Научная статья на тему 'Профессиональное обучение в системе scotvec'

Профессиональное обучение в системе scotvec Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение в системе scotvec»

Подсекци ФЭП

УДК 371.1:658.562

Т.А. Мазурова, П.М. Байлов О ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО КУРСА "СЕРТИФИКАЦИЯ"

Сертификация продукции - признанный во всем мире инструмент обеспечения его качества. В недавнем прошлом в нашей стране сертификация отсутствовала. Вместо нее действовал механизм государственного контроля и надзора. Однако он не мог охватить значительную часть продукции, в том числе потенциально опасную для потребителя. Начиная с 1992 г. Российским правительством был принят ряд законодательных актов, регламентирующих процесс сертификации. Это сопровождалось активным ростом количества аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. В связи с этим резко увеличилась потребность в соответствующим образом подготовленных специалистах. Кафедрой АСНИиЭ планируется подготовка таких специалистов, выпускаемых по специальности 072000 "Стандартизация и сертификация (промышленность)".

Эксперт-аудитор, работающий в системе сертификации, - это высококвалифицированный специалист в определенной отрасли (в данном случае в области информационно-измерительной техники), обладающий обширными знаниями правил системы сертификаци. Причем теоретические знания должны подкрепляться практическими навыками, как и при освоении любой другой дисциплины. При подготовке курса "Сертификация" предполагается использовать как традиционные методы обучения, так и активные их формы. Часть практических занятий планируется проводить как деловые игры. Использование такой формы обучения целесообразно в связи с тем, что в процессе сертификации принимают участие несколько сторон (заказчик, эксперт, испытательная лаборатория и т.д.). Поэтому возможно моделирование разнообразных ситуаций, в ходе которых студентам будет необходимо, используя полученные теоретические знания, самостоятельно решать поставленные перед ними практические задачи.

Подсекци ФЭМП

УДК 621. 385

М.В. Новиков

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ БСОТУЕС

Традиционно система обучения строилась с учетом возможности реализовать следующие принципы:

- планирование учебного процесса;

- его регулирование.

Осуществление известных принципов управления представлялось в такой системе обучения, которая была обособленной от внешней среды (замкнутой), с единственной информационной с внешним планируемым органом (Госкомитет РФ по высшему образованию). Схематично такую систему можно представить так (рис. 1).

Рис.М .звамкнутаяжистемаяэбученияя

Такая система в возможных вариациях используется широко. Эффективность этой системы обучения зависит от эффективности составляющих ее элементов.

1. От качества и планирования учебного процесса (детальности разработки плана проведения учебных занятий лекций, практических и лабораторных занятий).

2. От качества регулирования процесса обучения путем более эффективного использования прямой обратной связи в обучении.

3. От уровня квалификации преподавателя и уровня методической проработки излагаемого учебного материала.

Однако в таких системах осуществить качество обучения на более высоком уровне (уровне, который требует заказчик, в данном случае -государство) в принципе не представляется возможным, т.к. требования к качеству обучения формирует внешняя среда с развитой системой заказчиков на будущего специалиста (кандидата занимать определенную должность), а в системах такого типа отсутствует в явном виде воздействие внешней среды. Такая ситуация приводит и к условному оцениванию результатов обучения, осуществляемого преподавателем, ведущим определенную учебную дисциплину (курс лекций, практические и лабораторные занятия и т.д.). Условное оценивание страдает субъективностью процесса, отсюда возможно и занижение уровня требований к кандидату. Открытые системы обучения свободны от отмеченных выше погрешностей обучения. Такую систему можно представить в виде схемы (рис..2).

Для этой системы обучения характерно наличие постоянно осуществляемой обратной связи такой системы обучения с внешней средой, которая дает заказ на необходимых ей специалистов (эту задачу решает работодатель), а также формулировать стандарты обучения в соответствии с требованиями работодателей (решение этой задачи осуществляет Шотландский совет по профессиональному обучению - БСОТУЕС).

Рис .жпЮткрытаяжистемаязбученияя

Сущность рассматриваемой системы профессионального обучения состоит в использовании системного подхода (причем наиболее полно), реализуемого, с одной стороны, посредством представления многоуровневое™ в подготовке кандидата и, с другой, связанной с первой - многоуровневое™ сертификаций их знаний и опыта практической деятельности.

Единым методическим подходом для всех уровней профессиональной подготовки является представление учебного-методического материала в виде так называемого Юнита (UNIT). В его состав входит множество элементов, отражающих всю полноту процесса обучения (среды обучения):

- используемый метод обучения;

- формирование общей компетенции;

- разработка спецификаций;

- разработка критериев исполнительской деятельности;

- разработка методики сбора свидетельств учебной деятельности;

- формирование показателей процесса обучения;

- разработка методики формирования прямой и обратной связи непосредственно процесса обучения;

- разработка методики оценивания результатов учебной деятельности.

