Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса "Школа - вуз"'

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса "Школа - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАРЬЕРА / ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ШКОЛА ВУЗ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Егорова Полина Александровна, Яркова Дарья Дмитриевна

Введение. В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. В результате исследования установлено, что направления современной подготовки молодежи в образовательных организациях к осознанному выбору профессии во многом обусловлены современными социально-экономическими (трудовая миграция, снижение численности трудоспособного населения, сокращение рабочих мест и т.п.) и социально-педагогическими условиями стандартизацией образования, научно-теоретической подготовкой к ЕГЭ и др., при этом учет личностного потенциала человека, его интересов, ценностей, мировоззрения уходит «на второй план». Выявлены некоторые причины данного явления, а именно: недостаточная подготовка педагогов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования (С.Н. Чистякова); замена профессиональных ценностей, ориентированных на становление профессионала мастера своего дела, на «идеальный образ жизни американский, европейский и т.д.»; внедрение информационных технологий в жизнь общества; государственная поддержка программы самозанятости населения со стороны государства и т.п. В связи с этим в работе актуализируется необходимость целенаправленного постепенного формирования у обучающейся молодежи внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью преодоления разрыва между теорией и реальной системой профориентационной работы в образовательном процессе школы. По мнению Н. Еремеевой, А.П. Панфиловой, Н.С. Пряжникова, современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действием обучающихся, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. В связи с этим целью нашего исследования является обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа вуз». Материалы и методы. Разработана и представлена модель комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Модель реализуется на базе МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Н. Новгород. Школа осуществляет общеобразовательные программы (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением экономики (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением математики (нормативный срок обучения 2 года). С целью определения исходных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников проведено пилотажное исследование. Основу диагностического инструментария составили методики: опросник личностных ориентаций Э. Шострома (адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика) измеряет самоактуализацию личности (САТ); методика изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования за 2016-2017 уч. г. и 2017-2018 уч. г. на базе МАОУ «СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов» показывают, что профориентационная работа на базе созданного интегративного комплекса «школа вуз», реализующего программу развития образовательного учреждения «Школа комплекс инновационного образования», соответствует указанным цели и задачам исследования и позволяет эффективно готовить обучающуюся молодежь к выбору профессии и дальнейшему карьерному росту. Обсуждение и заключение. Высокие показатели по предложенным нами методикам по итогам исследования свидетельствует о том, что старшеклассники имеют достаточное представление о процессе выбора профессии, требованиям к личности, профессиональным умениям, что позволило молодежи определиться с выбором профессии и вуза, в котором можно пройти профессиональную подготовку. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Качественные и количественные показатели мониторинга поступления обучающихся в профессиональные образовательные организации, опубликованные на официальном сайте МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» подтверждают эффективность проводимой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Егорова Полина Александровна, Яркова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL CAREER OF LEARNING YOUTH IN THE CONDITIONS OF INTEGRATIVE COMPLEX "SCHOOL - UNIVERSITY"

Introduction. This This article deals with the problem of professional self-determination and the professional career of studying youth. Analyzed the theoretical and methodological approaches to this problem. As a result of the study, it was found that the direction of modern training of young people in educational organizations for the informed choice of profession is largely due to modern socio-economic (labor migration, reduction in the number of working-age population, reduction of jobs, etc.) and socio-pedagogical conditions standardization of education, scientific and theoretical preparation for the Unified State Exam, etc., while taking into account the personal potential of a person, his interests, values, worldview, goes “into the background”. Some causes of this phenomenon are revealed, namely: insufficient training of teachers of educational institutions of secondary general and vocational education (S.N. Chistyakova); replacement of professional values, focused on the formation of a professional a master of his craft, on "the ideal lifestyle American, European, etc."; introduction of information technology into society; government support for the self-employment program from the state, etc. In this regard, the work actualizes the need for purposeful gradual formation of internal readiness for the studying youth to independently and consciously plan, adjust and realize the prospects for their development. The relevance of our research is due to the need to bridge the gap between theory and the real system of vocational guidance in the educational process of the school. According to N. Eremeeva, A.P. Panfilova, N.S. Pryazhnikov's modern education system should not only develop the students' intellect, increase its capabilities it should practically orient it, manage the attention and action of students, teach them the process of independent learning and development, expand their innovative and creative potential. In this regard, the goal of our research is to provide a comprehensive psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career for students in an integrative school-university environment. Materials and methods. A model of complex psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career of students is developed and presented. The model is implemented on the basis of the Municipal Public Educational Institution “School No. 187 with in-depth study of individual subjects” in the city of Novgorod. The school carries out general education programs (the normative period of study is 2 years); general educational programs with an in-depth study of the economy (standard training period of 2 years); general educational programs with in-depth study of mathematics (the normative period of study is 2 years). In order to determine the initial features of professional self-determination of high school students, a pilot study was conducted. The diagnostic tools are based on the following methods: the questionnaire of personal orientations of E. Shostroma, adapted by Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika measures the self-actualization of the personality (CAT); methods of studying the factors of attractiveness of the profession (V. A. Yadov, modification N.V. Kuzmina, A.A. Rean). Results. The obtained data of a comparative analysis of the research results for the 2016/2017 academic year and the 2017/2018 academic year. yy. on the basis of Municipal Public Educational Institution “School No. 187 with in-depth study of individual subjects”, it shows that career guidance work on the basis of the created integrative complex “school university” that implements the development program of the educational institution “School innovative education complex” corresponds to the specified goals and objectives of the research and effectively prepare students for the choice of a profession and further career growth. Discussion and Conclusions. The high performance of the proposed methods according to the results of the study suggests that high school students have a sufficient understanding of the process of choosing a profession, the requirements for the individual, professional skills, which allowed young people to decide on the choice of profession and university where they can undergo professional training. The results obtained indicate the feasibility of the study and the reliability of the results. Qualitative and quantitative indicators of monitoring students' enrollment in professional educational organizations, published on the official website of the Municipal public institution of secondary schools “School No. 187 with in-depth study of individual subjects” confirm the effectiveness of the work being done.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса "Школа - вуз"»

