Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНСКИХ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНСКИХ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАНСКИЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курманкулова Амина Куатовна, Киынова Жанар Кабдыляшымовна, Сералиева Найля Жумагалиевна

Введение. Профессиональное развитие учителя повышает качество образования, способствуют повышению мастерства педагога и мотивируют его на дальнейший непрерывный профессиональный рост. Цель статьи - провести диагностику профессиональных потребностей казахстанских сельских учителей русского языка и литературы и определить факторы, способствующие их профессиональному развитию. Методы исследования. Для определения оценки деятельности, условий работы и профессионального развития казахстанских педагогов использованы результаты международного исследования учительского корпуса TALIS-2018. С целью определения потребностей сельских учителей и факторов, негативно или благоприятно влияющих на их профессиональное развитие, было проведено анкетирование. В онлайн-опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Кроме того, для получения качественных данных проведены 2 фокус-группы с учителями Алматинской области Республики Казахстан. Обработка интервью осуществлялась способом расшифровки, т.е. транскрибирования аудиозаписей и кодирования текстов. Результаты. Результаты онлайн-опроса позволили авторам сделать вывод о том, что сельские учителя русского языка и литературы хотят освоить темы цифровых технологий в образовании (54,5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), методик оценивания (47,1%). Профессиональные потребности сельских учителей связаны с необходимостью совершенствования методики преподавания (41,2%), консультаций с наиболее опытными коллегами (32,5%) и формирования навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Заключение. Определены направления, способствующие профессиональному росту сельского учителя русского языка и литературы и качеству повышения успеваемости учащихся сельских школ, где отсутствует языковая среда и плохое качество интернет-соединения: формирование цифровых компетенций сельских учителей, внеклассная работа, наставничество и профессиональная поддержка, диагностика профессиональных потребностей сельских педагогов и организация курсов повышения квалификации, методическая поддержка малокомплектных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курманкулова Амина Куатовна, Киынова Жанар Кабдыляшымовна, Сералиева Найля Жумагалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF KAZAKHSTANI RURAL TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Introduction. The professional development of a teacher improves the quality of education, contributes to the improvement of the teacher's skills and motivates him for further continuous professional growth. The purpose of the article is to diagnose the professional needs of Kazakhstani rural teachers of Russian language and literature and to determine the factors contributing to their professional development. Research methods. To determine the assessment of the activities, working conditions and professional development of Kazakhstani teachers, the results of the international study of the teaching staff on teaching and learning TALIS-2018 were analyzed. The method of secondary data analysis based on a large-scale study was used, as a result of which it has high validity. The SPSS statistical program was used to process an international database. In order to determine the needs of rural teachers and factors that negatively or favorably affect their professional development, a questionnaire was conducted. More than 70 rural teachers of Russian language and literature of Almaty region took part in the online survey. In addition, focus groups with teachers of the Almaty region were conducted to obtain high-quality data. The interview was processed using the decryption method, that is, transcribing audio recordings and encoding texts. Results. The article analyzes how the data of the international TALIS-2018 study were used to reform Kazakhstan's educational policy. In addition, the results of the online survey allowed the authors to conclude that rural teachers of Russian language and literature prefer to master the topics of digital technologies in education (54.5%), functional literacy and critical thinking (54.3%), assessment methods (47.1%). The professional needs of rural teachers are associated with the need to improve teaching methods (41.2%), consult with the most experienced colleagues (32.5%) and develop skills to work with children with special educational needs. Conclusion. The directions contributing to the professional growth of rural teachers of Russian language and literature and the quality of improving the academic performance of students in rural schools where there is no language environment and poor quality of Internet connection are identified: the formation of digital competencies of rural teachers, extracurricular work, mentoring and professional support, diagnostics of professional needs of rural teachers and the organization of advanced training courses, methodological support of small schools.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНСКИХ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 372.881

А. К. Курманкулова, Ж. К. КиыновА, Н. Ж. Сералиева

Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования

Введение. Профессиональное развитие учителя повышает качество образования, способствуют повышению мастерства педагога и мотивируют его на дальнейший непрерывный профессиональный рост. Цель статьи - провести диагностику профессиональных потребностей казахстанских сельских учителей русского языка и литературы и определить факторы, способствующие их профессиональному развитию.

Методы исследования. Для определения оценки деятельности, условий работы и профессионального развития казахстанских педагогов использованы результаты международного исследования учительского корпуса TALIS-2018. С целью определения потребностей сельских учителей и факторов, негативно или благоприятно влияющих на их профессиональное развитие, было проведено анкетирование. В онлайн-опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Кроме того, для получения качественных данных проведены 2 фокус-группы с учителями Алматинской области Республики Казахстан. Обработка интервью осуществлялась способом расшифровки, т.е. транскрибирования аудиозаписей и кодирования текстов.

Результаты. Результаты онлайн-опроса позволили авторам сделать вывод о том, что сельские учителя русского языка и литературы хотят освоить темы цифровых технологий в образовании (54,5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), методик оценивания (47,1%). Профессиональные потребности сельских учителей связаны с необходимостью совершенствования методики преподавания (41,2%), консультаций с наиболее опытными коллегами (32,5%) и формирования навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Заключение. Определены направления, способствующие профессиональному росту сельского учителя русского языка и литературы и качеству повышения успеваемости учащихся сельских школ, где отсутствует языковая среда и плохое качество интернет-соединения: формирование цифровых компетенций сельских учителей, внеклассная работа, наставничество и профессиональная поддержка, диагностика профессиональных потребностей сельских педагогов и организация курсов повышения квалификации, методическая поддержка малокомплектных школ.

Ключевые слова: казахстанские учителя русского языка и литературы, профессиональное развитие, профессиональные потребности

Ссылка для цитирования:

Курманкулова А. К., Киынова Ж. К., Сералиева Н. Ж. Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 641-656. 10.32744/ pse.2022.538

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 14 July 2022 Published: 31 October 2022

A. K. Kurmankulova, Zh. K. Kiynova, N. Zh. Seralieva

Professional development of kazakhstani rural teachers of russian language and literature in the context of digitalization of education

Introduction. The professional development of a teacher improves the quality of education, contributes to the improvement of the teacher's skills and motivates him for further continuous professional growth. The purpose of the article is to diagnose the professional needs of Kazakhstani rural teachers of Russian language and literature and to determine the factors contributing to their professional development.

