Научная статья на тему 'Профессиональное образование - один из факторов решения проблемы молодежной безработицы'

Профессиональное образование - один из факторов решения проблемы молодежной безработицы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЦЕННОСТЬ / VALUES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMMERCIALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ореховская Н.А.

В статье автор прослеживает взаимосвязь между уровнем образования молодежи и ее дальнейшей профессиональной успешностью. Безработица влияет на молодежь сильнее, чем на другие возрастные группы, эта социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для российского общества. Молодежная безработица ведет к углублению бедности, которая становится устойчивым явлением. При поиске работы молодые люди сталкиваются с трудностями адаптации на рынке труда. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования. Поэтому целью статьи является необходимость проанализировать положение молодых людей на рынке труда и выявить корреляцию между уровнем образования молодого специалиста и уровнем молодежной безработицы. Этот анализ чрезвычайно важен, ведь молодежь является неотъемлемой частью современной системы трудовых ресурсов. Социальная незащищенность и неадекватное оценивание труда молодого поколения усугубляет скорость падения национального патриотизма и способствует увеличению оттока специалистов за границу. Такое отношение к молодежи нивелирует ценность образования и заставляет искать альтернативные формы заработка, реализуя себя в теневом бизнесе. Главной защитой от молодежной безработицы автор считает высокий уровень образования. В статье также затрагивается проблема коммерциализации образования. Свои выводы автор подкрепляет данными Росстата и социологических исследований в области изучения рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Education is one of the Factors of Solving the Problem of the Youth Unemployment

In the article the author traces the interrelation between the level of education of youth and its further professional success. Unemployment affects young people more than other age groups, this social marginalization of youth is the most acute problem for Russian society. Youth unemployment leads to a deepening of poverty, which becomes a sustainable phenomenon. When looking for a job, young people face difficulties in adapting to the labor market. A high level of education is a reliable protection against unemployment. Therefore, the aim of the article is to analyze the situation of young people in the labor market and to reveal the correlation between the level of education of a young specialist and the level of youth unemployment. This analysis is extremely important, because young people are an integral part of the modern system of human resources. Social insecurity and inadequate assessment of the work of the younger generation aggravates the rate of decline of national patriotism and contributes to an increase in the outflow of specialists abroad. This attitude towards the youth levels the value of education and makes it necessary to look for alternative forms of earnings, realizing themselves in the shadow business. The author considers a high level of education to be the main protection against youth unemployment. The article also touches upon the problem of the educationalization of education. The author reinforces his conclusions with the data of Rosstat and sociological research in the field of labor market research.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование - один из факторов решения проблемы молодежной безработицы»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 20-25.

УДК 1+ 304.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Ореховская Н. А.

Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: orehovskaya@yandex.ru

В статье автор прослеживает взаимосвязь между уровнем образования молодежи и ее дальнейшей профессиональной успешностью. Безработица влияет на молодежь сильнее, чем на другие возрастные группы, эта социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой для российского общества. Молодежная безработица ведет к углублению бедности, которая становится устойчивым явлением. При поиске работы молодые люди сталкиваются с трудностями адаптации на рынке труда. Надежной защитой от безработицы является высокий уровень образования.

Поэтому целью статьи является необходимость проанализировать положение молодых людей на рынке труда и выявить корреляцию между уровнем образования молодого специалиста и уровнем молодежной безработицы. Этот анализ чрезвычайно важен, ведь молодежь является неотъемлемой частью современной системы трудовых ресурсов. Социальная незащищенность и неадекватное оценивание труда молодого поколения усугубляет скорость падения национального патриотизма и способствует увеличению оттока специалистов за границу. Такое отношение к молодежи нивелирует ценность образования и заставляет искать альтернативные формы заработка, реализуя себя в теневом бизнесе. Главной защитой от молодежной безработицы автор считает высокий уровень образования. В статье также затрагивается проблема коммерциализации образования. Свои выводы автор подкрепляет данными Росстата и социологических исследований в области изучения рынка труда.

Ключевые слова: молодежь, образование, ценность, мотивация, безработица, профессиональная успешность, коммерциализация образования.

Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда вызвана как минимум двумя, на наш взгляд, противоречивыми обстоятельствами. С одной стороны, молодые люди занимают одно из ключевых мест в системе трудовых отношений в России. С другой - являются одной из самых незащищенных групп на рынке труда. Поэтому целью статьи является необходимость проанализировать положение молодых людей на рынке труда и выявить корреляцию между уровнем образования молодого специалиста и уровнем молодежной безработицы. Этот анализ чрезвычайно важен, ведь молодежь является неотъемлемой частью современной системы трудовых ресурсов. В нашей стране на ее долю приходится свыше трети трудоспособного населения. При этом следует признать, что на рынке труда эта группа относится к наиболее незащищенным. Многое зависит от условий, в которых начинается профессиональная деятельность, и от того, насколько глубоко

молодежь интегрирована в социально-экономическую жизнь социума. Активность подрастающего поколения является фундаментом экономических и социальных успехов и широких перспектив в развитии государства. Безработица, как правило, «ударяет» молодежь сильнее, чем другие возрастные группы, в связи с чем социальная маргинализация молодежи является острейшей проблемой российского общества. В силу специфики социально-психологических характеристик, таких как размытость социально-трудовых ориентиров, недостаточная сформированность мотивационной сферы, негибкость социального поведения, неумение распорядиться имеющимися ресурсами, неадекватный уровень притязаний, неустойчивость жизненных ценностно-ориентационных установок делают положение молодежи на рынке труда тяжелым и болезненным.

Так, данные Росстата свидетельствуют, что по итогам обследования в июле 2017 г. численность рабочей силы составила 76,4 млн человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,5 млн человек были заняты в экономике и 3,9 млн человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В конце июля 2017 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 797 тыс. человек. Среди безработных (по методологии МОТ) доля молодежи до 25 лет составила 29,1%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 30,6% [7]. А в 2011 году юноши и девушки возрастом моложе 25-ти в этом списке составляли 27%. Причем на возрастную группу 15-19 лет приходился 31% безработных, а на прослойку 20-24 - 13%. Средний показатель безработицы среди молодых людей 15-24 лет в тот период находился на уровне 15% (городское население - 13%, сельское - 18%). Однако в ряде случаев реальный процент безработицы намного превосходит статистический [2, с. 393-394]. К сожалению, мы наблюдаем рост молодежной безработицы.

Низкие доходы молодых сотрудников не поддаются корреляции с заоблачной стоимостью жилья, высокими расходами на транспорт, дороговизной продуктовой корзины и медикаментов. Общее ухудшение здоровья молодых людей, спровоцированное бедностью, непременно отразится на будущем потомстве. Это повлечет за собой дальнейшее ухудшение качества человеческого потенциала государства. Социальная незащищенность и неадекватное оценивание труда молодого поколения усугубляет скорость падения национального патриотизма и способствует увеличению оттока специалистов за границу. Такое отношение к молодежи нивелирует ценность образования и заставляет искать альтернативные формы заработка, реализуя себя в теневом бизнесе. Но только уровень профессиональных знаний и навыков является надежным страховым полисом от безработицы и гарантией, что в случае потери работы человек быстро найдет новое место.

Статистика неумолима - высокий уровень образования позволяет снизить безработицу. По данным 2010-го года занятость населения, окончившего высшие учебные заведения, составила 81% (при уровне безработицы в 4%). Среди граждан, имеющих среднее профессиональное образование - 73% и 6% соответственно. Для

людей с подготовкой на начальном профессиональном уровне - 72% на 8%. Занятость населения без специального образования составила всего 23% при безработице в 17% [4, 6]. В 2014 году по данным Росстата уровень безработных с высшим образованием составил 18%, со средним профессиональным образованием - почти 40%, а имеющих среднее общее образование - 31,5% [7].