Статья/Article

УДК 378.8; 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-14

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА - ВУЗ»

Т. Г. Мухина1, С. Н. Сорокоумова1'2, П. А. Егорова3, Д. Д. Яркова1

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 54», Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. В результате исследования установлено, что направления современной подготовки молодежи в образовательных организациях к осознанному выбору профессии во многом обусловлены современными социально-экономическими (трудовая миграция, снижение численности трудоспособного населения, сокращение рабочих мест и т.п.) и социально-педагогическими условиями - стандартизацией образования, научно-теоретической подготовкой к ЕГЭ и др., при этом учет личностного потенциала человека, его интересов, ценностей, мировоззрения уходит «на второй план». Выявлены некоторые причины данного явления, а именно: недостаточная подготовка педагогов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования (С.Н. Чистякова); замена профессиональных ценностей, ориентированных на становление профессионала - мастера своего дела, на «идеальный образ жизни - американский, европейский и т.д.»; внедрение информационных технологий в жизнь общества; государственная поддержка программы самозанятости населения со стороны государства и т.п.

В связи с этим в работе актуализируется необходимость целенаправленного постепенного формирования у обучающейся молодежи внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью преодоления разрыва между теорией и реальной системой профориентационной работы в образовательном процессе школы. По мнению Н. Еремеевой, А.П. Панфиловой, Н.С. Пряжникова, современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности - она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действием обучающихся, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал.

В связи с этим целью нашего исследования является обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз».

Материалы и методы. Разработана и представлена модель комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Модель реализуется на базе МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Н. Новгород. Школа осуществляет общеобразовательные программы (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением экономики (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением математики (нормативный срок обучения 2 года).

С целью определения исходных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников проведено пилотажное исследование. Основу диагностического инструментария составили методики: опросник личностных ориентаций Э. Шострома (адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика) - измеряет самоактуализацию личности (САТ); методика изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования за 2016-2017 уч. г. и 2017-2018 уч. г. на базе МАОУ «СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов» показывают, что профориентационная работа на базе созданного интегративного комплекса «школа - вуз», реализующего программу развития образовательного учреждения «Школа - комплекс инновационного образования», соответствует указанным цели и задачам исследования и позволяет эффективно готовить обучающуюся молодежь к выбору профессии и дальнейшему карьерному росту.

Обсуждение и заключение. Высокие показатели по предложенным нами методикам по итогам исследования свидетельствует о том, что старшеклассники имеют достаточное представление о процессе выбора профессии, требованиям к личности, профессиональным умениям, что позволило молодежи определиться с выбором профессии и вуза, в котором можно пройти профессиональную подготовку.

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Качественные и количественные показатели мониторинга поступления обучающихся в профессиональные образовательные организации, опубликованные на официальном сайте МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» подтверждают эффективность проводимой работы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, карьера, обучающаяся молодежь, интегративный комплекс «школа - вуз».

Благодарности: выражаем благодарность за сотрудничество профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», ФГБОУ «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», администрации Советского района г. Нижнего Новгорода, директору МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов», к.п.н., доценту В.А. Малинину и рецензентам.

Для цитирования: Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в

условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.14.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL CAREER OF LEARNING YOUTH IN THE CONDITIONS OF INTEGRATIVE COMPLEX "SCHOOL -

UNIVERSITY"

T. G. Mukhina1, S. N. Sorokoumova1'2, P. A. Egorova3, D. D. Yarkova1

1National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, Russian Federation

2

Russian State Social University, Moscow, Russian Federation

ß

Municipal budgetary educational institution "School number 54", Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. This This article deals with the problem of professional self-determination and the professional career of studying youth. Analyzed the theoretical and methodological approaches to this problem. As a result of the study, it was found that the direction of modern training of young people in educational organizations for the informed choice of profession is largely due to modern socio-economic (labor migration, reduction in the number of working-age population, reduction of jobs, etc.) and socio-pedagogical conditions - standardization of education, scientific and theoretical preparation for the Unified State Exam, etc., while taking into account the personal potential of a person, his interests, values, worldview, goes "into the background". Some causes of this phenomenon are revealed, namely: insufficient training of teachers of educational institutions of secondary general and vocational education (S.N. Chistyakova); replacement of professional values, focused on the formation of a professional - a master of his craft, on "the ideal lifestyle -American, European, etc."; introduction of information technology into society; government support for the self-employment program from the state, etc.

In this regard, the work actualizes the need for purposeful gradual formation of internal readiness for the studying youth to independently and consciously plan, adjust and realize the prospects for their development.

The relevance of our research is due to the need to bridge the gap between theory and the real system of vocational guidance in the educational process of the school. According to N. Eremeeva, A.P. Panfilova, N.S. Pryazhnikov's modern education system should not only develop the students' intellect, increase its capabilities - it should practically orient it, manage the attention and action of students, teach them the process of independent learning and development, expand their innovative and creative potential.

In this regard, the goal of our research is to provide a comprehensive psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career for students in an integrative school-university environment.

