Подсекци ФЭП
УДК 371.1:658.562
Т.А. Мазурова, П.М. Байлов О ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО КУРСА "СЕРТИФИКАЦИЯ"
Сертификация продукции - признанный во всем мире инструмент обеспечения его качества. В недавнем прошлом в нашей стране сертификация отсутствовала. Вместо нее действовал механизм государственного контроля и надзора. Однако он не мог охватить значительную часть продукции, в том числе потенциально опасную для потребителя. Начиная с 1992 г. Российским правительством был принят ряд законодательных актов, регламентирующих процесс сертификации. Это сопровождалось активным ростом количества аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. В связи с этим резко увеличилась потребность в соответствующим образом подготовленных специалистах. Кафедрой АСНИиЭ планируется подготовка таких специалистов, выпускаемых по специальности 072000 "Стандартизация и сертификация (промышленность)".
Эксперт-аудитор, работающий в системе сертификации, - это высококвалифицированный специалист в определенной отрасли (в данном случае в области информационно-измерительной техники), обладающий обширными знаниями правил системы сертификаци. Причем теоретические знания должны подкрепляться практическими навыками, как и при освоении любой другой дисциплины. При подготовке курса "Сертификация" предполагается использовать как традиционные методы обучения, так и активные их формы. Часть практических занятий планируется проводить как деловые игры. Использование такой формы обучения целесообразно в связи с тем, что в процессе сертификации принимают участие несколько сторон (заказчик, эксперт, испытательная лаборатория и т.д.). Поэтому возможно моделирование разнообразных ситуаций, в ходе которых студентам будет необходимо, используя полученные теоретические знания, самостоятельно решать поставленные перед ними практические задачи.
Подсекци ФЭМП
УДК 621. 385
М.В. Новиков
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ БСОТУЕС
Традиционно система обучения строилась с учетом возможности реализовать следующие принципы:
- планирование учебного процесса;
- его регулирование.
Осуществление известных принципов управления представлялось в такой системе обучения, которая была обособленной от внешней среды (замкнутой), с единственной информационной с внешним планируемым органом (Госкомитет РФ по высшему образованию). Схематично такую систему можно представить так (рис. 1).
Рис.М .звамкнутаяжистемаяэбученияя
Такая система в возможных вариациях используется широко. Эффективность этой системы обучения зависит от эффективности составляющих ее элементов.
1. От качества и планирования учебного процесса (детальности разработки плана проведения учебных занятий лекций, практических и лабораторных занятий).
2. От качества регулирования процесса обучения путем более эффективного использования прямой обратной связи в обучении.
3. От уровня квалификации преподавателя и уровня методической проработки излагаемого учебного материала.
Однако в таких системах осуществить качество обучения на более высоком уровне (уровне, который требует заказчик, в данном случае -государство) в принципе не представляется возможным, т.к. требования к качеству обучения формирует внешняя среда с развитой системой заказчиков на будущего специалиста (кандидата занимать определенную должность), а в системах такого типа отсутствует в явном виде воздействие внешней среды. Такая ситуация приводит и к условному оцениванию результатов обучения, осуществляемого преподавателем, ведущим определенную учебную дисциплину (курс лекций, практические и лабораторные занятия и т.д.). Условное оценивание страдает субъективностью процесса, отсюда возможно и занижение уровня требований к кандидату. Открытые системы обучения свободны от отмеченных выше погрешностей обучения. Такую систему можно представить в виде схемы (рис..2).
Для этой системы обучения характерно наличие постоянно осуществляемой обратной связи такой системы обучения с внешней средой, которая дает заказ на необходимых ей специалистов (эту задачу решает работодатель), а также формулировать стандарты обучения в соответствии с требованиями работодателей (решение этой задачи осуществляет Шотландский совет по профессиональному обучению - БСОТУЕС).
Рис .жпЮткрытаяжистемаязбученияя
Сущность рассматриваемой системы профессионального обучения состоит в использовании системного подхода (причем наиболее полно), реализуемого, с одной стороны, посредством представления многоуровневое™ в подготовке кандидата и, с другой, связанной с первой - многоуровневое™ сертификаций их знаний и опыта практической деятельности.
Единым методическим подходом для всех уровней профессиональной подготовки является представление учебного-методического материала в виде так называемого Юнита (UNIT). В его состав входит множество элементов, отражающих всю полноту процесса обучения (среды обучения):
- используемый метод обучения;
- формирование общей компетенции;
- разработка спецификаций;
- разработка критериев исполнительской деятельности;
- разработка методики сбора свидетельств учебной деятельности;
- формирование показателей процесса обучения;
- разработка методики формирования прямой и обратной связи непосредственно процесса обучения;
- разработка методики оценивания результатов учебной деятельности.
