УДК 159.9
Профессиональное долголетие педагогов: психолого-педагогические
аспекты рассмотрения проблемы Костюнина Л.И. *, Быстрова О.Л., Постнов Ю.М., Катенков А.Н.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ОЯСЮ: 0000-0003-1551-6838, [email protected]* ОЯСЮ: [email protected] ОЯСЮ: 0000-0002-5535-109Х, [email protected] ОЯСЮ: 0000-0002-0866-9265, [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрена актуальная проблема демографического старения населения России, а также факторы и условия, способствующие сохранению активного профессионального долголетия педагогов. Материалы и методы. Достижение цели исследования обеспечивалось применением комплекса методов: анализ нормативных документов и научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В констатирующем педагогическом эксперименте принимали участие преподаватели ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Результаты. В ходе исследования проанализированы психолого-педагогические аспекты повышения профессиональной работоспособности и продуктивности труда педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, выявлены факторы и предпосылки, обусловливающие сохранение продуктивного профессионального долголетия педагогов. Представлен анализ кадрового обеспечения педагогических вузов на примере ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», проведен опрос по выявлению неблагоприятных факторов, которые могут оказать негативное влияние на желание педагогов и дальше продолжать свою педагогическую деятельность; оценки их психосоматического здоровья. Раскрыто содержание организационно-методических подходов к разработке методики занятий оздоровительной физической культурой женщин-преподавателей 50-65 лет на основе применения средств фитнеса, стриминговых технологий, организации групповых и индивидуальных занятий. Заключение. По результатам выполненного исследования представлено обоснование необходимости разработки комплексной программы сохранения творческого и профессионального долголетия женщин-преподавателей от 50 лет и старше с использованием современных средств стимулируемой двигательной активности с учетом индивидуальных показателей физического и психологического здоровья. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов и предпосылок обусловливающих сохранение продуктивного профессионального долголетия педагогов; обосновании необходимости организации стимулируемой двигательной активности как средства поддержания работоспособности и сохранения психосоматического здоровья педагогов. Практическая значимость. Выявленные организационно-методические подходы к использованию современных средств стимулируемой двигательной активности обусловливают возможность разработки методик оздоровительной тренировки женщин-преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста, обеспечивающих их профессиональное и творческое долголетие.
Ключевые слова: педагог, профессиональное долголетие, педагогическая деятельность, здоровье, профессиональное выгорание, предпенсионный и пенсионный возраст, физическое и психологическое здоровье, женщины-преподаватели.
Для цитирования: Костюнина ЛИ.*, Быстрова О.Л., Постнов Ю.М., Катенков АН. Профессиональное долголетие педагогов: психолого-педагогические аспекты рассмотрения проблемы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 150-158.
Professional longevity of teachers: psychological and pedagogical aspects
of considering the problem Lubov I. Kostyunina*, Olga L. Bystrova, Yuriy M. Postnov, Andrey N. Katenkov I.N. Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0003-1551-6838, [email protected]* ORCID: 0000-0002-5774-3636, [email protected] ORCID: 0000-0002-5535-109Х, [email protected] ORCID: 0000-0002-0866-9265, [email protected]
Abstract: The article considers the urgent problem of demographic aging of the population of Russia, as well as the factors and conditions contributing to the preservation of active professional longevity of teachers. Materials and methods. The achievement of the goal of the study was ensured by the use of a set of methods: analysis of regulatory documents and scientific and methodological literature, survey, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Teachers of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "UlGPU named after I.N. Ulyanov" took part in the ascertaining pedagogical experiment. Results. The study analyzed the psychological and pedagogical aspects of increasing the professional performance and labor productivity of preretirement and retirement age teachers, identified the factors and prerequisites that determine the preservation of productive professional longevity of teachers. The analysis of staffing of pedagogical universities is presented using the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "I.N. Ulyanov GPU", a survey was conducted to identify unfavorable factors that can have a negative impact on the desire of teachers to continue their teaching activities; assessment of their psychosomatic health. The article reveals the content of organizational and methodological approaches to the development of a methodology for health-improving physical education classes for female teachers aged 50-65 years based on the use of fitness tools, streaming technologies, and the organization of group and individual classes. Conclusion. Based on the results of the study, a rationale is presented for the need to develop a comprehensive program for maintaining the creative and professional longevity of female teachers aged 50 years and older using modern means of stimulated physical activity, taking into account individual indicators of physical and psychological health. The scientific novelty of the study consists in identifying the factors and prerequisites that determine the preservation of productive professional longevity of teachers, justifying the need to organize stimulated physical activity as a means of maintaining performance and preserving the psychosomatic health of teachers. Practical significance. The identified organizational and methodological approaches to the use of modern means of stimulated motor activity make it possible to develop methods of health training for female teachers of pre-retirement and retirement age, ensuring their professional and creative longevity.