Materials and methods. A model of complex psychological and pedagogical support for professional self-determination and professional career of students is developed and presented. The model is implemented on the basis of the Municipal Public Educational Institution "School No. 187

with in-depth study of individual subjects" in the city of Novgorod. The school carries out general education programs (the normative period of study is 2 years); general educational programs with an in-depth study of the economy (standard training period of 2 years); general educational programs with in-depth study of mathematics (the normative period of study is 2 years). In order to determine the initial features of professional self-determination of high school students, a pilot study was conducted. The diagnostic tools are based on the following methods: the questionnaire of personal orientations of E. Shostroma, adapted by Yu.E. Aleshina, L.Ya. Gozman, M.V. Zagika - measures the self-actualization of the personality (CAT); methods of studying the factors of attractiveness of the profession (V. A. Yadov, modification N.V. Kuzmina, A.A. Rean). Results. The obtained data of a comparative analysis of the research results for the 2016/2017 academic year and the 2017/2018 academic year. yy. on the basis of Municipal Public Educational Institution "School No. 187 with in-depth study of individual subjects", it shows that career guidance work on the basis of the created integrative complex "school - university" that implements the development program of the educational institution "School - innovative education complex" corresponds to the specified goals and objectives of the research and effectively prepare students for the choice of a profession and further career growth.

Discussion and Conclusions. The high performance of the proposed methods according to the results of the study suggests that high school students have a sufficient understanding of the process of choosing a profession, the requirements for the individual, professional skills, which allowed young people to decide on the choice of profession and university where they can undergo professional training.

The results obtained indicate the feasibility of the study and the reliability of the results. Qualitative and quantitative indicators of monitoring students' enrollment in professional educational organizations, published on the official website of the Municipal public institution of secondary schools "School No. 187 with in-depth study of individual subjects" confirm the effectiveness of the work being done.

Keywords: professional self-determination, career, studying youth, integrative complex "school-university".

Acknowledgments: We are grateful for the cooperation of the faculty of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, administrations of the Sovetsky district of Nizhny Novgorod, reviewers and the director of the "School No. 187 with in-depth study of individual subjects", V. A. Malinin.

For citation: Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Egorova P.A., Yarkova D.D. Professional self-determination and professional career of learning youth in the conditions of integrative complex "School - University" // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 4. Р.14.

Введение

В Российской Федерации, согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 29.05.2017 №240, 2018-2027 гг. объявлены Десятилетием детства. В части

определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания развитие социальных институтов воспитания наряду с содействием укреплению семьи и защитой приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышением социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей предполагает полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического профилей.

Следует отметить, что направления современной подготовки молодежи в образовательных организациях к осознанному выбору профессии во многом обусловлены современными социально-экономическими (трудовая миграция, снижение численности трудоспособного населения, сокращение рабочих мест и т.п.) и социально-педагогическими условиями - стандартизацией образования, научно-теоретической подготовкой к ЕГЭ и др., при этом учет личностного потенциала человека, его интересов, ценностей, мировоззрения уходит «на второй план». При этом, по оценке Л.М. Митиной, С.Н. Чистяковой и нашему практическому опыту работы, обучающиеся, определившиеся с выбором профессии уже во время учебы в школе в процессе обучения в вузе или на первых сроках поступления на работу разочаровываются в выбранном виде деятельности [15].

Причинами данного явления, по мнению отечественные ученых, являются:

- недостаточная подготовка педагогов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования [37, с. 54];

- замена профессиональных ценностей, ориентированных на становление профессионала - мастера своего дела, на «идеальный образ жизни - американский, европейский и т.д.» [13];

- внедрение информационных технологий в жизнь общества;

- государственная поддержка программы самозанятости населения со стороны государства и т.п.

Стратегической задачей профориентационной работы в школе является целенаправленное постепенное формирование у обучающейся молодежи внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). При этом проблема активности является, по мнению Н.С. Пряжникова, самой сложной и одновременно наименее разработанной в психологии и педагогике [32; 31].

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью преодоления разрыва между теорией и реальной системой профориентационной работы в образовательном процессе школы. По мнению Н. Еремеевой, А.П. Панфиловой, Н.С. Пряжникова, современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности - она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действием обучающихся, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал.

В связи с этим целью нашего исследования является обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз».

Обзор литературы

Теоретическую основу исследования составили: работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова и др. о системном подходе и системном анализе как направлении методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение процесса психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающейся молодежи как системы, в которую включены все субъекты образовательного процесса; фундаментальные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и их применение в концепциях учебно-профессиональной деятельности в высшей школе (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория непрерывного профессионального и педагогического образования в системе многоуровневой подготовки специалиста (Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, Т.Г. Мухина, В.В. Николина, А.П. Тряпицына и др.); концепции профессиональной ориентации молодежи (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.); методы активной профориентации (Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников и др.) [17; 21].

Основные подходы и направления к проблеме профессионального самоопределения подробно изучены и представлены в работах С.Я. Батышева, Е.А. Климова, А.К. Марковой, С.Н. Чистяковой. В частности, философский, социологический, профессиологический и психологический аспекты рассмотрены в работах Н.И. Трубниковой [36], зарубежные подходы - И.С. Арон [1; 3]; направления организации профориентационной работы и активизации профессионального самоопределения - Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников и др. [33, с.134].

В связи с этим остановимся подробнее на определении сущности понятия «профессиональное самоопределение» и выявлении актуального в современных социально-экономических условиях направления организации профориентационной работы с молодежью.

Ученые по-разному определяют сущность понятия «профессиональное самоопределение». В зарубежных исследованиях [14, 51, 49] самоопределение рассматривается как самоактуализация - стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле [14, с. 237]. По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию [29, 50, 47, 48].