Внешняя среда в такой системе обучения представлена следующими организациями:
1. Национальным советом по профессионально-техническому образованию с комитетами по ступеням (от специализированных школ и колледжей до университетов);
2. Национальным экзаменационным Правлением для среднего образования;
3. Требованиями работодателей.
Как уже отмечалось, по такому принципу строится Шотландская система профессионального обучения, которая в настоящее время регулируется Шотландским советом по профессиональному обучению (БСОТУЕС).
Рассмотрим подробнее состав среды обучения.
1.Юбщаяякомпетенция - способность выполнять определенную деятельность в соответствии с заранее сформированными стандартами. Общая компетенция обеспечивает определение полной компетенции. Она достигается в виде системы результатов учебной деятельности.
Как правило общая компетенция отражает:
- объем и уровень знаний и практических навыков;
- достигнутые результаты обучения.
Общая компетенция формируется на основе стандарта в зависимости от уровня профессионального обучения.
т Спецификации определяют уровень, качество и объем исполнения учебного задания кандидатом.
Эта общая характеристика спецификаций раскрывается такими требованиями к кандидату:
1. Что кандидат должен знать и уметь делать.
2. Насколько хорошо он знает или должен уметь делать.
3. В пределах каких параметров формируются знания и умения.
4. Каким образом осуществляется оценивание результатов учебной деятельности.
у. Критериияисполнителъскойядеятелъности состоят из таких элементов:
1. Результатов - точное описание того, что кандидат должен уметь делать.
2. Критериев исполнения - насколько хорошо кандидат должен исполнять то, что написано в результате (уровень и качество исполнения).
3. Нормативных положений.
4. Свидетельства формируются с целью правильного суждения и оценивания компетентности кандидата.
Для каждой темы занятия разрабатываются требования к свидетельствам, которые бы полностью отражали процесс обучения как в познавательной, так и в практической составляющей.
5. Показатели процессаяобучения - это приемлемые стратегии планирования подачи материала и оценки, которые могут быть использованы для формирования показателя.
6. Оценивание. Заключительный этап. Оценивание можно осуществить по входу, по промежуточным этапам и заключительное (образующая и суммирующая).
Оценивание осуществляется по двум компонентам:
- познавательной компетенции;
- практической компетенции.
Оценивание служит для:
- измерения исполнения в соответствии со стандартом;
- выявления компетентности, возможности будущего прогресса кандидата (его потенциальных возможностей).
При этом используется внутренний стандарт, разрабатываемый на основе национального стандарта.
Общая компетенция, спецификация, критерии исполнительской деятельности, свидетельства, показатели процесса обучения, оценивание -составляющие предлагаемой методики обучения.
УДК 621. 385
Т.Е. Алесинская, М.В. Новиков КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь является важным элементом любой системы управления, позволяя учитывать изменения в состоянии объекта управления и вырабатывать соответствующее им управляющее воздействие. Процесс обучения может быть представлен схемой на рис.1.
обучение
Преподнесение и усваивание учебной информации
п п
информация
обратная связь Ш-О)
Обучаемый
знания
обратная связь(О-П)
Контроль результатов обучения
Преподаватель
оценка
Рис. 1
Преподаватель преподносит студенту определенную порцию учебной информации и помогает ее усвоить с помощью различных заданий. Таким образом начинается процесс обучения. Затем производится контроль результатов усваивания учебной информации и производится оценивание уровня знаний обучаемого. После этого преподаватель делает вывод о том как именно воздействовать на студента: продолжить подачу новой информации или же помочь студенту лучше усвоить уже рассмотренные темы. Эти выводы реализуются в виде обратной связи от преподавателя к обучаемому. С другой стороны студент определенным образом воспринимает действия преподавателя, также оценивает их и возможно пытается каким-либо образом изменить методику или тематику преподавания. Это реализуется в виде обратной связи от обучаемого к преподавателю.
Таким образом, в применении к системе "преподаватель-студент" обратную связь можно определить как передачу информации от обучающего к обучаемому о характере действий, качестве знаний, навыков, умений последнего, полученную на основе результатов контроля обучения. Эта информация (обратная связь) имеет целью либо изменить поведение обучаемого, либо поощрить его, т.е. приблизить его к цели обучения. Как видно из схемы, в зависимости от целей анализа системы обучения под объектом обучения и, следовательно, получателем обратной связи, может пониматься как студент так и преподаватель. Поэтому в