Key words: teacher, professional longevity, teaching activity, health, professional burnout, preretirement and retirement age, physical and psychological health, women teachers.
For citation: Lubov I. Kostyunina*, Olga L. Bystrova, Yuriy M. Postnov, Andrey N. Katenkov. Professional longevity of teachers: psychological and pedagogical aspects of considering the problem. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 150-158.
Статья подготовлена при поддержке внутривузовского гранта ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (Приказ № 69 от 21.03.2024) «Стимулируемая двигательная активность как средство сохранения профессионального и творческого долголетия педагогов вуза»
Введение
Несмотря на многочисленные реформы в системе пенсионного обеспечения, призванных обеспечить достойные социальные, бытовые условия, качественную медицинскую помощь, физическое и психоэмоциональное благополучие пожилых людей, все больше лиц пенсионного возраста продолжают свою профессиональную деятельность. Профессиональная активность пожилых людей обусловлена как необходимостью материального обеспечения дальнейшей жизнедеятельности (маленькая пенсия, значительные затраты на коммунальные услуги, расходы на лечение и др.), так и интересом к своей профессиональной деятельности (особенно у представителей сферы культуры, искусства, образования и др.), потребностью общения, сохранения социальных связей. Это подтверждается и данными зарубежных исследований, так американские исследователи в качестве причин того, что большинство людей, приближающихся к традиционному пенсионному возрасту и на самом деле не желающих выходить на пенсию, указывают также на то, что некоторые из них испытывают бремя нищеты, что обусловливает необходимость продолжения работы; большинство, из числа продолжающих профессиональную деятельность, заинтересованы в том, чтобы оставаться активными участниками жизни общества [1, 11].
В связи с вовлечённостью пожилых людей в трудовой процесс Всемирная организация здравоохранения (далее, ВОЗ) определила дальнейшие приоритеты, касающиеся пожилого населения и работников, разработав концепцию «здорового старения». Десятилетие здорового старения (2021-2030 гг.) провозглашённое ВОЗ, направлено на координацию и стимулирование усилий гражданского общества, правительств стран, специалистов и ученых, обеспечивающих улучшение жизни пожилых людей, возможность реализации каждым из них своего личностного потенциала в достойных и равных условиях проживания в здоровой окружающей среде. Таким образом, основные положения концепции обусловливают ответственность общества, различных служб и министерств, как за социальные гарантии по поддержке «здорового старения» за длительное участие человека в труде, так и за создание условий для сохранения активного профессионального долголетия пожилых людей с учетом их собственных ценностных ориентиров [1].
Цель исследования - теоретико-методическое рассмотрение проблемы демографического старения населения России, факторов и предпосылок сохранения профессионального долголетия педагогов вуза.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к рассмотрению проблемы демографического старения населения и профессионального долголетия педагогов на нормативном и научно-методическом уровне.
2. Обосновать необходимость разработки программы поддержки и сопровождения профессионального долголетия преподавателей-женщин второго зрелого и пожилого возраста на основе применения современных средств стимулируемой двигательной активности.
Материалы и методы
Анализ нормативных документов и научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании принимали участие преподаватели ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия.