Research methods. To determine the assessment of the activities, working conditions and professional development of Kazakhstani teachers, the results of the international study of the teaching staff on teaching and learning TALIS-2018 were analyzed. The method of secondary data analysis based on a large-scale study was used, as a result of which it has high validity. The SPSS statistical program was used to process an international database. In order to determine the needs of rural teachers and factors that negatively or favorably affect their professional development, a questionnaire was conducted. More than 70 rural teachers of Russian language and literature of Almaty region took part in the online survey. In addition, focus groups with teachers of the Almaty region were conducted to obtain high-quality data. The interview was processed using the decryption method, that is, transcribing audio recordings and encoding texts.

Results. The article analyzes how the data of the international TALIS-2018 study were used to reform Kazakhstan's educational policy. In addition, the results of the online survey allowed the authors to conclude that rural teachers of Russian language and literature prefer to master the topics of digital technologies in education (54.5%), functional literacy and critical thinking (54.3%), assessment methods (47.1%). The professional needs of rural teachers are associated with the need to improve teaching methods (41.2%), consult with the most experienced colleagues (32.5%) and develop skills to work with children with special educational needs.

Conclusion. The directions contributing to the professional growth of rural teachers of Russian language and literature and the quality of improving the academic performance of students in rural schools where there is no language environment and poor quality of Internet connection are identified: the formation of digital competencies of rural teachers, extracurricular work, mentoring and professional support, diagnostics of professional needs of rural teachers and the organization of advanced training courses, methodological support of small schools.

Keywords: Kazakh teachers of Russian language and literature, professional development, professional needs

For Reference:

Kurmankulova, A. K., Kiynova, Zh. K., & Seralieva, N. Zh. (2022). Professional development of kazakhstani rural teachers of russian language and literature in the context of digitalization of education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 641-656. doi: 10.32744/pse.2022.5.38

_Введение

<ачественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития, разработанных ООН Генеральной ассамблеей ООН в 2015 г., которые составляют «Повестку дня по целям устойчивого развития до 2030 года» [1]. Реализация поставленных целей осуществляется в рамках ЮНЕСКО [2] как специализированного органа ООН по вопросам образования, науки и культуры.

В «Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы» (далее ГПРОН 2020-2025) обосновывается необходимость развития педагогического потенциала страны и модернизация педагогического образования. Одной из приоритетных задач является сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися [3].

Большой разрыв в образовательных достижениях городских и сельских школьников стало существенным пробелом в системе казахстанского образования, о чем свидетельствует многократное участие Казахстана в международных исследованиях ОЭСР PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и IEA TIMSS (2007, 2011, 2015, 2019).

В Посланиях и обращениях народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев обращает особое внимание проблемам казахстанского образования и повышению качества образования в сельских школах: «Растет разрыв в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами. Основная проблема - дефицит кадров, квалифицированных педагогов на селе» [4]. Одной из главных причин такого разрыва в качестве образования между казахстанскими городскими и сельскими школами является острая потребность в педагогических кадрах в сельской местности. Данный фактор еще усугубляется тем, что в настоящее время на рынке труда наиболее востребованными остаются учителя русского языка и литературы, которых не хватает и в городских общеобразовательных школах.

Острая нехватка педагогов в регионах остается злободневной проблемой, требующей своего решения. Поэтому по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева Министерством образования и науки Республики Казахстан разработана специальная программа по привлечению лучших педагогов в регионы. В настоящий момент страна испытывает большой дефицит учителей русского языка и литературы во всех регионах, особенно в отдаленных и густонаселенных областях, где отсутствует языковая среда. Кроме того, как показывает статистика, потребность в учителях в разрезе предметов, в том числе по русскому языку и литературе, в регионах не хватает 528 педагогов [5].

Разработанная программа не ограничивается предоставлением стимулирующих мер, но и предоставляет обучение по развитию профессиональных компетенций. При этом большой упор делается на выпускников педагогических вузов, которые в обязательном порядке должны сдать национально-квалификационное тестирование (НКТ) для прохождения аттестации и получения первоначальной категории «педагог-модератор».

На наш взгляд, дефицит педагогов, особенно учителей русского языка и литературы, стал следствием многолетнего «застоя» в их подготовке что объясняется рядом сложившихся социальных факторов. В советское время учиться на филологическом факультете по специальностям «русский язык и литература» и «русский язык и лите-

ратура в национальной школе» было очень престижно, поступали лучшие выпускники школ, которые «выдерживали» большой конкурс. В результате этого вузы подготовили высококвалифицированные кадры, которые составляют (и на сегодняшний день) основной «костяк» казахстанских русистов, учителей-практиков и методистов. После распада Советского Союза ситуация изменилась: во-первых, русский язык утратил прежнюю актуальность, во-вторых, профессия учителя перестала быть востребованной и уважаемой вследствие низкой оплаты труда и социально уязвимого положения педагогов. Поэтому группы обучающихся по специальности «русский язык и литература» стали малочисленны, более того, на русское отделение филологического факультета зачастую поступали дети, окончившие национальную школу. Перед вузовскими преподавателями стояла сложная задача: во-первых, восполнять в процессе обучения школьные «пробелы» в знании русского языка и его грамматики; во-вторых, подготовить квалифицированные кадры.

В последние годы в Казахстане проводится ряд реформ в сфере образования, которые оказывают большое влияние на повышение статуса педагога и престижа профессии учителя в казахстанском обществе. Одним из действенных и мотивирующих механизмов в реализации задач по повышению педагогического потенциала страны стал Закон «О статусе педагога» - законодательный акт, направленный на защиту прав учителей и предоставляющий им социальные гарантии. Принятие этого закона стало важным и стимулирующим событием для всей педагогической общественности, которая долгие годы, несмотря на свое уязвимое положение в обществе, оставалась преданной своему делу и призванию учить детей.

