Общая компетенция, спецификация, критерии исполнительской деятельности, свидетельства, показатели процесса обучения, оценивание -составляющие предлагаемой методики обучения.
УДК 621. 385
Т.Е. Алесинская, М.В. Новиков КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь является важным элементом любой системы управления, позволяя учитывать изменения в состоянии объекта управления и вырабатывать соответствующее им управляющее воздействие. Процесс обучения может быть представлен схемой на рис.1.
обучение
Преподнесение и усваивание учебной информации
п п
информация
обратная связь Ш-О)
Обучаемый
знания
обратная связь(О-П)
Контроль результатов обучения
Преподаватель
оценка
Рис. 1
Преподаватель преподносит студенту определенную порцию учебной информации и помогает ее усвоить с помощью различных заданий. Таким образом начинается процесс обучения. Затем производится контроль результатов усваивания учебной информации и производится оценивание уровня знаний обучаемого. После этого преподаватель делает вывод о том как именно воздействовать на студента: продолжить подачу новой информации или же помочь студенту лучше усвоить уже рассмотренные темы. Эти выводы реализуются в виде обратной связи от преподавателя к обучаемому. С другой стороны студент определенным образом воспринимает действия преподавателя, также оценивает их и возможно пытается каким-либо образом изменить методику или тематику преподавания. Это реализуется в виде обратной связи от обучаемого к преподавателю.
Таким образом, в применении к системе "преподаватель-студент" обратную связь можно определить как передачу информации от обучающего к обучаемому о характере действий, качестве знаний, навыков, умений последнего, полученную на основе результатов контроля обучения. Эта информация (обратная связь) имеет целью либо изменить поведение обучаемого, либо поощрить его, т.е. приблизить его к цели обучения. Как видно из схемы, в зависимости от целей анализа системы обучения под объектом обучения и, следовательно, получателем обратной связи, может пониматься как студент так и преподаватель. Поэтому в
Секция учебно-методическая
представленной системе можно выделить следующие виды обратной связи: обучаемый- преподаватель (О-П), преподаватель-обучаемый (П-О).
Как известно обратная связь может быть положительной и отрицательной. Применительно к процессу обучения это можно интерпретировать следующим образом. Отрицательная обратная связь - это критический отзыв одной стороны о характере действий другой стороны, который имеет целью приостановить процесс получения новой информации, чтобы лучше усвоить уже полученную. Это критика обращает внимание на те моменты, которые не удались, на неправильно сделанные выводы, подходы, методы действий и т.д., т.е. отрицательная обратная связь представляет собой корректирующее воздействие на процесс обучения.
Положительная обратная связь носит поощрительный характер, фиксируя те моменты, которые были выполнены правильно, закрепляет их в памяти обучаемого и стимулирует его к дальнейшему получению и усваиванию новой информации. Таким образом отрицательная обратная связь приостанавливает процесс получения новой учебной информации (при этом, учебный процесс как система находится в состоянии равновесия), а положительная - продвигает его дальше (благодаря потере устойчивости, которая способствует восприятию новой информации). Это способствует повышению эффективности процесса обучения.
Особенность процесса управления в системе "человек-человек" заключается в том, что эффективность управления определяется формой осуществления обратной связи в не меньшей степени, чем ее содержанием. По своей форме обратная связь делится на конструктивную и деструктивную. Конструктивная обратная связь способствует дальнейшему развитию и обучению [1]. Напротив, деструктивная обратная связь - это неудачно преподнесенный отзыв, который оставляет у обучаемого неприятные впечатления и не создает основы для дальнейшего развития. Конструктивная обратная связь может быть по своему содержанию как положительной, так и отрицательной. Так например, умело преподнесенная критика выявит недостатки и поможет в их исправлении.
Рассмотрим рекомендации шотландской системы обучения по предоставлению конструктивной обратной связи [1].
1. Начинайте с позитивного. Большинство людей нуждается в поощрении, признании, что они сделали что-либо хорошо. При предложении обратной связи получателю может очень помочь, если он услышит сначала о том, что вам понравилось в его действиях, а лишь затем критику. Это связано с тем, что если позитивное отмечается первым, то более вероятно, что к негативному прислушаются и попытаются что-либо изменить.
2. Будьте конкретны. Старайтесь избегать общих замечаний о том, что все сделанное плохо или хорошо или по крайней мере не останавливайтесь на них. Дело в том, что такие общие замечания могут быть эмоционально приятны или неприятны для обучаемого, но они не дадут подробной информации и не станут полезными источниками обучения. Поэтому выделяйте конкретные моменты , которые надо исправить или же наоборот использовать в дальнейшем.
3. Предлагайте альтернативы. Если вы предлагаете негативную обратную связь, .то не останавливайтесь на критике каких-то моментов, а объясняйте что именно надо сделать в следующий раз по-другому, предлагайте альтернативы того, как избежать подобных ошибок в будущем.
4. Ссылайтесь на поведение, которое можно изменить. Если вы предлагаете негативную обратную связь, то не останавливайтесь на критике каких-то моментов, а объясняйте что именно надо сделать в следующий раз по-другому, предлагайте альтернативы того, как избежать подобных ошибок в будущем.
5. "Присваивайте" обратную связь. В сущности все, что мы имеем право предложить, это наше собственное впечатление о действиях человека в определенный момент. Т.е. важно, чтобы предоставляющий обратную связь брал ответственность за нее, не представляя дело так, будто бы это общепринятое мнение об обучаемом.
6. Оставьте получателю выбор. Обратная связь, которая требует перемен или навязывается, может вызвать сопротивление. Конструктивная обратная связь предлагает информацию о получателе таким способом, который оставляет выбор относительно того, продолжать ли действовать дальше или нет. Она может помочь исследовать последствия любого решения о том менять или не менять что-либо , но не включает предписывание перемен.
7. Анализируйте предлагаемую вами обратную связь. Форма и содержание обратной связи сообщает информацию как о принимающей, так и о предоставляющей стороне. Поэтому время от времени неплохо прислушиваться к своим отзывам о других.
Результат использования обратной связи зависит от действий и восприятия обеих сторон.
УДК 007.819.237
В.П. Медведев
О ПРОГРАММЕ КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ" ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ЭКОНОМИСТОВ
До появления в техническом вузе таких нетрадиционных специальностей, как экономика и менеджмент, в основе программы курса "Психология" доминировали два таких основных раздела, как психология управления и инженерная психология. Однако появление вышеназванных специальностей потребовало для них существенного пересмотра программы данного курса. И прежде всего необходимо было учесть, что психология должна была заложить основы для последующего изучения таких курсов, как административное управление и управление персоналом, теория организации и организационное поведение, а также принятие управленческих решений.
В связи с этим относительно традиционных технических специальностей вуза в данной программе были усилены разделы по психологии познавательной деятельности и современным психологическим теориям и типологиям личности за счет некоторого сокращения разделов психологии общения и инженерной психологии.
Предложенная программа содержит десять следующих основных разделов.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Возникновение психологии как науки. Отрасли психологии. Психика как субстанция и психика как субстрат. Методы психологии.(Практические занятия - по методам психологии).