Научная статья на тему 'Профессиональное мышление будущих фельдшеров в медицинском колледже: этапы диагностики'

Профессиональное мышление будущих фельдшеров в медицинском колледже: этапы диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ ФЕЛЬДШЕРА / TYPES OF THINKING / PROFESSIONAL THINKING / THINKING PARAMEDIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурсаева Инна Станиславовна

В статье исследуется формирование профессионального мышления будущих фельдшеров в медицинских колледжах. Особое внимание уделяется условиям профессионального становления будущих фельдшеров, имеющиеся виды и типы мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурсаева Инна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное мышление будущих фельдшеров в медицинском колледже: этапы диагностики»

Professional thinking of future medical assistants in the College of Medicine diagnostic steps Sursaeva I. (Ukraine) Профессиональное мышление будущих фельдшеров в медицинском колледже: этапы диагностики Сурсаева И. С. (У краина)

Сурсаева Инна Станиславовна / Sursaeva Inna - соискатель, кафедра педагогики, Институт педагогики, психологии и искусств,

Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского,

г. Винница, Украина

Аннотация: в статье исследуется формирование профессионального мышления будущих фельдшеров в медицинских колледжах. Особое внимание уделяется условиям профессионального становления будущих фельдшеров, имеющиеся виды и типы мышления.

Abstract: the article investigates the formation of professional thinking of the future status of paramedics in medical colleges. Particular attention is paid to the conditions of professional formation of the future paramedics available kinds and types of thinking.

Ключевые слова: типы мышления, профессиональное мышление, мышление фельдшера.

Keywords: types of thinking, professional thinking, thinking paramedic.

Среднее профессиональное образование в Украине сейчас переживает реформирование, вызванное социальной и экономической перестройкой страны. Особенно высокие требования ставятся к образовательным учреждениям медицинского направления.

Цель статьи заключается в исследовании состояния сформированности профессионального мышления будущих фельдшеров в медицинских колледжах.

Качество профессиональной деятельности медика, в частности фельдшера, в основном зависит от уровня развития его профессионального мышления. Однако, окончив медицинское среднее учебное заведение, не каждый специалист обладает достаточным уровнем развития такого мышления. Поэтому есть необходимость целенаправленного формирования и развития профессионального мышления будущих фельдшеров, что, в свою очередь, требует тщательной диагностики реального состояния сформированности профессионального мышления студентов медицинских колледжей.

Педагогический эксперимент был проведен на базе Винницкого медицинского колледжа имени академика Заболотного, он состоял в диагностике начального уровня сформированности профессионального мышления будущих фельдшеров в соответствии с определенными критериями и показателями. В эксперименте принимали участие 428 студентов, которые были разделены на контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). На этом этапе в эксперименте принимали участие студенты, окончившие первый курс обучения в медицинском колледже.

Диагностику профессионального мышления студентов-медиков мы проводили с поэтапным и комплексным применением следующих методик: тест на определение типа мышления по методике «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной [2, 69]; определение личностного уровня творческого потенциала. Диагностика личностной креативности Е. Туник; анкетирование по методу М. Рокича с целью определения исходного уровня сформированности социально-ценностных ориентаций и установления наличия опыта социального общения у студентов-медиков;

209

тестирование студентов во время бесед на темы: «Плохой - хороший фельдшер», «Профессионально-значимые качества фельдшера»; наблюдения и определения начального уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций; задача на решение проблемных ситуаций с целью установления начального уровня владения индивидуально-творческими способностями (личностная креативность) выполнения профессиональной деятельности [1, 23].

Эффективность практической деятельности будущего фельдшера зависит от базовых знаний и имеющегося уровня личностного и профессионального мышления. Поэтому необходимым условием профессионального становления будущих фельдшеров является определение в них имеющихся видов и типов мышления. Для установления типа мышления испытуемых мы использовали методику Г. Резапкиной, а именно тест «Тип мышления» [2, 69].

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Для многих профессий необходимо сочетание различных типов мышления. Такое мышление называют синтетическим.

Сравнительный анализ ответов показал, что у студентов-медиков как КГ так и ЭГ преобладает низкий уровень мышления по всем типам, но это очевидно, так как студенты учатся только на I курсе медицинского колледжа. Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости корректировки системы обучения, введение в методику преподавания дисциплин инновационных технологий обучения.