Рост престижа профессии педагога, повышение заработной платы и другие стимулирующие факторы увеличили количество абитуриентов, поступающих на педагогические специальности и вместе с этим был увеличен пороговый балл с 50 до 75 по итогам Единого национального тестирования. Кроме того, было увеличено и количество образовательных грантов на педагогические специальности. Впервые за долгие годы значительно увеличилось количество абитуриентов и потенциальных студентов, поступающих на специальность «Русский язык и литература» и «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения».

Самым важным фактором в становлении учителя и его дальнейшего профессионального роста является профессиональное развитие, которое должно сопровождать через всю профессиональную деятельность. Современный учитель должен обладать различными профессиональными навыками - предметными, творческими и цифровыми и т.д.

Целью исследования является анализ факторов и предпосылок, способствующих профессиональному развитию казахстанских сельских учителей русского языка и литературы.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать результаты международного исследования учительского корпуса TALIS-2018;

2. Провести онлайн-опрос сельских учителей русского языка и литературы с целью определения их профессиональных потребностей и выявления факторов, влияющих на их профессиональное развитие;

3. Провести глубинное интервью с использованием метода фокус-группы; обозначить основные направления, способствующие профессиональному росту сельских педагогов;

4. Определить факторы улучшения качества образования и сокращения разрыва между городскими и сельскими школами.

В работе ставятся следующие исследовательские вопросы: Какие профессиональные потребности испытывают сельские учителя русского языка и литературы в профессиональном развитии? Какие факторы являются определяющими для профессионального роста сельских учителей русского языка и литературы? Какие факторы влияют на сокращение разрыва между городскими и сельскими школами?

_Материалы и методы

Для определения оценки деятельности, условий работы и профессионального развития казахстанских учителей по сравнению с другими странами проанализированы результаты международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018.

Для определения потребностей сельских учителей и факторов, негативно или благоприятно влияющих на их профессиональное развитие, было проведено анкетирование. В онлайн опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. В ходе проведения онлайн анкетирования респонденты ответили на следующие вопросы:

• «Какой смысл вы вкладываете в понятие «профессиональное развитие?»

Варианты ответа: курсы повышения квалификации, приобретенные навыки и знания, профессиональный опыт, международное сотрудничество, наставничество и менторство, цифровые компетенции, взаимодействие с коллегами и обратная связь, взаимное посещение и обсуждение уроков, прохождение зарубежной стажировки.

• «Какие темы вы предпочитаете освоить для своего профессионального развития?

Варианты ответа: предметные знания, технологии и методики оценивания, цифровые технологии в образовании, инклюзивное образование, саморефлексия, исследование урока (lesson study), функциональная грамотность и критическое мышление, организация исследовательской работы учащихся, организация внеклассной работы.

• «Какие профессиональные потребности вы испытываете?»

Варианты ответа: взаимодействие с вузовскими преподавателями, учеными, недостаточное материальное обеспечение школы, недостаток новейшей учебной литературы, совершенствование методики преподавания, консультации с наиболее опытными коллегами, участи в профессиональных сообществах, создание условий для взаимного обучения, формирование навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Кроме того, в работе был использован метод фокус-группы - группового и фокусированного интервью в форме непринужденной дискуссии. Для получения качественных данных проведены 2 фокус-группы с учителями русского языка и литературы Алматинской области. Проведение глубинного интервью является достоверным способом получения информации о вопросах образования посредством профессионального опыта респондентов. В каждой фокус-группе приняло участие 7 человек. Обработка интервью осуществлялась способом расшифровки, т.е. транскрибирования аудиозаписей и кодирования текстов. Анализу подвергались только наиболее значимые цитаты участников дискуссии с указанием их порядкового номера.

_Результаты исследования

Участие казахстанских учителей в международном исследовании TALIS-2018 позволило выявить «скрытые» стороны организации труда учителя, проанализировать процессы, происходящие в системе среднего образования, а также сравнить показатели между другими странами. Первый опыт участия казахстанских учителей в данном исследовании определил конкретные задачи по реформированию образовательной политики, которые отразились ГПРОН - 2020-2025 годы. В анкетировании TALIS-2018 участвовали более 6 тыс. учителей и директоров школ из 331 школ, среди которых были экспериментальные и специализированные школы. Такая методика исследования позволяет распространять его результатов на всю популяцию школ и педагогов стран-участниц TALIS. Результаты исследования также позволяют проводить сравнительный анализ данных по разным странам, что способствует выявлению схожих проблем и нахождению наиболее эффективных методов их решения [6].

Сравнивая системы профессионального развития педагогов в России и Казахстана на основе результатов международного исследования TALIS-2018, исследователи отмечают, что ни в России, ни в Казахстане никогда ранее не проводились системные мониторинги и оценка качества профессионального развития учителей, и тем более оценивание их воздействия на успеваемость учащихся с вовлечением контрольных групп [7].

Казахстанские учителя отметили основные факторы, влияющие на развитие педагогического потенциала. Первостепенными задачами, требующими своего решения, стали социально-экономические факторы. Так, до поэтапного ежегодного повышения заработной платы учителей на 25 % оплата труда учителей в стране была одной из наиболее низких. По данным опроса TALIS-2018, 96 % казахстанских учителей отметили, что именно достойная оплата труда учителя станет важным мотивирующим фактором привлечения в профессию квалифицированных кадров.

Изучение условий труда по итогам исследования TALIS-2018 показал, что казахстанские учителя (в сравнении с показателями среди 48 стран-участниц) значительно перегружены внеурочной работой и привлечением к различного вида деятельности, противоречащей их должностным обязанностям. Сравнительные показатели международного исследования способствовали решению этих проблем на законодательном уровне - Законе «О статусе педагога», который направлен на защиту прав учителей, определяет их профессиональные обязанности и обеспечивает социальные гарантии.