Профориентологи отмечают, что в современных условиях в зарубежной педагогике и психологии произошел переход от понятия «профессия» к понятию «карьера». Образовательные организации, ориентируясь на запросы молодежи, создают программы, направленные на подготовку молодежи к самостоятельному труду «от школы к работе» [2, с. 9].

В отечественных психолого-педагогических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией.

Е.А. Климов понимает профессиональное самоопределение «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Учащийся должен быть уверен, что он сам определяет и проектирует свой профессиональный путь» [8, с. 8].

Н.С. Пряжников, рассматривая соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение» пишет, что профессиональное самоопределение в большей мере зависит от внешних факторов, в свою очередь - процесс личностного самоопределения может быть обусловлен и какими-либо неблагоприятными для человека условиями, которые позволяют человеку «проявить себя по-настоящему» [32, с.10-14]. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [31, с. 32].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой [10, с. 194] профессиональное самоопределение характеризуется как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

Э.Ф. Зеер [7, с. 32] определяет понятие «профессиональное самоопределение» как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации. Данное определение мы и решили взять за основу в нашем исследовании.

Соответственно, отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение личности как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Эффективность данного процесса, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [9, с. 56].

Однако при всем многообразии подходов к проблеме профессионального самоопределения, достаточном количестве теоретических и практических разработок нельзя не согласиться с С.Н. Чистяковой в том, что неопределенность ценностных представлений молодежи о самой профессии смещает ориентиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни. Таким образом, профессия становится средством достижения этого образа жизни, а не существенной частью личности. Указанная тенденция влияет на выбор учащимися профессии и порой приводит к примитивности их профессиональных предпочтений [37, 38]. В связи с этим мы считаем актуальным направлением организации профориентационной работы с молодежью подход, предложенный С.Н. Чистяковой: профессиональное самоопределение следует рассматривать как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождения себя в образах профессионального мира». Данный подход ориентирует педагогов, занятых в системе профориентации, на обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры как средства самореализации молодежи [37, 38].

Материалы и методы

С учетом выделенных теоретических основ исследования была разработана модель комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи.

В настоящее время работа осуществляется на базе МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Н. Новгород (далее по тексту - Школа) под руководством директора В.А. Малинина. Школа реализует общеобразовательные программы (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением экономики (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением математики (нормативный срок обучения 2 года).

В рамках реализации психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры старшеклассников коллективом школы совместно с учеными ведущих вузов Приволжского федерального округа (ННГУ им. Н.И. Лобачевского и др.) создан интегративный комплекс «школа - вуз», реализующий программу развития образовательного учреждения «Школа - комплекс инновационного образования» [30, с. 172-176].

В авторской статье «Роль инновационного университета в системе «школа - вуз» представлена модель интегративного комплекса «школа-вуз в современном образовательном пространстве», разработанная В.А. Малининым. Остановимся подробнее на содержании некоторых компонентов модели (см. рисунок 1) с позиций организации комплексной психолого-педагогической поддержки развития профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи [30, с. 172-176].

Координирующая роль в процессе организации комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры отводится Центру психологической поддержки развития обучающихся. На базе центра реализуются такие виды психологического сопровождения, как психологическая помощь, психологическая поддержка и психологическое обеспечение; специальная социальная направленность образовательной среды школьного и вузовского обучения; система психологического сопровождения процесса социального взросления обучающихся; обеспечивается направленность образовательной среды школьного и вузовского образования на создание эффективных условий для психического развития личности субъектов образования. На базе интегративной модели «школа-вуз» функционируют общее собрание работников, педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, научно-методический совет, методические объединения учителей.

Также профориентационная работа осуществляется в рамках деятельности целого комплекса центров:

- центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования [12, 20];

- центр здоровья [12];

- предпринимательский центр [44];

- информационный центр;

- тьюторский центр.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: осуществление психолого-педагогической поддержки обучающейся молодежи в условиях «школа-вуз» как открытой социально-педагогической системы непрерывного образования и развития личности школьника / SOCIAL ORDER: the implementation of psychological and pedagogical support for studying youth in the conditions of "school-university" as an open socio-pedagogical system of continuing education and personality development of a student

Функционально-целевой компонент / Functional Target Component

Цель: целостное развитие личности, формирование социальной зрелости

выпускников школы и студентов, профессионально-личностное развитие

педагогов / Purpose: holistic development of personality, the formation of social maturity of school graduates and students, professional and personal development of teachers

Задачи: обновление, дифференциация и индивидуализация содержания образования в соответствии с ФГОС; интеграция основной образовательной деятельности школы и вуза; системное использование развивающих и здоро-вьесберегающих педагогических технологий; обеспечение государственно-общественного управления образовательной организацией / Tasks: updating, differentiation and individualization of the content of education in accordance with GEF; integration of the main educational activities of the school and the university; systematic use of developing and health-saving pedagogical technologies; provision of public administration of an educational organization_

Функции:

мотивирующая,

профессионально

ориентированная,

личностно-креативная,

мониторинговая /

Functions: motivating,

professionally-oriented,

personality-creative,

monitoring

Методологический компонент / Methodological component

Подходы:

компетентностный; системно-деятельностный, инновационно-интегративный; субъект-субъектный / Approaches: competency; system-activity, innovative and integrative; subject-subjective

Принципы: непрерывность,

системность, проективность и др. / Principles: continuity, consistency, projectivity, etc.

