследовательский материал, полученный в ходе практики, ложится в описание моделей соци-ально-педагогической деятельности в курсовых работах студентов. На завершающем этапе студенты приобретают навыки самостоятельного решения исследовательских задач, реализуют разработанную программу социально-педагогической деятельности с максимальным выполнением функциональных обязанностей. На каждом этапе происходит обогащение используемых методов исследования. На основе формирования и закрепления аналитических и диагностических умений развиваются проектировочные умения.

Активное профессиональное саморазвитие будущего специалиста в процессе освоения исследовательской функции происходит только тогда, когда студент способен правильно организовать свою деятельность, управлять ею и критически оценивать собственные достижения, свой профессиональный рост. Действенным инструментом самооценки образовательной деятельности студента является внедряемая нами технология портфолио.

Портфолио студента (в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста») - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения; коллекция работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исследовательской деятельности.

При использовании профессионально-педагогического портфолио оценивание учебной и внеучебной деятельности студента направлено не на фиксацию итогов, а является некой точкой, за которой следует новый виток развития, и через это - достижение более широких целей: улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом. Формирующее, развивающее оценивание может помочь студентам: а) понять, что важно для профессионального становления; б) обнаруживать, что у них получается, чего они не знают, что не умеют делать; в) отслеживать собственный процесс продвижения; г) брать на себя ответственность за свое учение и развитие; д) диагностировать собственные учебные потребности; е) осуществлять самоменеджмент и поиск ресурсов для самооценки и т. п.

На кафедре социальной педагогики Педагогического института ЯГУ технология портфолио внедряется для развития самооценки стуцента в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Студенты имеют возможность отслеживать собственную учебную деятельность, участие в научно-исследовательской работе и общественной жизни факультета. Портфолио является личной собственностью стуцента и способствует приобретению социального опыта жизни, пониманию, что нужно ценить и уважать любое свое дело, а итоги складывать в определенной системе, что поможет соотнести свои достижения и сделать последующий жизненный выбор. В соответствии с квалификационными требованиями к личным качествам социального педагога данная технология позволяет развивать психоаналитические навыки будущих специалистов, а именно: самоконтроль, самокритичность, самооценку, а также рефлексивные умения, предполагающие самоанализ деятельности на всех ее этапах.

Работа над портфолио начинается с диагностирования и целеполагания в социально-педагогической деятельности. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о создании положительного эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей деятельности. Далее, на втором этапе, преподаватель создает предпосылки для систематической поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки в ходе процесса работы над портфолио на основе самоконтроля и самокоррекции. На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной и индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом он проводит индивидуально-дифференцированную работу со студентами с учетом их опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентаций.

Привитие студентам - будущим социальным педагогам культуры ведения профессионально-педагогического портфолио является важной ступенью в их профессиональном саморазвитии.

Известно, что активизация саморазвития личности возможна только в контексте социальных условий и конкретной ситуации взаимосвязи с окружающими людьми. Освоение исследовательской функции

более эффективно происходит в тесном сотрудничестве с коллективом единомышленников, в процессе совместной творческой деятельности педагогов. Поэтому мы считаем важным условием, обеспечивающим творческое взаимодействие в исследовательском процессе, характер отношений, который складывается между всеми его участниками. Среди всего многообразия отношений особое место занимает толерантность. О необходимости создания толерантной среды в образовательном учреждении неоднократно говорили А. Н. Тубельский, В. Н. Гуров, Е. Ю. Клепцова и другие исследователи. Под толерантностью в социально-философском смысле следует понимать определенное социальное качество межчеловеческих отношений, характеризующееся установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности этого «другого». Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством вза-имодискуссии, убеждения и обоюдной корреляции поведенческих актов и действий. Толерантность является ведущим принципом гуманистической педагогики, реализация которого способствует созданию атмосферы сотрудничества, сотворчества, диалоговых отношений между участниками образовательного процесса.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность как неотъемлемый компонент инновационных процессов в образовании мотивирует будущих социальных педагогов на последующее развертывание своей профессионачьной деятельности; активизирует самоосознание, самообразование, саморазвитие, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, т. е. приводит в состояние напряженной активности педагога-исследова-теля.

Эффективность процесса профессионального саморазвития студентов обеспечивается через ряд условий: 1) разработку единой программы освоения исследовательской функции; 2) создание на факультете исследовательско-творческой толерантной среды; 3) использование новых технологий стимулирования профессионального саморазвития личности.

УДК 378.178:371.125.8

Т. А. Макаренко

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНОСТНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

При исследовании проблем развития и воспитания личности в науке используются различные подходы. Анализируя их, мы обращаем внимание на то, что они значительно различаются между собой и в то же время взаимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.