Профессиональное развитие казахстанских учителей было направлено, в первую очередь, на обучение по обновленному содержанию образования с использованием критериального оценивания. По данным информационно-аналитического центра с 2016 по 2018 гг. 256215 педагогических работников (78 % учительского корпуса Казахстан) прошли курсы по обновленному содержанию образования, организованные Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев - интеллектуальные школы» и АО «Национальный центр повышения квалификации «брлеу» [8].

Профессиональное развитие казахстанских учителей связано, прежде всего, с различными программами повышения квалификации, направленных на изучение практик и методик оценивания обучающихся (98%); изучение содержания программы школьного курса и предметных знаний (96 % - 92%); изучение инновационных ме-

тодов преподавания (90%). Однако такой подход к профессиональному развитию не способствует качественному профессиональному росту, поскольку содержит определенный контент и не создает условий для совместной работы с коллегами, получения обратной связи. На наш взгляд, такие курсы являются коммуникативной площадкой для формирования культуры профессионального сотрудничества.

В целях определения факторов, негативно или благоприятно влияющих на профессиональное развитие сельских учителей русского языка и литературы, было проведено анкетирование. В онлайн опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Первый вопрос «Какой смысл вы вкладываете в понятие «профессиональное развитие?» имеет обобщенный характер и содержит следующие варианты ответа: курсы повышения квалификации, приобретенные навыки и знания, профессиональный опыт, международное сотрудничество, наставничество и менторство, цифровые компетенции, взаимодействие с коллегами и обратная связь, взаимопосещение и обсуждение уроков, прохождение зарубежной стажировки. Полученные ответы отражены в следующих диаграммах:

70 ответов

курсы повышения ивалифика... 33(54,3

п рио бретен н ы е и а вы к и и зна... 32(45,7%)

профессиональный опыт 31 (44,3

международное сотрудничест...

наотанн«честно и менторство! цифровые компетентности I нэаиыодеиствие с коллегами.. 26 (37,1 %)

вэвимопосещение и обсужде... I | 26 (37,1 %)

прохождение зарубежной ста... 16 (22.9%)

0 10 20 30 40

Рисунок 1 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какой смысл вы вкладываете в понятие «профессиональное развитие?»

Выяснилось, что большая часть опрошенных - 54,3% профессиональное развитие связывают с курсами повышения квалификации, 45,7% и 44,3% считают, что профессиональное развитие - это результат приобретенных навыков и знаний, а также их профессиональный опыт. При этом одинаковое процентное соотношение 37,1% имеют ответы - взаимодействие с коллегами и обратная связь, взаимное посещение и обсуждение уроков. 22,9% педагогов считают, что прохождение зарубежной стажировки является важной частью их профессионального роста. Действительно, в современном мире необходимо перенимать передовой опыт зарубежных стран, тем более, что казахстанские педагоги имеют возможность проходить стажировки в ведущих зарубежных вузах, научных центрах и образовательных учреждениях по международной программе «Болашак». Небольшая часть респондентов указали, что цифровые компетенции (18,6%), наставничество и менторство (17,1%) и международное сотрудничество (12,9%) в меньшей степени связаны с программами профессионального развития. На наш взгляд, педагоги не совсем ясно понимают роль менторства и наставничества в профессиональном развитии. Необходимо понимать, что педагогические вузы и колледжи не могут подготовить своих выпускников ко всем аспектам профессиональной деятельности, поэтому программы введения в профессию и движение наставничества отдельно предусмотрены в Законе «О статусе педагога».

Следующий вопрос «Какие факторы оказывают негативное влияние на ваш профессиональный рост?» предполагает такие варианты ответа, как нехватка времени и ресурсов, отсутствие поддержки со стороны руководства, отсутствие желания и энтузиазма, отсутствие мотивации для профессионального развития, влияние семейных и личных проблем для профессионального роста, качество курсов повышения квалификации не отвечает моим потребностям, отсутствие возможности самостоятельно оплачивать курсы, ограничение возможностей в сельской местности, слабое интернет-соединение в сельской местности. Ответы представлены на рисунке 2.

68 ответов

нехватка времени и ресурсов отсутствие поддержки со сто... отсутствие желания и энтузи... отсутствие мотивации для пр.,. влияние семейных и личных.., качество курсов повышения к.., отсутствие возможности само.,, ограничение возможностей в... слабое интернет-соединение...

4 (5,9 %)

34 (50 %)

12(17,6 %) | 10(14,7%) 6 (8,в %)

17(25%)

25 (36 г8 %}

31 {45,& %)

10

20

30

40

Рисунок 2 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы оказывают негативное влияние на ваш профессиональный рост?»

К основным факторам, негативно влияющим на профессиональное развитие сельских учителей, относятся нехватка времени и ресурсов (50%), слабое интернет-соединение в сельской местности (45,6%), ограничение возможностей в сельской местности (36,8%). Следует отметить, что лишь 5,9% опрошенных указали на отсутствие поддержки со стороны руководства. При этом ни один из респондентов не выделяет отсутствие желания и энтузиазма, что очень положительно характеризует стремление педагогов к своему профессиональному росту.

Вопрос «Какие факторы оказывают благоприятное влияние на ваш профессиональный рост?» предполагает следующие ответы: создание материальных и жилищных условий, возможность участия в мероприятиях в зарубежных организациях образования, создание эффективных программ профессионального развития, создание системы наставничества, создание ваучерной системы повышения квалификации, возможность посещать уроки учителей Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) и лучших городских школ, возможность обучаться без отрыва от производства, использование цифровых технологий в процессе обучения.

Напротив, к основным факторам, которые бы оказали благоприятное влияние на профессиональный рост сельских учителей, относятся использование цифровых технологий в процессе обучения (46,4%), возможность посещать уроки учителей Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ), а также занятия лучших педагогов городских школ (43,5%), создание эффективных программ профессионального развития (39,1%). Небольшая часть респондентов - всего 5,8% отметили ваучерную систему повышения квалификации, хотя такая система позволяет выбрать профессиональные программы в соответствии с профессиональными потребностями педагогов.