Результаты и обсуждение
Раннее принимаемые правительством России законодательные акты, реализуемые проекты на федеральном, региональном уровне, прежде всего, были направлены на создание старшему поколению достойных социальных и бытовых условий, оказание качественной медицинской помощи, содействие активной социальной жизни на основе возможности выбора форм активности с учетом индивидуальных интересов и потребностей, состояния физического здоровья [3, 11]. В настоящее время актуальным является создание старшему поколению условий для сохранения трудоспособности и здоровья, в целях продления профессиональной деятельности. В России в рамках национального проекта «Демография» уже реализуется федеральный проект «Старшее поколение». Он включает в себя несколько блоков, в том числе «Здоровье граждан старшего возраста», «Достойная жизнь в старшем возрасте» и «Активное участие в жизни общества». Концепция демографической политики РФ до 2025 г. предусматривает «... разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи». Тенденция к старению населения в России обусловила и проведение пенсионной реформы, в соответствии с которой произошло увеличение пенсионного возраста на 5 лет [7]. В послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового, отдельного, национального проекта - «Продолжительная и активная жизнь», который направлен не только на повышение ожидаемой продолжительности жизни в России до 78 лет, но и, на продление здорового и активного профессионального долголетия [11].
Вопросы профессионального долголетия на основе сохранения здоровья и работоспособности; разработка научно обоснованных технологий продления профессионального долголетия требуют создания условий и мер поддержки, как на государственном уровне, так и на местах профессиональной деятельности. Проблема сохранения профессионального долголетия особенно актуальна в педагогической среде ввиду стремительного старения как общества в целом, так и конкретно — профессионального
педагогического сообщества России [4-6, 8].
Высокий уровень стресогенности профессиональной деятельности учителей, преподавателей вуза обусловлен постоянно меняющимися требованиями к содержанию образования в условиях его модернизации и цифровизации; требованиями к обеспечению достижения должных образовательных результатов; необходимостью ведения значительного объема рутинной работы по заполнению различных отчетных документов, а также сложностью организации педагогической, воспитательной работы все с большим количеством школьников, имеющих психические расстройства и аномалии развития, выстраивания коммуникативных связей их родителями и др. В условиях отсутствия достойной оплаты труда, учителя вынуждены работать на 1,5 и более ставок, заниматься дополнительными подработками в виде репетиторства. Высокий уровень загруженности работой не позволяет педагогам получить полноценный отдых и восстановление, что приводит к утрате жизненной энергии, эмоциональному неблагополучию и выгоранию. Как следствие, на этапе профессионального становления (возраст до 35 лет) и после 45 лет (когда учитель вступает в самый продуктивный период своей педагогической деятельности, в тоже время возможно проявление кризиса профессиональной деятельности) самый востребованный контингент учителей задумывается о смене профессиональной деятельности. В связи с этим, на сегодняшний день большая часть проблем обучения, воспитания, развития детей школьного возраста решается усилиями педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. В ходе организованного международного исследования по вопросам преподавания и обучения в общеобразовательных школах (Teaching and Learning International Survey, 2018) было установлено, что возраст педагогов в среднем по России приближается к 50 годам (предпенсионный возраст) [6].
По мнению Н.Г. Зотовой (2018, 2020, 2022), вопросы оценки сохранения должного уровня профессиональной работоспособности и продуктивности труда педагога предпенсионного и пенсионного возраста необходимо рассматривать в плане выявления и сохранения психологических резервов личности педагога. Исследователь отмечает, что это связано с экзистенциальными проблемами личности, характерными для данного возрастного этапа, которые усложняются кризисными факторами педагогической деятельности, что в совокупности приводит к снижению социальной и когнитивной активности [6]. На основе многолетнего изучения психологического механизма профессионального самоопределения личности Н.Г. Зотовой представлено следующее определение профессионального долголетия педагога: «Профессиональное долголетие педагога- это динамическое образование, отражающее не только длительность профессиональной активности, но и психологические особенности ее ценностной регуляции, проявляющиеся в иерархии профессиональных
предпочтений, демонстрирующих профессиональную эффективность, работоспособность, готовность к саморазвитию и самореализации, безусловное следование ценностям профессиональной деятельности» [1 -6].