Закономерности:

объективные

потребности общества, социальный заказ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социума, единство целей, содержание и методов обучения и воспитания, целостность обучения и воспитания; учет

индивидуальных особенностей обучающихся / Patterns: the objective needs of society, the social order of society, unity of purpose, content and methods of training and education, the integrity of training and education; taking into account the individual characteristics of students

Субъектный компонент / Subject component

Школа / School Университет / University

1

Содержательно-процессуальный компонент / Content procedural component

Центр духовно- Центр здоровь Центр психологическо Школьный творческий Информационны й центр Тьюторский центр

нравственног я / й поддержки центр/ (совместно с (совместно с

о воспитания Health развития School ННГУ) / ННГУ) / Tutor

и center обучающихся / Creative Information Center center (together

гражданского Center for Center (together with with Nizhny

образования / psychological Молодежны Nizhny Novgorod Novgorod State

Center for support for й бизнес- State University) University)

Spiritual and student инкубатор /

Moral development Youth

Education and Business

Civic Incubator

Education

ч f 1 r ч f 1 ч f

_Направления деятельности / Activities_

Учебно-воспитательная деятельность / Educational activities Здоровьесберегающая / Health preserving Профориентационная / Career guidance Информационная / Informational Научно-исследовательская и методическая / Research and methodological

I

_Результативно-диагностический компонент / Diagnostic component_

Результат: формирование конкурентоспособного, компетентного, духовно-нравственного специалиста, готового к выбору профессии, успешной самореализации на рынке труда / Result: the formation of a competitive, competent, spiritual and moral specialist, ready to choose a profession,

successful self-realization in the labor market

Рисунок 1 - Модель интегративного комплекса «школа - вуз» в современном образовательном пространстве / Figure 1 - Model of the integrative complex "school - university" in the modern educational space

На базе центров осуществляется деятельность различных лабораторий, в работе которых принимают участие старшеклассники. Например, «Школа молодого предпринимателя», «Школа лидерства», лаборатория социально-психологической службы и др. Особое внимание уделяется использованию активных технологий обучения [16, с. 137139], формированию духовно-нравственных ценностей [11, 17], развитию эмоционального интеллекта [43, с. 3463-3467] и предпринимательской культуры и предпринимательских способностей [24, 27, 45, 46]. Организуются условия для участия в конкурсах, научно-исследовательской работе, олимпиадах, которые выступают как средства подготовки, обучающихся к выбору профессии и карьеры [21, 35, 52, 53].

Следует отметить, что особое внимание в процессе профориентационной работы в школе и вузе отводится проблемам организации обучающихся с особыми возможностями здоровья [4, 5, 25, 34], а также процессу методической, научной и дополнительной профессиональной подготовки учителей, преподавателей вуза [6, 18, 19, 23, 28, 39, 40, 41, 42].

Для определения особенностей профессионального самоопределения старшеклассников было проведено пилотажное исследование. Основу диагностического инструментария составили методики: опросник личностных ориентаций Э. Шострома (адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика) - измеряет самоактуализацию личности (САТ) и методика изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Результаты исследования

С целью выявления эффективности внедренного нами комплекса психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры как средства самореализации молодежи на базе школы проведен мониторинг анализа результатов работы за 2016-2017 уч. г. и 2017-2018 уч. г.

В пилотажном исследовании участвовали обучающиеся, углубленно изучающие экономику, - 37 человек, они составили экспериментальную группу (ЭГ).

Далее представим наиболее показательные результаты исследования, полученные на начало 2016-2017 уч. г. и конец 2017-2018 уч. г. по двум методикам - методике САТ и методике изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Полученные результаты по методике САТ позволили провести сравнение исходной ситуации после формирующей работы в экспериментальной группе. Полученные результаты представлены в таблице 1. Из таблицы видно, что положительное движение наблюдается от низкого к высокому уровню по всем исследуемым показателям. Как видим, сравнительные результаты до и после формирующей работы свидетельствуют о положительной статистически значимой динамике.

Таблица 1 - Сравнительная таблица показателей экспериментальной и контрольной группы по итогам реализации методики САТ / Table 1 - Comparative table of indicators of the experimental and control groups based on the results of the implementation of the CAT technique

Показатели / Indicators Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group

Низкий уровень/ Low level Средний уровень / Average level Высокий уровень / High level Низкий уровень / Low level Средний уровень / Average level Высокий уровень / High level

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Компетентность во времени / Time competency 14 38 22 58 1 4 2 6 22 60 13 34

Гибкость поведения / Behavior flexibility 9 24 24 64 4 12 2 6 25 68 10 26

Сензитивность к себе / Self-sensitivity 11 30 23 62 3 8 3 8 24 64 10 28

Уровень познавательных потребностей / Level of cognitive needs 7 20 24 64 6 16 4 10 24 66 9 24

Независимость ценностей и поведения / Independence of values and behavior 13 34 21 58 3 8 1 4 22 58 14 38

Итого / Total абс. 37 37

% 100 100

Для уточнения полученных данных в исследуемой группе проведена методика изучения факторов привлекательности профессии.

По каждому из факторов был подсчитан коэффициент значимости. Коэффициент значимости определялся по формуле:

КЗ = (п-т) / К, где N - объем выборки (количество обследуемых),

п - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А (то есть как привлекательный),

т - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б (то есть как непривлекательный).

Коэффициент значимости изменяется в пределах от -1 до +1.

Результаты, полученные с помощью методики изучения факторов привлекательности профессии, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты изучения факторов привлекательности профессии в экспериментальной группе по итогам пилотажного исследования / Figure 2 - The results of studying the factors of attractiveness of the profession in the experimental group based on the results of a pilot study

Обсуждение и заключения

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За два года проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе старшеклассников.