69 ответов

создание материальных и ши... 20 (29 %)

возможность участия в мэроп...

создание эффективных npoip... 27 (39,1 %)

создания системы наставнич,.-соэдание ваучерной системы... возможность посещать уроки... | возможность обучаться без о. использование цифровых тех,.. I

возможность участия в мерой... 23 (33,3 %)

О 10 20 30 40

Рисунок 3 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы оказали бы благоприятное влияние на ваш профессиональный рост?»

Самый главный вопрос, позволяющий определить профессиональные потребности сельских педагогов «Какие темы вы предпочитаете освоить для своего профессионального развития?» содержит следующие варианты ответа: предметные знания, технологии и методики оценивания, цифровые технологии в образовании, инклюзивное образование, саморефлексия, исследование урока (lesson study), функциональная грамотность и критическое мышление, организация исследовательской работы учащихся, организация внеклассной работы.

70 ответов

предметные знания | -33(47,1%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологии и методики оцени... 26 (37,1 %)

цифровые технологии в обра... I ! 36(54.3%}

инклюзивное 13(16.6%)

саморефлексия I I 7(10%)

исследование урока (Le s son... | 20 (28,6 %)

функциональная грамотность... | I ЗВ (54,3 %)

организация исследоаатепьс... 26 (37,1 %)

организация внеклассной рзб...| I fl (11,4 %)

0 10 20 30 40

Рисунок 4 Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие темы вы предпочитаете освоить для своего профессионального развития?»

Результаты анкетирования позволили авторам сделать вывод о том, что сельские учителя русского языка и литературы предпочитают освоить темы цифровых технологий в образовании (54,5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), расширить предметные знания (47,1%), совершенствовать навыки исследовательской работы учащихся (37,1%) и др. Самые необходимые профессиональные потребности сельских учителей связаны с необходимостью совершенствования методики преподавания (41,2%), консультаций с наиболее опытными коллегами (32,5%) и др.

Как показывают полученные данные сельские учителя испытывают потребности в формировании цифровых компетенций. Сельским педагогам необходима серьезная

методическая поддержка цифровых педагогов, цифровых волонтеров, тьюторов, ко-учов и дизайнеров академических программ. Кроме того, в сельской местности есть острая потребность в системных администраторах, которые могли бы оказать техническую поддержку педагогам.

Обсуждения в фокус-группах подверглись транскрибированию и кодированию, что представлено в следующей таблице.

Таблица 1

Процесс обработки качественных данных

Участник 3. Вопросы и развернутые ответы

Кодирование

1.Сколько лет вы преподаете русский язык и литературу в школе? Последующий вопрос: Какие курсы повышения квалификации вы проходили за этот период?

Я преподаю этот предмет в школе более 8лет. За данный период работы в школе я прошла курсы по обновленному содержанию образования в Центре педагогического мастерства и национальном центре повышения квалификации «Орлеу».

2. Скажите, какие профессиональные программы вы хотели бы освоить? Последующий вопрос: Какие условия необходимо создать педагогам для их эффективного профессионального роста?

Я бы хотела пройти курсы по цифровой грамотности, изучить стратегию Lesson Study, освоить инновационные методы преподавания русского языка и литературы. Большая загруженность учителей мешает их профессиональному развитию. Финансовые условия и достойная оплата труда могут оказать благоприятное влияние на наш профессиональный рост.

3. Вы знаете, что в Казахстане большой дефицит учителей русского языка и литературы. Каким образом в вашей школе оказывается поддержка молодым педагогам? Последующий вопрос: Как вы считаете, какие программы введения в профессию их необходимы?

Да, сейчас по республике не хватает учителей русского языка и литературы, поэтому студенты выпускных курсов трудоустраиваются в школы. Это программы наставничества, предусмотренные в Законе «О статусе педагога». К сожалению, в нашей школе нет программ введения в профессию. Я считаю, что должна быть программа по адаптации новых учителей, предусмотрены какие-то школьные мероприятия и др.

8 лет

курсы по обновленному содержанию образования

цифровая грамотность, Lesson Study, инновационные методы преподавания.

загруженность учителей, финансовые условия, оплата труда

дефицит учителей русского языка и литературы

программы наставничества нет программ введения в профессию, школьные мероприятия

_Обсуждение результатов

По данным исследования TALIS-2018, казахстанские учителя особо нуждаются в формировании цифровых компетенций (30,2%) и испытывают определенные трудности в использовании ИКТ в профессиональной деятельности из-за отсутствия навыков работы с цифровыми ресурсами, сервисами и инструментами. Такие навыки стали очень актуальны в период пандемии и перехода всей казахстанской образовательной системы на дистанционное обучение. В связи с этим по инициативе национальной образовательной платформы «Bilimlend» и образовательных учреждений были созданы и размещены онлайн-курсы для казахстанских учителей «Цифровая грамотность педагога: внедрение эффективных цифровых инструментов в образовательный процесс», «Формирование современных компетенций педагога в условиях цифровой трансформации образования».

Результаты третьего цикла исследования, в котором казахстанские учителя приняли участие, позволили «обнаружить» реальные проблемы и пробелы в школьных сообществах, а также использовать полученные данные для реформирования образовательной политики.

На наш взгляд, важным фактором улучшения качества образования и сокращения разрыва между городскими и сельскими школами является профессиональное развитие учителей. Качество профессионального роста сельского учителя русского языка и литературы непосредственно отражается на успеваемости учеников, их мотивации к изучению предмета, формированию читательского интереса и т.д.

Обозначим направления, способствующие профессиональному росту селського учителя русского языка и литературы и качеству повышения успеваемости учащихся сельских школ, где отсутствует языковая среда и плохое качество интернет-соединения.

1. Формирование цифровых компетенций сельских учителей. Цифровая грамотность определяется как важный показатель его профессионализма. В настоящее время растет количество образовательных онлайн-сервисов, ресурсов и платформ. Современный учитель должен уметь в образовательном процессе применять цифровые образовательные платформы, ресурсы, сервисы и инструменты. В таких известных образовательных ресурсах, как Bilimlend, OnlineMektep, Daryn online и т.д. размещены видеоуроки и интерактивные задания по русскому языку и литературе. По мнению учителей, применение ресурсов Google, использование на уроках виртуальных досок, систем опросов, например, Kahoote и Quizizz могут позволить самостоятельно моделировать дистанционный урок.