Автором выделены две ключевые стратегии профессионализации педагогов на заключительном этапе профессионального развития - «профессиональное долголетие», «доживание в профессии», в основе рассмотрения которых, ценностная ориентация педагога к продолжению профессиональной деятельности. Данные стратегии формируются в процессе профессионального развития педагога, чаще всего, стихийно, поскольку в современных условиях у молодых педагогов, как правило, отсутствует установка на длительное пребывание в профессии. В связи с этим, по мнению автора, необходима специальная работа по психологическому сопровождению профессионального развития педагога в плане подготовки к его заключительному этапу профессиональной деятельности на основе выявления его внутриличностных и социально-профессиональных потребностей на всех этапах профессионального становления [5]. Накопленный жизненный опыт, образ жизни, жизненные ценности, личностные смыслы обусловливают выстраивание индивидуальной модели профессиональной деятельности педагога, которая будет способствовать сохранению профессионального долголетия или, наоборот, оставит возможность «доживания в профессии». Автор отмечает, что «Создание условий, обеспечивающих приверженность своей профессии, стремление к профессиональному росту, направленность на самораскрытие и самореализацию именно в «своей» «родной» профессиональной среде обусловят в дальнейшем выбор той или иной стратегии профессионального долголетия» [6].
Психологическое здоровье и составляющие его компоненты являются ведущим фактором, влияющим на продолжительность профессиональной деятельности педагога. Педагог ежедневно сталкивается с высокоинтенсивными нагрузками, которые являются потенциально эмоциогенными, в связи с чем, наступает эмоциональное выгорание и опустошение, что снижает уровень психологического здоровья. Выявленные риски психоэмоционального состояния, саморегуляция поведения, самоотношение и межличностное взаимодействие с окружающими актуализируют феномен «профессионального долголетия» и составляют основу психологического здоровья. По мнению В.В. Барабанщиковой, О.А. Климовой (2015), «аккумулирующее действие переживаний профессионального стресса формирует профессиональную деформацию, негативно влияющую на психологическое здоровье, вследствие чего сокращается профессиональный путь» [2]. В исследованиях Н.В. Горбуновой, А.С. Фетисова (2023) выявлены ключевые показатели психологического здоровья педагога, определяющие профессиональное долголетие: самоотношение - педагоги старшей возрастной группы
характеризуются сниженной способностью или нежеланием осознавать и признавать собственное Я; саморегуляция поведения - сниженный уровень показателей регулятивно-личностных свойств у возрастных педагогов. В каждой образовательной организации необходимо создавать условия благоприятной профессиональной среды для улучшения качества возрастного психологического здоровья [8].
Проблема исследования профессионального долголетия в различных сферах профессиональной деятельности, помимо педагогической, привлекает внимание психологов, социологов, медиков, экономистов и др. На сегодняшний день накоплен значительный объем исследовательского материала по вопросам выявления факторов, влияющих на сохранение профессионального долголетия; управления профессиональным здоровьем работника на рабочем месте с целью повышения его физического, эмоционального и психологического благополучия, поддержания здоровья и продуктивности работников старшего возраста; продления активного периода жизни и профессионального долголетия [3, 5, 7, 11].
Приоритетной ценностью в жизнедеятельности человека, независимо от характера профессиональной деятельности (особенно с увеличением возраста) является здоровье. Поэтому на всех этапах профессиональной деятельности необходимо формировать у педагогов стратегию на ведение здорового образа жизни, побуждать к здоровьесберегающему поведению. Глобальная стратегия по здоровому старению нацеливает на сохранение функциональной способности человека, проявляющейся, в частности, в профессиональном долголетии, путем поддержания индивидуальной жизнестойкости услугами здравоохранения, а также создания условий, компенсирующих потери функциональной способности [7,]. А.С. Башкиревой, О.Г. Хурцилава (2013) доказана необходимость дальнейших исследований, посвященных использованию инновационных геронтотехнологий на основе многоуровневого подхода, в целях профилактики преждевременного снижения профессиональной работоспособности, замедления процессов старения организма работников, снижения уровня смертности и увеличения профессионального долголетия [3].