Так, анализ факторов привлекательности профессии показал, что малозначительными факторами стали: «Работа не вызывает переутомления» и «Отсутствие частого контакта с людьми». Самый низкий показатель фактора «Работа не вызывает переутомления» говорит о том, что учащиеся полны максимализма и желания реализоваться в любимом деле, однако ещё не задумываются о психофизиологических требованиях выбираемой специальности (об этом же может свидетельствовать сравнительно невысокий уровень значимости такого фактора, как «Небольшой рабочий день», а также «Работа с людьми). Самыми привлекательными факторами для старшеклассников оказались: престиж профессии и соответствие профессии способностям личности.

Высокие показатели по предложенным нами методикам по итогам исследования, в том числе по фактору соответствия профессии способностям личности свидетельствует о том, что старшеклассники имеют достаточное представление о процессе выбора профессии, требованиях к личности, профессиональным умениям, что позволило молодежи определиться с выбором профессии и вуза, в котором можно пройти профессиональную подготовку.

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Качественные и количественные показатели мониторинга поступления обучающихся в профессиональные образовательные организации опубликованы на официальном сайте МАОУ «Школа №187» по адресу: http://www.school.unn.ru.

Список использованных источников

1. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. №3(11). С. 20-27.

2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. №9. С. 65-72.

3. Дементьев И.В. Профориентация: зарубежный опыт // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования: материалы V Научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов РИВШ. Минск, 2008. С. 9-16.

4. Егорова П.А., Мухина Д.Д., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-197.

5. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Изучение готовности электронно-образовательной среды вуза к инклюзивному обучению // 20-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2018»: труды конгресса: в 3 т. Т. 2 / отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 163-166.

6. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М.: Деловая Книга, 2004. 192 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Знамя, 1993. 295 с.

10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Пресс, 2005. 783 с.

11. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

12. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Петров В.И. Интегрированные элективные курсы как средство духовно-нравственного развития молодежи // Русское православие и интеллигенция. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 80-89.

13. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187») // XXV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 234-243.

14. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. 459 с.

15. Митина Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (30 июня-1 июля 2008 г.). Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. 264 с.

16. Мухина Т.Г. Использование кейс-метода в профессиональном образовании // Великие реки 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. Т.2. С. 137-139.

17. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород: НГПУ, 2003. 24 с.

18. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132-144.

19. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 41-45.

20. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 233.

21. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

22. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

23. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Абрамовой. Чебоксары, 2017. С. 32-35.

24. Мухина Т.Г., Никулина О.В. Направления развития инновационных образовательных технологий в региональном вузе // Приволжский научный журнал. 2014. №2. С. 227-234.

25. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.

26. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Интегрированные учебные курсы как фактор формирования коммуникативной культуры студентов // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки' 2016»: труды конгресса: в 3 т. Т. 2 / отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 335-338.

27. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в Нижегородской области // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2017. С. 150-153.

28. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Социально-психологический тренинг: практикум: учебное пособие. Н. Новгорд, 2017. 158 с. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2018/03/Muhina-T.-G._-SHHerbakova-E.-E.-Sotsialno-psih.-trening.pdf (дата обращения: 19.04.2019).

29. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

30. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "ШКОЛА-ВУЗ" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172176.

31. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002. 400 с.

32. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.

33. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2010. 496 с.

34. Психологические особенности и коррекция эмоционально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников в условиях образовательной инклюзии: монография / П.А. Егорова [и др.]. Н. Новгород, 2018. 270 с.

35. Старова Т.Э., Мухина Т.Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

36. Трубникова Н.И. Самоопределение как проблема психологического исследования // Сибирский психологический журнал. 2002. №16-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-kak-problema-psihologicheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 19.04.2019).

37. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №1. С. 54-60.

38. Чистякова С.Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4(20). С. 2732.

39. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar/handle/123456789/34988 (accessed: 22.09.2019).

40. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.280.

41. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017. Vol. 20, issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.09.2019).

42. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed: 22.09.2019).

43. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Iejme: Mathematics education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

44. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education" // Social sciences & arts conference sgem 2018. Vienna scientific sessions 19-22 March. 2018. Vol. 5.

2018. Pp. 625-630.

45. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

46. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

47. Super D. Developmental approach // D. Brown (ed) Theory and Practice of Counseling psychology. Jossey-Bass, 1984.

48. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future // D.T. Hall

(ed.) Career Development in Organization. Jossey-Bass, 1985.

49. Super D., Watts A.G., Kidd L.M. (eds) Career Development in Britain. London: Hobson's Press, 1982.

50. Super D.E. Assessment in Career Guidance: Toward Truly Developmental Counseling // Personnel and Guidance Journal. 1983. Vol. 61, no. 9. Pp. 555-562. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2164-4918.1983.tb00099.x.

51. Super D.E., Kidd J.M. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure // Journal of Vocational Behavior. 1979. Vol. 14, no. 3. Pp. 255-270. DOI: https://doi .org/10.1016/0001-8791(79)90054-X.

52. Suvorova O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.

53. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.

References

1. Aron I.S. Professional self-determination of high school students in the context of the social situation of development. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2013, no. 3(11), pp. 20-27. (In Russ.)

2. Grinshpun S.S. Professional orientation of schoolchildren in the USA. Pedagogika, 2005, no. 9, pp. 65-72. (In Russ.)

3. Dement'ev I.V. Career Guidance: foreign experience. Aktual'nye problemy sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy V Nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh i aspirantov RIVSh. Minsk, 2008. Pp. 9-16. (In Russ.)