Для определения начального уровня сформированности интеллектуального критерия студентов-фельдшеров они могли пройти интеллектуальный тест Айзенка. Следует отметить, что тесты ^ определяют умение мыслить, а не общий уровень знаний, эти тесты являются попыткой оценить общий уровень интеллекта. В более широком смысле тест ^ определяет способность мыслить и успешно адаптироваться в окружающей среде, а не способность к обучению. Также для определения начального уровня интеллектуального критерия, а именно: показателей «академическая ценность» и «интеллектуальная компетентность», мы использовали специальные тесты и результаты контрольных работ по специальным дисциплинам. Результаты тестирования показали, что на первом этапе по показателю академическая ценность 3 % студентов контрольных групп и 5 % студентов экспериментальных групп получили высокую оценку «4» и »5». По показателю интеллектуальная компетентность 4 % студентов контрольных групп и 2 % студентов экспериментальных групп получили высокую оценку. В то же время более половины студентов как контрольных, так и экспериментальных групп получили низкие баллы.

Анализ научных исследований по вопросу взаимосвязи профессиональной деятельности будущих фельдшеров с творческим мышлением свидетельствуют о необходимости диагностики у студентов творческих способностей. Для этого мы использовали методику Е. Туник «Диагностика личностной креативности». Основные критериальные проявления исследуемых факторов: Любознательность. Воображение. Сложность. Склонность к риску.

Рассмотрев ценностные ориентации студентов контрольных и экспериментальных групп, мы увидели больше сходства, чем различия. Проанализировав ответы студентов на вопросы, мы пришли к выводу, что большинство студентов выбрали профессию фельдшера потому, что хотят быть уважаемыми людьми, иметь высокий социальный статус и быть полезными другим людям. Среди терминальных ценностей, то есть ценностей-целей, доминирующими являются ценности личного характера, такие как: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Ведущими инструментальными ценностями являются образованность и самоконтроль.

Настоящий фельдшер - это специалист с гуманистическим мировоззрением, у которого доминирующими являются не материальные ценности, а ценности альтруистического характера. Будущий фельдшер должен иметь сложившуюся

210

систему ценностей. Желание помочь людям, любовь и уважение к пациентам, чувство ответственности, самоотверженность должны преобладать над личными интересами. То есть сложившаяся система ценностей - необходимое условие для высококвалифицированного фельдшера.

Таким образом, проанализировав и оценив ответы студентов по анкете на основе методики М. Рокича, мы смогли выявить общую систему ценностей, которая имеет следующий вид: 5 % студентов контрольных групп и 4 % студентов экспериментальных групп доминирующими считают гуманистические ценности альтруистического характера. Что касается результатов анкеты по определению опыта социального общения, то стоит отметить, что большинство студентов выбрали только два вида деятельности фельдшера, важные для социума: диагностическую и лечебную. Лишь 3 % студентов из контрольных групп и 2 % из экспериментальных групп отметили как наиболее важные все виды деятельности фельдшера.

Почти половина студентов как КГ, так и ЭГ имеют низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного критерия и лишь у 10 % - высокий.

Для определения уровня владения аналитическим мышлением студентам контрольных и экспериментальных групп были предложены для решения задачи, связанные с их профессиональной деятельностью. По результатам решения конкретных задач можно сделать вывод о аналитическом мышлении испытуемых.

Проведенная на первом этапе нашего исследования диагностика сформированности профессионального мышления будущих фельдшеров свидетельствует о недостаточной эффективности процесса обучения в медицинских колледжах. Подводя итоги проведенного нами комплекса методов исследования на первом этапе эксперимента, и учитывая полученные результаты, мы установили актуальность цели данного исследования: традиционной подход в обучении будущих фельдшеров недостаточно эффективен для формирования у них профессионального мышления.

Результаты исследования позволяют утверждать, что необходимы кардинальные изменения содержания и методов традиционной подготовки будущих фельдшеров. Все это вызывает необходимость новых подходов к становлению у студентов профессионального мышления, разработки вопросов сущности, особенностей, структуры, функций профессионального мышления фельдшера, а также целостной картины его формирования.

Литература

1. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2006. - 48 с.

2. Методика «Тип мышления» / Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. - 124 с. (Серия «Психолог в школе»). - 282 с.

3. Чиркова В. М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике: Автореф. ... канд. пед. наук. - Курск, 2011. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.