Научная статья на тему 'Профессиональное обучение как основа развития персонала организации'

Профессиональное обучение как основа развития персонала организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16034
1450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптева К. В., Бакшеева О. А.

В статье представлен обзор основных понятий и этапов процесса обучения и развития персонала. Рассмотрены системы профессиональной подготовки и непрерывного повышения уровня квалификации персонала, способствующие развитию трудового потенциала каждого работника и всего предприятия и росту на этой основе конечных социальных и экономических результатов трудовой деятельности человека, а также постоянному возрастанию человеческого капитала и его рациональному использованию на производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF STAFF OF ORGANIZATION

In the article an overview of the key concepts and steps in the process of training and development of staff is presented. Systems of professional training and continuous improvement of staff skills, contributing to the development of labour potential of each employee and all enterprise and growth on this basis of final social and economic results of labour activity of a person, as well as constant increase of human capital and its rational use in the production are viewed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение как основа развития персонала организации»

УДК 658

К.В. Коптева, О.А. Бакшеева* ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлен обзор основных понятий и этапов процесса обучения и развития персонала. Рассмотрены системы профессиональной подготовки и непрерывного повышения уровня квалификации персонала, способствующие развитию трудового потенциала каждого работника и всего предприятия и росту на этой основе конечных социальных и экономических результатов трудовой деятельности человека, а также постоянному возрастанию человеческого капитала и его рациональному использованию на производстве

Ключевые слова: профессиональное обучение, процесс непрерывного обучения, оценка эффективности обучения, методика Дональда Кирпатрика, методика Джека Филипса, методика бипараметрической оценки.

Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей [1, с. 51].

Так, Егоршин А.П. дает следующее определение: обучение персонала — это обеспечение соответствия профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления [2, с. 237].

Магура М.И. считает, что обучение персонала — это важнейший инструмент, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры [3, с. 98].

В свою очередь, А.Я. Кибанов придерживается мнения, что обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками [4, с. 125].

Анализ источников научной литературы позволил определить, что обучение персонала — это процесс овладения компетенциями, необходимыми для успешного и эффективного выполнения профессиональных задач.

Построение системы обучения — процесс трудоемкий, прежде всего по причине затрат, как временных, так и финансовых. Система обучения — это организация учебного процесса, которая заключается в стимулировании активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

Общая концепция системы обучения должна включать:

— структуру системы обучения с указанием ее места в общей системе управления персоналом (связь с процессами отбора, адаптации, оплаты труда, материальной и нематериальной мотивации, оценки);

— целевую аудиторию (управленческий состав, кадровый резерв, подразделения и отдельные сотрудники);

— цели и задачи обучение (соответствие стратегическим целям компании, задачам отдельных подразделений, планы индивидуального развития сотрудников);

— ответственных за обучение лиц (ИЯ-менед-жер, руководители подразделений — некоторые из них могли выступать в роли внутренних тренеров);

— направления и методы обучения (согласно потребностям и возможностям компании);

— расчет бюджета на обучение;

— составление плана и графика обучения на год;

— разработку документации, регламентирующей процесс обучения.

Профессиональное обучение на предприятии — сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.

На первом этапе определяется потребность в развитии персонала, для чего обычно проводится аттестация и разрабатываются индивидуальные планы развития.

На втором этапе формируется бюджет обучения. Кадровая политика предприятия оказывает особенно сильное влияние на размер средств, выделяемых на обучение, а также на выбор методов

* © Коптева К.В., Бакшеева О.А., 2013

Коптева Ксения Валерьевна ([email protected]), Бакшеева Ольга Александровна (ЪакзЬееуа[email protected]), кафедра маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета, 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33.

Рис. 2. Система обучения персонала организации

и видов обучения, которые будут финансироваться. Основными ресурсами, необходимыми для проведения обучения, будут являться средства, выделяемые на покрытие расходов по обучению, и время, затрачиваемое на процесс обучения.

В некоторых организациях обучение персонала не является приоритетным. Поэтому в трудные времена ресурсы, выделяемые на него, сокращаются в первую очередь. Один из способов убедить руководство увеличивать ресурсы на обучение состоит в том, чтобы относиться к обучению как к вложению капиталов, а не как к невозвратимым затратам. Такой подход характеризуется понятием «человеческий капитал», которое было разработано Г.С. Беккером, специалистом по трудовым ресурсам. В соответствии с этим подходом обучение оценивается таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект.