В рамках реализации проекта «Создание цифрового контента для методической поддержки казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в организации образовательного процесса в дистанционном формате» был создан цифровой образовательный ресурс https://auyl-school.kz/, который отвечает современным образовательным потребностям и содержит видео уроки и аудиоматериалы, тесты, презентации, интерактивные задания с автоматической проверкой ответа, учебные и методические материалы, которые может использовать современный учитель русского языка и литературы на уроках для организации работы учащихся в цифровой среде.

2. Организация внеклассной работы. Как правило, разрыв в образовании является следствием неравенства к доступу дополнительного и неформального образования.

Как обозначено в ГПРОН 2020-2025, в 22 странах ОЭСР и 14 странах-партнерах ОЭСР учащиеся школ, в которых проводится больше внеклассных научных мероприятий, показывают более высокий уровень естественнонаучной грамотности в PISA, чем учащиеся школ, в которых проводится меньше таких мероприятий. В среднем, в странах ОЭСР 56% учащихся участвуют в научных соревнованиях, 48% учащихся посещают внеклассные научные проекты. Как правило, в сельских школах мало внимания уделяют внеклассной работе, хотя участие детей в кружках, клубах и других видах внеклассных мероприятий развивает их творческие способности, повышает мотивацию, способствует развитию речи, что особенно важно в условии отсутствия языковой среды.

3. Наставничество и профессиональная поддержка. Дефицит учителей русского языка и литературы связан не только с острой нехваткой педагогических кадров, но и его стареющим составом. Многие учителя русского языка и литературы в Казахстане достигли предпенсионного и пенсионного возраста, т.е. это опытные педагоги с большим стажем работы в школе. Поэтому необходимо усилить движение наставничества и создать специальные программы введения в профессию на уровне сельских школ. Эффективным способом удержания учителей в профессии является введение в профессию и менторство для учителей, повышение квалификации [9]. Именно качество профессиональной поддержки помогает адаптироваться к новым реалиям и уникальной культуре школы, а также стимулирует молодых педагогов остаться в профессии. По данным исследования «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?», 22,4% казахстанских педагогов не имели назначенного наставника в первые годы работы в школе. Это в свою очередь может негативно сказаться на отношении учителя к своей профессии, мотивации и их профессионализме [10].

4. Диагностика профессиональных потребностей сельских педагогов и специальные профессиональные программы. Необходимость определения профессиональных потребностей каждого педагога, работающего в сельской школе, особенно учителей русского языка и литературы, которые особенно нуждаются в изучении инновационных методов преподавания и использования ИКТ на уроках. Предоставить педагогам возможность выбора курсов повышения квалификации в связи с их индивидуальными потребностями, а также внедрить ваучерную систему для самостоятельного выбора профессиональных программ. Программы профессионального развития достигают наивысшего уровня эффективности, когда они отвечают потребностям педагогов [11]. Поэтому необходимо рассмотреть критерии отбора педагогов, испытывающих определенные потребности в своем профессиональном развитии.

5. Методическая поддержка малокомплектных школ. Проведение курсов, семинаров и тренингов по работе с учащимися в совмещенных классах. Сотрудничество учителей малокомплектных школ с педагогами центральных районных и городских школ.

Заключение

В условиях организации учебного процесса в цифровой среде профессиональное развитие педагога определяется следующими факторами: технологическим (коммуникация, контент); содержательным (новые платформы, новый контент, создание собственного цифрового контента); организационным (поиск новых форм и методов обучения, обратной связи).

Большинство исследователей в области образования считает, что профессиональное развитие учителя повышает качество образования, способствуют повышению мастерства педагога и мотивируют его на дальнейший непрерывный профессиональный рост. Профессиональное развитие меняет убеждения учителей и применяемые ими практики, способствует повышению их профессионализма и успеваемости учащихся, а также более успешному внедрению образовательных реформ [12].

Анализ результатов международного исследования исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 позволил определить многообразие задач, стоящих перед современными учителями. По мнению экспертов ОЭСР, они должны хорошо обладать предметными знаниями, владеть интерактивными методами преподавания, использовать дифференциальный подход в обучении, иметь навыки подхода к учащимся с разными образовательными потребностями и способностями, а также работать в классах, где учатся дети разных национальностей. Кроме того, они должны обладать навыками работы в инклюзивных классах, формировать и развивать социально-эмоциональные компетенции учащихся, обмениваться опытом работы со своими коллегами [13; 26].

Профессионализм и качество преподавания педагогов являются основными факторами, определяющими академический успех учеников. Профессиональное развитие педагогов осуществляется посредством повышения квалификации и учебно-методического сопровождения. Для формирования профессиональных компетенций педагогов необходимо определять потребности каждого учителя. Поэтому необходимо предоставить педагогам возможность выбора курсов повышения квалификации в связи с их индивидуальными потребностями, а также внедрить ваучерную систему для самостоятельного выбора профессиональных программ.

Результаты третьего цикла международного исследования TALIS-2018, в котором казахстанские учителя приняли участие, позволили «обнаружить» реальные проблемы и пробелы в школьных сообществах, а также использовать полученные данные для реформирования образовательной политики в Республике Казахстан.

В целях определения факторов, негативно или благоприятно влияющих на профессиональное развитие сельских учителей русского языка и литературы, был проведен онлайн опрос, в котором приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Результаты анкетирования позволили авторам сделать вывод о том, что сельские учителя русского языка и литературы предпочитают освоить темы цифровых технологий в образовании (54, 5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), методик оценивания (47,1%) и др.

Результаты фокусированного интервью позволили определить проблемы профессионального развития сельских педагогов, а также установить их профессиональные потребности с помощью серии уточняющих вопросов и получения развернутых ответов у участников дискуссии. Аудиозаписи были подвергнуты расшифровке и кодированию с целью выявления наиболее значимых фрагментов беседы.

