ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
Е. А. Березова, заведующая отделением по УПР ГОУ НПО «Профессиональное училище № 50» г. Новокузнецк
Большое значение в настоящее время имеет качество подготовки рабочих кадров для рынка труда. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов,в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью как одной из наиболее уязвимых категорий населения страны. Как показывают исследования, молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Не хватает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, умений презентовать и рекламировать себя перед работодателем. Молодым людям свойственно идеализировать свои представления о будущей профессиональной деятельности, но при столкновении с реальностью происходит переориентация либо деградация трудовых ценностей, которая приводит к исчезновению взгляда на труд как на средство личной самореализации. Процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Формирование человека как субъекта труда -это процесс многолетний, он начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь, и его важно осмысливать как целостность, как систему. Самоопределение для человека - это самостоятельность, свобода выбора. Профессиональное самоопределение понимается в общем виде как деятельность человека, обретающего то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Активность профессионального самоопределения и, следовательно, самооценки, взаимооценок, общественных оценок связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Это прежде всего построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых
отношений. Но возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира.
Поэтому основным инструментом для решения проблемы молодежи в области профессионального самоопределения является профори-ентационная работа. Главная задача проф-ориентационной работы - формирование осознания молодежью своих способностей, возможностей, личных притязаний и их совместимости с будущей профессией. Необходимо представлять, какие умения и свойства личности будут оптимальными для того, чтобы с удовольствием заниматься тем или иным видом деятельности, а значит, достичь успеха и сохранить здоровье. При этом важно добиться гармоничного сочетания потребностей и возможностей.
Вот что может помешать выбрать правильную профессию:
- завышенная мотивация к самоутверждению;
- чрезмерная концентрация на общении (дружеском и с противоположным полом);
- перекладывание выбора на других лиц, например, родителей или друзей;
- недопонимание своих истинных мотивов (желаний) и способностей;
- нечеткое осознание требований будущей профессии;
- несоответствие состояния здоровья выбранной профессии.
Неправильный выбор профессии может привести к ухудшению состояния здоровья. Это обусловлено тем, что каждая профессия предъявляет особые требования к физическим, психологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация молодежи на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.
На основании вышеизложенного можно смело сказать, что профориентационная работа должна вестись еще с дошкольного возраста и до профессионального становления человека,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
но, естественно, в зависимости от возраста человека она видоизменяется.
Первый этап (дошкольники, начальная школа - 1-4-й классы) - необходимо максимально создать условия для возможности пробы сил в разных направлениях. Пусть дети увлекаются разными делами, если хотят, меняют свои увлечения - ведь это идет «примерка» видов деятельности. Нужно помочь определить способности, развить, осмыслить и применить в дальнейшем для самореализации.
Второй этап (старшие классы) - профориен-тационная работа проводится среди школьников, включает в себя расширенное и углубленное ознакомление с миром профессий для дальнейшего принятия решения в профессиональном самоопределении.
Третий этап (определившиеся с профессией) - профессиональная адаптация, когда идет активный процесс приспособления молодежи к производству, социальному окружению, усло-
виям труда и особенностям конкретной профессии. Здесь требуется морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива.
Четвертый этап - профориентация выпускников образовательного учреждения, знакомство с современным рынком труда, с правами и обязанностями в сфере трудовых отношений, формирование навыков самопрезентации (составление резюме, навык умения вести деловые переговоры с работодателями и т. д.), информирование о реальных объектах трудоустройства, повышение квалификации, оказание помощи образовательными организациями в трудоустройстве выпускников, формирование оптимистического отношения к профессиональному будущему.
УЧЕБНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА: ГОТОВИМ СПЕЦИАЛИСТА
Т. В. Герасимчук, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»
В настоящее время без услуг бухгалтера не может обойтись ни одна организация, поэтому обучение бухгалтеров сегодня очень актуально.
Овладеть всеми тонкостями профессии помогают не только теоретические знания, но и профессиональные компетенции, которые формируют высококвалифицированного специалиста.
Общеизвестно, что сегодня организации часто отказывают студентам в прохождении практики. Особенно остро данный вопрос стоит для экономических специальностей там, где необходим доступ к финансовым документам. Работодатели прикрываются коммерческой тайной.
Поэтому преподаватели отделения «Бухгалтерский учёт, экономика и делопроизводство»
пришли к выводу, что в нашем техникуме должна функционировать имитационная фирма. За основу создания имитационной фирмы мы взяли модель, разработанную Барнаульским торгово-экономическим колледжем. Руководство поддержало эту идею, и в 2012 году на базе ГОУ СПО КГТТ начала своё существование имитационная фирма - мини-бухгалтерия.
Цель имитационной фирмы - повышение конкурентоспособности студентов техникума.
Имитационная фирма выступает как гарант повышения качества практического обучения:
• формируются профессиональные компетенции студентов;
• закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путём их применения на практике;
• создаются условия для приобретения студентами опыта, необходимого в дальнейшей трудовой деятельности;
• формируется способность работы в команде;
• происходит практическое освоение программы «1С: Бухгалтерия 8.2».