На третьем этапе определяются цели обучения. В качестве целей обучения обычно выступают:

— поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;

— сохранение и развитие профессионального потенциала предприятия;

— повышение конкурентоспособности продукции на основе распространения знаний и опыта применения персоналом современной технологии;

— поддержка инновационных преобразований рабочих мест для обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня производства;

— создание условий для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и техники обучения.

На четвертом этапе определяется содержание программ и осуществляется выбор методов обучения [5, с. 234-236].

Программы обучения, учитывающие потребности отдельных работников или группы сотрудников, обычно составляются квалифицированными специалистами по обучению. Общие же принципы проведения обучения возлагаются на линейного менеджера.

При подготовке учебного плана необходимо знать о требованиях, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Не следует забывать о наличии специальных требований к персоналу, предназначенных для отбора и приема на работу. В этом документе уже сделана попытка обобщить навыки, знания и установки, необходимые сотруднику для выполнения этой работы.

На основе предварительного анализа задач следует определить конкретные функции или элементы рабочего процесса, требующие улучшения или развития. Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, содержание которой зависит от количества и вида учебных целей.

На шестом, заключительном этапе полученные в результате обучения новые знания и навыки сопоставляются с потребностью в развитии, определенной на первом этапе, и оценивается эф-

фективность обучения. На результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле рассмотренной выше систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей.

То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью — через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.

Оценка обучения возвращает назад, к началу цикла обучения, т. к. с помощью такой информации есть возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении сотрудников.

Непрерывное образование — это процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения. Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения [6, с. 410—411].

Таким образом, современная система непрерывного образования должна состоять из ряда последовательных этапов, характеризующихся самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их достижения. Первый этап — получение общеобразовательных знаний и формирование профессиональных умений; второй этап — развитие специальных, конкретных знаний и приобретение опыта творческой деятельности; третий этап — периодическое обновление, углубление, расширение профессиональных знаний, умений и навыков для повышения эффективности труда в соответствии с требованиями рыночных отношений и происходящими изменениями в технике, технологии и организации производства.

Суть концепции непрерывного профессионального образования, впервые разработанной С.Я. Батышевым, состоит в постоянной адаптации работников, периодическом повыПшении их квалификации, переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни в рамках как формальной, так и неформальной системы образования на основе качественной базовой подготовки. В этой системе образовательный процесс должен строиться по восходящей линии таким образом, чтобы каждая следующая ступень являлась логическим продолжением предыдущей и представляла собой законченный цикл обучения (рис. 2).

Функционирование ступенчатой системы непрерывного образования предполагает наличие следующих исходных образовательных характеристик: общего образования; базовой профессиональной подготовки; специализированной професси-

Система непрерывного образования

Рис. 2. Система непрерывного развития трудового потенциала

ональной подготовки; переподготовки и повышения квалификации; адаптации персонала [7, с. 56].

Системы профессиональной подготовки и непрерывного повышения уровня квалификации персонала в течение всего рабочего периода будут способствовать развитию трудового потенциала каждого работника и всего предприятия и росту на этой основе конечных социальных и экономических результатов трудовой деятельности человека, а также постоянному возрастанию человеческого капитала и его рациональному использованию на производстве [8, с. 141—142].

Оценка методик эффективности обучения персонала является заключительным этапом управления развитием персонала в современной организации. Все чаще затраты на обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти инвестиции должны принести отдачу в виде повышения эффективности деятельности организации [9, с. 202].

Ниже представлены основные методики оценки эффективности обучения и развития персонала, а именно: методика Дональда Кирпатрика, методика Джека Филипса, методика бипарамет-рической оценки и оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа BSC, KPI.

1. Методика Дональда Кирпатрика. Он предложил краткую формулу для описания цикла обучения: реакция — обучение — поведение — результаты. Четыре уровня определяют последовательность проведения оценки обучения (тренинга). Он отмечал, что каждый уровень важен и влияет на следующий за ним уровень. При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больше времени, но при этом позволяет получить более ценную информацию. Ни один из уровней не может быть пропущен просто потому, чтобы сконцентрироваться на том, что тренер считает наиболее важным.

