МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЕЛОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
Профессиональное образование и бизнес: опыт взаимодействия
уйМин
Антон Григорьевич,
преподаватель спецдисциплин, заведующий лабораторией информатики Уральского радиотехнического колледжа им. А. С. Попова, Екатеринбург
терентьева
ольга Арсеньевна,
руководитель ресурсного центра развития профессионального образования в области информационных технологий и робототехники, Екатеринбург
взаимодеиствия
Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова реализует двенадцать специальностей по трем направлениям: «Электронная техника», «Информатика» и «Экономика и управление». Все направления неразрывно связаны с информационными технологиями. Общие слова и фразы - не всегда интересны, а главное, редко полезны, поэтому сразу перейдем к предмету нашей статьи - опыту нашего взаимодействия с бизнесом.
D-Link
Building Networks for People
SflR
shop . nag . mi
Хроника делового партнерства
Первым успешным проектом взаимодействия колледжа и бизнеса можно считать авторизованный учебно-производственный центр D-Link, созданный в 2009 году. Опыта совместной деятельности еще не было, и поэтому все договоры и положения заключались с акцентом на обязанности колледжа, что привело со временем к некоторым трудностям с разграничением обязанностей и полномочий. Но это рабочие моменты, и в процессе сотрудничества их удается решать.
В учебно-производственном центре три лаборатории, две из которых колледж оснастил самостоятельно, закупив оборудование с 15%-ной скидкой для образовательных учреждений. Оборудование для третьей лаборатории частично предоставила компания-партнер. Студенты учатся на реальном оборудовании и, по желанию, дополнительно готовятся и сертифицируются компанией D-Link на один из двух доступных в данное время статусов.
Сегодня в рамках сотрудничества с компанией мы не только обучаем студентов, но и проводим курсы повышения квалификации для специалистов сторонних компаний. Наши студенты проходят практику и трудоустраиваются в сервисном центре компании. Совместно с D-Link уже второй год проводится Международная олимпиада профессионального мастерства для студентов вузов и колледжей по направлению «Основы сетевых технологий» памяти преподавателя колледжа Владимира Аверина, в рамках которой менеджеры компании проводят мастер-классы по фирменным технологиям D-Link. Для проведения олимпиады компания предоставляет оборудование и призовой фонд.
Компания NAG - еще одни партнер нашего колледжа - является производителем, продавцом и интегратором сетевого оборудования. С ними сотрудничество началось в рамках ежегодно проводимого колледжем круглого стола на тему «Проблемы инновационного развития технического обеспечения образовательного процесса». Представители компании не только приняли участие в обсуждении заявленной темы, но и пообщались с преподавателями, руководителями лабораторий. Дальнейшие встречи с руководством компании определили пути нынешнего сотрудничества, которое продолжается уже три года. За это время компанией передано колледжу специализированное сетевое оборудование для проведения лабораторных и практических работ. Оно не новое, но купить аппаратные межсетевые экраны компании CISCO или управляемые коммутаторы - вещь затратная. Компания систематически предоставляет во временное пользование необходимое для обучения студентов современное сетевое оборудование. Например, во время подготовки к олимпиаде WorldSkills мы брали маршрутизаторы и коммутаторы CISCO для получения практических навыков работы с оборудованием, а инженеры компании консультировали нас. Компания NAG два года подряд поощряет призами - оборудованием собственного производства - победителей упомянутой выше Международной олимпиады. Сотрудничество с NAGом проявляется и в форме привлечения студентов колледжа на практику, по итогам которой проходят рабочие встречи со специалистами компании с целью внесения корректировок в содержание образовательных про-
ДЕЛОВОЕ ПАРТНЕРСТВО
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
грамм и оснащения лабораторной базы. Такая форма сотрудничества выгодна компании, так как обеспечивает приток кадров, имеющих опыт работы на оборудовании компании. В 2012/13 учебном году по заказу NAG студентами колледжа выполнено 4 дипломных проекта, которые внедрены в бизнес-структуру предприятия, а выпускник прошлого года Роман Кудрявцев сейчас работает в компании на инженерной должности.