Всесторонне проанализировав разнообразные социологические исследования, можно утверждать, что возможность молодежи создавать карьеру во многом зависит от уровня образования. Больше трети опрошенных (37%), ведущих успешную профессиональную деятельность, окончили не менее двух ВУЗов. Для лиц, не получивших высшего образования, характерны отсутствие планов по строительству лестницы к успеху и низкие социально-профессиональные запросы. Основная масса «неудачников» приходится на группу с начальным образованием -84%. Среди молодых людей, окончивших лишь среднюю школу, они составляют 58%. В группе же респондентов с двумя высшими образованиями их всего 27% [4].

Исследователь Е. Добрынина, основываясь на изучении профессионального и жизненного пути выпускников школ и представителей других слоев молодежи, отмечает, что людям с высоким уровнем образования свойственно стремиться к его дальнейшему повышению. Желание молодых граждан улучшать и расширять свои знания является бесспорным свидетельством возрастающей ценности образования

[3].

Свои социальные интересы выпускники школ связывают с будущим - с планированием жизни, а это и высшее образование, и занятость. Однако сегодня определение будущей профессии происходит не под влиянием мечты, а под давлением страха оказаться нетрудоустроенным. Люди старших поколений с этой проблемой не знакомы. У современной же молодежи произошла смена стереотипов. Если в эпоху развитого социализма юноши и девушки жили, чтобы работать, то в наши дни им приходится получать образование и трудиться, чтобы выжить.

Мы наблюдаем слияние прагматических и ценностных аспектов труда. Образовательная и профессиональная деятельность смыкаются. Рыночные отношения вынуждают молодежь рано включаться в их схему, а это отражается как на содержании работы, так и на отношении к ней. В связи с этим изменился и перечень престижных профессий. Например, в 1997-ом году 89% молодых людей считали достойной занятость в юридической сфере или в финансовом секторе, а в 2009-ом их престижность упала до 30% [5]. Конечно, престиж юристов и экономистов в современном обществе остается очень высоким, но огромная конкуренция резко снизила интерес к этим профессиям. Молодежь больше не считает их прибыльными.

Сегодня молодые люди высоко ценят доходность предпринимательства, однако по критерию престижности выше ставят службу госчиновника, творческие профессии, работу в банках. Труд инженеров, ученых, преподавателей, врачей из-за недостойной оплаты стал непрестижным. Каждый человек хочет, чтобы за его профессиональную деятельность хорошо платили. Среди молодежи это подтвердили 85% опрошенных. Причем 63% из них считают, что работа должна

быть интересной. Среди представителей старших поколений за достойную оплату труда высказались 87% респондентов [2, с.405].

В течение столетия в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня образованности с каждым последующем поколением. Образовательный потенциал общества увеличивается. Развиваются наука и техника. Совершенствуются обучающие методики и технологии передачи и хранения информации. Это влечет за собой и повышение требований к системе образования. По мнению Ю. Г. Волкова, российское общество подошло к его видению как области социального творчества. А чтобы создать мощную, креативно мыслящую прослойку населения, нужно превратить образование в надежного партнера и союзника [1]. Однако влияние на образовательную систему рыночных механизмов и расширение списка платных услуг может стать серьезным тормозом для этого процесса.

В наши дни наблюдается парадокс - количество учащихся молодых людей растет, а общекультурный и общеобразовательный уровни падают. Дело в том, что процесс получения знаний стал обязательной процедурой, где главным фактором выступает платежеспособность студента. Тысячи малоквалифицированных исполнителей сегодня - это результат перевода профессионального обучения на коммерческие рельсы. Работодатели России страдают от нехватки специалистов высокообразованных и умеющих мыслить творчески. Только с такими сотрудниками можно заниматься модернизацией производства и улучшать имидж компаний и государства.

Превращение профессионального образования в коммерческий проект недопустимо. Нельзя забывать, что обучение молодежи является единой системой, воспитывающей и формирующей ценностные ориентации. Важно, чтобы процесс получения профессиональных знаний и навыков не трансформировался в непреодолимое препятствие, т. к. образование и безработица, а также социальные проблемы, которые она за собой влечет, являются двумя сторонами одной медали. Образование должно оставаться доступным путем к самореализации для представителей всех социальных и культурных групп.