4. Egorova P.A., Mukhina D.D., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Sorokina T.M. Activation of speech communication of students with disabilities in high school. Yazyk i kul'tura, 2018, no. 42, pp. 181-197. (In Russ.)

5. Egorova P.A., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Mukhina D.D. Studying the readiness of the electronic educational environment of the University for inclusive education. 20-y Mezhdunarodnyy nauchno-promyshlennyy forum «Velikie reki'2018»: trudy kongressa: v 3 t. T. 2 / otv. red. A. A. Lapshin. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2018. Pp. 163-166. (In Russ.)

6. Egorova P.A., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Mukhina D.D. Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for the organization of electronic educational environment of the University in terms of educational inclusion. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3(24), p 12. (In Russ.)

7. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientacii: Theory and practice. Moscow, Delovaya kniga Publ., 2004. 192 p. (In Russ.)

8. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p. (In Russ.)

9. Klimov E.A. Developing person in the world of professions. Obninsk, Znamya Publ., 1993. 295 p. (In Russ.)

10. Kodzhaspirova G.M. Pedagogical dictionary. Moscow, Press Publ., 2005. 783 p. (In Russ.)

11. Malinin V.A., Mukhina T.G., Eliseeva N.Yu. The mission of the modern school of spiritually-moral education of youth. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 4(21), p. 6. (In Russ.)

12. Malinin V.A., Mukhina T.G., Petrov V.I. Integrated elective courses as a means of spiritual and moral development of youth. Russkoe pravoslavie i intelligentsiya. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2018. Pp. 80-89. (In Russ.)

13. Malinin V.A., Mukhina T.G., Tyuntyaeva E.M. Spiritual and moral education and development of personality on the basis of Orthodox values (from the experience of MAOU "School No. 187"). XXV Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016. Pp. 234-243. (In Russ.)

14. Maslou A G. Psychology of being. Moscow, "Refl-buk" Publ., 1997. 459 p. (In Russ.)

15. Mitina L.M. Professional and personal self-determination of youth: yesterday, today, tomorrow. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi v period sotsial'no-ekonomicheskoy stabilizatsii Rossii: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (30 iyunya-1 iyulya 2008 g.). Samara, Samarskaya gumanitarnaya akademiya Publ., 2008. 264 p. (In Russ.)

16. Mukhina T.G. The use of case-method in professional education. Velikie reki 2012: trudy kongressa 14-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 2-kh tomakh. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2013. Vol.2. Pp. 137-139. (In Russ.)

17. Mukhina T.G. Initial General pedagogical training as a means of formation of professional interest in pedagogical activity among high school students (on the material of specialized pedagogical classes: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, NGPU Publ., 2003. 24 p. (In Russ.)

18. Mukhina T.G. System of additional professional education in higher education: history and prospects. Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya / otvetstvennyy redaktor A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk, 2017. Pp. 132-144. (In Russ.)

19. Mukhina T.G., Lukichev I.G., Sutugin A.Yu. Projecting the development of communicative culture of students in the process of education at the University. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2017, no. 6, pp. 41-45. (In Russ.)

20. Mukhina T.G., Malinin V.A., Sorokoumova S.N. On the issue of assessing the effectiveness of spiritual and moral education of students in the conditions of school education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 5, p. 233. (In Russ.)

21. Mukhina T.G., Musina N.I. Model of preparation of cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia for research activities in the educational process of the University. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-5, pp. 121-128. (In Russ.)

22. Mukhina T.G., Musina N.I. And. Formation of readiness of future specialist of the Ministry of internal Affairs of Russia to the interpersonal interaction in a multinational environment. VestnikMininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 3. (In Russ.)

23. Mukhina T.G., Mukhina D.D. Regulatory and legal aspects of training teachers of higher education to work with students with disabilities. Podgotovka i deyatel'nost' pedagoga-psikhologa na osnove trebovaniy professional'nogo standarta: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii /pod red. L.A. Abramovoy. Cheboksary, 2017. Pp. 32-35. (In Russ.)

24. Mukhina T.G., Nikulina O.V. Directions of development of innovative educational technologies in the regional University. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal, 2014, no. 2, pp. 227234. (In Russ.)

25. Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Malinin V.A., Egorova P.A., Mukhina D.D. Social and moral development of students in conditions of inclusive education. Psikhologo-pedagogicheskiypoisk, 2018, no. 4 (48), pp. 152-163. (In Russ.)

26. Mukhina T.G., Sutugin A.Yu. Integrated training courses as a factor in the formation of communicative culture of students. 18-y Mezhdunarodnyy nauchno-promyshlennyy forum «Velikie reki' 2016»: trudy kongressa: v 3 t. T. 2 /otv. red. A. A. Lapshin. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2016. Pp. 335-338. (In Russ.)

27. Mukhina T.G., Shcherbakova E.E., Shcherbakova M.V. Problems of development of small innovative business in the Nizhny Novgorod region. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik statey po materialam VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov, magistrantov i studentov. Novosibirsk, 2017. Pp. 150-153. (In Russ.)

28. Mukhina T.G., Shcherbakova M.V. Social and psychological training: workshop: textbook. Nizhny Novgorod, 2017. 158 p. Available at: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2018/03/Muhina-T.-G._-SHHerbakova-E.-E.-Sotsialno-psih.-trening.pdf (accessed: 19.04.2019). (In Russ.)

29. Fundamentals of psychology: Practicum / compiled editor L.D. Stolyarenko. Rostov-on-don, Feniks Publ., 2006. 704 p. (In Russ.)

30. Povshednaya F.V., Malinin V.A., Mukhina T.G., Gurikov A.V. The role of innovative University in the system "SCHOOL-UNIVERSITY". Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2015. Pp. 172-176. (In Russ.)