С работы в рамках круглого стола началось сотрудничество и с компанией ПРОСОФТ -ведущим российским дистрибьютором решений для автоматизации технологических процессов. Совместные интересы колледжа и компании нашли отражение в разработке «Автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП)» на базе колледжа. Компания предоставила оборудование для развития лаборатории АСУ ТП, наши студенты уже побывали на экскурсиях и семинарах, организованных компанией, их пригласили пройти производственную практику.
С компанией TP-Link - одним из крупнейших производителей сетевого оборудования - взаимодействие началось с их участия в формировании призового фонда Международной олимпиады. Сегодня на базе колледжа открыт первый в СНГ учебный центр TP-Link по направлению «Беспроводные технологии». Колледж предоставляет помещение и педагогические кадры, а TP-Link оборудование, техническую документацию и прямые контакты с техническими специалистами.
Компания UNITGROUP является интегратором IT-решений. С компанией мы сотрудничаем уже 5 лет. Два года подряд компания оказывала значительную финансовую поддержку «Международной открытой олимпиады по техническим средствам информатизации», проводимой на базе колледжа, предоставляя рабочие места студентам и неся риски по выходу оборудования из строя. По заказу компании студенты колледжа выполняли работы по сбору пылевых датчиков.
Компания Диалог-Екатеринбург является интегратором IT-решений. С компанией мы начали сотрудничество в прошлом году. Компания предоставила для проведения практического тура Международной открытой олимпиады 56 комплектов оборудования для сборки персональных компьютеров на сумму более 700 тыс. рублей. Сегодня колледж ведет с компанией Диалог-Екатеринбург переговоры о создании на его базе сборочно-учебной площадки, на которой студенты, не отрываясь от учебного процесса, смогут приобрести практические навыки в рамках реального производства.
Есть проблемы
Не все примеры взаимодействия нашего колледжа с бизнесом приведены в этой статье. Колледж активно работает и с заводами, и с индивидуальными предпринимателями, и чаще всего успешно. С учетом своего опыта мы мо-
жем обобщить проблемы, с которыми приходится сталкиваться образовательной организации среднего профессионального образования при налаживании взаимодействия с бизнесом.
1. Часть потенциальных партнеров являются прямыми конкурентами на рынке, и избежать конфликта интересов очень сложно, поэтому нужно взаимодействовать с большим количеством вендоров, так как интересы студентов являются приоритетными.
2. Система профессиональной подготовки дискредитирована. Подготовкой 1Т-спе-циалистов занимается достаточно большое количество учебных заведений, которые не имеют достаточных ресурсов (лабораторной базы, технических специалистов) для качественной подготовки квалифицированных кадров.
3. У крупного бизнеса сегодня в целом сложился спрос на специалистов. Он поддерживает вузовские кафедры и «вскармливает» кадры там (УГМК, СКБ-контур) либо создает свои центры подготовки и готовит себе кадры сам (Ростелеком). Малый бизнес не может планировать свои потребности на длительный период и, следовательно, не готов вложиться в длительную подготовку специалистов.
4. Важную роль во взаимодействии бизнеса и профессионального образования играют имиджевые моменты. выпускники школ, как правило, идут в колледжи и техникумы «по остаточному принципу», большая их часть считает, что получение высшего образования более перспективно, чем получение рабочей профессии. работодатели же почему-то
считают, что специалист с высшим образованием обладает более высокими морально-нравственными качествами.
5. И самое важное - не проработана система государственной поддержки. Когда повсеместно декларируется государственно-частное партнерство, то логично, что вкладывающийся в образование бизнес задает вопросы о софинансировании проектов, о привлечении информационных ресурсов. Но пока поддержки со стороны государства, кроме теплых слов, мы не ощутили.
ProSoft
TP-LINK
The Sellable Choice
Когда повсеместно декларируется государственно-частное партнерство, то логично, что вкладывающийся в образование бизнес задает вопросы о софинансировании проектов.
***
Эффективная модель взаимодействия государства, бизнеса и производства со средним профессиональным образованием может быть выстроена только при консолидации ресурсов в форме совместного вложения в оснащение современным высокотехнологичным оборудованием базовых площадок профильной подготовки специалистов. Такая модель взаимодействия в полной мере может быть реализована в УРТК им. А. С. Попова при подготовке специалистов в области радиоэлектронной техники, компьютерных и сетевых технологий, информационной безопасности, информационных систем.