Понимая и учитывая взаимосвязь между уровнем образования молодого специалиста и уровнем молодежной безработицы, государство и общество не должны самоустраняться от решения данной проблемы. На наш взгляд, следует всемерно развивать молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых непременно проводить ярмарки вакансий с участием предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие не только высшие эшелоны государственной власти, но и региональные власти, органы местного самоуправления.

Список литературы

1. Волков Ю. Г. Креативность: исторический прорыв России / Ю. Г. Волков. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. - 328 с.

2. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) / М. К. Горшков. - М.: Новый хронограф, 2011. - 672 с.

3. Добрынина Е. Предпоследний звонок // Российская газета. - 2011. - 18 мая. - № 104. - С. 12.

4. Тюрина И. О. Двадцать лет реформ: взгляд на занятость // Служба занятости. - 2011. - № 9. -С. 50-59.

5. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги - М.: ЦСПиМ, 2010. - 290 с.

6. Orehovskaya N.A. Problems of Youth Unemployment in Russia / В сборнике: Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia Papers of Russian Sociologists for the 12th Conference of the European Sociological Association. Russian Society of Sociologists; Institute of Sociology of the Czech Academy of Sciences (IS CAS); European Sociological Association; Editor-in-Chief V.Mansurov. - 2015. - С. 311-315.

7. Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/170.htm (Дата обращения 21.08.2017).

Orekhovskaya N. A. Professional Education is one of the Factors of Solving the Problem of the Youth Unemployment // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2017. - Vol. 3 (69). - № 2. - P. 20-25.

In the article the author traces the interrelation between the level of education of youth and its further professional success. Unemployment affects young people more than other age groups, this social marginalization of youth is the most acute problem for Russian society. Youth unemployment leads to a deepening of poverty, which becomes a sustainable phenomenon. When looking for a job, young people face difficulties in adapting to the labor market. A high level of education is a reliable protection against unemployment. Therefore, the aim of the article is to analyze the situation of young people in the labor market and to reveal the correlation between the level of education of a young specialist and the level of youth unemployment. This analysis is extremely important, because young people are an integral part of the modern system of human resources. Social insecurity and inadequate assessment of the work of the younger generation aggravates the rate of decline of national patriotism and contributes to an increase in the outflow of specialists abroad. This attitude towards the youth levels the value of education and makes it necessary to look for alternative forms of earnings, realizing themselves in the shadow business. The author considers a high level of education to be the main protection against youth unemployment. The article also touches upon the problem of the educationalization of education. The author reinforces his conclusions with the data of Rosstat and sociological research in the field of labor market research.

Key words: youth, education, values, motivation, unemployment, professional success, commercialization of education.

References

1. Volkov Yu. G. Kreativnost: istoricheskii propiv Possii [Creativity: Historical Breakthrough of Russia]. Moscow, Socio-humanitarian knowledge, 2011, 328 p.

2. Gorshkov M. K. Rossiiskoe obchestvo kak ono ect: (opit sosiologicheskogo issledovania) [Russian Society as It is: (the Experience of the Sociologist Diagnostics)]. Moscow, New Chronograph, 2011, 672 p.

3. Dobrynina E. Predposlednii zvonok [The Penultimate Call] / Possiiskay gazeta [The Russian newspaper]. - 2011. - № 104. - 18 may 2011. - P. 12.

4. Tyurina I. O. Dvadsat let peform: vzgljd na zanjtost [Twenty Years of Reforms: a Look at Employment] / Slugba zanjtosti [Employment Service]. - 2011. - № 9. - P. 50-59.

5. Gorshkov M., Sheregi F. Molodeg Possii: sosiologicheskii portret [The Youth of Russia: Sociological Portrait]. Moscow, CSEM, 2010, 290 p.

6. Orekhovskaya A.N. The Problem of Youth Unemployment in Russia / In the proceedings: differences, inequalities and sociological imagination: a view from Russia of works by Russian sociologists to the 12th conference of the European sociological Association. Russian society of sociologists; Institute of sociology of the Czech Academy of Sciences (IP-CAS), European sociological Association; editor in Chief V. Mansurov, 2015, P. 311-315.

7. Rosstat. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/170.htm (accessed 21.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.