31. Pryazhnikov N.S. Methods of activation of professional and personal self-determination. Moscow, 2002. 400 p. (In Russ.)

32. Pryazhnikov N.S., Rumyantseva L.S. self-Determination and professional orientation of students: a textbook for students of institutions of higher professional education. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 208 p. (In Russ.)

33. Pryazhnikova E.Yu. Career Guidance. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 496 p. (In Russ.)

34. Psychological features and correction of emotional and personal development of students with disabilities and their peers in terms of educational inclusion: monograph / P.A. Egorova [and others]. Nizhny Novgorod, 2018. 270 p. (In Russ.)

35. Starova T.E., Mukhina T.G. Retrospective analysis of the organization of civil education of youth in Russian universities. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, no. 4, pp. 46-51. (In Russ.)

36. Trubnikova N.I. Self-Determination as a problem of psychological research. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2002, no. 16-17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-kak-problema-psihologicheskogo-issledovaniya-1 (accessed: 19.04.2019). (In Russ.)

37. Chistyakova S.N. Relevance of the problem of professional self-determination of students in modern conditions. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2018, no. 1, pp. 54-60. (In Russ.)

38. Chistyakova S.N. Theoretical and methodological bases of training of students to professional self-determination and professional career in modern conditions. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2015, no. 4 (20), pp. 27-32. (In Russ.)

39. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity. European Research Studies Journal, 2G1l, vol. XX, special issue, pp. 541-54В. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar/handle/123456l89/34988 (accessed: 22.G9.2G19).

4G. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students. European Journal of Contemporary Education, 2G1l, vol. б, no. 2, pp. 2BG-2BB. DOI: 1G.131Bl/ejced.2G1l.2.2BG.

41. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2G1l, vol. 2G, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.G9.2G19).

42. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2G14, vol. 11, no. 11, pp. 4В9-49З. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 4В9 493.pdf (accessed: 22.G9.2G19).

43. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training. Iejme: Mathematics education, 2G16, vol. 11, no. 10, pp. 3463-3467.

44. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education". Social sciences & arts conference sgem 2018. Vienna scientific sessions 19-22 March 2018, 2018, vol. 5, pp. 625-630.

45. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2G1l, vol. 13, no. В, pp. 52В1-529З.

46. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education (IJESE), 2G16, vol. 11, no. 1G, pp. 3l64-3ll4.

4l. Super D. Developmental approach. Brown D. (ed) Theory and Practice of Counseling psychology. Jossey-Bass, 19В4.

4В. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future. Hall D.T. (ed.) Career Development in Organization. Jossey-Bass, 19В5.

49. Super D., Watts A.G., Kidd L.M. (eds) Career Development in Britain. London, Hobson's Press, 19В2.

5G. Super D.E. Assessment in Career Guidance: Toward Truly Developmental Counseling. Personnel and Guidance Journal, 19ВЗ, vol. 61, no. 9, pp. 555-562. DOI: https://doi.org/1G.1111/j.2164-491B.19B3.tbGGG99.x.

51. Super D.E., Kidd J.M. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure. Journal of Vocational Behavior, 19l9, vol. 14, no. 3, pp. 255-2lG. DOI: https://doi .org/1G.1G16/GGG1-Bl91(l9)9GG54-X.

52. Suvorova O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution. University Bulletin (State University of Management), 2G11, vol. 14, pp. 12l-131.

53. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems. Values and Meanings, 2014, vol. 2(30), pp. 7-13.

© Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д., 2019

Информация об авторах Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tg-muhina@yandex.ru.

Сорокоумова Светлана Николаевна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Российская Федерация; профессор кафедры менеджмента и государственного управления ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: 4013@bk.ru. Егорова Полина Александровна - психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 54», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: rusboll7@gmail.com.

Яркова Дарья Дмитриевна - аспирант, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tg-muhina@yandex.ru.

Information about the authors Mukhina Tatyana Gennadievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of General and Social Psychology Federal State Autonomous Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky" Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tg-muhina@yandex.ru.

Sorokoumova Svetlana Nikolaevna - Doctor of Psychology, Professor, Professor in the Department of General, Social and Clinical Psychology at Russian State Social University (Moscow), Russian Federation, Department of Management and Public Administration, Federal State Autonomous Institution Higher Educational Institution National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: 4013@bk.ru.

Egorova Polina Aleksandrovna - psychologist, Municipal budgetary educational institution «School No. 54», Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: rusboll7@gmail.com. Yarkova Daria Dmitrievna - postgraduate student, Federal State Autonomous Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tg-muhina@yandex.ru.

Вклад соавторов

Мухина Татьяна Геннадьевна - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; интерпретация данных; администратор проекта. Сорокоумова Светлана Николаевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии; формализованный анализ данных.

Егорова Полина Александровна - представление данных в тексте, интерпретация и критический анализ данных.

Яркова Дарья Дмитриевна - представление данных в тексте, интерпретация и критический анализ данных.

Contribution of authors Mukhina Tatyana Gennadievna - provision of resources; preparation of the initial version of the text; collection of data and evidence; data interpretation; project administrator. Sorokoumova Svetlana Nikolaevna - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; scientific leadership; methodology development; formalized data analysis. Egorova Polina Aleksandrovna - presentation of data in the text, interpretation and critical analysis of data.

Yarkova Daria Dmitrievna - presentation of data in the text, interpretation and critical analysis of data.

Поступила в редакцию: 30.08.2019 Принята к публикации: 12.11.2019 Опубликована: 18.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.