Определены направления, способствующие профессиональному росту селського учителя русского языка и литературы и качеству повышения успеваемости учащихся сельских школ, где отсутствует языковая среда и плохое качество интернет-соединения: формирование цифровых компетенций сельских учителей, внеклассная работа, наставничество и профессиональная поддержка, диагностика профессиональных потребностей сельских педагогов и организация курсов повышения квалификации, методическая поддержка малокомплектных школ.

Таким образом, важным фактором улучшения качества образования и сокращения разрыва между городскими и сельскими школами является профессиональное развитие сельских учителей, для которых должны быть разработаны отдельные механизмы профессионального роста.

_Финансирование

Статья выполнена в рамках проекта по бюджетной программе 217 «Развитие науки», подпрограмме 102 «Грантовое финансирование научных исследований» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по теме АР 08855826 «Создание цифрового контента для методической поддержки казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в организации образовательного процесса в дистанционном формате».

ЛИТЕРАТУРА

1. Sustainable development knowledge platform. URL: https://russian.rt.com/article/54593.

2. UNESCO Education Strategy 2014-2021. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/23128e.pdf

3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.

4. «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» // Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 г.

5. Как МОН будет привлекать учителей в регионы?» // Бiлiмдi ел, 17.03.2022

6. OECD TALIS2018 Technical Report. Paris: OECD. URL: https://www.oecd.org/education/talis/TALIS_2018_ TechnicalReport.pdf

7. Чернобай Е.В., Ташибаева Д.Н. Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вопросы образования. №4. 2020. С.141-164.

8. АО «Информационно-аналитический центр» Статистика системы образования Республики Казахстан. Национальный сборник.

9. Meissel K, Parr J. Timperley H. Can Professional Development of Teachers Reduce Disparilty in student Achievevement? // Teaching and Teacher Education. Vol. 58. No 1. 2016. P. 163-173.

10. Ирсалиев С.А., Камзолдаев М.Б., Ташибаева Д.Н., Копеева А.Т. Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней? Аналитический отчет. Астана: Общественное объединение «Центр анализа и стратегии «Белес». URL: https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2019/02/ УчителяКазахстана.pdf

11. OECD (2019) TALIS2018 Technical Report. Paris: OECD. URL: https://www.oecd.org/education/talis/TALIS_2018_ TechnicalReport.pdf

12. Jovanova-Mitkovska S. The Need of Continuous Proffessional Teacher Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. No 2. P. 2921-2926.

13. OECD (2020) TALIS2018. Results. Vol.II: Teachers and School Leaders as Valued Professionais. Paris: OECD. doi: 10.1787/1d0bc92a-en

14. Breaux A., Wong H. . New Teacher Induction: How to Train, Support, and Retain New Teachers. Paper presented at National Staff Development Council New Orleans, LA. 10th December 2003. URL: http://www.newteacher.com/ pdf/NSDNewOrleansHandout7pdf

15. Meissel K, Parr J. Timperley H. Can Professional Development of Teachers Reduce Disparilty in student Achievevement? // Teaching and Teacher Education. Vol. 58. No 1. 2016. P. 163-173.

16. Schleicher A. World Class: How to build a 21st-century school system, Strong Performers and Successful Reformers in Education, OECD Publishing, Paris. doi: 10.1787/4789264300002-en.

17. World Bank. World Development Report 2019: The Changing Nature of Work. Washington, DC: World Bank. doi: 10.1596/978-1-4648-1328-3

18. Исследование по сравнительному образованию: Подходы и методы / Под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона; пер.с англ. М.Л. Ваховского, И.В. Разнатовского; под науч. ред. Л.Ц. Ваховского. М.: Изд.дом. Высшей школы экономики, 2019. 472 с.

19. Hargreaves D.N. Education Epidemic: Transforming Secondary Schools through Innovation Networks. L.: Demos, 2003.

20. Shear L., Gallagher L., Patel D. Innovative Teaching and Learning Research2011 Findings and Implications. Menlo Park: SRI International, 2011.

21. Krathwohl D.R. Methods of Educational and Social Science Research: The Logic of Methods. Long Grove, IL: Waveland Press, 2009.

22. Fominykh M., Shikhova E., Soule M. V., Perifanou M., Zhukova D. Digital Competence Assessment Survey for Language Teachers. In: Zaphiris P., Ioannou A. (eds) Learning and Collaboration Technologies: New Challenges and Learning Experiences. HCII 2021. Lecture Notes in Computer Science, vol. 12784. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-77889-7_18.

23. Peker, H. Torlak, M., Toprak-Qelen, E., Eren, G., & GQnsan, M. Language teacher identity construction of foreign language teaching assistants // International Online Journal of Education and Teaching (IOJET). 2020. 7(1). рр. 229246. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1244335.pdf (дата обращения 06.12.2021).

24. Zhanar Kiynova - Sandugash Sansyzbaeva - Ainash Ahmetzhanova - Dariga Kapasova - Indira Muratbayeva. The tendency of word usage in the modern Russian and Kazakhstan media // XLinguae. 2018. Vol. 11. Issue 2. P. 686702. doi: 10.18355/XL.2018.11.02.54

25. Jumakulov Z., Ashibekov. A, Sparks J., Sagintayeva A. Internationalizing Research in Kazakhstan Higher Education: A Case Study of Kazakhstan's State Program of Industrial Innovative Development 2015 to 2019 // Journal of Studies in International Education. First Published July 26, 2018. doi: 10.1177/1028315318786445, SAGE Publishing

REFERENCES

1. Sustainable development knowledge platform. Available at: https://russian.rt.com/article/54593. (accessed 15 July 2022).

2. UNESCO Education Strategy 2014-2021. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/23128e. pdf (accessed 15 July 2022).

3. The State program for the development of education and science of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025.

4. "Constructive public dialogue is the basis of stability and prosperity of Kazakhstan". Message of the Head of State Kassym-Jomart Tokayev to the people of Kazakhstan dated September 2, 2019.

