ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
А. К. Крупченко
В статье обосновывается необходимость формирования специфической компетентности преподавателя иностранного языка для профессиональных целей в контексте новой языковой политики государства. Предлагается программа повышения квалификации для профессионального развития данной категории педагогических работников, разработанная в АПК и ППРО на основе профессиональной лингводидактики - новой отраслевой педагогики.
The article proves the need to develop a specific competence of foreign language teacher for professional purposes in the context of a new state language policy. The proposed training program for the target category was developed in the Academy of Professional Development and Re-training of Educators on the basis of a professional linquodidactics - a new branch in pedagogy.
Ключевые слова: преподаватель языка для профессиональных целей, профессиональная лингводидактика, программа повышения квалификации, профессиональное развитие.
Key words: language teacher for professional purposes, professional
linguodidactics, training program, professional development.
В условиях всестороннего расширения международного сотрудничества и интернационализации всех сфер общественной жизни перед Россией встал вопрос такой интеграции в мировое сообщество, которая позволяет ей равноправно действовать на международной арене и преумножать свой национальный потенциал. При этом установлено, что успех внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной компетенции специалиста, способного вступать в профессионально-деловое общение с представителями других культур. Формирование такой компетенции потребовало изменения методологии обучения иностранному языку в образовательных организациях нелингвистического профиля.
Современная государственная политика в области образования предусматривает формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций будущего специалиста посредством дисциплин, входящих в учебный план, в том числе и дисциплиной «Иностранный язык». Это означает, что сегодня традиционное обучение иностранному языку в неязыковых вузах, нацеленное в основном на формирование лингвистической компетенции, не отвечает в полной мере требованиям новых ФГОС высшего образования.
В то же время анализ готовности выпускников лингвистических вузов, а также практикующих преподавателей иностранного языка в неязыковых вузах показал в большинстве случаев их неготовность осуществлять междисциплинарное иноязычное образование. Что касается, профессионального стандарта педагога, то он не учитывает специфичные требования к компетентности преподавателей иностранного языка, работающих в неязыковых образовательных организациях.
206
Выявленная необходимость целенаправленной подготовки преподавателей данного профиля делает актуальным результаты теоретических исследований по становлению и развитию новой отраслевой педагогики -профессиональной лингводидактики (далее - ПЛД), обосновывающей методологию (исследование, управление и моделирование) процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (далее - ИПКК), компоненты которой характеризуют языковую личность специалиста. Научно доказано, что ПЛД - это междисциплинарная отрасль педагогики, отражающая комплексную стратегию формирования профессиональной компетенции специалиста в процессе обучения иностранным языкам. Ключевой категорией ПЛД становится языковая личность специалиста, которая характеризуется иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией, отражающей логическое единство и четкую координацию языковых, деловых и профессионально-специализированных знаний, взаимодействующих в процесс обучения иностранным языкам [1].
Значимость ПЛД в современных условиях определяется прежде всего ее ролью в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста - ключевого требования стандартов высшего образования, которые в контексте междисциплинарности коренным образом изменили портрет будущего специалиста, а значит, и методологию его подготовки. Установлено, что ПЛД изучает ее генезис и разрабатывает систему специфических принципов, актуализирует цели обучения языку специальности и определяет содержание иноязычного профессионального образования, отбирает формы и методы обучения, максимализирующие иноязычную профессионализацию специалиста, а также разрабатывает средства обучения, в том числе учебники, учебные пособия, оборудование и т. п., интегрирующие содержание иностранного языка и специального предмета. Особая миссия ПЛД направлена на формирование профессионально-методической компетентности преподавателя иностранного языка для профессиональных целей [2].
Результаты сопоставительного анализа таких известных зарубежных направлений, как LSP- «Язык для специальных целей» иОШ- «Обучение на основе предметно-языковой интеграции», показали, что корни ПЛД как новой педагогической отрасли идут от английского подхода English for Specific purposes (ESP) «Английский для специальных целей» и имеют много общего с таким зарубежным направлением как Contentand Language
Integrated Learning(CLIL) - интегрированное обучение иностранным языкам и предмету, изучение которого способствует развитию ПЛД [3]. В ходе исследования таких параметров данных подходов, как цели, определения, методология, концептуальные характеристики, оценка и профессиональная компетентность педагога, были выявлены специфические 4 концептуальных компонента ПЛД, раскрывающие смысл 4 гипотез ПЛД, при соблюдении которых можно достигнуть успешной реализации междисциплинарного иноязычного образования. Это такие, как: (1) интеграция содержания обучения иностранному языку и предметному содержанию профильной дисциплины; (2) интеракция, отражающая взаимодействие мотивированного обучающегося
207
с компетентным преподавателем иностранного языка и преподавателем (специалистом) профильной дисциплины; (3) иноязычная профессионализация, выражающаяся в динамике профессионального роста личности специалиста в процессе иноязычного образования; (4) интернационализация, которая предусматривает вовлеченность специалиста в глобальный мир поликультурной профессиональной коммуникации.
Выявленные научные результаты конкретизировали задачу подготовки преподавателя иностранного языка для работы в неязыковом вузе. Правомерность выбора профессиональной лингводидактики как методологии междисциплинарного иноязычного образования заключается в ее двуединой миссии, направленной как на подготовку современного специалиста, так и на педагога - компетентного преподавателя иностранного языка для профессиональных целей. В ходе научно-исследовательской работы профессорскопреподавательского состава и аспирантов Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования была разработана программа повышения квалификации преподавателей иностранных языков неязыковых вузов «Методология междисциплинарного иноязычного образования», направленная на формирование профессиональнометодической компетенции преподавателя иностранного языка для профессиональных целей. В программе рассматриваются вопросы модернизации высшего профессионального образования, нацеленные на приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и наформирование таких способностей, как: (а) умение организовывать, управлять и реализовывать междисциплинарный процесс преподавания профессионально ориентированного курса иностранного языка в вузах неязыковых специальностей; (б) готовить современного специалиста, обладающего таким уровнем и качеством иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, которая позволит ему быть мобильным, востребованным и конкурентоспособным в стремительно меняющемся современном мире; (в) воспитывать у обучающихся уважение к родному языку и к ценностям национального культурного и научного наследия, а также способности в условиях интеграции сохранить гражданскую идентичность специалиста; (г) формировать иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию, характеризующую языковую личность специалиста, готового к международной профессиональной интеграции для решения общечеловеческих гуманитарных задач; (д) критически оценить свою педагогическую деятельность, выбрать путь профессионального саморазвития, включиться в осуществление международной исследовательской и академической деятельности, направленной на совершенствование педагогического процесса, а также на повышение статуса российского высшего образования.
Проведенные теоретические и экспериментальные исследования в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования показали эффективность формирования специфичной профессионально-методической компетенции преподавателя иностран-
208
ного языка в образовательных организациях нелингвистического профиля. А апробация программы повышения квалификации «Междисциплинарная методология иноязычного образования», основанная на развивающемся новом направлении - профессиональной лингводидактики, стала важным инструментом для профессионального развития педагога, овладевающего новыми компетенциями преподавания иностранного языка для профессиональных целей.
Список литературы
1. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Современный уровень и перспективы развития профессиональной лингводидактики / Вестн. МГАУ им. Горячкина - 2014.- Вып. 1 (61).
2. Krupchenko A. Professional Linguodidactics // Proceedings of the First International Symposium on Pedagogical Research. Tonji University Press. - China (Shanghai), 2013. - 364 p.
3. Krupchenko A. ESP &CLIL Contribution to Professional Lingua-didactics // Непрерывное педагогическое образование.^. - 2014. - № 8. - С. 5.
209