Особая роль в обеспечении профессионального долголетия педагогов принадлежит современной системе общественного здравоохранения, задачей которой является продление трудоспособности человека путем скрининга и мониторинга изменений профессиональной работоспособности и темпов старения в различных профессиональных группах и комплексной реализации мер по поддержанию индивидуальной жизнестойкости и компенсации, снижающейся с возрастом функциональной способности. Исследователи указывают на необходимость системного проведения медико-профилактических и восстановительно-реабилитационных мероприятий; разработки рекомендаций по выявлению донозологических состояний, определению признаков утомления, психической дезадаптации и астении;
разработки технологий формирования и активизации резервов здоровья, повышения адаптивных возможностей организма, продления активного периода жизни и профессионального долголетия [2,8]. Успешность профилактической и реабилитационной работы должны обеспечиваться организацией динамического наблюдения за психосоматическим статусом человека, созданием условий для его профессионального развития при участии управленческих структур, работодателей и при широком вовлечении и заинтересованности самих работников [3].
Снижение работоспособности, продолжительности профессиональной деятельности, зачастую сопровождаются процессами профессиональной деформации и личностной деструкции, напрямую связанных с гиподинамией, отсутствием должного объема двигательной активности, сформированности навыков здорового образа жизни. Двигательная активность является наиболее эффективным средством профилактики профессионального выгорания педагогов, снижения уровня эмоционального истощения, сохранения профессионального долголетия [2, 4, 9,]. В исследованиях О.Н. Федоровой с соавторами показано, что физкультурно-оздоровительные тренировки, проводимые в удобное время, обеспечивают необходимый уровень двигательной активности женщин-преподавателей и способствуют повышению их работоспособности, улучшению соматического и психоэмоционального состояния [11]. Регулярные физические упражнения способны восполнить двигательный дефицит, но каждый человек должен сам осознать необходимость в двигательной активности, контролировать объем двигательной нагрузки в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями [9].
Тенденции развития демографической ситуации (снижение рождаемости, повышение продолжительности жизни; повышение уровня смертности населения трудоспособного возраста; показатели вовлеченности в трудовую деятельность все большего количества лиц предпенсионного и пенсионного возраста; принятие нормативных актов, программ, направленных не только на повышение ожидаемой продолжительности жизни, но и, на продление здорового и активного профессионального долголетия) указывают на необходимость изучения проблемы глобального старения населения как в целом, так и представителей отдельных профессий [5, 10-11].
Проблема профессионального долголетия особую актуальность приобретает в системе высшего педагогического образования. С вопросами демографического старения сталкивается большинство педагогических вузов, что связано со снижением притока молодых кадров. К педагогам вуза предъявляются все более возрастающие требования к уровню публикационной активности, постоянному совершенствованию навыков работы в цифровой среде, повышению объема учебно-методической работы и др. При этом у молодых педагогов достаточно низкий
уровень должностных окладов и компенсирование заработной платы осуществляется за счет увеличения учебной нагрузки, что обусловливает высокий степень профессионального утомления в условиях отсутствия времени на полноценное восстановление и отдых. Проведенный анализ кадровой справки ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (таблица) указывает на нарастающую тенденцию старения профессорско-педагогического состава (далее, ППС).
