Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи'

Профессиональное самоопределение молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Е. А. Березова, заведующая отделением по УПР ГОУ НПО «Профессиональное училище № 50» г. Новокузнецк

Большое значение в настоящее время имеет качество подготовки рабочих кадров для рынка труда. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов,в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью как одной из наиболее уязвимых категорий населения страны. Как показывают исследования, молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Не хватает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, умений презентовать и рекламировать себя перед работодателем. Молодым людям свойственно идеализировать свои представления о будущей профессиональной деятельности, но при столкновении с реальностью происходит переориентация либо деградация трудовых ценностей, которая приводит к исчезновению взгляда на труд как на средство личной самореализации. Процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Формирование человека как субъекта труда -это процесс многолетний, он начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь, и его важно осмысливать как целостность, как систему. Самоопределение для человека - это самостоятельность, свобода выбора. Профессиональное самоопределение понимается в общем виде как деятельность человека, обретающего то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Активность профессионального самоопределения и, следовательно, самооценки, взаимооценок, общественных оценок связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Это прежде всего построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых

отношений. Но возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира.

Поэтому основным инструментом для решения проблемы молодежи в области профессионального самоопределения является профори-ентационная работа. Главная задача проф-ориентационной работы - формирование осознания молодежью своих способностей, возможностей, личных притязаний и их совместимости с будущей профессией. Необходимо представлять, какие умения и свойства личности будут оптимальными для того, чтобы с удовольствием заниматься тем или иным видом деятельности, а значит, достичь успеха и сохранить здоровье. При этом важно добиться гармоничного сочетания потребностей и возможностей.

Вот что может помешать выбрать правильную профессию:

- завышенная мотивация к самоутверждению;

- чрезмерная концентрация на общении (дружеском и с противоположным полом);

- перекладывание выбора на других лиц, например, родителей или друзей;

- недопонимание своих истинных мотивов (желаний) и способностей;

- нечеткое осознание требований будущей профессии;

- несоответствие состояния здоровья выбранной профессии.

Неправильный выбор профессии может привести к ухудшению состояния здоровья. Это обусловлено тем, что каждая профессия предъявляет особые требования к физическим, психологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация молодежи на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

На основании вышеизложенного можно смело сказать, что профориентационная работа должна вестись еще с дошкольного возраста и до профессионального становления человека,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

но, естественно, в зависимости от возраста человека она видоизменяется.

Первый этап (дошкольники, начальная школа - 1-4-й классы) - необходимо максимально создать условия для возможности пробы сил в разных направлениях. Пусть дети увлекаются разными делами, если хотят, меняют свои увлечения - ведь это идет «примерка» видов деятельности. Нужно помочь определить способности, развить, осмыслить и применить в дальнейшем для самореализации.

Второй этап (старшие классы) - профориен-тационная работа проводится среди школьников, включает в себя расширенное и углубленное ознакомление с миром профессий для дальнейшего принятия решения в профессиональном самоопределении.

Третий этап (определившиеся с профессией) - профессиональная адаптация, когда идет активный процесс приспособления молодежи к производству, социальному окружению, усло-

виям труда и особенностям конкретной профессии. Здесь требуется морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива.

Четвертый этап - профориентация выпускников образовательного учреждения, знакомство с современным рынком труда, с правами и обязанностями в сфере трудовых отношений, формирование навыков самопрезентации (составление резюме, навык умения вести деловые переговоры с работодателями и т. д.), информирование о реальных объектах трудоустройства, повышение квалификации, оказание помощи образовательными организациями в трудоустройстве выпускников, формирование оптимистического отношения к профессиональному будущему.

УЧЕБНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА: ГОТОВИМ СПЕЦИАЛИСТА

Т. В. Герасимчук, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»

В настоящее время без услуг бухгалтера не может обойтись ни одна организация, поэтому обучение бухгалтеров сегодня очень актуально.

Овладеть всеми тонкостями профессии помогают не только теоретические знания, но и профессиональные компетенции, которые формируют высококвалифицированного специалиста.

Общеизвестно, что сегодня организации часто отказывают студентам в прохождении практики. Особенно остро данный вопрос стоит для экономических специальностей там, где необходим доступ к финансовым документам. Работодатели прикрываются коммерческой тайной.

Поэтому преподаватели отделения «Бухгалтерский учёт, экономика и делопроизводство»

пришли к выводу, что в нашем техникуме должна функционировать имитационная фирма. За основу создания имитационной фирмы мы взяли модель, разработанную Барнаульским торгово-экономическим колледжем. Руководство поддержало эту идею, и в 2012 году на базе ГОУ СПО КГТТ начала своё существование имитационная фирма - мини-бухгалтерия.

Цель имитационной фирмы - повышение конкурентоспособности студентов техникума.

Имитационная фирма выступает как гарант повышения качества практического обучения:

• формируются профессиональные компетенции студентов;

• закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путём их применения на практике;

• создаются условия для приобретения студентами опыта, необходимого в дальнейшей трудовой деятельности;

• формируется способность работы в команде;

• происходит практическое освоение программы «1С: Бухгалтерия 8.2».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.