Внешняя среда в такой системе обучения представлена следующими организациями:

1. Национальным советом по профессионально-техническому образованию с комитетами по ступеням (от специализированных школ и колледжей до университетов);

2. Национальным экзаменационным Правлением для среднего образования;

3. Требованиями работодателей.

Как уже отмечалось, по такому принципу строится Шотландская система профессионального обучения, которая в настоящее время регулируется Шотландским советом по профессиональному обучению (БСОТУЕС).

Рассмотрим подробнее состав среды обучения.

1.Юбщаяякомпетенция - способность выполнять определенную деятельность в соответствии с заранее сформированными стандартами. Общая компетенция обеспечивает определение полной компетенции. Она достигается в виде системы результатов учебной деятельности.

Как правило общая компетенция отражает:

- объем и уровень знаний и практических навыков;

- достигнутые результаты обучения.

Общая компетенция формируется на основе стандарта в зависимости от уровня профессионального обучения.

т Спецификации определяют уровень, качество и объем исполнения учебного задания кандидатом.

Эта общая характеристика спецификаций раскрывается такими требованиями к кандидату:

1. Что кандидат должен знать и уметь делать.

2. Насколько хорошо он знает или должен уметь делать.

3. В пределах каких параметров формируются знания и умения.

4. Каким образом осуществляется оценивание результатов учебной деятельности.

у. Критериияисполнителъскойядеятелъности состоят из таких элементов:

1. Результатов - точное описание того, что кандидат должен уметь делать.

2. Критериев исполнения - насколько хорошо кандидат должен исполнять то, что написано в результате (уровень и качество исполнения).

3. Нормативных положений.

4. Свидетельства формируются с целью правильного суждения и оценивания компетентности кандидата.

Для каждой темы занятия разрабатываются требования к свидетельствам, которые бы полностью отражали процесс обучения как в познавательной, так и в практической составляющей.

5. Показатели процессаяобучения - это приемлемые стратегии планирования подачи материала и оценки, которые могут быть использованы для формирования показателя.

6. Оценивание. Заключительный этап. Оценивание можно осуществить по входу, по промежуточным этапам и заключительное (образующая и суммирующая).

Оценивание осуществляется по двум компонентам:

- познавательной компетенции;

- практической компетенции.

Оценивание служит для:

- измерения исполнения в соответствии со стандартом;

- выявления компетентности, возможности будущего прогресса кандидата (его потенциальных возможностей).

При этом используется внутренний стандарт, разрабатываемый на основе национального стандарта.

Общая компетенция, спецификация, критерии исполнительской деятельности, свидетельства, показатели процесса обучения, оценивание -составляющие предлагаемой методики обучения.

УДК 621. 385

Т.Е. Алесинская, М.В. Новиков КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Обратная связь является важным элементом любой системы управления, позволяя учитывать изменения в состоянии объекта управления и вырабатывать соответствующее им управляющее воздействие. Процесс обучения может быть представлен схемой на рис.1.

обучение

Преподнесение и усваивание учебной информации

п п

информация

обратная связь Ш-О)

Обучаемый

знания

обратная связь(О-П)

Контроль результатов обучения

Преподаватель

оценка

Рис. 1

Преподаватель преподносит студенту определенную порцию учебной информации и помогает ее усвоить с помощью различных заданий. Таким образом начинается процесс обучения. Затем производится контроль результатов усваивания учебной информации и производится оценивание уровня знаний обучаемого. После этого преподаватель делает вывод о том как именно воздействовать на студента: продолжить подачу новой информации или же помочь студенту лучше усвоить уже рассмотренные темы. Эти выводы реализуются в виде обратной связи от преподавателя к обучаемому. С другой стороны студент определенным образом воспринимает действия преподавателя, также оценивает их и возможно пытается каким-либо образом изменить методику или тематику преподавания. Это реализуется в виде обратной связи от обучаемого к преподавателю.

Таким образом, в применении к системе "преподаватель-студент" обратную связь можно определить как передачу информации от обучающего к обучаемому о характере действий, качестве знаний, навыков, умений последнего, полученную на основе результатов контроля обучения. Эта информация (обратная связь) имеет целью либо изменить поведение обучаемого, либо поощрить его, т.е. приблизить его к цели обучения. Как видно из схемы, в зависимости от целей анализа системы обучения под объектом обучения и, следовательно, получателем обратной связи, может пониматься как студент так и преподаватель. Поэтому в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.