Таблица
Возраст Женщины Мужчины Итого
П % П % п %
До 39 лет 37 19,0 16 16,0 53 20,7
40 - 49 лет 66 34,4 15 23,4 81 31,6
50 - 65 лет 79 41,1 29 45,3 108 42,2
66 и выше 10 5,2 4 6,3 14 5,5
Всего 192 75,0 64 25,0 256
Анализ контингента ППС Ф
ЪОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (апрель 2024)
Необходимо отметить, что 75% из числа ППС составляют женщины, что типично для педагогических вузов (в школах данный показатель составляет около 90%). При этом, независимо от гендерного состава, наблюдается примерно равное процентное соотношение ППС в каждой возрастной группе. Наименее представлена возрастная группа до 39 лет: 19,0% женщин, и, соответственно, 20,7 % мужчин. При этом, в качестве критериев обеспеченности кадровыми ресурсами Министерством просвещения РФ установлен целевой индикатор «не менее 30%», что указывает уже на необходимость разработки мер по привлечению молодых педагогов к профессиональной педагогической деятельности в вузе, создания условий привлекательности и возможности профессиональной самореализации. Как показывает опрос молодых преподавателей ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», их профессиональный выбор обусловлен, прежде всего, интересом к педагогической деятельности именно в рамках подготовки будущих учителей и, с возможностью личного профессионального роста в процессе обучения в аспирантуре, получения ученой степени (78,2 %). 11,9% опрошенных хотят найти свое призвание в науке, построить научную карьеру; 10,9% респондентов будут определять свою траекторию профессиональной деятельности исходя из того, в какой сфере научно-педагогической, воспитательной работы они будут более успешны. В качестве определяющих факторов дальнейшей работы в вузе они отмечают необходимость поддержки и сопровождения научных исследований в рамках диссертационного исследования, внутривузовских грантов молодых ученых (88,9%); реализации программ, направленных на решение социально-бытовых проблем, здоровья и отдыха (жилье, детские садики, возможность организации отдыха, досуга, медицинское обслуживание и др.) - 79,5%. На необходимость приведения заработной платы в соответствие с майскими указами президента
России Владимира Путина (2012 г.) без увеличения учебной нагрузки до 1,5 ставок указывают практически все молодые педагоги. Останутся они в профессии или будут искать новые возможности построения профессиональной карьеры зависит от правильности принятия решений по созданию благоприятных условий их педагогической деятельности в вузе с учетом выше рассмотренных факторов.
Как и предполагалось, наиболее многочисленная возрастная группа 50-65 лет: 44,1% -женщины; 42,2%, соответственно, мужчины. На наш взгляд, данная возрастная группа преподавателей и является ведущей в плане реализации образовательной политики вуза, научно-исследовательской деятельности; обладает возможностью трансляции своего накопленного педагогического опыта молодым педагогам; развития своих научных взглядов и идей на основе вовлечения молодых коллег в различные научные школы, разработки научно-исследовательских проектов, подготовки и проведения мероприятий воспитательного, творческого, научного характера различного уровня и масштаба. Задача руководства, общественных организаций и объединений вуза создать благоприятные условия профессиональной деятельности, которые обусловят возможность дальнейшей плодотворной педагогической деятельности, как молодых, так и возрастных педагогов на основе формирования стратегии «профессионального долголетия» с учетом выявленных «дефицитов» физического здоровья, показателей психосоматического состояния, сигнализирующих о проблемах профессионального выгорания и необходимости принятия комплексных мер поддержки и сопровождения профессионального долголетия.
В ходе констатирующего педагогического эксперимента с участием 32 женщин-преподавателей возрастной группы 50-65 лет выявлены неблагоприятные факторы, которые могут оказать негативное влияние на желание педагогов и дальше продолжать свою педагогическую деятельность. За последние 2 года работы 42,0% опрошенных отмечают негативные изменения в состоянии своего здоровья. В числе причин, влияющих на здоровье, отмечают присутствие постоянных нервных нагрузок, стрессов (79,0%); отсутствие двигательной активности, как средства разрядки психо-эмоционального напряжения (52,1%); непосильную нагрузку по работе (59,7%) наличие вредных привычек (12,0%). 21% опрошенных испытывают хроническую усталость, 71,9% опрошенных отмечают, что не в полной мере могут восстановиться к следующему рабочему дню. Значимым фактором, на наш взгляд, является недостаточная объективность оценки состояния своего здоровья педагогами: 75% опрошенных указывают на наличие хронических заболеваний, при этом 95% указывают на «удовлетворительное» состояние здоровья (оценок «хорошо», «отлично» отсутствует). По-видимому, это связано с пограничными оценками состояния здоровья, на уровне «болею - не болею»; «обследован - не обследован», «отдохнул - перегружен» и пр.