5. How will the Ministry of Education and Science attract teachers to the regions?". Bilimdi el, 03/17/2022.

6. OECD TALIS2018 Technical Report. Paris: OECD. Available at: https://www.oecd.org/education/talis/TALIS_2018_ TechnicalReport.pdf (accessed 15 July 2022).

7. Chernobai E.V., Tashibaeva D.N. Professional development of teachers in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Education issues, 2020, no. 4, pp. 141-164.

8. JSC "Information and Analytical Center" Statistics of the education system of the Republic of Kazakhstan. National Collection.

9. Meissel K, Parr J. Timperley H. Can Professional Development of Teachers Reduce Disparilty in student Achievevement? Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 58, no. 1, pp. 163-173.

10. Irsaliev S.A., Kamzoldaev M.B., Tazhibayeva D.N., Kapayeva A.T. Teachers of Kazakhstan: why do young people choose this profession and what motivates them to stay in it? Analytical report. Astana, Public Association "Center for Analysis and Strategy "Beles". Available at: https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2019/02/ y<HMTe^flKazakhstan.pdf. (accessed 15 July 2022).

11. OECD (2019) TALIS2018 Technical Report. Paris: OECD. Available at: https://www.oecd.org/education/talis/ TALIS_2018_TechnicalReport.pdf (accessed 15 July 2022).

12. Jovanova-Mitkovska S. The Need of Continuous Professional Teacher Development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 2, no 2, pp. 2921-2926.

13. OECD (2020) TALIS2018. Results. Vol.II: Teachers and School Leaders as Valued Professionais. Paris: OECD. doi: 10.1787/1d0bc92a-en

14. Breaux A., Wong H. New Teacher Induction: How to Train, Support, and Retain New Teachers. Paper presented at National Staff Development Council New Orleans, LA. 10th December 2003. Available at: http://www.newteacher. com/pdf/NSDNewOrleansHandout7pdf (accessed 15 July 2022).

15. Meissel K, Parr J. Timperley H. Can Professional Development of Teachers Reduce Disparilty in student Achievevement? Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 58, no. 1, pp. 163-173.

16. Schleicher A. World Class: How to build a 21st-century school system, Strong Performers and Successful Reformers in Education, OECD Publishing, Paris. doi: 10.1787/4789264300002-en.

17. World Bank. World Development Report 2019: The Changing Nature of Work. Washington, DC: World Bank. doi: 10.1596/978-1-4648-1328-3

18. Research on comparative education: Approaches and methods / Edited by M. Bray, B. Adamson, M. Mason; translated from the English by M.L. Vakhovsky, I.V. Raznatovsky; edited by L.Ts. Vakhovsky. Moscow, Publishing House of Higher School of Economics, 2019. 472 p.

19. Hargreaves D.N. Education Epidemic: Transforming Secondary Schools through Innovation Networks. L., Demos, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Shear L., Gallagher L., Patel D. Innovative Teaching and Learning Research 2011 Findings and Implications. Menlo Park: SRI International, 2011.

21. Krathwohl D.R. Methods of Educational and Social Science Research: The Logic of Methods. Long Grove, IL, Waveland Press, 2009.

22. Fominykh M., Shikhova E., Soule M. V., Perifanou M., Zhukova D. Digital Competence Assessment Survey for Language Teachers. In: Zaphiris P., Ioannou A. (eds) Learning and Collaboration Technologies: New Challenges and Learning Experiences. HCII2021. Lecture Notes in Computer Science, vol. 12784. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-77889-7_18.

23. Peker, H. Torlak, M., Toprak-Qelen, E., Eren, G., & Gunsan, M. Language teacher identity construction of foreign language teaching assistants. International Online Journal of Education and Teaching (IOJET), 2020, vol. 7(1), pp. 229-246. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1244335.pdf (accessed 6 December 2021).

24. Kiynova Zh., Sansyzbaeva S., Ahmetzhanova A., Kapasova D., Muratbayeva I. The tendency of word usage in the modern Russian and Kazakhstan media. XLinguae, 2018, vol. 11, issue 2, pp. 686-702. doi: 10.18355/ XL.2018.11.02.54

25. Jumakulov Z., Ashibekov. A, Sparks J., Sagintayeva A. Internationalizing Research in Kazakhstan Higher Education: A Case Study of Kazakhstan's State Program of Industrial Innovative Development 2015 to 2019. Journal of Studies in International Education. First Published July 26, 2018. doi: 10.1177/1028315318786445

Информация об авторах Курманкулова Амина Куатовна

(Казахстан, Алматы) Докторант, кафедра русского языка и литературы Казахский национальный женский педагогический университет E-mail: Amyna92@bk.ru ORCID ID: 0000-0003-3664-3131

Киынова Жанар Кабдыляшымовна

(Казахстан, Алматы ) Профессор, доктор филологических наук, кафедра

русского языка и литературы Казахский национальный женский педагогический университет E-mail: zhanarkiynova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-9139-1128

ResearcherID: 6354-2014 Scopus Author ID: 57195805156

Сералиева Найля Жумагалиевна

(Казахстан, Талдыкорган) Доцент, кандидат педагогических наук Высшая школа гуманитарных наук Жетысуский университет им. И. Жансугурова E-mail: nailya_seralieva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1380-7167

Information about the authors

Amina K. Kurmankulova (Kazakhstan, Almaty) Doctoral student, Department of Russian Language and Literature

Kazakh National Women's Pedagogical University E-mail: Amyna92@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-3664-3131

Zhanar K. Kiynova

(Kazakhstan, Almaty) Professor, Dr. Sci. (Philology), Department of Russian Language and Literature Kazakh National Women's Pedagogical University E-mail: zhanarkiynova@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9139-1128

ResearcherlD: 6354-2014 Scopus Author ID: 57195805156

Nailya Zh. Seraliyeva

(Kazakhstan, Taldykorgan) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Higher School of Humanities

Zhetysu University named after I. Zhansugurov. E-mail: nailya_seralieva@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1380-7167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.