2. Методика Джека Филипса. Джек Филипс предлагает считать экономическую эффективность как «возврат на инвестиции в человеческий капитал». Формула, которую он предлагает, выглядит следующим образом:

RQJ _ Д°*°д обучения- Затраты „ ^qq (1)

Расчет ROI помогает получить целый ряд выгод, в частности, руководителям компаний:

— оценить финансовую эффективность инвестиций в сотрудников;

— получить понятный и надежный инструмент определения результативности мероприятий по работе с персоналом;

— сделать измеримым «человеческий фактор» и его влияние на бизнес-результат компании.

Менеджерам по персоналу:

— оценить эффективность HR-мероприятий в денежном выражении;

— представить результаты своей работы руководителю компании на принятом в бизнесе языке цифр;

— получить инструмент для выявления успешных и малоэффективных программ.

3. Методика бипараметртеской оценки. Мак Ги предлагает бипараметрическую оценку, то есть рассматривает результативность и эффективность обучения; он также вводит понятия результативности и эффективности и как их оптимальное сочетание — понятие производительности обучения. Мы со своей стороны при решении оценки целесообразности, эффективности обучения предлагаем последовательное приближение к решению данного вопроса, то есть отказаться от мысли разработки универсального инструмента измерения эффективности обучения в организации, а «подбирать методику измерения эффективности», учитывая специфику обучающих мероприятий, спектр которых достаточно широк. Определение сравнительной эффективности обучающих мероприятий может также помочь определять эффективность обучения, которое проводилось по идентичным программам в разных структурных подразделениях организации, что бывает необходимым и полезным при выстраивании корпоративной стандартизированной системы обучения.

4. Оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа BSC, KPI. При оценке отдельных направлений развития компании, в современном менеджменте применяются комплексные системы оценки, включающие ряд частных показателей, отражающих эффективность подразделений, в рамках моделей которых удачно применяются методы комплексной оценки, например, при выяснении вклада тех или иных подразделений в общий результат деятельности. Среди вышеназванных моделей можно отметить применимость каждой из них для решения задач оценки эффективности обучения персонала, выделив под отдел, отвечающий за обучение, определенный набор целевых показателей, позволяющих дать оценку именно этому подразделению компании. Н апример, выделив некоторые количественные и качественные показатели данному подразделению, предполагая, что мероприятия по обучению персонала скажутся на этих показателях, мы сможем дать оценку эффективности данных мероприятий в комплексе и по каждому отдельному эпизоду, связанному с обучением. Четко определив корреляцию этих показателей с показателями эффективности подразделений, прошедших обучение, мы сможем проанализировать эффективность работы по обучению персонала в целом на предприятии.

Библиографический список

1. Зайцева Ю.А. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности: Управление развитием персонала. М.: Экзамен, 2011. 208 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 2008. 352 с.

3. Магура М.И. Организация обучения персонала компании: учебное пособие М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2002 . 192 с.

4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.: Инфра-М, 2008. 304 с.

5. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005. 216 с.

6. Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2009. 688 с.

7. Кельперис И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом. № 7. 2007. С. 56.

8. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2005. 192 с.

9. Управление персоналом: курс лекций / Р.С. Се-дегов, Брасс. 2-е изд. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. 174 с.

10. Опарина Н.Н. Оценка эффективности обучения и развития топ-менеджеров // Справочник кадровика. 2011. №12. иЯЬ: http://www.pro-personal.ru/ іоита1/744/308511.

K.V. Kopteva, O.A. Baksheeva* PROFESSIONAL TRAINING AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF STAFF OF ORGANIZATION

In the article an overview of the key concepts and steps in the process of training and development of staff is presented. Systems of professional training and continuous improvement of staff skills, contributing to the development of labour potential of each employee and all enterprise and growth on this basis of final social and economic results of labour activity of a person, as well as constant increase of human capital and its rational use in the production are viewed.

Key words, professional training, lifelong learning process, assessment of effectiveness of training, method of Donald Kirkpatrick, method of Jack Phillips, method of biparametric assessment.

* Kopteva Kseniya Valeryevna ([email protected]), Baksheeva Olga Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Marketing and Personnel Management, Kursk State University, Kursk, 305000, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.