Заключение
Содержательный анализ проблемы демографического старения, профессионального долголетия педагогов, выявленные факторы определяющие возможность сохранения активного профессионального долголетия, данные опроса преподавателей ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова» обусловливают необходимость разработки и реализация методик поддержания творческой, научной активности, сохранения профессионального долголетия, повышения резервных возможностей организма женщин-преподавателей второго зрелого и пожилого возраста с учетом уровня здоровья и физической активности, выявленных признаков стрессовых состояний. Поддержание профессионального и творческого долголетия педагогов вуза на основе организации стимулируемой двигательной активности с использованием современных направлений фитнеса, на наш взгляд, обеспечивает более глубокое понимание сущности взаимосвязи между физическим здоровьем, профессиональной успешностью и общим качеством жизни педагогов на основе осознанной необходимости реализации себя в различных формах физической активности, усвоения навыков организации самостоятельных форм двигательной активности, обусловливающих сохранение здоровья и профессиональное долголетие в целом. Организационной основой реализации методики занятий оздоровительной физической культурой женщин-преподавателей должны стать:
- групповые оздоровительные тренировочные занятия с использованием современных направлений фитнеса (кардионагрузки, силовые тренировки, йога, пилатес, суставная гимнастика, дыхательные практики и др);
- индивидуальные тренировочные программы самостоятельных занятий с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности, психо-соматического здоровья;
- проведение онлайн-тренингов (1 раз в 2 недели) для улучшения психоэмоционального состояния и создания доверительного взаимодействия между всеми занимающимися;
- организация совместных с инструктором онлайн-видеотрансляций для просмотров и получения методических рекомендаций по выполнению специально отобранного контента (различные направления оздоровительных тренировок);
- обеспечение обратной связи с инструктором непосредственно на стриминговой площадке, с последующими рекомендациями по самоконтролю, питанию, программированию индивидуальных занятий с помощью мессенджеров.
Данные организационно-методические подходы к организации стимулируемой двигательной активности женщин-преподавателей (возраст от 50 до 65 лет) были апробированы в ходе констатирующего педагогического эксперимента, проведенного в период с марта по июнь 2024 г. Обоснование эффективности разработанной программы
поддержки и сопровождения преподавателей-женщин второго зрелого и пожилого возраста на основе организации стимулируемой двигательной активности в целях обеспечения профессионального и творческого долголетия будет осуществляться в ходе формирующего педагогического эксперимента, планируемого на сентябрь-декабрь 2024 г. Экспериментальную программу, реализуемую в рамках внутривузовского гранта, при поддержке профсоюзного комитета преподавателей и сотрудников педагогического вуза мы рассматриваем как основу для разработки комплексной корпоративной программы ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» по сохранению здоровья, продлению профессионального долголетия, научной и творческой активности педагогов.
Список литературы:
1. Аналитический обзор проблемы здорового старения в странах Европейского региона ВОЗ и Российской федерации. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/lang,ru/.
2. Башкирева А.С., Хурцилава О.Г. Концептуальные основы профессионального долголетия трудовых ресурсов в России. Медицина труда и промышленная экология. 2013; 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-professionalnogo-dolgoletiya-trudovyh-resursov-v-rossii.
3. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Двигательная активность как средство профилактики профессионального выгорания педагогов. Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-sredstvo-profilaktiki-professionalnogo-vygoraniya-pedagogov.
4. Вторая часть национального отчета по исследованию TALIS-2018. URL: https://fioco.ru/Talis-18-results-2
5. Горбунова Н.В., Фетисов А.С. Психологическое здоровье педагога как фактор профессионального долголетия. ПНиО. 2023; 2(62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-pedagoga-kak-faktor-professionalnogo-dolgoletiya.
6. Горелов А.А., Румба О.Г., Байтлесова Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов. Ученые записки университета Лесгафта. 2012; 9(91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-povysheniya-rabotosposobnosti-zhenschin-vtorogo-perioda-zrelogo-vozrasta-rabotayuschih.
7. Доклад ООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации: «Россия перед лицом демографических вызовов». Москва. 2009: 208.
8. Зотова Н.Г. Профессиональное долголетие педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-dolgoletie-pedagoga.
9. Концепция политики активного долголетия. Научно-методологический доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2020: 40.
10. Латышевская Н.И., Беляева А.В. Гигиеническая оценка образа жизни и психоэмоционального состояния преподавателей вузов предпенсионного и пенсионного возраста: гендерные аспекты. Профилактическая медицина. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2019г. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова. 2019: 7-12.
11. Послание Президента Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585.
12. Westermann C, Kozak A, Harling M, Nienhaus A. Burnout intervention studies for inpatient elderly care nursing staff: systematic literature review. Int JNurs Stud. 2014 Jan; 51(1): 6371. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2012.12.001 PMID:23273537.
References
1. Analytical review of the problem of healthy aging in the countries of the WHO European region and the Russian Federation. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/lang,ru/
2. Bashkireva A.S., Khurtsilava O.G. Conceptual foundations of professional longevity of labor resources in Russia. Medicina truda I promyshlennaya ekologiya. 2013; 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-professionalnogo-dolgoletiya-trudovyh-resursov-v-rossii [In Russ.].
3. Begidova S.N., Begidov V.S. Motor activity as a means of preventing professional burnout of teachers. Nauchnye I obrazovatel'nye osnovy v fizicheskoj kul'ture I sporte. 2022; 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-sredstvo-profilaktiki-professionalnogo-vygoraniya-pedagogov [In Russ.].
4. The second part of the TALIS-2018 National Research Report. URL: https://fioco.ru/Talis-18-results-2
5. Gorbunova N.V., Fetisov A.S. Psychological health of a teacher as a factor of professional longevity. PNiO. 2023; 2(62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-pedagoga-kak-faktor-professionalnogo-dolgoletiya [In Russ.].
6. Gorelov A.A., Rumba O.G., Baitlesova N.K. Motor activity as a factor in improving the performance of women of the second period of adulthood working as university teachers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2012; 9(91). URL: https://cyberleninka.m/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-povysheniya-rabotosposobnosti-zhenschin-vtorogo-perioda-zrelogo-vozrasta-rabotayuschih [In RUss.].
7. UN Report on Human Development in the Russian Federation: "Russia in the face of demographic challenges." Moscow. 2009: 208
8. Zotova N.G. Professional longevity of a teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-dolgoletie-pedagoga [In Russ.].
9. The concept of active longevity policy. Nauchno-metodologicheskij doklad k XXI Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya ekonomiki I obchestva, Moskva, 202g. [Scientific and methodological report for the XXI April International Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 2020]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 2020: 40 [In Russ.].
10. Latyshevskaya N.I., Belyaeva A.V. Hygienic assessment of lifestyle and psycho-emotional state of university teachers of pre-retirement and retirement age: gender aspects. Profilakticheskaya medicina. Sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 14-15 noyabrya 2019 g. [Preventive medicine. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Petersburg, November 14-15, 2019]. St. Petersburg: I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University. 2019: 7-12 [In Russ.].
11. The President's Message to the Federal Assembly on February 29, 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585
12. Westermann C, Kozak A, Harling M, Nienhaus A. Burnout intervention studies for inpatient elderly care nursing staff: systematic literature review. Int J Nurs Stud. 2014Jan; 51(1): 6371. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2012.12.001 PMID:23273537
Статья поступила в редакцию: 14.08.2024
Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: likostamail.ru Быстрова Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: leons66amail.ru Постнов Юрий Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: postnov. ulspu@,mail. ru
Катенков Андрей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: sportfak.0l7agmail. com